распайка гибсон лес пол
Устройства >Альтернативный вариант схемы распайки звукоснимателей для гитар типа Les Paul
А вы знали о том, что звукосниматели гитар типа Les Paul можно распаивать далеко не только по стандартной схеме? Думаю, сейчас самое время обсудить интересный альтернативный вариант.
Сначала небольшое примечание: обычно, когда говорят о схемах для гитар типа Les Paul, имеют в виду гитары с двумя хамбакерами и с отдельными регуляторами громкости и тона для каждого из них. Это означает, что схему, о которой я расскажу вам сегодня, можно применить для любой гитары с аналогичными характеристиками. Например, это могут быть ES-335, SG или гитары других производителей.
Стандартная схема очень даже хороша, но гитаристам все чаще хочется чего-то другого. Эти новые варианты часто называют «общими схемами», потому что основная их цель — сделать так, чтобы громкость звука для обоих звукоснимателей регулировалась общей ручкой. То же самое относится к регулировке тона. Так освобождается один или даже два регулятора, что дает музыканту новые возможности. Например, можно установить на их места дополнительные переключатели.
В данном конкретном случае общей ручкой регулируется только тон. Соответственно, имеем один общий регулятор тона и два раздельных регулятора уровня громкости. В качестве бонуса я покажу вам усовершенствованную версию этой схемы.
Общая ручка для настройки тона и две ручки для громкости на гитаре с двумя хамбакерами (HH) — дело вполне обычное. Такие производители, как Ibanez, Schecter и Charvel, уже давно и успешно пользуются этой схемой.
Какой датчик выбрать?
По сути, не так уж важно, какую ручку вы выберете. Схема будет работать в любом случае.
Альтернативный вариант распайки звукоснимателей
А теперь — как я и обещал — поговорим об усовершенствованной версии этой схемы. Она заключается в дополнительном устранении трехпозиционного рычажного переключателя (см. Рис. 2 ). Этот вариант чем-то похож на схемы гитар Fender Jazz Bass. Такая схема обеспечивает разные варианты тонов за счет комбинирования работы датчиков в нужной вам пропорции.
Конечно, без трехпозиционного переключателя оба датчика постоянно работают одновременно, и чтобы отключить один из них, нужно повернуть соответствующую ручку против часовой стрелки до упора. Это несколько сложнее и дольше, чем просто воспользоваться стандартным переключателем. Например, если вам нужен только бриджевой звукосниматель, вы полностью отключаете звук нэкового звукоснимателя и включаете звук бриджа на максимум. Это нравится не всем. Решайте сами, подходит вам такой вариант или нет. Но он точно стоит того, чтобы попробовать.
Очередная фантазия пупсиков из ПТУ,но не гитаристов. Конденсаторы режут высокую чистоту, и как обычно не эффективны для фильтрации
Распараллеливаем потенциометры громкости на Les Paul
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Сегодня мы рассмотрим небольшой мод, решающий проблему, всех любителей Les Paul, с которой они живут уже более полувека с тех самых пор, как миру был представлен первый Les Paul. Этот мод так же подойдет для всех гитар с двумя звукоснимателями, трехпозиционным переключателем и раздельными регулировками громкости и тона на каждый звукосниматель.
Проблема (или нет). Распайка Les Paul, по большому счёту, не менялась с середины 50-х годов прошлого века. Время от времени Gibson вносила небольшие изменяя, которые касались номиналов и типов конденсаторов, но, в целом, все осталось так же, как в самом первом LP.
И есть одна вещь, которую Gibson не меняли все эти годы – это концепция спаренных потенциометров громкости. Вы в курсе, как это работает. Есть раздельные регулировки громкости и тона для каждого звукоснимателя и трехпозиционный переключатель. То есть вы можете настроить громкость и тона отдельно для бриджевего и нэкового датчика, а потом быстро переключаться на нужный звук используя трехпозиционный переключатель. Тут все отлично – два пресета на кончике вашего пальца.
Но владельцы Les Paul так же знают, что происходит, если использовать среднюю позицию переключателя. В этом случае работают оба звукоснимателя и включены они параллельно, и даже чуть-чуть прибирая громкость одного из звукоснимателей, и если потенциометр другого датчика при этом полностью открыт, то этот датчик звучит много громче, чем его напарник. Или и того хуже – убрав громкость в ноль на одном из датчиком, мы тем самым выключаем гитару полностью.
Почему так происходит? Потому что, потенциометры громкости не развязаны, и они влияют друг на друга. В таких пассивных схемах – такое бывает сплошь и рядом, такова их природа. Вообще же, двуххамбакерный мир делится на два лагеря: для одних эта проблема и не проблема вовсе – это просто такие правила игры, которые можно использовать во благо, другие же думают, что такое вот взаимодействие потенциометров – это системная ошибка и стараются избавиться от этого.
На самом деле, существует лишь одно реальное решение этой проблемы – это переход к активной схеме (если конечно, это приемлемо для вас). Все же остальные «решения» — это компромиссы, которые вам подойти, а могут и не подойти. Пусть это решат ваши уши.
Поменяйте их местами. Легко сделать так, чтобы потенциометры громкости на Les Paul работали раздельно. Вам просто нужно сделать их распайку наоборот. (Так сделано на некоторых Rickenbacker и старых Fender Jazz Bass).
Для начала посмотрите на представленную тут схему. На ней показана современная распайка Les Paul, которую можно встретить почти на всех серийных гитарах. Черные провода – это «земля», белые провода – сигнальные, они идут от звукоснимателя к выходному джеку. Черные провода идут от потенциометра к потенциометру через «земляную шину». Будьте осторожны и не замыкайте цепь в кольцо – между двумя потенциометрами громкости не должно быть прямого соединения, как и показано на схеме. С другой стороны, такое соединение сделает из ваших звукоснимателей отличную антенну, которая будет собирать различные шумы (чтобы этого не произошло нужно, чтобы для «земляной шины» использовались достаточно толстые провода, а и пайка была добротной).
А теперь просто поменяйте местами соединения 3 и 2 конденсатора на обоих потенциометрах громкости и ничего не меняя на потенциометрах тона. Всё! Вы распаяли потенциометры громкости наоборот и это разделило их.
Treble-bleed цепь? У этого мода есть огромный недостаток. Когда звукосниматели включены «наоборот» они «показывают» меньшее сопротивление и выходной импеданс увеличивается. В результате мы получаем очень сильную потерю высоких частот, если чуть-чуть прибираем громкость. Это особенность пассивных гитарных схем – непропорциональная потеря высоких частот при малом изменении громкости. Стоит немного прибрать громкость, как мы теряем значительную часть высоких частот. И эта особенность усугубляется, когда мы соединяем потенциометры громкости «наоборот».
С этим можно бороться, добавив т.н. treble-bleed цепь между входом и выходом каждого потенциометра громкости. Эта цепь обычно представляет собой маленьких конденсатор, часто параллельно или последовательно с резистором.Просто припаяйте эту RC-цепочку между ножками 3 и 2 каждого потенциометра громкости и послушайте, что получилось в результате.
От номиналов конденсатора и сопротивления зависит количество высоких частот. Кто-то предпочитает использовать только конденсатор, а кто-то конденсатор и резистор в параллели. Обычнее значения для конденсатора – от 220 пФ до 680 пФ, а параллельного ему резистора – от 150 кОм до 330 кОм. Если вы решили использовать только конденсатор, то его обычный номинал – это 330 пФ. Популярное решение для RC-цепочки – это конденсатор на 470 пФ и 330 кОм резистор, включенный параллельно. Маленькие конденсаторы из серебряной слюды (silver mica caps) для этого мода подходят идеально.
Запомните, что в пассивных схемах мы можем ничего добавить, если этого не было изначально. Мы можем лишь придать звуку нужную окраску подавив определенные частоты, что делает другие частоты более заметными. Этот treble-bleed фильтр ослабляет низкие частоты, что делает высокие более заметными.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Вариант подключения датчиков и темброблок для гитары Gibson Les Paul и подобных
Как показал мой продолжительный опыт общения с электрогитарами, темброблок, собранный по данной схеме, имеет один серьёзный недостаток.
Если вдруг, случайно или намеренно, движок любого из переменных резисторов R3 или R4 окажется в нижнем по схеме положении, то при среднем положении переключателя звукоснимателей не будет работать ни один из датчиков, т. к. выход электрогитары будет полностью посажен на землю.
Так же, в среднем положении переключателя звукоснимателей регуляторы тембра R1 и R2, если можно так выразиться, «перекрывают» работу друг друга. Сей факт, при игре на таких электрогитарах, меня сильно напрягает.
Предлагаю модернизированный вариант темброблока для электрогитар.
Как видите, из схемы убраны регуляторы громкости и тембра одного из датчиков, а из оставшихся сделан один общий выходной темброблок.
В освободившиеся от регуляторов отверстия в деке гитары вставлены миниатюрные тумблеры S2 и S3, показанные на схеме красным цветом. Эти переключатели, замыкая одну из полуобмоток датчика, превращают хамбеккеры в синглы, и с помощью этого темброблока можно нарулить гораздо больше вариантов звучания, чем даёт нам штатный блок регулировок, и наводок такая схема даёт меньше.
Ну вот вроде и всё! Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.
Les Paul Classic
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Инструмент казался неудобным, звукосниматели слишком визжащими и без крышек (резало глаз по эстетике в сравнении с LP STD), качество к деталям показалось просто на уровне Gibson Studio.
Тем не менее, «только дурак не меняет в жизни своего мнения»…
Для начала, немного исторической хроники.
Gibson Les Paul Classic начали выпускать в 1990м году. Основным отличием стал гриф Slim Taper, звукосниматели без крышек, зеленый перламутр на грифе в виде трапеций. В нэке стоит 496R, в бридже 500T, который является одним из самых мощных звукоснимателей от Gibson.
Дэка махогон с выпуклым кленом на топе, гриф махагон с палисандровой накладкой — можно сказать это практически Les Paul Standard только немного в другом костюме. Какие же ощущения от игры?
Второй раз взглянуть на инструмент мне довелось, когда я основательно послушал гитару одного моего ученика, и надо признать у него отличный Classic в черном цвете 2000-х годов. Не скажу, что я фанат инструментов после 90-х, но я был весьма удивлен качеством сборки и самое главное — звуком. Бескомпромиссный рев на бридже и знакомый (с детства?) сопливый «уи-уууу-уи-уууу» на нэке. Взяв на недельку позаписывать ритм партии для своего проекта, мое изумление превратилось в форменый восторг, так как гитара давала «тот самый» объем.
Не долго думая, я приобрел Classic себе. Дергать лишний раз гитару не хотелось, да и со своей всегда удобнее. Классический черный на тот момент откровенно достал, и поэтому я стал счастливым обладателем вишнево-красного Classic. Мое гибсоновое прошлое временами дает о себе знать и в который раз заставляет пускаться во все тяжкие в поисках того самого звука.
Однако здесь будет небольшое но. После стратов и суперстратов первое что бросилось в глаза — эргономика. Учитывая тот факт, что я переслушал практически всю линейку гибсон и много инструментов было в личном пользовании (кроме безумных экспериментов компании типа Dark Fire и им подобных). На данный момент в плане эргономики самым удобным инструментом мне видится Gibson SG, причем именно модель Reissue, из-за более удобного профиля грифа.
Les Paul Classic именно задумывался как ритм инструмент, так как мензура 24,75 в верхних позициях (после 15-го лада) заставляет сильнее заморачиваться над точностью попадания по ладам, да и сама форма не располагает к очень удобной игре в верхних позициях.
Второй аспект — утилитарность. Я никогда не видел трэша и угара, беганий по сцене и перебрасываний через себя Les Paul. Почему? Да потому что у всей линейки хрупкая (даже архи хрупкая) «голова» грифа. Не то чтобы я проверял на личном примере, но ученики рассказывали (и не раз) как гитара, падая в кейсе из положение стоя плашмя создавала ситуацию поездки к мастеру на реставрацию и клейки головы грифа. Блин, да даже тупой кот может пробежать мимо стойки с гитарой, свалив ее и тем самым угробив этот запатентованный 17 градусный угол головы грифа. Мне такого счастья явно не надо. Самым ярким примером заводного угара на сцене с Gibson, конечно же Ангус Янг, но и модель у негоSG. Она и в разы легче и понадежнее, так что даже можно падать на сцену и крутиться в рок-н-ролльном угаре.
Третий аспект. Даже односторонее тремоло расширяет вашу фразировку в процессе игры. Не говоря уже про флойд. Мне пришлось прошерстрить много интернетов в поиске адекватной машины для Les Paul. Bigsby до сих пор вызывает кучу вопросов и больше фактов против нежели за. Всякие эксперименты типа Kahler видятся сомнительными ввиду нераспространенности, а Floyd Rose с топ локом (ага, на башке и без того хрупкой) и фрезеровкой корпуса — извращением.
Четвертый аспект — гитар тяжелая. Блин, какая же гитара тяжелая. При всей своей фердипирдезности, она жутко утомляет когда нужно протарабанить к ряду несколько часов стоя. После скоростных и легких стратов мне зачастую начинает казаться что игра на лес поле, это когда вы пересели с истребителя на бомбардировщик. Вы можете сровнять континент с землей, но ваша жопа настолько неповоротлива, что ей нужно прикрытие, дабы не была поругана честь.
А что в итоге? А в итоге долгие проводы — лишние слезы — гитара в продаже. И я желаю ей обрести фаната, который будет каждый день тащиться от восторга звука (а тут он есть в избытке) и закрывать глаза на отсуствие тремоло и дружелюбной эргономики, как я когда-то лет эдак 5 назад.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Распайка звукоснимателей (H+H)
В прошлой статье мы рассмотрели общую разводку хамбакера и научились паять его по схеме один звучок + ручка громкости + ручка тона. Теперь пришло время немного усложнить задачу и к уже имеющемуся у нас бриджевому хамбакеру добавить нековый. Ну и естественно сделать переключение между ними посредством трех-позиционного переключателя.
Сделаем три режима работы:
В общем-то схема очень популярна в наше время. И я думаю информация в данной статье вам обязательно пригодится. Начнем с варианта с одной ручкой громкости на оба звучка.
Трехпозиционный переключатель
Рассмотрим работу трех-позиционного переключателя. В гитарах они бывают двух видов:
Ползунковый переключатель
Используется в основном в стратоподобных гитарах. Имеет 2 пары контактов по 4 штуки. На каждую пару имеется как бы свой отдельный переключатель. Поэтому его называют двух-полюсным. Чтобы осуществить переключение между датчиками следуем диаграмме, представленной на рисунке:
Рычажковый переключатель
Переключатели данного типа встречаются в гитарах Гибсон Лес Пол. Схематически переключатель можно представить следующим образом:
Схема распайки двух хамбакеров
Ниже показана схема пайки звукоснимателей с трех-позиционным ползунковым переключателем, одной ручкой громкости и тона. Принцип работы такой: сигнал с каждого датчика сразу кидаем на вход переключателя. Далее с его выхода сигнал подаем на ручку громкости через ручку тона. С громкости сигнал поступает на джек.
Теперь рассмотрим схему с двумя громкостями и одним общим тоном. На этот раз переключатель используем рычажковый. Принцип работы следующий: сигнал с каждого датчика сперва пускаем на свои ручки громкости. Далее выход с потенциометров громкости кидаем на входы переключателя. Ну а выходы с него пропускаем через ручку тона и отправляем на джек.
И вот еще 2 популярных варианта распайки звучков мы рассмотрели в этой статье. Еще раз повторюсь, что это всего лишь варианты подключения, демонстрируя которые, я хотел показать принцип распайки звукоснимателей. Все зависит от ваших нужд, вы в праве вносить коррективы.
В следующей статье рассмотрим подключение трех датчиков по еще одной популярной схеме хамбакер + сингл + сингл, ну или хамбакер + сингл + хамбакер, отличий здесь практически нет.