приметы кто родился на благовещение
Что можно и чего нельзя делать на Благовещенье: приметы
В преддверии главного христианского праздника нужно успеть сделать много дел: изготовить подарки к Пасхе своими руками, и успеть украсить дом, а еще — достойно встретить праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы. С ним связано довольно много интересных примет.
Приметы в Благовещенье объясняют, что можно и чего нельзя делать в этот день. Конечно, в основном они связаны с народными поверьями, представлениями и обычаями.
Ведь основной смысл праздника в том, что согласно преданию, именно в этот день архангел Гавриил возвестил Марии о том, что скоро у нее родится Христос. Однако народные верования гармонично живут с церковной традицией уже не одно столетие.
Вот почему и сегодня многие люди, а особенно дамы (ведь Мария, очевидно, покровительствует в первую очередь именно прекрасной половине) считают, что Благовещение – это особый день, имеющий свою неповторимую атмосферу. И как показывает опыт, это мнение не лишено своей правды.
О том, что можно и нельзя делать в этот праздник, а также какие есть интересные приметы на Благовещение, расскажем прямо сейчас.
Приметы в Благовещенье: что можно делать
Существует несколько интересных примет, ритуалов, народных обрядов и обычаев, которые показывают, что нужно и можно делать на Благовещение.
Для женщин, на любовь и замужество
Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честные дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих:
от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами,
и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его;
Тем же блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих,
еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго;
но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков.
Кто на Благовещенье с утра до ночи назовет мужа сорок раз «милый», весь год у мужа любимой будет.
На удачу и богатство
Как народ в храм в святой праздник идет, так и покупатели бы ко мне шли.
На здоровье
Как приготовить благовещенскую соль
Никто не будет спорить с тем, что здоровье – это самое главное, а без него и жизнь не в радость. Например, можно провести такой ритуал для оберега дома и здоровья на Благовещение с солью. Предлагаем несколько вариантов, как можно сделать благовещенскую соль:
Что нельзя делать в Благовещение
В народе всегда существовал свой неписанный кодекс поведения, причем для каждого праздника существовала как бы своя глава. Например, до Пасхи все постятся, на Пасху красят яйца и пекут куличи. Разумеется, в дни церковных праздников все старались вести себя особенно благочинно и не расстраиваться по пустякам.
А что же нельзя делать в Благовещение Пресвятой Богородицы?
В Благовещенье девка косу не плетет, а птица – гнезда не вьет.
Исходя из этого можно сказать, что лучше вообще не конфликтовать с людьми, не пытаться выяснять их позицию по той теме, где между вами заведомо могут возникнуть серьезные противоречия. Отложим земные дела на будни, а сегодня праздник – будем помнить об этом.
Нередко праздник Благовещения выпадает на Великий пост, предшествующий Пасхе. Тогда обычные ограничения в еде сохраняются, но в то же время допускаются и определенные послабления при выборе блюд.
Так, верующим можно вкушать печеную рыбу, приготовленную с различными овощами. Однако если это торжество выпадает на любой день Страстной недели, пост соблюдается самый строгий – можно употреблять только растительную пищу с растительным же маслом.
На Благовещенье можно вкушать печеную рыбу с овощами
Что можно делать на Благовещенье и чего нельзя делать в этот день: комментарий церкви
Разумеется, у каждого народа есть собственные богатые культурные традиции, которые существуют с незапамятных времен. А к тому же есть и церковные каноны, которые в чем-то могут совпадать с народными, а в чем-то – и отличаться.
Как правило, в христианской традиции нет конкретного списка вещей, какие можно и какие нельзя делать на праздник, в том числе и Благовещение. Конечно, каждый человек интуитивно понимает, что в такие дни лучше уделить внимание каким-то сокровенным мыслям, побывать в церкви, да и просто насладиться необычной атмосферой.
Вот почему и православные священники говорят о том, что каких-то строгих запретов на Благовещение нет, каждый может поступать по своему сердцу и в соответствии с реальной необходимостью. Выпал рабочий день – будем работать. Понадобилось срочно отправиться по делам – конечно, съездим, если ситуация неотложная.
Ну а в обычном случае просто насладимся праздником и окунемся в его атмосферу.
Благовещенье: приметы погоды
И конечно, определенные знаки может давать погода. Она влияет на наше настроение, в каком-то смысле определяет ритм дня. Поэтому наши предки очень внимательно следили за небом в течение всего года. А во время праздничных дат – особенно.
Вот какие погодные приметы на Благовещение они составили:
Как видно, в нашей истории сохранилось довольно много примет на Благовещенье. Конечно, народные приметы и наблюдения касались не только погоды, но и жизни человека.
Каким приметам верить, а каким – нет, каждый человек решает сам. Главное — чтобы Благовещение Пресвятой Богородицы принесло в ваш дом радость.
В целом же считалось: какой будет атмосфера Благовещения, такой же она будет и на Пасху. Народная мудрость гласит об этом так:
Как Благовещенье проведешь — так и жить будешь целый год. Если в этот день будешь здоров, сыт, одет и с деньгами, то всё это не переведется в течение года.
К слову сказать, иногда Благовещенье и Пасха совпадают, и тогда христиане отмечают сразу два праздника. Называется это событие Кириопасха. Но вот происходит оно весьма редко – последний раз было в 1991 году, а в 21 веке наступит лишь однажды – в далеком 2075 году.
Обычаи и приметы на Благовещение Пресвятой Богородицы
Православное Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля. История Благовеста подробно описана в Библии.
Девушка по имени Мария, которая родилась в Древнем Назарете, была отдана в Иерусалимский храм на воспитание. Она была послушна и смиренна, своим кротким нравом заслужив глубокое доверие и уважение священнослужителей. Когда закончился срок послушания, родители Марии решили обручить дочь с благочестивым и религиозным парнем по имени Иосиф. Мужчина был плотником.
Через некоторое время перед женщиной появился архангел Гавриил и принес благую весть Деве Марии о том, что ей предназначено стать Матерью Иисуса Христа. Небесный посланник сказал, что Бог выбрал именно ее, поскольку она была чиста и невинна, как утренняя роса. Сначала Мария испугалась, но все же взяла на себя величайшую роль и полностью доверилась Господу Всевышнему.
Хорошей приметой в этот день считается выпускание птиц на волю. Этот обычай символизирует свободу, которую Господь даровал всему миру.
Погодные приметы на Благовещение:
Традиции и ритуалы на финансовое благополучие и на удачу:
Девушки, выходя на улицу 7 апреля, смотрели, какие птицы встречаются им чаще всего:
Заговор для незамужних девушек предполагает выполнение следующих действий:
Этот заговор на замужество нужно повторить троекратно. Нельзя никому рассказывать об этом ритуале, чтобы архангел Гавриил смог исполнить просьбу.
Заговор для женщин, которые долгое время не могут зачать ребенка: «Добываю я себе помощника. Ручкам чтобы толстеть, телу чтобы ядренеть, чтобы стучать ножками и дитя чтобы зачать. Как в небе месяц ясный прибывает да растет, так и плод во чреве рабы Божьей (имя) возрастает, зачинается. Во Имя Господа Отца и Сына его. Аминь.»
Этот обряд следует читать после захода солнца в течение 40 дней после Благовещения. Перед прочтением этого заговора нужно взять веревку и каждый раз завязывать на ней узел. В итоге на веревке должно образоваться 40 узлов. Зачатие произойдет вскоре после завершения обряда на беременность.
Тем, кто родился 7 апреля, Бог ниспослал свое Благословение: такие люди талантливы и везучи во всех сферах жизни. На Благовещение, по народным поверьям, умирают только хорошие люди, которые сразу же попадают в рай.
В день Благовещения нельзя начинать новые дела, иначе новые начинания закончатся полным провалом.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Новости
—Ссылки
—
—Поиск по дневнику
—Статистика
Приметы на Благовещение
В народе получило название «третьей встречи весны» (после Сретения и Сорока Мучеников). Считается, что весна в этот день окончательно поборола зиму, Бог благословляет землю и открывает ее для сева. По народным представлениям, только после Благовещения можно было начинать полевые работы. Раньше же беспокоить «землю считалось большим грехом.
Приметы на Благовещение.
— В Благовещенье не следует ходить в парикмахерскую, а также не рекомендуется делать что-либо с волосами и даже причесываться, «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет
— Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь
— На какой день недели приходится Благовещение, в тот круглый год никакого нового дела не начинать. Например, если Благовещение пришлось на пятницу, то дела не начинают ни в одну пятницу в течение всего года
Под дымом не сидят, т. е. не готовят горячего и печи не топят.
В какой день недели Благовещенье, в тот во весь год никакого дела не начинать.
Под Благовещенский вечер наши поселяне приходят в подвалы с кочаном капусты и кладут на землю скрытно от всех. Этот кочан должен быть первый, сорванный осенью с гряды. На другой день, возвращаясь от обедни, рассматривают кочан. Говорят, что будто счастливцы находят в нем семена, от которых родившуюся капусту никакой мороз не убивает.
С сего вечера молодые поселяне переселяются с новыми постелями в холодные клети; в избах остаются старики, больные и дети.
Пожилые женщины находят нужным в этот день пережигать соль в печи. Эта соль, по их мнению, оказывает чудеса в разных болезнях. С этою солью они из хлебного теста пекут бяшки, небольшие булки, назначаемые ими для излечения скота.
«На Благовещение солнечный день пшеница уродится; если звезд мало на небе, то яиц мало будет.Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.
По писанию в этот день (7 апреля по н.с.) Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя Мира.
Много традиций и обычаев существовало на Благовещенье!
Благовещенье все встречают с радостью, ликует и природа.
Говорят, что Солнце 3 раза в году играет на Рождество, Благовещенье и Пасху.
По поверью Благовещенье отмечают даже ангелы на небесах, а грешников в аду перестают мучить.
В этот день принято не затевать работы, запрещен был любой труд. Даже девица на Благовещенье кос не заплетала. Кукушка без гнезда осталась, т.к. пыталась его на Благовещенье свить.
В народе считалось, как проведешь Благовещенье, так и весь год пройдет.
По традиции Благовещенье считается днем открытия земли, пробуждения природы от зимнего сна.
Поэтому принято было совершать очистительные обряды: прыгали через костер, сжигали соломенные постели, умывались талой водой, чтобы снять все хвори, окуривали зимнюю одежду.
Существовал обычай ставить в кадку с водой икону Благовещенья и молить ее об урожае. А кусочки Благовещенской просфоры зарывали по углам поля и брали с собой на сев.
Вода, освещенная на Благовещенье, могла поднять на ноги больного, считалась исцеляющей.
В некоторых местах на Благовещенье отпускали на волю птиц.
В Благовещенье лучше не уделять особого внимания прическе, будет лезть волос.
Сказано:
«птица гнезда не вьет, девица косы не плетет.»
7 апреля (25 марта ст.ст.). Благовещение; праздник, посвященный дню Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
В христианских религиозно-мифологических представлениях праздник Благовещения Пресвятой Богородицы воспринимался как «начальный момент истории очеловечивания бога, т.е. земной жизни Иисуса Христа»; он был одним из великих двунадесятых праздников и посвящался дню, когда архангел Гавриил известил деву Марию о будущем рождении Христа.
Согласно евангельскому повествованию (Лук.1, 26-38), аргангел Гавриил, посланный Богом к деве Марии в Назарет (где Мария вела девственную жизнь в доме Иосифа Обручника), сообщил ей, что у нее родится сын Иисус, и это будет мессия и сын божий: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Услышав это, Мария спросила ангела, как исполнение этого совместимо с соблюдением избранного ею девственного образа жизни; Гавриил разъяснил ей, что младенец будет чудесно зачат «по действию духа святого» без разрушения девственности матери, и тогда Мария ответила смиренным согласием: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Ма-рия сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».
В евангельском тексте не сказано прямо, но предполагается, что миг, когда Мария выразила свое согласие, и был мигом девственного (непорочного) зачатия: как при сотворении мира слово Бога «да будет» привело к созданию бытия, так и ее слово «да будет» низвело Бога в мир. В церковной традиции послушание Марии, ее приятие воли Господа, противо-поставлялся непослушанию Адама и Евы, результатом которого стало грехопадение человечества. Дева Мария как «новая Ева» искупила грех «первой Евы» и начала «возвратный путь к утраченной жизни в единении с Богом»; поэтому Благовещение и явилось для христиан «суммирующим предвосхищением» спасения людей.
С Благовещения начинали петь песни-веснянки; в Болгарии и Сербии их исполняли лазарки, ходившие по дворам. Русские Пензенской губ. раскладывали на Благовещение пироги на новых холстах и оставляли на ночь со словами: «Вот тебе, матушка Весна»; а в Тульской губ. молодежь устраивала в этот день танцы и игрища, во время которых закликала вес-ну: «Весна-красна! На чем пришла?:» и т.д. В Саратовской губ. рано утром на Благовещение обращались к солнцу: «Солнышко, ведрушко! Просвети-ка, прогляни: твои дети на повети есть хочут, пить просют». На Украине, в Белорусии и в Польше на Благове-щение «встречали аистов», несущих с собой весну, для чего пекли особые лепешки в виде лап аиста (галепы, бусневы лапы), которые дети потом выносили во двор, подбрасывали вверх и кликали аиста, призывая его попробовать угощение и прося послать хороший уро-жай; потом лепешки либо съедали сами, либо подбрасывали в гнезда аистам, полагая, что это принесет дому благополучие.
Так как Благовещение считалось днем пробуждения пчел, ряд обрядов этого праздника был тесно связан с этими насекомыми. Например, сербы на Благовещение ходили к пчелам с ключом от дверей, с плужной или колесной чекой и выпускали пчел из летка, смазанного медом. Украинцы на Харьковщине вкладывали в леток череп благовещенской щуки так, что-бы пчелы выползали наружу между щучьими зубами; считалось, что тогда пчелы «не дадут себя в обиду». В Закарпатье хозяин не выходил на Благовещение из дома, чтобы пчелы не покинули ульи; а в польском Поморье пчел в этот праздник освящали. Болгары и сербы на Благовещение окуривали ульи дымом от тлеющих тряпок и навоза, чтобы к пчелам не забра-лись змеи или мыши. У восточных славян (украинцев, белорусов, русских) пчеловоды под-кармливали пчел просфорным порошком, смешанным с медом, и при этом молились, чтобы «повелел Господь пчелам начать святые меды, желтые и белые, и частые рои в пожитке и миру христианскому в удовольствие».
Вообще, праздник Благовещения в народном сознании повсеместно связывался в первую очередь с будущим урожаем, так как, по народному убеждению, именно на Благовещение земля «пробуждается» от зимнего сна. Прикасаться к земле, «беспокоить землю» до этого праздника считалось в народе большим грехом и строго воспрещалось, а нарушение за-прета, по поверью, грозило засухой, градом, неурожаем и прочими бедами. На Благовещение же, по словам крестьян, «сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние» ; в этот день, согласно одной из народных легенд, архангел Гавриил водит соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая Богородица пригоршнями разбрасывает из золотой кошницы жито, моля Господа о благословении будущего урожая. Потому и принято было некогда в малорусских губерниях на Благовещение ставить образ «праздника» в кадку с яро-вым зерном, предназначенным для посева, и молиться перед ним: «Мать Божия! Гавриил-Архангел! Благовестите, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей!»
Так, например, у восточных и южных славян на Благовещение крестьяне били в металлическую посуду или в заслонки и пр., звонили в колокольчики и колокола, кричали и стре-ляли из ружей, щелкали кнутами и т.д., полагая, что это защитит скот во время летнего выпаса от волков, и вообще отгонит диких зверей подальше от села. Подобные ритуалы могли быть как общественными (преимущественно у восточных славян), так и индивидуальными: у гуцулов, например, каждый хозяин трижды обегал нагишом вокруг своей хаты, звоня в коло-кольчик и приговаривая: «Как далеко слышен этот звон, так далеко чтобы волк держался от моей скотины».
В некоторых случаях змей старались не изгнать, а задобрить: например, в некоторых районах Македонии на Благовещение специально готовили змеям что-нибудь сладкое («благо»), чтобы змеи были «добрыми» («благими») и не кусались. Помимо этого, повсюду у славян к празднику Благовещения приурочивались определенные запреты, соблюдавшиеся для защиты от змей: например, запрещалось в этот праздник упоминать змей и ящериц (Болгария), выходить в сад или вносить в дом зелень (особенно зеленый лук), протягивать веревки или волочить что-либо по земле (Сербия), шить новую обувь (вос. Сербия), продевать нитку в иголку (Босния), вообще брать в руки иглу и веретено (Полесье) или даже смотреть на ве-ретено, пряжу и пр. (Пензенская обл.), ходить с палкой или вносить в дом дрова (Карпаты), отдавать что-либо из дома (Волынская обл.) и т.д. Собственно, и сам запрет на любую работу в Благовещение соблюдался в том числе и для защиты от змей и волков.
Для защиты от различных вредных насекомых витебские крестьяне на Благовещение старались во время умывания не пролить на пол ни капли воды и не уронить ни крошки во время праздничной трапезы; кроме того, в тех же местах для защиты от блох кто-нибудь из домашних рано утром, сняв с себя рубаху, втайне от всех мел хату, выносил мусор и, захва-тив с собой снега и льда, разбрасывал их по полу, а потом опять надевал рубаху и ложался спать. В Закарпаться на Благовещение также мели избу для защиты от блох, а затем ломали и выбрасывали метлу. В некоторых районах Сербии запрещалось на Благовещение убивать блох и вшей, а женщины не выливали из дома на двор ни капли воды, чтобы мухи не досаж-дали скоту. Русские Забайкалья для защиты от блох сжигали в подполе тряпку. В Боснии и зап. Сербии на Благовещение подметали дом и двор, собирали мусор и поджигали его перед домом (для защиты от блох и пр.) или под плодовыми деревьями (для защиты от гусениц), а также прыгали через огонь (чтобы защитить себя на все лето от всяких вредных насекомых). В Полесье мусор, собранный на Благовещение, также сжигали на дороге или на меже для защиты от насекомых и змей; но там для этого обычая существовало еще и другое объясне-ние: считалось, что мусор, выметенный на Благовещение и выброшенный в поле или огород, вызывает буйный рост сорняков, и его жгли во избежание «порчи», либо вообще запрещали в праздник мести жилище и выбрасывать мусор.
Видное место в благовещенской обрядности занимали также обряды, которые должны были защитить людей и их окружение от нечистой силы, особенно опасной в это время. Так, например, у русских, белорусов, сербов, болгар и пр. существовал обычай отпугивать нечистых духов на Благовещение выстрелами, битьем в печные заслонки, криком и шумом, коло-кольным звоном и т.д.
Многие ритуалы Благовещения посвящались распознаванию и обезвреживанию ведьм (босорок, вештиц и пр.). Так, например, для защиты от ведьм украинцы на Благовещение обводили топором или косой по земле вокруг хаты круг, «чтобы ведьма не приступила». В Закарпатье, чтобы воспрепятствовать «босурканям», крадущим молоко у коров, в ночь на Бла-говещение клали на ворота дерн и рисовали кресты на дверях, а также старались в день праздника не отдавать из дома никаких вещей, «чтобы босорка не отняла у коровы молоко». Украинцы Закарпатья на Благовещение прогоняли скот через воду и протягивали по земле от дома хворостину, чтобы «вiдтянути всяку нечисту силу вiд себе». Словаки Закарпатья счита-ли, что на Благовещение ведьмы (босоркани) собирают росу в решето, отбирая таким образом молоко у коров; поэтому их старались прогнать, пугая ритуальным шумом, колокольным звоном и пр. Сербы вост. Герцеговины для защиты от ведьм-вештиц обходили дома с за-жженными свечами слева направо и сыпали просо. На Волыни в Благовещение обметали и обкашивали косой дом, а также караулили в хлевах, и если обнаруживали рядом со скотом жабу или другое животное, то калечили его, полагая, что это ведьма пришла отбирать у ко-ров молоко. Гуцулы считали, что на Благовещение «чередiнницi» (ведьмы) заходят в загоны к скоту и пытаются отобрать у коров манну (жирность) или молоко, поэтому, оберегая жи-вотных, люди обходили с огнем дома и хозяйственные постройки. Русские для защиты от ведьм на Благовещение разжигали ритуальные костры из старых вещей (прошлогодних со-ломенных постелей, ветхих лаптей, старых тряпок и пр.), «пугая» таким образом ведьм, и прыгали через огонь, полагая, что это на весь год защитит от недугов, сглаза, разного рода несчастий и пр., а также окуривали дымом костров одежду, проводили между кострами скот (для защиты от порчи и эпидемий и для появления здорового приплода), переносили через огонь некоторые вещи (для предохранения их от сглаза) и даже окуривали огнем углы изб (для защиты жилья от всякой скверны, нечистых духов и разных бед).
Во всех подобных «огненных» обрядах выражалась вера в очистительную и целебную силу огня, символа живительного солнца, свойственная всем древним языческим религиям и, в частности, религии древних славян. Приурочивались эти обряды к празднику Благовеще-ния потому, что этот день издревле считался началом весны (весеннее равноденствие около 25 марта) и преобладания дня над ночью, началом времени пробуждения всеоживляющего солнца, источника теплоты и света, необходимых для жизни; и недаром этот день считался в народе одним из величайших праздников года. В языческие времена около этого дня празд-новались комоедицы, «медвежьи праздники», языческая масленица. Эти весен-ние празднен-ства должны были быть прикреплены к солнеч-ной фазе; и только христианский великий пост, начало которого падало то на февраль, то на март, оттеснил масленицу за пределы ее исконного места в календаре.
Очевидно, в древности комоедицы, «медвежьи праздники», были связаны с культом Велеса, «звериного бога», в глубокой древности выступавшего в медвежьем обличье. В последние годы язычества у славян Велес имел очень много функций: он считался богом богатства и торговли, охоты и земледелия, скотоводства и всяческого благополучия. Его культ был широко распространен у славян, и посвященные ему праздники отмечались широко и разгульно; и приурочивание ко дню весеннего равноденствия христианского праздника Бла-говещения как раз и имело целью перекрыть древнее языческое празднество и уничтожить языческие «богопротивные» обряды и суеверия, такие, как «бесовские пляски», ряжение и т.п. Но обряды и обычаи сохранились, пусть и не в исконном виде; и поэтому церковь не могла не осуждать их. Так, например, уже в Кормчей 1282 г. содержался запрет против тех людей, которые в день Благовещения «пред храмины своими, или враты домов своих, пожар (т.е. костер) запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю».
К этому празднику аиста обычно прилетали из теплых краев и начинали вить гнезда. Существовало поверье, что на Благовещение открывалась земля и из нее выползали змеи, ужи и другие пресмыкающиеся.
Пасечники этот день выставляют на двор ульи.
Благовещенскую просфору, как и Богоявленскую и Сретенской воду, хранили за образами.
Существует поверье: какая погода на Благовещение, такая и на Пасху.
Украинский народ особенно чтит праздник Благовещения и строго запрещает всякую работу в тот день: по его мнению даже птица на Благовещение празднует, гнезда не делает (Номис, 418). На Благовещение, говорили, достаточно только коснуться которого семян, или зерна, чтобы оно сейчас же потеряло свою лестничную силу и никогда не заплидниться. Нельзя, говорили, также подкладывать тот день и яйца под курицу, потому сделаются болтунами, или вылупятся из них калеки.
Кроме того для украинского крестьянина за народнею символикой, Благовещение предвещает, и поэтому с ним вяжется много примет: какова погода на Благовещение, такова и на Пасху будет. Если на Благовещение дождь идет, то хорошо уродится рожь. Если на Благовещение уже сидят аисты на яйцах, весна будет теплая и т. далее.
Благовещение (7 апреля). Традиционно это самый весенний праздник. Крестьяне с особым уважением относились к нему, поскольку считали, что «Бог в этот день благословляет все растения», а затем большим грехом было браться за любую работу, Особенно предостерегали беременных женщин, а как работать, то непременно отрежут ножку своему ребенку. Существует поверье, что на Благовещение даже птица не вьет гнезда. По легенде, кукушка поэтому не имеет своего гнезда и подбрасывает яйца в другие, «когда на праздник вилы гнездо, и Бог ей отобрал память».
С Благовещением связано и другое поверье: в этот день аист обязательно должен снести хотя бы одно яйцо. Однако для домашних животных и птицы праздник не приносило особой радости. Хозяева старались не брать яиц из куриных гнезд, ибо если прикоснуться к ним рукой, то вроде вилуплюватимуться цыплята с двумя головами. Более того, если корова или овца приносили приплод на Благовещение, то некоторые крестьяне сразу же резали его, «ибо из таких добра не ждать».
Большим грехом считалось на Благовещение занимать огонь.
Девушки старались до рассвета расплести волосы, обойти вокруг дома и трижды замести в доме пол. Мусора вместе с веником относили к реке. Набрав там в ведерко воды, скроплювалы ней то место, где должны сажать капусту, потому что она потом не слизнитиме. Кстати, на Слобожанщине в этот день старались обязательно высадить капустную рассаду.
Особые надежды с этим праздником связывали пасечники. Некоторые бросал в мед просвиру и подкармливал насекомых, чтобы «зубастыми были». Другие к медовой сити добавляли красного перца и давали пчелам, чтобы здоровыми были. Наиболее суеверные ставили на летки «волчьи пасти» («пчела, которая пролезет сквозь нее, сумеет одгризтися от чужих») или расстилали перед ульем красную ткань («пусть насекомые злятся на обидчиков»).
Некоторые обряды связаны также с домашними животными. Чтобы коровы давали много молока, вечером, накануне Благовещения, наполняли ведра и подойники водой; убезпечувались от ведьм, засевая маком-самосием хлева; сжигали старые лапти или шляпы, а пепел давали тем животным, которые трудно привыкали к пастбищ. Кроме того, в этот день старались не впускать в свои дома чужих женщин и девушек, «чтобы беды не принесли».
Пословицы, связанные с этим праздником, утверждают: «На Благовещение весна зиму окончательно преодолела» или «Благослови зиму разрушает», а потому внимательно следили за погодой.