полы в советской школе

Полированный бетонный пол – вперед в прошлое?

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Все мы хорошо знакомы с, так называемыми, бетонно-мозаичными полами. Вспомните производственные, социальные, научные, учебные или военные учреждения советской эпохи – полы и лестничные марши в них, в основном, бетонно-мозаичные, которые успешно эксплуатируются и по сей день.

А какие современные бесшовные напольные покрытия могут быть достойной заменой старому доброму бетонно-мозаичному полу?

Напольные покрытия на основе синтетических вяжущих материалов

Коммерческий линолеум

Коммерческий линолеум производится на основе поливинилхлорида и может быть условно отнесен к бесшовным напольным покрытиям, т.к. это рулонное покрытие, которое должно быть заварено по швам.

Покрытия на основе полимеров (реактопластов)

Полимерные напольные покрытия получили широкое применение из-за простоты укладки. В основном это покрытия на базе эпоксидных полимеров, полиуретанов, полиметилметакрилатов и их гибридов.

Напольные покрытия на основе минеральных вяжущих материалов

Магнезиальные полы

Магнезиальные полы, как правило, производятся непосредственно на объекте путем смешения минеральных заполнителей с магнезитом и бишофитом – минеральными вяжущими материалами.

Бетонные полы с упрочненным верхнем слоем (топпинги)

Топпинги производятся путем затирки в свежеуложенный бетон сухих упрочнителей на основе высокомарочных портландцементов с добавлением кварцевых, корундовых или металлических заполнителей.

Топпинги получили широкое распространенение благодаря своей невысокой стоимости, высоким механическим характеристикам и быстротой ввода в эксплуатацию.

Полированные бетонные полы

Полированные бетонные покрытия производятся путем химического преобразования, уплотнения и упрочнения поверхности старого или свежеуложенного бетона специальными литиевыми упрочнителями с последующей шлифовкой и полировкой поверхности бетона.

Стоит отметить, что полированный бетон — по сути, это не что иное, как старое, проверенное временем решение — бетонно-мозаичный пол. Но есть и кардинальное отличие — вместо слоя высокомарочного бетона с красителем и мраморным наполнителем применяется химическая модификация поверхности существующей бетонной поверхности, повышающая прочность и износостойкость, а в качестве наполнителя используется не мягкий мрамор, а твердый гранит промышленного бетона.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

После упрочнения бетонное основание становится абсолютно беспыльным и обладает высокой способность к полировке поверхности.

В результате получается не просто бетонно-мозаичный пол, а монолитная полированная каменная плита — абсолютно экологичная, прочная и надежная, не подверженная воздействию ультрафиолета и погодных условий, требующая минимального ухода.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Конечно, полимерные покрытия не заменимы на пищевых и химических производствах, в условиях воздействия агрессивных сред, взрывобезопасных и чистых помещениях. Но аэропорты и вокзалы, общественные и образовательные учреждения, складские помещения, торговые центры и магазины, офисные помещения, рестораны и гостиницы, а также ваши дома, возможно, заслуживают шага вперед, вперед в прошлое.

Ссылки по теме:
«ЛИТСИЛ» — производство литиевых упрочнителей для промышленных и декоративных бетонных полов

Источник

Зачем в СССР делали полы с кусочками мрамора и кто придумывал дизайн?

Если вы живете на территории постсоветского пространства, то наверняка встречали полы с маленькими кусочками мрамора, мраморной крошкой. Такие полы остались во многих советских зданиях, которые имели какое-то общественное значение — в больницах, детских садах, школах и ДК. Мне всегда было интересно, почему в СССР полы делили именно такими и кто был ответственен за рисунок, в который складывались геометрические фигуры на полу.

И вот, что я выяснила. Вдруг и вам будет интересно, делюсь.

Во-первых, такое покрытие — это наливной бетонно-мозаичный пол. Его делали, что не сложно предположить, из кусочков камня и раствора. Крошка была фракции 5-15 мм. Раствор был серого цвета, но иногда использовались красители, которые могли его немного оттенить. Честно говоря, красители были так себе, и пол все равно оставался сероватым и приглушенным, таким, очень советским.

Делили пол на секции, которые заливались, медными шинами, с их помощью и вырисовывался рисунок — незамысловатые звездочки и ромбики. Иногда в качестве направляющих использовалось стекло. По мне, так медные полоски выглядели привлекательнее.

Я очень долго искала информацию о «дизайнерах», то есть, тех, кто отвечал за рисунок, но, честно говоря, ничего конкретного не нашла. Только в одном советском учебнике по строительству упоминается, что рисунки должны быть по-социалистически строгими, и их, вероятно, делал еще архитектор.

Почему эти полы были так популярны? Все дело в их долговечности. Эти полы сохранились до сих пор, конечно, часто они уже потеряли должный вид, но шлифовка и полировка могут быстро привести их в порядок. Представляете, насколько крепкий материал?

Плюс, такой вид полов полностью соответствовал всем требованиям пожарной безопасности. Лучше и не придумаешь!

Кстати, в СССР такие полы прочно ассоциировались с госучреждениями, и дома никто такое себе не хотел, а вот в Греции я встречала в старых жилых домах полы из мраморной крошки подобного же типа, поскольку в жару они хорошо держат прохладу.

Источник

Врачи и ученые требуют вернуть в школы парты Эрисмана, использовавшиеся в СССР ещё с 1924 года

В ответ чиновники делают вид, что столы в классах не наносят вред здоровью детей.

И приводит пугающие данные:

— Я как детский ортопед смотрю детей всегда перед школой. У них плановый медосмотр. Очень-очень редко нахожу какую-то патологию среди будущих первоклашек. Процент мизерный очень. Но когда осматриваю детей после 1-го или даже 2-го класса, то там процент зашкаливает за 50. И уже сколиозы, то есть структурные изменения в позвоночнике. Это серьезное расстройство, при 3-й-4-й стадии сколиоза мы даем больному инвалидность. Сколиоз вызывают в первую очередь столы. Посмотрите, как ребенок вынужден сидеть за этим столом, когда пишет или читает. Он склоняется и сидит буквой «зю».

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Холмогорцев далеко не первый и далеко не единственный, кто в Челнах говорит о вреде школьных столов. Еще в 90-е опытный детский окулист Захарова (она уже давно на пенсии и имя забылось) обнаружила на практике, а затем нашла подтверждение в научных работах одного из отечественных ученых-офтальмологов тот факт, что занятия за столом со строго горизонтальной столешницей портят детям зрение. Ученик вынужден наклонять голову так, что пережимаются сосуды, питающие глазные яблоки, и со временем зрение ухудшается. И не только врачи, но и внимательные учителя и родители заметили, что уже к концу 1-го класса многие дети видят хуже. Тогда, в 90-е, Захарова стала бить тревогу.

Признавать тот факт, что столы вредят здоровью детей, чиновники не хотели. Однако врачи в один голос заявили, что столы вместо парт однозначно вредят зрению и вызывают нарушения в опорно-двигательном аппарате.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Но дальше обсуждения дело не пошло. В бюджете города денег на замену столов партами тогда не было. Так говорили чиновники.

Нижнекамская история с партами

В нулевые годы эпопея с партами началась в Нижнекамске. Специалисты рассказали, что тогда в исполкоме города обратили внимание на статистику, которая неумолимо показывала, что из детских садов в школы дети приходят здоровыми, а уже к концу первого учебного года у них портятся зрение и осанка. Сообразили, что это из-за позы за столом. И тогда мэр города Айдар Метшин принял меры к тому, чтобы столы в школах стали менять на парты. Хотя бы в начальных классах. Денег в бюджете не было и в Нижнекамске. Но благодаря авторитету главы необходимые средства на парты давали родители и спонсоры.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Мы обрадовались и стали названивать Шакирову. В этом году, будучи директором школы №29, Равиль Музафарович дважды давал нам очень интересную информацию. Сначала о том, как он со своей командой организовал в школе производство, где ученики на уроках труда изготавливали полезную городу продукцию (лопаты и прочее), и о том, как чиновники не хотят помогать в развитии этого производства. Потом директор школы №29 подверг критике пятибалльную систему оценки успеваемости, предложил и обосновал ее замену на десятибалльную.

Выяснилось, однако, что Шакиров больше не работает директором школы №29. Более того, он ушел из системы образования.

Пусть чиновники обижаются на нас сколько хотят, но создалось впечатление, что выступления Шакирова в KazanFirst повлияли на его судьбу. Он предлагает (точнее предлагал) очень важные и полезные для учеников перемены. Но они настолько новаторские, что способны изменить всю систему образования. А чиновники привыкают к системе и больших перемен не любят.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

В Челнах о вреде столов в школьных классах доктора в очередной раз заговорили в 2016 году. Невролог Дмитрий Попов предупредил о возможной «эпидемии» остеохондроза и указал, что одной из причин его распространения в городе являются школьные столы, которые надо бы заменить на парты.

Уже в этом году к генеральному директору Торгово-промышленной палаты по Набережным Челнам обратился один из активистов коттеджного поселка Белоус. Он рассказал, что неоднократно предлагал руководителям управления образования и исполкома города убрать из школьных классов столы. Обращения ушли будто в песок.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Кто заставит государство думать о здоровье школьнико

Встает вопрос: почему государство не хочет возвращать парты? На это можно пустить часть денег, выделяемых на капитальный ремонт школ. Затраты окупятся с лихвой, потому что сократятся расходы на лечение сколиозников и близоруких. Ответ дает бывший главный педиатр Набережных Челнов доктор Зотов:

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Инициатором такой замены мог бы быть сам народ. Но люди у нас пока еще не сорганизовались в гражданское общество. И нет такого общественного движения, которое бы заставило чиновников и депутатов предусмотреть в бюджетах муниципалитетов и регионов средства на школьные парты.

Поэтому родителям сейчас стоит пересмотреть свои семейные бюджеты. По опыту Нижнекамска в парту можно превратить даже обычный кухонный стол. Нужно спилить ближайшие к стулу ножки так, чтобы столешница накренилась под нужным углом. К дальним ножкам внизу необходимо прикрепить подставку для ног, а на столешнице прибить рейку, которая будет удерживать книги и тетради. За таким столом ваши дети смогут учиться дома без вреда для здоровья. Делайте из столов парты дома, а в школах объединяйтесь, чтобы государство раскошелилось на парты.

Немного истории

https://cont.ws/@andreyandreev/452396

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

У меня мама около 30 лет проработала в школе, и последнее время постоянно жалела, что эти парты убрали.

А за старыми партами, как на картинке, не очень-то искривишься.

Немного истории

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Немецкая школьная парта.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Это не крепкий дорогой дуб а дешевая мягкая сосна. Если сделать самому такую парту из покупного материала в ОБИ она обойдется в 1000 руб.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Высота сиденья скамьи должна соответствовать величине длины голени от подколенной ямки до подошвы плюс 2 см на толщину каблука. При правильной посадке нога в коленном суставе должна быть согнута под прямым углом.

Глубина сиденья должна быть такова, чтобы большая часть бедра (2/3—3/4) опиралась на сиденье. Спинка парты делается из одного или двух брусков, лучше из двух, что обеспечивает пояснично-крестцовую и подлопаточную опору.

Дифференция — расстояние по вертикали от края стола до плоскости сиденья — должна быть равна расстоянию от локтя (при опущенной и согнутой в локтевом суставе руки) до сиденья плюс 2 см. В норме это 1/7— 1/8 часть роста.

Дистанция скамьи — расстояния по горизонтали между задним краем стола парты и передним краем сиденья — отражает соотношение между краем стола и краем скамьи. Различают положительную, нулевую, отрицательную дистанцию. Дистанция скамьи должна быть отрицательной, т. е. край скамьи должен заходить под край стола на 3—4 см.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школеОсновные элементы парты и их размеры:А — горизонтальная доска крышки парты; Б, В — наклонная доска; Б — неподвижная часть; В — поднимающаяся часть; Г — спинка скамьи; Е —боковые стойки; Ж — полозья-бруски; ЦТ — центр тяжести; ТО — точка опоры.

Оптимальная длина стола для различных номеров парт колеблется от 120 до 140 см. Крышка стола парты должна иметь наклон 15°.

При таком наклоне ось зрения перпендикулярна плоскости книги, что создает при меньшем напряжении органа зрения хорошую видимость.

Методические указания по мерам профилактики расстройств зрения у детей дошкольного возраста и в годы школьного обучения. Министерство здравоохранения. СССР, 1958.

Школьная парта по своей конструкции должна не только обеспечивать правильную посадку детей, но побуждать к ней. Это возможно только при хорошем соответствии ее размеров росту ученика. Основная задача при конструировании парты — обеспечить такую посадку, для сохранения которой нужны минимальные мышечные усилия.

Если центр тяжести тела, находящийся впереди нижних грудных позвонков, располагается над точками опоры сидящего человека, если при этом часть тяжести тела переносится на добавочную опору (спинку парты), то положение туловища устойчиво, а мышечные усилия минимальны. В таких условиях легче и голову держать прямо, и меньше устают мышцы спины.

Поэтому при наличии постоянного педагогического контроля у детей не может развиться привычка читать и писать с сильным наклоном туловища и головы. Для достижения этой цели размеры парт и их отдельных деталей должны соответствовать росту учащихся.

В настоящее время выпускаются парты 12 размеров, рассчитанные на ростовые группы детей от 110–119 до 170— 179 см.

Задний край крышки парты должен заходить за передний край сиденья парты на 4 см (так называемая отрицательная дистанция сиденья парты). (Расстояние от заднего края крышки парты до сиденья (по вертикали).) Эта особенность парт важна, так как она принуждает учеников сидеть прямо.

Итак, высота парты и ее сиденья, дифференция и дистанция — это основные элементы учебной парты, которые должны находиться в соответствии между собой и ростом учащихся. На рис. ниже эти взаимоотношения показаны для различных номеров учебных парт.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Размер стандартных парт от № VI до XI.

А — горизонтальная доска крышки парты; Б—В — наклонная доска (Б — неподвижная часть, В — поднимающаяся часть); Е — боковые стойки; Ж — полозья-бруски; Г — спинка скамьи: по профилю и высоте она соответствует поясничному изгибу позвоночника. На нее ученик переносит часть тяжести туловища при опоре. Д — сиденье скамьи: форма сиденья соответствует форме бедра. Это способствует более устойчивой посадке ученика. ЦТ — центр тяжести; ТО — точка опоры.

При несоблюдении этих размеров (особенно при нулевой или положительной дистанции) и несоответствии высоты парты росту школьника при занятиях положение центра тяжести тела изменяется. Это приводит к излишним мышечным усилиям и общему утомлению.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школеПравильная посадка школьника при чтении и письме.

Необходимо соблюдать следующие правила правильной посадки (рис. выше а и б):

1. сидеть прямо, голову весьма немного наклонить вперед;

2. опираться спиной на спинку парты;

3. туловище, голову, плечи держать параллельно краю парты, не наклоняя вправо или влево. От груди до края парты должно быть расстояние на ширину ладони;

4. ноги ставить на пол или на подножку, согнув их под прямым или несколько большим углом (100–110°).

Весьма важно то, что крышка учебных парт расположена слегка наклонно (12–15°). Этот наклон крышки парты и легкий наклон головы позволяют рассматривать отдельные части текста на одинаковом расстоянии, что не удается без дополнительного наклона головы и туловища, если читать книгу, расположенную на столе. Поэтому желательно, чтобы учащиеся во время домашних занятий пользовались пюпитрами либо складного типа (рис. ниже):

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Большое значение имеет также положение тетради во время письма. Это зависит от того, каково направление почерка. Старый спорный вопрос о косом или прямом почерке не решен до сих пор (см. об этом ниже). При косом почерке тетрадь должна лежать на пюпитре против середины туловища и косо (под углом 30–40°) по отношению к краю парты или стола. При косом письме не очень легко удерживать правильное положение плечей и туловища (параллельно краю стола). В результате получается наклон туловища, влекущий за собой боковые искривления позвоночника. При прямом почерке тетрадь должна лежать против туловища без всякого наклона по отношению края парты или стола. При переходе от одной строчки к другой надо передвигать тетрадь кверху для того, чтобы не изменялось расстояние от глаз. В советской школе общепринято косое письмо с наклоном в 10–15°, что позволяет использовать преимущества и косого, и прямого письма. Необходимо обучать детей не только правильной посадке, но и правильному положению книг и тетрадей во время занятий.

Источник

Почему в Советском Союзе полы в новостройках покрывали паркетом, а не линолеумом

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Старшее поколение помнит те времена, когда дорогостоящий паркет, которым устилали полы, был не роскошью, а обычным стандартным покрытием. Процесс шлифовки (циклевки) плашек из древесины мы можем увидеть в бессмертной комедии Леонида Гайдая «Операция Ы», когда герой Михаила Пуговкина читает лекцию о достижениях советской экономики. Попробуем разобраться, почему дорогостоящий древесный материал был доступен простым советским гражданам.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

История

Паркет впервые появился в средневековой Европе в тринадцатом столетии. Такое роскошное покрытие было доступно только обеспеченным гражданам. Помимо элитных жилищ, паркетом были устелены полы храмов и дворцов. Эта мода дошла до России в шестнадцатом веке. Владельцами шикарного покрытия также стали вельможи, церковные и политические деятели тех времен. Опытные мастера достигли пика совершенства, выкладывая на полу настоящие картины из деревянных плашек. Для производства паркета применялись такая древесина, как дуб, ясень, бук и груша. В качестве клея использовалась смола, перемешанная с известью.

Массовое производство

В двадцатом столетии производство паркета стало массовым, им начали выстилать полы в типовых квартирах (после сталинок начали строиться хрущевки). В качестве сырья стали применять более дешевую древесину — сосну, а изготовление брусочков в основном стало модульным (на производстве изготавливались стандартные формы). Маленькие деревянные «кирпичики» в основном выкладывались елочкой. Строители отказались от изысканных рисунков на полу, поскольку это занимало много времени, а строить надо было очень быстро.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Наглядная выгода

Вплоть до восьмидесятых годов прошлого столетия паркетом были устелены полы во всех новостройках. У такого покрытия была масса преимуществ. Например, в качестве сырья использовался самый дешевый материал. К тому же бруски стали делать такими маленькими, что не приходилось использовать большие листы древесины. Было достаточно взять отходы производства от изготовления мебели и загрузить их в модульные формы. Советские граждане были рады такому покрытию. Многие из них покрывали паркет лаком, другие постоянно натирали до блеска обычной водой с мылом. В некоторых заведениях (в том числе — школах и вузах) полы натирались мастикой. Эта смазка никогда не высыхала, а поэтому постоянно пачкалась. Школьники и студенты тех времен могут вспомнить моменты, когда одно неловкое прикосновение обувью к брюкам или колготкам оставляло некрасивое рыжее пятно. Его практически нельзя было отстирать.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Почему не линолеум?

К счастью советских граждан, производство искусственных материалов тогда не было поставлено на поток. Во-первых, хватало древесины (ее применяли в изготовлении мебели и бумаги), во вторых, станки еще не были оборудованы для создания пластмассы, винила, полистирола. Для этого были нужны новые технологии и дополнительные вложения средств, которых тогда еще было недостаточно.

К тому же до этого паркет был гордостью богатых людей и вельмож. А с появлением таких полов у простых людей правительство имело возможность продемонстрировать лояльное отношение и принцип равенства, поскольку каждый советский человек имел те условия, которые раньше были привилегией знати.

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

Вместо заключения

Таким образом, паркетные полы были стандартным покрытием пола для советского человека. Люди имели возможность ходить ногами по натуральному дереву и не дышать парами, которые излучают искусственные материалы. Сейчас мы понимаем и ценим это преимущество. А ведь тогда многие мечтали иметь в качестве напольного покрытия диковинный линолеум, поскольку его расцветки были модными и казались оригинальными.

Источник

Как учились школьники и школьницы в советских школах

полы в советской школе. Смотреть фото полы в советской школе. Смотреть картинку полы в советской школе. Картинка про полы в советской школе. Фото полы в советской школе

В Российской империи образование было привилегией, а не нормой. Некоторые педагоги и государственные деятели еще в XIX веке говорили о необходимости создать систему всеобщего школьного образования, но царская власть так и не смогла провести массовую ликвидацию безграмотности. Накануне Октябрьской революции 1917 года только каждый пятый ребенок и подросток в России хоть как-то посещал школу.

Дореволюционная Россия по уровню грамотности занимала одно из последних мест в Европе. По данным переписи 1897 года в стране, где большинство населения составляли крестьяне, неграмотные в сельской местности составляли 76,2%, а среди крестьянок этот процент был еще выше — 87,5%.

Больше всего шансов получить качественное образование, конечно, имели дети из богатых семей, причем образованию мальчиков уделялось более пристальное внимание, чем девочек.

Начальное образование мальчики и девочки в Российской империи получали вместе, но уже во всех средних учебных заведениях они разделялись, и мальчики получали гораздо больший объем знаний. Это было связано с тем, что в Российской империи, как и во многих странах Запада в начале XX века, женщине отводилась роль хозяйки и хранительницы домашнего очага. Поэтому считалось, что девушкам совершенно не нужны академические научные знания.

Если девочка и получала образование, то его уровень был невысок: обычно в женских гимназиях и пансионах изучали словесность, иностранные языки (часто за отдельную плату, если родители решили, что этот предмет необходим их дочери), танцы, домоводство, занятия рукоделием и этикет.

В европейском обществе считалось, что женщина в принципе не может в полной мере овладеть точными и техническими науками, поскольку у нее слабо развито логическое мышление. Соответственно, получая лучшее образование, мужчины становились политическими, экономическими и культурными лидерами. Говорить о равноправии полов при этом не приходилось.

Социал-демократы в противовес политике империи выступали за равное положение мужчин и женщин и еще на втором съезда РСДРП в 1903 году объявили, что целью их партии станет всеобщее и бесплатное образование для всех детей до 16 лет.

Эту политику удалось привести в действие после Октябрьской революции. С 1918 года мальчики и девочки в советской младшей и средней школе обучались вместе, а затем вместе поступали в высшие учебные заведения. «Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений опускаются слова «мужская» и «женская». Все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях», — так гласило постановление Народного Комиссариата Просвещения от 31 мая 1918 года.

В этом же году отменили школьную форму: у молодого государства не было денег, чтобы обеспечить униформой всех школьников, поэтому ее объявили символом несвободы и пережитком прошлого.

Советские школьники даже спортом на уроках физкультуры стали заниматься вместе, несмотря на то что официальные спортивные соревнования как раз разделяют по гендерному признаку.

Правда, даже в 1918 году уроки труда в школах нового советского государства были раздельными, и на них школьницы традиционно изучали домоводство, а школьников обучали быть мастерами на все руки в своих будущих семьях и домах.

Кроме равноправия, у совместного обучения были (и есть) и другие плюсы. Например, такая система обходится дешевле, поскольку не требуется строить отдельные здания для женских и мужских школ. Такая же ситуация и с количеством учителей: для раздельного образования их требуется больше.

То вместе, то порознь

За 70 лет существования советская школа успела несколько раз поменять взгляд на то, как лучше обучать мальчишек и девчонок. Так, еще с конца 30-х годов чиновники планировали вернуться к раздельному школьному обучению. Во-первых, считалось, что с 1918 года удалось полностью убрать дискриминацию женщин в области образования, во-вторых, страна взяла курс на усиление военно-патриотического воспитания граждан. Все же СССР жил с постоянным осознанием того, что война будет, только мало кто ожидал, что так скоро. В этих целях, например, в школах ввели униформу, причем у мальчиков она включала фуражку, гимнастерку и поясной ремень — все атрибуты военной формы.

Совет Народных Комиссаров решил, что совместное обучение к тому же «приводит к разболтанности учеников в старших классах», когда девочки и мальчики начинают присматриваться друг к другу. Официально это называлось «не всегда здоровыми взаимоотношениями, создающимися между мальчиками и девочками при совместном обучении».

Так что с 1 сентября 1943 года некоторые дети стали получать образование в мужских и женских школах. В основном эта система вводилась в городах, где было минимум четыре-шесть школ, поскольку создавать отдельные женские образовательные учреждения в селах, где зачастую набирался лишь один или два совместных класса, было бессмысленно.

Раздельные школы негласно считались элитными и образцовыми по сравнению с обычными совместными. В мужских школах директором мог быть только мужчина, в женских, соответственно, женщина. Мужские школы, учитывая, что страна нуждалась в инженерах, ученых и строителях, обеспечивались всем необходимым оборудованием для лабораторных исследований по физике, химии, биологии. После войны Совет Министров РСФСР принял решение, что в мужских заведениях некоторые предметы должны преподаваться на иностранном языке. Всем учителям английского, немецкого и французского языков увеличили зарплаты на 50% относительно обычных ставок. Такие мужские школы с иностранным языком стали прообразами языковых спецшкол, появившихся во второй половине 1950-х годов в столицах союзных республик.

К 1954 году в 150 городах РСФСР раздельные школы составляли 55% от всех средних учебных заведений. В целом, по стране основная масса школ по-прежнему обучала мальчиков и девочек совместно. В этом же году система раздельного обучения снова была отменена: для государства она оказалась финансово затратной, а многим гражданам старшего возраста мужские и женские школы напоминали дореволюционные гимназии.

Кроме того, считалось, что в классах с раздельным образованием, особенно в мужских, тяжелее поддерживать дисциплину.

Таким образом, и введение раздельного обучения в 1943 году, и его ликвидацию в 1954 объясняли стремлением укрепить дисциплину учащихся.

Отвлекающий маневр косичками

Заслуженный учитель школы РФ Михаил Нянковский вспоминает, как в советские годы он работал в школах с учителями, которые на собственном опыте знали разницу между совместным классом и классом мальчиков. «Не скажу, что учителя старшего поколения были в восторге, — рассказывает он. — Представьте класс из мальчишек, обычных пролетарских детей. Это же сплошное хулиганье, особенно в средней школе, так что учителям было сложно поддерживать дисциплину».

Советское совместное обучение было призвано стереть гендерные различия между учениками, пояснил он «Газете.Ru». «Ведь тогда были граждане СССР, и неважно, мальчики или девочки. Но и тогда в школах работали умные учителя, которые использовали совместное обучение не для того, чтобы стереть гендерные различия, а наоборот, воспитать в учениках понимание своей гендерной роли в обществе. И были, конечно, учителя не очень умные, которые понимали совместное обучение слишком буквально».

Сейчас среди педагогов и психологов не существует единого мнения о том, какая форма обучения лучше. Так, еще в 80-е годы прошлого века советский педагог и почетный работник общего образования Владимир Базарный писал о том, что «смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту — вещь непростительная». По его мнению, причина в том, что в средних классах девочки начинают активно расти и на два-три года духовно и физически опережают по развитию мальчиков. «Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника», — утверждал Базарный.

С другой стороны, Нянковский считает, что ученики разных полов, обучаясь в смешанных классах, учатся лучше общаться друг с другом. «Если в классе одни мальчишки, то они расслабляются, а если есть девочки, то учатся с ними общаться. Мальчиков в таком случае можно научить тому, как вести себя с женщиной, и наоборот. При раздельном образовании учитель не может воспитывать в учениках привычку правильного общения с противоположным полом», — резюмировал эксперт.

Психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха отмечает, что любой подход к образованию в школе имеет свои ограничения и последствия. «Поэтому вопрос на самом деле в том, какие проблемы школьного образования общество готово разгребать», — поясняет она «Газете.Ru». В период пубертатного развития школьники неизбежно отвлекаются от учебы на личные отношения, однако это, считает психолог, часть процесса их социализации. Существует опасность, что при раздельном обучении дети могут лишиться социальных навыков в общении с противоположным полом.

«Некоторым мальчишкам, неагрессивным, в основном это тихони, иногда легче устанавливать контакт в классе с девочками, а не с буйными одноклассниками,

— рассказывает Муха. — И похожая ситуация случается со школьницами, которым иногда легче общаться с мальчиками, чем со сверстницами. Это явление, на самом деле, не такое уж и редкое. Так вот для таких учеников совместное обучение — это благо, а разделение мальчиков и девочек в средней школе — неприятный процесс, потому что так они лишаются привычного окружения и своих друзей. Согласитесь, что мальчика мужчиной делают все-таки не драки со сверстниками, а несколько другие вещи».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *