решения для переговорных комнат
Джентльменский набор для переговорки: как оборудовать удобную переговорную комнату
Начать встречу из дома, продолжить в машине, а закончить в офисе за чашкой крепкого кофе с коллегами? Почему бы и нет. Конечно, если функционал переговорной комнаты позволяет проводить такие собрания. На примере переговорок, оборудованных сотрудниками STEP LOGIC для сотрудников STEP LOGIC, рассказываем, как без потери качества коммуникаций объединить офис с удаленными рабочими местами и заказчиками и создать комфортную атмосферу для проведения встреч.
Три года назад перед компанией встала задача оборудовать в офисе удобные для совместной работы переговорные комнаты. Во многом это помогло нам спокойно пережить локдаун, потому что после перевода сотрудников на удаленку буквально все бросились выстраивать системы ВКС, а у нас они успешно применялись уже не первый год. В этой статье подробно расскажем о технологиях, которые были использованы при строительстве.
Cisco как основа
Так как инфраструктура офиса преимущественно построена на оборудовании Cisco, в качестве платформы видеоконференций в переговорных комнатах мы взяли Webex. Именно благодаря этому наши сотрудники могут подключаться с различных персональных устройств без установки ПО через браузер.
Выбор видеотерминала был основан на двух критериях – удобстве использования и возможности автоматического трекинга камеры на выступающего. Казалось бы, эта опция, скорее, приятное дополнение, но именно за счет нее у удаленных участников встречи формируется эффект присутствия. Обычные камеры снимают все помещение, поэтому тем, кто подключается дистанционно, тяжело распознать выступающего. Трекинг эту проблему решает – изображение «говорящей головы» выводится на экран крупным планом.
Механика трекинга может быть разной. Например, на рис.1 эту функцию выполняет Cisco Quad Camera — четырехобъективный блок камер с одной широкоугольной камерой и тремя телекамерами с разрешением 5К, который имеет встроенный микрофонный массив для точного определения направления голоса. За счет высокого разрешения камер алгоритм трекинга “вырезает” выступающего из всего изображения и показывает его в разрешении 2К. Другие камеры тоже задействованы в процессе — они постоянно находятся «начеку», готовятся к поиску и отображению следующего активного говорящего.
Рис.1. Видеотерминал Cisco Room Kit Plus
На рис. 2 за автоматический трекинг отвечает система Cisco SpeakerTrack. Она имеет две PTZ камеры с разрешением 2К и встроенный микрофонный массив. В то время как одна из камер находит активного говорящего и показывает его крупным планом, другая — пребывает в активном поиске следующей «говорящей головы».
Рис. 2. Система видеоконференцсвязи Cisco TelePresence MX800
Кстати, в первом случае комплект мы собирали самостоятельно, а во втором — все оборудование было «под ключ», включая ТВ, сенсорные панели и тд.
Дополнительные детали
Естественно, система видеоконференцсвязи — это лишь часть комплексного проекта. Для того, чтобы паззл сошелся, мы включили в него дополнительные решения для создания комфортной среды при совместной работе.
Для отображения контента в переговорных используется Crestron AirMedia. AirMedia — это презентационный сервер, принимающий и передающий данные с пользовательских устройств — смартфоны, планшеты, ноутбуки — по беспроводному каналу. Решение примирило служителей сект пользователей Windows и Mac OS, так как к нему можно подключать устройства на обеих операционках. Система также совместима с Apple IOS и Android, поддерживает передачу изображений и документов в формате PowerPoint, Excel, Word и PDF, а также звук и видео. В режиме Quad View на общий экран можно одновременно вывести до четырёх источников. AirMedia интегрируется в корпоративную сеть, что избавляет наших коллег от необходимости переключаться между сетями Wi-Fi.
Управление видеокомплексом осуществляется с сенсорной панели. С помощью нее можно включить комплекс, начать звонок, отрегулировать громкость звука, найти абонента в записной книжке компании, управлять микрофоном и в случае необходимости применить «mute».
Для совместной работы наши коллеги используют интерактивную доску (Smart) — дисплей, который может работать как обычная маркерная доска: на ней «пишут» с помощью стилуса и электронных чернил и стирают ладонью. Сохраняются записи во внутренней памяти нажатием одной кнопки. На панели расположен QR-код. Отсканировав его, можно синхронизировать панель со своим устройством и все написанное на дисплее сразу отображается на нем и наоборот. Предоставить доступ к просмотру и внесению записей на панели в режиме реального времени можно одновременно 250 пользователям. Для этого достаточно выслать им ссылку на email, по СМС, в WhatsApp, через AirDrop или любым другим удобным способом.
Узнать о загруженности переговорных комнат помогает система бронирования Crestron, которая напрямую интегрируется с Microsoft Exchange (для пользователей Outlook и Office 365), приложением календаря Google Calendar, включая G Suite. Решение поддерживает программное обеспечение для планирования CollegeNET 25Live и Ad Astra, а также IBM Notes через локальный сервер.
Рис.6. Сенсорная панель бронирования переговорной
Организация пространства
Еще одной важной деталью является правильная организация пространства переговорной. Сотрудники должны комфортно себя в ней чувствовать, в то же время нужно выполнить все требования по установке оборудования: правильно выставить свет и сделать правильную акустику.
Чтобы избавиться от нежелательных призвуков и эхо в переговорках была выполнена специализированная отделка. Добиться оптимального уровня RT60 помогли мягкие звукопоглощающие панели. Они имеют комфортный для глаз цвет и в то же время не отвлекают внимание участников при обсуждении животрепещущих вопросов.
Коммутация всего оборудования выполнена на основе технологии HDBaseT. Благодаря этому цифровые видеосигналы передаются на расстояние без помех и артефактов по кабелю витая пара.
Если встреча затянулась, а телефону или ноутбуку срочно требуется подзарядка, то можно воспользоваться беспроводной зарядкой и розеткой 220 В, спрятанными в лючок на столе. Также в нем можно найти входы HDMI и USB C для передачи картинки и звука в высоком качестве.
Рис.8. Архитектурный лючок с беспроводной зарядкой для мобильных устройств Kramer
Еще год назад этого функционала было вполне достаточно, чтобы обеспечить удобную совместную работу. Но пандемия внесла свои коррективы и привела к осознанию, что для упрощения удаленных коммуникаций желательно иметь возможность подключения нескольких сервисов видеоконференций. Поэтому в ближайшее время мы планируем реализовать в переговорных комнатах поддержку Microsoft Teams и Skype.
Онлайн-конструктор переговорной комнаты — подбор оптимального решения ВКС
Три года назад мы опубликовали статью Оборудование ВКС для переговорных комнат. Она стала результатом труда и сборником экспертизы не одного человека, а нескольких компаний, специализирующихся многие годы на интеграции сложных решений видео-конференц-связи. На первый взгляд, ВКС и телефония — имеют много общего: общие задачи, схожий состав оборудования и аналогичная архитектура решений. Но, в реальности, с точки зрения интегратора — расчет и реализация проекта по видео-конференц-связи существенно отличается от телефонизации.
ВКС по-прежнему требует наличие экспертизы и, зачастую, проектного подхода, в то время как телефония всё больше приобретает вид «коробочных» решений.
И основная сложность заключается как раз в решениях для переговорных комнат и конференц-залов, нежели в оборудовании для персонального использования. С выбором веб-камеры и гарнитуры сейчас трудно ошибиться, другое дело большие помещения с акустическими и оптическими особенностями. А оборудование ВКС для переговорных комнат обладает таким количеством характеристик, что их значение и роль для многих пользователей остаётся загадкой.
И если даже разобраться в них подробней, часто у заказчика возникают вопросы типа:
Собирались все точные числовые характеристики оборудования, например — угол обзора, радиус захвата микрофона, кратность оптического увеличения, диагональ экрана и прочие. Неточные параметры вычислялись эмпирическим путём — по данным «с полей» или в лабораторных условиях.
Например, максимальная удалённость от экрана телевизора в зависимости от диагонали, рассчитана на основе среднего показателя испытаний нескольких десятков реальных переговорных и субъективного мнения фокус-группы. Коротко я называю это нашей экспертизой.
Затем все данные переводились в графический вид путём построения так называемых зон покрытия. В результате получалась довольно информативная анимация:
Эти анимированные гифки стали весьма популярны: я их встречал и в запросах заказчиков, и в презентациях партнёров. В тот момент меня посетила идея развития этой задумки. Несколько месяцев я пытался найти у конкурентов и производителей инструмент, позволяющий сконструировать переговорную комнату онлайн. Не нашёл. Два года я вынашивал идею, дорабатывая концепцию онлайн конфигуратора ВКС для переговорной комнаты. Еще почти год длилось воплощение идеи в жизнь, состоящее из длительного противостояния трех составляющих проекта: технического задания, возможностей платформы и бюджета. По закону жанра, выбрать можно было только два пункта из трёх, но сохранить баланс помогли затянувшиеся сроки.
Завершение работ по конфигуратору совпало с еще одним важным для меня событием — направление ВКС нашей компании выросло настолько, что стало достойно собственного сайта.
Поэтому новый онлайн-конструктор вышел под дивизом «Видеоконференция для Вас» на одноимённом сайте VC4U.RU.
Функционал и возможности
При выборе «функциональность или простота» — я выбрал первое, поэтому интерфейс назвать интуитивно понятным сможет не каждый.
Ниже, в тексте с картинками, я подробно опишу возможности этого инструмента. Если Вам удобней воспринимать информацию в формате видеоролика — ниже запись обзора функционала онлайн-конструктора:
Рабочее пространство конструктора переговорной комнаты для ВКС состоит из 4 зон:
1-ая и 2-ая зоны — это блоки предварительной настройки и холст с планом переговорной комнаты.
Блок Размеры холста отображает разрешение рабочей области моделирования переговорной. Если разрешение экрана позволяет расширить эту область, то лучше сделать это в начале работы, так как, по техническим причинам, изменение размера холста обнуляет весь проект.
Менять рекомендуется только ширину — высота подстраивается под пропорции комнаты.
Размеры комнаты — с размером помещения также лучше определиться заранее, функционал не поддерживает изменения в этом блоке без сброса проекта.
Далее необходимо указать Размеры стола. В данной версии поддерживается только прямоугольная форма. Габариты стола можно также править мышкой непосредственно на холсте.
Алгоритм размещения участников конференции в блоке Кресла — тайна покрытая мраком, но к нему можно приспособиться — достаточно несколько раз «поиграть» параметром Шаг. Ну а если примерно — система расставляет стулья начиная с верхней грани стола, учитывая шаг, который по факту является минимальным значением интервала. Т.е. если стулья не вмещаются на одной грани с минимальным интервалом, то лишние стулья уезжают на следующую сторону стола, и так далее.
Если стульев указано больше, чем возможно разместить за столом с заданным интервалом — они не добавляются, не смотря на указанное количество.
Пример расстановки 8 стульев с шагом 100мм:
Меняя параметры, добиваемся необходимого результата. Стулья также можно вращать, перемещать и удалять с холста.
Повторное добавление стульев заново расставляет их вокруг стола, отменяя прежние действия над стульями.
Также на холсте есть пиктограмма угольника — это функционал измерения расстояний.
Он используется в финале планирования, когда мебель и оборудование имеет подходящее расположение, и требуется зафиксировать некоторые привязки и размеры для будущих работ по монтажу и пусконаладке.
Когда подготовка комнаты произведена, можно приступать к оборудованию.
Прежде чем добавлять на план переговорной оборудование, необходимо определиться с типом ВКС. На выбор даётся два варианта: Программный и Аппаратный.
Эти формулировки — наследие прошлого, когда терминальные SIP/H.323-клиенты назывались «аппаратные кодеки», а программное обеспечение ВКС, установленное на ПК, превращало его в «программный клиент». Сейчас грань между этими понятиями весьма размыта, но разделение всё же потребуется, так как остаётся вопрос совместимости оборудования.
Аппаратная система ВКС строится на базе SIP/H.323-терминалов, органами управления которых является пульт ДУ или сенсорный экран.
Программная система ВКС строится на базе ПК и профессионального аудио/видео оборудования. В подавляющем большинстве, операционной системой программных терминалов является Windows. Это позволяет превратить терминал ВКС в универсальное решение — специализированное программное обеспечение делает терминал либо SIP/H.323-клиентом, либо WebRTC-консолью или же клиентом любого облачного или локального сервиса ВКС, использующего в т.ч. программное приложение (Yealink, Skype, Teams, Polycom и прочие)
Вопрос «Что выбрать?». Первый и резонный вопрос, который я слышу при первом контакте с заказчиком. И ответ есть. Для его формирования нам потребуется немного отойти от темы конструктора и углубиться в архитектуру видеоконференцсвязи.
Для начала определимся с терминологией, чтобы синхронизировать восприятие специфических понятий.
Видеоконференция — симметричное или асимметричное мероприятие включающее более двух участников, которые могут либо видеть и слышать друг друга, либо выполнять роль зрителя (в зависимости от сценария конференции).
Видеозвонок — сеанс видео связи между двумя абонентами.
Клиент — либо программный, либо аппаратный терминал ВКС
Сервер ВКС или MCU — устройство производящее получение/отправку/обработку видеопотоков, полученных от клиентов, а также управление видеоконференциями.
Видеоконференцсвязь строится на клиент-серверной архитектуре. Это значит, что для объединения клиентов в многоточечное мероприятие требуется cервер ВКС либо облачный сервис ВКС (Skype, Google Hangouts Meet, ZOOM и прочие).
Так вот выбор клиентов зависит от того, какой сервер или сервис ВКС планируется использовать. Все дело в протоколах передачи.
Если MCU поддерживает SIP и H.323 протоколы — в качестве клиентов подойдут аппаратные решения терминалов, или программные с установленным программным обеспечением (Polycom RD, Yealink VCD и прочие).
Если же ВКС строится на базе сервиса с проприетарными протоколами передачи аудио/видео (например Skype) — то аппаратный SIP-терминал будет бесполезен, так как не поддерживает установку специализированного ПО. В данном случае используются клиенты на базе ПК.
Есть серверные решения (например Yealink Meeting Server), которые поддерживают множество возможностей подключения:
Система отображения — ЖК-панели и телевизоры.
Это общая группа для программного и аппаратного типа ВКС. Максимальное количество выбранных ТВ не ограничено, поэтому при выборе стоит отталкиваться от возможностей подключаемого терминального оборудования. А если требуется рассчитать видеостену или дублирующие экраны — лучше обратиться за консультацией пресейла.
Программные терминалы — доступны только при выборе соответствующего типа ВКС. Список включает 3 модели: на базе Intel Core i3/i5/i7. Подбирается в зависимости от требований системы ВКС.
Аппаратные терминалы — моноблоки включающие камеру и кодирующее устройство. Дополнительное оборудование выбирается отдельно в других группах товаров. Готовые комплекты можно выбрать в группе Комплекты.
Спикерфоны — комбинированные устройства, совмещающие в себе микрофонный массив для захвата звука и динамик для озвучивания помещения.
Спикерфоны имеют следующие особенности: проводные и беспроводные, а также бывают модели, поддерживающие каскадирование — работу по несколько устройств одновременно.
Камера для ВКС — в нашем случае, это раздел скорей программного ВКС, так как аппаратные терминалы интегрированы с камерой. Исключение составляет двойная камера с автоматическим слежением за докладчиками SmartCam-A12VT. В комбинации с бескамерным терминалом Yealink VC880 она превращается в полноценное аппаратное решение с автонаведением на говорящего. Но об этом решении я подробно расскажу в следующей статье.
Камеры подбираются исходя из параметров угла обзора, кратности увеличения и интерфейсов подключения.
Акустика — колонки, колонны, саундбары.
Комплекты — готовые наборы оборудования.
Прочие настройки — функционал сохранения конфигурации в рамках текущей сессии и первая версия режима рисования.
Далее идёт блок Перечень оборудования. Если товар поставляется отдельно, то к нему привязана ссылка на каталог товаров. Если товар идёт в составе комплекта оборудования — то ссылка будет на комплект.
Раздел Размеры и расстояние позволяет добавить комментарии к привязкам и размерам созданным на плане.
Итогом работы в конструкторе становится заявка на получение расчёта по электронной почте.
После заполнения формы, вы получаете в письме созданный Вами эскиз переговорной комнаты и перечень оборудования с ссылками в каталог, а также цены на момент расчета.
Если Вы в комментариях запросите расчет в виде КП или Вам потребуется консультация пресейла — с Вами свяжутся удобным для Вас способом.
В качестве продвижения сайта vc4u.ru и Конструктора ВКС объявляется скидка 10% от цены в каталоге по кодовому слову HABR до конца лета 2019 года.
Скидка распространяется на товары в разделах:
Заключение
Это первая версия конструктора, она не отражает всей изначальной задумки. Но проект будет развиваться, поэтому нам важны Ваши отзывы и пожелания.
К тому же каталог заполнен максимум на четверть от планируемого объёма номенклатуры.
На самом деле, 2D-планирование — это только начало.
Предоставлять заказчику вместе с коммерческим предложением не план помещения, а 3D-визуализацию — это вопрос этого года.
А в перспективе — дополненная реальность и примерка оборудования по фото и в реальном времени.
Оборудование видеоконференцсвязи для переговорной комнаты на реальных примерах
Тенденции развития видеоконференцсвязи
Видеоконференцсвязь перестала быть экзотическим понятием и все больше проникает в нашу повседневную рабочую среду. Она вышла за пределы переговорных комнат и стала доступна на рабочих местах сотрудников и мобильных устройствах. Такому широкому распространению видеоконференций способствует все больший переход от чисто аппаратных решений (типа Polycom, Cisco, LifeSize) к программным и программно-аппаратным. Причин такому переходу несколько, но основные из них следующие:
Понятие стандартной переговорной комнаты
Переговорная комната сейчас есть практически в любой компании. Это место, где проводятся совещания между сотрудниками, встречи с клиентами, обсуждение проектов. В последнее время, переговорные комнаты используются и для проведения видеоконференций с удаленными участниками. Оборудование подобных переговорных комнат позволяет участникам на расстоянии слышать и видеть друг друга в режиме реального времени, обмениваться контентом (презентациями, слайдами, видео).
Как правило, переговорные комнаты имеют метраж 25-30 квадратных метров и вместимость 8-10 человек. Такие комнаты относятся к переговорным комнатам среднего размера.
Модульный подход к оснащению переговорных комнат
Прежде чем перейти к конкретным примерам оборудования, следует рассказать о модульном подходе.
Сегодня оснащение переговорной комнаты оборудованием для видеоконференцсвязи перестало быть узкоспециализированной задачей. Раньше практически единственным вариантом оборудования ВКС был аппаратный терминал с заранее заданным составом компонентов. Сейчас же центральным узлом становится персональный компьютер с программным клиентом ВКС, например: Skype, Polycom Realpresence Desktop или TrueConf.
Оба этих варианта решают поставленную задачу – обеспечивают участников видеосвязью, но подходы у них разные:
Понятно, что для длинной комнаты, исходя из данной рекомендации, потребуется телевизор большой диагонали. В некоторых случаях оптимальными вариантами подсистемы отображения становятся видеостена или дублирующие экраны.
Видеостена — комплекс отображающих устройств (проекционных видеокубов, плазменных или ЖК-дисплеев), которые объединены между собой и формируют единый экран, позволяющий воспроизводить в многооконном режиме большие объёмы информации из разных источников. Вопрос видеостен является весьма объемным и выходит за рамки данной статьи. Но основными параметрами, на которые стоит обратить внимание при выборе видеостены, являются: ее размер в дюймах, ширина шва между панелями (обычно, 5.5 мм), режим работы, источники видеосигналов и функционал, который должен реализовывать контроллер видеостены.
При совместной работе с документами намного полезнее одного большого экрана становится использование вспомогательных панелей, которые дублируют изображение с основного экрана. В этом случае необходимо использовать разветвитель видеосигнала.
Описание используемой переговорной комнаты
В данной статье будет рассказано как оснастить оборудованием видеоконференцсвязи конкретную переговорную комнату среднего размера. Комната имеет площадь 42 квадратных метра (6×7м) и может вместить в себя до 10 человек за одним вытянутым по оси экрана столом. Это самый типичный случай.
В качестве подсистемы отображения информации используется ЖК-телевизор диагональю 49 дюймов со встроенными динамиками мощностью 10Вт каждый. Вплотную к телевизору располагается стол для переговоров прямоугольной формы на 8 человек. Потолки имеют высоту 3.5 метра, стены сделаны из гипсокартона. В качестве напольного покрытия используется ковролин.
Варианты оснащения переговорной комнаты
Как уже упоминалось ранее, модульный подход к оснащению переговорных комнат, дает больше гибкости и свободы при выборе оборудования в зависимости от поставленных задач и выделенного бюджета.
В данной статье будет продемонстрировано несколько вариантов оснащения на примере конкретных моделей оборудования.
Для проведения видеоконференций будет использоваться программный сервер отечественной компании-разработчика TrueConf. В переговорной комнате установлен мини персональный компьютер на базе Intel NUC с процессором Intel i3 и 4Гб ОЗУ. На нем установлен программный клиент TrueConf Client. Вы можете использовать для видеосвязи и другие клиенты: бесплатные Skype, Google Hangouts и платные — GoToMeeting, Cisco Webex, Polycom RealPresense и пр. Оборудование, описанное в нашей статье, будет работать с любым из этих решений. В этом и есть преимущество модульного подхода!
Итак, вариант 1. Для группы из 3-4 участников
Для бюджетного оснащения небольшой переговорной комнаты или рабочего места руководителя мы рекомендуем использовать следующий комплект оборудования:
Как видно из описания оборудования, данный комплект подходит для оснащения малых рабочих групп из 3-4 участников или персональных рабочих мест сотрудников. Его преимуществом является отличное соотношение цена/качество. Для рабочих групп большего размера такое оборудование, конечно, не подойдет. Поэтому переходим к следующему варианту.
Вариант 2. Для группы на 6-8 человек
В случае увеличения количества людей за переговорным столом возникает задача замены веб-камеры на поворотную PTZ-камеру и замены спикерфона на «старшую» модель с большим радиусом захвата звука (модульный подход в действии!).
Прежде чем приводить примеры конкретного оборудования, хочется привести пару рекомендаций касательно размещения видеокамеры в переговорной комнате. Ключевыми параметрами любой видеокамеры являются оптический зум и угол обзора. Оптический зум определяет степень увеличения изображения. Угол обзора определяет размер захватываемого пространства комнаты. Например, стандартный угол обзора 72 градуса допускает ближайшее размещение к ней участников на расстоянии не ближе 1.5 метров. В то же время видеокамера с углом обзора 105 градусов захватывает людей, сидящих достаточно близко к камере (на расстоянии одного метра).
Поворотная FullHD-видеокамера CleverMic Wide имеет широкий угол обзора в 105 градусов и ориентирована на использование в небольших переговорных комнатах. Кроме этого, у нее есть 3-кратный оптический зум и 3-кратный цифровой. Камера управляется с пульта дистанционного управления и умеет переключаться между заранее сохраненными позициями (пресетами). Таким образом, одним нажатием кнопки на пульте управления можно, например, дать крупный вид руководителя совещания, отдельных его участников или флипчарта.
Для группы из 6-8 человек рекомендуется использовать спикерфон Phoenix Audio Spider (MT503) с гарантированным радиусом захвата звука 2.5 метра. Спикерфон имеет четыре встроенных микрофона и средней мощности динамик (5 Вт), так что он может быть использован для озвучки помещения. На самом спикерфоне есть удобная сенсорная панель управления с кнопками выключения микрофонов и регулировки громкости динамиков и чувствительности микрофонов. Технологии эхо- и шумоподавления, алгоритм пеленгации (определение источника звука и «направления» на него микрофонов) и прочие приятные технические возможности обеспечивают комфортное общение с удаленными участниками без необходимости повышения голоса или приближения к спикерфону.
Видеокамера и спикерфон являются устройствами Plug-n-Play, подключаются к терминалу по интерфейсам USB и определяются в операционной системе как видео- и аудиоустройства, все необходимые драйверы устанавливаются автоматически. Поэтому ввод оборудования в эксплуатацию занимает не более пяти минут. Вот как выглядит данный комплект в переговорной комнате:
Вариант 3. Для группы более 8 человек
Что делать, если число человек в комнате больше восьми? В этом случае нужна видеокамера с большим оптическим зумом, а для захвата звука потребуется больше одного спикерфона.
Видеокамера CleverMic Uno имеет 12-кратный оптический зум, который позволит взять крупным планом любого участника совещания, даже самого удаленного, а также передавать изображение с флипчарта или, например, процесс подписания документов. Благодаря быстрому переключению положения видеокамеры с пульта управления, процесс совещания становится более эффективным и интерактивным.
Для расширения зоны аудио захвата к спикерфону Phoenix Audio Spider (MT503) по витой паре подключается еще один спикерфон Phoenix этой же или другой модели из этой линейки. Количество подключаемых таким образом спикерфонов в цепочке может достигать 15, причём не обязательно их выкладывать на стол — можно и на потолке закрепить. Тут важно понимать, что спикерфоны очень «умные», работают синхронно и координируют свои действия, и именно в этом «фишка» продуктов Phoenix Audio.
Нередко в переговорной комнате присутствует IP-телефон. Конференц-телефон Phoenix Audio Spider (MT505) является не только спикерфоном, но и IP-телефоном. На фото ниже для захвата звука используются подключенные в цепь спикерфон MT503 и конференц-телефон MT505. В такой связке к видеозвонку в любой момент может быть подключен аудио-абонент телефонии за счет встроенного микшера USB и SIP интерфейсов в самом конференц-телефоне.
Вариант 4. С микрофонным массивом
Еще один вариант оснащения переговорной комнаты отличается от предыдущих тем, что в качестве подсистемы захвата звука используется так называемый микрофонный массив Phoenix Condor (MT600).
Микрофонный массив представляет собой 122-сантиметровый тубус с 15 встроенными микрофонами, обеспечивающий уверенный захват звука на глубину до 10 метров. Встроенные механизмы эхо- и шумоподавления и одновременный захват нескольких говорящих делает процесс общения легким и приятным. Микрофонный массив подключается к персональному компьютеру по интерфейсу USB и может быть расположен либо на столе переговоров, либо закреплен на стене под телевизором, освобождая стол переговоров от оборудования. Кроме этого, микрофонный массив Condor имеет возможность подключения к SIP телефонии. Для озвучивания помещения могут использоваться либо динамики телевизора, либо колонки, подключенные к Phoenix Condor.
Вариант 5. Для группы более 10 человек
Для захвата звука в переговорных комнатах, рассчитанных на 10 и более человек, рекомендуется использовать конгресс-систему. Конгресс-система — это комплект аудио оборудования, обеспечивающий определённый набор функциональности для проведения конференций, состоящий из центрального блока и нескольких микрофонных пультов типа «гусиная шея». Узконаправленные микрофонные пульты обеспечивают отличный захват звука от каждого участника. В один момент времени может быть активно до шести пультов.
Конгресс-системы бывают проводные и беспроводные. В случае проводных систем, микрофонные пульты последовательно соединены друг с другом кабелем в цепочку. Беспроводные системы дают больше свободы в размещении микрофонных пультов на столах переговоров. Звуковой сигнал от микрофонных пультов передается через центральный блок либо в персональный компьютер напрямую (в интерфейс line-in), либо в аудиомикшер или аппаратный терминал видеоконференций.
В качестве проводной конгресс-системы в переговорной комнате была установлена Samcen 6100MA с микрофонами S6050D.
В качестве беспроводной – система BKR WCS-20M с микрофонами BKR WCS-201D.
Приятным моментом данных конгресс-систем является их функция автоматического наведения PTZ-видеокамеры на активный микрофонный пульт без необходимости использования дополнительной системы управления (Crestron, AMX и пр).
Выводы
Видеоконференцсвязь – динамично развивающаяся область информационных технологий, которая прочно вошла в нашу жизнь. Сейчас для оснащения переговорных комнат и рабочих мест сотрудников не требуется глубоких профильных знаний в силу широкого распространения программных решений видеоконференцсвязи. В этой статье на примере реальной переговорной комнаты было продемонстрировано несколько вариантов ее оснащения.
Конечно, статья не охватывает всего многообразия возникающих задач. В следующей статье мы на конкретном примере покажем, как настроить автоматическое наведение видеокамеры на говорящего. Вы в свою очередь можете написать в комментариях интересующие Вас вопросы и предложить идеи для будущих статей.