прорвало трубу в стене
Прорвало трубу в стене
70% жилого фонда России построено еще в советское время, поэтому износ коммуникаций в многоквартирных домах — случай частый и повсеместный. Но и новостройки не застрахованы от форс-мажорных ситуаций. Давайте разберем, что делать, если лопнула труба в межэтажном перекрытии и кто возместит ущерб владельцам пострадавших квартир.
О ситуации в целом
Когда в квартире с потолка или по стене бежит вода, первое, что делают жильцы — поднимаются к соседям сверху. Это очевидно и, в общем-то, правильно. Но если этажом выше все сухо и следов протечек нет, значит, дело в коммуникациях, проложенных в межэтажных перекрытиях.
Дать течь могут канализационные трубы, трубы отопления, стояки. Точную причину установят специалисты управляющей компании. А дальше возможно два варианта развития ситуации.
УК работает только с пострадавшей квартирой. Устранить протечку удается через потолок (стену). «Выясняют отношения» две стороны — собственник и управляющая компания.
К коммуникациям можно подобраться только через квартиру сверху. Для этого там поднимают пол или разбирают стену. А значит, в деле участвует уже третья сторона.
И вот второй вариант всегда вызывает гораздо больше вопросов, чем первый. Это и понятно. Жильцам этажом выше, где все визуально в порядке, совсем не хочется нарушать свой комфорт и делать незапланированный ремонт. Еще хуже — если ремонт только закончен и «все повторится сначала».
Что надо знать собственникам обеих квартир
Согласно Постановлению Правительства РФ №491 от 13.08.2006, коммуникации, расположенные в перекрытиях дома между этажами, подвалах, технических помещениях, относятся к общедомовому имуществу. За их состояние, ремонт и замену отвечает управляющая компания. Установка новых труб, взамен неисправных, берет на себя УК.
Однако жильцов интересуют и другие вопросы — кто будет делать ремонт непосредственно в квартирах и кто возместит ущерб? Обратимся опять же к правовым актам. Если управляющая компания отвечает за протечку, то есть признается виновной, то она в обязательном порядке компенсирует причиненный вред. Это подтверждает на общих основаниях Гражданский кодекс РФ, ст.1064.
Чтобы заменить трубы в перекрытиях, рабочим необходим доступ к коммуникациям. Собственники обязаны этот доступ обеспечить, независимо от своего желания или нежелания. В противном случае, что нередко для ситуации с квартирой сверху, УК подает иск в суд. Если судья выносит решение о допуске ремонтников в квартиру, то собственник не имеет право препятствовать. Он вправе предъявить материальные претензии к УК по окончании ремонтных работ.
Для получения компенсации за работы в квартире, собственник должен:
Подтвердить материальные претензии можно и по-другому — предоставив чеки на стройматериалы и договор с ремонтной бригадой с указанием суммы, которые сохранены с момента последнего ремонта в квартире. Это особенно актуально, когда ремонт свежий.
Управляющая компания обязана возместить ущерб в течение 30 дней. Если компенсация не получена, подается исковое заявление в суд.
Спорный случай
Бывает так, что соседи с нижнего этажа идут на принцип, отказываются обращаться в управляющую компанию и требуют денег с верхней квартиры. Причем суммы завышают в несколько раз. Выход здесь один — начинать официальное разбирательство и в судебном порядке доказывать, кому принадлежит протекающая труба, кто следит за состоянием этого участка и обязан возместить денежные затраты на ремонт коммуникаций и помещений.
Кто виноват, если прорвало батарею, трубу, стояк в квартире и затопило соседей снизу?
Чтобы взыскать компенсацию ущерба при заливе квартиры, нужно предъявить свои требования к виновнику происшествия. Но выявить его не так просто. Рассмотрим, что делать, если прорвало стояк, трубу, батарею и затопили соседей, как определить виновного, зачем нужна экспертиза и как получить компенсацию от владельца – физического лица, районной администрации или арендодателя.
В статье расскажем:
Кто виноват?
Как только последствия аварии устранены, пострадавшему необходимо заняться вопросом получения компенсации.
Для этого необходимо:
Итак, в первую очередь нужно установить виновника. Даже если авария произошла в квартире соседа сверху – это не значит, что виноват собственник квартиры. В зависимости от ситуации, ответственность может быть возложена на управляющую компанию, на владельца квартиры или квартирантов.
Если прорвало батарею
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ ответственность за исправность инженерных конструкций в квартире несет собственник. Если происшествие в квартире возникло из-за действий или бездействия хозяина, то он обязан возместить пострадавшим ущерб (ст. 1064 ГК РФ).
Батарея (радиатор отопления) в квартире – это собственность владельца. Поэтому ответственность за ее исправность возлагается на собственника.
Поэтому, если причиной аварии стал прорыв батареи, то обращаться с претензией необходимо к собственнику.
Выплатив долг, владелец квартиры имеет право регрессного требования:
Итак, при прорыве батареи пострадавший обращается с иском к владельцу квартиры. А собственник впоследствии взыскивает ущерб с виновных лиц или несет убыток сам (если своевременно не сменил изношенный радиатор).
Если прорвало стояк
Стояк – это часть инженерных коммуникаций, которые относятся к общедомовому имуществу. Ответственность за их сохранность несет управляющая компания.
Однако каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально:
Пример. Илья проводил ремонт. Стояк располагался рядом с окном. При установке потолочной гардины Илья случайно просверлил стояк. Вода залила соседей. В этом случае виноват будет Илья и соседи могут взыскать ущерб с него.
Итак, если стояк прорвался из-за высокого давления, от старости или действий сотрудников управляющей компании, то платить будет организация. А если собственник квартиры повредил стояк при ремонте или случайно, то ущерб нужно будет взыскать с него.
Если прорвало трубу
И при аварии с трубой тоже нет единого виновника. Закон предусматривает следующий порядок раздела ответственности:
Куда обращаться?
Чтобы взыскать компенсацию за ущерб, необходимо официально установить личность виновника. Причем внутреннего убеждения пострадавшего для этого недостаточно. Установить виновника может инженер управляющей компании при осмотре места происшествия при составлении акта о заливе. Если на первый взгляд определить причину невозможно, то нужно заказать строительно-техническую экспертизу.
Процедура необходима, чтобы выяснить причины происшествия и установить виновника. Основные причина аварий:
Специалист посетит квартиру, проведет осмотр и оформит экспертное заключение. Чтобы документ имел силу в суде, нужно проверить, есть ли у специалиста лицензия. Если лицензия отсутствует, не нужно заключать с компанией договор, так как суд не примет заключение в качестве доказательства.
Как взыскать ущерб?
Порядок взыскания компенсации различается в зависимости от виновника происшествия. Рассмотрим различные ситуации.
Если виновата управляющая компания
Обратиться с претензией к управляющей компании могут владельцы всех пострадавших квартир коллективно или каждый из них в отдельности.
В этом случае взыскание происходит на основании Закона о защите прав потребителей. Это означает, что если управляющая компания отказывает в удовлетворении претензии, то пострадавшие могут дополнительно взыскать:
Если квартира муниципальная
Если квартира муниципальная, то требование о возмещении ущерба направляется в районную администрацию. Если в квартире проживают наниматели по договору социального найма или помещение предоставлено для проживания специалиста в качестве служебной, то жилец может быть привлечен к солидарной ответственности.
Если в суде районная администрация докажет, что квартира была предоставлена нанимателю исправными коммуникациями, а причиной происшествия стали его действия, то в ущерб будет взыскан с нанимателя. Также он несет ответственность в ситуации, если причиной аварии стали его бездействие. Например, он знал о проблеме, возникшей с батареей или стояком, но не сообщил в районную администрацию.
Пример. Иван получил муниципальную квартиру в качестве служебной. Весной начал капать радиатор отопления. Возникла незначительная протечка и залило соседей снизу. Иван предложил побелить пятно, соседи согласились. Через несколько дней отопление отключили и слили воду. Иван не сообщил о происшествии в районную администрацию и сам никаких мер не принял. Осенью дали давление в трубы, когда Иван был на работе. Квартиру снизу сильно затопило. Они обратились в суд для взыскания ущерба. В процессе соседи пояснили, что Иван знал о проблемах с батареей. Поэтому ущерб был взыскан с него.
Если квартира в собственности гражданина
Собственник несет ответственность в полном объеме за ущерб, причиненный по его вине. Он обязан содержать отопительное и сантехническое оборудование квартиры в полностью исправном состоянии. Причем не имеет значения, живет он квартире или нет.
Чтобы установить точные данные владельца квартиры, можно заказать выписку из ЕГРН. Документ можно получить в режиме онлайн на сайте Росреестра или заказать через МФЦ. Выписка содержит сведения обо всех текущих владельцах помещения. Если квартира находится в долевой собственности, то требования необходимо адресовать ко всем владельцам солидарно (в зависимости от их доли в праве собственности).
Если причиной аварии стали действия ремонтной бригады, то это не освобождает владельца квартиры от ответственности (определение СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 05.09.2017). Он обязан возместить ущерб пострадавшим. Но после этого может обратиться в суд для взыскания выплаченной суммы в порядке регресса с ремонтной бригады.
Безусловно, взыскание в порядке регресса возможно только в той ситуации, если ремонтные работы осуществлялись на основании договора.
Если живут квартиранты
Даже если в квартире живут квартиранты, пострадавший должен обращать свои претензии к собственнику. Так как, если у владельца квартиры и нанимателя отсутствует договор, то юридически привлечь его к ответственности будет сложно.
Если же договор заключен, то владелец квартиры сможет взыскать с квартирантов и расходы, понесенные на оплату ущерба пострадавшим и ущерб, нанесенный его квартире.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Ситуация со взысканием ущерба при заливе неоднозначная. Поэтому нужно уделить особое внимание выявлению виновника. Оказать помощь в сложной ситуации, может квалифицированной юрист. Специалисты нашего сайта всегда придут на помощь. Ждем ваших вопросов в форме связи.
Если новостройке (5 месяцев) соседи сверху устроили мини склад в квартире и прорвало батарею. Квартира у соседей в собственности. Кран перекрывается в подъезде, до ввода в квартиру. Получается, что соседи должны выплатить владельцам квартиры этажом ниже и потом уже разбираться с виновными в протечке, хотя возможно сами соседи и повредили своими товарами батарею. Т.е. в первую очередь соседи сверху должны выплатить долг соседям снизу, т.к. затопили их квартиру, а затем владелец квартиры, у которого прорвало батарею имеет право регрессного требования к застройщику (т.к. с момента сдачи дома прошло меньше 3 лет).
Добрый день.
Прежде чем взыскивать деньги с владельцев квартиры с верхнего этажа для начала нужно установить, кто виновен в заливе. Теоретически вы можете подать иск к соседям сверху они представят акт, что в порыве батареи отопления виноват застройщик. Соседи сверху будут признаны ненадлежащими ответчиками и вам откажут в удовлетворении иска. Но виновным в заливе может быть и не Застройщик, а УК, обслуживающая ваш дом. Возможно батарея изначально была с недостатками, УК ее заменило, но работы были проведены не качественно. Тогда ответчиками будет УК. Поэтому прежде чем подавать иск, определите кто виновен в заливе, во избежание отказа в удовлетворении иска и разрешения вопросу по существу с первого раза.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
между перекрытиями прорвало стояк полотенцесушителя и вода долгое время сочилась в стене, обращения в УК ситуацию не изменили, пока вода е стала поступать в общий подвал, нам предъявили претензию о заливе..в результате достали трубу изношенную в труху между перекрытиями..компенсировать мои затраты по ремонту компания отказалась..прошло три года, но фотоматериалы сохранились
Добрый день, Галина.
В силу ст.196 ГК РФ срок исковой давности составляет 3 года с момента как лицо узнало о нарушении его прав. Вы уже обращались в УК за возмещением ущерба, было отказано. Теперь же учитывая, что исковой срок пропущен, взыскать ущерб в судебном порядке будет сложно. Теоретически подать иск в суд возможно, но если ответчик — УК подаст ходатайство о применении срока исковой давности вам откажут в удовлетворении иска. Мне жаль.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ.МЫ ПРОЖИВАЕМ В Г.НАХОДКА,В СТАРЫХ ДОМАХ КОТОРЫЕ НЕ МОГУ ПРИНЯТЬ КАК АВАРИЙНЫЕ.СОСЕДИ ЗАТОПИЛИ СВЕРХУ И ЗАТОПИЛИ ТАК,ЧТО ВОДА ОБРАЗОВАЛАСЬ СНАРУЖИ ДОМА И ВИСЯТ СОСУЛЬКИ ЖЕЛТОГО ЦВЕТА,ТО ЕСТЬ КАНАЛИЗАЦИЯ ЭТО.ПОЗВОНИЛИ В ОБСЛУЖИВАЮЩУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ,А Т.К. ПРАЗДНИКИ-НАМ СКАЗАЛИ ЖДАТЬ ДО 11,01,2021Г.У МЕНЯ В ТУАЛЕТЕ СТЕНА МОКРАЯ И ИДЕТ ЗАПАХ.ПОДСКАЖИТЕ КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ ЖАЛОБУ НА УПРАВЛЯЮЩУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ.И ИДЕТ ПРОРЫВ НЕ С ТРУБЫ.КАК МЫ ДУМАЛИ А С ЩЕЛЕЙ НАШЕГО ДОМА.И ПОСТРАДАЛИ ВНИЗУ ДВЕ КВАРТИРЫ.ЕСТЬ ФОТО.
Добрый вечер.
Написать жалобу можно в прокуратуру и в Государственную жилищную инспекцию. Для ускорения процесса зайдите на сайт Государственной инспекции и отправьте электронное письмо. Также официально направьте заявление с требованием зафиксировать факт залива, а также устранить последствия в обслуживающую организацию. И требуйте письменный ответ. Для того чтобы привлечь к ответственности Обслуживающую организацию к ответу нужны документы, те же письменные обращения, поэтому не звоните, а лично относите заявки и просите в вашем присутствии зарегистрировать и передать вам копию письма с регистрационным номером.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Добрый вечер, сорвало кран для слива воды с радиатора отпления, кто виноват собственник квартиры или управляющая компания.
Доброе утро, Елена.
В рамках п.Б ч.32 Постановления Правительства РФ №354 Исполнитель, то есть представители УК либо ТСЖ имеют право 1 раз в 3 месяца осматривать инженерные сети в квартире для определения их пригодности к эксплуатации. В свою очередь собственник квартиры в рамках п.Е ч.34 ПП №354 не имеет право препятствовать и не допускать в квартиру. Также собственник должен сам следить за исправностью инженерных сетей в своей квартире и в случае возникновения неисправности в экстренном порядке уведомлять обслуживающее предприятие.
Проводились ли регулярные проверки системы теплоснабжения, особенно перед началом отопительного сезона в вашей квартире? Как давно был установлен кран на радиатор? Кто устанавливал кран? От ответов на указанные вопросы зависит, кто виновен в срыве крана.
Ну, к примеру, проверки УК не проводила, кран установили слесаря УК несколько лет назад. При подобных обстоятельства будет виновата УК.
Если же для установки крана вы-собственник пригласили знакомого слесаря, в квартиру для проверки инженерных сетей представителей УК не допускали, вина будет ваша.
То есть для начала определитесь по какой причине произошел срыв крана и потом можно будет установить кто виноват.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Доброе утро, Евгений.
В силу ч.5.1 ст.7 ФЗ №214 гарантийный срок на инженерные сети составляет 3 года. Далее за сохранностью и рабочим состоянием инженерных сетей в квартире должен следить собственник квартиры. Поэтому, мне жаль, но в заливе ваша вина.
Но на ТСЖ тоже лежит часть вины. Как организация оказывающая услуги по содержанию дома и придомовой территории они обязаны ежегодно проводить осмотр инженерных сетей на предмет исправности. Если проверка не проводилась, ТСЖ также может быть виновна в заливе. Вам нужно обратиться в ТСЖ и уточнить график проверок оборудования именно в вашем доме. Если проверка не проводилась, значит в судебном порядке можно привлечь ТСЖ к участию в несении расходов по устранению последствий залива.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Добрый день. В квартире была установлена разводка труб от стояков своими силами. Во время испытаний ГУБ ТЭК был гидроудар (повышение давления в 2-3 раза), в результате чего вырвало трубу из фитинга (до этого 8 месяцев не было никаких проблем, даже не капнуло ни одной капли). Авария случилась ночью в наше отсутствие и в течение некоторого времени из вырванной трубы хлестала горячая вода. Как быстро приехала аварийная служба мы не знаем. В результате пострадало много квартир от залива. Дом состоит в ТСЖ.
Есть ли какая-нибудь норма для аварийной службы по времени реагирования?
Акт о происшествии был составлен главным инженером ТСЖ и сантехником, обслуживающим наш дом.
В акте было указано, что причина аварии в некачественном монтаже труб своими силами, что, конечно, могло иметь место раз «рвануло». Но все же в том числе было наверняка что-то с повышением давления, т.к. именно это случилось в момент переключения воды с «обратки» на циркуляцию, о чем было объявление на доске у подъезда (объявление о том, что в некий период горячая вода будет подаваться по обратному контуру без циркуляции, поэтому возможно ухудшение качества горячей воды). О том, что будут скачки давления никто не предупреждал.
Кто виноват? Сейчас всю вину вешают на нас (на собственников). Выяснить подробности о гидроударе и о том, как быстро среагировала аварийная служба, в ТСЖ сложно, т.к. им это не выгодно.
Что нам делать?
Доброе утро, Галина.
Для того чтобы разрешить ситуации по существу, нужно заказывать экспертизу с установлением причины возникшей ситуации. Потому что причин действительно две, либо некачественный монтаж труб холодного водоснабжения либо же скачок давления. Пока у вас не будет экспертизы, виновниками будут признавать только вас, что чревато для вас возмещением убытков в результате залива нижерасположенных жилых помещений.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Что делать если прорвало трубу или стояк в квартире: куда обращаться, кто виноват
Многие жилые дома в России построены еще во времена СССР. Поэтому естественный износ водопроводной и канализационной системы – проблема довольно острая.
Конфликтные ситуации и судебные тяжбы между жильцами и коммунальщиками случаются всё чаще. Предлагаем разобраться, как действовать, если прорвало стояк в квартире, и кто несет ответственность за причинение ущерба имуществу самих жильцов и соседей снизу.
Куда звонить, если прорвало трубу в квартире
Обнаружив подтекающую трубу, поторопитесь озадачить сантехника, которого обязана прислать домоуправляющая организация (ДУК). Туда же следует обращаться, если труба уже лопнула.
Отыскать сведения о том, какая именно компания обслуживает определенный адрес, можно через интернет, также можно посмотреть объявления в подъезде или увидеть ее название на квитанции квартплаты.
Лучше держать такие номера под рукой, уточнив их заранее. Обратиться к специалистам УК можно по будням в рабочее время. Чаще всего у них также есть некий аварийный номер, работающий круглосуточно.
Если протечка произошла, когда ДУК не работает, звонить нужно либо ее аварийному диспетчеру, либо в аварийно-ремонтную службу по городу.
Диспетчер свяжется со специалистами и направит их на место происшествия. Надо понимать, что к подобным действиям можно прибегнуть только в том случае, если труба течёт так сильно, что справиться с проблемой самостоятельно не получится.
При устранении неисправности на территории квартиры, работу специалистов придется оплачивать владельцу жилья.
Что делать, если прорвало трубу с горячей или холодной водой
Если протечка случилась в трубах с холодной или горячей водой, обратиться следует к сотрудникам УК или ДЭЗ. Они пришлют сантехников, а если повреждение серьезное, сами свяжутся с аварийной службой. Если время нерабочее, набирайте сразу номер ремонтной службы «Водоканала». Диспетчер направит к вам специалистов. После устранения аварии попросите составить акт, где будет указано место протечки и причина неполадки.
Часто жильцы теряются, не знают, что делать, чтобы вода не залила все нижние этажи. Когда трубу прорвало и вода прибывает быстро, действия укладываются в следующую схему:
Бороться с потопом проще с помощниками. Пока один человек дозванивается специалистам, остальные вычерпывают набравшуюся воду, не давая ей протечь на нижние этажи.
Куда обращаться, если прорвало канализацию
Неприятный «аромат» канализационных стоков появляются не только в старых домах, где трубы уже износились, но и в новых многоэтажках. В последнем случае причиной становятся ошибки в монтаже системы. При появлении запаха канализации для начала стоит проверить коммуникации у себя. Особенно это касается хозяев квартир, которые проводили перепланировку и изменяли расположение сантехники. Часто после этого в сливных трубах образуется застой, который и служит причиной смрада.
Если вы уверены, что канализацию прорвало именно в подвале, необходимо поставить об этом в известность коммунальщиков. При этом не стоит писать коллективное заявление, оно требует более длительного рассмотрения. Жалобу нужно подавать письменно, при этом требуя её обязательной регистрации.
Управляющая компания обязана позаботиться об устранении протечки. При необходимости коммунальщики производят уборку и дезинфекцию помещения.
В том случае, если прорыв канализации произошел на улице, отвечать за его устранение должна аварийная служба коммунального хозяйства. По будням о происшествии нужно сообщить в ДЭЗ или УК, которые обслуживают участок. Если авария случилась в выходной день или нерабочее время, обращаться следует к диспетчеру городской аварийной службы.
Если протечка — у вас в квартире, также обращайтесь в копанию, управляющую коммунальным хозяйством у вас дома или вызывайте независимого сантехника.
Если течет труба отопления
Если в квартире лопнула труба отопления, используйте все подручные впитывающие средства: тряпки, губки. Будьте осторожны, температура жидкости достаточно велика, можно получить ожоги. Тряпка, намотанная на трубу, поможет сбавить напор воды. Необходимо срочно вызвать аварийную службу отделения «Водоканала».
Приехавшие специалисты перекроют систему теплоснабжения в доме. До их прибытия примите меры к тому, чтобы не затопить соседей или хотя бы минимизировать последствия протечки. Откройте окна, чтобы температура теплоносителя понизилась.
Кто оплачивает ущерб при аварии отопительной системы
За аварии, происходящие на территории квартиры, отвечают проживающие в ней граждане. Однако когда случается прорыв радиаторов и труб отопления, виной может быть неправильное распределение давления в системе. Нередко суд в вопросе кто виноват в аварии, встает на сторону жильцов. Это может произойти, даже если случай попадает под разграничения, приведенные в ЖК. Коммунальщики будут признаны виновными и в том случае, если специалисты ДУК произвели ремонт, но монтаж был выполнен некачественно и радиатор потёк.
Нужно учесть, что если жильцы самостоятельно заменили батарею отопления или подводящие трубы, то ответственность за аварию полностью ляжет на них.
Кто оплачивает ущерб, если прорвало вертикальный водопровод
Ситуация, когда протекающий стояк становится причиной потопа в квартире, весьма неприятна. Но еще сложнее, если из-за аварии пострадали квартиры, расположенные снизу. Соседи вправе требовать возмещения ущерба и часто выливается он в немаленькую сумму. Однако не всегда в произошедшей аварии виноваты владельцы квартиры. Жилищный Кодекс четко определяет на ком лежит ответственность за аварию. Если из строя вышел участок трубы до отсекающего устройства, виновниками считаются ТСЖ или управляющая компания. В остальных случаях ответственность за причиненный ущерб несут хозяева квартиры. Они тоже обязаны следить за исправностью системы и своевременно сигнализировать о неполадках.
Кто виноват, если при протечке трубы пострадали соседи?
В неприватизированной, муниципальной квартире
Правительственное постановление за номером 491, определяющее правила содержания общедомового имущества, гласит, что обслуживание и ремонт системы водоснабжения производится за счёт жильцов. Что касается замены труб, то она производится в процессе ремонта всего здания. Средства для этого выделяются из добровольных взносов, которые осуществляются жильцами. Также об этом говорит статья 67 ЖК РФ.
Ответственность за исправную работу водопровода и канализации лежит на ТСЖ. Работники коммунальных хозяйств обязаны регулярно производить проверки оборудования, а при необходимости осуществлять их ремонт или замену. Однако нужно учитывать, что при возникновении протечки на территории квартиры, оплачивать ущерб придется её жильцам, даже если они не являются собственниками.
Если вас затопили соседи сверху и имеются факты, подтверждающие их халатность, возмещение ущерба требовать нужно именно с них.
В приватизированной квартире
Владельцы жилья, так же как и граждане, осуществляющие проживание по договору социального найма, обязаны оплачивать коммунальные платежи. За технической исправностью систем канализации, водопровода и отопления следят либо специальные организации, с которыми заключило контракт ТСЖ, либо управляющая компания. Плановая замена оборудования производится в ходе капремонта, за счёт выплаченных взносов. Если же владелец квартиры пожелает заменить трубы раньше срока, делать это придется за свой счёт.
Как в случае с муниципальным жильём, так и в приватизированных квартирах, сотрудники жилищно-эксплуатационных контор обязаны регулярно производить проверку оборудования. О подобных мероприятиях жильцов оповещают заранее. После осмотра владелец или квартиросъемщик расписываются в акте осмотра. Жильцы, препятствующие проведению осмотра технических систем, признаются виновными в том случае, если в их квартире лопнул стояк или прорвало трубу.
Если из строя вышел общий стояк, жильцам необходимо зафиксировать данный факт, составить индивидуальное (или коллективное) заявление, сопроводив его фото или видео материалами. Последнее не обязательно, но желательно. Заявление передают работникам жилищной конторы, оставив себе копию. Она может пригодиться при обращении в суд.
Куда обращаться, если квартира находится в ведомстве жилищного кооператива
ЖСК является коллективом частных собственников, которые являются владельцами имущества на правах долевого участия. Если говорить проще, то жильцам кооперативных домов, также как и жителям муниципальных многоэтажек, приходится оплачивать обслуживание и ремонт придомовой территории и общего имущества.
До полной выплаты стоимости кооперативной квартиры, её собственником является ЖСК. После погашения всех взносов, жилплощадь переходит во владение пайщика. Организация обслуживания таких жилых объектов ничем не отличается от муниципальных домов. Обслуживание осуществляется товариществом собственников кооперативного жилья (ТСЖ) посредством заключения договора с Управляющей компанией, либо самостоятельно. В некоторых кооперативах управление осуществляют ЖСК. Но и они чаще всего самостоятельно не проводят никаких работ, а только заключают договор с УК.
Осуществлять текущий и плановый ремонт оборудования в кооперативных домах обязаны нанимаемые специалисты. Но оплачивать его жильцам кооперативного дома придется из собственного кармана.
Как гласит ст. 110 п.2 ЖК РФ, собственники кооперативного жилья участвуют в содержании дома. Если прорыв трубы произошёл на территории квартиры, виновником признается её владелец.
Кому жаловаться на бездействие коммунальщиков
Не секрет, что работники ДУКов или ДЭЗов не всегда своевременно реагируют на жалобы жильцов. Между тем, их основная обязанность – создание комфортной среды для проживания жильцов на вверенной территории. Именно их работу граждане ежемесячно оплачивают по квитанциям ЖКУ. Поскольку коммунальные конторы являются поставщиками услуг, надзирать за качеством их оказания обязан Роспотребнадзор. Контроль за работой ДУК осуществляет и собственник жилья. Если компания не выполняет своих обязанностей, он вправе отказаться от её услуг.