приметы перед выходом на сцену
Театральные суеверия
Артисты самые суеверные люди. Создавая волшебство на сцене, они с пиететом относятся к нему в обычной жизни. Театральные суеверия настолько сильны, что актер откажется исполнять роль, когда о ней идет дурная слава. А на определенные пьесы наложили негласное клеймо «неудачных». Но обо всем по порядку.
Приметы о театре для актеров и зрителей
Всех, кто приближается к театру со стороны черного входа, то они больше, чем просто театралы, обязательно посвящают в таинства внутреннего распорядка. Вместе с тривиальными рекомендациями, звучат и мистические.
Когда рассеянный или неуклюжий артист роняет листы с текстом на репетиции – спектакль не будет успешным. Нейтрализовать примету просто. Надо сесть на разбросанные фрагменты сценария. Оступиться и упасть (в разрез задумке режиссера) – знак, что сегодня актеру лучше не выступать. Последнюю строчку пьесы (мораль или логический вывод) не произносят во время прогона спектакля.
Во многих театрах есть живые талисманы – кошки. Выход хвостатой во время репетиции на сцену принесет спектаклю успех. Но это в Великобритании. А в России наоборот.
Комната, где гримируют актеров, – особенное место. При входе в нее обязательно переступают порог левой ногой. А на сцену начинаются подниматься с правой. Плакаты или афиши на дверь не вешают. Картинки спугнут удачу, да и просто отвлекают от процесса. Нумерация комнат тоже подверглась корректировке благодаря суевериям. Тринадцатую гримерку найти не удастся.
Не заглядывайте в зеркало гримирующемуся человеку. Дурная примета из возможных в театральной среде. Патологическую аккуратность артистов обеспечивает уверенность в том, что рассыпанная пудра или белила на столе принесет несчастье.
Премьеры не назначаются на пятницу, а за пожелание удачи, обидятся. Лучше сказать: «Ни пуха, ни пера».
Особые ритуалы есть в процессе «мнимой смерти» на сцене. Чтобы этого не произошло в реальности, актер кладет в гроб бутылку крепкого алкогольного напитка, а после спектакля презентует друзьям и коллегам. Они выпивают «за его здоровье».
Несчастливые пьесы
На первом месте среди спектаклей под табу располагается шекспировский «Макбет». Эта мистическая пьеса о власти и предательстве имеет настолько сильную энергетику, что обязательно следует несчастья. Арии из нее просто исполнять не рекомендуется. Чтоб не провоцировать нечистую силу.
Почетное серебро получает произведение Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», а последними на подиум заходят Николай Васильевич Гоголь и его «Вий». Дьявольщина, что происходит на сцене, магическим образом переходит в жизнь актеров.
Есть список «отказных» ролей. В него входили такие персонажи, как Борис из пьесы «Гроза» Островского и Нелькин из «Свадьбы Кречинского».
Среди детских постановок отрицательной славой среди артистов пользуются «Робин Гуд» и «Дети в лесу». А вот сыграть главную роль в «Золушке» – верная примета к удачной карьере.
О костюмах, обуви и реквизите
В спектаклях не используют живых цветов, только бутафория. С чем связываю запрет, понять сложно, но в примету верят и строго соблюдают.
Скрипящая обувь на премьере обеспечивает актеру успех в этой роли. А поставить затяжку на новом костюме в день первого спектакля – к провалу. Поэтому артист уходит за кулисы и повторно выходит на сцену. Модельеры и художники стараются избегать (насколько это возможно) использовать желтый цвет в постановке. Он приносит несчастья.
Во время переодеваний актеры все надевают сначала на правую сторону. Когда расслабишься и сначала просунешь левую руку или ногу в костюм, обязательно забудешь слова.
Талисманы актеров и невероятные театральные приметы
Хорошая примета – обнаружить на сцене гвоздь. Считается, что тогда артист окажется востребованным, а талант раскроется в полную силу. В этот знак верил Лучано Паваротти. Но талисман он не нашел, а получил в подарок от мамы. Галина Вишневская перед каждой репетицией приветствовала сцену, а актриса Елена Образцова приносила игрушку в виде собачки, что назвала Боб.
В Московский художественный академический театр (МХАТ) и театр Вахтангова не пускают актеров с семечками за кулисы – дурной знак. Аналогичные суеверия встречаются в «Ленкоме» и «Малом театре». Категорически запрещается свистеть. Работники театра Шевченко соблюдают ритуал. Перед выходом на сцену дотрагиваются до кулисы. Это к удаче.
Чудной и интересный народ эти артисты. Театральные суеверия имеют долгую историю, свято соблюдаются и приумножаются.
Приметы перед выходом на сцену
Артисты, как и все творческие личности – люди суеверные, тонко чувствующие, чаще других доверяющие вещим снам и приметам. И это не случайно – ведь в их профессии многое зависит от удачи и благоволения фортуны. Но более других склонны к мистике именно актеры, причем театральные.
Актерскую среду отличает особая «ритуальность» поведения, особенно заметная по мере приближения к сцене – сакральному центру театрального пространства.
Сцена – это своего рода храм для актеров. Сцена имеет свою ауру, свое магнитное поле. Здесь происходит нечто, неподвластное обычной логике.
Поэтому настоящий артист никогда не выйдет на сцену в уличной обуви, верхней одежде или головном уборе.
АКТЁРСКИЕ ПРИМЕТЫ ВНЕ ТЕАТРА
И вне театра актер свято верит в приметы: стоит ему ошибиться дверью, когда он идет на встречу с антрепренером или администратором, и он уже ждет неудачи в своих поисках роли.
Но, пожалуй, самое главное актерское суеверие – это примета о том, что, если падает сценарий (текст роли), по которому ставят пьесу или снимают фильм, необходимо на него тут же сесть, иначе игра будет провальной.
И, конечно же, артисты очень не любят рассказывать о творческих планах – чтобы не сглазить.
Театральные суеверия, или 11 распространенных примет
Театральные суеверия, или 11 распространенных примет
Конечно же, ни один театр не обходится без историй о блуждающих призраках, невезучих костюмах и тайных ритуалах. И каждый отличается своими приметами и суевериями. Для одних запрет наложен на семечки, для других на свист. Третьи отчаянно верят в одетый наизнанку костюм, сулящий проблемы с памятью, что недопустимо в работе артистов. Но тут же сняв и посидев на нем суеверные избегают дурного. Так же как и если уронить текст, репетируя, что знаменует провал роли или самого спектакля.
Споткнуться и упасть на репетиции — не к добру, тогда как скрипучая обувь — к удаче в выступлении. Заходить в гримерку нужно с левой ноги, а на сцену — с правой. Множество суеверных ритуалов и примет нашли своё место в театральном мире и прочно обосновались в нем.
Гвоздь программы
Найденный на сцене гвоздь — добрая примета для того, кто мечтает о заветной роли. А суеверный предмет становится талисманом надолго. Многие актёры специально выдирают их со сцены и носят с собой.
Актёр, зацепившийся костюмом за гвоздь, выходя на сцену, должен немедленно вернуться и ещё раз выйти. Также как застрявший в полу каблук, указывает на удержание от выхода.
Неудачная репетиция
Многие театральные люди убеждены, что плохая генеральная репетиция — это хорошее предзнаменование для успешной премьеры. Но, это может быть и результатом подготовительной постановки, целеустремленных артистов и большой дозы адреналина.
Плохая энергетика
Примечено, что «несчастливые» пьесы несут в себе плохую энергетику, которая сказывается на суеверных приметах. Так, во многих театрах считают, что нельзя напевать песни с «Макбета», дабы не призвать злых духов.
А гоголевские или булгаковские произведения, пронизанные магией и таинством, напрямую влияют на жизнь актеров.
Цвет настроения — синий
Суеверие о том, что синий не следует носить на сцене, очень старое. Есть те, кто считает неактуальным это убеждение. Потому, что в какой-то момент синий краситель был самым дорогим из всех других.
Продюсеры, пытаясь сэкономить, начали пускать слухи о том, что в синих костюмах не повезёт. Другое суеверие призывает избегать жёлтых цветов.
Тройка свечей
Открытое пламя на сцене — это уже риск, который многие театры предпочитают избегать. Известны случаи когда театры сгорали из-за использования открытого пламени.
Суеверие гласит, что нельзя зажигать три свечи вместе. Три свечи — это мощное ритуальное действие, а человек, который ближе всего к самой короткой свече, первым умрет. Многие и сегодня верят в это, держась подальше от тройки свечей.
Уходя, включайте свет
Когда вы входите в затемненный театр, есть много потенциально опасных мест. Например, оркестровая яма, в которую можно упасть. И когда все основные огни погасли, приглушенный всегда остается включенным. Для некоторых это просто вопрос безопасности.
Но не для суеверного театрального мира, в котором это призрачный свет. Полагают, что в каждом театре есть театральные призраки, а сцена — «живое существо», которое питается чувствами, эмоциями живых и умерших актеров. Днём театр полон жизни, а ночью воспоминаний.
Многие верят, что духи там, чтобы помогать и оберегать актёров, а их выступления всегда делать аншлаговыми. В л юбом случае, будь то для безопасности или призраков, свет предотвращает несчастные случаи и не дает превратиться в свежеиспеченных театральных призраков самим.
Павлин — на сцену
Перья павлина могут быть красивыми, но, приметы остерегают актеров носить их на сцене. Суеверия вдохновлены рисунком на пере, который выглядит как злой глаз. А проклятие принесет несчастье или травму любому, кто бросит ему вызов.
Здесь свистеть запрещено
Это суеверие родилось из практичности: в старые добрые времена театра декорации вручную поднимались в воздух людьми, с помощью канатов. Работники сцены часто подавали друг другу сигналы свистами. Актер, который свистел за кулисами, мог послать случайный знак поднять или сбросить декорации, потенциально подвергая кого-то риску.
Лучший способ убедиться, что на одного театрального призрака стало больше, это вообще воздержаться от свиста. Таким образом правило стало суеверием, живущим и по сей день.
Если режиссеру, то букет с кладбища
Дарение исполнителю цветов — одна из великих традиций театра. Это способ высказать актёру любовь и благодарность. Однако дарить их перед показом — табу.
Сломай себе ногу на удачу
Суеверие не советует желать актеру «удачи», а вместо этого лучше сказать «Сломать себе ногу» и плюнуть. Хотя это может показаться странным, многие считают, что есть злобные духи сцены, которые используют свою магию, чтобы заставить противоположное случиться.
Классика зеркал
Актеры, костюмеры, декораторы и другие работники театра имеют работу непосредственно с зеркалами. Суеверный страх разбитого зеркала, приводящего к семи годам невезения — старое убеждение.
Зеркала отражают свет, который несложно разместить на сцене, не вызывая хаоса с осветительным дизайном. Зеркала могут быть невезучими в театре, по той причине, что, например, ослепят актера, который может уйти с края сцены. Т акже, смотреть в зеркало через чьё то плечо — привлечет недоброе.
Ни пуха ни пера
Многие из примет и суеверий сложились очень давно и связаны с определёнными событиями, другие логически обоснованы, а в третьи можно лишь поверить. Большинство театральных людей верят в приметы с зеркалом, с числами, считая гримерку под номером 13, приносящей неудачу. А в пятницу избегают назначать премьеры.
Существуют личные приметы у каждого актера: целовать сцену, носить свои талисманы удачи. И самое распространённое — никогда не желать удачи, а правильнее сказать — «Ни пуха ни пера».
Приметы в актерской среде
Все артисты очень суеверны, они верят в самые, казалось бы, нелепые приметы. Хорошим приметам радуются, а плохие стараются как можно быстрее нейтрализовать. Давайте немного поговорим о приметах в театре.Театр — место, где выдуманное становится реальностью, где мечты и фантазии воплощаются в жизнь и их можно увидеть и услышать. Театральные актеры — люди слегка «не от мира сего», они придают огромное значение таким вещам, как случайно рассыпавшийся грим, гвоздь на сцене, семечки и «роковые» пьесы.
Если текст упал
Гримерка под номером 13
Гримерная — это маленький дом артиста. Здесь он проводит много времени, готовясь к спектаклю, настраиваясь на роль, здесь отдыхают и даже дают интервью.
Например, всем известно, что число 13 — несчастливое, но большинство людей привыкло не обращать на это внимания. Только не артисты! Ни в одном театре не существует гримерной номер 13.Входя в гримерную, нужно обязательно переступить порог сначала левой ногой, а затем уже правой. На стенах могут висеть любые картинки и фотографии, а вот на дверь их вешать категорически запрещено.
Когда артист гримируется перед зеркалом, никто не имеет права заглядывать ему через плечо. А еще в гримерке и в других служебных помещениях строго-настрого запрещается грызть семечки. Считается, что эти действия, как и ненароком рассыпавшийся театральный грим, обязательно принесут несчастье.
Свое мыло — никому!
Ни один артист не позволит воспользоваться своим мылом коллеге, даже если тот будет очень просить. Дело не в жадности, а в том, что мыло для артиста — не просто гигиеническое средство, а нечто вроде талисмана. Дать собственное мыло другому — значит обречь себя на неудачи в театре. Тот же, кто просит мыло, может внезапно стать фаворитом и получить интересные роли.
Живые цветы — плохо, а ржавый гвоздь — хорошо
Не свисти!
Конечно, бывает, что свистеть нужно по сценарию. Тогда это позволяется. Во всех остальных случаях свист на сцене и за сценой — табу. За него могут даже уволить!
Как правильно умереть на сцене
Одной из самых опасных ролей считается Дон Гуан. Этот персонаж постоянно находится в конфронтации с высшими тайными силами. Исполнение этой роли в экранизации «Маленьких трагедий» Пушкина стоило жизни Владимиру Высоцкому.
Роль Ивана Грозного унесла жизни Николая Хмелева, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Александра Михайлова, Игоря Талькова. Николай Черкасов, также исполнявший роль жестокого тирана, попал в жуткую аварию, а режиссер его фильма Сергей Эйзенштейн скончался от инфаркта.
Интересно, что Евстигнеев играл царя – убийцу в фильме «Ермак». В течение пяти лет восемнадцать членов съемочной группы этого фильма переселились в «мир иной».
Опасной считается роль Офелии. Все ее известные исполнительницы если и не скончались через короткое время после этого, то прожили сверхтяжелую жизнь, полную болезней и лишений.
«Плохим» считается и «Макбет», причем практически все роли этого спектакля. Суеверия актеров относительно него зашли так далеко, что название спектакля вслух не произносится, роли не репетируются дома, реплики не произносятся на улице, иначе «быть беде».Самую же трагическую память о себе среди актеров оставил роман М. Булгакова « Мастер и Маргарита». Все его постановки и экранизации черными буквами внесены в историю актерского искусства.
За постановку этого произведения брались множество выдающихся режиссеров, среди которых Ролан Быков, Андрей Тарковский, Георгий Данелия, но каждый раз начиналась настоящая чертовщина. Рушились декорации, возникали пожары, прорывало трубы, члены группы умирали, падали в оркестровые ямы, со скандалом покидали театры и съемочные площадки, и все постановки заканчивались ничем. Когда же в 1994 году режиссер Юрий Кара, все-таки довел съемки до конца, фильм так и не вышел на экраны. Пока длились суды между продюсером, режиссером и наследниками Булгакова, сама отснятая лента таинственно исчезла, и ее местонахождение неизвестно до сих пор.
Первой завершенной отечественной экранизацией явился сериал Владимира Бортко, вышедший в 2005 году. Может быть, с окончанием тысячелетия проклятие немного ослабело.
Еще одна «черная» актерская примета – сниматься лежащим в гробу. Так, сын Ноны Мордюковой и Вечеслава Тихонова, молодой актер Владимир скончался после исполнения роли погибшего летчика. Его жена – Наталья Варлей в первом советском фильме ужасов «Вий» тоже снималась в гробу. Во время съемок она едва не погибла, а после них начала жестоко болеть. Лишь своевременное церковное покаяние спасло актрису от гибели, таково ее собственное мнение.
Роли, режиссеры, и экранизируемые произведения, считающиеся несчастливыми, существуют не только в России. Обилие же фильмов на мистически-оккультную тематику, заполонившее экраны, особенно в последнее время, дает все основания считать, что скоро этот список расширится.
А как у них? Приметы американских артистов
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Актерские приметы и суеверия
Одним из наиболее важных киношных ритуалов и, соответственно, примет является так называемая «тарелка», которую разбивают перед началом съемок о штатив камеры в первый день работы над новой картиной. На этой тарелке должны быть указаны фамилии всех тех людей, которые задействованы в работе над картиной (позже осколки от тарелки члены съемочной группы разбирают на сувениры). При этом обязательно нужно, чтобы тарелка эта разбилась с первого раза. В противном случае картине грозит провал. Нечто подобное, к слову сказать, существует и при спуске на воду нового корабля. Там также неразбившаяся бутылка сулит печальную участь судну.
Нужно также отметить, что выход на сцену для каждого артиста – очень ответственный и важный момент, к которому они подходят со всей серьезностью. При этом, правда, каждый артист имеет свою счастливую кулису: кто-то предпочитает выходить только справа, а кто-то исключительно слева. По всей видимости, связано это с тем, с какой именно кулисы человек вышел в день своего первого творческого успеха.
Ни в одном театре нет гримерки с номером тринадцать, потому как данное число актеры считают особо несчастливым и неудачным. Кроме того, в гримерку нужно входить обязательно только с левой ноги, иначе артиста будут преследовать неудачи. Также категорически нельзя вешать на двери различные фотографии и картинки, поскольку считается, что они отнимают энергию.
Одной из плохих примет считается рассыпавшийся на туалетном столике грим (это сулит неприятности), поэтому актеры очень тщательно следят за всеми своими коробочками и баночками. Помимо этого, актеры тщательно следят за тем, чтобы никто не заглядывал в зеркало через плечо, потому как таким образом можно лишиться не только удачи, но и здоровья.
Категорически нельзя одалживать своим коллегам мыло, ведь вместе с ним можно отдать здоровье и успешность в творческой деятельности. Выносить мыло из гримерки также нельзя.
На съемочной площадке категорически запрещено есть семечки – это обязательно приведет к провалу спектакля или фильма. Примечательно, что этому суеверию подвержены даже известные и успешные режиссеры, которым, казалось бы, бояться нечего. Так, к примеру, известный советский режиссер Георгий Данелия очень злился на Софико Чиаурели, свою двоюродную сестру и актрису, за то, что она постоянно приходила на съемочную площадку с семечками. И даже несмотря на то, что девушка отлично справилась со своей ролью, и картина «Не горюй» оказалась довольно успешной, больше режиссер ее не приглашал в свои фильмы.
Неудачу сулит и кот, который прошел по сцене. В то же время, если этот же кот совершил подобный маневр во время спектакля, то спектакль этот просто обречен на успех. С большим вниманием необходимо относиться и к декорациям, ведь считается, что использовать живые цветы нельзя, поскольку это может привести к неудачам.
Получив гонорар, актер должен очень внимательно относиться к тому, как его потратить. Если на эти деньги были приобретены украшения или одежда, то их ни в коем случае нельзя надевать до премьеры спектакля. Как правило, среди актеров и актрис нет некрасивых людей, поскольку считается, что они могут навлечь несчастья на всю труппу. В театре нельзя и свистеть, потому что это, как и в случае с квартирой, грозит отсутствием успешных премьер и спектаклей.
Очень страшными последствиями грозит и падения текста сценария на землю или пол. Поэтому актеры стараются ни при каких обстоятельствах не выпускать бумаги из рук. Но если уж случилось так, что текст все-таки упал, каждый, даже начинающий актер, знает, что на него необходимо немедленно сесть, иначе можно лишиться роли.
Запрещается актерам и смеяться на съемочной площадке. Считается, что если актерам весело, значит, зрителям будет совершенно не до смеха.
Существует и еще одна примета, которая связана с режиссерами. Никто не имеет права садиться на режиссерский стул, иначе дело может закончиться серьезными проблемами и неприятностями.
Удачным считается, если актер найдет на сцене гвоздь, а затем тайком забьет его где-нибудь за кулисами. Это сулит успешную актерскую карьеру и новые роли.
Во время репетиций актеры повторяют весь свой текст, кроме самой последней фразы. Ее они никогда не произносят вплоть до самого представления, успех или неудача которого якобы зависит от аплодисментов, которые раздадутся после этой самой последней фразы.
Если актриса получает цветы в подарок, то она может использовать их при украшении своей одежды или носить до и после представления, но никак не во время него. Вместо них используют искусственные.
Если во время гримировки актриса случайно касается помадой зуба, то это считается хорошим знаком и предвестием выгодного контракта.
Если актер или актриса заметят нитку, прилипшую к одежде, то они снимают ее, трижды проносят вокруг головы и затем прикрепляют к своему воротнику. Она предвещает заключение нового контракта.
Свистеть в гримерной строго запрещено. Если кто будет замечен в таком преступлении, то он должен выйти из гримерной, трижды повернуться вокруг себя, затем постучаться в дверь и спросить разрешения войти.
Нельзя смотреть телевизор и подниматься на сцену в уличной обуви. Кстати, скидывая ботинки, актеры смотрят, как они упали: если на подошвы рядышком – хорошо, если перевернулись – плохо.
Подстригаться перед спектаклем нельзя, даже подравниваться.
Пятница считается ужасно несчастливым днем для любого рода премьер.
Косоглазая девушка в кордебалете приносит беду всей постановке. Но эта опасность невелика, поскольку косоглазых не принимают даже в кордебалет.
Считается также, что если обувь актера скрипит, когда он впервые выходит на сцену в какой-нибудь роли, то в этой роли его ждет удача.
Желтый цвет считается в театре несчастливым.
Вне театра актер свято верит в приметы: стоит ему ошибиться дверью, когда он идет на встречу с антрепренером или администратором, и он уже ждет неудачи в своих поисках роли.
Перед выходом на сцену актеру говорят: «Ни пуха, ни пера». Он должен ответить: «К черту». Если же ему говорят: «Ну, удачи тебе!», то он должен плюнуть три раза через левое плечо. Как правило, друг другу актеры желают перед выходом: «Чтоб тебе провалиться!»