проект квартира исследование ужаса
Пространство «Квартира»
Долгосрочный инклюзивный художественный проект, направленный на социализацию людей с ментальной инвалидностью и создание равных условий для их творчества.
Пространство «Квартира» закрывается.
О том, почему так вышло и что нас ждет впереди, вы можете прочесть здесь
Пространство «Квартира» было создано Фондом поддержки арт-инноваций «Альма Матер» в партнерстве с Центром «Антон тут рядом». Здесь проходили спектакли «Разговоры» с участием артистов с расстройством аутистического спектра (РАС) и «неДЕТСКИЕ разговоры» для смешанной семейной аудитории, в том числе детей с РАС.
В «Квартире», обосновавшейся в бывшей питерской коммуналке на углу Невского и набережной реки Мойки, жизнь не утихала ни на минуту: все время гости, разговоры, чаепития. Здесь проходили репетиции, лекции, мастер-классы, концерты и чтения. Квартирные постановки вряд ли можно было назвать спектаклями — в стандартном понимании этого слова. Да и само пространство на театр не походит — и не пытается походить. От других театральных и арт-пространств «Квартиру» отличает не только открытая, горизонтальная концепция, но и то, что в ней на равных существовали самые разные люди, в том числе с особенностями ментального развития.
Это был первый опыт создания инклюзивной модели нового типа в нашей стране.
«Это наше посвящение знаменитой квартире обэриутов, квартире Леонида Липавского, где собирались Хармс, Заболоцкий, Введенский, Олейников, Друскин — и разговаривали свои разговоры.
Вот эти вот квартирные собрания стали их главной формой творчества. И мы тоже не столько репетируем спектакли, сколько мы пытаемся как-то вернуться к той форме, которая для Ленинграда является очень важной — это квартирные, кухонные встречи и разговоры»
Борис Павлович
Режиссёр, художественный руководитель проекта
«Спектакль, спасающий от повседневного механистичного существования, когда работаработаработа… Возникает ощущение, что из тебя извлекли все лучшее человеческое, что в тебе есть».
Марина Корнакова
Театровед, театральный критик.
Директор-распорядитель фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (СПб)”
«Квартира» существует в контексте памяти о ленинградских коммунальных кухнях с философскими разговорами и художественными озарениями за ночным чаем и не только”.
Татьяна Троянская. СПб дневник
“Команда проекта «Квартира. Разговоры» — профессиональные актеры, артисты с аутизмом из Центра «Антон тут рядом», художники, музыканты — в общей сложности 40 человек. В создании проекта помог фонд арт-инноваций «Альма Матер».”
Такие дела.
Журнал Фонда “Нужна помощь”
“Здесь строится альтернативный мир, немного детский, немного наивный. Он мягко игнорирует устоявшиеся, «взрослые» законы и предлагает таким же наивным приходить и говорить обо всем. Хочешь – о французском шансоне, хочешь – о своих страхах, а хочешь – о проблемах в обществе. Ничто не окажется лишним или неуместным”.
Тата Боева. Новая Газета
КВАРТИРА
Метод
На смену попыткам притянуть «особого» человека к условной «норме» приходит необходимость совместно вырабатывать эффективные стратегии поведения. Каждый участник этого процесса открывает в себе ранее скрытые ресурсы эмпатии, креативности, способности ориентироваться в нестандартной ситуации и принимать решения.
Результат
Проект несёт важную символическую, просветительскую и информационную функции, вовлекая общество в обсуждение вопросов социальной экологии, терпимости, формирования устойчивых связей между различными группами и выводя людей с ментальной инвалидностью из вынужденной изоляции.
«Исследование ужаса»
По мотивам «Разговоров»
16+
«Золотая Маска» 2020 год:
«Специальная Премия Жюри драматического театра и театра кукол» Номинации на Премию «Золотая Маска» 2020 г.
«Лучший спектакль в драме, малая форма»
«Лучшая работа режиссера»
«Лучшая женская роль второго плана» (Юлия Захаркина)
Жанр спектакля «Исследование ужаса» мы официально определили как «фотографирование разговоров», а между собой на репетициях вспоминали про «косплей». Косплей – это ролевая игра, в которой человек надевает на себя некоторый образ и существует в нем в повседневной жизни. Так и мы затеяли игру в чинарей 1930-х годов: Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова, Друскина, Михайлова и Липавского. Актеры сочиняют своих героев, не скрывая разрыва с исторической правдой. Личины прототипов, как и задокументированные Леонидом Липавским в одноименной книге разговоры, становятся способом побыть кем-то еще в реальной среде среди реальных людей. Именно поэтому «Исследование ужаса» невозможно играть в традиционном пространстве. Вначале интерьеры квартиры на Мойке, затем подвал «Петербургского театрального журнала» на Моховой, и вот теперь – редакция журнала «Новый мир» на Страстном бульваре становятся местом для вечеринки гениев, на которой что-то пошло не так.
Борис Павлович, режиссер
об исследованиии:
Домашние разговоры ОБЭРИУтов имеют двойственную природу: с одной стороны, это встреча единомышленников, «ящик», в котором они могут позволить себе быть собой и не стеснять себя в выражениях, с другой – попытка практикума перформативного существования. Липавский фиксирует не только «доморощенную философию», но и механику разгона потока сознания, когда имеют значение не отдельные сентенции, а температура, энергия, эмоция речи. В «Разговорах» мы видим хорошо знакомых нам «великих» – Хармса, Введенского, Заболоцкого, Друскина, Олейникова – в странной ситуации бесконечной беседы, почти не затрагивающей вопросы личного творчества. Только пару раз за два года они впрямую обсуждают стихи Введенского или философские наброски Липавского. Творчество каждого происходит в одиночестве, как, впрочем, и бытовая повседневность – за кадром остаются перипетии личных, служебных, социальных неурядиц.
Кажется, что герои говорят о чём угодно кроме главного. Вернее, «главное» проявляет себя в каждой теме, которую они поднимают, будь то гравитация, кулинария, история или оптика.
В начале «Разговоров» участники разражаются развёрнутыми списками того, что их интересует. Это вдохновенные монологи полных жизни и страсти художников. Им ещё всё интересно. Постепенно внутренние противоречия в группе нарастают, обнаруживают себя глубокие психологические и идейные различия собеседников.
Тут артисты то развлекают нас, то погружаются в себя, то поют, то бренчат на пианино, то едят вместе с публикой за кухонным столом, то опять едят, но посторонних к столу уже не подпускают. И что бы они ни делали, за ними интересно наблюдать. За кем за ними – и есть самый главный вопрос. Потому что героями тут становятся не люди, а их идеи, их мысли, время, в котором они жили, еда, которую они ели, их чувства, их ссоры – это все словно бы обретает плоть. И кажется, протянешь руку и сможешь все это осязать. Павлович поставил спектакль не о Хармсе, Введенском, Олейникове, Заболоцком, Друскине и Липавском (хотя о них, конечно, тоже). Он поставил спектакль об эйдосах, о «конкретной явленности абстрактного». О том, как мысль изреченная продолжает изменять и формировать реальность даже после того, как ее носитель покинул земную юдоль. Тут не люди мыслят, скорее мысли вдруг очеловечиваются. О чем, бишь, мысли? Обо всем. О боге, о молоке, о вагоновожатых, о бессмертии души. Идеи сами по себе становятся субъектами театрального действа. И именно поэтому каждого из участников этого неплатоновского пира может играть артист любого возраста и любого пола: у идей, у мыслей (и у чувств, кстати, тоже) нет ни пола, ни возраста.
Спектакль «Исследование ужаса» в удивительном месте под названием «Квартира» (совсем недавно это и была большая старая питерская квартира, где группа Бориса Павловича играла-проживала свои представления) сделана на основе книги обэриута и философа Леонида Липавского, записавшего в середине 1930-х годов застольные беседы обэриутской компании обо всем, что их интересовало. Ритм и само течение спектакля кажутся свободными, и зрители, приходящие в квартиру, где уже находятся Хармс, Друскин, Заболоцкий, Введенский, Олейников и сам Липавский с женой, то прогуливаются по комнатам, рассматривая вещи и прислушиваясь к возникающим то в одном, то другом углу диалогам, то садятся послушать общие споры, которые ведутся героями, будто в философском кружке, а то все вместе окружают кухонный стол и принимаются ужинать вареной картошкой с селедкой и чаем, в сопровождении все тех же разговоров. Этот главным образом мужской кружок в «Квартире» представляют в основном молодые актрисы, но это нисколько не удивляет, поскольку главное тут – не точность персонажей, а само течение бесед – споров умников, дуракаваляний остроумцев, чтений и пикировок, сама жизнь этого поначалу дружеского и тесного круга, который у нас на глазах рассыпается.
Умные разговоры. «Исследование ужаса» Бориса Павловича в проекте «Квартира»
Квартира на Мойке, 40, превращенная продюсером Никой Пархомовской и режиссером Борисом Павловичем в «Квартиру», то бишь в театр–дом в самом прямом смысле слова, так и создавалась: не реплика, но рифма к прославленной квартире Леонида Липавского на Гатчинской. Та, первая квартира осталась в истории литературы домом чинарей (или обэриутов) — Хармса, Олейникова, Введенского, Заболоцкого, Якова Друскина. Их регулярные дружеские беседы 1932–1934 годов Липавский «сфотографировал» в записанных им «Разговорах». Обитатели второй «Квартиры» подступались к «Разговорам» в одноименном спектакле с участием людей с ментальными особенностями, а теперь, с премьерой «Исследования ужаса» (по названию самой известной философской работы Липавского), оживили, разыграли, точнее, попросту присвоили их. Надо сказать, со всем возможным уважением к первоисточникам и фигурам спектакля, исследующим панический ужас и великое множество других вещей и явлений.
Бросок, подача. Боярская, Белый и Синьковский в музыкальном спектакле «1926»
Как сыграть Даниила Хармса, не оскорбив памяти о его истинном и множестве мнимых образов? А музыканта, философа и затворника Якова Друскина? Олейникова, Введенского? Верные соратники Бориса Павловича, участвующие чуть ли не во всех его разнообразных «квартирниках», решили вопрос радикально. Посиделки со зрителями на уютной тесной кухне (в самой густоте бедного советского быта, помнящего, как и стены дома, о лучших временах) начинаются вполне в «нашем времени». Девушки — а их больше, и не сразу поймешь, кто тут актер, а кто зритель, — скромно, эдак запинаясь заводят разговоры о своих героях со словами «А я читала, что…», зачитывают по рукописным бумажкам перечни того, что интересует чинарей (составленные как–то раз на кухне у Липавского). В них на равных перечислены, к примеру, «назначение предметов и животных, формы бесконечности, ликвидация брезгливости, уныние французиков, обед, танцы, драка, сон…». Не успеешь оглянуться, как твои соседи меняют обличья: Яне Савицкой достаточно стянуть свитер, чтобы стать Леонидом Липавским, точнее, его законным представителем, естественным голосом. Второй Липавский — Ксения Захарова — будет молча наблюдать за всем происходящим, усеивая стены «Квартиры» карточками с записями. Юлия Захаркина незаметно меняет юбку–карандаш на потрепанный обвислый костюм — как любил Друскин, чтоб одежда поменьше прилегала к телу, — и вот она уже Яков Семенович. О нет, непохожа. Но тихое бормотание под нос, но неврастеничные жесты, но манера уходить из эпицентра вечеринки и продолжать философствования в темном углу, наедине с другом–слушателем… Даже демонстративно колченогая игра на расстроенном пианино (а Друскин был блестящим музыкантом), даже необходимость стаскивать нетрезвого Якова Семеныча со шкафа, даже вполне девичьи рыдания после драки — ничто не мешает вслушиваться в тихий голос, голос философа, а не актрисы.
Хармса тут тоже два: эксцентричная Анастасия Бешлиу и сосредоточенный (местами) Иван Кандинов. Два Введенских (Петр Чижов и Екатерина Алексеенко), две хозяйки дома, Тамары Мейер–Липавских (Катерина Таран и Александра Никитина). С Заболоцким прекрасно справляется Дмитрий Крестьянкин, с Олейниковым — Наташа Розанова. Поздний гость — востоковед Дмитрий Дмитриевич Михайлов в исполнении Татьяны Филатовой — ставит пронзительную точку (впрочем, не первую и не последнюю) в длинной вечеринке, которая развивается по лекалам, общим для любого, кажется, времени: интеллигентные разговоры за чаем, скудный обед, немножко водки, потом еще немножко, песни хором, театральные сценки домашнего изготовления, вечеринка рассеивается по всей квартире, образуя несколько полифонических линий, еще водка, переходы на личности, ссора, драка, слезы, откровения в темноте, усталость, разговоры по накатанной, фото на память, сутолока в прихожей.
Зритель (которого, конечно, и покормят, и чаем напоят) вскоре начинает чувствовать себя привидением: можно ходить за чинарями по комнатам, а можно остаться где сидел или выбирать свой маршрут соглядатая. Подслушивать блестяще сшитую, а в нужных местах разорванную ткань бесконечного разговора «обо всем» бесконечно же любопытно. Груз времени, проведенного вместе, — это часть игры и важная для всех чинарей философски–бытийная категория. Один только вопрос возникает, как только за спиной захлопывается дверь «Квартиры»: нужно ли знать творчество всех этих прекрасных людей, чтобы слушать их умные разговоры? Стоило бы поставить опыт. Вот только на ком?
Спектакль «Исследование ужаса»
Подписаться:
Поделиться:
В театральном проекте «Квартира» – премьера постановки ее идеолога Бориса Павловича «Исследование ужаса». Спектакль основан на текстах и биографиях ОБЭРИУтов и переосмысляет не только их творчество, но и жизнь. По словам Бориса Павловича, «Валерий Шубинский, один из исследователей творчества и биографии Хармса, заметил, что нас и ОБЭРИУтов разделяет антропологическая пропасть» и наибольший интерес составляет попытка «вглядеться в природу мышления, способов взаимодействия поэтов и мыслителей прошлого века».
У спектакля нет единственной линии повествования, герои распределяются в пространстве, одновременно парами и тройками сходясь в словесных поединках в разных местах, зрителей сами выбирают, за кем им следить.
Создатели «Исследования ужаса» отмечают, что философ Липавский, у которого собирались ОБЭРИУты знал, что некоторые из его гостей-собеседников не выносят друг друга, и каждый раз собирал их в разные «пасьянсы»: Хармса с Введенским, Друскина с Заболоцким, Хармса с Олейниковым, но никогда не всех разом. Поэтому Борис Павлович предназначает себе роль Липавского – скрытого «режиссера» обэриутских разговоров, психолога и наблюдателя, одержимого философией «фотографирования разговоров».
В спектакле, в отличие от других проектов «Квартиры», участвуют только профессиональные актеры: Яна Савицкая, Иван Кандинов, Екатерина Алексеенко, Ксения Захарова, Екатерина Кривецкая, Дмитрий Крестьянкин, Екатерина Таран, Александра Никитина, Анастасия Бешлиу, Юлия Захаркина, Татьяна Филатова, Виктория Артюхова, Наташа Розанова.
Спектакль создан фондом «Альма Матер» при поддержке Фонда Михаила Прохорова в рамках программы «Новый театр».
Разговоры.
Есть люди, которые что-то слышали о нашей Квартире, хотят сюда прийти, но не знают, с чего начать.
Вот несложный путеводитель, который позволит вам определиться.
Показать полностью.
Разговоры. запись закреплена
Продюсер Нина Михайлюк
Режиссёр Борис Павлович
Актриса Катя Таран
Композитор Алексей Востриков
Художник Ольга Павлович
Видеохудожник Кеша Башинский
Художник по свету Анатолий Ляпин
Светооператор Андрей Котов
Менеджер Екатерина Сухорукова
PR Настя Бабаева
Технический директор Станислав Шамшев
Разговоры. запись закреплена
В субботу ретроградный Меркурий видимо приостановился, потому что сразу у двух наших режиссёров прошли премьеры
А Дима #яничегонепонимаювтеатре Крестьянкин помахал нам рукой из далекого Архангельска со спектаклем «Голос монстра» про монстров, которых мы создаем своими страхами и надеждами.
Друзья, вместе с вами мы поборим любые ретрограды. Поздравляем и обнимаем!
Разговоры. запись закреплена
Вчера отыграли первую петербургскую «Юдифь» в сезоне, а уже через неделю украинскую речь Кати услышит Москва
6 и 7 октября, Электротеатр Станиславский, фестиваль «Территория»
Билеты на сайте театра и фестиваля.
Разговоры. запись закреплена
Мюзикл «Жаль, что тебя здесь нет» возвращается!
Люди в зале ожидания устали ждать лучшей жизни и начали исполнять свои мечты прямо на вокзале. Рождение новых звезд рока и эстрады можно увидеть 12 октября.
Разговоры. запись закреплена
Борис Павлович
Разговоры. запись закреплена
Не секрет, что в этом году форум-фестиваль «Особый взгляд» пройдёт в Петербурге. И вот уже вторую неделю мы невероятно радуемся, ведь наш мюзикл «Жаль, что тебя здесь нет» и «Пакетик» станут его участниками!
4 ноября на Новой сцене вновь загремят песни и танцы. Вот Маша Жмурова пишет про подготовку:
Разговоры. запись закреплена
Резиденция СТД все ещё не отпускает.
К нам тогда вырвалась Анна Вишнякова, а это всегда эмоции, музыка, стихия… Аня – наш хормейстер и педагог. Без ее веры в «гетерофонию» не случился бы мюзикл. А с ней случился. И случились песни на опушке под дождем, и любовь к фольклору и вот это все:
Разговоры. запись закреплена
Разговоры. запись закреплена
Разговоры. запись закреплена
Театральная премия для молодых «ПРОРЫВ» (СПб)
Элина Петрова и Екатерина Сухорукова соревнуются с другими номинантами за звание «Лучший менеджер» за создание театрального проекта «Город. Разговоры» совместно с фондом «Альма Матер». Мы попросили Бориса Павловича, художественного руководителя театральной компании «Разговоры», познакомить вас с девушками и проектом.
Показать полностью.
«Город. Разговоры» — очень сложно устроенный горизонтальный проект, в котором именно организационная, кураторская функция является ключевой.
Это документальный свидетельский театр, истории горожан, рассказанные другим горожанам в городском пространстве.
Участники проекта — люди, у которых не было опыта публичных выступлений, но есть желание выйти к публике и рассказать историю. В назначенный час эти рассказчики в каждом из городов, участвующих в проекте, выходят в публичные городские пространства (кафе, библиотеки, торговые центры, музеи, галереи) и одновременно начинают свой рассказ. Каждый из зрителей может попасть «живьем» только на одну историю. Оставшиеся за кадром истории являются важнейшей частью процесса: зритель знает, что слышит лишь одну из нескольких, (а на самом деле — одну из сотен тысяч) историй, которыми живет его город.
В данном проекте нам было принципиально важно уйти от доминирования художественной воли — ни режиссеров, ни драматургов, ни художников в привычном смысле в спектакле нет, есть лишь действующие лица и места действия. Ядром, которое обеспечивало работу этого сложнейшего механизма, как раз и оказался тандем Элины Петровой и Екатерины Сухоруковой.
Элина отвечала за весь комплекс работ, касающихся героев. Вот цепочка, которую она должна была выстроить и контролировать:
— формирование кураторской группы (профессионалы театра, который будут один на один помогать героям подготовить свои рассказы)
— организация мастер-классов для кураторов по основам работы с интервью и драматурги
— поиск потенциальных героев, готовых поделиться своими историями
— мониторинг работы каждой пары герой-куратор
— координация действий с командами в городах-партнёрах. Первый показ 3 ноября 2019 года состоялся одновременно в трёх городах (плюс Екатеринбург, Копенгаген), второй 16 февраля 2020 года — уже в 13 городах, от Кирова до Владивостока, захватывая и другие страны (Беларусь).
Катерина Сухорукова работала с площадками, внешними партнёрами и волонтерским сопровождением проекта. Так как это классический «zero budget project», всё необходимо было добыть исключительно на партнерских основаниях, без денег.
— Поиск площадки для каждой отдельной истории — сложное уравнение, так как параметры и характер локации всегда выбирает сам герой. Для какой-то истории требовался фитнес-клуб, а для какой-то — детский книжный магазин.
— Организация СММ поддержки и работа с информационными партнёрами
— Организация регистрации зрителей и распределение зрительских потоков по разным локациям — так, чтобы зрителей везде было примерно поровну, или согласно особым условиям конкретных пространств.
— Поиск волонтёров и подготовка их для помощи при проведении спектакля. Волонтеры встречали зрителей, помогали найти неочевидные локации.
— Организация фото-и видеосъёмки. Это также было необходимо сделать на безвозмездной основе.
Лично я считаю Элину и Катю достойными награды не только потому, что они хорошо поработали на сложнейшем проекте.
Дело в том, что «Город. Разговоры» — и в самом деле прорыв. О художественной и культурологической составляющей я судить не берусь, так как сам имею отношение к этому мета-спектаклю. Но вот что можно отметить объективно — команде Элины и Кати удалось реализовать в самом деле горизонтальный кураторский проект, лишенный иерархии и продуктивно делегирующий созидательные функции множеству людей. Перед нами эталонный социальный проект, организующий коммуникацию различных сообществ.