полу человек полу птица
Алконост
Алконост – полуптица-получеловек. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Голова у него человеческая, часто на нее надета корона или венок, также алконост имеет человеческие руки.
Существу покровительствует славянский бог Хорс. Почти всю свою жизнь алконост проводит в Ирии, и лишь девушки-алконосты раз в год спускаются на землю, чтобы отложить яйца, потому в мифологии алконостов изображают именно с женским лицом.
По природе своей алконост не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но, все же, может невзначай навредить ему, если тот подойдет слишком близко к гнездовью, или будет находиться рядом, когда птица поет свою песнь. Защищая себя или своих птенцов, полуптица-получеловек способна погрузить всех окружающих в беспамятство.
Способности
От своего покровителя, бога Хорса, алконосты получили способность управлять погодой вокруг себя, но главная их способность — это сладостный голос. Превосходное пение алконоста способно заставить человека забыть обо всем и лишиться разума.
Егда же в пении гласъ испущаетъ тогда и сама себе неощущаетъ. А кто во близости ея будетъ, той все в мире семъ позабудетъ. Тогда умъ от него отходить и д(у)ша его ис тела исходит.
Настенный лубок «Птица Алконост и птица Сирии»
Враги
Как бороться?
Так же в некоторых источниках встречается упоминание, что если поцеловать девушку-алконоста, то она уже не сумеет вернуться в Ирий, но и на земле долго не проживет.
Хотел было птицелов поцеловать пленницу, но дева закрылась руками-крыльями и принялась плакать и причитать, уверяя, что после того, как поцелует ее человек, она навсегда утратит волшебную силу и больше никогда не сможет взлететь в небеса, а на земле ей придет погибель.
А. М. Ремизов, «Заветное желание»
Звероподобные гуманоиды
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Little Bit Beastly, Petting Zoo People. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Танцующий инопланетный тигр
Звероподобные гуманоиды — те же люди, только имеющие звериные черты. Не обезьяньи, как у нас, — хотя можно и обезьяньи, если утрировать их ещё сильнее, — а какого-нибудь другого животного. Это может иметь как лёгкие черты — форма ушей, другой тип глаз, чуть заострённые когти — так и более явные: кошачья морда с настоящими вибриссами, хвост, пятнистый мех и строение скелета, позволяющее спокойно передвигаться не только на двух ногах.
Несмотря на часть «звер-о», зверолюди могут быть рептилиями и птицами. Также стоит отметить, что рисованные фурри, как и персонажи мультфильмов — это тоже зверолюди.
У зверолюдей есть важная особенность: их «прототипы» сильно влияют на их поведение и речь. Крысолюди — трусливые, тяготеют к канализациям и действуют большими толпами; львинообразные — ведут себя помпезно и благородно; ящеролюди будут говорить с шипением, растягивая гласные и воспринимать окружающих как пищу. И так далее, в таком же духе.
Как несложно заметить, зверолюди ведут себя в первую очередь так, как должны вести себя указанные животные в представлениях обычного человека — поэтому вы вряд ли увидите, как зверолюд-лев прогоняет собственных львят мужского пола, когда они подрастают, чтобы они не заняли его место в прайде, а чужих львят вообще убивает. Не-не, это же выход из образа, хоть и ближе к реальности.
Гаруда, получеловек-полуптица. Ездовые птицы индийских божеств
Гаруда заслышав голос птицы, индийцы говорят: «Субол, субол!» («Принеси благую весть!») Кто знает, что находится на хвосте пернатой? Птицы тесно связаны с сезонами года: орлы, павлины и аисты предвещают муссонный период – тёмные грозовые облака, дожди. Но птица несёт и ещё какое-то послание. Вот только как его расшифровать?
Трактат «Агни-пурана» предлагает простой способ: грубые птичьи клики предсказывают несчастье, нежное воркование – удачу, благо. Но не всё так просто!
В народном представлении птицы-приметы разделяются на «благих» – предвещающих счастье сов и павлинов, и пророчащих несчастье ворон и орлов.
Почему же совы благие, а вороны – нет? Известная притча гласит, что когда царь птиц Гаруда удалился на небеса, неся на себе бога Вишну, его подопечным пришлось искать себе второго, «земного», царя.
Гару́да — в индуизме ездовая птица (вахана) бога Вишну, борец со змеями-нага. В буддизме Ваджраяны — идам, один из символов просветлённого ума.
Зато гусь – почти всегда посланник любви и благоденствия, чего нельзя сказать, например, о голубе.
Птицы – «транспортные средства» богов и богинь:
гусь несёт на себе Брахму и Сарасвати,
голубь – богиню Минкхарсаг,
павлин – бога войны Картикейю или будду Амитабху,
сова – богиню удачи Лакшми.
Бог Джайякара, спутник Камадева, особенно популярный в буддизме, ездит в колеснице, запряжённой кукушками.
Часто птицы – это герои. В самых ранних зафиксированных в ведийских и эпических текстах «птичьих мифов» содержится мотив героического похищения.
Какая-то большая птица (орёл?) уносит с горы растение для священного напитка сомы, Гаруда завладевает горшком с напитком бессмертия амритой, после чего он становится ваханой (ездовым животным) Вишну и помещается на его знамени.
Вишну верхом на Гаруде. Индийская статуэтка
Кроме того, сами божества могут превращаться в птиц. В один из храмов Маха-балипурама каждый день в полдень прилетают два белых орла, жрецы их кормят и считают воплощением Вишну.
В IV–V вв. связь совы и Лакшми утвердилась, можно сказать, официально, изображения этой птицы появляются на монетах.
Ворона – одна из семи страшных форм Великой Матери (Каки, Халима, Малини, Бримхита, Арья, Палата и Ваймитра).
У богини Багламукхи, облик которой ужасен, – голова аиста. Она повелевает чёрной магией и ядами, наделяет своего адепта большой силой.
Гуси – птицы богов Куберы и Варуны, а попугаи, любимцы древесных богинь якшинь, в которых могут превращаться нежные и чувственные апсары, сопровождают бога любви Каму.
Но по каким же признакам птица несёт благо или зло? Прежде всего, следует обратить внимание на её облик, голос, характер, привычки.
Павлин – воплощённое любопытство и сексуальность.
С другой стороны, птицы – прекрасная пища. Считается, что мясо совы помогает сохранить память, мозг вороны препятствует старению, высоко ценится деликатесное мясо павлина, особенно его язык и мозг.
Разные части тела птиц используются в магических целях: глаза для улучшения зрения, когти для достижения успеха.
Птицы – это также и жертвенные существа: голубей приносят в храмы, умерщвляют в ходе некоторых обрядов или же отпускают. Выпускание пойманных птиц – распространённый в индуизме и джайнизме обряд, часто его совершают в ходе свадебных процедур.
Но есть в Индии птицы, не подходящие ни для общения, ни для пищи, ни для жертвования. Грифы (санскр. Grdhra, буквально «жадный», «прожорливый») вроде бы со всех точек зрения ужасны.
Чёрные или коричневые, они едят падаль, обитают в страшных местах и несут несчастье.
Пожалуй, наиболее благосклонное внимание им уделяют индийские парсы (зороастрийцы), что связано с их погребальной практикой. Парсы помещают покойников в особые «башни молчания» – дакхмы, чтобы грифы пожрали плоть умершего.
Этот обычай многократно и красочно описывался в путевых заметках и рисунках путешественников.
Гаруда, получеловек-полуптица, сын мудреца Таркшьи и птицы – дочери Дакши Винаты, стал царём всех птиц.
Когда он родился, боги были ослеплены сиянием, исходившим от его тела; они приняли его за Агни и восславили как олицетворение солнца.
Есть и другие версии, согласно которым все птицы, в том числе и грифы, – непосредственные потомки Гаруды.
Итак, с одной стороны, все птицы обладают светлой, солнечной природой: они обитают в небесном пространстве, борются с противниками богов. Но, с другой стороны, все они
– существа низкие: питаются насекомыми, лягушками, змеями, не говоря уже о птицах-падальщиках, связь которых с потусторонним миром и обителью смерти очевидна.
Героическое и страшное, благое и ужасное оказываются переплетёнными между собой даже в образе павлина – национальной птицы Индии, символа красоты, непомерной сексуальности, мужества и бессмертия.
Павлин славится своим эгоизмом, агрессивностью, умением убивать врагов. Не случайно бог войны Сканда выбрал его в качестве своей ездовой птицы. Как и Гаруда, павлин – сарпабхуджа, «пожиратель змей».
Павлиньим пером исцеляют укусы пчёл и змей, его используют также при изгнании демонов.
Связан павлин и с миром мёртвых: на погребальных урнах Хараппы есть изображения павлинов, из которых вырастают растения, а на брюхе видны маленькие человечки (возможно, души покойных). Павлины охраняют вход в рай, но их можно встретить и в преисподней.
Всё великое разнообразие индийских птиц объединено на земле физически во множестве птичьих заповедников, религиозно – в известном центре паломничества Пакшитирхе.
На небесах же ощутимые на земле различия и вовсе исчезают.
Летящие птицы становятся светлыми звёздочками в Вихайе – «птичьем пути», который мы называем Млечным.
9. Полулюди-полуптицы
В мифологии нередко встречается образ птицы с человеческими чертами. Некоторые из этих существ считались великодушными по отношению к людям, другие – опасными, и их предпочитали избегать.
Гаруда – одно из наиболее пленительных и ярких загадочных существ индийской мифологии. Махабхарата описывает его как Птицу жизни, все разрушающую и все создающую. Он и скакун, и слуга бога Вишну. Гаруду до сих пор иногда вызывают, когда необходима помощь после укуса змей, так как он является их врагом. У Гаруды голова, крылья, клюв и когти гигантского орла, но при этом человеческое тело и конечности. У него белое лицо, красные крылья и золотое тело. Это существо, полуптица-полумужчина, считается добрым и великодушным полубожеством.
Его мать Вината (которая также приходится матерью Вишну) была сестрой Кадру, царицы змей. Его отцом был мудрец Кашьяпа. Перед тем как Гаруда родился (или, скорее, вылупился, так как его мать снесла яйцо), Вината и Кадру поспорили из-за цвета лошадей, родившихся из взбитого Молочного моря. Вината утверждала, что они были белыми, а Кадру клялась, что они были черно-белыми. Сестры заключили пари, решив, что проигравшая станет рабыней победительницы. Кадру так хотела выиграть, что приказала своим змеям покрасить лошадей своим ядом, чтобы так они казались темнее. Таким образом, мать Гаруды стала рабыней Кадру. Когда вскоре после этого он вылупился из яйца, он также стал ее рабом.
Во время мифологической битвы между Рамой и армией демонов, описанной в Рамаяне, и Рама, и его брат Лакшман были смертельно ранены. Гаруда, словно вспышка огня, спустился с небес и вылечил их, коснувшись крыльями их лиц.
Царь птиц Гаруда является безустанным врагом всех змей. Индусы верят, что он обладает магической силой против змеиного яда, и молятся ему, если их укусит змея. Он также может немедленно почувствовать присутствие любого злого существа; считается, что он способен настигнуть и добиться наказания плохих людей.
Гаруда популярен не только в Индии, но и в Индокитае, Сиаме, Камбодже и большей части юго-восточной Азии. В Ангкоре его образ со змеей в каждой руке можно увидеть на углах зданий.
В добуддистском Тибете также существовал подобный крылатый человек, но о нем мало известно.
Психологические характеристики: положительные – человек, который борется со злом, где бы он его ни встретил. Отрицательные – тот, кто фанатично любит или ненавидит.
Магические свойства: постижение силы слов в магии; врачевание. Приносит перемену в жизни, по силе подобную смерти. Осуществляет наказания злых людей.
В числе множества сказочных животных Греции были и ужасные гарпии. Их общее число никогда не было точно известно. Название «гарпии», возможно, происходит от греческого harpyiai, что означает «хвататели» или «похитители». Это были огромные хищные птицы, имевшие тела грифонов, головы и лица женщин, и когти орлов. Если верить некоторым источникам, их крылья были из металла и во время полета издавали ужасный лязгающий звук.
Обычно боги посылали гарпий на Землю с особой миссией – наказывать или мучить нарушителей духовных законов. Обычно они набрасывались на жертву и либо уносили этого человека, либо мучили и разрывали его. Они также хватали еду со стола, оставляя за собой грязь и зловоние, вызывавшие болезнь и голод.
Гарпий, этих созданий ветра, бури, грома и молнии, описывали как уродливых животных, но иногда и как крылатых женщин неземной красоты. Мифология называет их дочерями морского божества Тавманта и океаниды Электры. Гомер называет одну из них Подаргой (Быстроногой), а Гесиод говорит об Аэлло (Вихре) и Окипете (Быстрокрылой). Другие древние авторы также упоминают Келено (Темноту).
Жертва гарпий чувствовала приближение опасности лишь в последнюю минуту, услышав их резкие нечеловеческие крики, гром их исполинских крыльев и почувствовав зловоние их перьев. Скрыться от гарпий, несущих наказание богов, было невозможно.
Согласно некоторым преданиям Средиземноморья, одну из гарпий утопили в реке в Пелопонессе. Другая попыталась улететь на Эчинадские острова, где, разворачиваясь, она упала на берег и погибла. Впоследствии эти острова были названы Строфадскими (в переводе с греческого «поворачиваться»).
В германской геральдике есть существо, внешне напоминающее гарпию – Фрауэнадлер или Юнгфрауадлер. Это существо выше пояса выглядит как женщина, но имеет тело, крылья, хвост и конечности орла. В английской геральдике гарпию изображали на гербе человека, совершившего убийство, но к Фрауэнадлер это не относилось.
Психологические характеристики: тот, кому доставляет удовольствие намеренно причинять вред другим или ломать их каким-либо образом не только на физическом, но и на духовном, умственном или эмоциональном уровне.
Магические свойства: приносит динамические, но негативные гармонии космических энергий. Наказывает тех, кто нарушает духовные законы. Символизирует ветер, бури, гром и молнию.
Несмотря на то что в греческой мифологии сирены связывались с океаном и водой, изначально они были птицами с человеческими чертами[40]. Их название произошло от греческого корневого слова, означающего «связывать» или «привязывать». В латынь это слово пришло как sirena, а во французском было преобразовано в sereine; поэтому этих морских нимф-птиц-женщин иногда называли сейренами. Их храм находился в Сорренто.
Разные источники утверждают, что сирен было две, три, четыре и даже восемь. У этих морских нимф с птичьими чертами было птичье тело размером с человеческое, а также головы, руки и грудь женщин. Своими прекрасными, соблазнительными голосами они влекли моряков к смерти на огромных прибрежных скалах. Их любимым музыкальным инструментом была лира или двойная флейта. Сидя на утесах, сирены пели любовные песни, и любой, кто слышал их пение, был мгновенно им очарован. Он прыгал за борт и тонул. Сирены, как и Минотавр, любили человеческое мясо.
Существует много противоречивых преданий о происхождении сирен. Согласно одному из них, когда-то они были морскими нимфами, дочерями речного бога Ахелоя и нимфы Каллиопы. Церера превратила их в полуптиц-полуженщин. Кроме того, возможно, они имеют некоторое отношение к Персефоне, правительнице подземного царства.
Чаще всего им давали имена Аглаофона (с блестящим голосом), Фелксепея (чарующая словами), Пейсиноя (убеждающая) и Молпа (песня). Другие авторы добавляют также имена Парфенопа, Лигейя и Левкосия.
Миф повествует о том, что тщеславие и гордость сирен из-за своих голосов и музыкальных талантов были столь велики, что однажды они вызвали Муз на состязание в музыке. Музы выиграли и наказали сирен, выщипав из их крыльев все перья. Устыдившись своего вида, эти полуптицы-полуженщины покинули источники и долины, где они жили, и спрятались среди крутых прибрежных скал южной Италии. Они поселились на мысе Пелорус, Капри, острове Антемуза и Сиренузских островах.
Когда Улиссу предстояло плыть мимо островов, где жили сирены, он залепил воском уши членов своей команды, а затем велел им привязать его к мачте. Так греческий герой мог слышать песню сирен, но не мог прыгнуть за борт и поплыть к ним.
Греческие мифы повествуют лишь еще об одном герое, которому удалось избежать чар сирен – это аргонавт Ясон. На корабле Ясона и аргонавтов был Орфей, искусный музыкант, игравший на арфе. Когда корабль аргонавтов достиг острова сирен, Орфей начал играть на своей арфе и петь, и все аргонавты, кроме одного, смогли противостоять соблазну этих морских нимф. Только Буто прыгнул за борт, но Афродита спасла его.
Много информации о сиренах содержится в трудах Аристотеля, Плиния, Овидия и Гигина, а также в «Физиологусе» (примерно II век о. э.) и средневековых бестиариях.
Возможно, сирены жили не только в Греции. Колумб во время одного из своих путешествий сделал запись о том, что он и его люди видели сирен.
Психологические характеристики: соблазн проводить слишком много времени, углубившись в паранормальные и духовные вопросы, что приводит к дисбалансу в личной жизни человека.
Магические свойства: пение; любовные чары.
В Средние века тэнгу, существа, относящиеся к синтоистской религии, были злостными врагами буддизма. Им нравилось искушать, дурачить или похищать священников или поджигать храмы. Возможно, причиной этого противостояния стало желание тэнгу, чтобы их культ, запрещенный буддистами, был восстановлен. В буддистском аду было даже место, называемое «дорога тэнгу», которое предназначалось для лицемерных священников, которые согрешили и нарушили свои клятвы.
Некоторые японцы, живущие в отдаленных районах, до сих пор верят в тэнгу. Сегодня этих существ описывают как остроглазых, похожих на птиц духов, населяющих уединенные места. Если им не приносить жертвы, они разыгрывают шутки с путешественниками или похищают потерявшихся детей.
На древнем японском свитке-панно изображено существо, похожее на тэнгу. У него женское лицо, руки, грудь и туловище, задние лапы птицы, два крыла и длинный хвост из перьев.
Психологические характеристики: положительные – тот, кого привлекают старые религии и кто отрицает общепринятые современные верования. Отрицательные – последователь особой религии, постоянно демонстрирующий свои верования неверующим.
В мифологии ирландских кельтов похожее на птицу существо явилось Месс Буахалла и вступило с ней в любовную связь. В результате этой связи родился сын по имени Конэйр Месс Буахалла.
На многих из дошедших до наших дней барельефов, найденных в Вавилонии, Ассирии и Месопотамии, изображены существа, явно относящиеся к полулюдям-полуптицам. Археологи назвали их «гениями». В основном их считали великодушными и мудрыми существами, защищающими от болезней, хотя некоторые из них были злыми, например демон Пазузу. Они также обладали силой отгонять злых духов и демонов.
Многих из этих существ описывали принимающими участие в ритуалах. Не все они были мужского пола – есть также изображение женской особи, держащей в руках четки. Аккадское слово aladlammu, похоже, было общим названием этих гениев, а также быков и львов с человеческими головами.
Пазузу – ассирийский и вавилонский крылатый демон-гений, существование которого относят к первому тысячелетию до о. э. Это злое существо изображают с человеческим телом, покрытым чешуей, глазами навыкате, лицом собаки, крыльями, птичьими лапами и пенисом, заканчивающимся змеиной головой. Хотя Пазузу по существу был злым, он уравновешивал такие создания, как Ламасту и смертоносные ветры. На бронзовом амулете, дата создания которого относится к IX–VII векам до о. э., демон Пазузу изображен с четырьмя крыльями, трехпалыми птичьими лапами и устрашающим лицом.
На одних из ворот дворца Саргона II в Хорсабаде, точно над статуями огромных крылатых быков, расположена скульптура крылатого джинна. У него голова орла, человеческое тело, облаченное в длинную мантию с бахромой и головной убор с рогами. В руках он держит блестящую вазу и сосновый опрыскиватель, с помощью которых он очищает души входящих во дворец. Это резное панно было создано в VIII веке до о. э. На мраморном ассирийском барельефе, датируемом 885 годом до о. э., запечатлен еще один образ крылатого гения. У него в руках также ваза с водой и хвойный опрыскиватель. Ноги его обуты в сандалии, а за ремень, опоясывающий его талию, заткнут кинжал.
Еще один ассирийский каменный барельеф, созданный примерно в 883–859 годах до о. э., изображает императора Ашур-назир-пала II с крылатым гением с орлиной головой. Гений с помощью опрыскивателя и вазы очищает короля.
Четырехкрылый джинн изображен на косяке ворот Пасаграда; надпись на трех языках гласит, что его построил Кир Ахеменид. Похожие крылатые гении с человеческими телами и огромными двойными крыльями стоят у здания у ворот дворца Ксеркса I.
Психологические характеристики: бдительность и знание скрытых намерений злых людей и защита от них себя и окружающих.
Магические свойства: крылатый гений – духовное очищение. Пазузу – по существу злой и очень опасный; не рекомендуется вступать с ним в контакт.
Египетские птицы Ба
Древние египетские иероглифы и картины изображают Ба – птицу с человеческой головой. Считалось, что этот образ олицетворяет одну из семи душ, принадлежащих каждому человеку. Эти же образы полуптиц-полулюдей появляются и в более поздних греческих и римских произведениях искусства и имеют то же значение.
В мифах многих мировых культур определенные птицы считались душами умерших. Иногда это птицы с человеческими головами, иногда нет.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
11. Мистические быки и полубыки-полулюди
11. Мистические быки и полубыки-полулюди В древней культуре и живописи часто можно видеть образы полулюдей-полубыков. Наиболее известным из них является Минотавр. Некоторые из этих существ в большей степени напоминали людей, у других было больше черт быка. Эти образы