последняя квартира виктора цоя
«Цой жив!»: ТОП-5 мест в Санкт-Петербурге, где жил и творил лидер группы «Кино»
Дом со шпилем, Московский проспект, 190
Красивое здание на Московском проспекте многие воспринимают как элитное строение. В Советское время здесь, действительно, жили партработники и чиновники высших звеньев, но в другой части. В доме попроще можно было найти коммунальные квартиры, где и обосновался маленький Виктор с отцом-инженером и мамой-педагогом.
Виктор Цой, живя здесь, успел выучиться в школе, поступить в ПТУ, а затем создать первую группу «Гарин и гиперболоиды», которая затем мутировала в «Кино». Кстати, «дом со шпилем» он никогда не забывал и даже указал в своих хитах: «Бездельник» и «Дети проходных дворов».
Загородный проспект, 40 – «декорации» для клипа «Видели ночь»
Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press
Когда Цой почувствовал, что музыка стала не только хобби, но и чем-то большем, то захотел расширить свои границы. В этом музыканту помогла американка Джоанна Стингрей – продюсер приехала в СССР в поисках молодых талантов, познакомилась с БГ, Юрием Каспаряном и другими рок-легендами. Ее внимание привлек и Виктор Цой – именно она поспособствовала съемкам клипа на песню «Видели ночь», которая затем стала легендарной.
Ленинградский рок клуб, Рубинштейна, 13
Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press
Культовое место для всех рок-музыкантов. Именно сюда приезжали выступать БГ, Вячеслав Бутусов и… группа «Кино» во главе с Виктором Цоем. Но попасть сюда мечтали не только рокеры, но и простые люди, для которых мир рок-музыки был закрыт из-за железного занавеса и идеологии СССР.
Сейчас на месте рок-клуба находится детские театр «Зазеркалье» и периодически там проводят ностальгические концерты памяти. Несколько лет назад, выступая на одном из юбилейных торжеств, Борис Гребенщиков признался: «Звук здесь за 30 лет так и не изменился – как был ужасным, так и остался».
Котельная «Камчатка» на Блохина, 15
Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press
Легендарное место, где работал Цой, чтобы прокормить семью. Дело в том, что в 80-е рок-музыка была практически под запретом и доход приносила катастрофически скромный, поэтому все рокеры работали параллельно на официальных работах. Цой был кочегаром. Сейчас это культовое место для всех поклонников творчества Виктора Робертовича.
Квартира на проспекте Ветеранов, 99
Здесь он прожил до своего переезда в Москву. Рядом жил легендарный директор и продюсер Юрий Белишкин, поэтому улицы рядом с Ленинским проспектом можно по праву считать рокерскими. В квартире на Ветеранов он написал такие хиты как «Группа крови», «Звезда по имени солнце» и другие.
Не только «Камчатка». Адреса Виктора Цоя в Петербурге
15 августа 1990 года не стало Виктора Цоя. Он погиб в автокатастрофе. Тридцать лет, как певца нет, но его песни до сих пор с нами. Эта музыка и сейчас звучит современно, а сама личность Цоя вызывает интерес у тысяч его поклонников.
ФОТО Сергея ВДОВИНА/ИНТЕРПРЕСС
Сегодня многие из них приезжают в наш город посетить места, связанные с именем кумира. Это и дом на проспекте Ветеранов, в котором Виктор жил со своей семьей, и, конечно же, легендарная котельная «Камчатка». Однако на самом деле подобных отметок на карте города – бесчисленное множество. Ведь Виктор Цой родился в Ленинграде, здесь учился, работал и прожил до 1988 года, когда переехал в Москву.
Большая часть жизни Виктора прошла в Московском районе. Он появился на свет 21 июня 1962 года в роддоме № 9 (Кузнецовская ул., 25). Отсюда новорожденного привезли на Московский проспект, 193, где тогда жили его родители. Это здание в стиле сталинского ампира на Московской площади. Рядом, стоит лишь перейти Ленинский проспект, детский сад, куда он ходил.
В 1966 году родители купили однокомнатную кооперативную квартиру в типовом девятиэтажном кирпичном доме, опять же в Московском районе, – на пр. Космонавтов, 76. Отсюда Виктор отправился в первый класс школы № 362, находившейся в пяти минутах ходьбы, на Витебском пр., 85. Забегая вперед, скажем, что Виктор сменил четыре школы, и все – в Московском районе.
В 1973-м родители Виктора развелись. Квартиру разменяли. Отец, Роберт Максимович, уехал в комнату в коммуналке, а Вера Васильевна с сыном – в квартиру на Пулковской ул., 17. Затем – вновь переезд, на этот раз в знаменитый «Дом со шпилем» на Московском пр., 190. Там Виктор Цой прожил с 1975-го до начала 1980-х годов. Рядом, на улице Фрунзе, 22, – школа (сейчас № 507, а тогда 378-я), в которой он окончил седьмой и восьмой классы.
Здесь, в здании на углу Московского проспекта и Бассейной улицы, Виктор пережил подростковый возраст. Первые аккорды на гитаре, первый опыт вокала, первая влюбленность. Он не любил проводить время дома: у него была средняя проходная комната – все время на виду, не укрыться. Отсюда и прогулки по городу, и курение на крыше соседнего дома, откуда был виден казавшийся бесконечным парк Победы. Кто знает, может, из подобного досуга впоследствии и родилось: «Гуляю, я один гуляю. ».
Отсюда Виктор ездил в художественную школу на наб. канала Грибоедова, 2б, и в училище им. Серова на площади Пролетарской Диктатуры, 5, в которых, правда, проучился недолго. Из последнего учебного заведения Виктора отчислили за неуспеваемость. Виной тому, надо полагать, послужил растущий интерес к музыке.
Родители, в особенности отец, придерживались строгих жизненных правил: учеба, армия, работа. Видимо, под их влиянием Виктор сначала устроился штамповщиком на завод, а затем поступил в вечернюю школу № 147 у станции метро «Электросила» (Московский пр., 164). Здесь он учился два года, а затем поступил в ПТУ № 61 на ул. Стойкости, 30, где осваивал специальность «резчик по дереву». В этой профессии он делал успехи, и его даже показали в популярной программе «Монитор» ленинградского телевидения – как лучшего учащегося.
В музее бывшего ПТУ, а ныне лицея хранится дипломная работа Виктора – резной наличник. Многие знают, что он делал и нэцке. Он вообще любил все восточное. Многим своим друзьям он дарил пепельницы и прочие поделки из дерева. После смерти певца лицей стал объектом паломничества его фанатов. Многие стремились пройти по стопам Виктора и даже поступали сюда учиться.
Еще в стенах ПТУ он был гитаристом в студенческой группе «Ракурс», а после двух курсов бросил учебу и полностью посвятил себя творчеству.
С 1985-го по 1987 год Цой жил в доме-корабле на пр. Ветеранов, 99. Это была квартира его жены Марианны и ее мамы Инны Николаевны. Известны фотографии счастливой молодой семьи на прогулке в соседнем парке «Александрино» и Виктора с собакой, скотч-терьером Биллом, возле дома. После смерти музыканта деревянная дверь в квартиру № 101 была вся исписана поклонниками.
Осенью 1986 года он устроился кочегаром в котельную на Петроградской стороне. В ту пору именно котельные для многих творческих людей служили своего рода «внутренней эмиграцией». Во-первых, график работы – сутки через трое. Можно меняться сменами. Во-вторых, на работе всегда было время для гостей, написания песен, стихов или картин. И, наконец, платили зарплату.
Котельная на улице Блохина, 15, в начале 1980-х была богом забытым местом с «классическим» пьющим персоналом. Все изменилось с назначением туда бригадиром Анатолия Соколкова. Он и стал набирать команду из непризнанных официально музыкантов.
Котельная отапливала один-единственный дом – женское общежитие 1-го ремонтно-строительного треста Ленинграда. Есть кадры из фильма Алексея Учителя «Рок», где Цой грузит в тележку уголь, а затем бросает его в топку. Известна также шутливая музыкальная зарисовка Виктора «Я хочу быть кочегаром».
Будет несправедливо не упомянуть и других музыкантов, работавших в разное время в котельной. Это Святослав Задерий, Александр Башлачев, Андрей Машнин, Олег Котельников, Виктор Бондарик.
Название «Камчатка» прижилось почти сразу. Дело в том, что Анатолия Соколкова все называли «начальник». Естественно, всем сразу на ум приходил известный советский фильм «Начальник Чукотки». А к тому времени у Цоя уже была написана песня «Камчатка» и альбом «Начальник Камчатки». И по аналогии и созвучию с фильмом все стали называть Соколкова именно так – «начальник Камчатки», а саму котельную – «Камчатка».
Цой проработал там сравнительно недолго. Его популярность стремительно набирала обороты. Начались гастроли, съемки в кино и на телевидении.
Певцу не удавалось оставаться инкогнито. К тому времени в прокате уже вовсю шли фильмы «Асса», «Игла», по телевидению крутили клипы, выходили передачи с участием музыканта. Порой, вернувшись домой, Цой находил под дверью своей квартиры цветы от поклонников.
Впрочем, его ленинградские адреса – это и дома, где жили его многочисленные друзья, и рок-клуб на улице Рубинштейна, 13, и студии, где в разное время Виктор Цой и группа «Кино» записывали свои песни.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6741) от 14.08.2020 под заголовком «Не только «Камчатка»».
Прогулка по адресам Виктора Цоя в Петербурге
Жизнь музыканта Виктора Цоя неразрывно связана с Ленинградом. Здесь он родился, и здесь его похоронили. Его имя знает любой, кто любит рок-н-ролл.
Приглашаем на прогулку по памятным местам, культовым для поклонников «Кино».
Родильный дом
Кузнецовская ул., д. 25
Здание коммерческого кардиоцентра с 1938 по 1979 год было роддомом. Именно здесь 21 июня 1962 года появился на свет Виктор Цой. Будущий музыкант родился неподалёку от СКК — спустя много лет он соберёт здесь огромный полный зал на последних концертах группы «Кино» в Ленинграде. Именно во время этих выступлений певец пообещает выпустить новый альбом осенью 1990 года. Но пластинка, получившая название «Чёрный альбом», вышла уже после смерти Цоя.
Виктор Цой в детстве. Фото: liveinternet.ru
«Генеральский дом», или Дом со шпилем
Московский пр., д. 190 / ул. Бассейная, д. 41
«И способен дотянуться до звёзд, Не считая, что это сон», — пел Виктор Цой. Один из самых известных адресов музыканта — первый небоскрёб города.
Здание на пересечении Московского проспекта и Бассейной улицы было крупнейшим долгостроем своего времени. Дом со шпилем начали возводить ещё в 1940 году, но строительство остановили из-за войны и завершили только в 1953-м. Потом ещё два года доделывали шпиль, благодаря которому новостройка высотой 76 метров стала самым высоким зданием Ленинграда того времени.
Проект шести этажей готовили архитекторы Григорий Симонов, Борис Рубаненко и Владимир Васильковский. Башню-бельведер со шпилем, как считается, планировал Олег Гурьев. Авторами скульптур на башне стали архитектор Лазарь Хидекель и скульптор Игорь Крестовский.
Здесь Виктор Цой жил с 15-летнего возраста — с 1977 года по 1982 год — в проходной комнате, а съехал тогда, когда им с Марианной, будущей супругой, понадобилось отдельное жильё.
«Генеральский дом» или Дом со шпилем. Фото: alkopona.livejournal.com/314066.html
СГПТУ Реставрационно-строительное № 61
Ул. Стойкости, д. 30/2
Именно здесь, на окраине города, в середине 1981 года Виктор Цой совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создал музыкальную группу «Гагарин и гиперболоиды», которая вскоре стала известна как «Кино».
Теперь это отделение № 2 реставрационного колледжа «Кировский». В художественном музее образовательного учреждения до сих пор хранится дипломная работа Цоя — резной дверной наличник с солнцем. В резьбе по дереву Виктор делал успехи, его даже показали в популярной программе «Монитор» ленинградского телевидения — как лучшего учащегося.
Цой умел профессионально вырезать фигурки нэцкэ из дерева, а своим друзьям он регулярно дарил пепельницы и другие поделки из дерева. Какое-то время Виктор даже работал в мастерской Екатерининского дворца в Пушкине.
Работа по резьбе Виктора Цоя. Фото: vk.com/rozhdenie_dnya
Парк «Тихий отдых»
В этом парке Виктор Цой работал резчиком по дереву во время летней практики. Он должен был следить за состоянием деревянных скульптур, а при необходимости их оперативно ремонтировать. Музыкант часто гулял здесь с женой и писал песни, вошедшие потом в его первый магнитоальбом.
Вид парка сверху. Фото: citywalls.ru
Психиатрическая больница «Пряжка»
Сюда Виктор Цой лёг в 1983 году на месяц под предлогом обострения маниакально-депрессивного психоза, чтобы получить белый билет и «откосить» от армии. Условия пребывания оказались весьма жёсткими. Под впечатлением от пережитого Цой написал песню «Транквилизатор». Сейчас это психиатрическая больница Святого Николая Чудотворца.
Больница. Фото: google maps
Котельная «Камчатка»
Виктор Цой трудился здесь в должности кочегара с 1986 по 1988 год. Котельная отапливала один-единственный дом женского общежития 1-го ремонтно-строительного треста Ленинграда. Это вторая котельная в трудовой биографии Цоя. Виктору нравилось здесь работать не потому, что на большее его не хватало, а потому что никто не мог придраться, что он тунеядец. При таком раскладе музыканту не грозила уголовная статья, а ещё подобная работа освобождала массу времени для выступлений на неофициальных концертах. В 1987 году здесь прошли съёмки документального фильма «Рок», в котором участвовал и Цой.
«Камчатка» — культовое место для поклонников ленинградского рок-н-ролла. Именно в этих стенах родились на свет многие песни музыкальных групп «Кино», «Аквариума» и «Алисы». Теперь здесь работает клуб-музей Виктора Цоя.
Сквер Виктора Цоя
Зверинская ул. / Любанский пер., д. 2
Название присвоили скверу в 2012 году: участники движения «Рок-Петроград» собрали несколько тысяч подписей под инициативой увековечить имя Виктора Цоя в одном из городских топонимов. Это место было выбрано в связи с тем, что неподалёку находится котельная «Камчатка» — и, без сомнения, Виктор Цой бывал на этом тогда ещё пустыре. Сквер частично расположен на крыше бомбоубежища, и после присвоения ему имени музыканта, не раз становился площадкой уличных фестивалей. Лидер движения «Рок-Петроград» и музыкант Сергей Елгазин активно выступает за создание в бомбоубежище центра искусств им. В. Цоя.
21 июня 2012 года, в день 50-летия певца, Любанский переулок на Петроградской стороне был переименован в переулок Виктора Цоя — правда, всего на один день.
Ленинградский рок-клуб
Ул. Рубинштейна, д. 13
Это легендарное место стало первой площадкой, где власти официально разрешили исполнять рок-н-ролл. Музыканты играли здесь в те годы, когда о больших залах, а тем более стадионах, представители молодёжной субкультуры могли только мечтать. Здесь выступали ставшие знаменитыми и культовыми группы «Аквариум», «Поп-механика», «Кино», позже «АлисА», «ДДТ». Теперь на этом месте находится детский театр «Зазеркалье».
У входа в клуб. Фото: Валентин Барановский
Сквер «Эльф»
Ул. Стремянная, д. 11
На углу Стремянной улицы и Дмитровского переулка в 1980-е годы собирались будущие легенды отечественного андеграунда — в том числе и Виктор Цой, когда «время есть, а денег нет, и в гости некуда пойти». Народ называл сквер Эльфийским (Эльфовским), поскольку в примыкающем к нему доме находилось кафе «Эльф».
Здесь снимали некоторые сцены документальной короткометражки о жизни ленинградских рок-музыкантов «Йя-Хха». В настоящее время этот сквер — едва ли не единственная зелёная зона во Владимирском муниципальном округе.
Сквер «Эльф» в наши дни. Фото: sites.google.com/site/zoovit
Последняя квартира
Пр. Ветеранов, д. 99, кв. 101
Этот дом стал последним местом, где жил Виктор Цой со своей женой Марианной, маленьким сыном Сашей и скотчтерьером Биллом, — с 1985 по 1987 год. В этой квартире музыкант написал песни для альбомов «Это не любовь» и «Ночь», принесших группе «Кино» всесоюзную славу.
Памятник Виктору Цою
Памятник Виктору Цою установили 14 августа 2020 года у станции «Проспект Ветеранов» — там, где снимали финальные кадры фильма «Игла». Автором скульптуры стал выпускник петербургской Академии художеств Матвей Макушкин.
Фото: Ирина Иванова
Богословское кладбище
Пр. Мечникова, Бестужевская ул.
Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище 19 августа 1990. Его могила на Центральной аллее почти сразу стала местом паломничества для многих людей, которые приносят цветы, свечи, атрибутику группы. Поклонники «Кино» собираются здесь по сей день.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»
Как я жил в квартире Цоя
Анатолий Горняк
Приезжаю к друзьям в Коньково. После застолья выходим прогуляться. А ты, спрашивают, в курсе, что у нас тут Цой жил? Да ладно, смеюсь, Цой — питерский. Ну да, питерский, только в последние годы обитал вон в том доме. Подходим. Старенькая девятиэтажка на Профсоюзной, 116/1. Легенда рок-музыки, оказывается, тут обитал с 1987-го, последние три года жизни.
Виктор Цой жил здесь со своей гражданской женой, киноведом и переводчицей Натальей Разлоговой. И именно во дворе этого дома стоял злополучный «Москвич-2141», на котором он разбился в августе 1990-го. И тут я, несмотря на некоторую затуманенность сознания, вдруг понимаю, что в точно таком же доме жил в свое время и я! Та же дурацкая планировка: маленькая кухня, низкие потолки. А совсем смешно стало, когда узнал номер квартиры Цоя. Да ведь это такая же, как когда-то была у меня, «трешка»! С проходным залом, холодная, неудобная — так себе квартира. Только моя была на восьмом этаже, а у Цоя — на шестом. Но все равно, получается, что жил я в квартире легенды, точнее, как у легенды. Таблички, кстати, в доме на Профсоюзной никогда не было.
21 июня Виктору Цою могло исполниться 58 лет / Фото: kinopoisk.ru
Русский рок и рокеры вообще — страннейший феномен. Это у них, на Западе, рок-н-ролл — часть шоу-бизнеса, а у нас какой-то дичайший нищебродский андеграунд. Лидер «Гражданской обороны» Егор Летов — легенда под стать Цою, до конца жизни обитал в жуткой ободранной омской хрущевке. Неопределенного цвета панельке.
В похожей хрущевке, но кирпичной и в Воронеже, жил основатель и лидер «Сектора Газа» Юрий Хой. Майк Науменко из «Зоопарка» и вовсе коротал дни в маленькой комнатушке коммунальной квартиры на улице Боровой в Питере. А ведь эти парни не были нищими — их группы собирали стадионы! Лидер ДДТ Юрий Шевчук сейчас живет в маленьком двухэтажном домике в поселке Лебедевка Ленинградской области. Построил, кстати, его сам. Посмотрите на фото в интернете. Большинство подмосковных дач средней руки выглядят значительно солиднее. Лидер легендарной «Алисы» Константин Кинчев тоже обитает в деревенском домишке: одна комната внизу, две спальни на втором этаже, веранда. В общем, без слез не взглянешь. БГ продолжает жить в Питере, но тоже не обзавелся поместьем.
А я доволен. Те парни, которые в 1980-90-е сформировали мировоззрение моего поколения, нас не предали. Они не стали богатыми и жирными, как Элвис Пресли, любивший раздаривать Кадиллаки. Те, кто жив, еще могут собрать стадионы, но не способны опуститься до участия в «Голубом огоньке». Спасибо вам! А Цой… Цой жив, куда он денется. Когда я вижу 17-летних, поющих «Пачку» под гитару, улыбаюсь. Что-то главное, неуловимо важное, в этой стране не меняется. Интересно, поет ли кто-то в США под гитару Элвиса?
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции
По местам питерского рока
Именно здесь он написал песни для альбомов «Это не любовь» и «Ночь». Недалеко от дома находится парк «Александрино». Там Цой любил гулять с женой и ребенком.
В парке Александрино хотели установить памятник Виктору Цою. Долгое время это обсуждалось, были представлены проекты памятника. Но потом передумали и решили установить памятник в сквере около станции метро проспект Ветеранов.
Парадная, где жил Виктор Цой, ничем не отличается от других парадных этого дома.
Нет ни надписей, ни других следов культа.
Вид от парадной Цоя на школу № 254, где учился Илья Черт и некоторые другие достойные и талантливые детки.
Этим питерским дворам Илья Черт потом посвятит песню, которую так и назовёт «Двор»
Двор, который помнил всех.
Двор, который слышал смех
и не видел наших слёз,
Где-то.
Где-то есть такой у всех,
Тихий, старый и седой,
С пожелтевшею листвой
в небе.
Не узнать себя в лицо.
Память потеряли те,
Кто хотел забыть себя
вовсе.
Перепугано сердце бьётся в горло и грудь,
все разорваны песни и осталось чуть-чуть
дотянуть до рассвета, чтоб подняться и встать,
Закурить сигарету и сначала начать.
Телефон стоит молчит
под раскинутым шатром
звёзд пустых, как пьяный взгляд
в окна.
По отброшенным теням,
по потерянным друзям,
что хранят твои мечты,
гуляет ветер.
На разодранных штанах,
вместе с водкой и вином,
плесневеют адреса
лучших.
Тех, кто видел весну, и остался там спать.
Тех, которых с дороги не успели поднять.
Тех, кто думал что сам и не слушал других.
Тех, кто сам умирал, но тащил молодых!
По моим прикидкам, Цой и Черт проживали тут приблизительно в одно и то же время, так как это был последний адрес Цоя, а Илья Черт учился в школе № 254 с 1 по 8 класс, а это примерно с 1979 по 1987 года.
Со времён Цоя и Черта эти дворы практически не изменились, только появились заборы вокруг детских садов и школ да новые игровые площадки. Ну еще поколение машин сменилось.
Осенью 1986 года сюда, в кочегарку общежития устраивается кочегаром Виктор Цой. С ним также работает Александр Башлачев и другие, так как в СССР статью за тунеядство никто не отменял.
Котельная была местом неофициальных концертов, чему способствовало отдельное расположение её здания.
Также здесь в 1987 году происходили съёмки фильма «Рок». В интервью, данном в фильме, Виктор Цой, подкидывая уголь в топку, сказал следующее: «Я просто чувствую себя свободным. Совершенно свободным».
Сейчас «Камчатка» — клуб-музей Виктора Цоя.
В декабре 2013 года появилась информация о возможном сносе здания в связи с признанием его аварийным.
Но пока не снесли.
О-o-о-о, это странное место Камчатка,
О-o-о-о, это сладкое слово Камчатка.
Я не вижу здесь их, я не вижу здесь нас,
Я искал здесь вино, а нашёл третий глаз…
Надписи со всей нашей необъятной.
Обычно пишут просто «Кино» или «Цой жив», но есть в Петербурге и вполне художественное изображение рок-музыканта. Выполнен этот портрет командой HoodGraff, которая приобрела известность именно после этого граффити. Нарисован Цой на трансформаторной будке в центре города, недалеко от Невского, во дворах, около бизнес-центра. Ближайший адрес, пожалуй, ул. Маяковского, 3б
Из-за того, что рисунок был выполнен без согласования, власти хотели его закрасить, но за команду художников вступился лично губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. А вскоре, в том числе благодаря этому случаю, в каждом районе Петербурга были выделены адреса, где рисовать граффити можно вполне легально.
Еще работа этой команды: Высоцкий на Московском проспекте, рядом с метро Фрунзенская.
В 1989 году в этом доме, предназначенном на капитальный ремонт, поселилось несколько художников и музыкантов, оборудовавших там свои мастерские и студии.
В числе музыкальных групп, оборудовавших там студии, были «Аквариум» и «ДДТ».
Тогда власти города смотрели на это сквозь пальцы, а тем временем общество независимых художников и музыкантов на Пушкинской, 10 возрастало. Образовался первый, и пожалуй самый известный в СССР «сквот».
Впоследствии власти несколько раз пытались «разогнать» «жителей» дома с целью то разрушить дом, то переделать его под элитное жилье, отключали электричество и отопление, но «жильцы» категорически отказывались покидать занятые помещения.
В 1998 году был найден компромисс: флигель, выходящий на Пушкинскую, отремонтировали под дорогие квартиры, а независимым художникам, объединившимся тогда в Фонд «Свободная культура», отдали дворовый корпус, куда заходят с Лиговского, 53.
Боровая ул., 18 / Волоколамский пер., 1. В одном из самых атмосферных мест Ленинграда на последнем этаже большого старого дома жил Майк Науменко, лидер группы «Зоопарк».
Жил он в коммуналке, человеком был гостеприимным, и в его квартире всегда было полно друзей, приятелей, да и просто незнакомых людей, желающих с Майком выпить. Собственно говоря, пьянство и подвело итог всей жизни Майка. Он умер 27 августа 1991 года в той самой коммуналке на последнем этаже огромного дома.
Рубинштейна, 13. Здесь находился ленинградский рок-клуб.
Датой рождения рок-клуба считается 8 марта 1981 года, когда объединение свободных рок-музыкантов Ленинграда получило прописку, счет и статус любительского объединения.
Подмостки рок-клуба дали старт таким впоследствии известным группам, как «Кино», «Зоопарк», «Пикник», «АукцЫон», «Секрет», «Алиса» и другие.
В 1983 году Рок-клуб проводит первый Ленинградский рок-фестиваль. Таких, фестивалей еще будет несколько, самый масштабный – VI фестиваль в 1987 году проходил в 2 этапа, и длился 7 (!) дней.
Рок-клуб закрылся в начале 1990-х годов. Сейчас тут театр «Зазеркалье».
На этом рок-клубовские места города, конечно, не заканчиваются. В Петербурге адресов, связанных с деятельностью музыкантов рок-клуба, достаточно много и это хорошо!