работа в сенсорной комнате
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате
Татьяна Александровна Трунова
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате
Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые рецепторы, кожные покровы и т. д. Поэтому сегодня во многих дошкольных учреждениях и коррекционных центрах большой популярностью пользуются специально оборудованные различными стимуляторами комнаты, направленные на сенсорное развитие.
Понятие «сенсорная комната» было введено Марией Монтессори. Для многих родителей понятие «сенсорная комната» является достаточно непривычным и непонятным. Из-за этого для большинства людей сенсорная комната представляется неким помещением, наполненным различными высокотехнологичными гаджетами (по аналогии с сенсорными панелями современных телефонов и компьютеров, призванными заменить традиционные игровые комнаты. На самом же деле сенсорные комнаты представляют собой абсолютно самостоятельную систему развития детей, существующую параллельно с традиционными методиками и техниками развивающих занятий, применяющихся сегодня в дошкольных учреждениях.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате.
1.Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы:
• снятие психоэмоционального напряжения;
• саморегуляция и самоконтроль;
• умение управлять своим телом, дыханием;
• умение передавать свои ощущения в речи;
• умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
• формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
• формирование уверенность в себе.
2.Развитие коммуникативной сферы:
• эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
• формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
• преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3.Развитие психических процессов и моторики:
• произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
• память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;
• развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Регулярные занятия в сенсорной комнате положительно сказываются на психическом и эмоциональном развитии детей. Занятия можно проводить как в подгруппах, так и индивидуально. В случае групповых занятий, состав группы формируется исходя из потребностей и физических/психологических/эмоциональных особенностей каждого ребенка. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребенка занятия проводятся по таким направлениям,как:
• психокоррекция эмоциональной сферы и поведения – агрессия и вспыльчивость, замкнутость и неуверенность в себе, синдром дефицита внимания и пассивность, страхи и гиперактивность;
• нейропсихологическая коррекция «школьных» проблем – отсутствие учебной мотивации и познавательного интереса;
• развивающие занятия – развитие высших психических функций и эмоциональной сферы, достижение психоэмоциональной разгрузки, поддержание/восстановление психологического здоровья;
• психотерапия широкого спектра психоневрологических проблем.
Сенсорная комната – это волшебный мир для ребенка! Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать,что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Ребёнок, лёжа в «сухом бассейне» или на мягком напольном покрытии, наблюдая за звездным небом, рассеянным светом, слушая успокаивающую музыку попадает в сказку. В такой комнате создаётся ощущение комфорта и безопасности. Дети радостно погружаются в мир сказок и волшебства, воспринимая всё происходящее в ней как реальность.
Наверное, у каждого педагога-психолога есть своя картотека психотерапевтических сказок, игр и упражнений. И у меня она тоже есть. Но бывает так, что необходимо придумывать свои сказки, чтобы помочь ребенку. Сенсорная комната помогает создать волшебную, сказочную атмосферу и желание воплотить все мечты в реальность.
Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.
Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик» Направление «Психотерапевтическая коррекция». Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Задачи: 1. Развивать.
Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.
Конспект занятия в сенсорной комнате (часть 2) Конспект занятия в сенсорной комнате (Часть 2) Занятие проводится с ребенком до 1 года. Цели: 1. Создание атмосферы для получения положительных.
Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.
Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.
Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.
Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.
Организация работы сенсорной комнаты
Иванс Анна
Организация работы сенсорной комнаты
Организация работы сенсорной комнаты «Радуга» в МАДОУ МО «СГО» № 7 «Огонёк»
Иванс Анна Викторовна
Организация работы сенсорной комнаты в ДОУ
Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения развивающих занятий с детьми.
Цель организации сенсорной комнаты: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью мультисенсорной среды.
• профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
• создание положительного эмоционального состояния;
• облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;
• формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
• развитие позитивного общения детей;
• формирование восприятия цвета и звука;
• развитие внимания и оригинальности мышления.
Работа в сенсорной комнате организуетсяв следующих направлениях:
• релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
• непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
Работа в сенсорной комнате организуетсяпо следующим методикам:
1. Свето-, цветотерапия;
Примеры воздействия на организм некоторых цветов:
Практически все оборудование сенсорной комнатыобладает цветотерапевтическим эффектом: пузырьковая колонна, пучок фибероптических волокон «Звездный дождь», «Гроза», цветодинамический проектор заливки света, фонтан «И», модуль «Жар-птица», золотой уголок.
Одним из основных терапевтических методов в сенсорной комнатеявляется музыкотерапия:
С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Поэтому очень полезно слушать классическую музыку.
Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т. д.
В качестве музыки для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подойдут акустические композиции, имитирующие звуки природы.
Сенсорная комната помогает создать волшебную, сказочную атмосферу и желание воплотить все мечты в реальность.
Умение расслабляться — важное условие полноценного развития ребенка.
Рассмотрим несколько видов релаксации.
Эмоциональное перевозбуждение приводит в тонус мышцы, а напряжение мускулатуры не дает полноценно заниматься умственной деятельностью. Эти закономерности детально описал американский врач Э. Джекобсон. Разработаннаяим методика достаточно проста и основана на анатомических особенностях: обязательной смене напряжения мышцы расслаблением. Практика активно применяется для дошкольников до сих пор, так как упражнения просты, доступны и не требуют дополнительных условий или инвентаря.
Упражнения на мышечную релаксацию задействуют мышцы рук, ног, пресса, груди и спины. На какое то время ребенку предлагается сжать кулачки или напрячь живот, а затем «отпустить» это состояние и прочувствовать его. По возможности ребенок должен находиться в удобной позе, но при необходимости небольшое занятие можно провести в любой обстановке.
Растягивание представляет собой динамическую работу мышц, причем внимание сосредоточено не на какой-то одной мышечной группе, а на движении всего тела. Концентрируя внимание на движениях, ребенок постепенно учится владеть своим телом, что оказывает положительное влияние на его физическое и психическое состояние.
Важно научить ребенка (с проблемами) чувствовать не только тело, но и свое дыхание, т. е. обращать внимание на то,как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание.
Дыхание связано с состоянием тела. Этот факт прекрасно объяснил Александр Лоуэн в своей работе «Психология тела»: при сильном возбуждении дыхание быстрое, интенсивное. В состоянии страха человек задерживает дыхание. При состоянии напряжения дыхание становится поверхностным. Глубокое дыхание успокаивает тело.
Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.
Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о, шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох-ух). Нагрузка постепенно возрастает за счет увеличения числа повторений и усложнения задания.
Я использую такие упражнения: «Задуй свечу», «Подуй на самолет», «Мыльные пузыри», «Шарик лопнул», «Певец»,
«Воздушный шар»…. «Лев спит» (успокаивающее дыхание, «Медведь дышит!» (повышение тонуса).
Основа методики аутотренинга — самовнушение. «Примеряя» на себя образ спокойного человека мы невольно им становимся. Мысленный приказ коже ощутить касание мягкой травы или теплого песка вызывает эмоции, переживаемые при реальных ощущениях. Дети, активно поддерживающие любую игру, способны достаточно быстро вжиться в образ.
Занятия в сенсорной комнате показывают, какой мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование.
Богатство положительных эмоций в условиях темной сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности, гармонии и творчества.
2. Г. Г. Колос «Сенсорная комната в ДОУ»: Практические рекомендации. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2010. – 80с.
3. И. В. Ганичева «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (4-5 лет)».
«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в полноценной.
Организация методической работы в школе по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека.
Конспект НОД с использованием сенсорной книги для индивидуальной работы во второй младшей группе «Мир на кончиках пальцев» Конспект занятия с использованием сенсорной книги «Мир на кончиках пальцев»(для индивидуальной работы с воспитанником второй младшей группы)[/b].
Конспект занятия «Космическое путешествие» с использованием сенсорной комнаты в средней группе Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию конспект занятия «Космическое путешествие» с использованием сенсорной комнаты в средней группе.
Обобщение опыта работы «Организация работы по познавательному развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть.
Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации системы внеклассной работы по математике Опытно экспериментальная работа была проведена на базе базе МКОУ «Родинская СОШ» Шипуновского района Алтайского края в 7 и 8 классах, количество.
Организация работы педагога-психолога в сенсорной комнате Организация работы педагога-психолога в сенсорной комнате МБДОУ «ЦРР- Детский сад №1 с. Завьялово» Подготовила: педагог-психолог Нина Леонидовна.
Организация работы педагога-психолога в сенсорной комнате Организация работы педагога-психолога в сенсорной комнате МБДОУ «ЦРР- Детский сад №1 с. Завьялово» Подготовила: педагог-психолог Нина Леонидовна.
Организация работы с родителями по созданию мини-музея в группе детского сада (из опыта работы) Почему мы создали мини-музей? Я провела анкетирование и выяснила, что большая часть наших детей, не была в музее. Причины самые разные.
Сообщение из опыта работы «Организация совместной работы воспитателя с детьми по изодеятельности» Важным обстоятельством, определяющим необходимость внедрения совместной формы организации изобразительной деятельности, является то, что.
Работа в сенсорной комнате
Сенсорную комнату в своей работе могут использовать разные специалисты (врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги). В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:
Области применения сенсорной комнаты
Сенсорные комнаты можно использовать в различных учреждениях: медицинских, образовательных, психолого-педагогических и медико-социальных центрах или кабинетах психолога при каких-либо учреждениях и организациях. В медицинских учреждениях сенсорные комнаты могут быть использованы для:
Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.
Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями. В образовательных учреждениях (особенно специализированных) СК используются для:
Общие рекомендации по использованию
Противопоказания
Методика работы
Рекомендации по использованию в разных возврастных группах
Ранний возраст
I. Корректировка зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций.
II. На коррекцию слуховых ориентировочных реакций.
Для этого используются различные музыкальные инструменты, погремушки, колокольчики. Важно, чтобы используемые инструменты имели звуки разной высоты и интенсивности. Для того чтобы ребёнок научился поворачивать голову к источнику звука, в начале используйте яркие звучащие игрушки. Расположите игрушку перед ребёнком, издавая звук, перемещайте её медленно в сторону. Обращайте внимание ребёнка на то, чтобы ребёнок поворачивал голову вслед за игрушкой. Если же он её потерял, то начните сначала. По мере того, как ребёнок начнёт обращать внимание на близкие звуки, постепенно увеличивайте расстояние между источником звука и ребёнком. Воспроизводите звук из разных мест комнаты.
III. Для развития тактильных ощущений.
Применяются предметы различной формы из разного материала. Если ребёнок не берёт предмет в руку, то аккуратно разожмите его кулачок и вложите ему игрушку, массажный валик или шарик. Возьмите руку малыша, слегка потрясите, расслабляя её. Погладьте открытой ладошкой ребёнка разные предметы на тактильной панели (по очереди правой и левой рукой). Когда ребёнок начнёт брать предметы в обе руки, предлагайте ему шарики, поднесите его к колонне и помогите обнять её ладошками. Малыш почувствует лёгкую вибрацию, а пузырьки привлекут его внимание.
IV. Для развития эмоциональной сферы.
На первом году непосредственное эмоциональное общение ребёнка со взрослым является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребёнка положительными эмоциями. Общайтесь с ребёнком ласково, улыбкой и нежным словом поощряйте выполнение им действий. Использование Сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребёнком, а этот этап является начальным во всей психокоррекционной работе.
V. Развитие общей моторики.
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.
Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.
Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.
Можно выделить два направления в данной работе:
Подростковый возраст
Спектр работы с данной возрастной категорией довольно широк. Подростки часто недоверчиво относятся к взрослым, поэтому необходимо вначале работы над любыми проблемами наладить с ними отношения. Сенсорная комната создаёт безопасную, дружественную обстановку, которая как раз способствует созданию таких доверительных отношений. Перед началом работы в Сенсорной комнате или на начальных её этапах необходимо выяснить интересующие подростка темы, предпочтительную музыку. От этого будет зависеть дальнейший выбор оборудования для работы.
В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.
Комплексная терапия детей и подростков, имеющих эмоциональные нарушения, вследствие различных травмирующих ситуаций должна быть направлена на снижение проявлений посттравматического синдрома, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.
Для этого необходимо решать ряд задач:
Рекомендуемая литература
Приглашаем посетить действующую сенсорную комнату в городе Обнинске в нашем реабилитационном центре для детей и подростков «Доверие». Вы можете на практике ознакомиться с особенностями работы в сенсорной комнате и последними методическими разработками, пройти курс обучения работы с нашим оборудованием.
Примеры занятий в сенсорной комнате
Примеры занятий в сенсорной комнате
Сенсорная комната (СК) помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье взрослых и детей. Очень важны примеры занятий в сенсорной комнате для эффективной работы с ее посетителями.
Комната оборудована по особому проекту специалистов. Занимаясь дизайном помещения, мы учитывали силу цвета, поскольку цветовая гамма оказывает значительное воздействие: на подсознательном уровне мы чувствуем энергетику того или иного цвета.
В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Детей и взрослых охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние человека через соответствующие органы чувств.
Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:
Организация работы
Цель: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
Количественный состав группы: до 5 человек или индивидуально.
Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.
Принцип комплектования группы: добровольное участие.
Метод работы: релаксация.
Методики работы:
Структура занятия:
Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:
Примеры используемого оборудования:
Оценка эффективности работы:
По результатам наблюдений педагога, педагога-психолога, врача.
Предполагаемый результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, формировать умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.