реальная история фильма комната
«Комната» — фильм, после которого тебе не должны давать роли в кино. Интервью с Грегом Сестеро
Если вы любите здороваться с пёсиками, спрашивать у людей про их сексуальную жизнь, а иногда вас разрывает на части Лиза, то скорее всего вы — тот самый человек, который посмотрел фильм «Комната» (The Room) уже десять раз. Роль Марка в нём сыграл Грег Сестеро, в этом году привёзший на Amfest свой дебютный хоррор «Долина чудес» (Miracle Valley). Нам удалось пообщаться с Грегом о сектах, плохом кино и сценарии к сиквелу «Одного дома». И всё, что мы можем сказать: What an Interview, Mark.
— Вас постоянно спрашивают о «Комнате». Но никто не спрашивает, какая комната у вас любимая. Ванная? Спальня?
— Я бы сказал гостиная — там можно делать что угодно. Поспать на диване, посмотреть телевизор, поужинать, созвониться с кем-то. Нам не нужна спальня, ведь всё может проходить в гостиной. И знаете что? Лучшие моменты в «Комнате» были именно там. А в спальне ужасные сцены секса. Гостиная — вот где происходит всё крутое.
Кадр со сценой в гостиной из «Комнаты» (ну правда ведь лучше, чем в спальне). Источник: Wiseau-Films
— Когда вам было 12 лет, вы написали сценарий для сиквела «Один дома», где должны были играть одну из главных ролей. И вот спустя 30 лет, Маколей Калкин возрождает карьеру, вы тоже всё ещё в игре. Сможете прямо сейчас запитчить нам идею для нового «Один дома»?
— Вот в чём была моя изначальная идея: я съездил в Walt Disney World в Орландо — это было потрясающе. Я хотел там жить. Мне нравились приключения, аттракционы, само место, водные парки. И мне было так грустно уезжать и возвращаться в школу. Когда я приехал домой, всё, о чём я думал — как бы снова оказаться в Disney World. И я решил объединить две вещи, которые любил больше всего.
Герой Маколея Калкина приезжает в Disney World, теряется там, а я — его друг постарше, с которым он случайно пересекается в парке. Плохие ребята — это уборщики в парке. Они замечают героя Маколея Калкина и начинают преследовать его: на аттракционе «Индианы Джонса», «Поющей горе». И весь парк становится местом для погони. Заканчивается всё тем, что я включаю огромную волну, которая смывает плохих парней.
Это трейлер нового «Одного дома». Идея Грега, по мнению редакции 2х2.медиа, очевидно лучшеЯ написал тогда, 30 лет назад, письмо 20th Century Fox и Джону Хьюзу [сценарист «Один дома» — ред.] с запросом: объедините франшизы Disney и «Один дома» и занимайтесь кросс-маркетингом! Теперь фильм принадлежит Disney, так что мы абсолютно точно можем сделать его. Встретиться вместе, поехать в Disney World с нашими детьми. И там может возникнуть борьба родителей и детей. Это было бы очень круто. «Один дома: Потерянный в Disney World» — отличный сеттинг. Я встречался с Маколеем Калкиным в 2018 году на его подкасте, и мы даже обсуждали это.
Выпуск подкаста с Грегом— У вас скоро начнётся работа над фильмом с Томми Вайсо про инопланетян, для которого вы написали сценарий. А сами в НЛО верите?
— Я собираюсь работать над этим фильмом в следующем году. Томми может быть там инопланетянином — я ещё не уверен. Это будет ностальгический взгляд на фильмы о НЛО 80-х и 90-х. В последний год я изучал этот вопрос: ходил в ночные туры по местам появления НЛО, слушал кучу разных баек, читал истории похищений. Мне кажется, этот фильм будет раскрывать идею того, почему мы верим во всё это. Ну а у меня бывают дни, когда я верю и когда — нет.
— Теперь давайте про новый фильм! Какой была главная цель при создании «Долины чудес»? Почему вы решили её снять?
— Я сделал две части «Т(о)варищей на века» с Томми и подумал, что дальше хочу ворваться в ужасы. Хоррор — это отличный опыт взаимодействия с толпой. Из-за «Комнаты» и «Горе-творца» я всегда хочу убедиться в том, что аудитория отлично проведёт время именно в группе. Я изучил хорроры 70-х: «Гонки с дьяволом», «У холмов есть глаза», «Хэллоуин». Отличные саундтреки, потрясные злодеи, но главное — это сам опыт просмотра. Не у всех упомянутых фильмов хороший сюжет, арки героев бывают не продуманы, но ты просто отдаёшься этому ощущению совместного похода. Вы смеётесь, подпрыгиваете от страха и уходите с определённым чувством.
Кадр из «Долины чудес». Источник: Sestero Pictures
Мне всегда было интересно, как работают культы. Я много читал и смотрел, как работают проповедники и секты. Я отправился в аризонскую пустыню и именно там написал сценарий. Я жил в абсолютной глуши на ранчо. И я просто втянулся в эту среду и точно решил — это место, где мы будем делать фильм. Я вспомнил предыдущие уроки и попытался дать фильму милую странность и даже немного кэмпа.
— Я очень удивилась, когда увидела вас в «Призраках усадьбы Блай» Майка Флэнагана. У Майка есть свой взгляд на хорроры — они медленные и спокойные. Есть ли моменты, которые вы переняли у Флэнагана?
— Я встретил Майка и его жену Кейт Сигел на конвенте. Она подошла ко мне и сказала: «Майк читал твою книгу “Горе-творец” и хочет сделать экранизацию» [к тому моменту Грег уже договорился с Джеймсом Франко]. И она добавила, что Майк хочет, чтобы я появился в камео в «Призраках усадьбы Блай». Я поверить в это не мог. «Комната» — это фильм, после которого тебе никогда не должны давать роль.
Кадр из сериала «Призраки усадьбы Блай». Источник: Netflix
Мы потом встретились с Майком и обсуждали хорроры. Он рассказал о проблемах, которые возникали при создании фильма «Окулус». Майк посоветовал, как вообще делать фильм. Он ведь писал свои, сидя дома. Для меня было очень вдохновляюще работать с ним. И буквально через месяц я начал работать над «Долиной чудес».
— Почему вы решили сделать «Долину чудес» именно в формате старых хорроров?
— Мне кажется, сейчас так много ремейков и перезапусков. И всё выглядит очень отполированно. Я часто включаю что-то на стримингах и ловлю себя на мысли о том, что мне хочется просто пересмотреть «Парк Юрского периода» или «Близкие контакты третьей степени». Поэтому я хотел сделать что-то оригинальное. Часто это очень рискованно — люди уже знают и привыкли к «Крику» или «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Больший вызов — сделать что-то совершенно новое, чтобы люди захотели это посмотреть. Поэтому я хотел вернуться к истокам фильмов, которые мне нравились, и визуально и чувственно передать то, что сейчас не так просто найти.
Трейлер ребута культового фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»— А можете рассказать, в каком состоянии лучше всего идти на «Долину чудес»?
— Для меня идеальный сеттинг: ты ничего не знаешь о сюжете, просто приходишь в 20:30 с друзьями в кино с бутылкой пива или вина. Вы садитесь, понятия не имеете, что будет дальше, и просто наслаждаетесь этим групповым опытом.
— Есть ли что-то, чего вы боитесь в реальной жизни, и вы бы хотели показать это в своих фильмах?
— Да, я люблю немного давить на собственные страхи. Особенно люблю психологические хорроры. Очень интересно изучать не просто страх, а то, почему он изначально появился. Мне часто снятся люди, которых я не видел годами. А сны при этом такие живые. Я бываю в местах, где до этого не был. Но когда просыпаюсь, я точно помню, как они выглядят и ощущаются. И откуда берётся эта уверенность?
Здесь интервью с Грегом прервалось резким звуком. Грег удивился, Лена Николаева подпрыгнула, а кошка Томочка, которая пыталась зайти в комнату в течение уже пятнадцати минут, частично добилась успеха.
— Это моя кошка. Я испугалась: она в другой комнате и очень хочет сюда — так что громко скребётся. Знаете, я и сама своего рода героиня хоррора.
— Коты просто лучшие! Они такие независимые. Мои самые любимые животные. Если возвращаться к вещам, которые я хотел бы исследовать в своих фильмах: мне кажется, когда ты пишешь сценарий, ты хочешь думать о страхах и о том, что люди чувствуют — это то, что я хочу показать в новом фильме про похищение инопланетянами.
Грег Сестеро и Томми Вайсо в фильме «Т(о)варищи на века». Источник: Sestero Pictures
— Были ли какие-то реально существующие культы, которыми вы вдохновлялись при создании «Долины чудес»?
— Да, есть культ в Аризоне, который так и называется — «Долина чудес». Там был проповедник, уверенный, что может возвращать к жизни мёртвых. Этот культ был ответственен за торговлю кровью. Самые интересные для меня культы — это «Храм народов» Джима Джонса. То, как люди настолько сильно поверили в идею, что готовы были за неё умереть. Что они искали? Чего хотели?
Документалка про Джима ДжонсаУ меня был старый друг, который верил в то, что мир ждёт конец света. Это было лет 12-13 назад. Его брат наткнулся на информацию о том, что нужно скорее переезжать в Эквадор: будет вспышка, и нужно бежать сейчас, так как будет недостаток еды. А в Эквадоре они смогут заранее решить проблему питания и слезть из-под контроля производителей. Когда я впервые услышал об этом, я подумал, что это безумие. Но чем дальше они шли по своему плану, я спрашивал себя: «Может, я безумен?» Я ставил под сомнение уже свои идеи и параллельно наблюдал за тем, как люди настолько уверены в своих взглядах, что предпринимают реальные шаги. И вот наступил 2020 год, и то, о чём они говорили, оказалось реальностью. И в этот момент я подумал: «О-оу».
Есть и оборотная сторона всего этого — когда ты не веришь в то, во что ты должен верить. Культы всегда поражали меня тем, что люди верят именно в то, что работает для них и их реальности.
— «Комната» всё ещё считается лучшим плохим фильмом. Она будто бы снова запустила попытки ввести кринж и абсурд в кино. Это стало чуть ли не искусством. Как думаете, есть ли возможность определить, фильм просто плохой или намеренно сделан плохим?
— Кажется, «Комната» — это что-то настолько уникальное. Она была сделана максимально искренне. И она шокировала: люди не понимали, было ли это сделано специально, зачем вообще такое сняли. Нельзя сделать фильм плохим специально. Когда ты снимаешь кино, ты действительно вкладываешь туда душу и сердце. И человек, который снимает фильм, хотел достучаться до аудитории. Так и получилось в «Комнате».
Кадр из «Комнаты». Источник: Wiseau-Films
Причина, по которой она была настолько особенной, состоит в том, что она вышла из мозга одного человека, у которого были деньги и возможности сделать фильм так, как он хотел, без какого-либо фильтра. И вот, спустя 20 лет мы всё ещё не можем полностью понять это кино. Оно было сделано, чтобы люди посмотрели и поплакали. И сейчас происходит обратный эффект — зрители смеются не переставая, показывают «Комнату» друзьям. Это максимально плохой фильм, который вряд ли можно повторить. Его сделал кто-то без малейшего представления о том, как показывать человеческие эмоции в кино — и именно это и делает её такой уникальной.
Под какую музыку вайбит Грег Сестеро? Metallica, Imagine Dragons, саундтреки к фильмам (Ханс Циммер, Джон Уильямс)
Какие мультики смотрит Грег Сестеро? «Валл-И», «Пиноккио», «Аладдин»
Любимый динозавр Грега Сестеро? Велоцираптор, потому что «он напоминает котов»
11 причин, по которым мы любим «Комнату» Томми Вайсо, или самый худший фильм в истории
В 2003 году вышел худший фильм в истории кинематографа. Он был настолько плох, что во время показов большая часть зрителей просила вернуть им деньги, не досмотрев даже первые полчаса фильма. Он получил название «Комната» и вскоре был признан святыней бездарности. Его создатель, Томми Вайсо, похожий на жертву жестоких экспериментов двухметровый зомби, до сих пор оказался непревзойденным. Никто и никогда с тех пор даже близко не приблизился к настолько ужасающему уровню режиссуры и актерской игры. Но это — лишь малая часть того, за что стоит любить «Комнату».
Спустя 14 лет, в 2017, Сет Роген и Джеймс Франко снимают комедию о том, как появилась «Комната», так что мир в очередной раз захлестнула волна уродливой и нелепой любви к этому фильму. Самое время вспомнить о том, за что Отвратительные мужики любят Томми Вайсо и его вклад в кинематограф.
Художественный фильм «Комната»:
В главной роли — Томми Вайсо
Продюсер — Томми Вайсо
Исполнительный продюсер — Томми Вайсо
Автор сценария — Томми Вайсо
Режиссер — Томми Вайсо
Феноменально плохой сюжет
Сюжет «Комнаты» феноменален в своей нарочитой глупости и бессмысленности. Сколько бы вы не смеялись над бездарными сценариями, в которых все невпопад, Томми Вайсо, вообще, кажется, даже не имеет понятия о том, что это такое. Он — словно чертов инопланетянин, который сам никогда в жизни не видел ни одного фильма, но читал о них в книге и решил снять что-то свое.
Формально «Комната» рассказывает о банковском рабочем Джонни (его играет Вайсо), у которого, казалось бы, все в порядке: карьера, невеста Лиза и друзья. Однако лучший друг, Марк, предает Джонни и спит с Лизой. Так что в результате главный герой сильно расстраивается, обзывает Марка цыпленком и стреляет себе в рот из пистолета.
Как удалось растянуть эту историю на полтора часа? Она просто переполнена кучей мусорных сюжетных ответвлений, в которых нет смысла, завязки или завершения. Вот Мать Лизы говорит, что у нее рак груди. Вот друзья Джонни заходят в его дом пока его нет и занимаются там сексом. Вот герои стоят во фраках на улице и кидают друг другу мяч. Вот Джонни заходит в магазин цветов, чтобы сказать «Хай, догги!» песику.
Колоссально плохая игра актеров
Актеры играют здесь настолько плохо, что это вызывает у зрителя болезненный стыд длинной в весь фильм. Школьная самодеятельность выглядит гораздо убедительнее и взрослее. Абсолютно все актеры (кроме пса) недоигрывают со страшной силой. У всех здесь настолько ватные лица, словно перед работой Вайсо вводил каждому зомби-сыворотку из собственной лимфы. Потеряв пятьдесят копеек вы выражаете больше чувств, чем Лиза, узнавшая, что у ее матери рак.
На этом фоне Томми Вайсо выглядит как чудо экспрессии. Большую часть времени он выглядит еще большим сомнамбулой, чем остальные, но иногда транквилизаторы отпускают его и тогда он делает такие рожи и вопит таким голосом, что это невозможно забыть. «Тьи-и разри-и-ваешь менья на части, Ль-и-иза» — это шедевральный момент, настоящая агония человека, который на секунду понял, что он снимает.
Если сюжет «Комнаты» написал человек, как будто не видевший ни одного фильма, то диалоги писал некто, кто до этого никогда не общался с живыми людьми. Диалоги Томми Вайсо стали меметичными, они разлетелись по всей ноосфере и фразами оттуда многие из нас пользуются до сих пор:
— Вот это история, Марк!
— В любом случае, как твоя сексуальная жизнь?
— Ты разрываешь меня на части, Лиза!
— Не трогай меня, мазафака, убирайся!
— Ты предал меня, ты нехороший! Ты просто цыпленок. Цып-цып-цып-цып!
«Я не бил ее. Это неправда. Это херня! Я не бил ее. Я не бил. О, привет, Марк!»
Но среди прочих, есть цитата, которая настолько прекрасна, что сама по себе достойна быть отдельным поводом любить «Комнату». Джонни заходит на крышу и, как бы размышляя о своих проблемах, говорит «Я не бил ее. Это неправда. Это херня! Я не бил ее. Я не бил!», а потом, как ни в чем не бывало, добавляет: «О, привет, Марк!». Этот момент стал символом всего фильма и первым, что всплывает в памяти при воспоминании о «Комнате» Томми Вайсо.
По сюжету герой Томми Вайсо должен был оказаться вампиром (и летать на зачарованном «Мерседесе»)
Изначально в сценарии «Комнаты» было около 600 страниц, написанных убористым шрифтом. Большую часть нещадно вырезали при правке (иначе пришлось бы снимать эпос уровня «Игры Престолов»). Так что нам досталась еще и лучшая часть того, что задумывал Томми.
Главное, чего действительно стоит жалеть, — изначально по сценарию Джонни (герой, которого играет Вайсо) должен быть вампиром с суперспособностями. И это многое бы объясняло в его поведении: потустороннего трупака, который пытается адаптироваться в мире теплокровных, Томми сыграл действительно блестяще.
Кроме этого, главный герой должен был летать по Сан-Франциско на зачарованном вампирском «Мерседесе». Вы только вдумайтесь в это! «Хай, Марк, как твоя сексуальная жизнь?» — и в ночь, охотиться на людей, подлетая к ним на магическом автомобиле! К сожалению, на это не хватило бюджета.
Происхождение Томми Вайсо
Даже если бы Томми Вайсо не снял «Комнату», этот высокомерный стеснительный зомби все равно заслуживал бы место в наших сердцах. Настоящее происхождение Томми Вайсо неизвестно. Он утверждает, что вырос и родился в Новом Орлеане. Но акцент выдает в нем человека, для которого английский язык — далеко не родной.
комната томми вайсо the room отвратительные мужики disgusting menГрег Сестеро, игравший в «Комнате» роль Марка, написал о Томми Вайсо и его фильме книгу Disaster Artist. В ней он раскрывает множество сумасшедших историй о съемках и самом режиссере. Так, например, Сестеро утверждает, что в действительности Вайсо впервые оказался в США только в 29 лет. Родился и вырос он в какой-то из стран Восточного блока, судя по всему, в Польше, в городе Познань. Опять же, это во многом объясняет странное поведение Томми и его непонимание манер и обычаев местных жителей.
Прибыв в США, Томми промышлял тем, что торговал с лотка безделушками для туристов. Среди прочего, там были и хорошо расходившиеся игрушечные птички, характерные для Восточной Европы. Именно в честь них он и взял свой псевдоним, Вайсо (Wiseau), взяв слово «oiseau», то есть «птица» и заменив «o» на «w».
В любом случае, известно о нем очень мало. Хочется верить, что Томми Вайсо — результат секретного эксперимента, в этом случае его история выглядела бы гораздо более цельной и имела бы смысл.
«Комната» стала результатом аварии, в которую попал Томми Вайсо
«Комната» была нужна для того, чтобы отмывать грязные деньги мафии
Едва поднявшись на продаже игрушечных птичек туристам, Томми Вайсо решил заняться собственным бизнесом и нашел свое место в продаже джинсов. Он открыл фирму Street Fashions и даже начал зарабатывать неплохие деньги, несмотря на то, что одежда, судя по всему, была «паленой». Очевидно, ему приходилось иметь дело с мафией, которая не упустила бы шанс поиметь свою долю в бизнесе.
Рекламный ролик, в котором Томми Вайсо рекламирует свои джинсы
Когда Томми Вайсо решил поддаться зову амбиций и снять свою «Комнату», он вбухал во все это дело шесть миллионов долларов, что в переводе на современные деньги составляет все девять. Откуда он взял на свои причуды такую сумму и как фильм, который выглядит словно дипломная работа студента-троечника, вообще сожрал такой бюджет — серьезные вопросы. Существует распространенное мнение о том, что настоящий смысл «Комнаты» был в отмывании мафиозных денег, а Вайсо просто подвернулся как человек, который был достаточно безумным, чтобы снять весь этот трэш за все эти якобы потраченные деньги.
В общем, типичная история об иммигранте и Американской мечте.
«Комната» основана на реальных событиях
Сюжет «Комнаты» — странная, сумбурная, полная лишних персонажей и не имеющая смысла история, в которой главный герой предсказуемо умирает. В общем, все как в реальной жизни.
Однако Томми Вайсо идет еще дальше и утверждает, что практически все, что было показано в этой картине, — чистая правда. Предательство друга, неверная невеста и «Я не бил ее. Это неправда. Это херня! Я не бил ее. Я не бил. О, привет, Марк!» — все это основано на личных переживаниях Томми.
Разумеется, если не принимать во внимание самоубийство, вампиризм и зачарованный летающий «Мерседес».
«Комната» — это дань уважения классике Голливуда
Как бы там ни было, Вайсо не просто приехал из-за Железного занавеса и тут же начал снимать кино. Он — увлеченная Голливудом натура и называет себя горячим поклонником Хичкока и Марлона Брандо, на которого и мечтал быть похожим на экране.
Другой источник вдохновения для Томми — Джеймс Дин, актер, который больше всего прославился благодаря молодежной драме «Бунтарь без причины». Там он сыграл роль тинейджера в экзистенциальном кризисе, после чего разбился насмерть в возрасте 24 лет, что окончательно сделало его иконой поколения. Фраза «Ты разрываешь меня на части, Лиза» взята именно отсюда как дань уважения трагически погибшему актеру.
Популярность «Комнаты» — это во всех смыслах современное явление
Во время первого показа «Комната» собрала всего 1800 долларов. Люди в ужасе сбегали с сеансов, бросая попкорн и рассказывая всем о том, что лично побывали на худшем фильме в истории кинематографа. Если бы это были иные времена, то про кино бы просто забыли. Но в начале XXI века оно вызвало фурор (пусть и не сразу). В какой-то момент зрители поняли, что кино может быть настолько плохим, что это — чертовски здорово. Ведь по-настоящему бессмысленные и колоссальные в своей бездарности картины выходят даже реже, чем гениальные.
Позже к ажиотажу подключились блогеры, которые раскрутили «Комнату» так, как не смогли бы даже все вложенные в нее шесть миллионов долларов. Больше всего в этом смысле помог Nostalgia Critic, снявший на кино обзор, который сам давно стал классикой. Тем забавнее тот факт, что Вайсо пытался засудить «Критика», требуя запретить видео, оскорбляющее его творение.
В сети Томми и его фильм стали героями бесконечного числа шуток и пародийных видео. Именно благодаря интернету «Комната» стала настоящим феноменом поп-культуры. Появилась игра, пародирующая сюжет и героев фильма. Огромную популярность получила книга Disaster Artist, в которой упор делался именно на то, что автору удалось пережить съемки самого худшего фильма в истории. Теперь на очереди фильм с братьями Франко и Сетом Рогеном, который обессмертит «Комнату» еще больше.
Фильм основанный на реальных событиях, трагичная история, которая не оставит равнодушными никого.
Здравствуйте, меня зовут Ольга, и сегодня я хотела поделиться своим мнением о фильме ирландского кинорежиссера Ленни Абрахамсона «Комната».
Я с этой историей знакома очень хорошо. Помню, даже читала интервью Элизабет, после освобождения, где она обвиняла свою мать в безволии и бездействии, та не смогла и даже не пыталась защитить собственную дочь от насильника отца.
Сюжет закручен на описании жизни матери и сына в четырёх стенах бункера, их взаимоотношениях, психологических проблемах, сложностях с адаптацией после спасения.
Мать буквально трясётся над каждым шагом своего пятилетнего сына, боится опасности в его сторону со стороны Ника (насильника), соглашается на всё, лишь бы тот не причинил ему вреда. Посыл в том, как на самом деле должна вести себя настоящая мать, если нужно, то отдать собственную жизнь, но своего ребёнка защитить.
В фильме имена главных героев изменены. Насильника, похитившего девушку, зовут старый Ник, и он мерзкий персонаж, слава богу, сцен с его участием не так уж много, жертву зовут Джой, и она, смирившись со своей участью, живет в бункере с маленьким пятилетним сыном по имени Джек.
Для неё нет никого роднее и дороже своего ребёнка, она защищает его от Ника, и понимая, что вместе выбраться из плена они не смогут, мечтает, спасти хотя бы мальчика. Но как это сделать? Увидите, посмотрев фильм.)
Рецензия на «Комнату»
Я не хотел смотреть этот фильм. Я очень не хотел его смотреть, прекрасно понимая, что он либо окажется нудным и фальшивым, либо настоящим и настолько пронзительным, что разорвет меня на куски. После «Танцующей в темноте» я не был уверен, что готов повторять подобное.
Сыну уже исполняется 5, а он до сих пор не видел ничего в жизни, кроме этой «комнаты». Она – весь его мир.
В детстве мама рассказывала Джеку, что за пределами комнаты ничего нет, а все, что он видит по телевизору – выдумка. Телелюди, телемир. Маленькая успокаивающая ложь. Но теперь Джек взрослый и Джой пытается объяснить ему, что мир на самом деле существует. Для мальчика, выросшего взаперти, это выглядит абсолютным бредом – он отказывается ей верить.
Старый Ник заходит к ним по ночам, приносит то, что Джой смогла у него выпросить. Пока ребенок спит в закрытом шкафу, Ник занимается сексом с Джой, а потом уходит.
Каждый раз, когда я читал о том, что Бри Ларсон взяла очередную номинацию или премию за эту роль, что фильм получает все больше восхищенных отзывов критиков, я снова думал о том, чтобы посмотреть его. Но добровольно спускаться в мясорубку такого жуткого мрачняка по-прежнему не хотелось. Только поняв, что я не смогу адекватно говорить об «Оскаре» без этого фильма, я все же его посмотрел.
Все вышло, как я и предполагал – воспринимать без дрожи историю настолько тяжелую и беспросветную крайне сложно. Я пишу все эти вещи только для того, чтобы подчеркнуть – несмотря на все это, оно того стоит. Этот фильм нужно смотреть. Тем более, для большинства из вас опыт будет далеко не таким жутким, как мой, скорее всего.
И нет, мы не проводим весь фильм в комнате, и история не обрывается на безрадостной ноте, но и голливудским надуманным хэппиэндом тут не пахнет.
Картина получилась очень настоящей, честной и сильной. Никакой фальши тут нет вообще, и от этого еще страшнее. Для меня именно такие драмы и есть настоящие фильмы ужасов, где нет нарисованных монстров и призраков, есть реальные истории, которые происходят то и дело в нашем мире. Как «Безродные звери», «Звери дикого юга», «Короткий срок 12» (предыдущий фильм Бри Ларсон). Если в «Танцующей в темноте» были песни, а в «Догвилле» – нарисованная деревня, то здесь прятаться не за что. Отгородиться от ужаса тем, что это всего лишь фильм, не выходит.
«Комната» – лента очень тихая, камерная и абсолютно не голливудская. Фильм отказывается давить в лоб, пугать сценами секса и насилия, крови и грязи – понимает, что это как раз не даст почувствовать всю тяжесть ситуации, превратит историю в театр. Вместо этого он делает акцент на тех глотках счастья, которые мать и сын умудряются выжимать из этой невыносимой ситуации.
Каждая сцена наполнена напряжением, страхом за психику ребенка, который может никогда не выйти за пределы комнаты, даже если дверь откроется – как обитатели Платоновской пещеры. Как Сайфер в «Матрице».
Этот фильм не просто иллюстрирует некую жуткую ситуацию, чтобы снабдить зрителя здоровой пачкой нервотрепки, фобий и кошмаров. У него получается задавать вопросы о нежелании матерей отпускать своих детей, о части мира, которую мы способны осознать, и о других вещах, не превращаясь при этом в абстрактную метафору, не переставая быть реальной историей о живых людях.
Игра двух главных актеров – мамы и сына – безупречна, поэтому Бри Ларсон и получит, скорее всего, свой «Оскар». Я больше удивлен тем, что мальчик (Джейкоб Тремблэ), в свои семь лет сумевший показать так много, отсутствует в номинации «Лучший актер», даже второго плана. Отметили же номинацией девятилетнюю Куавенжане Уоллис, главную героиню все тех же «Зверей дикого юга» – и абсолютно заслуженно, я бы ей и «Оскар» отдал вместо Дженнифер Лоуренс. Да и мальчика из «Безродных зверей» тоже зря обделили номинацией. Мы часто смеемся над детьми-актерами, так как в большинстве случаев играют они ужасно, но при этом не спешим награждать тех, кто по-настоящему поразил своей игрой, несмотря на малый возраст. Но если бы «Академия» это умела, Ди Каприо схватил бы «Оскар» еще за «Что гложет Гилберта Грейпа».
Бри заслужила «Оскар» больше Лео в этом году, потому что такая роль требует куда больше от актера.
«Комната» – в определенном смысле ключевой фильм церемонии. Нет, не думаю, что ему отдадут главную награду, ведь как правильно назвали эту ленту на ютьюбе – это Fucked up Boyhood. То же прошлогоднее «Отрочество», камерное и живое, которое Академия проигнорировала. Но важен этот фильм потому, что после него меняется восприятие остальных. «В центре внимания» и «Игра на понижение» – хорошие фильмы, но они не вызывают такого эмоционального напряжения, того маленького сатори, что дает «Комната». «Бруклин» и «Кэрол» и без того казались мне мертвыми и насквозь надуманными фильмами, а в сравнении они вообще выглядят неуместно в одном списке с этой картиной (я не про главную номинацию, а про общий список номинированного хоть за что-то лент). С ней могли бы побороться на равных «Безродные звери», но их Академия вообще обошла стороной.
Есть фильмы, которые… очень не хочется писать пошлое «заставляют задуматься». Они дают пережить чужой опыт, не всегда приятный, но ценный для понимания людей и, в конечном итоге, себя.