полу татар полу башкир

«Татароязычность имеет очень длинную историю у западных групп башкир»

В интервью KazanFirst доктор наук представляет широкий исторический контекст феномена татароязычия башкир.

В преддверии проведения Всероссийской переписи среди историков, этнологов, лингвистов и журналистов Татарстана и Башкортостана развернулась острая дискуссия вокруг населения северо-запада Башкирии. Суть проблематики этого региона заключается в том, что там проживают татароязычные башкиры и, собственного говоря, сами татары. Этническое их размежевание сегодня представляется трудным. В пору вообще говорить о «плавающей», или «двойной», этнической идентификации групп населения этой части Башкортостана.

Откуда там появились татароязычные башкиры? Башкирские ученые заявляют, что в начале XX века, ещё на заре становления ТАССР и БАССР северо-запад Башкортостана наводнили учителя татарского языка и отатароязычили проживающих там башкир. В интервью KazanFirst историк Дамир Исхаков представляет более широкий исторический контекст феномена татароязычия башкир.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

— Проблематика северо-запада Башкортостана сегодня одна из самых дискуссионных. Эти вопросы касаются татарской части населения соседней Татарстану республики. Что такое татарская история северо-запада Башкортостана? Что она собой представляет?

— Это очень серьёзный вопрос на самом деле. Считаю, что в науке он изучен недостаточно. С тех пор, как писались фундаментальные работы по этнической истории башкир, уже утекло много воды. Могу сказать, что более качественной работы, чем писал Раиль Гумерович Кузеев, нет.

Довольно долгое время муссируется такой взгляд, что в этом месте первоначальным населением были башкиры. Потом пришли татары, и татары отчасти ассимилировали башкир, из-за чего возникла такая ситуация, когда тамошние башкиры стали татароязычными.

Башкирские политтехнологи и ученые начали говорить, что есть северо-западный диалект башкирского языка. На самом деле это татарский язык хотят сделать диалектом северо-западного башкирского языка.

Глава республики Радий Хабиров как-то заикнулся, что в Башкирии будет писаться башкирский диктант на этом северо-западном диалекте.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

— По-моему, они уже такой диктант написали.

— Это дикое заявление, потому что диктанты обычно пишут на литературном языке, существует литературный башкирский язык. Если писать на диалекте северо-западном, то это уже будет диктант на литературном татарском языке.

— В качестве аргументов в Башкирии пишут книги, в которых доказывается, к какому населенному пункту или ареалу какой род соотносится. Что такое башкирские рода?

— Башкирская этнология всегда зиждилась на трактовке клановых составов башкир. Большую работу проделал покойный Раиль Гумерович Кузеев, мой большой друг, был оппонентом во время защиты моей диссертации. Кузеев дальше других продвинулся в своих исследованиях по клановому составу башкир. Какие исторические источники используют башкирские политтехнологи во главе с Салаватом Хамидуллиным? Они используют материалы Ревизских сказок и сельскохозяйственной переписи, не объясняя при этом, что закладывается в эти документы.

Я являюсь крупным специалистом по таким источникам, как Ревизские сказки, вся моя диссертация была посвящена этому историческому материалу. Однозначно могу сказать, что там фиксируется не этнический состав, а сословная принадлежность. Там вы можете видеть рядом с термином «башкорт» такие термины, как «чемоданные татары», «служилые татары», «ясачные татары» и так далее. То есть перед нами сословные группы, привязанные к конкретным территориям. Сословие «башкир» преимущественно было привязано к большому средневековому Уфимскому уезду.

Ряд переселенцев в этот уезд первоначально жили на башкирских землях. Они приобретали земли либо через покупку, либо через брачные связи. Последний способ, кстати, был очень широко распространён, смешанных браков было много. Таким образом переселенцы тоже становились владельцами земель.

Так как все должны были платить ясак, то переселенцы входили в башкирское имя, записывались в башкирское сословие, не будучи этническими башкирами. Таких случаев очень много. Об этом много писали, в том числе и башкортостанские ученые.

По Ревизским сказкам установить, кто такие настоящие башкиры, невозможно.

— У татар такого права на землю не было?

— Право на землю по сословной принадлежности к башкирам было установлено раньше, после присоединения этого края к Московскому царству. С тех пор эта традиция сохранялась, но это не значит, что изначально татар в этом регионе не было. Татары были, но они были в другой форме.

Чтобы говорить об этническом происхождении населения северо-запада Башкирии, нужно разобраться с целым клубком вопросов.

Башкирские политтехнологи находят слово «башкир», зафиксированный в источниках, и думают, что оно означает настоящий этноним. Но в ряде случаев это может быть сословной принадлежностью, которая имеет свою традицию.

Обнаружил закономерность: в народных преданиях башкир этноним «башкорт» существует только у южных кыпчакских групп. А в преданиях других групп башкир этого этнонима нет. Этот вопрос ещё не нашёл объяснения. Тут нужно исследование.

Раиль Кузеев попытался поставить на научную базу. У него книгой вышла его докторская диссертация, где он исходя из изучения кланового состава башкир фактически сделал этногенетические выводы. Он обозначил ряд групп, дав им этнические направления. Какие-то относятся к булгарско-угорскому слою, какие-то к тюрко-угорскому.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

— Это хронологическое разделение?

Кузееву пришлось башкир разделить на территориальные группы. У него есть понятие «северо-западная культурная область». Это как раз территория, которая соответствует нынешнему северо-западу Башкортостана, включая часть восточного Татарстана.

— Ваши оппоненты, кстати, говорят, что татарский язык на этой территории появился благодаря татарским учителям из ТАССР в начале XX века.

— Такая трактовка есть, но она не доказательная. Это чисто умственная конструкция. Этого на самом деле нет. Покойный Радик Сибагатов работал зафкафедрой татарского языка в Башуниверситете. Он проанализировал топонимы, которые есть на северо-западе Башкортостана. А топонимы обычно носят старые названия. Он доказал, что эти наименования уже в 18 веке, иногда в 17 веке были написаны по-татарски, звучали как татароязычные топонимы. Если бы местный народ говорил на другом языке, более близком к восточным башкирам, то мы бы увидели такие топонимы. А их нет. Это всё доказывает, что проживающая группа населения на северо-западе уже в те века была татароязычной.

Они все в исторических документах зафиксированны как башкирские группы. Это в основном в административных документах 18 века. Но все исторические документы не дают возможности сделать однозначный вывод. Потому что там фиксируются не этнонимы и этносословные группы. Когда у них в Ревизских сказках фиксировались земли, то фиксировались, у кого какой аймак.

— Что такое аймак?

— Это территория, часть родового или племенного владения. Иногда у племён было по 4 аймака. Таким образом, осуществлялась привязка к земле. Я думаю, что где-то к середине 19 века люди северо-запада Башкирии уже не помнили, к какому конкретно клану они относились. Население там перемешалось, земельные владения понемногу уходили в сторону. На них селились уже другие люди. Но чем ближе мы приходим к нашему времени, тем сложнее будет восстановить ареальный клановый состав.

— Самоидентификация по кланам в исторических источниках есть?

— Иногда такие записи есть в актовых материалах, когда башкиры говорили, что они продают землю какому-то человеку. Тогда в записях проскальзывает: «Я, относящийся к роду елан, у нас такие и такие земельные владения, и мы часть этой территории продаём». По документам недостаточно четко прослеживается реальная этническая принадлежность у этих кланов. Их можно оспорить.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Прихожу к выводу, что таким образом перед нами изображен знаменитый клан кай. Из этого клана потом вышли представители османской династии. Мои поиски меня привели к выводу, что эта группа кай вышла как раз из восточных половцев. Восточных половцев называют кимаками.

Таким образом, целая группа восточных кипчаков появилась, осела. Столичный их центр там, где сейчас располагается современный Оренбург. У них этот город назывался Ахтуба. А мы знаем, что Актюбинск есть и в Казахстане, и в восточном Татарстане. Таким образом, как раз фиксируется приход восточных кипчаков в этот регион. Они вошли в район Приуралья, дошли до Биляра, там одержали некоторую победу и там остались. Но оставшаяся часть была очень тесно связана с государством Хорезмшахов.

У восточных кипчаков в качестве своей правящей элиты были татары. Эти татары были связаны с алтайскими найманами. Таким образом получается, что ещё до монголов некоторые татары пришли в составе кипчаков. Они осели в западной части Предуралья, то есть на территории северо-запада Башкирии. И ученые этот вывод сделали задолго до нас. Например, знаменитый востоковед Бартольд об этом писал, указав конкретный исторический источник.

Получается, что татароязычность имеет очень длинную историю у западных групп башкир. Возникает вопрос: а когда они стали башкирами?

Источник

Радик Исхаков: «Вчерашние новобашкиры опять стали татарами»

«Татары Уфимского уезда» — идеологический ответ Башкортостану или сугубо научный справочник казанских историков?

На Северо-Запад Башкирии переселялись татары Заказанья, поэтому здесь говорят на «чисто татарском языке», утверждает ученый Института истории им. Ш. Марджани, доктор исторических наук Радик Исхаков. В то же время переход тептяр в башкиры в XVIII—XIX веках был делом добровольным, считает он. Однако уже в XX веке многие жители востока Татарстана и запада Башкортостана обратно вернулись в татары. Исхаков выступил ответственным редактором книги «Татары Уфимского уезда», посвященной ревизиям татарских деревень в XVIII веке. Монография была презентована в Казани и вызвала неоднозначную реакцию в Башкирии. А выход издания в преддверии Всероссийской переписи населения добавляет пикантности ситуации. Как рассказал казанский ученый в интервью корреспонденту «Реального времени», выпущенный историками справочник не является продуктом политического заказа татарстанских властей. При этом он признал определенное доминирование уфимских коллег в информационном пространстве. Кроме того, наш собеседник поведал о таких этносословных группах, как тептяри, бобыли, уфимские, служилые и ясачные татары, а также поделился своим мнением относительно северо-западного диалекта башкирского языка.

«Проводили перепись всего населения за исключением уфимских татар и башкирцев»

— Радик Равильевич, когда татары впервые появились на территории современного Башкортостана?

— У нас выходил первый том «Татары Приуралья», полностью посвященный этой теме: как заселялся этот регион, входивший в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Татары фиксируются еще со времен средневековья на территории Западного Башкортостана, Восточного Татарстана. Имелись тарханные грамоты, на основе которых татарский феодал имел обширные земли — на территории рек Белая, Ик. Это уже была территория, освоенная татарами. Кроме того, это была территория кочевий ногайских татар.

Книга «Татары Уфимского уезда» охватывает XVIII век, когда формировалась Российская империя. В это время современная Башкирия (Уфимский уезд) считалась внутренней окраиной, где часто вспыхивали восстания. Она граничила с территориями, киргиз-кайсаков, ногайцев.

— Какие этнографические группы татар описываются в вашей книге?

— Приуралье, восточное Закамье были территорией интенсивных этнических контактов. Поэтому здесь сформировалась сословная стратификация, которая не встречалась в других регионах.

Уфимский уезд — большая административно-территориальная область, которая охватывала территорию современного Башкортостана, востока Татарстана, частично Удмуртии, Оренбургской и Свердловской областей. До XVIII века Уфимский уезд подчинялся Приказу Казанского дворца, в начале XVIII века он вошел в состав Казанской губернии. А с 40-х годов XVIII века он входил уже в состав Оренбургской губернии.

Первая государственная ревизия (1722 год) была связана с реформой системы налогообложения. Такие переписи проводились для того, чтобы зафиксировать податное население — всех налогоплательщиков. Для реформы Петра I перепись проводилась «подымная», т. е. налоги собирались с каждого домохозяйства, а с первой ревизии — подушно, т. е. с душ мужского пола. Материалы этих ревизий являются более точными, в них зафиксирована информация по этническому и сословному составу. Ревизии являются основным источником генеалогических исследований (составление родословных). Это уникальный комплекс документов, очень значимый источник.

Первая ревизия зафиксировала наличие большого количества татарских деревень — более 200. Были записаны три основные сословные группы татар. Первая — ясачные татары, т. е. татары-хлебопашцы, наиболее крупная группа. Как таковой ясак они не платили, подати оплачивались деньгами. Другие группы — служилые татары и служилые мещеряки. Мещеряки появились довольно рано на этой территории, они фиксируются в конце XVI века. Они несли военную службу и часто направлялись на пограничные территории…

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Книга «Татары Уфимского уезда» охватывает XVIII век, когда формировалась Российская империя. В это время современная Башкирия (Уфимский уезд) считалась внутренней окраиной, где часто вспыхивали восстания

— Для подавления восстаний, в том числе башкирских?

— Да. Как граница расширялась, их передвигали дальше. Уфа была небольшой крепостью. По грамоте 1688 года (конец XVII века) зафиксировано, что в Уфу на службу были переведены служилые мещеряки. Уфу в это время защищали от восстаний башкирцев служилые мещеряки, поместные дворяне (конница) и иноземцы — представители нового иррегулярного войска. Служилые мещеряки в XVIII и XIX веках продолжали нести военную службу.

В указе о проведении первой ревизии было приказано проводить перепись всего населения за исключением уфимских татар и башкирцев, в других регионах — инородцев Сибири, которые платили натуральный ясак, и астраханских татар. В первых материалах присутствуют все сословные группы, кроме башкирцев и уфимских татар.

— Кто такие уфимские татары?

— Это дискуссионный вопрос. Таких исследований нет. Но исходя из логики, можно предположить, что это татары, которые жили в Уфе. А поскольку городское население не переписывалось, в материалах первой ревизии они не указаны.

— Почему башкиры остались за рамками переписи?

— Это было связано с тем, что башкиры имели вотчинное право, были вотчинниками. Они обладали определенными привилегиями и не платили подати. Фиксировались только те, кто платили налоги. Поэтому башкирцы не вошли в первую ревизию. Поэтому эти населенные пункты, в которых указаны татары, однозначно являются татарскими селениями, тем более ясачные татары — здесь указаны сословие и этнос.

— А к ним не могли быть приписаны представители других народов, в том числе башкир или финно-угров?

— Мы дали материалы только по ясачным татарам. Но присутствовали и другие — ясачные чуваши, удмурты, все они представлены в материалах [ревизии]. То же самое касается служилых. А башкирцы — это вотчинники. Маловероятна такая трансформация, чтоб башкирцев записали ясачными татарами. Это разные сословные и этнические группы. И многие деревни ясачных татар были основаны выходцами из Заказанья. И по материалам ревизий Заказанья это очень хорошо видно, как массово мигрировало население (ясачные татары). Все фиксировалось довольно четко. И каких-то разночтений быть не может, учитывая, что башкирцев не фиксировали. Ревизия — это основной источник по этнической истории и для составления родословных. В документе указаны татары, это подтверждается другими источниками. Трудно отсюда вывести каких-то башкир.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Ревизия — это основной источник по этнической истории и для составления родословных. В документе указаны татары, это подтверждается другими источниками. Трудно отсюда вывести каких-то башкир

«Сохранилось много документов, где татары просят перевести их в башкирское сословие»

— Как учитывалось население в других переписях?

— Вторая ревизия — это 40-е годы XVIII века. Появляются новые сословные группы в составе татар и других народов. Также увеличивается территориальный охват. Если в первой ревизии учитывались четыре дороги (Казанская, Сибирская, Ногайская и Осинская), то во второй появляется Новомосковская дорога. Это связано с тем, что между первой и второй ревизиями шла интенсивная миграция татар, поскольку здесь было больше земли, не проводилась политика насильственной христианизации, религиозной унификации. Здесь жить было вольготнее, поэтому вторая ревизия фиксирует появление большого количества татарских деревень, особенно на территории Новомосковской дороги. Это современные Азнакаевский, Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Заинский, Лениногорский, Сармановский районы Республики Татарстан, Бакалинский, Бижбулякский районы Башкортостана, районы Оренбургской области и город Оренбург.

Появляются и новые сословные группы. Был создан Сеитовский Посад Оренбурга (ныне Татарская Каргала, — прим. ред.), в котором зафиксированы торговые татары. Это привилегированная группа (переходная в купечество). Недалеко была граница, требовались деятельные люди, которые бы знали тюркские языки и могли торговать с казахами. Наиболее подходили для этого татары. Из-за того, что они туда переселились, оживили торговлю с казахами, им предоставили определенные льготы. Это были выходцы из Заказанья: Сабинский и Тюлячинский районы. В дальнейшем в составе местной татарской общины появились татары-казаки.

Кроме того, на Новомосковской дороге на территории современного Бугульминского района образовалась группа чемоданных татар. Назвали их так неслучайно. На них лежала повинность по перевозке почты по станциям, за это освобождались от различных денежных обязательств. Они носили большие кожаные сумки кустарного производства (чемоданы), в которых перевозилась почта.

Наиболее крупная сословная группа, зафиксированная в третьей ревизии, — тептяри и бобыли.

— Тептяри и бобыли были отнесены в одну группу?

— Они появляются в материалах третьей ревизии одним пунктом «тептяри и бобыли», в дальнейшем они вошли в одно сословие, их различия к концу XVIII века были уже незначительными.

— Насколько я понимаю, в бобыли могли записывать марийцев, удмуртов, а в тептяри могли попасть и башкиры.

— В 1740-е годы была проведена перепись тептярско-бобыльских групп, с того времени начинается формирование этого сословия. Изначально в их составе было множество этнических групп. Наиболее многочисленной были татары, были также марийцы, удмурты и другие. Это была переходная сословная группа между ясачным и военно-служилым сословием. В 1790 году на них была официально возложена повинность по отбыванию военно-пограничной службы, они стали военно-служилым сословием. Они участвовали в войнах, в т. ч. наполеоновских, были образованы тептярские полки. Тептяри уже в 1760-х годах управлялись военной администрацией. Если ясачными и служилыми татарами управляли волостные старшины, то тептярами — старшины команд. Тептяри были сложносоставным сословием, и в материалах ревизии это тоже указывается: тептяри из татар, тептяри из черемисов. В нашей книге мы представили тептярей татарского происхождения.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Многие представленные в книге деревни существуют и сейчас на западе Башкортостана и востоке Татарстана. Те же крупные районные центры — Актаныш, Бугульма, Сарманово, Муслюмово — все они есть, там жили татары

— Как этих тептярей-татар вычислили и отделили от остальных народов?

— Основная группа тептярей-татар в материалах предшествующих переписей фиксируется как ясачные татары. Типичный пример — деревня Аняково Актанышского района, малая родина первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Согласно материалам ревизий, там проживали тептяри. В материалах первой переписи основная доля населения — ясачные татары, а в материалах третьей и четвертой ревизии у татар доминируют тептяри (более 60%). Многие представленные в книге деревни существуют и сейчас на западе Башкортостана и востоке Татарстана. Те же крупные районные центры — Актаныш, Бугульма, Сарманово, Муслюмово — все они есть, там жили татары.

— То есть вы исключаете наличие в них башкир?

— В материалах указано «татары». В данных третьей ревизии появляются три деревни, в которых зафиксированы башкирцы, которых в документе не должно быть, поскольку они вотчинники. Почему они зафиксированы, сложно сказать. По одной из версий, это те же татары, которые получили вотчинные права, и поэтому фиксируются как башкирцы.

— Или это башкиры, которые по различным причинам лишились вотчинных прав?

— Если бы они лишились вотчинных прав, то они не должны были фиксироваться башкирцами.

— А кем тогда таковых определяли? Тептярами?

— В материалах ревизий с 1722 до 1782 годов зафиксирована три таких случая: когда башкирцы переходили в тептярское сословие. Они очень многое теряли — свои вотчинные права. Они из более высокой социальной страты переходили в низкую. Такие примеры были, но единицы. И делать выводы, что тептяри — деклассированные башкирцы, исходя из этих данных, очень сложно. Я встречал такой тезис, в первую очередь у башкирских коллег, о том, что тептяри — это деклассированные башкирцы. Я не знаю, на основе каких источников они делали такие выводы. Но в источниках таких примеров очень мало.

В материалах третьей и четвертой ревизий начинают фиксироваться не только сословные, но и конфессиональные группы. Появляются новокрещеные татары, старокрещеные татары, старокрещеные татары из князей, мурз. Эти крещеные татары (кряшены) в основном были переселенцами (современные Бакалинский район Башкортостана, Тукаевский, Лениногорский и Сармановский районы Татарстана).

— Почему башкиры начали учитываться в четвертой переписи, хотя они не были податными людьми?

— Полноценно башкирцы начали учитываться с пятой ревизии, которую мы в своей книге не охватываем. Было организовано Башкиро-мещерякское войско. Причем жители тех деревень, которые в первых ревизиях были зафиксированы как татары, в последующем начинают обозначаться как башкирцы. К тому времени была введена кантонная система, и татары, которые вошли в состав Башкиро-мещерякского войска, начали фиксироваться не по этническому происхождению, а уже по сословию. То есть они стали нести военную службу, получили вотчинные права, заметно повысили свой социальный статус. В этом были заинтересованы сами татары. Сохранилось очень много документов, где они просят: «Переведите нас в башкирское сословие».

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Татары, которые вошли в состав Башкиро-мещерякского войска, начали фиксироваться не по этническому происхождению, а уже по сословию. То есть они стали нести военную службу, получили вотчинные права, заметно повысили свой социальный статус. В этом были заинтересованы сами татары

— И, выражаясь современным языком, башкиром быть круто, так?

— Да. Можно провести такую аналогию: по материалам ревизий в Оренбургское казачье войско вошли разные этнические группы, в том числе татары, а также нагайбаки, крещеные татары, ногайцы, были калмыки. В ревизии фиксируются просто «казаки». А башкирцы занимали более привилегированное положение, чем казаки. Если казакам за службу полагалось 30 десятин земли, то башкирцам — 40. Казаки с выслугой лет, заработав офицерские чины, уже получали больше земли.

Происходила такая трансформация. Во время наполеоновских войн жители четвертого кантона Оренбургского казачьего войска, в том числе жители Сеитовского Посада, были переведены в сословие башкирцев. Много населенных пунктов, в которых жили татары, казахи и ногайцы, были переведены в состав Башкиро-мещерякского войска. Здесь уже и татары, и ногайцы в материалах ревизий XIX века считаются башкирцами. Произошел перевод из одного сословия в другое.

Были и примеры, когда в сословие башкирцев переводили марийцев, казахов. Этническая марийская деревня, в которой проживали марийцы-тептяре, переводится в Башкирское войско.

«Риза Фахретдинов, Заки Валиди происходили из тептярских деревень»

— Выпуск этого издания произошел в преддверии Всероссийской переписи населения. Это случайно так вышло?

— Эта работа велась несколько лет. В ней принимали участие и краеведы, которые собирали материалы в течение последних 10 лет. Конечно, перепись накладывает определенный отпечаток. Башкирские коллеги издавали материалы по башкирским родам. Но почему-то они использовали материалы пятой и последующих ревизии, а первые четыре не учитывали.

— Это логично, потому что тогда, наконец, начали учитывать башкир.

— Тогда начали учитываться башкирцы. Но есть книги, которые охватывают территорию восточного Татарстана — о так называемых мензелинских башкирах. Материалы первых четырех ревизий показывали более развернутую картину, двухсословную, где учитывалась этническая составляющая. Но они эти материалы не публикуют.

— Вы ограничились тем, что касается татар, а они — башкир.

— Но на основе этих материалов (более поздних ревизий) они делают выводы о том, что жители деревень — этнические башкиры, что противоречит материалам более ранних переписей.

— Разве указанные территории не были вотчинными владениями башкир?

— Они нашли «доказательства», что какие-то деревни были башкирскими. А в материалах первых переписей — там ясачные татары.

— «Ясачные татары» подразумевает и сословный фактор. К ним могли быть отнесены и башкиры?

— Как это возможно? Массово, более 200 деревень, были записаны. Та же деревня Бугульма, мы знаем, кто был основателем. Риза Фахретдинов, Заки Валиди происходили из тептярских деревень.

— Ахмет-Заки Валиди в своих «Воспоминаниях» пишет, что он из тептяр (это сословие), но при этом называет себя башкиром.

— Но если брать эту этносословную группу, то основная часть тептярских деревень в восточном Татарстане были основаны татарами.

— Альметьевск основал башкирский мулла Альмет.

— У Надыра Уразметова сохранились его тарханные права. Он был основателем этой деревни. Происходил из татарской деревни Большой Менгер современного Атнинского района Татарстана.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

В чем задача этого издания? Здесь нет какой-то идеологии. Мы просто взяли, как в документе написано, так и написали. Если написано «служилый татарин» или «служилый мещеряк», мы так и пишем

— Считается, что и он происходил из башкир.

— Есть такое мнение, которое мы не разделяем. Но в чем задача этого издания? Здесь нет какой-то идеологии. Мы просто взяли, как в документе написано, так и написали. Если написано «служилый татарин» или «служилый мещеряк», мы так и пишем. А это очень большой хронологический охват — почти весь XVIII век (1722—1822). И здесь зафиксированы служилые татары, ясачные татары, тептяри. Но на основе этих материалов никак нельзя сделать вывод, что это башкирцы, если написано, что жители — ясачные татары.

Что касается башкирского сословия, в 1855 году был издан указ о переименовании Башкиро-мещерякского войска в Башкирское. И в этом указе четко прописано, что население этого войска должно именоваться башкирцами. И только в исключительных случаях можно указывать их добашкирское сословное и этническое происхождение. И после 1855 года практически все жители, входившие в состав Башкирского войска, четко были записаны башкирцами. Этот указ привел к тому, что в материалах девятой и десятой ревизий жители сплошь указывались башкирцами.

— Как понимаю, они сами не возражали против именования себя башкирами?

— Они же военные люди, как они могут сопротивляться этому? И многие тептяри, ясачные татары писали прошения, чтоб их перевели в башкирцы. Так они ничего не теряли, но приобретали очень много, становились вотчинниками. Это был определенный социальный лифт.

«О политическом заказе речи не идет»

— Радик Равильевич, скажите, а был ли какой-нибудь специальный заказ от правительства Татарстана или аппарата президента РТ на выпуск этого справочника?

— Нет, не было. Я как ответственный редактор заявляю, что эта работа началась в то время, когда правительство не знало о ней. Только на финальной стадии, когда требовалось финансирование на издание книги, тогда мы уже обратились в органы власти, чтобы оказали финансовую помощь. О каком политическом заказе можно говорить, если руководство республики не знало о книге? Это справочное издание, где представлены источники.

— У вас в Институте истории работают и выходцы из Башкортостана (Лилия Габдрафикова, Ильнур Миргалеев и другие). Участвовали ли они в подготовке издания?

— Нет. Все работают в разных отделах, каждый занимается локальными темами. Лилия Рамильевна занимается татарской повседневностью, началом XX века. Ильнур Миргалеев занимается исключительно Золотой Ордой. Он участвовал в выпуске первого тома «Татары Приуралья». Не может медиевист заниматься началом XX века. Опять-таки, для того, чтобы прочитать материалы ревизии (скоропись), нужна определенная квалификация.

— Правда ли, что Заки Валидов назван у вас «известным татарином»?

— Здесь краевед составил родословную, на основе которой Заки Валиди в этническом отношении происходил из татар-тептярей. Хотя башкирские ученые считают, что он был башкиром по происхождению.

— Потому что он сам не раз заявлял, что башкир, на это указывают метрические книги родителей, и был отцом-основателем Башкирской Республики.

— То же самое касается Ризы Фахретдинова: башкирские исследователи заявляют, что и он был башкиром по происхождению. Сохранился единственный документ, где он в графе «сословие» указывает «башкирец». Споров очень много: насчет Галимжана Ибрагимова, Карима Хакимова, Мутиных (Ильдархан и Мухтар).

— Почему бы это не могло быть башкирским шежере?

— Два первых человека [основатели рода], которые они приписывают к башкирам, документально не подтверждаются — на основе ревизий. Мы говорим не о том, кем себя самоидентифицировал, а о том, кем были его предки, из каких деревень они происходят.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

По материалам ревизий XVIII века невозможно вычислить, сколько должно быть татар и башкир. Я могу лишь сказать, сколько было по материалам первой или второй ревизии. А сколько реально в современной Башкирии, я не знаю, кто сможет точно и корректно ответить на этот вопрос

«Издания башкирских ученых в информационном пространстве до последнего времени доминировали»

— Соответствуют ли, на ваш взгляд, реальной картине результаты Переписи-2010 в Башкортостане? Ведь довольно много звучит заявлений, что один народ переписывался в другой, чтоб поддержать титульную нацию.

— Этим должны заниматься социологи. По материалам ревизий XVIII века невозможно вычислить, сколько должно быть татар и башкир. Я могу лишь сказать, сколько было по материалам первой или второй ревизии. А сколько реально в современной Башкирии, я не знаю, кто сможет точно и корректно ответить на этот вопрос.

Цель нашей книги — показать материалы первичного фискального учета XVIII века и кто в населенных пунктах проживал по этническому и сословному статусу. Здесь представлены листы конкретных документов, что позволяет научно верифицировать данные. Человек, интересующийся родословной своей семьи, может обратиться к документам или к нам и получить более подробную информацию. Мы готовили книгу с сугубо научной целью.

— Была ли реакция уфимских коллег на это издание?

— Не видел. В наш институт и мне лично писали татары Башкортостана, которые спрашивали, как можно приобрести книгу, предлагали свои услуги по распространению, тиражированию, предлагали опубликовать по конкретным районам в своих периодических изданиях, чтоб донести до народа информацию. Издания башкирских ученых в информационном пространстве до последнего времени доминировали. У них опубликованы материалы с пятой ревизии. И житель деревни смотрит туда и видит, что там проживали башкирцы, а другой информации, более ранних ревизий, у него нет. Ему сложно понять, что башкирцы — это не только этническая составляющая, но и сословная, где ядром были башкиры. Мы как ученые должны делать выводы на основе исторических источников. Я могу документально доказать, кто из какой деревни вышел. А когда составляют башкирские родословные, как они могут документально доказать, что у жителя деревни, в которой он зафиксирован как ясачный татарин, предки были башкирами?

— Как пишут в СМИ, вы уже заявили, что Уфа и Стерлитамак — это якобы татарские города. Вы действительно что-то подобное говорили?

— Это не совсем так. Я сказал, что в них жили татары. Я приводил данные грамоты 1688 года, в соответствии с которой в Уфу переселились мещеряки, т. е. татары.

— Но основным населением Уфы и Стерлитамака были русские. Скорее, это русские города.

— В том-то и дело. Здесь никто не говорит, что Уфа — татарский город. Она была небольшой крепостью. Вокруг нее была развита сеть населенных пунктов, которые вошли в состав города. И многие эти селения, которые сейчас являются Уфой, были татарскими деревнями. То же самое касается Набережных Челнов и других городов: в их состав вошло много татарских населенных пунктов. Что касается Стерлитамака, здесь была деревня, в которой жили ясачные и служилые татары. Исходя из этой информации можно сделать вывод, что это была татарская деревня, которая позже стала крупным промышленным городом. Речь идет лишь о том, что татары там просто жили. А выводы о «татарском городе» — это определенный журналистский прием.

— Несколько лет назад некоторые татарские активисты предлагали присоединить к Татарстану западные районы Башкирии. Как вам такая идея?

— Я не представляю, как это можно сделать. Я к этому отношусь отрицательно. Политические последствия будут негативными, обострятся межнациональные отношения. Это ничего не даст. Мы живем внутри одного единого государства, и такие идеи не могу поддерживать.

— Хотелось бы узнать также ваше мнение относительно северо-западного диалекта башкирского языка.

— Исходя из данных материалов, мы знаем, что туда переселялись татары Заказанья, поэтому это чисто татарский язык. Есть отдельные говоры, специфика языка, но есть научные аспекты. По всем признакам это татарский язык. Когда мы едем в Башкирию, и там говорят на татарском языке, я всех прекрасно понимаю.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Где жили этнические башкиры, там нет татарских деревень. Башкирцев не переписывали в ревизии, но проводились специальные переписи башкирского населения. Я брал некоторые деревни и сравнивал, кто где живет. Прошло более 300 лет, а этническая картина особо не изменилась

— Вы, вероятно, поймете и жителей Бурзянского района, где проживают преимущественно башкиры. Это не значит, что они разговаривают на татарском.

— Кстати, в материалах ревизий практически нет татарских деревень Сибирской дороги (Урал, Зауралье). Где жили этнические башкиры, там нет татарских деревень. Башкирцев не переписывали в ревизии, но проводились специальные переписи башкирского населения. Я брал некоторые деревни и сравнивал, кто где живет. Прошло более 300 лет, а этническая картина особо не изменилась.

При фискальном учете превалировало обозначение сословного статуса. И сословные группы трансформировалось во многом под влиянием государства. Например, в результате реформ Петра I служилые татары были деклассированы и переведены в лашманское сословие. Поскольку не хватало лашманов, ясачные татары переводились в служилые татары, т. к. служилые татары могли нести лашманскую повинность. То же самое с башкирцами. В башкирское сословие массово переводили во время наполеоновских войн, потому что срочно нужна была конница. В 1860-е годы полностью отменили систему Башкирского войска, и жители стали сельскими обывателями. Население деревень, которые в первой ревизии указаны как ясачные татары, в поздней стали башкирцами.

В первых советских переписях (1920-е годы) сословный статус не имел никакого значения, вотчинных прав нет, и они записывают себя татарами. Произошла двойная трансформация: вчерашние новобашкиры стали опять татарами.

Поделитесь в соцсетях
Хотите быть в курсе новостей?

комментарии

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Мещеряки появились довольно рано на этой территории, они фиксируются в конце XVI века. Они несли военную службу и часто направлялись на пограничные территории…— Для подавления восстаний, в том числе башкирских?

— Да. Как граница расширялась, их передвигали дальше. Уфа была небольшой крепостью. По грамоте 1688 года (конец XVII века) зафиксировано, что в Уфу на службу были переведены служилые мещеряки. Уфу в это время защищали от восстаний башкирцев служилые мещеряки, поместные дворяне (конница) и иноземцы — представители нового иррегулярного войска. Служилые мещеряки в XVIII и XIX веках продолжали нести военную службу.
.
не совсем так, насчёт восстаний. мой прадед 9мишар)сам был одним из руководителей восстания.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Сложный, дискуссионный в научном плане вопрос.

Русские, например, своими предками имеют и славян, и финно-угоров, и тюрков, и монгол, и семитов и др.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

«. поэтому это чисто татарский язык. Есть отдельные говоры, специфика языка, но есть научные аспекты. По всем признакам это татарский язык. Когда мы едем в Башкирию, и там говорят на татарском языке, я всех прекрасно понимаю».

«Башкирский» язык появился в 1919 году.
А «татарский» язык возник в 1920 и году.
До этого поволжские тюркские мусульмане разговаривали на одном языке.
Да, были диалекты единого языка от деревни к деревне.
Но не более.
Или ошибаюсь?

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Жители аулов Казанской губернии, Уфимской губернии, Оренбургской губернии тоже говорили на своих диалектах.
И понимали друг друга при встрече.
В Казани, Уфе, Оренбурге и др. городах, куда они приезжали на заработки, вырабатывался единый литературный язык поволжских тюркских мусульман, создавалась единый этнос поволжских тюркских мусульман.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

«22 марта 1920 года председатель СНК РСФСР В. И. Ленин принял в Кремле Б. X. Мансурова, С. Г. Саид-Галиева и других для обсуждения с ними вопроса об образовании Татарской республики[4].

Она была провозглашена декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 27 мая 1920 года[5] и образована 25 июня того же года как Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика (А.Т.С.С.Р., Татреспублика) (тат. Avtonomiəle Tatarstan Sovet Sotsialstik Respublikasь (A.T.S.S.R., Tatarstan)[6])».

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Современные башкирский и татарский языки похожи, как были в своё время похожи «языки» жителей деревень Владимирской и Костромской губернии.
Которые потом стали «русским» языком.
Или это упрощение?
Может что-то похожее происходит и с современными башкирским и татарским языком?
Они должны объединиться и превратиться в единый язык поволжских тюркских мусульман?

Ведь этот процесс уже почти завершился в начале 20 века.
Но был насильственно прерван марксистами Лениным и Троцким.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Марксистские «учёные» расчленили единый литературный язык поволжских тюркских мусульман на пролетарские «башкирский и «татарский».

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

1) Все эти сословия: ясачные татары, служилые татары, чемоданные татары, лашманные татары, служилые мещеряки, тептяри, бобыли и др. были полиэтничными. Самоназвания «татар» до начала XX века не было.
2) Башкиры не учитывались в первых ревизиях, но это не означает, что башкир там не было. Как правило, все эти деревни основали либо сами башкиры-вотчинники на своих землях, либо припущенники по договору с башкирами.
3) Появление башкир в последующих ревизиях не означает исчезновение ясачных и прочих татар, мещеряков, тептярей и др. Они так же продолжали учитываться в ревизиях.
4) Мишари вплоть до переписи 1939 года считались отдельным народом, а не татарами. Аналогично с тептярами.
5) Башкирское войско было упразднено в 1865 году, но по мнению авторов, в него продолжали записывать и дальше, вплоть до 1917 года. Войска нет, а в него записывали?

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

А может они и тот же скандальный профессор Измайлов и др. давно уже русские мусульмане?
Они русским языком (и разговорным и научным) владеют гораздо лучше (на порядки), чем татарским или башкирским языком.

Русский язык в силу ряда причин стал давно (уже несколько столетий) языком меж-этнического, меж-национального общения, вытеснив региональные славянские, финно-угорские, тюркские и др. языки.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Мишари так же были в подчиненном положении в войске. Есть письма мишар с жалобами.

Для создания войска нужны были огромные деньги. Башкиры полностью за свой счет финансировали армию. В любой момент могли выставить 110000 вооружённых всадников с тыловым обеспечением.

Ни о каком массовом переводе «ясачных татар» в башкиро-мещерякское войско нет никаких сведений, в том числе в этой пропагандисткой книге.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Эти итоговые ведомости ревизий в виде таблиц давно были опубликованы в интернете еще в 2010 году на форуме уфаген.ру и в 2012 году на форуме вгд.ру пользователем Tusia (Натальей из Москвы).

Затем некто скопировал из интернета эти данные, опубликованные ранее другими людьми, и опубликовал анонимно (видимо постеснялся) в журнале Туган жир #3-4 (гл. редактор Дамир Исхаков) в конце июля этого года, выдав за свою работу. Причем скопированы даже все примечания Tusia слово в слово.

В августе в институте марджани решили издать все это в виде книги. Взяли таблицы из интернета, добавили пару сканов листов, написали введение и вуаля «шедевр» готов. Больше времени наверно ушло на введение.

Какие «10 лет»? Ни стыда, ни совести.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Впрочем, почему не может быть.
Примеров из Диссернета полным полно.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Что касается самого творения Р.Исхакова и его коллег, то навскидку можно сделать следующие предварительные выводы. Более обстоятельный обзор, надеюсь, будет сделан в отдельной рецензии башкирских историков.

1. В справочнике «Татары Уфимского уезда» приведены данные первых четырх ревизий, которые учитывали на территории Уфимского уезда лишь небашкирское население. Башкиры не учитывались, так как власти опасались их восстания, а не потому, что они не платили податей, как пишет Р.Исхаков. Например, последняя фаза башкирского восстания 1735-1740 гг. вспыхнула в 1739 году как раз из-за попыток правительства переписать население. Впервые полноценно с приведением имен башкиры были переписаны ревизией 1811 года.

2. Относительно достоверности статистических данных, приведенных в справочнике, ничего сказать нельзя, так как никто их не перепроверял. Одно можно сказать определенно, что к татарским деревням были отнесены смешанные деревни без всякого пояснения, что кроме ясачных или служилых татар тут проживали также башкиры, часто составлявшие большую часть населения. Например, в каком-нибудь ауле жило 100 башкир, 10 ясачных и 3 служилых татар. Но так как составители справочника приводят данные лишь по первым четырем ревизиям, не учитывавшим башкир, в их таблицы попадают лишь татары – те самые 10 ясачных и 3 служилых татар. Основателями большей части населенных пунктов Уфимского уезда был тот или иной башкир, на чьей вотчине возникло селение. Пустых земель не бывает. Например, деревня Бакаево Кушнаренковского р-на РБ основана в 17 веке башкиром Дуванейской волости Бакаем Тойметовым. В начале 18 в. он припустил мишарей, которые и были учтены ревизией 1722 г. На это основании Р. Исхаков относит этот аул к татарским селениям, хотя большинство населения там составляли башкиры, учтенные последующими переписями. Это явная манипуляция фактами, дабы сформировать у неискушенного читателя ложные представления.

3. Далее чисто концептуальные моменты. Авторы ставят знак равенства между названиями сословий служилых и ясачных татар и современным самоназванием татар, словно первые и в 18 веке так же себя именовали. Но это не так. Татарской идентичности тогда еще не существовало. Общеизвестно, что она возникла лишь в начале 20 века. Академик В. В. Бартольд писал: «…на Волге местная интеллигенция, после некоторых споров, приняла слово “татар” как название своего народа, вследствие чего возникла Татарская республика».

4. Эксплуатируется старый прием о сословном характере названия «башкирец». Ключевым моментом является их попытка доказать массовой переход тептярей, которых они трактуют исключительно как «татар», а также ясачных татар в «башкирцы». Причем, этот переход якобы осуществлялся по просьбе самих этнических татар, желавших повысить свой социальный статус, а правительство, идя навстречу «пожеланиям масс», якобы санкционировало подобную конверсию. Это, конечно, не соответствует действительности. Подобные сословные трансформации были, как правило, возвратным движением этнических башкир, как они писали, в свое «первобытное состояние».

6. Что касается его измышлений относительно происхождения А.-З. Валиди, то тут комментировать нечего. Основатель Башкирской Республики сам все четко и ясно высказался по этой теме в своих «Воспоминаниях».

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

Но он вольно или невольно «играл на руку» международным марксистам-террористам Ленину и Троцкому, которые для удержания власти расчленили Россию по национальному признаку и внесли раздор между народами.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

А что делать?
Если сами «башкиры» и «татары» не могут отличить, кто есть кто?

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

«Татары Уфимского уезда» — идеологический ответ Башкортостану или сугубо научный справочник казанских историков?
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/198921-teptyari-yasachnye-tatary-prosili-chtob-ih-pereveli-v-bashkiry

А уж если совсем-совсем «сугубо научно», то «Татары Уфимского уезда Казанской и Оренбургской губерний Российской империи».

А так даже в названии сплошная идеология и желания «ущемить» братьев-башкир и выставить в смешном свете братьев-татар.

С наступающим Новым годом, братья-татары и братья-башкиры!
Здоровья, мира и благополучия.
Православный русский.

полу татар полу башкир. Смотреть фото полу татар полу башкир. Смотреть картинку полу татар полу башкир. Картинка про полу татар полу башкир. Фото полу татар полу башкир

С того времени, как Казанское царство российскою силою побеждено и к российскому государству присовокуплено, рассеялись многие татара в продолжение сей войны, а остальные переселились отчасти толпами в непобежденные тогда ещё татарские области: вот по чему и сделано было в казанском царстве гораздо больше перемен, нежели в прочих завоеванных местах…

При сем правлении многие казанские татары, с дозволения оного, перешли с прежних своих мест на жилище в другие страны, которые показались им привольнее: вот по чему и умножилось число рассеянных станиц и селений сих татар в пограничных с Казанскою губерниях, а именно в Оренбургской, Тобольской, а отчасти также в Воронежской, и в некоторых других… однако они в житейских своих обрядах вере сообразны казанским татарам: почему и не примену, говоря об оных, и на сих ссылаться.

Оренбургских казанских татар отнюдь не должно смешивать с перекочевавшими в сию губернию ордами, как то с киргизцами, а отчасти и уфскими татарами. Прямые оренбургские татара живут в Оренбурге т по крепостям оренбургской линии по реке Урале частию рассеяно, а частию в особливых слободах, в собственных слободах и городке Каргале на реке Сакмаре, в 18 верстах от Оренбурга… Уфимские городские и деревенские татара суть древние древние беглецы казанские, и они многолюдны. В Оренбургской исешской провинции ведется уже с лишком сто лет селение, состоящее из некоторых деревень, и прозывается по Ичкинскому ручью…

Все оренбургские казанские татара числом превосходят настоящих казанских, да и прочих, в рассеянии живущих, наберется не меньше, как и казанских. Казанские татары получили своё название от главного города Казани… В прочем, по собственным преданиям, не особливого колена, но произошли от оставшихся тут на поселении разных поколений ратоборцов и от привлеченных в Казань иностранцов, а особливо ногайских татар, которые все чрез соединение своё в единое общество составили особый народ.

— Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов. » Часть вторая. О народах татарского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *