прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

Таганка: тюрьма и песня. История. ч. II. Песня

Часть 2. Песня «Таганка». Время создания

Теперь обратимся к истории песни.
Начнем с попытки определить время ее возникновения. Будем опираться на слова самой песни и сведения, приведенные в первой части.

ТАГАНКА

Цыганка с картами, дорога дальняя,
Дорога дальняя, казенный дом.
Быть может старая тюрьма центральная,
Меня, парнишечку, по новой ждет.

[Припев:]
Таганка, все ночи полные огня,
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Цыганка с картами, глаза упрямые,
Монисто древнее да нитка бус.
Хотел судьбу пытать с бубновой дамою,
Да снова выпал мне пиковый туз!

Я знаю, милая, и без гадания,
Дороги разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания,
И слезы горькие моей родни.

Моя ты милая, моя любимая,
Как тяжело на свете жить.
Куда не гляну я – кругом решеточки,
И как-то медленно проходят дни.

Прекрасно знаю и без гадания,
Решетки толстые мне суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания,
И слезы горькие моей родни.

Прощай, любимая, больше не встретимся.
Меня, несчастного, устанешь ждать.
Умру в Таганке я, умру, тебя любя,
Твоих красивых глаз мне не видать.

Зачем же ты, моя судьба несчастная,
Опять ведешь меня дорогой слез?
Колючка ржавая, решетка частая,
Вагон столыпинский да стук колес.

Прощай же, милая, прощай, желанная
Ступай, любимая, своей тропой.
И пусть останется глубокой тайною,
Что и у нас была любовь с тобой.

Некоторые исследователи считают, что песня возникла еще до революции, ссылаются при этом на упоминание в тексте туза. Да, действительно, на спине арестанта-каторжника имелась квадратная нашивка, которая именовалась бубновым тузом. Была она желтого цвета. Но! Во-первых, Таганка не была пересылкой, она была губернской тюрьмой. В ней сидели, отбывали наказание уголовники, а не ожидали этапа каторжники. «Туз» же нашивался только на одежду каторжника Во-вторых, в тексте упоминается пиковый туз, хотя и бубновый ложится в рифму. Но пиковый туз – как символ черного невезения, неудачи более уместен. Вариантов у песни много, но все они появились после возникновения самой песни. Во всех случаях упоминание туза не свидетельствует о появлении песни до революции.
Некоторые считают, что указанием на дореволюционное происхождение песни служит упоминание «столыпинского» вагона. Да, при Столыпине появились специальные вагоны для крестьян-переселенцев. Вот что пишет о них А.И. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ»:

«История вагона такова. Он, действительно, пошел, по рельсам впервые при Столыпине: он был сконструирован в 1908 году, но — для переселенцев в восточные части страны, когда развилось сильное переселенческое движение и не хватало подвижного состава. Этот тип вагонов был ниже обычного пассажирского, но много выше товарного, он имел подсобные помещения для утвари или птицы (нынешние «половинные» купе, карцеры) — но он, разумеется, не имел никаких решеток, ни внутри, ни на окнах. Решетки поставила изобретательная мысль, и я склоняюсь, что большевистская. А называться досталось вагону — столыпинским. «

Часть 3. Музыка «Таганки»

Перейдем к вопросу об авторстве музыки, мелодии песни.
Давайте послушаем запись.

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

Прозвучало танго «Тамара» (Tamara) польского композитора Зигмунта Левандовского (Zygmunt Lewandowski), слова Збигнева Мацейовского (Zbigniew Maciejowsky) в исполнении популярного польского певца 30-х годов Адама Астона (Adam Aston, настоящее имя Адольф Левинсон). Танго было написано Левандовским для ревю «Весна и любовь» («Wiosna i miłość») в варшавском театре «Голливуд», в котором Левандовский был музыкальным руководителем. В 1933 г. песня была записана на пластинку фирмой «Сирена-Электро» в исполнении Адама Астона, оркестра Сирена-Рекорд, п/y Хенрика Варса.
Вот все они – авторы танго «Тамара” – композитор Зигмунт Левандовский, поэт (он тоже был композитором, но в «Тамаре» ему принадлежат только слова) Збигнев Мацейовский, и исполнитель Адам Адамс.

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

Танго «Тамаро» не было известно в СССР, оно не выпускалось на пластинках, не переводился его текст.
Другой ролик, который можно найти на Youtube, тоже посвящен Тамаре, сопровождается пением современного польского дуэта Bogusia i Janek (Duet BoJan).

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

Текст этой песни мне записала и перевела моя хорошая подруга Szarmanka, сам пост родился в результате нашего общения, обсуждения старого польского танго.

Зелёные глаза твои меня обворожили,
Очаровал их тёплый блеск,
Когда увидел их в тот первый раз,
Когда на несчастье мое
Твое нежное, красивое пение
Очаровало мое сердце.

Тамара, я за тобой тянусь как тень,
Тамара, я служил тебе как верный пес,
Тамара из-за тебя я не имею ничего
И через закрытые двери я слушаю твои песни.
Тамара не пускают меня туда, где ты
Потому что кроме рвани на моей спине и плечах
Я не имею уже ничего.

Сегодня с другим ты проводишь дни и ночи
Я же на улице сплю под твоим окном.
А с утра, когда ты шампанским приветствуешь новый день,
Я горький тост пью из своих собственных слез.
Тамара, выйди на балкон
И как когда-то погляди в мои глаза в последний раз.

Авторы текста и аранжировки мне не известны. Текст, как видим, «осовременен». Ну а что может сделать с мелодией аранжировщик, мы видели на примере аранжировки Цфасмана «Утомленного солнца».
В новой песне исчезла цыганская тема. А ведь танго «Тамара» называли «Цыганским танго».
Есть нотный лист «Таганки».

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

С учетом всего сказанного, прослушанного и прсмотренного мы можем с полной уверенностью утверждать: композитором, написавшем музыку «Таганки», был польский композитор

Ниже показан текст двух куплетов (без первого) танго «Тамара».

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

Парнишка (разг.). Мальчик, подросток. II уменьш. Парнишечка

Но парнишечка «Таганки» не мальчик. Среди эпитетов, которыми он наделяет свою любимумю, уж и вовсе не детское: «желанная».
И это дает нам еще одно указание на то, кем мог быть автор текста. Учтем, что исходной мелодией стало польское танго польского композитора. Автор текста был, похоже, хорошо знаком с польской эстрадной музыкой, любил ее. Он был, скорее всего, поляком! Именно в этим словечке «парнишечка» отчетливо слышу польский акцент.
Как мог поляк угодить в Таганку?
Вспомним, при разделе Польши по советско-германскому пакту, более 200 тысяч польских военнослужащих всех званий, в том числе около 10 тысяч офицеров были объявлены военнопленными.
По решению Политбюро ВКП(б) все польские военнопленные переданы органам НКВД, во главе которых стоял Лаврентий Берия. Это не соответствовало Гаагской и Женевской конвенциям (военнопленными должны были заниматься армейские). Их размещали в нескольких лагерях. Не буду останавливаться на подробностях, вопрос болезненный и к теме не имеет отношения. Не исключаю, что один из польских офицеров, образованный, интеллигентный, угодил в Таганку, пришлось ему прокатиться в «столыпинском» вагоне из спецлагеря до Москвы, поближе к верхушке НКВД. Возможно, он сидел в одной камере с русскими, которые подхватили неизвестную напевную мелодию, помогли подобрать слова. Позже, не исключено, поляка выпустили, он ушел с армией Андерса.
Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать об авторе текста.

Источник

Прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

ТАГАНКА

Цыганка с картами, дорога дальняя,
Дорога дальняя, казенный дом.
Быть может, старая тюрьма Центральная
Меня, мальчишечку, по новой ждет.

Таганка, все ночи, полные огня.
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант
В твоих стенах.

Я знаю, милая, и без гадания:
Дороги разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие моей родни.

В нашу гавань заходили корабли. Пермь, «Книга», 1996.

«Послышалась хорошая песня. Я ее и раньше знал, но здесь, в столыпине, под перестук колес, она особенно впечатляла.

Быть может, старая
Тюрьма центральная
Меня, мальчишечку,
По новой ждет.

Отлично знаю я
И без гадания:
Решетки толстыя
Мне суждены.
Опять по пятницам
Пойдут свидания
И слезы горькие
Моей жены.

Все было у нас, как в старинной песне. Не было только свиданий. Да и жен не было».

В 1970-е годы композитор Евгений Птичкин заимствовал мотив «Таганки» для песенки «Ромашки спрятались, поникли лютики» на стихи Игоря Шаферана. Неизвестно, сознательно он это сделал или непроизвольно, но скорее всего, сознательно, так как от авторов требовалось написать демонстративно «попсовую» песню: Шаферану пришлось сочинять текст три раза, и только третий оказался достаточно «тупым».

ТАГАНКА

Глава из сборника Фимы Жиганца «Блатная лирика», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 («Таганка» с нотами, «Лубянка» и «Централка»).

Блатная классика, которая передаётся из поколения в поколение арестантов. Таганка была расположена в Пролетарском районе Москвы. Четырёхэтажное здание в начале 60-х было разрушено, о чём в одной из своих песен пел Владимир Высоцкий:

Разломали старую Таганку —
Подчистую и ко всем чертям.

Песня о Таганке — не первое известное произведение, посвящённое этой мрачной тюрьме. Известный советский юрист Борис Утевский вспоминал в своих мемуарах: «Таганский исправдом, или «Таганка», как его по традиции продолжали называть, была одной из старых царских тюрем. Было в ней что-то особенно мрачное, тяжёлое и давящее даже на тех, кто входил в её ворота не в качестве заключённого, а по делам службы. Когда я побывал в ней в первый раз, мне вспомнилось стихотворение неведомого поэта, заключённого в Таганке во времена царизма:

Так вот она, Таганская тюрьма,
Отверженных угрюмая обитель!
Кто, кто воздвиг тебя? Живой строитель?
Иль породила ненависть и тьма?

Ты мучила глашатаев ума,
Которых гнал трусливенький правитель,
Бандит и вор — излюбленный твой житель,
И ты воспитываешь их сама!

Ты обесценилась во дни террора,
Утратив обаяние позора,
И запертые в каменный конверт
Устраивают праздничный концерт.

Но страшен мне осенними ночами
Веселый гроб с живыми мертвецами. »

Но этот сонет, слишком «правильный» и «литературный», не прижился в памяти арестантского народа, А вот надрывная «Таганка» — прижилась.

В настоящем сборнике приводится самый полный и точный вариант песни.

***
Цыганка с картами, дорога дальняя,
Дорога дальняя, казённый дом;
Быть может, старая тюрьма центральная
Меня, парнишечку, по-новой ждёт.

Таганка,
Все ночи, полные огня, (1)
Таганка,
Зачем сгубила ты меня?
Таганка,
Я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант
В твоих стенах!

А впрочем, знаю я и без гадания:
Решётки толстые мне суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания
И слёзы горькие моей жены.

Зачем же ты, судьба моя несчастная,
Опять ведёшь меня дорогой слёз?
Колючка ржавая, решётка частая,
Вагон столыпинский да стук колёс.

Цыганка с картами, глаза упрямые,
Монисто древнее да нитка бус;
Хотел судьбу пытать с червонной дамою,
Да снова выпал мне бубновый туз!

Две последние строки повторяются

(1) Некоторые считают, что правильнее петь «Где ночи, полные огня?», как бы сожалея об утраченных счастливых ночах. Однако тюремный люд не случайно предпочитает «Все ночи. »: дело в том, что в тюрьме никогда не гаснет свет. «В тюрьме отбоя нет» — гласит старая зэковская поговорка.

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены
прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

ЦЕНТРАЛКА

Один из вариантов «Таганки». Видимо, зэки переделали «Таганку» в «Централку», чтобы расширить «географию» песни. «Централкой» можно назвать любую крупную пересыльную тюрьму любого города — «централ». Однако «Таганка» всё-таки осталась песенной арестантской классикой. Впрочем, многие арестанты, напротив, утверждают, что именно «Централка» была первоосновой, а «Таганка» — более поздний вариант.

***
Цыганка с картами гадала правильно:
«Дорога дальняя в Сибирь ведет. »
Быть может, старая тюрьма Центральная
Меня, преступничка, по новой ждет.

Централка! (1)
О, ночи, полные огня!
Централка!
За что сгубила ты меня?
Централка!
Я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант
В стенах твоих.

Сижу я в камере, все в той же камере,
Где, может быть, еще сидел мой дед,
И жду этапа я, этапа дальнего,
Как ждал отец его в семнадцать лет.

Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие моей жены…
Дорога дальняя, тюрьма центральная,
За что загублены тобою мы?

Централка!
Мир строго форменных одежд.
Централка!
Страна фантазий и надежд…
Централка!
Ты нас от солнца хоронишь
И скоро всех нас превратишь
В живой скелет!

(1) Во многих вариантах — «Центральная».

ЛУБЯНКА

***
Цыганка с картами меня не встретила,
Дорогу дальнюю знал наперед:
Судьба — ревтроечка (1) меня приметила —
Прощай, семья моя, прощай, завод!

Лубянка, все ночи, полные огня,
Лубянка, зачем сгубила ты меня?
Лубянка, я твой бессрочный арестант,
Пропали юность и талант
В стенах твоих.

Ведь знаю твердо я и без гадания —
Этапы долгие мне суждены,
Никто с родными мне не даст свидания,
Я не увижу слез своей жены.

Лубянка, все ночи, полные огня,
Лубянка, зачем сгубила ты меня?
Лубянка, я твой безвинный арестант,
Пропали юность и талант
В стенах твоих.

(1) «Тройка», или Особое совещание — орган внесудебной расправы, выносивший приговоры «контрреволюционерам», вплоть до расстрела.

Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 209-215.

ВАРИАНТЫ (10)

1.
прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены
прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

На картах выпала дорога дальняя,
Дорога дальняя, казенный дом…
Так значит старая тюрьма Центральная
Мне предназначена опять судом…

Таганка, все ночи полные огня,
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант!
Погибли юность и талант
В твоих стенах…

Прекрасно знаю я и без гадания:
Решетки толстые мне суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие моей жены.

Две последние строки куплетов повторяются

Запрещенные песни. Песенник. / Сост. А. И. Железный, Л. П. Шемета, А. Т. Шершунов. 2-е изд. М., «Современная музыка», 2004.

2. Таганка

Цыганка с картами, дорога дальняя,
Дорога дальняя, казенный дом.
Быть может, старая тюрьма центральная
Меня, парнишечку, по новой ждет.

Таганка, все ночи, полные огня,
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант —
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Сестренка милая, моя любимая,
Как тяжело на свете жить.
Куда ни гляну я — кругом решеточки,
И как-то медленно проходят дни.

Я знаю — мы с тобою больше не встретимся,
Дороги разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие моей жены.

Таганка, все ночи, полные огня,
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант —
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Блатная песня: Сборник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

3. Таганка

Цыганка с картами, дорога дальняя,
Дорога дальняя, казенный дом.
Быть может, старая тюрьма центральная
Меня, мальчоночку, по новой ждет.

Таганка, все ночи, полные огня.
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой навеки арестант,
Погибли юность и талант
В твоих стенах.

Я знаю, милая, больше не встретимся,
Дороги разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие твоей родни.

Расшифровка фонограммы Михаила Шуфутинского из телепередачи Михаила Швыдкого, Лены Перовой и Левона Оганезова «Жизнь прекрасна», канал СТС, 2.10.2005.

4.
прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены
прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены
прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

1. Цыганка с картами, дорога дальняя.
Дорога дальняя — казенный дом.
Быть может, старая тюрьма Центральная
Меня, парнишечку, по новой ждет.

Таганка, все ночи, полные огня.
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах.

2. Я знаю, милая, и без гадания:
Дороги разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие моей родни.

Таганка, все ночи, полные огня.
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой навеки арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Последнее двустишие куплетов и припева повторяется

Слова и музыка — не позднее 1948 года. Текст и мелодия записаны с голоса М. Шуфутинского не позднее 1980 года.

Шел трамвай десятый номер… Городские песни. Для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). / Сост. А. П. Павлинов и Т. П. Орлова. СПб., «Композитор – Санкт-Петербург», 2005.

5. Таганка

Цыганка с картами, дорога дальняя
Дорога дальняя, казенный дом
Быть может старая, тюрьма центральная
Меня парнишечку поновой ждет.

Таганка, все ночи полные огня
Таганка, зачем сгубила ты меня
Таганка, я твой навеки арестант
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Я знаю милая больше не встретимся
Дороги разные нам суждены
Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие моей родни.

Сегодня пятница я жду свидания
В окно тюремное с тоской гляжу,
А время тянется, в глазах туманится
Я слышу звон ключей, за мной идут.

И вот ведут меня по темной лестнице
И вот та комната в которой ждут
Смотрю она сидит в платок укутана
И слезы горькие из глаз текут.

Прощайте улочки родного города
Прощайте девочки, до встречи вновь
На Магадан идут этапы дальние
На муки дальние нас повезут.

[рисунок: тюремное окно с решеткой]

Из альбома колонистов Можайской воспитательно-трудовой колонии, 1998.

Ефимова Е. С. Современная тюрьма: Быт, традиции и фольклор. М.: ОГИ, 2004.

6. Таганка

Цыганка с картами – дорога дальняя.
Дорога дальняя, казенный дом.
Быть может, старая тюрьма таганская
Меня, несчастного, по новой ждет.

Таганка, где ночи, полные огня?
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой навеки арестант,
Прошли и юность, и талант в твоих стенах.

Я знаю тайну и без гаданья:
Решетки толстые мне суждены.
Опять по пятницам пойдут свиданьица
И слезы горькие моей родни.

Сегодня пятница, я жду свиданьица,
В окно тюремное сижу-гляжу.
В глазах туманится, а время тянется,
Я слышу звон ключей… К тебе иду.

Вот мы спустилися по темной лестнице
Туда, где публика свиданья ждет.
Гляжу, жена моя в углу прижалася
И слезы горькие в разлуке льет.

Русский шансон / Сост. Н. В. Абельмас. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2005. – (Песни для души).

7. Казенный дом

Цыганка с картами: дорога дальняя,
Казенный дом меня давно зовет…
Быть может, старая тюрьма центральная
Меня, несчастного, по новой ждет.

Таганка! Все ночи, полные огня.
Таганка! Зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Прекрасно знаю и без гадания:
Решетки толстые мне суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие моей жены.

Прощай же, милая, прощай, желанная,
Ступай же, деточка, своей тропой.
И пусть останется глубокой тайною,
Что у нас была любовь с тобой.

Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор, 2003. – (Золотая коллекция).

8. Таганка

Таганка! Все ночи полные огня.
Таганка! Зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой навеки арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Прекрасно знаю я и без гадания:
Решетки толстые мне суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие моей родни.

Сегодня пятница, я жду свидания,
В окно тюремное сижу, гляжу.
В глазах туманится, а время тянется,
Я слышу звон ключей – к тебе иду!

Вот мы спустилися по темной лестнице
Туда, где публика свиданья ждет.
Гляжу: жена моя в углу прижалася
И слезы горькие в разлуке льет.

Прощай же, милая, прощай, желанная,
Ступай же, деточка, своей тропой.
И пусть останется глубокой тайною,
Что и у нас была любовь с тобой.

9. Цыганка с картами, дорога дальняя

Таганка! Ночи полные огня.
Таганка! зачем сгубила ты меня?
Таганка! Я твой бессменный арестант.
Погибли юность и талант
В твоих стенах.

Я знаю, милая, что мы не встретимся.
Дорогие разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие моей родни.

Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярк: Производственно-издательский комбинат «ОФСЕТ», 1995.

Близкий вариант:

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

Таганка, все ночи полные огня,
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах!
Таганка, я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах!

2. Я знаю, милая, больше не встретимся.
Дорогие разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие моей родни.

Две последние строки куплетов повторяются

10. Таганка

Цыганка с картами, дорога дальняя,
Дорога дальняя, казенный дом.
Быть может, старая тюрьма центральная
Меня, парнишечку, по новой ждет.

Таганка, все ночи, полные огня,
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант —
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Я знаю, милая, моя любимая,
Как тяжело на свете жить.
Куда ни гляну я — кругом решеточки,
И как-то медленно проходят дни.

Прощай, любимая, больше не встретимся,
Дороги разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания
И слезы горькие моей родни.

Таганка, все ночи, полные огня,
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Черный ворон. Песни дворов и улиц. Книга вторая / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин, СПб.: Издательский дом «Пенаты», 1996, с. 98-100.

Источник

История создания песни. Таганка.

Таганка… Кто не знает и не любит эту знаменитую песню?! И кого из исполнителей она оставила равнодушным? Ее пели: В. Высоцкий и А. Розенбаум, М. Гулько и А. Северный, М. Шуфутинский, Джемма Халид, Ирина Панаровская и даже В. Жириновский; группы Эшалон и Мурзилки International (с Шафутинским), Мишки на Севере и Гуляй поле, А. Домогаров с польским исполнителем Pawel Kukiz и многие-многие другие.

Да, мрачное было заведение, эта «Таганка». прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне сужденыА между тем об истории этой песни известно очень мало, вернее, ничего не известно: не известны ни композитор, написавший музыку, не известен автор слов, не известно время создания. Да и о самой тюрьме далеко не все известно.

«Таганский исправдом», или «Таганка», как его по традиции продолжали называть, была одной из старых царских тюрем. Было в ней что-то особенно мрачное, тяжелое и давящее даже на тех, кто входил в ее ворота не в качестве заключенного, а по делам службы».

«Таганка» Михаил Шуфутинский

М не попалась отличный материал с портала «Шансон!» от Яна Павловского. Вот его я и приведу:

ТАГАНКА

Цыганка с картами, дорога дальняя,
Дорога дальняя, казенный дом.
Быть может старая тюрьма центральная,
Меня, парнишечку, по новой ждет.

[Припев:]
Таганка, все ночи полные огня,
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Цыганка с картами, глаза упрямые,
Монисто древнее да нитка бус.
Хотел судьбу пытать с бубновой дамою,
Да снова выпал мне пиковый туз!

Я знаю, милая, и без гадания,
Дороги разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания,
И слезы горькие моей родни.

Моя ты милая, моя любимая,
Как тяжело на свете жить.
Куда не гляну я – кругом решеточки,
И как-то медленно проходят дни.

Прекрасно знаю и без гадания,
Решетки толстые мне суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания,
И слезы горькие моей родни.

Прощай, любимая, больше не встретимся.
Меня, несчастного, устанешь ждать.
Умру в Таганке я, умру, тебя любя,
Твоих красивых глаз мне не видать.

Зачем же ты, моя судьба несчастная,
Опять ведешь меня дорогой слез?
Колючка ржавая, решетка частая,
Вагон столыпинский да стук колес.

Прощай же, милая, прощай, желанная
Ступай, любимая, своей тропой.
И пусть останется глубокой тайною,
Что и у нас была любовь с тобой.

Некоторые исследователи считают, что песня возникла еще до революции, ссылаются при этом на упоминание в тексте туза. Да, действительно, на спине арестанта-каторжника имелась квадратная нашивка, которая именовалась бубновым тузом. Была она желтого цвета. Но!

Во-первых, Таганка не была пересылкой, она была губернской тюрьмой. В ней сидели, отбывали наказание уголовники, а не ожидали этапа каторжники. «Туз» же нашивался только на одежду каторжника.

Во-вторых, в тексте упоминается пиковый туз, хотя и бубновый ложится в рифму. Но пиковый туз – как символ черного невезения, неудачи более уместен. Вариантов у песни много, но все они появились после возникновения самой песни. Во всех случаях упоминание туза не свидетельствует о появлении песни до революции.

Некоторые считают, что указанием на дореволюционное происхождение песни служит упоминание «столыпинского» вагона.

Перейдем к вопросу об авторстве музыки, мелодии песни.
Давайте послушаем запись в исполнении Адама Астона

Прозвучало танго «Тамара» (Tamara) польского композитора Зигмунта Левандовского (Zygmunt Lewandowski), слова Збигнева Мацейовского (Zbigniew Maciejowsky) в исполнении популярного польского певца 30-х годов Адама Астона (Adam Aston, настоящее имя Адольф Левинсон). Танго было написано Левандовским для ревю «Весна и любовь» («Wiosna i miłość») в варшавском театре «Голливуд», в котором Левандовский был музыкальным руководителем. В 1933 г. песня была записана на пластинку фирмой «Сирена-Электро» в исполнении Адама Астона, оркестра Сирена-Рекорд, п/y Хенрика Варса.
Вот все они – авторы танго «Тамара” – композитор Зигмунт Левандовский, поэт (он тоже был композитором, но в «Тамаре» ему принадлежат только слова) Збигнев Мацейовский, и исполнитель Адам Адамс.

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

Текст этой песни мне записала и перевела моя хорошая подруга Szarmanka, сам пост родился в результате нашего общения, обсуждения старого польского танго.

Зелёные глаза твои меня обворожили,
Очаровал их тёплый блеск,
Когда увидел их в тот первый раз,
Когда на несчастье мое
Твое нежное, красивое пение
Очаровало мое сердце.

Тамара, я за тобой тянусь как тень,
Тамара, я служил тебе как верный пес,
Тамара из-за тебя я не имею ничего
И через закрытые двери я слушаю твои песни.
Тамара не пускают меня туда, где ты
Потому что кроме рвани на моей спине и плечах
Я не имею уже ничего.

Сегодня с другим ты проводишь дни и ночи
Я же на улице сплю под твоим окном.
А с утра, когда ты шампанским приветствуешь новый день,
Я горький тост пью из своих собственных слез.
Тамара, выйди на балкон
И как когда-то погляди в мои глаза в последний раз.

Авторы текста и аранжировки мне не известны. Текст, как видим, «осовременен». Ну а что может сделать с мелодией аранжировщик, мы видели на примере аранжировки Цфасмана «Утомленного солнца».
В новой песне исчезла цыганская тема. А ведь танго «Тамара» называли «Цыганским танго».
Есть нотный лист «Таганки».

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

С учетом всего сказанного, прослушанного и прсмотренного мы можем с полной уверенностью утверждать: композитором, написавшем музыку «Таганки», был польский композитор

Ниже показан текст двух куплетов (без первого) танго «Тамара».

прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Смотреть картинку прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Картинка про прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены. Фото прекрасно знаю я и без гадания решетки толстые мне суждены

Парнишка (разг.). Мальчик, подросток. II уменьш. Парнишечка

Но парнишечка «Таганки» не мальчик. Среди эпитетов, которыми он наделяет свою любимумю, уж и вовсе не детское: «желанная».
И это дает нам еще одно указание на то, кем мог быть автор текста. Учтем, что исходной мелодией стало польское танго польского композитора. Автор текста был, похоже, хорошо знаком с польской эстрадной музыкой, любил ее. Он был, скорее всего, поляком! Именно в этим словечке «парнишечка» отчетливо слышу польский акцент.
Как мог поляк угодить в Таганку?
Вспомним, при разделе Польши по советско-германскому пакту, более 200 тысяч польских военнослужащих всех званий, в том числе около 10 тысяч офицеров были объявлены военнопленными.
По решению Политбюро ВКП(б) все польские военнопленные переданы органам НКВД, во главе которых стоял Лаврентий Берия. Это не соответствовало Гаагской и Женевской конвенциям (военнопленными должны были заниматься армейские). Их размещали в нескольких лагерях. Не буду останавливаться на подробностях, вопрос болезненный и к теме не имеет отношения. Не исключаю, что один из польских офицеров, образованный, интеллигентный, угодил в Таганку, пришлось ему прокатиться в «столыпинском» вагоне из спецлагеря до Москвы, поближе к верхушке НКВД. Возможно, он сидел в одной камере с русскими, которые подхватили неизвестную напевную мелодию, помогли подобрать слова. Позже, не исключено, поляка выпустили, он ушел с армией Андерса.
Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать об авторе текста.

Ну а теперь послушаем песню Таганка в разных исполнениях:

Группа Эшелон

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *