практическая работа электрическое поле
«Практическая работа «Решение задач по теме «Электрическое поле»»
Урок обобщения и систематизации знаний, совершенствования умений и навыков по курсу физики. Активные методы обучения, используемые на занятии обеспечивают эффективное получение студентами с различным типом восприятия знаний и умений по дисциплине «Физика», развитию их общих компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование общих компетенций, в полной мере отвечает принципам ФГОС.
Содержимое разработки
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
«АРЧЕДИНСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка урока по дисциплине «Физика»
«Практическая работа №2 «Решение задач по теме «Электрическое поле»»
Выполнила: преподаватель физики
Участники: студенты 1 курса
п. Арчединского лесхоза
2017 г.
Протокол № ____ от__________2017г.
комиссии ________ (Мельникова Г.Н.)
Заместитель директора по УР
_____________ Герасимова Н.Н.
Урок обобщения и систематизации знаний, совершенствования умений и навыков по курсу физики. Активные методы обучения, используемые на занятии обеспечивают эффективное получение студентами с различным типом восприятия знаний и умений по дисциплине «Физика», развитию их общих компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование общих компетенций, в полной мере отвечает принципам ФГОС.
Учебная физическая задача – это ситуация, требующая от студента мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики.
Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. По существу, на занятиях по физике каждый вопрос, возникший в связи с изучением учебного материала, является для студентов задачей. Активное целенаправленное мышление всегда есть решение задач в широком понимании этого слова.
Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных творческих способностей студента. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность.
Ценность задач определяется прежде всего той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие в основу современной физики, а также задачи, показывающие присущие физике методы исследования.
Задания помогут студентам заглянуть за страницы учебника, расширят их кругозор.
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Физика»
Тема занятия: «Практическая работа №2 «Решение задач по теме «Электрическое поле»»
Образовательная: формирование компетентности в сфере изучения данной темы, повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля».
Развивающая: формирование навыков самостоятельной деятельности, развитие математического и физического кругозора.
Воспитательная: привитие интереса к физике и математике, формирование положительного мотива учения.
Дата проведения: 25 января 2017 года
Вид занятия: практическая работа.
Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний, урок совершенствования умений и навыков.
Методы обучения: практические методы, упражнения, практические работы.
Оборудование: таблица с формулами, доска, сборник задач.
1. Организационный этап.
2. Фронтальный опрос по предыдущей теме.
3. Решение задач учащихся у доски и самостоятельно в тетради.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка домашнего задания.
Целеполагание: тема, задачи урока.
Фронтальный опрос по теме
Прежде чем приступить непосредственно к решению, вспомним основные термины и понятия, которые могут пригодиться при решении задач на данную тему.
Магнитное поле — это силовое поле, действующее на движущиеся электрические заряды.
Для наглядного представления магнитного поля пользуются магнитными линиями. Магнитные линии — это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле.
Замкнутость линий магнитного поля представляет собой фундаментальное свойство магнитного поля. Оно свидетельствует о том, что магнитных зарядов, подобных электрическим, в природе нет.
За направление магнитной линии в какой-либо ее точке условно принимают направление, которое указывает северный полюс магнитной стрелки, помещенной в эту точку. Направление линий магнитного поля будет зависеть от направления тока в проводнике.
Эта связь может быть выражена с помощью правила буравчика (или правила правого винта): если поворачивать головку винта так, чтобы поступательное движение острия винта происходило вдоль тока в проводнике, то направление вращения головки указывает направление линий магнитного поля тока.
Для определения направления линий магнитного поля соленоида удобнее пользоваться правилом правой руки: если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по направлению тока в витках, то отставленный большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида.
Известно, что магнитное поле действует с некоторой силой на любой проводник с током, находящийся в этом поле. Направление этой силы можно определить с помощью правила левой руки: если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре вытянутых пальца были направлены по току, то отставленный на 90° большой палец покажет направление действующей на проводник силы.
Магнитная индукция — это векторная физическая величина, являющаяся силовой характеристикой магнитного поля, численно равная отношению модуля силы, с которой магнитное поле действует на расположенный перпендикулярно магнитным линиям проводник с током, к силе тока в проводнике и его длине.
Единицей измерения магнитной индукции в системе СИ является Тл (тесла).
Электромагнитное поле — это совокупность неразрывно связанных друг с другом изменяющихся электрического и магнитного полей.
Электромагнитная волна — это распространяющееся в пространстве периодически изменяющееся электромагнитное поле.
Скорость распространения электромагнитной волны в вакууме равна скорости света, а в среде эта скорость меньше и зависит от свойств среды.
Решение задач учащихся у доски и самостоятельно в тетради
Приступим, непосредственно, к решению задач.
Задача 1. В магнитное поле помещен проводник, по которому протекает электрический ток. Направление электрического тока перпендикулярно линии магнитной индукции. Длина проводника составляет 5 см. Сила, действующая на этот проводник со стороны магнитного поля, составляет 50 мН. Сила тока — 25 А. Определите значение магнитной индукции
Запишем формулу для вычисления силы Ампера
Данная формула справедлива только тогда, когда магнитная индукция и направление силы тока (т.е. сам проводник) взаимно перпендикулярны.
Из данной формулы определим выражение для определения магнитной индукции
Задача 2. По указанному на рисунке графику определите максимальное амплитудное значение электрического напряжения, период колебаний этого напряжения и частоту колебаний напряжения.
Амплитудное значение переменной величины, напряжение — это максимальное по модулю значение, в данном случае 150 Вольт.
Следующий этап: необходимо определить время, в течение которого это колебание полностью повторяется. Из графика видно, что периодом колебания является время 0,08 секунды. Чтобы определить частоту колебаний, можно воспользоваться формулой связи частоты и периода. Т.о. получаем, что частота колебаний составляет 12,5 Герц.
Задача 3.
По рисунку определите направление силы Ампера, действующей на проводник с током.
Известно, что в магнитном поле на проводник, по которому протекает электрический ток, действует сила Ампера.
Вспомним, что магнитная индукция всегда направлена от северного полюса к южному полюсу, вне магнита.
Применим правило левой руки. Располагая левую руку так, что четыре вытянутых пальца указывают направление электрического тока, а магнитная индукция входит в ладонь, мы понимаем, что отогнутый большой палец укажет направление силы Ампера.
Сила Ампера будет направлена перпендикулярно наблюдателю.
Ответ: Сила Ампера будет направлена перпендикулярно наблюдателю.
Задача 4. Частоту электромагнитной волны увеличили в 4 раза. Как при этом изменилась длина волны?
Воспользуемся связью между длиной и частотой электромагнитной волны:
Ответ: длина волны уменьшилась в 4 раза.
Задача 5. Солнце от Земли располагается на расстоянии приблизительно в 150 миллионов километров. За какое время свет от Солнца доходит до Земли?
1. Было легко и интересно.
2. Было трудно, но интересно.
3. Было трудно и не интересно.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Практическая работа по дисциплине Электротехника. название Расчёт электрических полей. Напряженность электрического поля, созданного несколькими зарядами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8
Наименование работы : Расчёт электрических полей. Напряженность электрического поля, созданного несколькими зарядами.
Цель работы : Определить напряженность электрического поля, созданного несколькими зарядами. Применить принцип наложения.
Напряженность и потенциал в каждой точке электрического поля, созданного точечным зарядом, можно определить по формулам:
Q – величина заряда [ Кл ] ;
R – расстояние от заряда до рассматриваемой точки [ м ] ;
ε = ε а /ε 0 – относительная диэлектрическая проницаемость вещества.
Напряжённость электрического поля нескольких зарядов в рассматриваемой точке равна геометрической сумме напряжённостей электрических полей зарядов в этой точке, создаваемых всеми отдельными зарядами не зависимо друг от друга. При расчете таких полей используется принцип наложения.
Принцип наложения заключается в том, что сначала определяют напряжённость, создаваемую в рассматриваемой точке только одним зарядом, предполагая, что других зарядов в электрическом поле нет, а затем определяют напряженность создаваемую другими зарядами в той же точке, предполагая, что других зарядов нет.
Напряженность электрического поля в рассматриваемой точке, созданная всеми зарядами, равна их геометрической сумме.
Е 2 Е 1 Е
2. Переписать из таблицы данные своего варианта.
3.Выполнить расчет, применяя следующие формулы:
6 и 8 см. Определить напряжённость и потенциал электрического поля в точке 1.
Е = √ Е 1 2 + Е 2 2 = √ 80 2 + 60 2 = 100 В/м
Величину Е можно определить графически. Выбираем масштаб М Е = 20 В/м в одном сантиметре. Е 1 – 80 В/м : 20 В/м = 4см Е 2 – 60 В/м : 20 В/м = 3см
Е 1 Е Е = 5см Е = 20 В/м ∙ 5см = 100 В/м
2. При решении применить предлагаемые формулы и образец решения подобной задачи.
2. Рисунок с заданной точкой.
4. Формулы, необходимые для расчета.
1.Ф.Е. Евдокимов. Теоретические основы электротехники.- М.: Высшая школа, 2004.
2. Конспект лекций. Тема: «Электрическое поле».
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Номер материала: ДБ-545111
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Названы пять призёров конкурса «Учитель года России – 2021»
Время чтения: 6 минут
В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»
Время чтения: 4 минуты
Путин поручил актуализировать Концепцию психологической службы в школах
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Практическая работа «Решение задач по теме «Электрическое поле»»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
«АРЧЕДИНСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка урока по дисциплине «Физика»
«Практическая работа «Решение задач по теме «Электрическое поле»»
Выполнила: преподаватель физики
Участники: студенты 1 курса
п. Арчединского лесхоза
2017 г.
Протокол № ____ от__________ 2017г.
комиссии ________ (Мельникова Г.Н.)
Заместитель директора по УР
_____________ Герасимова Н.Н.
Урок обобщения и систематизации знаний, совершенствования умений и навыков по курсу физики. Активные методы обучения, используемые на занятии обеспечивают эффективное получение студентами с различным типом восприятия знаний и умений по дисциплине «Физика», развитию их общих компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование общих компетенций, в полной мере отвечает принципам ФГОС.
Учебная физическая задача – это ситуация, требующая от студента мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики.
Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. По существу, на занятиях по физике каждый вопрос, возникший в связи с изучением учебного материала, является для студентов задачей. Активное целенаправленное мышление всегда есть решение задач в широком понимании этого слова.
Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных творческих способностей студента. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность.
Задания помогут студентам заглянуть за страницы учебника, расширят их кругозор.
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Физика»
Тема занятия : «Практическая работа «Решение задач по теме «Электрическое поле»»
Образовательная: формирование компетентности в сфере изучения данной темы, повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля».
Развивающая: формирование навыков самостоятельной деятельности, развитие математического и физического кругозора.
Воспитательная: привитие интереса к физике и математике, формирование положительного мотива учения.
Дата проведения : 25 января 2017 года
Вид занятия: практическая работа.
Тип занятия : урок обобщения и систематизации знаний, урок совершенствования умений и навыков.
Методы обучения: практические методы, упражнения, практические работы.
Оборудование: таблица с формулами, доска, сборник задач.
3. Решение задач учащихся у доски и самостоятельно в тетради.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка домашнего задания.
Целеполагание: тема, задачи урока.
Фронтальный опрос по теме
Прежде чем приступить непосредственно к решению, вспомним основные термины и понятия, которые могут пригодиться при решении задач на данную тему.
Магнитное поле — это силовое поле, действующее на движущиеся электрические заряды.
Для наглядного представления магнитного поля пользуются магнитными линиями. Магнитные линии — это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле.
За направление магнитной линии в какой-либо ее точке условно принимают направление, которое указывает северный полюс магнитной стрелки, помещенной в эту точку. Направление линий магнитного поля будет зависеть от направления тока в проводнике.
Эта связь может быть выражена с помощью правила буравчика (или правила правого винта ): если поворачивать головку винта так, чтобы поступательное движение острия винта происходило вдоль тока в проводнике, то направление вращения головки указывает направление линий магнитного поля тока.
Для определения направления линий магнитного поля соленоида удобнее пользоваться правилом правой руки : если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по направлению тока в витках, то отставленный большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида.
Магнитная индукция — это векторная физическая величина, являющаяся силовой характеристикой магнитного поля, численно равная отношению модуля силы, с которой магнитное поле действует на расположенный перпендикулярно магнитным линиям проводник с током, к силе тока в проводнике и его длине.
Единицей измерения магнитной индукции в системе СИ является Тл (тесла).
Электромагнитное поле — это совокупность неразрывно связанных друг с другом изменяющихся электрического и магнитного полей.
Электромагнитная волна — это распространяющееся в пространстве периодически изменяющееся электромагнитное поле.
Скорость распространения электромагнитной волны в вакууме равна скорости света, а в среде эта скорость меньше и зависит от свойств среды.
Решение задач учащихся у доски и самостоятельно в тетради
Приступим, непосредственно, к решению задач.
Задача 1. В магнитное поле помещен проводник, по которому протекает электрический ток. Направление электрического тока перпендикулярно линии магнитной индукции. Длина проводника составляет 5 см. Сила, действующая на этот проводник со стороны магнитного поля, составляет 50 мН. Сила тока — 25 А. Определите значение магнитной индукции
Запишем формулу для вычисления силы Ампера
Данная формула справедлива только тогда, когда магнитная индукция и направление силы тока (т.е. сам проводник) взаимно перпендикулярны.
Из данной формулы определим выражение для определения магнитной индукции
Задача 2. По указанному на рисунке графику определите максимальное амплитудное значение электрического напряжения, период колебаний этого напряжения и частоту колебаний напряжения.
Амплитудное значение переменной величины, напряжение — это максимальное по модулю значение, в данном случае 150 Вольт.
Следующий этап: необходимо определить время, в течение которого это колебание полностью повторяется. Из графика видно, что периодом колебания является время 0,08 секунды. Чтобы определить частоту колебаний, можно воспользоваться формулой связи частоты и периода. Т.о. получаем, что частота колебаний составляет 12,5 Герц.
Задача 3.
По рисунку определите направление силы Ампера, действующей на проводник с током.
Известно, что в магнитном поле на проводник, по которому протекает электрический ток, действует сила Ампера.
Вспомним, что магнитная индукция всегда направлена от северного полюса к южному полюсу, вне магнита.
Применим правило левой руки. Располагая левую руку так, что четыре вытянутых пальца указывают направление электрического тока, а магнитная индукция входит в ладонь, мы понимаем, что отогнутый большой палец укажет направление силы Ампера.
Сила Ампера будет направлена перпендикулярно наблюдателю.
Ответ: Сила Ампера будет направлена перпендикулярно наблюдателю.
Задача 4. Частоту электромагнитной волны увеличили в 4 раза. Как при этом изменилась длина волны?
Воспользуемся связью между длиной и частотой электромагнитной волны:
Ответ: длина волны уменьшилась в 4 раза.
Задача 5. Солнце от Земли располагается на расстоянии приблизительно в 150 миллионов километров. За какое время свет от Солнца доходит до Земли?
1. Было легко и интересно.
2. Было трудно, но интересно.
3. Было трудно и не интересно.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.