потайные комнаты в эрмитаже

5 секретов Эрмитажа, ради которых его стоит посетить

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

Санкт-Петербург славится своими достопримечательностями. Российские императоры позаботились о том, чтобы этот город стал настоящей жемчужиной, которая способна удивить великолепными дворцами и живописными набережными.

Если случилось так, что вы до сих пор не видели Северную Пальмиру, не переживайте! Мы даже немного завидуем вам, ведь вас ждут удивительные впечатления. И первая точка на карте Питера, с которой стоит начать путешествие – это государственный музей «Эрмитаж». Раскроем для вас несколько его секретов.

Тайные комнаты Эрмитажа

Исследовать десятки роскошных залов этого музея самостоятельно будет непросто. Советуем забронировать одиночную или групповую экскурсию. Например, гиды турагентства «Спутник» смогут провести вас туда, куда обычным посетителям вход закрыт. Даже те, кто уже бывал в «Эрмитаже», смогут узнать для себя много нового и интересного, так как экскурсия включает в себя необычайно насыщенную программу с посещением ранее закрытых для обычных туристов галерей.

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

Усатые хранители

На территории «Зимнего дворца» уже больше трех столетий официально живут и работают несколько десятков котов. Они появились там еще во времена правления Екатерины II. Их главная задача – защищать Эрмитаж от крыс и мышей. Если вы окажетесь в числе счастливчиков, то сможете не только увидеть, но и погладить самых очаровательных хранителей этого музея.

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

Пропавший шедевр

В стенах Эрмитажа хранится одна из лучших в мире работ французского художника Эдгара Дега – «Площадь Согласия». Она пропала в 1912 году и совершенно случайно попала в СССР с военными трофеями, вывезенными из Германии после 1945 года.

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

За закрытой дверью

Кстати, только благодаря профессиональным экскурсоводам вы сможете попасть в фондохранилище на станции метро Старая Деревня. Здесь вы увидите уникальные экспонаты, прежде хранившиеся за закрытыми дверями музея.

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

Тайное послание Александры Федоровны

Свидетельства жизни императорской четы Дома Романовых до сих пор находят в Зимнем дворце. Одним из самых трогательных посланий является надпись алмазом императрицы Александры Федоровны на одном из окон второго этажа:

«Nicky 1902 looking at the hussars. 17 March» («Ники 1902 наблюдает за гусарами 17 марта»).

Гиды покажут вам самый короткий путь к этому и другим секретным местам главного музея Санкт-Петербурга.

Источник

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитажеpetr_kuznets

Внимание к деталям

Каждый бывал в Эрмитаже, в Зимнем дворце.
Но никто никогда не был в корпусах напротив. Никто не знает что там.
Но сейчас мы развеем тайну и проникнем в секретные места.

Внутри здание овеяно тайной. В узких проходах и на лестницах никого нет.

Оказывается внутри есть секретные дворики.

Выяснилось, что здесь проходят выставки. И порой весьма интересные. фотосьемка строго запрещена.

Но я втихаря поснимал. Это выставка фотографий реставраторов Эрмитажа за работой.

Здесь же проходила выставка фотографа. Он договорился с охраной и по-ночам, когда никого нет,
ходил по Эримитажу и в сумеречном свете делал черно-белые фотографии. Потом распечатал
их размером 2х3 метра и повесил здесь. Получилось очень интересно.

Лестница не лишена пафоса.

На втором этаже залы оказались более барочными.

Здесь я наткнулся с большому удивлению на коллекцию плакатов хадожников А. Муха,
Тулуз-Лотрек. Оказывается их афиши на самом деле размером полтора на два метра.
Это очень популярные работы. Я был поражен, их здесь никто никогда не увидит.
За мной по пятам ходила бабушка и не давала фотографировать.

Вид из окна на площаь.

Закончив экскурсию мы прошли во двор Эрмитажа. Там была выставка разрисованных львов.

Ангел Петербурга. Характерно, что правое крыло отвалилось.

Этот называется «Тотем над Невой»

Моряк. Черной краски на полоски и штаны на хватило.
Художник так и не определился что делать с шаром.

Источник

Потайные комнаты в эрмитаже

Для осмотра более трех миллионов экспонатов Эрмитажа потребуется минимум восемь лет. Мы предлагаем прицельную экскурсию-знакомство с главными тайнами музея.

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке. Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение. Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать». В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.

Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.

Источник

Какие покои Екатерины II есть в Зимнем дворце? — Антресоли и потайные лесенки императрицы

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

Зимний дворец, архитектурный памятник XVIII века, некогда служил императорской резиденцией, местом жительства царей. Красивейший архитектурный ансамбль Зимнего дворца является одним из главных символов Санкт-Петербурга, уникальным объектом и меккой международного туризма.

Ныне существующий дворец — 5-й по счёту, построенный в 1754—1762 годы. В то время он стал самым высоким жилым зданием в городе на Неве, в нём насчитывалось около 1500 комнат. Началось возведение дворца при Елизавете Петровне, которая не дожила до окончания строительства. Принимал работу в 1762 году уже Пётр III, но тогда строители только закончили отделку фасадов, а многие внутренние помещения ещё не были готовы. Строительство Зимнего дворца было завершено уже при Екатерине II.

Сейчас Зимний дворец является одним из зданий Эрмитажа, начало коллекций которому положила Екатерина Великая. Знаменитое здание в центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади, во многом связано с именем этой царицы. И многим туристам в наши дни интересно, сколько комнат Екатерина II занимала во дворце, какие это и сохранили ли они свои исторические очертания, чтобы можно было сегодня прикоснуться к истории. Рассказываем обо всём этом.

Бывшие покои Екатерины II в Зимнем дворце

Императрица Екатерина II прожила в Зимнем дворце все годы своего правления, с 1962 по 1796-й, — 34 года. В начале царствования в её половину входило только 9 покоев как личного, так и представительского характера. Вполне естественно, что в 1790-х годах, к концу правления императрицы, число апартаментов изменилось. Они по-прежнему продолжали занимать восточную часть Зимнего дворца от Иорданской лестницы и до половины её сына, наследника Павла Петровича.

Парадную половину императрицы Екатерины II открывали «два проходных покоя» (зал № 193), за ними следовала Арабесская перед галереей, к которой с востока примыкала Столовая камер-пажей и официантов (№ 194). За Белой галереей (№ 195) располагалась Штатс-дамская (№ 195 — юго-восточная часть). Перед Штатс-дамской (№ 197 — восточная часть) находился Буфет (№ 196 — северная часть). Далее следовали Большая лестница, называвшаяся Красной (№ 196), Предцерковный зал (№ 270) и Церковь во имя Спаса Нерукотворного образа (№ 271).

Из Предцерковного зала можно было пройти в Столовую (№ 269) и Буфетную через пост лейб-гвардии Конного полка Рейтары (№ 196 — южная часть). В личные покои Екатерины II можно было попасть с Дворцовой площади, поднявшись по Малой лестнице. Эта лестница выходила к Столовой (№ 269). Сегодня на её месте находится Комендантская лестница. Известный историк М. И. Пыляев описывал эту часть Зимнего дворца следующим образом:

…взойдя на Малую лестницу, входили в комнату, где на случай скорейшего исполнения приказаний государыни стоял за ширмами для статс-секретарей письменный стол с чернильницей. Комната эта была окнами к Малому дворику; из нея вход был в уборную; окна последней комнаты были на Дворцовую площадь.

Здесь стоял уборный стол, отсюда были две двери: одна направо, в бриллиантовую комнату, а другая налево, в спальню, где государыня обыкновенно в последние годы слушала дела. Из спальни прямо выходили во внутреннюю уборную, а налево — в кабинет и зеркальную комнату, из которой один ход в нижние покои, а другой прямо через галерею в так называемый «Ближний дом»; здесь государыня жила иногда весною….

За Зеркальным кабинетом с окнами на Малый дворик располагались две комнаты камер-юнгферы Екатерины II Марии Саввишны Перекусихиной (№ 263–264).

Потайные лесенки в Зимнем дворце

Личные покои Екатерины II в Зимнем дворце были сплошь пронизаны небольшими лесенками. Были и потайные лесенки, одна из которых связывала антресоли с Библиотекой. Эту потайную лесенку оформили под библиотечный шкаф красного дерева, а одна из его створок служила дверью, через которую можно было пройти на лесенку и подняться на антресоли.

Примечательно, что в начале правления Екатерины II потайные лесенки не были «бирюльками». т.е. не строились лишь для потешных игр. Они приносили пользу в то время, когда дворцовые перевороты были не только на слуху, но и постоянной угрозой. В годы правления императрицы Екатерины II её неоднократно пытались свергнуть. Но никому этого не удалось сделать, и до Зимнего дворца никто не добрался. Так, что со временем эти лесенки стали рассматриваться как таинственный декор.

Антресоли императрицы Екатерины II

С антресолями Екатерины II связана очень важная страница жизни Зимнего дворца. Сейчас полагают, что современный Эрмитаж на Дворцовой площади буквально «вырос» из скромных антресолей этой императрицы.

Антресоль — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках XVIII века и первой половины XIX века. Приходилось либо делить большие окна этажа, либо устраивать низенький этаж с самостоятельными, сравнительно малой величины окнами. Антресолью также называли верхнюю часть высокой комнаты, разделённой на два полуэтажа.

Антресоли 1-го этажа

В Зимнем дворце с 1763 года на антресолях первого этажа находилась мыльня, построенная по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота. В неё вошли 3 помещения. По описаниям 1790-х годов, в банный комплекс уже были включены: Купальня (№ 272); под ризницей Большой церкви (№ 701) находилась Уборная и непосредственно под алтарем — обширная Баня с бассейном. Баня, или мыльня, которая была обита от пола до потолка липовыми деревянными панелями.

В Купальню можно было спуститься по небольшой деревянной лесенке из личных покоев императрицы. Помещения окнами выходили на Дворцовую площадь и Миллионную улицу. Там же, на антресолях, находился кабинет со спальней для графа Григория Орлова, а позже жили и последующие фавориты царицы.

Китайские антресоли

Также у императрицы в Зимнем дворце были 4 небольшие комнаты, которые назывались Зелёными антресолями. Именно в эти помещения складировались различные предметы, коллекционированием которых Екатерина Великая увлекалась в те или иные годы своей жизни. Поначалу собрание не носило систематизированного характера, но по мере его разрастания вещи стали «раскладывать по полочкам», после чего на этих антресолях остались экспонаты восточного происхождения, и антресоли стали называть Китайскими.

Нередко императрицей использовались антресоли в качестве места для принятия обедов в кругу близких людей. Екатерина обожала подобный антураж, где изысканно сочетались уют, экзотика и роскошь. Впоследствии, признавая их огромнейшее значение для истории, антресоли периодически ремонтировали, причём, с сохранением исторических интерьеров. Об этом свидетельствует записка вице-президента Гоф-интендантской конторы графа П. И. Кутайсова, датированная началом 1833 года. Тогда Кутайсов писал Николаю I:

Все прочее подверглось влияниям моды, кроме Китайских антресолей времен новейших, но напоминающих эпоху царствования Екатерины II, столь славную для России. Совершенно будучи уверен, что сохранение сих памятников полезно как для истории, так и для археологии, я имею честь представить о возобновлении нынешним временем сих комнат. Сие тем более кажется мне удобным, что Камерцал-мейстерская весьма богата отличными Китайскими произведениями, лежащими там без всякого употребления несколько десятков лет и бесполезно подвергающихся порче…

Реставрация Китайских антресолей Екатерины II продолжалась с 1833 по 1835 год. Работы велись под руководством архитектора Л. И. Шарлеманя 2-го. Однако всё было напрасным. Пожар в Зимнем дворце 1837 года погубил Китайские антресоли. К сожалению их восстанавливать не стали.

Бывшие и оставшиеся покои Екатерины II

Если в начале правления у императрицы было всего 9 покоев, то к концу правления их насчитывалось 20. В архивных документах имеется еще один перечень помещений на половине императрицы Екатерины II: 1. Главный приход и большая вхожая лестница; 2. Парадные три антикамеры; 3. Аудиенция (Тронная зала); 4. Столовая; 5. Мундшенкская; 6. Лестница на все этажи; 7 и 8. Две проходные комнаты; 9. Парадная опочивальня; 10. Уборная; 11. Комната для камердинеров; 12. Опочивальня; 13. Будуар; 14. Кабинет; 15. Библиотека; 16. Лестница для хода Ея Величества; 17. Комната с антресолью (в ней — печь-лежанка); 18. Спальня; 19 и 20. Две комнаты.

Увы, сейчас лишь малая часть из покоев Екатерины II сохранила очертания 1790-х годов. В последующие годы множественные ремонты и перепланировки исказили облик и «географию» покоев императрицы. К примеру, современный Александровский зал занимали Совет, Сержантская и Кавалергардская, затем шли Тронная Екатерины II с залом для аудиенций, Кавалерская с эркером-фонариком и Бриллиантовая комната (№ 279). Но ещё есть на, что посмотреть, и вы теперь знаете, где и что находилось.

Источник

Загадки и легенды Эрмитажа в Петербурге — Какие тайны хранит главный музей города?

потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть фото потайные комнаты в эрмитаже. Смотреть картинку потайные комнаты в эрмитаже. Картинка про потайные комнаты в эрмитаже. Фото потайные комнаты в эрмитаже

Значимость и величие одного из самых превосходных художественных музеев Санкт-Петербурга — Эрмитажа трудно переоценить. Он входит в обязательную программу посещения для туристов, которые осматривают Культурную столицу России. Эрмитаж как главную сокровищницу страны и мира нужно посетить каждому хотя бы раз в жизни.

И среди всех этих выдающихся сокровищ есть весьма уникальные экспонаты, которые можно отмести к категории таинственных объектов. В Петербурге любят загадки и легенды. Как и в любом крупном музее в Эрмитаже немало легенд, связанных с экспонатами. Старинные артефакты — свидетели прошедших эпох пробуждают фантазию и нередко вызывают мистические чувства.

А древние боги, застывшие каменными изваяниями, кажутся только спящими, ожидающими своего часа, чтобы пробудиться и явить сверхъестественную силу. Эрмитаж — настоящий кладезь для собирателей местных мифов и тайн. Какие загадки хранит главный музей Санкт-Петербурга? — Интересно?! Читайте в этой публикации Санкт-Петербург центра.

1. Золотая маска из погребения Рескупорида

В собраниях Эрмитажа хранятся всего 3 посмертные античные маски из золота. Одна из них — маска из гробницы Рескупорида. Саркофаг с женским скелетом обнаружили археологи в 1837 году в окрестностях Керчи курган. Он принадлежал не иначе как царице: все тело было усыпано бляшками из золота, на голове — золотой венок, лицо скрыто золотой маской.

Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. В саркофаге была погребена его жена. Такая точка зрения была общепринятой до середины XX века, а после Великой Отечественной войны учёные засомневались.

Некоторые из них считают, что гробница принадлежала самому царю. Скрывала ли золотая маска лицо боспорской царицы? Эта гипотеза не подтверждена и не опровергнута. Или чьё лицо скрывала маска? До сих эта загадка не раскрыта.

2. Тайна кровавой богини Сехмет

Статуя богини Сехмет или Мут-Сехмет (Матери-Сехмет) находится в египетском зале Эрмитажа и является старейшим памятником Древнего Египта на территории России. Двухметровая монументальная фигура восседает на троне, гордо выпрямив спину и сложив на коленях руки. Когда-то ее голову украшал диск, символизирующий лучезарное солнце-Ра. Сейчас он сильно поврежден, так же как и лицо, точнее, морда, так как у богини голова львицы.

На постаменте трона есть два столбца иероглифической надписи, которая свидетельствует, что изготовлена статуя по приказу фараона Аменхотепа III. Сехмет, которую еще называли Владычицей пустыни, доставляли наслаждение страдания и гибель людей, она пьянела от пролитой крови и приходила в неистовство.

Но, как это часто бывает в древних верованиях, богиня имеет и светлую сторону. Как Мать-Сехмет её считали дарительницей жизни, она покровительствовала врачевателям, и именно к ней обращались женщины, которые хотели, но не могли родить ребенка. О светлой стороне богини свидетельствует зажатый в руке Сехмет анкх — египетский крест, символ жизни. У этой статуи он стилизован и напоминает завязанный бант.

Статую Сехмет привёз в Санкт-Петербург из развалин древних Фив русский путешественник, герой войны 1812 года, поэт и министр Авраам Сергеевич Норов (1795-1869). Из путешествия по Египту и Нубии он и привез статую Мут-Сехмет. Её Норов нашел наполовину засыпанную песком в развалинах древнего храма на берегу озера Ишеру.

о статуе Сехмет служители музея рассказывают невероятные вещи. Изредка в полнолуние на гранитных коленях богини появляется красная лужица, к утру она высыхает, оставив лишь едва заметный налет. С научной точки зрения этот феномен объяснить сложно, а вот с мистической…

Согласно одному из древних мифов, Великая Сехмет разгневалась на людей, переставших почитать бога солнца Ра, и решила уничтожить весь человеческий род. Люди уже чувствовали огненное дыхание Владычицы пустыни, а с рук Сехмет готовы были сорваться стрелы пламени. Но другие боги, пожалев египтян, посоветовали им разлить перед богиней подкрашенное красной краской вино. Сехмет приняла его за кровь, стала с жадностью лакать, опьянела и уснула. А проснувшись, забыла о своих кровожадных планах.

Но видимо, не навсегда. Говорят, что красный налет на коленях богини предвещает неприятности, которые ожидают Россию. Последний раз его видели в 1991 году, и хотелось бы надеяться, что это, действительно, больше не повториться. Хотя, возможно, история о пробуждении кровожадной богини всего лишь одна из легенд, которые, кажется, рождает сама удивительная атмосфера Эрмитажа.

3. Мумия жреца Па-ди-иста

В том же Египетском зале Эрмитажа хранится мумия жреца Па-ди-иста — уникальный экспонат, которому более 3000 лет. В целом, в музее хранится несколько мумий, но самой знаменитой считается мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста. Возраст, приблизительно, Х век до нашей эры.

Мумия занимает самое видное место в зале Древнего Египта. В Эрмитаж экспонат попал вместе с коллекцией мумий и саркофагов, которую музею преподнес в дар купец Анастас Аверов. Па-ди-иста мумифицировали, что отвечало обычаям того времени. Нам остается лишь диву даваться, насколько высок был уровень мастерства бальзамировщиков Древнего Египта.

4. Часы «Павлин»

Часы «Павлин» — визитная карточка Эрмитажа. Они более 200 лет находятся в Павильонном зале, и все посетители музея имеют возможность ими полюбоваться. Даже те, кто неоднократно бывал здесь, заходят поприветствовать золотую птицу.

«Павлин» не просто часы, а целая многофигурная композиция, получившая свое название от главного персонажа. Это маленький «кусочек» волшебного сада, все элементы которого выполнены из позолоченного металла и серебра и украшены кусочками хрусталя. Вокруг дуба с искусно выполненными листьями и желудями собрались сова, павлин и петух — эти фигуры приводятся в движение специальными механизмами.

Появились часы в Санкт-Петербурге в 1780-х годах. В то время были в моде механические, движущие, а нередко и поющие фигурки птиц, которыми часто украшали часы. Автором, изготовившим фигуры птиц и приводящий их в движение механизм, является знаменитый лондонский ювелир Джеймс Кокс, а над устройством самих часов трудился немецкий мастер Фридрих Юри.

История появления этих часов в Петербурге туманна. По одной из версий, фаворит Екатерины II князь Григорий Потёмкин, узнав у прибывшей из Лондона герцогини Кингстон о непревзойденных механизмах Джеймса Кокса, заказал мастеру подарок для императрицы. Однако часы не перенесли долгого пути, прибыли в Санкт-Петербург в неисправном состоянии и в разобранном виде несколько лет хранились во дворце Потёмкина.

По другой версии, часы «Павлин» приобрела сама Екатерина II в подарок фавориту, заплатив мастерам Джеймсу Коксу и Фридриху Юри огромную по тем временам сумму в 11 000 рублей золотом. Это вполне в духе императрицы, которая любила делать дорогие подарки своим любовникам.

Так или иначе, но до 1791 года «Павлин» в нерабочем состоянии хранился в Таврическом дворце. И мы бы так и не увидели это великолепное произведение искусства, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, которому князь Потёмкин поручил отремонтировать часы.

Для этого Кулибину потребовалось два года. В 1794 году часы наконец заработали, и их действие производило на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных птицах в дивном саду даже сочиняли стихи. Всего в часах действуют 4 механизма, три из которых приводят в движение фигуры птиц, соединенные с четвёртым — часовым механизмом — системой рычагов.

Уже полностью исправными часы продолжали находиться в Таврическом дворце, и увидеть их могли немногие. В Эрмитаж «Павлин» переехал только по приказу Павла I, который занял бывший дворец фаворита Екатерины в 1797 году.

В конце 90-х годов XX века вновь потребовалась реставрация износившегося механизма, и с этой работой успешно справился «хранитель» золотого павлина — заведующий лабораторией научной реставрации часов Михаил Петрович Гурьев. Сейчас для сохранности механизма «Павлина» заводят только раз в неделю. Полюбоваться ожившими птицами удивительных часов можно каждую среду в 19:00.

5. Исполняющие желания атланты

Всем известно, что портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы поддерживают 10 мужественных атлантов. Петербуржцы уверены, что исполины охраняют город и его жителей, а также исполняют сокровенные желания.

6. Мистический «Чёрный квадрат»

В Эрмитаже можно увидеть авторская копия знаменитого «Чёрного квадрата» Малевича. Своё полотно художник создал в 1913 году для оперы «Победа над солнцем». Чёрный квадрат был полной противоположностью красному солнечному кругу, он символизировал подчинение природы человеку.

Споры вокруг этого для некоторых сомнительного шедевра не утихают до сих пор. Но в одном все сходятся. Даже копия «Чёрного квадрата» Казимира Малевича обладает мощной энергетикой. Рассказывают, что кто-то у картины падает в обморок, кто-то, напротив, приходит в сильное возбуждение.

7. «Гробница Гомера»

В зале Юпитера хранится несколько античных гробниц, и одна из них, как утверждает народная молва, принадлежит Гомеру. Саркофаг привезли из экспедиции графа Орлова-Чесменского и показали Александру Строганову — страстному коллекционеру диковинок, который назвал этот памятник «гробницей Гомера».

На самом деле, гробницу изготовили во II веке нашей эры, а Гомер жил на несколько столетий раньше. Но это не объясняет другой загадки памятника: почему задняя и лицевая стенки выполнены в разных стилях? До сих пор не выяснили, была ли гробница такой сначала или её потом с ней что-то ещё делали.

8. Подземные ходы под Эрмитажем

Живы легенды, согласно которым под Эрмитажем есть множество подземных ходов. Якобы они соединяют здание с другими местами в Петербурге. Говорят, есть ход, ведущий к особняку Матильды Кшесинской — балерины Мариинского театра, которая была известна романтическими связями с мужчинами из царской семьи. Другой тайный ход начинается за престолом в Малом тронном зале и связывает Эрмитаж с Главным штабом.

9. Кланяющийся Пётр

Большим ореолом таинственности окутан восковой памятник Петра I, который находится в Эрмитаже. Над фигурой царя потрудились отечественные и европейские мастера после того, как он умер. После чего многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Пётр Великий вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать».

В XX веке в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду.

Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

10. Быль о ленинградском д’Артаньяне

Об одном интересном случае в стенах Эрмитажа написал Михаил Веллер в «Легендах Невского проспекта». Секретарь обкома выдавал замуж дочь и решил украсить свадебный стол царским золотым сервизом из запасников. О его возмутительных планах якобы узнал хранитель Рыцарского зала Леонид Тарасюк.

Когда группа товарищей из Смольного приехала в Эрмитаж, их встретил рыцарь в гремящих латах и с мечом. Но потом вышла промашка — в те времена залы музея охраняли овчарки, которые накинулись на воителя. У конника было только одно незащищённое латами место, куда и вцепились собаки. «Призрак» взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению сервиза оказалась провалена.

11. Неповторимые серьги

В сибирской коллекции императора Петра I находятся феодосийские серьги. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. При сильном увеличении можно разглядеть крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды. Именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу.

Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.

12. «Ники смотрит на гусар»

Одна из реальных историй, и очень удивительная. Несмотря долгую историю Зимнего, и зачастую не очень счастливую, были трагичные годы революций и войн, дворец пережил страшную блокаду, в нём уцелело несколько окон с дореволюционными стёклами.

Любопытно, но на одном из них рядом с Малахитовой гостиной сохранилась надпись: «Ники смотрит на гусар», нацарапанная императрицей Александрой Фёдоровной с намёком на императора Николая II. Рассмотреть эту историческую надпись нелегко, она скрыта занавеской и находится довольно высоко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *