прыжок лутц на полу
Почему лутц самый сложный прыжок фигурного катания
Нередко встречаю этот вопрос на форумах. Многие начинающие и даже некоторые опытные болельщики фигурного катания не знают в чём сложность и особенность лутца.
Начнём объяснения с самого лёгкого – наглядным видео, а потом закрепим ссылками на авторитетные источники.
Перевод комментария в видео:
«Лутц наиболее узнаваем по длинному заходу с хода назад. Главный аспект этого прыжка – наружное ребро (опорного конька – прим. авт.) при выполнении толчка, с чем у многих фигуристов бывают проблемы. В чём конкретно состоит сложность: при отталкивании фигурист скользит в одном направлении, а выезжает прыжок в противоположном.»
Вы видите, что прямо перед прыжком фигурист скользит по часовой стрелке, а крутится в прыжке и выезжает из него против часовой стрелки. Все равно что для футбольного вратаря бежать в один угол, но резко прыгнуть за мячом в другой.
Определение лутца от американской федерации катания:
«This jump is difficult because it is a counter-rotational jump, which means that the skater sets it up twisting one way and jumps the other. This jump is often “cheated” which gives it the nick-name of a “flutz” because the skater isn’t strong enough to maintain the counter-rotational edge. A Lutz should have a strong backward outside edge»
Вот что говорит об этом прыжке мэтр фигурного катания Виктор Кудрявцев:
«Если сразу ехать на ребре, то там дуга задает большой общий наклон, удержать плечи, а потом раскрутиться в обратную сторону сможет далеко не каждый.»
Примеры отличного лутца среди российских одиночников:
Некоторые спросят, если аксель дороже, тогда почему лутц самый сложный?
Ответ. Аксель имеет на пол оборота больше, т.к. его прыгают вперёд, а приземляют назад, потому и стоимость его выше. Особенность акселя для большинства фигуристов не представляет особую сложность. Просто задумайтесь, что двойной аксель (2,5) прыгают абсолютно все профи фигуристки, а тройной (3,5) почти все фигуристы. Но даже среди топ-фигуристов как у мужчин, так и у женщин есть те, кто не владеет лутцем.
Техника исполнения прыжков в фигурном катании. Лутц
Но, благодаря мягкому отношению судей к этому, правильная техника исполнения лутца постепенно становится раритетом. Всё больше спортсменов и тренеров осваивают современные технологии с отталкиванием с использованием ребра и преротацией. Начнём с примеров анти-лутца.
Преротейшн 180 градусов на лутце, где в норме он должен быть от практически 0 до 90 (самый максимум).
Далеко не всё ладно с лутцем и у действующего чемпиона мира среди мужчин. Всё тот же Чемпионат Европы этого года, ракурс не очень хороший, но видно, что ребро как минимум сомнительное (обязательна пометка «!» в протоколе):
Всё то же использование ребра при отталкивании:
И всё та же предварительная ротация, превышающая допустимую для данного прыжка:
Да, с таким лутцбергером немудрено выучить лутсик в три с небольшим реальных оборота и выдавать его за четверной. Недаром его последний лутц в инстаграме мало кто признал за четверной.
Однако в целом российские одиночники делают лутц очень качественно. Отталкиваются зубцами, градусы не скрадывают. К таковым относятся, например, Александр Самарин, Максим Ковтун, а самым ярким образцом, пожалуй, является Михаил Коляда:
Точно так же образцово исполняет лутц Артур Дмитриев-младший.
А самая высокая концентрация правильных лутцев, конечно, в группе Алексея Николаевича Мишина. Часто люди спрашивают, что же у них со всей Мишинской техникой не всё получается и они, бывает, уступают тем или иным соперникам/соперницам? Так настоящий лутц СЛОЖНЕЕ! Елизавета Нугуманова:
Каролина Костнер, хотя училась и не у Мишина, также является обладательницей настоящего лутца. И вообще всегда отличалась эталонным исполнением прыжков и скручиванием их в воздухе, отсутствием недопустимых преротейшенов.
Эпичнейшая преротация Мияхары
Каролина с Лизой поднимают тост за правильный лутц. Присоединяйтесь!
Найди свой спорт
Прыжок лутц в фигурном катании — второй по сложности элемент, уступающий только акселю. Его стоимость также одна из самых высоких, ведь определяется количеством и качеством сделанных оборотов в воздухе.
Прыжок относится к зубцовым (носовым), выполняемым с минимальным раскручиванием в стадии изготовки.
План подсчета балловлутца:
Прыжок лутц: характеристика и описание
Априорно считается, что лутц — мужской прыжок. Максимальное количество оборотов (4), проделанных в воздухе, зафиксировано в 2011 году за мужчиной.
Он имеет силовой характер, ведь качество исполнения определяются скоростью и вложенной силой спортсмена. Поэтому элемент выполняется с минимальным преротейшеном, но максимальной отдачей в движении корпуса в воздухе.
Траектория движения по всей длине элемента внешне похожа на растянутую букву S. Для захода характерно долгое пребывание спортсмена в стадии набора скорости и изготовки. Он медленно катится спиной по дуге и делает резкий отрыв с толчка свободной ноги. При этом опорная остается в упоре на внешнее бедро конька.
Как делать лутц в фигурном катании
Техника выполнения лутца во многом схожа с флипом: фигурист, при подготовке к толчку, скользит в направлении назад-наружу, при этом без перемены ноги и разворотом корпуса в сторону, противоположную направлению прыжка. Далее, следует толчок свободной ноги с отрывом сначала опорной, а потом и самой толчковой ноги.
В деталях схема исполнения выглядит так:
Такой элемент имеет технические и тренировочные особенности, ведь несмотря на схожесть со многими другими, — это самостоятельный прыжок. Он имеет большую эффективность при правильном его исполнении и высоко оценивается судьями.
В ходе учебных занятий нужно научиться правильно отрываться ото льда (соблюдая вертикаль), начинать вращение корпусом (плечами и грудью) и приземляться на правую ногу. Это база лутца, совершенствование которой приведет к большому количеству баллов за минимальное время на льду.
До сих пор путаетесь в прыжках фигуристов? Мы собрали для вас идеальную памятку – с видео и схемой
Ozon, официальный партнер Финала Кубка России по фигурному катанию, и Sports.ru предлагают болельщикам подготовиться к турниру. Мы выпустим несколько материалов про главных героев соревнований и фигурное катание в целом. В конце каждого материала – небольшой вопрос на внимательность. Поехали!
Прыжки давно стали важной частью фигурного катания, хотя были они в этом виде спорте не всегда. Однако сейчас представить фигуристов без прыжков невозможно – большую часть баллов за технику спортсмены получают именно за них.
Всего в фигурном катании существуют 6 основных видов прыжков, но различить их не так просто.
Что мы знаем о прыжках?
Изначально прыжки в фигурном катании нужны были только для того, чтобы рисовать коньками на льду более сложные фигуры. Их исполнение никак не оценивалось, но со временем все изменилось.
• Все 6 видов делятся на две группы: зубцовые (тулуп, флип и лутц) и реберные (сальхов, аксель и риттбергер). Если фигурист прыгает с той ноги, на которой скользит, значит, прыжок – реберный. Если фигурист перед прыжком как бы ударяет носком (зубцом) свободной ноги по льду, то элемент зубцовый.
• Реберные прыжки делятся на два типа: одни исполняются с внутреннего ребра конька (ближе в большому пальцу ноги), другие – с внешнего (ближе к мизинцу).
• Все прыжки исполняются от одного оборота в воздухе до четырех. В теории человеческое тело может выдержать прыжок и в пять оборотов, но в реальности никто такие прыжки не пробовал.
• Прыжки можно исполнять с поднятыми вверх руками, это усложняет элемент. Одна поднятая рука в прыжке называется «тано», две – «риппон».
• Все прыжки можно делать в каскаде, исполняя их один за другим сразу после приземления. Часто для связки между прыжками в каскаде используется ойлер – одиночный простой прыжок.
• Во время многооборотного прыжка спортсмен испытывает нагрузки до 10g, что больше, чем переносит космонавт при спуске с орбиты. Но такие перегрузки длятся доли секунды, поэтому фигуристы их практически не чувствуют. А приземляются спортсмены с силой, превышающей их вес в 5-8 раз.
• Средняя высота прыжка – 40-50 сантиметров, но некоторые отрывались ото льда на 80-85 см.
А теперь рассмотрим сами прыжки.
Сальхов (обозначается как S)
Реберный прыжок. Один из самых простых в фигурном катании. Выполняется с левой ноги с характерным махом правой вокруг тела, приземление – на внешнее ребро правой ноги.
Как распознать: из-за маха ногой, которым фигурист как бы описывает полукруг.
Кто первым исполнил: в 1909 году это сделал швед Ульрих Сальхов – первый олимпийский чемпион в мужском катании и десятикратный чемпион мира. Интересно, что прыжок не помог Сальхову выиграть Олимпиаду-1908 в специальных фигурах (тогда в фигурном катании были другие дисциплины) – швед проиграл Николаю Панину-Коломенкину.
А вот женщины в те времена сальхов не прыгали – это считалось плохим тоном. Первой же этот прыжок осилила американка Тереза Вельд на Играх-1920. И хоть Тереза в итоге и взяла бронзу, судьи не оценили ее прыжок. По их мнению, сальхов не подходил леди – ведь при исполнении юбка задиралась выше колен. Вельд и без того стеснялась своей юбки – по меркам того времени она была неприлично короткая, всего 15 сантиметров ниже колена!
Четверной сальхов у мужчин первым исполнил американец Тимоти Гейбл в 1998-м (но до сих пор идут споры, был ли этот прыжок докручен), у женщин – японка Мики Андо в 2001-м.
На ЧМ-2019 четверной сальхов сделала фигуристка из Казахстана Элизабет Турсынбаева, что помогло ей завоевать серебро. Также Турсынбаева стала первой фигуристкой в истории, которая прыгнула четверной на взрослых международных соревнованиях.
Четверной сальхов есть в арсенале и российских фигуристок: его прыгают Александра Трусова, Камила Валиева, Софья Самоделкина и Софья Акатьева.
Также этот прыжок исполняет японка Рика Кихира.
Риттбергер (Lo)
Реберный прыжок. По-английски – loop (петля). Выполняется с правой ноги, приземление на нее же. При заходе на прыжок спортсмен едет спиной, левая нога чуть впереди.
Как распознать: фигурист скрещивает ноги перед прыжком.
Кто первым исполнил: считается, что немец Вернер Риттбергер в 1910 году, хотя есть сведения, что такой прыжок исполняли еще в 1880-м.
Сам Риттбергер был лучшим немецким фигуристов своего времени – трижды брал серебро чемпионата мира (но проигрывал Сальхову), а в Олимпийских играх не участвовал.
Перед Первой мировой Вернер взял паузу в спортивной карьере – он был пилотом воздушных сил Германии – но потом вновь вернулся в спорт. После работал тренером и судьей (в том числе – на Олимпиаде-1956).
Тройной риттбергер впервые сделали американец Дик Баттон на Олимпиаде-1952 (кстати, это был еще и первый тройной прыжок в истории) и немка Габриэле Зейферт на чемпионате Европы-1968.
А первый четверной у мужчин случился только через 64 года – в 2016-м он покорился японцу Юдзуру Ханю.
Из женщин четверной риттбергер на соревнованиях пока никто не делал. Но на тренировках он уже получается у Софьи Самоделкиной.
Аксель (A)
Реберный прыжок. Единственный, который исполняется из движения вперед. Спортсмен скользит спиной на правой ноге, разворачивается вперед, одновременно перенося вес на левую, затем прыгает и приземляется на правую.
Это самый сложный прыжок в фигурном катании. Дело в том, что из-за необычного захода и приземления спиной спортсмен делает на пол-оборота больше, чем обычно. То есть, если это тройной аксель, то оборотов в нем 3,5, если четверной – 4,5.
Как распознать: только аксель исполняют лицом вперед, остальные прыжки делаются из захода спиной.
Кто первым исполнил: несмотря на то, что аксель считается самым сложным прыжком, он еще и самый древний. В 1882 году его исполнил норвежец Аксель Паульсен, в честь которого прыжок и назвали. Паульсен знаменит еще и тем, что одновременно умудрялся выступать в фигурном катании и конькобежном спорте.
Причем сам Аксель тяготел к простым конькам, так как обожал скорость, а вот родные убеждали его посвятить карьеру фигурному катанию. Первый в истории аксель он сделал именно на беговых коньках – судьи соревнований в Вене отправили его только на второе место.
Удивительно, но официальных титулов у Паульсена нет. Выступал он настолько давно, что тогда чемпионаты мира и Олимпиады не проводили. Но за победы на разных турнирах в 1883-м и 1884-м он получил звание «любительского чемпиона мира по фигурному катанию».
Первой женщиной, исполнившей аксель, стала норвежка Соня Хени в 1920-х (точная дата не сохранилась).
С тройным акселем ситуация запутанная. Официально первым его сделал канадец Верн Тейлор (1978-й), но прыжок получился с ошибками – недокрут и не слишком удачное приземление. Первый чистый тройной аксель вышел у Александра Фадеева на чемпионате Европы-1981, но и здесь в чистоте прыжка есть сомнения.
У женщин первой прыжок исполнила Мидори Ито (1988-й), но за прошедшие с того момента 33 года тройной аксель на международных соревнованиях сделали только 9 фигуристок. Среди них – россиянки Елизавета Туктамышева и Алена Косторная. А Камила Валиева и Александра Трусова исполняли тройной аксель на российских турнирах.
Четверной аксель пока не удавался никому, и причина здесь проста – это, по сути, граница между прыжками в четыре и пять оборотов (4,5). Попытки, впрочем, были – в сезоне-2018/19 Артур Дмитриев пробовал дважды, но падал.
Двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю тренирует четверной аксель и хочет стать первым фигуристом, исполнившим его на международном турнире.
Тулуп (T)
Зубцовый прыжок. По-английски toeloop (toe – носок конька, loop – петля). Фигурист скользит назад на внутреннем ребре правой ноги, затем резко отталкивается левой с внешнего ребра и приземляется на внешнее ребро правой ноги.
Как распознать: спортсмен прыгает после удара по льду одной ногой, а приземляется на другую.
Кто первым исполнил: один из немногих прыжков, который не называется в честь создателя. Хотя изначально так и было – в 1920-м тулуп изобрел американец Брюс Мэйпс, и в первое время прыжок так и назывался – мэйпс. Однако название не прижилось – теперь уже сложно сказать, почему. Но все-таки кое-где тулуп до сих пор зовется «мэйпсом», а именно на в соревнованиях по фигурному катанию на роликах.
Помимо изобретения прыжка, Брюс Мэйпс не добился ничего выдающегося. Он рано закончил кареьру, стал тренером, а потом и вовсе художником по свету на американском телеканале NBC.
Кто и когда впервые сделал двойной тулуп – неизвестно. А вот тройной первым исполнил американец Томас Литц на ЧМ-1964, четверной – канадец Курт Браунинг в 1988-м.
Тулуп Браунинга стал первым в истории четверным прыжком, исполненным на международных соревнованиях. Но тогда прыжок получился с ошибкой на приземлении. Первый чистый четверной тулуп удался Алексею Урманову в 1991-м.
У женщин имена первых исполнительниц двойного и тройного тулупов не сохранились. А вот четверной сделала Александра Трусова на юниорском ЧМ-2018.
Также четверной тулуп исполняют (кто на соревнованиях, кто на тренировках) Камила Валиева, Вероника Жилина, Софья Акатьева, Елизавета Берестовская, Елизавета Туктамышева и Майя Хромых.
Флип (F)
Зубцовый прыжок. Делается так же, как тулуп, разница только в том, что толкается спортсмен правой ногой (а не левой) и приземляется на ту же ногу.
Как распознать: все как с тулупом, только в толчке и приземлении участвует одна и та же нога.
Кто первым прыгнул: пожалуй, у флипа история самая загадочная. Это единственный прыжок, у которого нет создателя. Говорят, что впервые его мог сделать тот самый Брюс Мэйпс, но подтверждения нет.
Американец действительно прыгал флип, но был ли он первым – большой вопрос. Швейцарский тренер Гюстав Люсси, в 1920-е работавший в США, утверждал, что флип придумал именно он, а жена Мэйпса просто подсмотрела его тренировки и поделилась с Брюсом.
Дик Баттон, вошедший в историю как первый исполнитель двойного акселя и тройного риттбергера, был как раз учеником Люсси.
Так что современное название флип получил не из-за фамилии изобретателя, а из-за характерного звука, с которым носок конька врезался в лед во время прыжка.
Исполнители двойного и тройного флипа неизвестны, хотя мужчины делали тройной уже в 1970-х. У женщин первыми стали немки Катарина Витт и Мануэла Рубен (чемпионат Европы-1981).
Четверной флип впервые исполнил японец Шома Уно на командном ЧМ-2016. У женщин четыре оборота скрутила Александра Трусова – она прыгнула его в финале Гран-при-2019/20. Также этот прыжок исполняет Анна Щербакова.
Лутц (Lz)
Зубцовый прыжок. Второй по сложности после акселя: спортсмен скользит на внешнем ребре левой ноги, отталкивается правой и приземляется тоже на правую.
Как распознать: главное отличие от флипа – заход на прыжок с внешнего ребра конька, а не с внутреннего. В этом его основная сложность, и вот почему фигуристы довольно часто делают флип вместо лутца – случайно переходят на внутреннее ребро конька. Такой случайный флип обычно называют флутцем.
Кто первым исполнил: прыжок придумал австриец Алоиз Лутц в 1913 году. И это почти все, что известно об этом спортсмене: он жил в Вене и выступал за местный клуб, никаких особых результатов не добился и умер в 19 лет от воспаления легких.
Четверной лутц прыгнуть пытались многие еще с 1998-го, но впервые его исполнил американец Брэндон Мроз в 2011 году.
Среди женщин четверной лутц первой покорился Александре Трусовой, которая владеет всеми четверными прыжками (кроме акселя, который еще никто не исполнял). Еще его прыгает Анна Щербакова.
Как ставятся оценки за прыжки?
Базовая стоимость всех прыжков меняется год от года, но относительно друг друга они всегда на одной шкале: тулуп – самый дешевый, аксель – самый дорогой.
Затем полученный результат умножают на базовую стоимость прыжка, разделенную на десять. Получается GOE (Grades of Execution или оценка качества выполнения прыжка). GOE прибавляется к базовой стоимости прыжка и получается итоговый результат.
За падение с прыжка у фигуриста отнимают один балл в качестве штрафа. За третье и четвертое падение штраф увеличивается до двух баллов, за пятое и шестое – до трех.
Прыжки могут быть как докрученными (выполнены все обороты), так и недокрученными, что является ошибкой (например, фигурист делает 3,5 оборота вместо четырех). У недокрутов две категории: более 90 градусов и более 180 градусов. Во втором случае базовая стоимость прыжка понижается на ранг ниже (к примеру, вместо недокрученного четверного прыжка засчитывается тройной).
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня
Как научиться различать прыжки в фигурном катании? (много гиф)
Гиф и подсказки и для новичков, и для тех, кто уже пытался разобраться, но показалось слишком сложным. Здесь будет максимально просто
Мало того что видео с инструкциями обычно оказываются недостаточно замедленными, так ещё воспринять объяснения с терминами «дуга/зубец/ребро» и пр, с нуля малореально. Не считая ещё того, что техника прыжков у многих фигуристов кардинально отличается от «книжного» варианта, который всем показывают в разных «объяснялках».
Итак, начнём, от простого для понимания к сложному, и помогут нам своим примером: Боян Дзинь, Юдзуру Ханю, Нэйтен Чен, Сара Хьюз, Каролина Костнер, А лина Загитова, Евгения Медведева, Алена Косторная, Елизавета Туктамышева, Мария Сотскова и Анна Щербакова.
ТУЛУП
Является самым простым и дешевым по стоимости прыжком, поэтому в нынешние времена у фигуристов первого эшелона не встретить просто сольный 3-ной (в три оборота) тулуп. Либо в 4 оборота сольно, либо уже в каскадах 2-ные/3-ные тулупы.
Отличить тулуп можно по развороту корпуса при отставлении ноги назад. Есть фаза, когда фигуристы стоят почти боком на обеих ногах. Этот разворот заложен в самой технике прыжка, и есть у всех. Им визуально характеризуется только тулуп.
Здесь в гиф у нас Боян Дзинь с каскадом 4тулуп-2тулуп и Лиза Туктамышева с каскадным вторым тулупом после первого прыжка, на который пока внимания не обращаем)
РИТТБЕРГЕР
АКСЕЛЬ
Четверного, 4.5 оборота, акселя пока не существует, в истории его никто не прыгнул на международных соревнованиях. 3.5 оборота максимум, и это сложный прыжок. Хотя вот у мужчин сейчас вся элита, первые 20 человек условно на чемпионате мира, владеют им минимум в сольном некаскадном варианте.
А вот дальше, увы, не могу вас порадовать, начинается чехарда и путаница с вариантами исполнений. Предупредил, чтобы все могли морально подготовиться.
САЛЬХОВ
«Книжная» техника этого прыжка подразумевает замах одной ногой и прыжок с разворотом с другой. Проблема в том, что многие фигуристы прыгают так называемый «двуножный вариант», который очень плюс минус напоминает тулуп. И да, в оценках это никак не выражается.
Не очень похоже, согласен.
В замедленном варианте нам его ещё раз покажут в одноножном виде, пусть и с небольшими касаниями льда, Боян Дзинь и Лиза Туктамышева. И в варианте со сложного захода, граничащий с «почти тулупом» Евгения Медведева, у неё как и у Юдзуру заметен толчок второй ноги, но все же меньше.
ЛУТЦ/ФЛИП
Итак, лутц и флип. Книжная техника, это когда на лёд ставится зубец конька опорной ноги, и с него же, без всяких разворотов корпуса как на тулупе, происходит прыжок.
Вот как показывают толчок и отрыв на лутце (флипе также, только ребро передней ноги внутреннее) официальные видео от международной федерации
Преротация (вначале до отрыва «кража» оборотов на льду, которая в том же тулупе изначально большая по технике) при книжной технике примерно 1/4. Но подобная техника встречается редко, обычно чуть меньше/больше 1/2.
Близкие к канону и лутц и флип в одной гиф для наглядного сравнения нам покажет уникальная Каролина Костнер
Пример более жизненной, «реберной» техники отталкивания на лутце в данном случае, крайне распространённой кстати техники, Анна Щербакова
Да, не очень похожие прыжки
Техника исполнения не меняется, кстати, в зависимости от количества оборотов ни у кого. Та же Аня прыгает и 4ные и 3ные одинаково.
Должна ли наказываться такая техника по правилам? НЕТ, не должна, пока на фигуристах не будут повешаны датчики. Почему так, объяснялось в посте «как оцениваются прыжки» со ссылками на правила и учебники. Обязательно к прочтению, так как много манипуляций на сей счёт.
Справедливости ради таких фигуристов как Каролина Костнер крайне мало. Один на 1000 даже элитных фигуристов имеет оба этих прыжка реально зубцовыми и с явно выраженными рёбрами на обоих.
Такая же техничная, как Каролина, Маша Сотскова.
С разных углов ее лутц: сзади, замедленно, и спереди, где видно как ребро передней ноги вывернуто наружу
Флип. В нем Маша чуть хуже толкается, больше наклоняет задний конёк, но ребром не встаёт, толчок все равно зубцом. Но чуть позже. Переднее ребро внутреннее
С каноническим вариантом, думаю, все понятно.
Вам везде скажут «никак». Либо знать программу спортсменов и разбираться кто вообще что заявлял и должен прыгать.
На самом деле визуальный способ есть, рабочий в 99% случаев. Кстати, не видел чтобы кто-то писал или говорил об этом, возможно я буду первым.
Заходы, господа. В 99% случаев на лутц будут проще заходы, чем на флип. Это касается и канонической зубцовой техники, и так называемых «бергеров» (когда зубцовые отталкиваются полным ребром, что очень напоминает риттбергер, отсюда и название).
Также посмотрим разные варианты заходов у технически разных фигуристов
С «бергерами»:
Алина Загитова. Те же бергеры, но на лутце ребро тогда ещё было слабо внешним. 3 лутц и 3 флип
С зубцами:
Нэйтан Чен, 4флип/3тулуп и 4 лутц. Оба прыжка чисто зубцовые, на лутце ребро явно выражено внешннее. А вот на флипе либо слабо внутреннее либо скорее среднее. Сначала замедленно ноги, потом с заходами
Что мы видим у вышеперечисленных примеров? Тенденция одна, и у других фигуристов 99% (ну может 1 исключение где-то можно найти) она тоже присутствует, и от техники не зависит.
Если что-то упустил или что-то осталось непонятно, пишите. Надеюсь, получилось достаточно просто все показать
P.S Общий диалог для постоянного здорового обсуждения фигурного катания, обмена новостями, в беседке. Добро пожаловать!
Друзья, если хотите чтобы написал на какую-то конкретную тему или разобрал какую-то программу/фигуриста, пишите в комментариях и напоминайте, если забыл в беседке. Уже путаюсь кто что просил.
Ещё посты можно найти по хэштегам, нажимая на имена большими буквами: