раф 04 прицеп дача
Каким был первый в СССР дом на колесах — прицеп-дача «РАФ-04», созданный 60 лет назад в Риге
Был ли автотуризм в Советском Союзе? Конечно, был. Правда количество автомобилей в первые два десятилетия после Второй мировой войны было не очень-то большим. Тем не менее, с ростом благосостояния советских граждан, росло и число компаний-автомобилистов, выбиравшихся на отдых на природу. Куда интереснее то, что в 1958 году на Рижской автобусной фабрике был сделан первый советский прицеп-дача под названием РАФ-04.
Прицеп был создан в единственном экземпляре, так как являлся экспериментальным образцом. В то время фабрика искала новые направления в создании транспортных средств. Тогда же были созданы такие экспериментальные образцы, как РАФ-10 «Фестиваль» на агрегате «Победы» и РАФ-08 «Спридитис» на агрегате «Москвича». Все это были микроавтобусы. Прицеп-дача создавался, как альтернатива упомянутым машинам. В конечном итоге, руководство завода отдала предпочтение полноценным микроавтобусам.
Тем не менее в историю РАФ-04 все-таки вошел. Долгое время единственный образец хранился на фабрике. Специально для прицепа была разработан новейший фаркоп. Буксироваться он мог только «Победой» (и это была одна из главнейших причин отказа от проекта). Прицеп получился очень тяжелым – 950 кг. Амортизаторы и рессоры для РАФ-04 взяли у все той же «Победы».
Внутри прицеп делился на два помещения – жилое, где могло расположиться два взрослых человека, и проходное, где стояли шкафчики для одежды и обуви. В тамбуре также располагались полки для посуды, продуктов и прочей поклажи. Можно было даже поставить газовую плитку типа «Турист». Салон (жилое пространство) напоминал железнодорожное купе. При этом столик для еды предлагалось устанавливать исключительно на улице. Над ним можно было даже растянуть тент от дождя. Террасовая площадь при этом впечатляла – 10 кв.м.
Хочется узнать еще больше интересного? Тогда читай про то, как производство «рафиков» возрождают в Риге и уже показали первый автомобиль.
РАФ-04 — прицеп-дача, который опередил время
В далеком 1958 году РАФ представил опытный образец прицепа-дачи, которые в современном мире называют «караван». Давайте посмотрим как выглядел РАФ-04 и разберемся, почему он так и не пошел в серийное производство.
Характеристики и внешний вид
Разработали прицеп-дачу в конструкторско-технологическом бюро при Рижском заводе автобусных кузовов «РАФ» Минавтошосдора Латвийской ССР. Цельнометалличекий кузов РАФ-04 сконструирован на базе микроавтобусов РАФ-08 «Спридитис» и РАФ-10 «Фестиваль».
Предполагалось, что основным тягачом для кемпера будет являться ГАЗ-М20 «Победа», поэтому подвеска РАФ-04 максимально унифицирована именно с ней. Рессоры, амортизаторы, колеса и даже колпаки — все это взяли от «Победы». Кроме того в конструкторском бюро спроектировали специальный фаркоп с беcзазорной сцепкой, который не требовал переделки кузова «Победы».
Индекс 04 означал количество спальных мест в советском автодоме. Все достаточно логично — в машине с комфортом может ехать 4 человека, на это же количество человек рассчитан автодом.
От вида такого автопоезда сворачивали голову все! Мальчишки, вечно спешащие по делам взрослые и старшее поколение.
По прибытию на место стоянки (отдыха), раскладывается навес, который состоит из ткани и трубчатого каркаса, устанавливаются четыре раскладных стула, стол. Конструкторы РАФ назвали внешнее убранство «террасой», которая занимала площадь 10 кв.м.
Сейчас такой навес на сленге автолюбителей называется интересным словом «маркиза», но тогда, в 1958 году… Это была фантастика!
Обзор интерьера
Фотографий интерьера РАФ-04 осталось крайне мало, но я все-таки попробую его восстановить.
Внутри РАФ-04 разделялся на две части — тамбур (хозблок) и жилая зона (спальня). Входная дверь располагалась в задней части автодома (по ходу движения), которая вела в тамбур с высотой потолка 174 см.
В тамбуре были установлены шкаф для одежды и ящики для вещей, посуды, продуктов. Также было предусмотрено место напротив окна для керогаза с чайником, их мы наблюдаем на фото. Других фотографий тамбура я не нашел.
Жилая зона (спальня) имела высоту потолка всего 155 см, напоминала купе вагона поезда: по бокам установлены 2 дивана, спинки которых поднимались и тогда образовывалось 4 спальных места. Между диванами установлена тумбочка. Почему-то рижские инженеры предполагали, что пищу принимать автотуристы должны исключительно на улице под тентом. А как же быть в плохую погоду?
Электропитания в кемпере не было, для освещения помещения использовалась керосиновую лампу с термоэлектрическим элементом, от которого питался небольшой радиоприемник.
Почему не пошел в серию первый советский автодом?
Конструкция РАФ-04 имела много недостатков, в том числе узкая специализация, совместимость с одной моделью авто, низкая маневренность, неудачная компоновка салона (низкий потолок) и большой вес.
Мощность мотора «Победы» составляла 50-52 л. с., а разгон пустой машины до сотни занимал долгие 46 секунд! Представьте каково было ехать «Победе» с прицепом весом 950 кг!
В то время Рижский автобусный завод много экспериментировал, чтобы понять куда двигаться дальше. Как вы знаете, РАФ остановил свой выбор на микроавтобусах, но с развалом СССР все равно был обречен… Спустя 60 лет караванинг в России становится все популярнее, число фирм, производящих караваны растет. Это значит, что Рижский автобусный завод уже тогда выбрал направление развития автотуризма.
Проект РАФ-04 так и не пошел в серию, хотя проект получил продолжение в будущем, о чем я расскажу в следующих публикация блога… Кому понравилась статья, не забывайте ставить лайки и делиться с друзьями. Удачи!
Советские прицепы-дачи
Первыми в СССР прицеп-дачу сделали в Риге, на Рижском автобусном заводе в 1958 году. Модель называлась «РАФ-04».Цельнометаллический кузов прицепа устанавливался на шасси, в котором были использованы агрегаты автомобиля «Победа», в частности рессоры и амортизаторы. Позднее, модель строили на агрегатах автобуса «РАФ- 2203».Внутри прицепа было два отделения- хозяйственное и салон. В хозяйственном отделении имелись шкафчики для хранения продуктов, посуды и одежды. Было предусмотрено место для установки газовой плиты с баллонами типа «Турист».
В салоне было два дивана, спинки которых поднимались и образовывали два спальных места (всего, вместе с диванами, получалось четыре).
В 1973 году журнал «За рулем» отчитался перед советскими автомобилистами: «Скиф» –имя прицепа». В статье рассказывалось, что у нас появился туристский прицеп-палатка. В 1977 году «Скиф» стал серебряным призером ВДНХ. Начат выпуск новой модели «Скиф — м-1». Туристский прицеп «Скиф М1» выпускали на пермском заводе «Машиностроитель».
В 1987 году модель пережила рестайлинг, в торговые организации СССР стала поступать модель «Скиф М2». Кстати, этот прицеп-палатку выпускали около 20 лет.
Параллельно со «Скифом» выпускался прицеп-палатка «Турист» на шасси Брянского прицепа.
Однако палаточные варианты мало напоминали импортные добротные дома на колесах. Первой такой ласточкой стал отечественный автотрейлер 8120А, или «Прицеп-375» выпускавшийся на Ростовском вертолётном заводе: каркас был обшит легкими панелями, спальное отделение, кухня, все, как у буржуйских моделей. Минус состоял в одном — их было выпущено мизерное количество.
В 1991 году, на излете СССР, на Минском автозаводе приступили к выпуску прицепа-дачи МАЗ-8132. По сути это была копия югославского прицепа «Адрия». Вот как описывал новинку журнал «За рулем»: «Внутреннее снаряжение МАЗ-8132-011 выглядит солидно. Это мягкая мебель для дневного и ночного отдыха четверых человек (двойное и два одинарных откидных —верхнее и нижнее —спальных места), туалет, кухонный блок с газовой плитой и мойкой. Умывальник туалетной комнаты и мойка кухонного блока снабжены водяными насосами с подачей воды около 4 литров в минуту. Насосы работают на стоянках от сети с напряжением 220 В или от 12-вольтового аккумулятора. По требованию заказчика могут быть установлены импортные холодильник и газовый отопитель. Аналогов им отечественная промышленность, к сожалению, пока не имеет.»
В 1991 году было выпущено 1500 прицепов-дач.
Выпускался во времена СССР и такой прицеп как дача-амфибия! Да-да, и такое было в те времена. Эта модель называлась «дача-амфибия «Дон». Его серийное производство было начато в 1978 году на Горьковском авиационном заводе.
Вот как описывали это передвижную плавдачу в журнале «Катера и яхты»: «Лодка «Дон» хорошо приспособлена для транспортировки в виде тележки-прицепа за легковым автомобилем и имеет исключительно широкий диапазон применения. Это и четырехместный домик, который можно или установить на берегу (скажем, на лесной поляне), или спустить на воду. Это и вполне автономная самоходная плавучая дача — моторная лодка, рассчитанная на движение в режиме глиссирования с подвесным мотором до 30 л. с. Наконец, можно использовать ее носовую часть отдельно — в качестве быстроходной мини-мотолодки для прогулок, выездов на рыбалку, буксировки воднолыжника.»
Отправляясь в отпуск с такой дачей-амфибией на буксире, автомобилист получает практически неограниченные возможности отдыха на воде и у воды — на лоне природы.»
Завод подчеркивал, что прицеп можно было транспортировать любым отечественным автомобилем кроме «запорожца». Вес лодки-прицепа составлял почти 300 кг. Стоила лодки-прицепа «Дон» 2 000 советских рублей.
Наконец, в те времена в можно было встретить в Советском Союзе и иностранные прицепы-кемперы, из стран «народной демократии».
Одним из таких была прицеп-дача производства ГДР. Выпускались они на заводе VEB Karosseriewerke Dresden. Модель называлась «Bastei-2».
Кемпер был 4-х местным, в нём имелась газовая плитка и раковина. Отличительная черта этого прицепа — он комплектовался маркизой-тентом, складными стульями и даже походной посудой.
Автотуризм в СССР. РАФ-04 — прицеп-дача, который опередил время
В 58-ом году РАФ представил опытный образец интересного прицепа-дачи. Такие экземпляры в современном мире называются «караваны». РАФ-04 так и не запустили в серийное производство.
Прицеп-дача разрабатывалась специалистами конструкторско-технологического бюро при Рижском заводе автобусных кузовов «РАФ» Минавтошосдора Латвийской ССР. Базой цельнометаллического кузова РАФ-04 выступили микроавтобус РАФ-08 «Спридитис», а также РАФ-10 «Фестиваль».
Габариты РАФ-04 составляли 3570х1725х2100 мм. Вес автотранспорта достигал 950 кг. Основным тягачом для кемпера предполагался ГАЗ-М20 «Победа». Поэтому подвеску РАФ-04 максимально унифицировали с ним. Колеса, колпаки, амортизаторы и рессоры взяли от «Победы».
Индекс 04 означал число спальных мест в автодоме. На месте стоянки раскладывался навес, состоящий из ткани, а также трубчатого каркаса. Ещё устанавливалось 4 четыре раскладных стула, а также стол. «Терраса» занимала площадь десять квадратных метров.
РАФ-04 внутри разделялся на две части, а именно на тамбур и жилую зону. Входная дверь размещалась в задней части автодома. Она вела в тамбур, высотой в 174 см. Здесь устанавливался шкаф для одежды, ящики для вещей, продуктов и посуды. Ещё предусматривалось место напротив окна, где стояла керогаза с чайником.
Жилая зона (спальня) обладала высотой в 155 см и была схожа с купе вагона поезда. С боков устанавливались 2 дивана. Их спинки подымались, образовывая четыре спальных места. Между диванами находилась тумбочка.
Мотор «Победы» генерировал 50-52 лошадиные силы. Первую сотню авто набирало за 46 сек.
Автомобильный туризм в СССР: как выглядел первый советский прицеп-дача
Существовал ли автотуризм в СССР? Конечно, существовал, и был явлением совершенно привычным. Вот только масштабы автотуризма, конечно, были не чета нынешним. Почему – надеюсь, и так понятно: просто нужно просто вспомнить о количестве частных автомобилей на тысячу жителей. Чем большей становилась эта цифра – тем чаще можно было встретить и компании, совершающие «моторизованные» вылазки на природу.
Сам формат отдыха при этом в подавляющем большинстве случаев был одинаковым: поездка к водоему (море, озеро, река) на автомобиле с последующим проживанием в палатке. Некоторое разнообразие в этот сценарий отечественная промышленность внесла лишь в 1973 году, когда на Пермском заводе химического оборудования началось крупносерийное производство туристических прицепов «Скиф». На стоянках такой прицеп мог трансформироваться в объемную палатку, рассчитанную на проживание троих взрослых с двумя детьми.
Непосредственный прототип «Скифа» – опытный туристический прицеп ММЗ-Э8102, построенный на Мытищинском машиностроительном заводе в 1971 году. А тот, в свою очередь, являлся дальнейшим развитием более раннего опытного прицепа Серпуховского мотозавода
А вот и сам знаменитый «Скиф» в своем серийном воплощении.
В дальнейшем в стране несколько раз предпринимались попытки создания прицепов-дач со «стационарными» жилыми отсеками: так появились, например, модели «Днiстер», ЛАРЗ-8124 «Лида» или советско-польский «375», однако серийное производство подобных изделий было развернуто уже на самом излете существования Советского Союза, после 1990 года. А вот мы сегодня, напротив, вспомним о самом первом в СССР примере прицепа-дачи промышленного изготовления. Встречайте: РАФ-04 образца 1958 года, опытная разработка Конструкторско-технологического бюро при Рижском заводе автобусных кузовов «РАФ» Минавтошосдора Латвийской ССР.
Презентационный альбом 1958 года, посвященный прицепу РАФ-04. Его странный на первый взгляд индекс означал не порядковый номер модели, а количество мест в салоне: «04» – значит, прицеп для четырех путешественников
Для рижского предприятия 1958-й год стал поворотным – предопределившим дальнейшую судьбу на 35 лет вперед. Рижане искали для себя новый объект производства и много экспериментировали, и результатами этих экспериментов стали опытные микроавтобусы РАФ-08 «Спридитис» на агрегатах «Москвича», РАФ-10 «Фестиваль» на агрегатах «Победы», а также унифицированный с ними по кузовным элементам прицеп РАФ-04. Как известно, выбор был сделан в пользу микроавтобусов.
Сложно даже представить, какой роскошью мог показаться подобный прицеп в то время, когда значительная часть населения страны еще ютилась в «коммуналках». Ведь для того, чтоб им обладать, требовались еще как минимум автомобиль классом не меньше «Победы» и вместительный гараж – предметы, каждый из которых в отдельности уже могли сказать о статусе владельца многое. РАФ-04 получил цельнометаллический кузов панельного типа со входной дверью в задней стенке и восемью окнами от микроавтобуса, четыре из которых могли откидываться для проветривания помещения.
В качестве основного тягача для РАФ-04 рассматривалась «Победа», поэтому специально для нее силами КТБ РАФ был разработан оригинальный фаркоп (с беззазорной сцепкой), не требующий никакой переделки кузова: он фиксировался мощными болтами крепления заднего бампера. Рессоры и амортизаторы подвески, а также колеса вместе с декоративными колпаками позаимствовали у той же «Победы». Интересно, что на прицеп поставили совершенно ненужные ему шины с вездеходным рисунком протектора, поскольку только такие завод и смог раздобыть: привет системе плановой экономики!
Внутри прицеп был разделен на два помещения: собственно жилую комнату и изолированный тамбур, где располагались шкафчики для хранения одежды, посуды и продуктов. Здесь же имелась небольшая «варочная панель»: открытая полка, куда можно было поставить газовую плитку и газовые баллоны типа «Турист».
«Кухонный блок» в тамбуре прицепа РАФ-04: открытая полка с газовой плитой, сверху которой стоит чайник. Слева на фото виден краешек дивана в жилой комнате, справа за кадром – дверь на улицу
Салон же был выполнен по типу купе в вагоне поезда и состоял из двух диванов, поставленных друг напротив друга. Поднимая спинки вверх и фиксируя их в этом положении цепочками, можно было получить четыре полноценных спальных места. Вот только вместо складного столика между диванами в прицепе расположили тумбочку с открытыми и закрытыми полочками. Оригинально был решен вопрос с электропитанием салона. Поскольку использовать для этих целей стандартную свинцовую аккумуляторную батарею было очевидной утопией (заряжать-то ее как уже через полдня использования?), для освещения «рафовцы» применили керосиновую лампу с термоэлектрическим элементом, который позволял запитать батарейный радиоприемник. Вот так вот: зажигаешь керосинку, и начинает играть радио! Что ты скажешь на это, Илон Маск? ))
Интерьер жилой комнаты: два дивана, трансформирующихся в четыре кровати, и тумбочка между ними
А где же столик? Его предполагалось ставить на улице. Сбоку к крыше прицепа пристраивался каркас из легких алюминиевых трубок и стоек, на который натягивался тент из симпатичной полосатой материи. Получался функциональный аналог современной складной маркизы. Правда, слово «маркиза» применительно к складному навесу тогда еще было не в ходу, а потому всю эту конструкцию вместе с накрываемым ею пространством рижские конструкторы назвали «террасой площадью 10 км. метров». Вот на этой-то террасе и предполагалось расставить комплект складной дачной мебели, включающей в себя, помимо столика, еще и четыре стула.
Прицеп РАФ-04 в «боевом положении»: к крыше пристроен навес, образующий террасу со столиком и четырьмя стульями
Конечно, первый советский туристический прицеп имел свои недостатки, причем весьма серьезные. Кузов его, имея солидные наружные габариты (3570х1725х2100 мм), не обладал должным простором внутри. В частности, высота потолка в тамбуре составляла всего 174 см, а в жилой комнате снижалась до 155 см, заставляя перемешаться внутри в полусогнутом состоянии. Серьезным получился и собственный вес: 950 кг. С учетом скромной мощности двигателя «Победы» (50-52 л.с.), путешествие с прицепом РАФ-04 обещало быть долгим… ))
Но, тем не менее, само появление такого прицепа в далеком 1958 году – факт удивительный и заслуживающий уважения, хотя и никак не повлиявший на дальнейшее развитие туризма в СССР.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов