полторы комнаты музей квартира

О проекте

История музея

Идея создания музея Иосифа Бродского в мемориальных «Полутора комнатах» появилась в 1999 году. Тогда друзья Бродского – Михаил Исаевич Мильчик и Яков Аркадьевич Гордин – основали Фонд создания музея Иосифа Бродского и начали работу по выкупу комнат в коммунальной квартире дома Мурузи, где жила семья поэта.

За первые пять лет работы, Фонду создания музея Иосифа Бродского удалось выкупить четыре из пяти жилых комнат в мемориальной квартире (хозяйка последней отказалась продавать жилплощадь, где она живет с самого рождения). Казалось, что на этом моменте работа по созданию музея зашла в тупик.

В 2015 году, к юбилею Иосифа Бродского, музей удалось открыть на один день. Вместе с Фондом создания, в открытии принимали участие наши друзья из музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, в фондах которого хранятся личные вещи поэта.

С 2017 года к работе присоединился российский предприниматель Максим Левченко. Для начала был создан информационный портал Brodsky.online, рассказывающий о жизни и творчестве Иосифа Бродского, а в 2018 году выкуплена соседняя с музеем квартира. Такой неожиданный ход позволил разделить жилую и нежилую площади коммунальной квартиры и существенно расширить территорию музея. В 2020 году, после серьезных работ по реставрации и консервации мемориальных «Полутора комнат», объединения двух квартир и ремонта в «новых» помещениях, состоялось открытие музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского.

О музее

Теперь музей состоит из двух частей – мемориальной коммунальной квартиры, в одной из комнат которой с 1955 по 1972 год жила семья Бродских, и примыкающего к ней экспозиционного пространства.

Придумать, как быть с последним, – было совсем не просто. Так вышло, что эта квартира была капитально отремонтирована в начале 2000-х годов, и чего-либо подлинного в ней осталось совсем немного – лишь печи и лепнина на потолках. Самое удачное решение предложил московский архитектор и художник Александр Бродский (не родственник, но однофамилец поэта). «По сути, главное, что сделал Александр, — это то, что он не сделал ничего лишнего. Его особенный талант — увидеть, зафиксировать и сохранить пространство памяти, ностальгическую ветхость. Он умеет достать из предмета подлинную красоту, ничего не придумывая. Все получилось честным, настоящим» – считает Максим Левченко, директор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского.

Так, в этой «новой» части музея остались только подлинные вещи, но теперь это не только печи и лепнина, но еще и кирпичи и дранка, которых раньше было не видно за оштукатуренными стенами, настоящие двери конца XIX века. Это пространство получилось действительно уютным: тут можно чувствовать себя как дома – налить кофе, взять книгу из библиотеки и почитать ее в кресле у камина. Сейчас эта часть рассказывает о времени поэта, вкусах и настроениях поколения шестидесятников и о том, как это все соотносилось с поэзией Бродского. Следуя логике организации музейного пространства, посетитель двигается маршрутом от общего к главному, от эпохи к поэту и, наконец, попадает в мемориальную часть, в сами «Полторы комнаты».

И. Бродский «Полторы комнаты», 1985.

Сейчас перед нами стоит огромное количество задач. Музей общается с друзьями поэта и ведет работу по формированию фондов. Вовсю идут переговоры с музеем Анны Ахматовой в Фонтанном Доме о возможности выставлять в «Полутора комнатах» те мемориальные предметы, которые хранятся в их собрании. Ведется исследовательская и экспозиционная деятельность, по результатам которой в музее будут устраиваться выставки, посвященные жизни и творчеству Иосифа Бродского, лекции, встречи и многое другое. Все только начинается!

Источник

В середине зимы в Петербурге по адресу Литейный проспект, 24 / Пестеля, 27, открылся долгожданный музей-квартира Иосифа Бродского. Сейчас «Полторы комнаты» можно посетить по предварительной записи, а ко дню рождения поэта в мае заработают еще и временные экспозиции. Мы уже побывали там и уверены, что вам тоже не стоит тянуть с визитом.

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Стены из красного необработанного кирпича, дранка, высокие белые потолки, привычные для старого Петербурга финские печи и советский телевизор, и пищущая машинка «Ундервуд», как портативная машинка времени. Взгляд ищет письменный стол, на который гид кивнет «Вот здесь поэт работал», но ничего не находит. Идея и смысл «Полутора комнат» далеки от банальной реконструкции быта.

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Музейное пространство на втором этаже доходного дома Мурузи разделено на две части: мемориальную — в коммунальной квартире под номером 28, где находилась комната Бродского, и экспозиционную в соседней 36-й, в которую сперва и попадаешь из парадной. Полностью квартиру поэта выкупить не удалось: хозяйка последней из пяти комнат, соседка Нина Васильевна, наотрез отказалась продавать свое жилье. Проект задумали друзья Бродского еще в 1999 году: «Огромную роль в проекте сыграл фонд создания музея Иосифа Бродского и его председатель Михаил Мильчик, — рассказывает куратор музея Анна Наринская. — Во-первых, именно благодаря ему мы знаем, как выглядели полторы комнаты, когда в них жили Бродские. Он сначала полностью все там отфотографировал в день отъезда Бродского в 1972 году, а потом еще раз — после смерти отца поэта в 1984-м. Позже они с другим другом Бродского Яковом Гординым выкупили эту площадь. Без них бы ничего не было». Но неудачные попытки договориться с соседкой затянули проект на многие годы: лишь однажды, в 2015 году здесь удалось провести выставку — и то двухдневную.

Все изменилось, когда в 2017 году к проекту присоединился бизнесмен Максим Левченко, который смог подружиться с соседкой. В музее ее шутливо называют сокуратором «Полутора комнат» — мол, это она подсказала купить соседнюю квартиру, а ее комнату оставить в покое и отделить от коммуналки перегородкой. Левченко приобрел квартиру № 36 на свои средства и убедил архитектора Александра Бродского заняться пространством. Те самые стены из кирпича и дранки — единственное, что сохранилось под слоями евроремонта предыдущих хозяев квартиры. Создатели музея стремились сделать максимально честное и аутентичное пространство и, дабы не превратить его в стерильный лофт, оставили стены без обработки — прямо как в нью-йоркской квартире поэта на Мортон-стрит.

Все условия способствуют тому, чтобы посетитель музея чувствовал себя как дома: надеваешь тапочки на входе, наливаешь себе чай или кофе, берешь конфету и книгу с полки — и садишься у камина наслаждаться атмосферой, периодически поглядывая в окно на Спасо-Преображенский собор, на ограждениях которого все детство качался Бродский, как рассказывают в музее. Все детали подобраны не случайно. На полках можно найти книги, которые стояли в шкафу Бродского (некоторые даже удалось найти в тех же изданиях), которые он советовал своим американским студентам, которые повлияли на его творчество, которые он любил или, наоборот, презирал. Возле камина стоит настоящий советский телевизор — пусть и с современным экраном. На нем крутятся не случайные видео — нарезка из любимых фильмов Бродского, как правило, старых голливудских кинолент и особенно часто — вестернов.

Источник

Музейное пространство «Полторы комнаты» (Санкт-Петербургский литературный музей Иосифа Бродского)

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Музей «Полторы комнаты» — так названа мемориальная квартира в Санкт-Петербурге, на Литейном проспекте, 24. Её нелегкая судьба затянулась на два десятилетия, точно также и жизнь самого знаменитого жильца — поэта, переводчика и публициста Иосифа Александровича Бродского. Именно здесь он жил с родителями ещё подростком, и отсюда он отправился в своё последнее путешествие — уже мигрантом в США, навсегда лишившись советского гражданства, и никогда не вернувшись в родной город.

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

История

В 1995-м писателю было присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга, и, буквально через год возникла идея о создании мемориального музея. Вопрос о месте даже не возникал — это изначально должен был стать бывший доходный дом Мурузи, роскошные апартаменты которого после Октябрьской революции национализировали и превратили в коммунальные квартиры. Именно в одну из таких квартир и въехала семья Бродских — отец Александр Иванович, мать Мария Моисеевна и юный Иосиф, тогда ещё старшеклассник простой ленинградской школы.

Некогда «княжеские» интерьеры квартиры в советскую бытность стали нарочито скромными. Глава семьи, бывший военный фотокорреспондент, вынужден был отгородить себе угол в доме шкафами, чтобы сделать лабораторию для проявки снимков. Его примеру последовал и будущий поэт, только его «полторы комнаты» закрывали стеллажи, забитые книгами. Во многом, именно жизнь в коммуналке и сформировала характер литератора, множество знаменитых образов родились именно здесь — в обветшалых стенах со следами дорогой дореволюционной лепнины.

Переломом стал 1964-й год, когда молодого Бродского ждал первый арест по статье «за тунеядство» и высылка в Архангельскую область на принудительные работы. С этого момента эмиграция стала для него лишь вопросом времени, хотя в родную квартиру он возвращался постоянно, не забывая о родителях, но к 1972-му всем стало понятно — родителей изгнанный поэт больше никогда не увидит, как и дорогой сердцу Питер.

Первые попытки увековечить имя Бродского в родном городе не увенчались успехом. Многочисленные письма властям до 1998-го года оставались без ответа, и только с приходом губернатора Валентины Матвиенко нашлись спонсоры, готовые помочь музейному фонду с приобретением помещения, но и тут начались проблемы. Часть квартиры успела выкупить соседка, отказавшаяся продавать долю ни за какие деньги, именно на её стороне оказалась парадная лестница и балкон с видом на музей Ахматовой, которая помогала поэту «выбиться в люди».

Опасения вызывало и аварийное состояние потолочных перекрытий. Отремонтировать их удалось только в 2014-м на средства добровольных пожертвований, а спустя год, состоялось торжественное открытие музея, но всего на один день. В постоянный режим работы культурный центр перейти так и не смог — по бумагам квартира остаётся жилой площадью, в которой нельзя открывать никакие общественные организации.

Чтобы спасти хотя бы часть экспонатов от возможной гибели в аварийном доме, их перевезли в ахматовский музей, создав в нём отдельную витрину, посвящённую «Американскому кабинету». С 2017-го года «Полторы комнаты» окончательно превратили в культурно-образовательный центр с непостоянным графиком работы. Здесь читают лекции ведущие искусствоведы Петербурга, проводятся камерные концерты и поэтические вечера.

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Экспозиция

По изначальной задумке музей должен был отразить жизнь поэта — от юных лет к молодости, до зрелости и изгнания. Пока что оформились только несколько залов, отчасти — из-за того, что парадная лестница недоступна для экспонирования, и гостям приходится заходить со стороны двора. Отсюда они попадают на типичную коммунальную кухню, которую нарочито заставили бюстами современников Бродского, изготовленными разными мастерами.

Единственным завершённым залом была фотолаборатория отца. Пропитанная символизмом инсталляция представляла собой неаккуратную чугунную ванну, заполненную водой, на дне которой разбросаны, будто только что проявленные архивные снимки. Кто-то из поклонников дополнил арт-объект красным пластиковым экраном, символом непростых отношений власти и поэта, который, к слову, никогда не позиционировал себя борцом с режимом.

Гораздо сложнее обстоят дела с личными вещами — хранить их в помещении с плесенью на стенах не представляется возможным, поэтому пока что всё заменят тематические инсталляции. Чтобы возродить дух времени, ищется мебель хрущёвской поры, радиоприёмники, бытовая техника и посуда. Как только залы приведут в порядок, в них откроется кинолекторий, где начнут показывать редчайшие архивные кадры.

На сегодняшний день все мероприятия в музее Иосифа Бродского проходят в камерном формате. Из соображений безопасности, в каждой комнате может быть не более 15 человек одновременно, исключение — гостиная, где и проводятся литературные вечера в классическом формате питерских квартирников и лекции, посвящённые искусству. В планах руководства — большой музейный комплекс с проходимостью до 450 посетителей ежедневно, для этого ведутся все необходимые работы.

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Интересные факты

Само название «Полторы комнаты» взято из прозаического эссе Бродского, который он написал в 1985-м году на английском языке для американского читателя. По сути текст является автобиографическими зарисовками о детских годах, юности и той обстановке, в которой приходилось жить семье советских интеллигентов. Произведение дважды экранизировалось — первый раз в виде символичного мультфильма про кота-писателя, второй — как игровая лента с ведущими российскими актёрами, такими как Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих и Вениамин Смехов.

Дом Мурузи на Литейном проспекте прослыл «литературным особняком» задолго до рождения Иосифа Бродского. В конце XIX века сюда заехали Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, прожив в своей квартире почти 23 года. Немногим позже поэт Николай Гумилёв снял соседние апартаменты для заседаний Петроградского Дома Поэтов, где в разное время выступали Александр Блок, Осип Мандельштам и Валерий Брюсов.

Близкий друг Бродского, искусствовед Михаил Мильчик, является счастливым обладателем мемориальных фотографий интерьера той самой квартиры. Он сделал несколько серий снимков — сразу после отъезда поэта и годами позже, пока были живы его родители. Именно по этим фото и будет воссоздаваться выставочное пространство, чтобы отдать дать памяти тому месту, которое воспитало будущего талантливого литератора.

Восстанавливалась квартира буквально всем миром — настолько ужасным было состояние стен на момент «однодневного открытия». Чтобы как-то смягчить обстановку, молодые петербургские художники закрыли стены недорогими деревянными панелями и расписали их стилизованными портретами Бродского, строчками из самых знаменитых его стихотворений, а интерьер украсили чудом сохранившимися советскими объявлениями, вывесками и табличками.

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Как добраться до музея «Полторы Комнаты» в Санкт-Петербурге

Достопримечательность находится неподалёку от станции метро «Чернышевская». Из центра зала нужно будет выйти налево, повернуть до Кирочной улицы, потом направо, и идти, никуда не сворачивая, до пересечения с Литейным проспектом. Там повернуть налево, и, оставаясь на чётной стороне, дойти до дома № 24. Путь займёт не больше 10 минут, и около 750 метров. Приехать на наземном транспорте ещё проще — прямо перед парадным входом будет автобусная и троллейбусная остановка «улица Пестеля».

С таксистами проблем возникнуть не должно — в Северной столице хорошо развиты диспетчерские службы Яндекса, Maxim и популярного мобильного приложения Uber. Машины по ним лучше заказывать заранее — район Литейного — известная территория километровых пробок и частых аварий. С уличными водителями связываться не советуют — тарифы для иногородних поднимаются в несколько раз, а счётчиков в салонах нет.

Для самостоятельной поездки лучше сразу вводить координаты навигатора — 59.942669, 30.349550. Парковок вокруг хватает, но все они платные — от 60 рублей в час. Оплатить стоянку можно, как банковской картой в терминале, так и через мобильный телефон.

Источник

Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского – мемориальный музей поэта, нобелевского лауреата Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге.
Показать полностью.

Об открытии музея Иосифа Бродского говорят очень давно. В 1999 году был основан Фонд создания музея Бродского, который сумел выкупить большую часть квартиры Бродских на Литейном 24.

В этом году Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского начнет работать в полную силу. Сейчас в музее продолжаются реставрационные работы.

Работа над проектом ведется совместными силами Фонда создания музея Иосифа Бродского, Музея Анны Ахматовой и команды портала brodsky.online.

Все только начинается!

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского запись закреплена

Иосиф Бродский «Прощальная ода», 1964, отрывок

5 октября в нашем лектории разбирать это стихотворение будет филолог, автор книг «Иосиф Бродский после России» (2009) и «Иосиф Бродский и Анна Ахматова: в глухонемой вселенной» (2021) Денис Ахапкин.

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского запись закреплена

14 сентября в 19:00 у нас в музее состоится вечер памяти писателя Владимира Рафаиловича Марамзина (1934 — 2021). Мы поговорим о Владимире Марамзине как литераторе, о суде над ним, его эмиграции и, конечно, вспомним обстоятельства создания легендарного «Марамзинского собрания» — первого авторизованного пятитомного собрания сочинений Иосифа Бродского.
Показать полностью. Оно составлялось Владимиром Марамзиным при участии друзей И. Бродского с 1972 по 1974 год, и в него вошло около трехсот до сих пор не опубликованных стихотворений. По разным сведениям, всего было составлено 12 или 20 копий собрания.

Не так давно семья Юрия Шмидта и Елены Барихновской передала в дар музею первый том собрания, который также можно будет увидеть на вечере.

На вечере памяти будет редкая возможность послушать воспоминания друзей Владимира Марамзина и Иосифа Бродского, причастных к составлению собрания, и задать им вопрос. Во встрече примут участие:

Михаил Борисович Мейлах (р. 1945) — литературовед, филолог, поэт и переводчик, специалист по романской филологии и новейшей русской литературе.

Яков Аркадьевич Гордин (р. 1935) — писатель, публицист и прозаик, главный редактор журнала «Звезда».

Эра Борисовна Коробова (р. 1930) —один из самых известных и старейших научных сотрудников Государственного Эрмитажа. В ее творческой биографии — сохранение наследия Иосифа Бродского и Сергея Довлатова.

Михаил Исаевич Мильчик (р. 1934) — искусствовед, специалист по древнерусским иконам и деревянной архитектуре русского Севера. Председатель Фонда нашего музея.

Михаил Петрович Петров (р. 1935) — ученый в области управляемого термоядерного синтеза, доктор физико-математических наук.

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского запись закреплена

7 сентября в 18.30: открытие выставки и встреча с Константином Марковичем Азадовским

Константин Маркович Азадовский (р.1941) — литературовед, полиглот, специалист по истории русской поэзии Серебряного века, исследователь русско-немецких культурных связей,
Показать полностью. один из главных специалистов по Рильке в России (именно Константин Маркович через переписку с немецкими архивистами открыл письма Цветаевой к Рильке, которые, соединившись с ответными письмами Рильке и перепиской Цветаева—Пастернак, образовали знаменитый «треугольник»).

Основу выставки составляют материалы личного собрания Константина Марковича, связанного с Иосифом Бродским, которое было передано нашему музею в начале лета. Само собрание представляет собой разрозненные материалы: машинописи с автографами, самиздат, фотографии, книги, газетные вырезки, зарубежные журналы. Через эти документы можно проследить отношения двух друзей, берущие начало в 1960-м году и продолжающиеся уже после смерти Бродского в попытках друга сохранить память о нем через упоминания в прессе, статьи о поэте и даже в аккуратном собирании приглашений на вечера памяти Бродского.

На встрече Константин Маркович расскажет о своей коллекции и дружбе с Иосифом Бродским, после чего каждый сможет задать интересующий его вопрос.

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского запись закреплена

С радостью сообщаем, что с 28 сентября у нас стартует цикл лекций с Денисом Ахапкиным «Разговоры о стихах Бродского»

Цикл будет состоять из 12 занятий, каждое из которых будет посвящено одному стихотворению Иосифа Бродского.
Показать полностью.

Разговор о стихах всегда был для Бродского частью жизни — как поэта, так и преподавателя. В университетских аудиториях американских колледжей и университетов он не просто читал лекции, а начинал неторопливую беседу со студентами о том, как сделано стихотворение и как из отдельных его элементов складывается единый и целостный смысл. Многие из этих бесед впоследствии вылились в его эссе о стихах — о «Новогоднем» Цветаевой, о «1 сентября 1939» Одена, «Орфее, Эвридике, Гермесе» Рильке и многих других. Конечно, невозможно сравниться с Бродским в этом жанре, но продолжать разговор о стихах — в том числе о его собственных — значит поддерживать заданный им импульс.
Петербургский филолог Денис Ахапкин, исследователь творчества Бродского, автор книг «Иосиф Бродский после России» (2009) и «Иосиф Бродский и Анна Ахматова: в глухонемой вселенной» (2021) и читающегося с 2004 года в Санкт-Петербургском государственном университете спецкурса «Поэтика Иосифа Бродского» проведет в у нас цикл встреч, посвященных разговору о нескольких стихотворениях Бродского — в формате обсуждения, комментария, совместного поиска ответов на вопросы, которые ставит перед нами поэт.

Первая встреча будет посвящена «Большой элегии Джону Донну»

На встречи можно приобрести как абонемент, так и билеты на отдельные лекции.

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

полторы комнаты музей квартира. Смотреть фото полторы комнаты музей квартира. Смотреть картинку полторы комнаты музей квартира. Картинка про полторы комнаты музей квартира. Фото полторы комнаты музей квартира

Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского запись закреплена

Четверг. Сегодня стул был не у дел.
Он не переместился. Ни на шаг.
Никто на нем сегодня не сидел,
не двигал, не набрасывал пиджак.
Пространство, точно изморось — пчелу,
Показать полностью.
вещь, пользоваться коей перестал
владелец, превращает ввечеру
(пусть временно) в коричневый кристалл.
Стул напрягает весь свой силуэт.
Тепло; часы показывают шесть.
Все выглядит как будто его нет,
тогда как он в действительности есть!
Но мало ли чем жертвуют, вчера
от завтра отличая, вечера.

Материя возникла из борьбы,
как явствуют преданья старины.
Мир создан был для мебели, дабы
создатель мог взглянуть со стороны
на что-нибудь, признать его чужим,
оставить без внимания вопрос
о подлинности. Названный режим
материи не обещает роз,
но гвозди. Впрочем, если бы не гвоздь,
все сразу же распалось бы, как есть,
на рейки, перекладины. Ваш гость
не мог бы, при желании, присесть.
Составленная из частей, везде
вещь держится в итоге на гвозде.

Стул состоит из чувства пустоты
плюс крашенной материи; к чему
прибавим, что пропорции просты
как тыщи отношенье к одному.
Что знаем мы о стуле, окромя,
того, что было сказано в пылу
полемики? — что всеми четырьмя
стоит он, точно стол ваш, на полу?
Но стол есть плоскость, режущая грудь.
А стул ваш вертикальностью берет.
Стул может встать, чтоб лампочку ввернуть,
на стол. Но никогда наоборот.
И, вниз пыльцой, переплетенный стебель
вмиг озарит всю остальную мебель.

Воскресный полдень. Комната гола.
В ней только стул. Ваш стул переживет
вас, ваши безупречные тела,
их плотно облегавший шевиот.
Он не падет от взмаха топора,
и пламенем ваш стул не удивишь.
Из бурных волн под возгласы «ура»
он выпрыгнет проворнее, чем фиш.
Он превзойдет употребленьем гимн,
язык, вид мироздания, матрас.
Расшатан, он заменится другим,
и разницы не обнаружит глаз.
Затем что — голос вещ, а не зловещ —
материя конечна. Но не вещь.

И. Бродский «Посвящается стулу», отрывок, 1987

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *