поле золотой парчи 1520

Битва чревоугодников на «поле золотой парчи», 1520

Худой мир лучше доброй войны

Война, как известно, выматывает, и рано или поздно заключается мир. Если конфликт не исчерпан, стороны продолжают его в латентном виде. Такая своеобразная «холодная война» произошла между знаменитым сердцеедом королем Англии Генрихом VIII и блестящим королем Франции Франциском I. А главной битвой войны стала битва роскоши и хвастовства королей на так называемом «поле золотой парчи» (или «Златотканом поле») в 1520 году. Но обо всем по порядку.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Переговоры были назначены на лето 1520 г. С самого начала организаторы с обеих сторон приложили огромные усилия, чтобы короли выглядели как равноправные властители. Местом встречи была выбрана долина Арда на севере Франции (недалеко от тогда английского порта Кале) и простое поле в ней между английским замком Гини и французской резиденцией в Арде. И даже для размещения королей на этом поле специально выбрали холмы одинаковой высоты, дабы никто не обиделся.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Уже прошлые встречи английского и французского королей проходили довольно пышно. Но в этот раз готовилось нечто грандиозное. В течение нескольких месяцев шли обмен подарками и прочие приготовления, и в долине Арда стучали молотки и жужжали пилы около 5 тыс. разных строителей и ремесленников.

«Златотканое поле»

Встреча длилась почти три недели (с 7 по 24 июня 1520 г.). Когда короли и их свиты прибыли на место, для них уже был построен настоящий город. Каждый правитель привел с собой множество жителей. В списке свиты Генриха значилось 3997 человек и 2087 лошадей, в свите его королевы Екатерины — 1175 человек и 778 лошадей (в огромную сумму обошлась только их доставка во Францию). Чуть меньше была свита Франциска, но все равно всего собралось почти 10 тыс. человек.

Для этой толпы было приготовлено 2800 палаток и шатров (включая 300 богатых и больших для высочайшей знати), а также банкетные залы и площадки для рыцарских соревнований. Сразу было видно, что предстоит феерия мотовства — для всех этих сооружений было истрачено немыслимое количество самых дорогих тканей: шелка, вельвета, раскрашенных холстов, серебряной и золотой парчи (отсюда и название встречи — «поле золотой парчи»). Некоторые павильоны имели балконы, бордюры и настилы из раскрашенного дерева, и повсюду виднелись розы Тюдоров и лилии Бурбонов, а десятки геральдических животных тут и там «глазели» на людей.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Роскошнее всего были дворцы королей, и особенно — Генриха. Дворец его стоял на двухметровом кирпичном фундаменте, державшем деревянные опоры для холста и тканей, имитировавших каменные стены и металлическую крышу. Здесь были и колонны, и большой арочный проход, а внутри двор периметром 394 метра. Во дворце Генриха было огромное количество стекла, по словам одного из участников грандиозной встречи, столь прозрачного, как если бы его выплавили из чистого света. Перед воротами, как описывал английский рыцарь Эдмунд Холл, был выстроен «фонтан прекрасной работы», выполненный на античный манер, а «наверху древний бог вина Бахус». Фонтан бесплатно и обильно разливал «красное, белое и кларет» через трубы, размещенные в пастях скульптурных львиных голов.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Дворец занимал 10 тыс. кв. м. и был богато украшен гобеленами и шпалерами, изображавшими античные и библейские истории. «Потолки были затянуты и покрыты шелком, прекраснейшей и новейшей выработки, доселе невиданной. У основания покои были обиты белыми, с украшениями, расшитыми тканями […]; эти шелковые ткани сверкали, как слитковое золото, и розы в кессонах в этой же самой крыше были изящнейшим образом помещены так, что… ни одному живому созданию лицезрение плафона… не могло принести ничего, кроме радости…», — описания Холла можно цитировать и дальше, но они довольно однообразны. Короче говоря, там повсюду было золото, еще золото и другое золото. Во дворце стояли троны королевской четы и была устроена отдельная часовня — в общем, все, что нужно в полевых условиях (даже церковный орган привезли).

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Богато выглядела и резиденция Франциска: «…дом для уединения и развлечения, крыша которого держалась на мачте и была натянута с помощью канатов, она была вся голубого цвета, украшенная звездами из золотой фольги, и свод, представляющий собой небесную сферу…». Над резиденцией красовалась статуя св. Михаила — покровителя рыцарей Франции. Франциск заплатил за роскошные здания 300 тыс. дукатов (а всего через 4 дня после переговоров их разобрали).

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

По этому огромному парку аттракционов ходили пышно разодетые знатные дамы и джентльмены, сквайры, рыцари и слуги. Аристократы в парче и шелках и с золотыми цепями. В первый день, встречая Генриха, Франциск был одет в шелковый пурпурный плащ с россыпью жемчуга и драгоценных камней, и головной убор с золотом и бриллиантами. Короли встретились, обнялись, назвали друг друга «братьями» и начали соревнование — кто кого перещеголяет в богатстве и расточительности. Ни один из молодых королей (Генриху было 29, Франциску — 25 лет) не желал уступить другому.

Игра столов

Продемонстрировав друг другу великолепие одеяний и шатров, монархи начали соперничество на пирах, которые они друг для друга поочередно устраивали. Все участники «поля золотой парчи» тут же показывали свою доблесть в деле поглощения еды и напитков. На столах стояли не только похлебки, бульон и хлеб, но и домашняя птица и дичь, угри, рыба запеченная и на пару, пироги и мясо жареное и тушеное. Подавалась и «экзотика» — лебеди и цапли (более 50 штук). Все это обильно запивалось элем и вином. Только англичане закупили 6475 птиц, около 100 000 яиц, 3406 баранов и ягнят, 842 теленка и 373 быка. Мы точно не знаем, но, вероятно, сопоставимое количество еды дала и французская сторона. Лорды и месье немало потрудились, уничтожая всю эту провизию. Люди называли эти пиры «восьмым чудом света», так хорошо поработали повара.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Обжорство сопровождалось маскарадами. На пирах во что только не одевались — однажды англичане надели восточные наряды и голубые шелковые римские тоги с надписью «Прощай, молодость!» Стараясь затмить друг друга, короли услаждались еще и выступлениями танцоров и музыкантов, театральными постановками, а также устраивали рыцарские турниры и состязания по борьбе и стрельбе из лука. На «поле золотой парчи» привезли 1,5 тыс. копий, 1 тыс. мечей для боев верхом и более 1100 мечей для пеших поединков.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Королевская драка

И наконец, после всех этих демонстраций, короли подрались и сами. Сопернический дух вконец испортил переговоры. 13 июня англичане одержали верх в борьбе и стрельбе, и Франциск предложил тогда Генриху бороться один на один. Тот согласился, уверенный в своей победе (комплекцией и силой Генрих явно превосходил Франциска). Но победить не получилось — Франциск бороться умел и уложил английского короля на лопатки. Этого публичного унижения самолюбие Генриха простить Франциску не могло, тем более что и по части роскоши француз все-таки немного его обошел. Генрих VIII вообще не отличался сдержанностью — ни в еде (стал к концу жизни чудовищно жирным), ни по части женщин (его «любвеобильность» легендарна). Так и в политике. Импульсивный характер не позволил ему заключить выгодный союз с Франциском из-за возникшей личной антипатии.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Три недели люди объедались и опивались зазря. 24 июня, в последний день многодневного буйства кардинал Вулси отслужил мессу, на которой отпустил всем присутствующим чревоугодникам их тяжкие грехи. Политический результат встречи был нулевой. Договориться удалось лишь о строительстве церкви и дворца на общие средства, чтобы сделать встречи более частыми (не сделали и этого). Уже помолвленных детей (двухлетнего французского принца и четырехлетней английской принцессы) так и не поженили. Спустя два месяца Генрих заключил союз с императором Карлом V, а еще через два года война Англии и Франции возобновилась.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

«Поле золотой парчи» веками вспоминали как триумф пустого расточительства. Долго англичане покрывали расходы на эту встречу, а казна Франции тяготилась долгами еще 10 лет.

Источник

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

7 июня 1520 года на прибрежном поле близ Кале началось грандиозное мероприятие, которое сейчас бы назвали саммитом на высшем уровне. Французский король Франциск Первый и английский король Генрих Восьмой встретились, чтобы провести переговоры о вечном мире и разграничении сфер влияния в Европе, а заодно продемонстрировать друг другу богатство своих стран и мастерство своих подданных.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Перед дворцом установили настоящее чудо: фонтан в виде восьмигранной колонны, на каждой грани которой была укреплена бронзовая львиная морда. При нажатии на рычажки из трубок, вставленных в пасти львов, лились вина восьми разных сортов. Угощение было бесплатным, поэтому многие английские джентльмены и французские аристократы регулярно напивались в стельку, славя щедрость французского монарха.

Помимо политических переговоров участники саммита развлекалсь выступлениями музыкантов и танцоров, театральными представлениями, рыцарскими турнирами, соревнованиями лучников, арбалетчиков и борцов. В английской и французской частях лагеря поочередно проходили пиры, устроитили которых старались перещеголять друг друга в роскоши и изобилии. За 17 дней «фестиваля» его участники употребили огромное количество различных продуктов, в частности, они съели 2200 коров и быков.

Конечно, Генрих не подал вида, что разъярен, и, натянуто улыбаясь, поздравил соперника с победой. Однако за это унижение, произошедшее на глазах сотен французских и английских придворных, он до конца жизни тайно возненавидел Франциска. Можно сказать, что в момент его падения переговоры, ради которых всё затевалось, были провалены.

24 июня саммит завершился. Короли засвидетельствовали друг другу свое почтение, но так и не договорились ни о чем конкретном и не подписали никаких соглашений. Им даже не удалось договориться о помолвке французского принца Франсуа и английской принцессы Мэри, хотя этот вопрос считался почти решенным еще до начала переговоров. Финальным мероприятием стало торжественное богослужение под открытым небом с участием коронованных особ и членов обеих делегаций, которое проводил главный распорядитель встречи кардинал Уолсли. Все присутствующие получили от него благословение и отпущение грехов.

Современники сочли явление небесного чудовища грозным предзнаменованием и не ошиблись. Всего через два года «вечного мира» между Англией и Францией снова разразилась война. А оба монарха. соревновавшихся в расточительстве, еще 10 лет выплачивали банкирам долги, которые они набрали, чтобы пустить пыль в глаза партнеру.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Главные персоны мероприятия: Генрих Восьмой, Франциск Первый и кардинал Уолсли.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Прибытие флота Генриха Восьмого к европейскому побережью.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Винный фонтан Франциска и его современная реплика. Правда, недействующая.

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Так, по рассказам участников богослужения на «Поле золотой парчи», выглядел в подробностях дракон, пролетевший у них над головами.

Источник

Поле золотой парчи

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Современники рассказывали, что главной проблемой для английского короля перед встречей стала его внешность: он никак не мог решить, как он выглядит лучше — с бородой или бритым. Поначалу он уступил доводам королевы Екатерины и побрился. Но, едва сделав это, пожалел об этом поступке и до отъезда на континент успел отрастить бороду. Роскошная каштановая борода Генриха VIII произвела во Франции огромное впечатление.

Несмотря на то, что эта встреча произвела очень большое впечатление на современников, её политические последствия были ничтожными. Цель — закрепление дружбы между двумя монархами после заключённого двумя годами ранее мира, достигнута не была. Франциск, несмотря на свои старания, не смог полностью отвратить Англию от союза со своим врагом Священной Римской империей. Помолвка французского дофина Франсуа и английской принцессы Марии (будущей Марии Кровавой), которым тогда было 2 и 4 года соответственно, не была подтверждена.

Спустя два месяца Генрих VIII заключил альянс с императором Карлом V, и через два года война с французами возобновилась.

Кроме того, затраты на праздники были так велики, что казна обоих государств ушла в дефицит на несколько следующих лет.

24 июня кардинал Уолси отслужил мессу (день Тела Христова). Месса была прервана из-за загадочного происшествия: над собранием пролетел дракон (или саламандра). Суеверные люди увидели в этом дурное предзнаменование, хотя скорее всего это был фейерверк или оторвавшийся воздушный змей. Проповедь на церемонии прочел Ричард Пэйс (друг Эразма Роттердамского), кардинал Уолси дал всем присутствующим отпущение грехов.

Все было организовано таким образом, чтобы подчеркнуть равноправие обеих сторон. Местом для встречи была выбрана долина на самом краю английских территорий, у Кале. Территория была особо благоустроена, чтобы обе стороны расположились на возвышениях одинаковой высоты.

Все мероприятие было распланировано и осуществлено кардиналом Уолси, который в качестве папского легата обладал большими полномочиями и, вдобавок, был обаятельным и красноречивым дипломатом.

Каждый из монархов пытался превзойти другого великолепием своих палаток и одеяний, пышностью пиров, музыкой, турнирами и играми. На палаточный городок и костюмы ушло так много дорогостоящей золотой парчи, что она дала название этим переговорам.

Оба правителя — Генрих VIII и Франциск I, желали быть воспринимаемыми в качестве ренессансных Государей. Мировоззрение этой эпохи состояло в том, что сильный правитель мог выбрать мир с позиции силы. Данная встреча была назначена для того, чтобы продемонстрировать, насколько великолепным мог быть каждый из их дворов, чтобы это стало базисом для взаимного уважения и мира между двумя нациями, которые были традиционными врагами. Вдобавок, оба короля были практически ровесниками и обладали достаточно своеобразной и сходной репутацией, так что сюда почти наверняка примешивалось и обычное человеческое любопытство. Отбыв из Кале, Генрих добрался до своей ставки в Гине 4 июня 1520 г., в то время как Франциск обосновался в Ардре. После того как кардинал Уолси нанес визит королю Франции, оба монарха проследовали на поле, находящееся посредине между их штаб-квартирами 7 июня.

В начале XVI в. за власть над Европой боролись две главные силы — Франция и Габсбургская империя Карла V. Англия, в то время не достигшая своего грядущего могущества, расценивалась ими как потенциальный союзник, с целью чего она проводила различные дипломатические действия, желая повышения своей значимости. В 1518 г. был подписан Лондонский Мир — пакт, заключенный главными европейскими силами с целью воспрепятствовать Оттоманской империи углубиться в Южную Европу, этим же годом датируется англо-французский союз. Незадолго до встречи с Франциском I на Поле золотой парчи король Англии ездил также в Нидерланды встретиться с Императором, (и ещё раз встретится с ним в Кале после Поля). Франциск же искал союзников против императора Карла.

Прозвание, которое получило место мирных переговоров Генриха VIII Английского и Франциска I Французского, проходивших с 7 июня по 24 июня 1520 г., и сама эта встреча из-за необыкновенной роскоши свиты обоих королей.

«Поле золотой парчи», гравюра Дж. Бэзира (1774) по картине XVI в. Находится в Балингеме (Balinghem), между Гином и Ардром, неподалеку от Кале (совр. Франция, тогда территория английской короны).

«Поле золотой парчи», гравюра Дж. Бэзира (1774) по картине XVI в.

Источник

Франциск I и Генрих VIII: знаменитая встреча двух роскошных монархов на «поле золотой парчи» в 1520 году

7 июня 1520 года состоялась знаменитая своей роскошью встреча двух королей на высшем уровне – Англии Генриха VIII и Франции Франциска I

Это событие стало известно как «Поле золотой парчи», встреча, на которой король Англии Генрих VIII и король Франции Франциск I приняли участие в великолепном турнире, полном пышности и церемоний, призванном отбросить их разногласия в поисках прочного мира.

Влиятельный кардинал Томас Уолси, считал это празднование необходимым шагом в развитии хороших отношений между народами, конечной целью которого было предотвращение войны.

Запланированную на 1520 год встречу было решено провести, на краю английской территории у Кале (совр. Франция), в долине, которая обеспечивала идеальное место для праздничных торжеств. Все было спланировано так, чтобы подчеркнуть равноправие сторон, и оба двора размещались на возвышенностях одинаковой высоты.

Все мероприятия планировались в значительной степени кардиналом Томасом Вулси из его базы во дворце Хэмптон-Корт. Были составлены планы строительства площадок для турниров, банкетов и огромного количества шатров. Мероприятие было чрезвычайно трудоемким и требовательным для тех, кто должен был организовать красивые декорации и щедрое питание для королевской свиты. Такое грандиозное зрелище должно было стать символически важным и сплотить две нации, объятых антагонистической и конкурентной борьбой.

Франциск I. Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр. Репродукция (1494-1547г.)

На мероприятие было потрачено беспрецедентно большое количество денег, шатры и наряды его участников были украшены таким огромным количеством золотой ткани, в сочетании золота и шелка, что встреча двух королей навсегда вошло в историю и получило название, различными переводами звучащие как «Поле золотой парчи», «Златотканый лагерь», «Златотканое поле» и «Поле золотой парчи»

Строительство «переносного дворца» для Генриха VIII и его свиты имело первостепенное значение, и для возведения такого впечатляющего сооружения потребовалось почти 6000 человек.

Шатёр, сооруженный из дерева и покрытый холщовым материалом с изображением дворца, был выполнен так искусно, что издалека можно было легко обмануться, думая, что это на самом деле дворец.

Царственный шатёр, спроектированный со всей роскошью, включал витражи, а у фонтанов, установленных у входа, подавались напитки для гостей короля. Пораженные изяществом шатра Французы назвали его «Хрустальный дворец».

Ничего не делалось половинчатыми мерами; не жалели средств, и возникло явное соперничество. В то время как шатры были украшены прекрасными украшениями, одежда гостей, которых, как считалось, было около 10 000 человек, была столь же роскошной из тонких материалов и украшена изысканным золотом и драгоценными камнями.

Король Англии Генрих VIII (1491-1547г.)

Учитывая великолепие окрестностей, сами празднества восхищали взоры, происходили большие турниры, включая конные бои и рыцарские поединки, в которых оба короля очень хотели участвовать. Чтобы избежать какого-либо желания соревноваться, они решили быть на одной стороне, хотя даже, тогда как говорили, Франциск I был ранен в одном из наиболее энергичных соревнований.

С восемнадцатью днями развлечений, обедов и веселья погода не всегда соответствовала мероприятиям на свежем воздухе, однако Генрих VIII и Франциск I не позволили непогоде испортить настроение.

Пышные банкеты сопровождались показами стрельбы из лука и поединками по борьбе. Более того, разгорячённых двух молодых и шумных членов королевских семей, естественно, снова потянуло к соревнованиям, и в шумной атмосфере Генрих VIII решил вызвать молодого Франциска I на поединок по борьбе. Проиграв матч, Генрих вызвал VIII Франциска I на соревнование по стрельбе из лука.

Гобелен с изображением королей Генриха VIII и Франциска I на «Поле золотой парчи»

В то время как два короля пытались произвести друг на друга впечатление своей силой и мастерством, для женщин в королевской свите были устроены танцы, банкеты и театральные представления.

«Поле золотой парчи». Гравюра Дж.Бэзира 1774г. по картине XVI века.

24 июня, после многих пышных дней и ночей празднования, встреча двух королей завершилась, и кардинал Вулси по случаю окончания встречи, собрал большую толпу, чтобы отслужить мессу. В конце службы по воздуху был послан огромный внушающий благоговейный трепет дракон. Этот большой воздушный змей сочетал эмблему саламандры Франциска I с валлийским драконом Тюдоров и был запущен, чтобы обозначить конец встречи.

Все, что осталось, — это еще один банкет и обмен памятными подарками. Франциск I подарил кардиналу Вулси эмалированную шкатулку для драгоценностей.

Источник

Караваева Е. Э. Встреча Генриха VIII и Франциска I на Поле Золотой Парчи: союз, соперничество и репрезентация власти

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

В статье исследуется репрезентационная стратегия Генриха VIII в ходе его встречи с Франциском I в 1520 г. Автор анализирует широкий спектр символических жестов, средств и приемов политической пропаганды, к которым прибегала английская сторона, призванных сформировать образ Генриха как могущественного ренессансного правителя, благочестивого христианского государя и великолепного рыцаря. Демонстрация взаимного расположения и союзнических отношений двух монархов на Поле Золотой Парчи лишь вуалировала их острое политическое соперничество, находившее выражение, в частности, в «политике архитектуры» и в художественной пропаганде. Работа основывается как на письменных (в том числе архивных) источниках, так и на изобразительных памятниках.

Встреча Генриха VIII с Франциском I на Поле Золотой Парчи стала важным событием, зафиксированным не только в многочисленных нарративных источниках. Этот факт, запечатлевшийся в исторической памяти англичан и французов, продолжал осмысляться в художественной и политической культуре вплоть до XX в. 3

Гербы на фасаде дворца подпирались артиллерийскими орудиями. Эти композиции напоминали римские «трофеи», использовавшиеся во время античных триумфов. Геракл и Александр, античные герои, выступают как стражники английского замка. Их образы воплощали идеалы воинской доблести и чести, именно им нередко уподобляли себя ренессансные правители, в данном случае Генрих. Образ Геракла отсылал и к теме гражданских трудов государя и тягот, которые монарх претерпевал во имя общего блага и процветания своих подданных.

Наряду с античными мотивами в декорации дворца фигурировали библейские темы. Говоря об убранстве временной резиденции Генриха, Холл отмечает, что оконные ниши с каждой стороны перемежались искусно выполненными изображениями, в основе которых лежали сюжеты из Евангелия.

Временный дворец английского короля воспроизводил традиционную структуру постоянных королевских резиденций со всеми подразделениями и службами. В нем имелась часовня, а в королевских покоях находились троны короля и королевы. Основными средствами декорации дворца послужили золотые ткани и вытканные тюдоровские розы. То же самое можно сказать и об убранстве королевского шатра в расположении английской армии. Поскольку во время этой встречи государей резиденция короля выступает, с одной стороны, в качестве одного из главных средств, с помощью которых власть демонстрирует себя, желая сформировать определенный образ в глазах давнего соперника, а, с другой, объединяет в себе целый ряд традиционных средств визуальной пропаганды, таких как геральдика, эмблематика, символика цвета, призванных продемонстрировать великолепие (magnificenza), присущее двору ренессансного государя, каким полагал себя Генрих VIII, мы позволим себе привести достаточно пространную цитату из Хроники Холла, который в подробностях описывает покои государя и его королевы, капеллы и даже хозяйственные помещения, отражавшие разветвленную структуру организации жизни во дворце в условиях пребывания там значительного числа придворных, что, по мнению хрониста, указывало на значение, которое английская сторона придавала встрече монархов, если сумела подготовиться к ней заблаговременно, и масштабы этой подготовки приняли колоссальные размеры.

Холл стремился всячески подчеркнуть превосходство своих соотечественников во всем, в частности, в манерах и умении соблюдать дисциплину. «Английские служители шли и бежали к французам с огромными кувшинами вина и чашами и предлагали им все лучшее. знатные люди в расположении англичан стояли неподвижно, как и все остальные, и никто не сдвинулся с определенного ему места. французы же нарушили приказ, и многие из них пришли на английскую сторону, ведя приятные разговоры, но, тем не менее, английский двор и лорды строго придерживались своего расположения.» 47 Этот небольшой отрывок свидетельствовал о напряженном внимании, с которым стороны следили друг за другом, их стремлении превзойти друг друга и подметить недостатки противной стороны.

Разногласия возникли по вопросу о том, сколько рыцарей и оруженосцев должны сопровождать каждого короля. Англичане настояли на том, что, поскольку в свите Генриха их будет шестеро, то у Франциска не может быть больше. Герольды долго препирались относительно того, чей щит должен быть подвешен на дерево первым, и с какой стороны. Холл подчеркивает, что спор разрешил Генрих, приказав отдать французам правую сторону, а английские щиты поместить слева, явив пример истинно куртуазного поведения.

Подводя итоги этой великолепной встречи, можно констатировать, что в сфере дипломатии она не принесла тех результатов, на которые рассчитывали стороны, несмотря на то, что ее политическим итогом стало подписание договора, текст которого был согласован в первые дни встречи кардиналом Вулси и Гильомом Гуффье. Стороны пришли к соглашению о размере выплат, которые должны были осуществляться Франциском I английскому королю. В документе также содержалась договоренность о браке между принцессой Марией и дофином Франции, кроме того, Франция была определена посредником в урегулировании конфликта между Англией и Шотландией. Однако договоренность об англо-французском брачном союзе уже была отражена в договоре, заключенном сторонами в октябре 1518 г., поэтому договор, подписанный во время встречи 1520 г., возможно рассматривать в качестве обновленного варианта уже достигнутых договоренностей. Объяснение подобному исходу встречи следует искать, прежде всего, в том, что внешнеполитические цели Англии и Франции противоречили друг другу.

Несмотря на то, что встреча монархов стала результатом постепенного сближения Англии с традиционным соперником, мотив противостояния оставался ключевым для всей системы публичных церемоний и жестов, сопровождавших встречу Генриха VIII и Франциска I. Поскольку тема соперничества и желания превзойти другую сторону определяла характер всех придворных празднеств, имевших место во время встречи государей, происходившее можно по праву назвать «соперничеством в гостеприимстве», в роскоши и куртуазности.

В репрезентации обоих государей был задействован широкий спектр средств. Монархи активно прибегали к «политике архитектуры». Программы декорации временных дворцов были насыщены антикизированными мотивами, а также аллюзиями на библейские темы. Наряду с этим, в репрезентации королевской власти в англо-французских отношениях особое место по-прежнему занимает «политика ристалища», призванная представить Генриха и Франциска как первых рыцарей Европы.

В 1520-х годах в репрезентации Генриха VIII зримо присутствует «имперская тема». В исторической литературе декларативное заявление об «имперском» характере английской короны обыкновенно связывают с эпохой Реформации и Актом об апелляциях 1533 г. Однако, как показывает исследуемый материал, в сфере международных отношений этот мотив появился задолго до Реформации. Как традиционная вражда, так и временное сближение с Францией служили катализатором в формировании «имперской идеи» на английской почве.

ПРИМЕЧАНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

London, College of Arms, L.5 bis, ff. 114-121, M.l bis, ff. 31-35v, M.6 bis, ff. 7-12v, M.6 bis, ff. 67-74v, M.9, ff. 1-7.
London, The National Archives, E. 36/9, E 30/817A, E 30/831, E 30/847A.
Archives Nationales de France (Paris) Serie J 650 В №18, J 920 №30.
Bibliotheque Nationale de France (Paris), MS FR. 10 383.
Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2002.
Adhemar J. Aretino: Artistic Adviser to Francis // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1954. Vol. 17, № 3/4. P. 311-318.
Anglo S. Spectacle, Pageanty and Early Tudor Policy. Oxford, 1969.
Biddle M. Nicholas Beilin of Modena: An Italian Artificer at the Court of Francis I and Henry VIII // Journal of British Archaeological Association, 3rd series. 1996. № 29. P. 106-121.
Blunt A. Art and Architecture in France, 1500-1700. Harmondsworth, 1957.
Blunt A. L’influence francaise sur l` architecture at la sculpture decorative en Angleterre pendant la premiere moitie du XVI siecle // Revue de l` Art. 1969. №4. P. 17-29.
Calendar of State Papers, Venetian / Ed. by R. Brown, C. Bentinck, H. Brown. 6 Vols. L, 1864-1898. Vol. III.
Campbell T. P. Henry VIII and the Art of Majesty: Tapestries at the Tudor Court. New Haven, L., 2007.
Campbell T. P. School of Raphael Tapestries in the Collection of Henry VIII // The Burlington Magazine. 1996. Vol. 138, № 1115. P. 69-78.
Campi conuiuii atque ludorum agoniscitorum ordo modus atque descriptio. P., 1520.
Cox J. D. Henry VIII and the Masque // English Literary History. 1978. Vol. 45, № 3. P. 390-409.
Cox-Rearick J. The Collection of Francis I: Royal Treasures. Antwerp, 1995.
Elam C. Art in the Service of Liberty: Battista della Palla, Art Agent for Francis I // I Tatti Studies: Essays in the Renaissance. 1993. Vol. 5. P. 33-109.
Giry-Deloison C. 1520 Le Camp du drap d’or: The Field of the Cloth of Gold: La rencontre d’Henri VIII et de Francois I. P., 2012.
Hall Е. Chronicle: The vnion of the two noble and illustre famelies of Lancastre and Yorke. L., 1548.
Heydenreich L.H. Leonardo da Vinci, Architect of Francis I // The Burlington Magazine. 1952. Vol. 94, № 595. P. 277-285.
Knecht R. J. Renaissance Warrior and Patron: The Reign of Francis I. Cambridge; N.Y., 1994.
Knecht R. J. The Valois: Kings of France 1328-1589. L., 2004.
Letters and Papers, Foreign and Domestic of the Reign of Henry VIII. 21 Vols. L., 1867. Vol III / Ed. by J.S. Brewer.
L’ordonance et ordre de tournoy joustes et combat a pied et a cheval fait a l’entrevue des Rois de France et d’angleterre, et des Reines leurs campagnes a Calais. P., 1520.
Мётокез du marechal de Florange, dit le Jeune Adventureux. P., 1913- 1924. Vol. I—II.
Massie A. Les artisans du Camp du Drap d’Or (1520): culture materielle et representation du pouvoir // Encyclo. Revue de l’ecole doctorale ED 382, 2. 2013. P.55-79.
Mellen P. Jean Clouet. N.Y., 1971.
Richardson G. Good Friends and Brothers? Francis I and Henry VIII // History Today. 1994. № 9. P. 20-26.
Richardson G. Renaissance Monarchy: The Reigns of Henry VIII, Francis I and Charles V. Oxford; N.Y., 2002.
Richardson G. The Field of the Cloth of Gold. New Haven; L., 2013.
Russell J. C. The Field of the Cloth of Gold: Men and Manners in 1520. L., 1969.
Strong R. Splendor at Court. Renaissance spectacle and illusion. L., 1973.
The Chronicle of Calais, in the Reigns of Henry VII. And Henry VIII. To the year 1540 / Ed. by J.G. Nichols. L., 1846.
Thurley S. Henry VIII and the Building of Hampton Court: A Reconstruction of the Tudor Palace // Architectural History. 1988. Vol. 31. P. 1-57.
Thurley S. The Royal palaces of Tudor England: Architecture and court life 1460-1547. New Haven; L., 1993.
Tilley A. Humanism under Francis I // The English Historical Review. 1900. Vol. 15, № 59. P. 456-478.
Walker G. Plays of Persuasion: Drama and Politics in the Reign of Henry VIII. Cambridge, 1991.
Walker J. Tudor Drama: The Politics of Performance. Cambridge, 1998.

Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.

Темы на форуме

Поход во Вьетнам (1788-1789)

Войны с Джунгарией

Судьба литовского полона 16-17 веков

Стихи Хунли

Война против Непала 1792

Категории

Файлы

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Записи в блогах

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Похожие публикации

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Автор foliant25 Добавлен 01.08.2019 Категория Китай

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

поле золотой парчи 1520. Смотреть фото поле золотой парчи 1520. Смотреть картинку поле золотой парчи 1520. Картинка про поле золотой парчи 1520. Фото поле золотой парчи 1520

Манускрипт А (хроника Паркера)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *