рихтер дача в тарусе
Дом Рихтера под Тарусой
1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.
По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.
В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.
К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины — часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.
Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком — среди полей и лесов, глядя на Оку.
Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара — далеко за 30 градусов.
И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:
Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни — как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.
Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу — на каменный фундамент?!
В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,
отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.
Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей — музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й — всего 4 уровня.
Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:
Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:
Над подвалом — каменный 1-й этаж:
2-й этаж — это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:
3-й этаж — это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:
С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:
Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:
Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен. А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома. Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера». Он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь. Отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке — насыпной песчаный пляж:
Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности — очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.
День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге — фантастическое ощущение в такую жару. Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу — знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.
Рихтер дача в тарусе
Все о Летней школе творчества
История «Дома на Оке» Святослава Рихтера.
Надо вспомнить также, что «Дом на Оке», появился исключительно благодаря помощи и содействию Екатерины Алексеевны Фурцевой, в то время Министра Культуры СССР. Екатерина Алексеевна убедила тогдашних руководителей области, что если «Великому Рихтеру удобно заниматься именно в этом месте, то надо предоставить ему такую возможность». Она говорила: «Пройдет время, нас всех забудут, а Рихтера будут помнить долго-долго». И была права.
«Дом на Оке» не был светским, Святослав Теофилович не приглашал туда гостей специально, но его близкие друзья, а также друзья и ученики Нины Львовны Дорлиак бывали в «Доме». Если гости приезжали на продолжительное время, то они, как правило, останавливались в ближайших деревнях: Ладыжино и Алекино, а в «Дом» приходили погостить, когда у Святослава Теофиловича наступало свободное от занятий время. В разные годы в «Доме» бывали: Евгения Михайловна Лёлина, Сильвия Федоровна Нейгауз, Вера Яковлевна Шубина, Галина и Новомир Писаренко, Беатрис Пара (сопрано, Эквадор, в то время ученица Нины Львовны Дорлиак), Денис Королёв (тенор, солист Большого Театра), Наталья Журавлева, Дмитрий Дорлиак. Позднее в «Дом» приезжали и гостили И.А. Антонова, Наталья Гутман, Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер и др. В середине 70-х годов в «Доме» жил Юрий Васильев, известный художник, знаменитый оформитель спектаклей «Театра на Таганке».
В более поздние годы Святослав Теофилович не мог, как раньше, бывать в Тарусе, столько, сколько бы ему хотелось. Бесчисленные гастроли, переезды из страны в страну не позволяли ему, как прежде, проводить здесь летнее время. Его концертов ждали по всему миру. Но Маэстро никогда не забывал о своём любимом «Доме на Оке», его всегда интересовала судьба «Дома». Он стремился в милую его сердцу Тарусу, в маленький провинциальный городок, с богатой историей.
С момента образования Фонда Святослава Рихтера, к «Дому на Оке» стали организовываться экскурсии в летнее время. К Дому также приходит много туристов, музыкантов и просто людей, которым посчастливилось познакомиться в своей жизни с творчеством Святослава Рихтера. Во время проведения ежегодного фестиваля (последняя неделя июля) традицией для Фонда и публики стало проведения концерта под открытым небом, непосредственно у «Дома» Для концерта над гаражом строиться сборная сцена а публика размещается в окрестностях «Дома» в лесу, на траве… Для гостей фестиваля организуется специальная экскурсия. Гости приплывают к «Дому» по Оке на пароходе. Многих из них поражает дивная природа этого места и скромность обитания великого музыканта. Приезжают иностранные туристы. Особое внимание к «Дому на Оке » проявляют гости из далекой Японии. (Говорят даже, что «Дом на Оке» занесен в их музыкальную энциклопедию). А Фирма « Yamaha », вскоре после основания Фонда, подарила нам рояль, который используется во время проведения Фестивалей.
Летом 2009 года при поддержке ООО «Экострой» и содействии Юрловой Татьяны Николаевны прошли ремонтно-восстановительные работы, благодаря которым, Дом удалось сохранить от постоянного разрушения.
В настоящее время Фонд собирает финансовые средства для проведения реконструкционно-отделочных работ и поддержания его технического состояния.
Блог о путешествиях
Поездка: Дракино, дача Рихтера, Трубецкое, Истомино
Редкий случай, когда удаётся отправиться в очередное путешествие на машине. Возможность посетить несколько достопримечательностей, разделённых десятками километров! Зимой включаешь «печку» и греешься, летом — кондиционер (или, по крайней мере, можно открыть окно). Такая удача произошла в минувшие выходные. Ставку решено было сделать на «зимники»: последние холодные дни, ровные снежные грейдеры (где летом одни ухабы). Калужская область, окрестности Тарусы.
Маршрут таков:
1) Дача Святослава Рихтера — N 54° 39.975′, E 37° 12.054′
2) Храм Рождества Христова в селе Трубецком — N 54° 38.522′, E 37° 9.910′
3) Истомино (усадьба) — N 54° 43.320′, E 37° 4.310′
4) Покровская церковь близ Заворово — 54° 47′ 59.36″ N 36° 58′ 33.18″ E
Если всё получается проехать быстро, возвращаемся через Вознесенье и Алексин.
Место встречи — Дракино (N54° 51.183′, E37° 16.080′):
На месте села Дракино был древний пограничный город-крепость Лобынск, ровесник Москвы, закрывавший важный торговый путь по реке Протве, от него сохранились лишь едва различимые валы древнего города-крепости Лобынска. Здесь в 1147 г. мятежный и беспокойный князь Святослав Ольгович («Гориславичем» звали его на Руси, много бед и разорений принес он своей земле, трижды приводил половецкие войска) получил знаменитое ныне письмо от своего двоюродного племянника князя владимиро-суздальского Юрия Владимировича Долгорукого, которое начиналось словами: «Приди ко мне во град Москов». С этого года и ведет отсчет своего возраста столица нашей Родины. И стоит трогательная маленькая церковка во имя св. великомучеников Бориса и Глеба, покровителей воинства, построенная в 1684 г. До XIX в. она была еще меньше, существовал лишь центральный объем с апсидой да отдельно стоящая колоколенка, от нее сохранились только два нижних яруса, верхний начала XIX в. Растесаны окна, изменена кровля — и все равно от этой церквушки веет патриархальной сельской стариной.
В центре Дракино на высоком основании установлен истребитель МиГ-3. На пьедестале этого памятника летчикам 49-й армии посвящена надпись: «Здесь в октябре 1941 г. доблестные воины 49-й армии остановили немецко-фашистские полчища, рвавшиеся к Москве. Во время Битвы за Москву здесь проходил рубеж обороны 49 армии. В пойме р.Оки располагались полевые аэродромы истребителей и бомбардировщиков. Есть памятник летчикам 49 армии. 17 декабря 1941 г. с этих рубежей они во взаимодействии с войсками 43-й армии перешли в решительное наступление и разгромили врага». Сегодня в Дракино, на аэродроме спортивной авиации, тренируются и соревнуются мастера, чемпионы страны, Европы и мира по самолетному спорту. Возле самолёта я и подсел к своему другу в машину.
Для начала, едем к берегу Оки — на дачу Святослава Рихтера. Навигатор выбрал кратчайший путь, который в итоге упёрся в свеже-отстроенные коттеджи и заброшенный пионерлагерь. Кругом заборы. Уточнили у местных, сделали крюк, и подъехали на те-же 1,5 км, но уже с другой стороны. Как бы не было удивительно, но при наличии нескольких указателей «На дачу Рихтера», дорога грунтовая — прокатанная от коровников. Две нивы рыбаков перед нами застряли в снегу на этом 1,5км-вом участке (благо сельхозтехника рядом). Идём пешком по сугробам… И вот он — мрачный дом на берегу:
В конце 1950-х гг. на высоком берегу Оки пианист С.Т. Рихтер построил дачу — деревянный вытянутый вверх дом, с верхних этажей которого открывается вид на реку. Впоследствии дача была передана музыкантом в созданный им же Тарусский фонд. В Тарусе ежегодно проходит Музыкальный фестиваль фонда Святослава Рихтера. Концерты проводятся и возле «Дома на Оке», как называют дачу Рихтера. Позже, в 1971 году на Рихтер приобрел другую дачу Николиной Горе. Его друзья рассказывали: «Слава хотел быть поближе к столице и природе одновременно». Маэстро оставил себе прекрасный загородный дом в Тарусе, но он был от Москвы далековато.
Местность здесь очень скромная — нет той зрелищность, что в Поленово или Тарусе. Топаем обратно к машине…
Без проблем находим Храм Рождества Христова в селе Трубецком. Остановиться, правда, негде — грейдер есть, а чистой площадки для остановки ни одной. Находим уголок только метров за 300 от Храма. Окна зарешечены, дверь на замке, заглянуть смогли лишь в щёлочку.
Засекины, Долгоруковы, Мусины-Пушкины, Суворовы и Минквицы. Все эти громкие и известные в России фамилии объединяет одно – им принадлежала старая усадьба в селе Трубецком, что расположено всего в семи километрах к югу от Тарусы. Всё, что осталось от усадьбы – старый парк из лип, посаженных квадратами, несколько прудов, давно заброшенный плодовый сад и храм. Церковь Рождества Христова. В 1768 году был построен первый храм в Трубецком. Это была деревянная Христорождественская церковь, построенная князем Василием Михайловичем Долгоруковым. А в 1904 году по прошению священника Василия Петровича Знаменского, был возведён каменный храм. На проектирование храма, сбор средств на его постройку ушло несколько лет. Наконец, храм был построен и 9 ноября 1909 года освящён.
Дальше мы решили не тратить драгоценное время и срезать по ещё одному грейдеру через поле в сторону Вознесенья. Всё-таки до Заворово (п.4 маршрута) ехать опасно далеко — одни просёлочные дороги (неизвестно — расчищены ли они). Попытка эта стала неудачной: мы застряли на часа — два. После форсирования поля у дачи Рихтера, одежда слегка промокла, а после этих «раскопок» — стала вообще сырой. Но руки мы не опустили, и, чтобы поездку всё-же засчитать успешной, поехали в Истомино:
Пришлось возвращаться в Тарусу, далее по другой дороге ехать практически до моста через одноимённую реку. Немного проехав вдоль реки Таруса, видим маковку церкви. Но селу мало одного такого замечательного Храма! Первое, что мы видим — это строительство новой Церкви. В Интернете не удалось найти ни слова об этом. А на тот момент мы, изрядно промокшие, думали лишь о том, чтобы побыстрее всё осмотреть и отправиться в обратный путь, потому и не поинтересовались.
Первое упоминание об усадьбе Истомино встречается в писцовой книге Тарусского уезда и относится к 1720 году. Владельцем усадьбы в то время был Пётр Андреевич Толстой, родоначальник рода Толстых. Он был блестящим дипломатом, ритором, замечательным литератором, владел иностранными языками и перевел «Метаморфозы» Овидия. 1725 год был значимой вехой в истории рода Толстых. В своё время Петр Андреевич Толстой начинал службу ещё стольником у царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Первого. Тогда он не имел почти ни гроша в кармане, как говорится, ничего за душой, а в этом 1725 году дослужился до чина верховного маршала. Такая карьера сама по себе была почти невероятным, очень редким явлением в то время. Пётр Первый высоко ценил Петра Толстого. Именно в последние годы жизни царь пожаловал Толстым имение Истомино. Пётр Андреевич также был награжден редчайшим тогда орденом Андрея Первозванного. Будучи верховным маршалом во время коронования в Москве Екатерины I, он на другой день был пожалован в графское достоинство, о чем Петр известил Сенат собственноручной запиской: «Объявить тайному действительному советнику Толстому издание графства и наследникам его». Его сын, Иван Петрович Толстой – прадед великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. В те годы в Истомино строится главный усадебный дом. Он был построен традиционно в дереве и простоял так до конца восемнадцатого века, а в 1725 году стараниями Ивана Петровича рядом с усадьбой возводится Успенская церковь. Однако, недолго семейству Толстых довелось пожить в тиши и спокойствии. Через два года Екатерина I на смертном одре подписала указ о ссылке Петра Андреевича Толстого в Соловецкий монастырь. Их фамильное имение Истомино перешло в собственность царской семьи. В доме и вообще в усадьбе проживали в основном только управляющие, поэтому дом так долго не перестраивался.
Прекрасная панорама с видом на реку Тарусу, окрестные деревни и силуэтом высокого храма на верхушке холма была весьма подходящим и для обустройства усадебного дома и для устройства английского пейзажного парка, который тогда был в моде в великосветских кругах. Конечно, не менее важна была и близость храма к усадьбе. С 1782 года дворцовое имение Истомино принадлежало уже Николаю Николаевичу Маслову (1734 – 1803). С появлением нового хозяина началось, естественно, и новая жизнь: и храм, и усадьба «ожили», активно строились и обустраивались. … Храм Успения Пресвятой Богородицы всегда содержался в большем порядке и имел очень хороший вид в связи с тем, что буквально все последующие владельцы села Истомино и его окрестностей, в основном купцы из Тарусы, делали пожертвование и обновление интерьеров и экстерьеров церкви. Например, можно вспомнить последнего владельца усадьбы в Истомино, особенно усердного прихожанина Захара Лихоманова, выходца из простой крестьянской семьи деревни Ложкино, ставшего богатым тарусским купцом. И после революции 1917 года истоминский храм оставался действующим. В местных архивах можно обнаружить описи церковного имущества 1922 года, к которым прилагаются и описания внутреннего убранства церкви. Xрам Успения в Истомино оставался действующим до середины 1970–х годов, в 1974 году был закрыт и разграблен, и только сейчас делаются первые попытки по его восстановлению. В здании же усадьбы ныне размещается сельская школа-девятилетка.
Главный дом, сооруженный в нач. XVIII в., и затем перестроенный в XIX, непритязательной архитектуры. Классицизм оказался чуждым барочной планировке с двумя боковыми ризалитами. Дворовый фасад прост, да и парковый, с примыкавшей лоджией и балконом после их разборки так же многое потерял в наружном облике. Отсюда выходили в яблоневый сад и парк, разбитый на плавно понижающемся склоне к реке Тарусе, а семейные праздники устраивали во дворе.
Обратите, пожалуйста, внимание не окна! — Та половина дома, что с полукруглыми сверху окнами, это и есть старый усадебный дом! Да, он был такой маленький. Симметричный с обоих сторон, он имел посередине на втором этаже балкончики. Остальная «безлико-прямоугольная» часть — это пристройка 70-х годов. Сейчас дом пустует, нет тут больше никакой школы. Местные, правда, сказали, что передали какому-то спортивному центру. Но тут, вдалеке от стадионов. Зачем? Также, они отметили, что пристройка 70-х годов — вся течёт и трещит по швам. А вот старая часть здания — держится стойко все эти годы! Вход в дом, очевидно, был сос стороны «пристройки» — т.к. двери в помещении, нам рассказали, не вырубали, использовали существующие.
Ко двору лицевой стороной обращен грот — своеобразная эстрада для музыкантов:
О доме на Оке
«Дом на Оке» появился в жизни Святослава Теофиловича в конце 50-х годов прошлого века. В те годы Святослав Теофилович мечтал жить и заниматься в летнее время в каком-нибудь красивом, тихом и нелюдном месте. Ни дачи, никакого загородного дома у него тогда не было. Такое место нашлось в семи километрах от г. Тарусы Калужской области, где действительно в радиусе полутора километров не было никаких поселений, а стояла лишь крошечная заброшенная избушка. Избушка эта, (бывший домик бакенщика), принадлежала Алексинскому пароходству, а освободилась она в связи с тем, что бакенщикам выдали моторные лодки, вместо весельных, и у них появилась возможность преодолевать большие расстояния по Оке. Домик был расположен в живописном месте, на высоком берегу Оки, на опушке леса. Святославу Теофиловичу очень понравилось это место. Он выкупил пустовавший домик у пароходства и «поселился» в нем со своим маленьким кабинетным роялем. Со временем, рядом с избушкой, был выстроен «Дом на Оке», необычный по архитектуре, и очень скромный, как и подобает быть дому «в глуши», на опушке леса. При строительстве «Дома» Святославу Теофиловичу помогал его друг – Владимир Алексеевич Мороз. Отапливался «Дом» печкой, освещался свечами и керосиновыми лампами, а вода была в роднике. На недостаток удобств, Святослав Теофилович не только не сетовал, а наоборот радовался такому образу жизни. «С солнышком ложиться, с солнышком вставать», — был его девиз.
Надо вспомнить также, что «Дом на Оке», появился исключительно благодаря помощи и содействию Екатерины Алексеевны Фурцевой, в то время Министра Культуры СССР. Екатерина Алексеевна убедила тогдашних руководителей области, что если «Великому Рихтеру удобно заниматься именно в этом месте, то надо предоставить ему такую возможность». Она говорила: «Пройдет время, нас всех забудут, а Рихтера будут помнить долго-долго». И была права.
С тех самых пор в «Доме на Оке» летом звучала прекрасная музыка. Именно в 60-х – 70-х годах, в летнее время, Маэстро там много и плодотворно занимался. Он считал это место — превосходным для творчества. К.Г. Паустовский, живший в те времена в Тарусе, написал об этом рассказ «Избушка в лесу». Святослав Теофилович очень любил ходить пешком по окрестностям Тарусы, наслаждался дивной природой этих мест, которой до него восхищались В.Д. Поленов, В.Э. Борисов-Мусатов, М.И. Цветаева, К.Г. Паустовский и многие другие выдающиеся люди России, в своё время, посвятившие творчество Тарусе. Известно, что именно в «Доме на Оке», в течение одного летного сезона 1960 года, С. Рихтер подготовил около десятка различных музыкальных программ для своих первых гастролей в США. Эта поездка С. Рихтера в США поразила весь музыкальный мир обширностью представленных программ и уникальностью их исполнения.
«Дом на Оке» не был светским, Святослав Теофилович не приглашал туда гостей специально, но его близкие друзья, а также друзья и ученики Нины Львовны Дорлиак бывали в «Доме». Если гости приезжали на продолжительное время, то они, как правило, останавливались в ближайших деревнях: Ладыжино и Алекино, а в «Дом» приходили погостить, когда у Святослава Теофиловича наступало свободное от занятий время. В разные годы в «Доме» бывали: Евгения Михайловна Лёлина, Сильвия Федоровна Нейгауз, Вера Яковлевна Шубина, Галина и Новомир Писаренко, Беатрис Пара (сопрано, Эквадор, в то время ученица Нины Львовны Дорлиак), Денис Королёв (тенор, солист Большого Театра), Наталья Журавлева, Дмитрий Дорлиак. Позднее в «Дом» приезжали и гостили И.А. Антонова, Наталья Гутман, Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер и др. В середине 70-х годов в «Доме» жил Юрий Васильев, известный художник, знаменитый оформитель спектаклей «Театра на Таганке».
В более поздние годы Святослав Теофилович не мог, как раньше, бывать в Тарусе, столько, сколько бы ему хотелось. Бесчисленные гастроли, переезды из страны в страну не позволяли ему, как прежде, проводить здесь летнее время. Его концертов ждали по всему миру. Но Маэстро никогда не забывал о своём любимом «Доме на Оке», его всегда интересовала судьба «Дома». Он стремился в милую его сердцу Тарусу, в маленький провинциальный городок, с богатой историей.
В конце 80-х годов у С. Рихтера окончательно сформировалась идея о создании в Тарусе «Дома творчества молодых музыкантов и художников». Это своего рода «Летняя творческая лаборатория», где молодые талантливые музыканты и художники, могли бы плодотворно заниматься в его «Доме на Оке», так же как и он в своё время. Маэстро очень любил уютную Тарусу и хотел отдать своего рода долг любимому месту. «Надо сделать что-то хорошее для Тарусы», — это были его слова, которые позже оформились в проведении в Тарусе ежегодных музыкально-художественных фестивалей.
С момента образования Фонда Святослава Рихтера, к «Дому на Оке» стали организовываться экскурсии в летнее время. К Дому также приходит много туристов, музыкантов и просто людей, которым посчастливилось познакомиться в своей жизни с творчеством Святослава Рихтера. Во время проведения ежегодного фестиваля (последняя неделя июля) традицией для Фонда и публики стало проведения концерта под открытым небом, непосредственно у «Дома» Для концерта над гаражом строиться сборная сцена а публика размещается в окрестностях «Дома» в лесу, на траве… Для гостей фестиваля организуется специальная экскурсия. Гости приплывают к «Дому» по Оке на пароходе. Многих из них поражает дивная природа этого места и скромность обитания великого музыканта. Приезжают иностранные туристы. Особое внимание к «Дому на Оке » проявляют гости из далекой Японии. (Говорят даже, что «Дом на Оке» занесен в их музыкальную энциклопедию). А Фирма «Yamaha», вскоре после основания Фонда, подарила нам рояль, который используется во время проведения Фестивалей.
Летом 2009 года при поддержке ООО «Экострой» и содействии Юрловой Татьяны Николаевны прошли ремонтно-восстановительные работы, благодаря которым, Дом удалось сохранить от постоянного разрушения.
В настоящее время Фонд собирает финансовые средства для проведения реконструкционно-отделочных работ и поддержания его технического состояния.