проверка санитарного состояния квартиры
Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации
Размещен: 12.11.2012 г.
В связи с многочисленными обращениями граждан и организаций по вопросам применения СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» с изменениями от 27 декабря 2010 г. (далее – СанПиН 2.1.2.2645-10), Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее.
СанПиН 2.1.2.2645-10 введен в действие с 15 августа 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, зарегистрирован в Минюсте России 15 июля 2010 года № 17833.
В соответствии с Изменениями №1, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2010 N 175, из СанПиН 2.1.2.2645-10 исключены пункты 4.3, 7.4, а также второй абзац пункта 3.8.
Согласно п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, производственные объекты, а также автостоянки. Данное требование регламентирует размещение новых объектов, но не распространяется на временно размещаемые объекты. Вместе с тем, существующие объекты не должны ухудшать условия проживания населения. Объекты торговли и общественного питания разрешается размещать на первых этажах жилых зданий при условиях соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям. Кроме того, помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.
Придомовая территория является принадлежностью многоквартирного жилого дома, ее режим регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации. При строительстве микрорайонов зонирование придомовой территории возможно проводить для нескольких жилых домов, имеющих единые площадки отдыха, игровые, спортивные, хозяйственные площадки, гостевые стоянки автотранспорта и зеленых насаждений.
В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта. То есть, придомовую территорию нельзя использовать для объезда и проезда.
Понятия «двор жилого здания», «дворовая территория»следует рассматривать, как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
Согласно п. 3.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 в подвальных и цокольных этажах жилых домов допускается устройство встроенных и встроенно-пристроенных стоянок для автомашин и мотоциклов при условии герметичности потолочных перекрытий и оборудованием устройства для отвода выхлопных газов автотранспорта. Размещение вышеназванных стоянок на этажах выше планировочной отметки земли СанПиН 2.1.2.2645-10 не регламентируется.
Станции технического обслуживания и мойки автомобилей и мотоциклов не могут быть размещены в жилых зданиях, так как требуют организации санитарно-защитной зоны в соответствие с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
СанПиН 2.1.2.2645-10 регламентирует наличие лифтов в жилых зданиях выше пяти этажей. Количество и грузоподъемность лифтов определяется строительными нормами и правилами.
Согласно п. 3.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 не допускается размещение машинного отделения и шахты лифтов, мусороприемной камеры, ствола мусоропровода и устройства для его очистки и промывки, электрощитовой над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними. Данное положение регламентирует требования к строительству новых объектов. В то же время, размещение электрощитовых в уже существующих строениях зачастую противоречит п. 3.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 и, с учетом технического состояния используемого электрооборудования, может приводить к несоответствию условий проживания санитарным нормам. Одновременно следует обратить внимание на параметры безопасности электрощитовых вновь возводимых сооружений и дифференцированно подходить к вопросу возможности применения типовых проектов строительства.
В соответствии с п. 4.10 концентрация химических веществ в воздухе жилых помещений при вводе зданий в эксплуатацию не должна превышать среднесуточных предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, установленных для атмосферного воздуха населенных мест, а при отсутствии среднесуточных ПДК не превышать максимальные разовые ПДК или ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ). При этом, в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Роспотребнадзор не осуществляет надзор за строительством жилых зданий и вводом их в эксплуатацию.
Согласно п. 5.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 все помещения жилых зданий должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением. В соответствии с п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, опасных химических веществ, загрязняющих воздух, к ком относится и ртуть. Использование для обеспечения освещением жилых зданий энергосберегающих источников света, содержащих в своем составе ртуть, в дальнейшем, при бесконтрольном обращении и отсутствии должной утилизации, может привести к увеличению риска химического (ртутного) загрязнения в жилых зданиях, помещениях и на прилегающих территориях. Вопросы обращения и утилизации источников света, содержащих в своем составе ртуть, должны находиться на контроле в Управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Следует информировать население и местные органы управления о недопущении использования мусоропровода и/или контейнеров и другие емкостей, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора для сбора отработанных источников света, содержащих в своем составе ртуть.
Дополнительно обращаем Ваше внимание на то, что вопросы государственной экспертизы проектов строительства и отвода земельных участков под строительство не относятся к компетенции Роспотребнадзора.
Акт осмотра помещения
Составление Акта осмотра помещения происходит в разных случаях: при купле-продаже, сдаче в аренду, проведении ремонтных работ, после затопления и иных непредвиденных форс-мажорных обстоятельствах. Акт оформляется как при осмотре жилых помещений, так и нежилых объектов (складов, производственных зданий, офисов и т.п.).
Основными причинами составления акта является потребность подтвердить или опровергнуть причинение помещению какого-либо вреда, либо же описание состояние помещения на определенный момент времени без привязки к какому-либо событию.
Акты по осмотру помещений делятся на два типа:
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Процедура осмотра помещения
Как правило, в процедуре осмотра помещения участвуют несколько человек. Все их данные должны быть внесены в акт осмотра помещения.
Строго регламентированной, утвержденной законом процедуры по осмотру помещения нет. Обычно такое обследование происходит с какой-то определенной целью, например, проверкой технического состояния, электрооборудования, коммуникационных сетей, контролем за соблюдением правил пожарной, экологической безопасности и т.п.
Поэтому в процессе бывает задействован не один человек, а несколько (не менее двух), то есть создается специальная комиссия. Часто в ее состав входят представители надзорных ведомств и государственных инстанций, в том числе инженеры, техники, эксперты. Такой подход обеспечивает объективность осмотра и достоверность выводов комиссии.
Основные правила составления акта
Унифицированного, единого образца для составления данного документа нет, поэтому писать его можно в свободной форме. Оформлять акт можно от руки или печатать на компьютере. Главное, чтобы в нем содержались сведения об осматриваемом объекте, информация о членах комиссии по осмотру, точное описание их выводов, а также замечания и недостатки, выявленные при процедуре. Если осмотр помещения производится для установления факта нанесенного ущерба, то это также необходимо отметить, с указанием причины, предполагаемого виновника, а также выявленных причинно-следственных связей.
Документ может быть создан в описательной форме, а может быть составлен в виде таблицы.
Чем сложнее устроено осматриваемое помещение, чем более масштабные цели преследует осмотр, тем объемнее и шире получается акт.
Иногда к акту прикладываются отдельные приложения — их также необходимо указать в основном документе.
Довольно часто при осмотрах объект фотографируют, а затем фотографии тоже вносятся в акт как приложения. Если при осмотре помещения проверяется электрооборудование, вентиляция, системы отопления и водоснабжения, в акте необходимо удостоверить соответствие их состояния установленным нормам и стандартам.
Акт составляется в нескольких экземплярах — по одной для каждой из заинтересованных сторон. Каждая копия акта должна быть заверена оригинальными подписями членов комиссии, производящей осмотр, а также удостоверена печатями соответствующих организаций. Правильно составленный акт обретает юридическую силу и может служить в качестве доказательной базы в судебной инстанции.
Инструкция по написанию акта осмотра помещения
Акт составляется по стандартным правилам делопроизводства, поэтому никаких особых затруднений вызвать он не должен.
После составления акта
Довольно часто подобные акты составляются для фиксации какого–либо нанесенного ущерба и последующего обращения в суд.
В этом случае данный документ служит доказательством убытка, но только при условии грамотного заполнения и наличия подписей членов независимой комиссии, в состав которой входят эксперты от разных организаций. На основе данного акта пострадавшая сторона может взыскать с виновника как материальный, так и моральный вред.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Об измерении уровня шума в жилых помещениях
Об измерении уровня шума в жилых помещениях
В действующих санитарных правилах СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» изложены гигиенические требования к уровням шума в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки.
Предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука нормируются как в жилых комнатах квартир, так и на территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам. При этом, допустимые уровни шума нормируются в зависимости от времени суток, то есть для дневного времени суток с 7 до 23 часов и для ночного – с 23 до 7 часов.
Уровни звука и эквивалентные уровни звука,
Максимальные уровни звука,
Жилые комнаты квартир
прилегающие к жилым домам
В последние годы продолжается рост числа источников физических факторов неионизирующей природы, неблагоприятно влияющих на условия проживания и здоровье населения на территории жилой застройки и в жилых помещениях.
Наиболее значимым из физических факторов, оказывающих влияние на среду обитания человека, является акустический шум, воздействие которого на людей в условиях плотной застройки населенных пунктов продолжает возрастать.
Ведущим источником шума в населенных пунктах, по-прежнему, является транспорт. Особенно остро проблема транспортного шума стоит в городах.
Кроме того, значимыми причинами повышенного уровня шума на селитебной территории и в жилых помещениях является функционирование встроено-пристроенных объектов и инженерно-технологического оборудования зданий, проведение строительных работ и эксплуатация строительной техники.
Жалоба на шум – основание для проверки
Обращения граждан, в том числе с жалобами на шум, специалистами Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю рассматриваются в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Письменное обращение рассматривается в соответствии с компетенцией в течение 30 дней со дня его регистрации.
При поступлении жалобы на шум от работы объекта (магазин, кафе, мастерская и т.д.) проводится внеплановая проверка деятельности объекта в рамках Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» или в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При проведении проверки проводятся замеры уровней шума. При выявлении нарушений принимаются меры административного воздействия в виде административного штрафа или приостановки деятельности объекта или шумящего оборудования. Выдаются предписания об устранении выявленных нарушений и/или представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Контроль за выполнением выданных предписаний об устранении выявленных нарушений осуществляется специалистами Управления в форме внеплановой выездной или документарной проверки по истечении срока исполнения предписания.
В 2015 году в Управление поступило 168 жалоб населения на условия проживания, связанных с воздействием шума.
За 9 месяцев 2016 года поступило 117 обращений граждан, из которых в 30% были выявлены превышения гигиенических нормативов, то есть обоснованность претензий подтверждена лабораторно по каждой третьей жалобе.
Из общего количества поступивших жалоб 70% рассмотрены с применением инструментальных методов исследований.
Доля обращений на шум от строительных работ, эксплуатации строительной техники составила 25%, от спортивно-оздоровительных учреждений, встроенных и пристроенных к жилым домам – 14%, от транспортного шума – 11%, от систем отопления в отопительный сезон – 6%.
Если шумят соседи – обращайтесь в полицию
При поступлении жалоб на шум от соседей (громкая музыка, работа строительных инструментов и т.д.) с просьбой замерить уровень шума и принять меры к соседу, Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю измерения шума не проводятся, так как шумобусловлен (основание – требования п.1.19 Методических указаний МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях»):
— естественными и случайными явлениями;
— поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);
— подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации;
— аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;
— обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений;
— проведением массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.);
— проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, о чем заявитель ставится в известность.
Контроль за нарушением тишины и покоя граждан не относится к компетенции Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю.
Законом Алтайского края от 10.07.2002 №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» протоколы об административном правонарушении за нарушение тишины и покоя граждан с 22 до 7 часов (административное правонарушение, посягающее на общественный порядок) составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица органов местного самоуправления. Дела рассматривают административные комиссии при местных администрациях.
Гигиенические требования к объектам жилищного строительства на стадии ввода в эксплуатацию.
В данной статье рассматриваются гигиенические требования к вводимым в эксплуатацию жилым зданиям.
К факторам среды обитания относятся:
— физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие излучения);
Достоверная и объективная оценка выстроенного объекта возможна только с применением современных методов лабораторно-инструментальных исследований и измерений.
Лабораторными исследованиями предусматриваются:
1. исследования физических факторов:
— измерение мощности эффективной дозы гамма-излучения в помещениях и на территории;
— измерение объемной активности радона в воздухе помещений;
— измерение уровней звука ( шума) и вибрации от инженерного оборудования здания : лифтов, насосных, вентиляционного оборудования, котельных и др.;
— измерение параметров микроклимата ( температуры, влажности и подвижности воздуха – скорости движения воздуха);
— измерение электромагнитного излучения (электромагнитных полей промышленной частоты от электрощитовых, ТП, ЛЭП);
— измерения параметров искусственной и естественной освещенности в помещениях;
-измерения гипогеомагнитных полей;
2. исследования химических факторов:
— определение концентраций вредных химических веществ, способных выделяться из строительных и отделочных материалов в воздух помещений;
— исследование качества воды холодной, горячей в сетях водопровода;
— исследования качества почвы на прилегающей территории;
3. исследования биологических факторов:
— исследования качества воды холодной и горячей в сетях водопровода;
— исследования качества почвы на прилегающей территории на микробиологические и паразитологические показатели.
Необходимость радиологических исследований при оценке выстроенных объектов предусмотрена ст.15 ФЗ «О радиационной безопасности населения», СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения», порядок проведения измерений регламентируется МУ 2.6.1.715-98 «Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых и общественных зданий».
Требования по соблюдению санитарных правил и норм по перечисленным факторам содержатся в статьях 12,23,27 ФЗ № 52 РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и подзаконных актах санитарного законодательства : СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
Результатами лабораторно-инструментальных исследований и измерений являются протоколы аккредитованной лаборатории и экспертные заключения по результатам их оценки.
Рекомендации застройщикам по оптимизации сроков проведения исследований и финансовых затрат.
2.Обеспечение достаточно высокой степени готовности объекта к проведению лабораторных исследований и измерений. Максимальная подготовленность объекта позволит избежать повторных выездов и повторных измерений.
О вопросах жилищно-коммунального хозяйства, а также вопросах, связанным с поведением людей в жилых домах и на придомовыхтерриториях, не входящих в компетенцию органов Роспотребнадзора
СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (с изменениями и дополнениями) устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Нарушение данных требований неминуемо ведет к жалобам со стороны жителей.
Ввиду того, что большая часть обращений, поступающих в адрес Управления Роспотребнадзора по Калужской областии его территориальных отделов, по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а также по вопросам, связанным с поведением людей в жилых домах и на придомовых территориях, не регламентируется требованиями санитарного законодательства и не относится к компетенции органов Роспотребнадзора Управление Роспотребнадзора по Калужской области дополнительно информирует о перечне вопросов,решение которых не входит в компетенцию органов Роспотребнадзора.
Приведем примеры основных вопросов, с целью рассмотрения которых граждане ошибочно направляют обращения в Управление Роспотребнадзора по Калужской области и его территориальные отделы в районах, не уполномоченные на их решение:
— содержание домашних животных, обращение с животными;
— распитие алкогольной продукции в местах общего пользования жилых домов, общественных местах, нарушения общественной безопасности и правопорядка;
— порядок признания жилых домов непригодными для проживания;
— необоснованное начисление платежей за коммунальные услуги;
— вопросы загрязнения атмосферного воздуха (при условии отсутствия точной информации об источнике загрязнения воздуха), экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха;
— затопление квартиры соседями;
— жалобы на соседей по дому (мусор, шум и т.д.);
— переустройство, перепланировка помещений в жилых домах, в том числе нежилых помещений;
— использование и содержание жилых помещений в многоквартирных домах;
— нарушение правил предоставления коммунальных услуг;
— обустройство игровых детских площадок в жилом секторе или в зонах рекреаций;
— содержание зеленых насаждений на территории жилой застройки;
— проведение благоустройства, техническое состояние малых форм, размещение некапитальных объектов на придомовой территории;
— перевод квартир в нежилой фонд, признание квартир непригодными для проживания;
— вопросы ветхости, физического износа, аварийности, технического состояния жилых зданий и помещений (промерзание панелей, сырость, грибок, затопление подвалов, неудовлетворительное состояние санитарно-технических коммуникаций, работа системы вентиляции, пожары, заливы помещений, посторонние запахи), благоустройства жилых зданий, захламленности, неудовлетворительного содержания квартир, проведения капитального и текущего ремонта жилого дома;
— организация работ по отлову безнадзорных животных;
— незаконное проживание мигрантов;
— обращения на размещение и функционирование гостевых автостоянок жилых домов;
— внешнее комплексное благоустройство территорий населенных пунктов, состояние дорожного покрытия магистралей, улиц, тротуаров и дворовых территорий, содержание деревьев (сухостойные и аварийные деревья), содержание газонов;
— владение земельными участками, их распределение и использование;
— вопросы соблюдения норм площади на одного человека, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, в многоквартирных жилых домах;
— обращения в отношении шума, обусловленного поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры, игра на музыкальных инструментах, применение пиротехнических средств, громкая речь и пение, выполнение гражданами каких-либо бытовых работ, проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкое закрывание дверей при отсутствии доводчика и т.п.), подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации, аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами (в том числе при уборке снега и льда), обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений, проведением массовых мероприятий, богослужений и других религиозных обрядов;
— звукоизоляция по мещений, техническое состояние межэтажных перекрытий, контроль в сфере использования и сохранности жилищного фонда, соблюдение правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также принятие решений о согласовании переустройства или перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах либо отказе в нем.
Обращение по данным вопросам в адрес Управления Роспотребнадзора по Калужской области и его территориальных отделов в районах приводит к отсрочке в решении проблемы, так как сотрудники Управления вынуждены перенаправлять ошибочно направленные в адрес Управления обращения граждан в полномочные для их рассмотрения органы государственной власти.
| Версия для печати | Версия для MS Word | Санитарный надзор |

