посадка на поле кукурузы
Выращивание кукурузы на даче – раскрываем секреты высокого урожая
Добавление статьи в новую подборку
Если вы только задумываетесь о том, как вырастить кукурузу на даче и стоит ли это делать, мы подробно расскажем обо всех тонкостях этого процесса, его плюсах и минусах, а также о том, что делать с полученным урожаем.
Кукурузу привыкли считать южной культурой. Конечно, чем теплее регион, тем меньше с ней хлопот, однако вполне реально вырастить кукурузу в открытом грунте в Подмосковье и областях с аналогичным климатом. Правда, зависеть результат будет не только от агротехники, но и от того, какая погода установится в вашем районе летом.
Кукуруза – польза и вред
Прежде чем сажать кукурузу, стоит разобраться – а можно ли ее вам вообще? Ведь если о пользе этого злака (да-да, кукуруза вовсе не овощ!) известно многое, то о противопоказаниях чаще забывают, хотя есть и они.
Итак, польза кукурузы в том, что ее зерна содержат витамины группы В, Е, Н, кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, йод и т.д. Она благотворно влияет на работу кишечника, обладает желчегонным действием, способствует нормализации обменных процессов в организме.
А вот минусы кукурузы сводятся к тому, что в период обострения заболеваний ЖКТ она может усугубить ситуацию и противопоказана людям с тромбозами, тромбофлебитами и повышенной свертываемостью крови.
Лучшие сорта кукурузы
Сроки посева кукурузы и полученный результат напрямую зависят от выбранного вами сорта. Предложений в продаже немало, однако есть среди них проверенные варианты. Если вы собираетесь заняться этой культурой впервые и не знаете, как правильно посадить кукурузу в открытый грунт, выбирайте районированные сорта, ориентируясь не на яркую упаковку с многообещающей картинкой, а на опыт других огородников.
В средней полосе хорошие урожаи дают сорта:
Чем короче у вас лето, тем более скороспелые сорта вам нужно выбирать.
Выращивание кукурузы в открытом грунте
Вырастить кукурузу не так сложно, как многие привыкли думать, однако и просто воткнуть ее в землю, как горох, а потом прийти за урожаем не получится. Культура эта хоть и неприхотлива, но ждет от дачника определенных действий, без которых она может не дать плодов, а то и вовсе не взойти.
После чего сажать кукурузу
При выращивании кормовой кукурузы на полях ее стабильно сажают после зерновых и бобовых, не чередуя только с просом, поскольку у этих злаков есть общие вредители. Ну а на даче, где редко кто выращивает злаки в больших объемах, кукуруза станет отличным «сменщиком» для бобовых, бахчевых, картофеля или помидоров.
Впрочем, вы можете провести посев кукурузы в открытый грунт по периметру всего участка, и тогда ее высокие стебли станут настоящей живой изгородью. А если чередовать традиционные сорта с декоративными, кукуруза может стать вертикальной составляющей для клумб и цветников.
Посадка кукурузы семенами в открытый грунт
Посев кукурузы в открытый грунт семенами могут позволить себе жители тех регионов, где теплая погода длится хотя бы 4 месяца подряд, а заморозки редки и маловероятны. Почву для посадки готовят заранее, желательно с осени, заправляя ее фосфором и калием, наравне с другими частями огорода.
На момент посадки зерен почва должна прогреться до 12°С.
Весной накануне посадки грунт перекапывают на глубину не менее 10 см, вносят в него азотные удобрения (из расчета 20-30 г на 1 кв.м). Семена же начинают готовить к посеву за неделю. Для начала их 4-5 дней прогревают при температуре 35°С, а затем на пару дней замачивают в теплой воде.
Если вы не знаете, на каком расстоянии сажать кукурузу и на какой глубине это делать, то воспользуйтесь простой подсказкой. Сейте семена на глубину 7 см, а между растениями оставляйте 40 см (в ряду) и 60 см (между рядами). В полях посадки обычно плотнее, но это снижает урожайность, поскольку кукуруза получает недостаточно света.
Если вы сажаете кукурузу стенкой и боитесь, что часть семян не взойдет и останутся дыры в изгороди, сейте в каждую ямку по 3 зернышка, а после появления всходов оставляйте самый крепкий и удаляйте остальные.
Выращивание кукурузы рассадой
В регионах с частыми возвратными заморозками или коротким летом сеять кукурузу в открытый грунт опасно и нерационально. Однако пересадки, а точнее даже малейшего повреждения корней она не любит, поэтому у рассадного метода есть свои нюансы.
Сеять зерна кукурузы на рассаду можно уже в начале мая, в качестве емкостей выбирая торфяные горшочки. Прогревание и замачивание зерен проходит как обычно, а грунт для рассады нужно приготовить специальный. Заранее смешайте 2 части перегноя, часть песка, часть торфа и на каждые 10 л смеси добавьте стакан золы. Сейте по 2-3 зернышка в емкость, а после всходов удалите лишние.
Уже после 15 июня (дата актуальна для средней полосы) можно отправлять молодые кустики на постоянное место жительства. А вот когда высаживать рассаду кукурузы в северных регионах, нужно решать, ориентируясь на погоду. Помните, что температура должна быть не ниже 7°С, иначе растения погибнут. На момент высадки у каждого кустика должно быть 3 полноценных листа.
Сажайте кукурузу в грунт немного глубже, чем она росла до этого, обильно полейте ее и замульчируйте любым растительным материалом.
Уход за кукурузой
Чтобы кукуруза в открытом грунте дала полноценные, зрелые и сочные початки, ей потребуются внимание и забота. Помимо подкормок, которые мы рассмотрим отдельно, кукурузе нужно не так уж много – рыхление, полив и удаление пасынков. Именно эти боковые побеги, образующиеся на стебле во второй половине лета, отнимают у кустов силы и снижают урожай. Поэтому, как только пасынки на кукурузе станут явно заметны (достигнут в длину 15-20 см), их нужно безжалостно удалять, обламывая или срезая.
Рыхление особенно актуально для кукурузы в начале сезона, когда она медленно растет и плохо усваивает питательные вещества. Важно следить за тем, чтобы у корней не образовывалась корка, а сорняки не затеняли ваши тепло- и светолюбивые посадки. Удалять сорняки можно как вручную, так и с помощью тяпки, при этом стараясь не повредить корни самой кукурузы.
В принципе, растет кукуруза и в степях при долгом отсутствии воды, но ведь ваша цель не проверка этой культуры на выживаемость, а получение урожая, так что о поливах лучше не забывать. Хотя бы раз в неделю обильно увлажняйте почву под кукурузой, а в период заложения и созревания початков уменьшите интервал между поливами вдвое.
Если период цветения кукурузы выпал на влажную холодную погоду, и вы полагаете, что опыления недостаточно, можно усилить его самостоятельно. Для этого с верхушек стеблей срывают султаны (мужские цветки) и трясут ими над початками (женскими цветками).
Чем подкормить кукурузу
После высадки рассады или всхода семян и образования на стеблях 6 полноценных листьев кукурузу необходимо подкормить. Отличные варианты – 5%-ный раствор куриного помета, настоянный несколько дней, или 10%-ный раствор коровяка. Подкармливать кукурузу органикой нужно после обильного полива, чтобы не сжечь посадки.
Через пару недель после органической подкормки нужно дать растениям и дополнительно минеральное питание. Для этого в междурядья вносят по 20 г сернокислого калия или калимагнезии и суперфосфата. В первой половине июля можно провести листовую подкормку кукурузы, отдав предпочтение удобрениям с микроэлементами с обязательным наличием азота. Хорошо подойдет для этой цели мочевина (50 г удобрения растворить в 10 л воды). Опрыскивать кукурузу нужно утром или вечером, а для профилактики побледнения листьев в раствор можно добавить 30 г сульфата магния.
Болезни и вредители кукурузы
Стена кукурузных стеблей кажется непоколебимой лишь на первый взгляд, на самом же деле, в природе у нее немало врагов. Испортить вам весь результат могут как болезни, так и вредители.
Из первых чаще всего встречаются фузариоз початков или всходов, южный гельминтоспориоз, стеблевые гнили, ржавчина кукурузы, корневая гниль, красная гниль початков, пузырчатая и пыльная головня. Как правило, эти болезни попадают на участок с зараженным семенным материалом, поэтому старайтесь покупать обеззараженные семена или протравливайте их в фунгицидах самостоятельно.
Фузариоз початков кукурузы
Вредители, неравнодушные к кукурузе, – это проволочники и ложнопроволочники, совки, луговой и стеблевой мотыльки, овсяная шведская муха. Соблюдение севооборота, регулярная прополка междурядий и уборка растительных остатков станут хорошей профилактикой появления насекомых, а вот бороться с каждым из них потребуется своим средством.
Уборка и хранение кукурузы
Сроки уборки кукурузы зависят не только от выбранного сорта, но и от того, в каких целях вы ее выращиваете. Для консервации подойдут молодые и сочные початки, для сушки те, что полностью вызрели на кустах, а для заморозки – оба варианта.
У кукурузы различаются две стадии спелости – молочная и биологическая. Первая наступает, когда зерна бело-желтые, листья еще зеленые, а волоски на початке белые с бежевыми кончиками. Вторая характеризуется желтыми зернами, сухими, как пергамент, листьями на початке и коричневыми волосками.
В промышленных условиях кукурузные початки хранят в буртах при низкой температуре и влажности, а в домашних кукурузу проще всего заморозить. Делают это как с целыми початками, так и с отдельными ошпаренными зернами. В холодильнике спелая кукуруза может храниться до 2 недель, но нужно периодически проветривать ее, чтобы от повышенной влажности на початке не развилась гниль.
Теперь вам известно все необходимое, чтобы вырастить эту культуру, ну а как правильно варить кукурузу, думаем, вы и сами разберетесь.
«На солнце, вдоль рядов кукурузы». Как пилоты спасли пассажиров самолета A321
Пассажирский самолет «Уральских авиалиний», выполнявший рейс Москва – Симферополь, совершил аварийную посадку на кукурузном поле в подмосковной деревне Рыбаки. На борту самолета находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. В результате жесткого приземления все находившиеся на борту люди выжили, пострадали 74 человека. Разбираемся, в чем причины происшествия и как пилотам удалось сохранить жизни людям.
Посадка на брюхо
Москва 24 сняла с коптера севший в поле самолет А321
Airbus A321, принадлежащий авиакомпании «Уральские авиалинии», выполнял рейс Москва – Симферополь. На борту находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. Но сразу после взлета в двигатели попала стая чаек, что привело к перебоям в их работе.
Экипаж в лице командира Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина был вынужден совершить аварийную посадку в Раменском районе Московской области на кукурузном поле у деревни Рыбаки между ближним и дальним маяком системы посадки аэродрома. Момент посадки пассажиры снимали на телефоны.
«После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, тяги не хватало, высота плавно падала. На «ручном» командир взял управление на себя», – рассказал Георгий Мурзин.
«Мы сначала очень резко взлетали, самолет поднимался, потом появился какой-то звук и повторялся через каждые пару секунд. Потом самолет начал потихоньку падать. Первый раз я ударился головой об сидение передо мной. Потом мы стали резко падать. Такое ощущение, что самолет будто прыгал, потом резко затормозил, все кричали», – вспоминает он.
Пилоты посадили А321 на брюхо – шасси при посадке были убраны. Перед приземлением экипаж выключил двигатели. После аварийного приземления эвакуацией пассажиров из салона руководили бортпроводники «Уральских авиалиний»: Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина. Пассажиров рейса вывезли с места приземления на специальных автобусах.
Пассажиры аварийного рейса рассказали о ситуации на борту Airbus А321
В результате жесткой посадки за медпомощью обратились 74 человека, из них 19 детей. Жертв удалось избежать. В основном пассажиры получили средние и легкие травмы конечностей.
Жена командира Airbus A321 Дамира Юсупова Наталья рассказала телеканалу Москва 24, что еще не видела супруга после случившегося. «Он пока ничего не рассказывает, просто позвонил и сказал, что все живы. Я просто рада, что мой муж жив, очень жду его домой, хочу, чтобы он скорее вернулся», – говорит женщина.
Удача или профессионализм?
Многие эксперты согласны: случившееся – большая редкость и удача, но спасти людей помогла не только она. По мнению председателя комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова, пилоты приняли единственно верное решение, которое было возможно в конкретной ситуации.
«Производя снижение, экипаж обнаружил, что единственный работающий двигатель начал тоже отказывать. И, будучи на предпосадочной прямой, командир корабля принял очень правильное профессиональное решение – не ждать, пока откажет еще один двигатель, а потом камнем падать на землю. А посадить самолет перед собой», – говорит эксперт.
Видео: телеграм-канал Mash
Кроме того, эксперты указали на высокое качество самого пилотирования: помимо того, что отказали оба двигателя, Юсупов и Мурзин сажали самолет с полным весом и на ручном управлении – без компьютеров. «Если двигателей нет, то самолет фактически планирует, летчик может максимум только подрулить. И посадить его еще и так, чтобы он не загорелся, не развалился», – пояснил независимый авиационный эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич.
Кстати, по мнению Лукашевича, кукурузное поле – достаточно удачная площадка для экстренной посадки: на ней нет оврагов, никаких препятствий. «Сама кукуруза там уже такая высокая, под два метра. Она сыграла, возможно, роль запененной полосы», – добавил специалист.
На месте аварийной посадки Airbus A321 продолжают работать спецслужбы
Эксперты также отмечают, что сажать самолет без шасси, а «на брюхо» – еще одно грамотное решение пилотов. Однако оно было принято вопреки инструкциям: производитель рекомендует обратное. Инструкции выпускать шасси при посадке на сушу есть в чек-листе из презентации Airbus, посвященной действиям пилотов при экстренной посадке на воду и сушу.
Эксперты в летной отрасли заявили РБК, что выпуск шасси становится бессмысленным, если у экипажа нет достаточной высоты или времени на эту процедуру. «Шасси выходят очень медленно. Если самолет летит низко над землей, меньше 300 метров, то одна стойка может выйти, а может – нет. Это может быть еще большей проблемой, чем на голое брюхо садиться: самолет может крутануть во время касания», – поясняют эксперты, отмечая, что руководящие документы позволяют отклониться от любых инструкций, если пилот «действует на основании опыта и знаний и в целях успешного завершения полета».
«Шасси в любом случае бы сломались, и самолет все равно опустился бы на брюхо. Поэтому не было просто никакого смысла их выпускать. Но если бы пилоты пытались посадить самолет с шасси, те могли бы надломиться, выгнуться и пробить крыло или бак», – говорит Лукашевич
В целом, по словам экспертов, попадание птиц в двигатель – ситуация не такая уж и редкая. «Каждый год примерно более тысячи случаев», – пояснил Сытник. Однако не всегда это приводит к отказу двигателей. «В первую очередь, это зависит от размера птицы. Двигатель, например, спокойно «пережевывает» птицу размером с воробья», – отметил Лукашевич.
При этом специалисты единогласно отметили, что конструкция Airbus A321 не является причиной происшествия. По их словам, самолет очень надежный. Дело скорее в том, что лайнер столкнулся не с отдельными птицами, а со стаей.
По словам Сытника, птицы – частые гости аэропортов. «Как правило, недалеко от аэродромов какие-то свалки находятся, отходы туда выбрасываются. Птицы там питаются. Поэтому часто бывают столкновения с ними», – пояснил собеседник Москвы 24. К слову сказать, Минприроды настаивает на проверке свалок в районе аэропорта в Жуковском.
Место аварийной посадки A321 в поле сняли с коптера
Для таких случаев в аэропорту работают системы отпугивания птиц. «Они борются с птицами при помощи звуков, выстрелов, крики подбитой птицы, крики хищных птиц включают. В общем, как могут, так и распугивают», – добавил Сытник. В аэропорту Жуковский во время взлета Airbus A321 комплексная система по отпугиваю птиц была в исправном состоянии и работала.
Установить истинные причины аварии следователям только предстоит. «Скорее всего, это стечение обстоятельств. Но следователи обратят внимание на все факты», – выразил мнение заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. После происшествия уже было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).
Второй день рождения
Фото: скриншот телеканала Москва 24
Чудо в Жуковском – хотя и редкий, но не единственный случай, когда мастерство пилотов и слаженная работа экипажа помогали посадить самолет в экстренной ситуации и сохранить жизни всем находящимся на борту людям. Возможно, второй день рождения праздновали все, кто летел из Таллина в Москву 21 августа 1963 года. Лайнер авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55, и через некоторое время у самолета заклинило стойку шасси (передняя опора застряла в полуубранном положении).
Вернуться в аэропорт вылета не было возможности из-за тумана, поэтому воздушное судно решили посадить на ближайшем аэродроме в Ленинграде. Причем пилотам предстояла посадка «на брюхо». В «Шоссейной» – так тогда назывался Пулково – к приему Ту-124 приготовились все экстренные службы, пожарная техника и машины скорой помощи доставили к грунтовой полосе. Самолет вырабатывал топливо, нарезая круги над городом, и вдруг остановился один из двигателей. Пилоты взяли курс на взлетно-посадочную полосу – второй двигатель тоже отказал. Единственное, что оставалось, сажать самолет на Неву в черте города. Лайнер пролетел над Литейным, Большеохтинским и строящимся мостом Александра Невского – и благополучно сел на воду. Все пассажиры и члены экипажа выжили.
Чудом на Гудзоне окрестили приводнение Airbus А320, летевшего по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл в январе 2009 года. Почти сразу после вылета из аэропорта лайнер столкнулся со стаей птиц, что привело к отказу обоих двигателей. Самолет начал терять высоту. Лайнеру была необходима аварийная посадка, однако шансов долететь до какого бы то ни было аэропорта не было – командир взял курс на реку Гудзон. Невысокая скорость и небольшая высота, на которую успел подняться самолет, помогли предотвратить разрушения фюзеляжа при соприкосновении с водой. Пассажиры выбрались на крылья, откуда их эвакуировали на катерах и речных трамваях. Без пострадавших не обошлось: некоторые пассажиры переохладились, ведь температура воды была в районе +2 градусов. Однако все 150 пассажиров и 5 членов экипажа остались живы.
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
А год спустя пилоты российской авиакомпании «Алроса» посадили полностью обесточенный самолет в тайге. 7 сентября 2010 года Ту-154 выполнял рейс по маршруту Полярный (город Удачный) – Домодедово (Москва). Спустя 3,5 часа полета пропало электропитание, перестала работать навигация, связь, топливные насосы. Пилоты снизили самолет с более чем десяти до трех тысяч метров, чтобы найти площадку для посадки. Они заметили заброшенный аэродром «Ижма», который время от времени использовался как вертолетная площадка.
Начальник взлетно-посадочной полосы Сергей Сотников, несмотря на то, что она была недействующей, поддерживал ее в рабочем состоянии, очищал от кустарников, не давая зарасти. Пилотам удалось приземлиться на скорости выше расчетной, с неработающими закрылками, на полосу, которая была в два раза короче нужной для Ту-154 – все 72 пассажира и 9 членов экипажа остались живы. После капитального ремонта лайнер снова поднялся в небо. 29 сентября 2018 года, за день до окончания сертификата летной годности, воздушное судно приземлилось в новосибирском аэропорту Толмачево и отправилось на заслуженный отдых в музей авиации.
«Врезается стая чаек, и все мгновенно превращается в труху» Что спасло 226 пассажиров севшего в поле Airbus А321
Рядом с аэропортом Жуковский утром 15 августа прямо в поле кукурузы жестко приземлился Airbus A321 «Уральских авиалиний» с 226 пассажирами на борту. По предварительным данным, причиной ЧП стало попадание птиц в двигатели, один из которых отвалился. В результате самолет не подлежит восстановлению, пострадали более 70 человек, но никто не погиб, и уже это многие назвали настоящим чудом. Сколько в этом действительно чудесного, а сколько — профессионализма пилотов, «Лента.ру» спросила у члена комиссии при президенте страны по вопросам развития авиации, заслуженного летчика России Юрия Сытника.
«Лента.ру»: Как часто происходят подобные случаи? Все сегодня вспомнили, например, «Чудо на Гудзоне» в 2009 году, когда экипаж благополучно посадил самолет A320 на воду в Нью-Йорке. Была еще посадка Ту-124 на Неву в 1963 году.
Юрий Сытник: Примерно каждые пять лет бывает такая сложная ситуация, когда большое количество птиц попадает в двигатели, и они из-за этого отказывают. Кто-то разбивается, кто-то вот так, как произошло сейчас, удачно сажает самолет, спасая пассажиров, себя и репутацию страны. Поэтому в нашем сегодняшнем случае повезло нам всем.
А геройские действия экипажа не поддаются никакой негативной оценке. Только восхищенные возгласы! Во-первых, они молодые ребята. Во-вторых, это самообладание, выучка, мужество. И в-третьих — прекрасное летное мастерство. Задержись пилот хоть на несколько секунд с отдачей ручки управления от себя, не перейдя на ручное управление, мы могли бы получить очередную катастрофу.
Капитан воздушного судна Дамир Юсупов
Этот парень подобрал площадку с воздуха, перекрыл питание в двигатели, отключил электрооборудование, выключил систему кондиционирования, выключил аккумуляторы, погасил скорость в воздухе, подвел на минимальной скорости самолет к кукурузному полю и, как лялечку, нежненько-нежненько посадил его в это поле без крена, без больших углов по тангажу. И пассажиры при этом комфортно себя чувствовали.
Так как он не выпустил шасси, нечему было втыкаться в крылья, и топливо осталось в баках-кессонах. А топлива было прилично: ему нужно было лететь два с половиной часа до Симферополя, плюс еще на час. Это где-то, наверное, 15-16 тонн топлива. Плюс 240 пассажиров было на борту. Поэтому экипаж — молодцы, ребята правильные.
Есть в России, оказывается, еще и школы подготовки летного состава, и есть летчики грамотные. Это вызывает восхищение, и это большой подарок нам всем к празднику 18 августа, к Дню авиации.
А что происходит с авиационным двигателем, когда туда попадает птица?
Во-первых, гнутся лопатки, прекращается нормальная подача воздуха в камеру сгорания. Нехватка кислорода приводит к помпажу двигателя и пожару. Вылетают какие-то детали за счет больших оборотов двигателя — а это 16 тысяч оборотов в минуту. Общий вес каждого двигателя достигает трех тонн.
Представьте: во вращающиеся детали врезаются тела этих чаек, каждая из которых весом полтора и более килограммов. Все это мгновенно превращается в труху, происходит возгорание, ненормальная работа, тряска, вибрация и, в конце концов, двигатель просто отваливается.
Фото: Gary Hershorn / Getty Images
Вы упомянули о том, что в баках-кессонах было много топлива. Как вы полагаете, каким образом удалось избежать связанных с этим серьезных последствий? Проще говоря, почему топливо не загорелось?
А потому, что экипаж выполнил все так, как учили. Потому что эти два летчика оказались умницами, профессионалами с большой буквы! Это потомственные летчики, которые мечтали о небе, любят самолеты, любят свою профессию, поэтому и действовали профессионально.
5 мая этого года в аэропорту Шереметьево человек не смог посадить исправный самолет с работающими двигателями! Ручка управления болталась от борта до борта. Разрушающая перегрузка была больше пяти единиц.
Многие наши летчики способны такое повторить — так ювелирно посадить самолет?
Если акцентировать внимание на том, что посадка была именно на поле, — это опаснее, чем посадка на воду?
Очень опасно и очень сложно. Одно неверное движение, одна ошибка — и была бы катастрофа. В грунт бы зарылись, потеряли бы крылья, развалился бы фюзеляж, загорелся бы, погибли бы люди.
А здесь, я говорю, летчик проявил лучшие свои качества. Самолет был на ручном управлении, без компьютерной поддержки, без поддержки программного обеспечения на посадке. Он без всего остался — двигатели выключены, электрооборудование выключено, топливо перекрыто, аккумуляторы выключены. Вот что парень сделал!
На одном фото видна довольно крупная вмятина на носу. Как вы думаете, откуда она?
Ну-ка, просуньтесь так по полю! Где-то какой-то бугорок, где-то кочка, камень какой-то попался. Вмятина! Это хорошо, что не разорвало, не разрезало пополам этот самолет. На скорости в 300 километров в час, как вы думаете, легко ли без шасси?
А если на пути самолета в поле попадется какой-нибудь пень, что тогда?
Пень как ножом разрезал бы самолет, вспыхнуло бы топливо, и все погибли бы. Любой пенек, большой камень, дерево, столб, линия электропередачи, автомобиль попался бы — все! Представьте, на такой скорости столкнуться — самолет ведь это нежное создание. Все немедленно разваливается. А здесь поле было выбрано правильно — мягенькое, и мягенько он самолет посадил. Умничка мальчишка! Дамир Юсупов — герой! И второй летчик, Георгий Мурзин, тоже молодец.
Извините за довольно обывательский вопрос, но все же почему они не могли дотянуть до взлетно-посадочной полосы? Там ведь совсем немного оставалось.
Один двигатель выведен из строя пожаром, другой потерял тягу. На чем тянуть? На соплях и на одном крыле? Здесь уже не до этого. Тут дай Бог поле подобрать. Тянуть не на чем было.
Вы говорили, что у нас большинство летчиков смогут такое повторить. А как это отрабатывается?
Это отрабатывается в училище, это отрабатывается пилотами-инструкторами, когда их готовят на каждый самолет. Это отрабатывается при вводе командира корабля в строй. Ему рассказывают эти случаи. Производится анализ всех подобных случаев, удачных и неудачных посадок. Изучаются предыдущие ошибки летчиков, которые написали эти наставления собственной жизнью и собственной кровью.
Если человек правильно относится к своей профессии, он изучает все эти случаи, выбирает все самое главное для себя и отрабатывает потом все это на тренажере, постоянно перед каждым взлетом проигрывая ситуации, которые могут сложиться: с отказом одного или сразу двух двигателей, что он будет делать и так далее.
Все это позволяет в критической ситуации не думать, а выполнять эту программу машинально. Такие способы пилотирования и подготовки не каждому летчику присущи. Подобные люди становятся великими летчиками.
А может, стоит прежде всего усовершенствовать систему отпугивания птиц? Может, это она в Жуковском не сработала?
Это мы, люди, вторгаемся в жизненное пространство птиц. Небо принадлежит не только нам. Оно принадлежит природе, принадлежит Земле. И птицы находятся в своей стихии. Это мы к ним лезем, и нам надо научиться рядом с ними летать.