поле танеосе что это
Толкование на Псалтирь 77:12
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 77:12 / Пс 77:12
Афанасий Великий (
Пред отцы их яже сотвори чудеса. Так же, говорит, забыли они благодеяния и чудеса Христовы, как и отцы их забыли совершенное в Египте, когда освобождал их Бог. Ибо, кажется, нечто подобное сему означают слова: пред отцы их. Псалмопевец, если выразиться яснее, как бы так говорит: лукавым своим ревнованием уподобились они отцам своим;. как те забыли Бога, так забыли и они.
Источник: Толкование на псалмы.
Евфимий Зигабен (
Пред отцы их, яже сотвори чудеса.
Он, говорит, чудеса произвел Бог пред отцами или прародителями позднейших евреев. Далее означает и место, в котором Бог произвел оные.
В земли Египетстей на поли Танеосе.
Танис был город египетский, в котором была столица царства Фараона, как повествует Феодорит, о котором пишет Исаия: оскудели князи Таниса (Ис. 19,13). Моисей в книге Исхода не упоминает имени Таниса; и Давид, как Пророк, без сомнения знал сие из книги Чисел, в которой написано: и Хеврон строился семь лет, прежде Таниса египетского (13,23); мог он знать также из других апокрифических книг или из египетских историй.
Лопухин А.П. (1852−1904)
пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поли танеосе
«Поле Цоан»/\ — главный город Нижнего Египта, где Моисей совершал пред фараоном свои многочисленные чудеса.
Поле танеосе что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Тайна перехода Израиля через Чермное море
Сегодня многие христиане, ученные пытаются дать объяснение Божьему чуду, сотворенному Господом, когда Он выводил Свой народ из земли Египетской. Было снято много документальных фильмов и написано большое количество различных статей на эту тему. Объяснения, каким образом Господь раздвинул море перед народом Израиля для прохода, до сих пор не найдено. Причем не найдено даже место, где это могло произойти. Доказательства в пользу Красного моря совершенно безосновательны и не выдерживают любую критику. Мне не понятно, какую Библию читают ученные, потому что в Библии четко сказано, каким образом это произошло и даже указано место, которое мы можем идентифицировать на современной карте. Мы часто воспринимаем Господа, как волшебника, Который, по мнению некоторых, творит магические чудеса. Господь не волшебник. Он Великий Бог, Который может использовать ЕСТЕСТВЕННЫЕ природные явления для решения Своих целей. Это произошло и в случае с чудом на Чермном море. Все лежит на поверхности и описано подробно в Библии.
Божие чудо описано в книге Исход 14:21-30: » 21 И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. 22 И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. 23 Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. 24 И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; 25 и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян. 26 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. 27 И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. 28 И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. 29 А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и по левую сторону. 30 И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря».
Но могло быть и более очевидно. На следующих фотографиях изображены замерзшие волны около Антарктиды
Насколько понятно из Библейского описания, замерзание произошло ночью, а на утро, когда израильтяне добрались до берега, преследовавшие их египтяне пришли в замешательство, видимо от таящего льда, а затем провалились под тающий лед и утонули. Так как утром вышло солнце и лед начал таять.
В следующей главе Исход (глава 15) приводится текст прославления Господа за сотворенное чудо на Чермном море. И что же мы читаем, стих 8: «От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря». Здесь не двумысленно сказано, что волны моря загустели (замерзли). В Острожской Библии это описано так: «И духом ярости Твоей (видимо сильный и холодный ветер) расступилась вода, огустели, как стены воды, огустели ВОЛНЫ посреди моря». Из всего вышеизложенного даже придумывать, фантазировать не стоит пытаться, все и так яснее ясного описано. Огустели волны, то есть замерзли.
Для более углубленного понимания этого вопроса обратимся к другим местам Ветхого Завета, где упоминается сотворенное Божие чудо на Чермном море.
«Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною. » (Пс 77.12). Интересно прочитать это места псалма в древнем переводе Острожской Библии. Там написано следующее: «Пред отцами их сотворил чудеса в земле Египетской на поле ТАНЕОС. Разверз море, и проведя их, поставив воды, как МЕШОК».
Здесь очевидно сказано о замерших волнах. Так же в этом псалме указано место, где это произошло. Это поле Танеос. Но в этом названии мы узнаем старое название реки ДОН=ТАНАИС. Видимо сам переход не был именно по реке, однако это произошло в этом районе «. на поле Танеос». Может быть речь идет о современном Азовское море или Керченском проливе, разделяющий Азовское и Черное море. В книге Исход сказано о Чермном море, то есть Черное море, как и должно быть.
«Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше. » (Пс. 105:9) В древнем переводе написано следующее: «И запретил Чермному морю и высохло и препроводил их по бездне, как по пустыне. «. Явно описано природное явление замерзания водного пространства.
«Ты рассек пред ними море, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды. » (Неемия 9:11). Здесь ясно описано, что Израильтяне прошли по морю, как по суше и гнавшиеся за ними египтяне пошли ко дну, как камень. Значит египтяне были на поверхности, когда начал таять лед.
Каша, сырники и клизма на дорожку: как космонавты проводят день перед стартом
Некоторые «космические обряды» проводятся в исключительно символических целях, другие нужны для того, чтобы сохранить здоровье экипажу космического корабля.
Фото © ТАСС / ЦПК / «Роскосмос»
Фильм «Вызов» и космический простатит
5 октября актриса Юлия Пересильд и режиссёр Клим Шипенко отправятся в космос вместе с российским космонавтом Антоном Шкаплеровым на корабле «Союз МС-19». На орбите они снимут часть российского фильма «Вызов». По замыслу авторов фильма, Пересильд сыграет врача, которая вынуждена полететь на МКС, чтобы спасти жизнь космонавта.
До того как попасть на космодром и занять место в космическом корабле, космонавты проходят через длительные тесты — медики исследуют их кровь и другие биологические жидкости на предмет серьёзных отклонений, изучают активность мозга и способность переносить перегрузки. Однако только мужчины перед полётом проходят через неприятную процедуру — забор секрета предстательной железы, которую называют «пробой Васютина». Такое название появилось не случайно — так медпроцедуру окрестили в честь космонавта Владимира Васютина, скрывшего от врачей урологическую болезнь и полетевшего в космос на станцию «Салют-7».
Из-за обострения простатита на орбите, заглушить который не могли даже сильные лекарства, полёт корабля «Союз Т-14» пришлось прекратить досрочно, а экипаж оказался на грани расформирования. Из-за проблем со здоровьем Васютина были провалены важнейшие научные и медицинские эксперименты, а также тестовое использование корабля «Космос-1686», который строили специально для длительного полёта. Но вместо 282 суток на орбите Владимир Васютин пробыл в космосе лишь 64. Когда его самочувствие стало стремительно ухудшаться, экипажу под командованием Владимира Савиных и бортинженеру Александру Волкову было приказано покинуть орбитальную станцию. На Земле Васютина ждал нагоняй и серьёзная трёпка от начальства, а всех мужчин-космонавтов с тех пор изучают на проблемы «по мужской части».
КАФИСМА ОДИННАДЦАТАЯ
Разума Асафу, 77
Псалом этот, «разума» пророческого исполненный, предостерегает от бедствий, которые случились с иудеями по их неразумию. Говорит в этом псалме пророк Давид как бы от лица Христа к верующим христианам, увещевая их «внимать закону» евангельскому (Златоуст, Афанасий).
Спаситель требует от своего народа напряженного слуха, чтобы он не подвергся одной участи с прежним иудейским народом, не послушавшим Бога. Повелевает тщательно исследовать закон евангельский и от всего сердца выслушать пророчество (Евсевий, Златоуст, Феодорит).
«Ганания» – тайные слова пророческие, открытые светом Евангелия Христова (Иероним).
«Род строптив» – сердце непостоянное: то к Богу, то к Моисею, то к тельцу, то к другим идолам (Феодорит).
Пророк обвиняет иудеев в том, что они, получая такие чудеса, продолжали грешить против Чудотворца, оставаясь неблагодарными Щедродавцу (Златоуст, Феодорит).
Они вознамерились искусить Божию силу и, захотев пищи, не просили ее, но жаловались на Бога, как якобы не могущего пропитать их (Феодорит).
Самое тяжкое преступление – «клеветать на Бога» (Златоуст).
За ропот Бог справедливо разгневался и попалил огнем безблагодарных (Златоуст).
Пророк говорит об облаках, находящихся выше естественных облак и называет их дверями небес (Златоуст).
Апостол говорит: «брашно духовное ядоша» ( 1Кор. 10, 3 ), т.е. Бог питал их души (кроме «манны» ) еще некоторою разумною небесною силою, какою питает и ангелов – «хлебом ангельским» (Афанасий).
Предавшись суете со всем тщанием – они во грехах и отходили из этой жизни (Феодорит).
«Всяцей бо злобе научила праздность» ( Сир. 33, 28 ). Это изречение Писания подтверждают как ежедневные события, так и случившееся с нашими предками. Итак, скорби, искушения и все случающиеся с нами неприятности не менее радостей доказывают Божие о нас попечение. Поэтому и наказывает Господь по Своей благости, чтобы человек вразумился от наказания и сделался лучшим. Кроме того, настоящее наказание уменьшает тяжесть будущего мучения. Видишь ли неизреченное человеколюбие и безпредельное богатство благости, как Бог предпринимает все, чтобы мы, и согрешивши, потерпели наказание легче заслуженного (Златоуст).
Бог умилосердился над ними; хотя видел, что совершенно предались они плотскому мудрованию и не обращаются к покаянию. Только по великому Своему человеколюбию Он не погубил всех евреев в пустыне, но пощадил и помиловал (Афанасий).
Описывает второй способ благодетельности, а именно: бедствия, постигшие врагов (Афанасий).
Псалом дополняет то, что умолчано Моисеем (см. Исх. 12, 29 ). «Ангелы люты» – это силы, служащие для исполнения наказаний. Бог наказывал египтян не Сам, но через добрых ангелов. «Яростию, гневом и скорбию» Пророк называет жестокие казни (Златоуст, Феодорит).
Повелел твердо «уповать» на Него и не приходить в боязнь. «Гора святыни» – Иерусалим и Церковь Святая, «юже десница» Божия, Христос Господь, «стяжа» Себе Кровию Своею на Кресте излиянною на Голгофской «горе» (Златоуст).
Давид был даже не совершенный пастырь, а помощник пастыря, который обхаживал рождающихся овец. И этот пастух соделался для евреев учителем добрых нравов, преподав им то, чем в особенности сам отличался: кротостью и незлобием сердца (Афанасий, Феодорит).
Псалом Асафу, 78
Давид, по Божественному откровению свыше, возвещает свою пророческую скорбь о предстоящем разорении Иерусалима нечестивыми, что впоследствии и сбылось. Содержится в псалме и плачевный глас к Богу бедствуемой Православной Церкви (Афанасий, Иероним).
Благодать Святаго Духа премудро вразумила начать так свою молитву терпящих жестокие бедствия. Пророк от лица благочестивых изображает не собственные свои страдания, но нечестивое поругание божественного храма, который ни в чем не согрешил против закона Божьего (Феодорит).
Оплакивая избиение людей и зверскую лютость врагов, Псаломник подвигает себя к теплейшей молитве.
Для каких же «соседей» просит Пророк многократного воздаяния, как не для демонов, которые стали соседями иудеев по их нечестию? Ибо о воздаянии людям божественный Давид не стал бы так молиться, зная, что Судия этого не допустит; как бы в таком случае он мог и петь Ему: «Ты воздашь» каждому по делам его? (Златоуст).
1 В конец, о изменшихся, свидение Асафу, псалом 79
Псалом, Давиду Духом Святым вдохновенный, поучает, какими словами должно умилостивлять Бога и преклонять Его к помилованию «изменяющихся» спасительным покаянием. Изложен псалом в виде молитвы, как бы самими иудеями Богу. Предсказывает также будущее спасение всем человекам Владыкою Христом (Златоуст, Феодорит).
Пасущий «Израиля» есть ни кто иной, как Иисус Христос, сказавший: «Аз есмь Пастырь добрый» ( Ин. 10, 11 ). «Израиль» знаменует всех верных Христовых, устремляющих непрестанно ум свой к Богу. «Иосиф» – в целомудрии живущий. «Херувим» – множество разума и премудрости (Исихий).
Обозначив несколькими коленами весь народ, Пророк просит Бога скорее придти во плоти и освободить нас от мысленных врагов (Златоуст, Феодорит).
Видеть Христа лицем к лицу – в этом заключается «спасение» наше; но не чисто божество просит увидеть, так как на это никто не в состоянии взирать (Златоуст).
Усиленно повторяет ту же просьбу, желая показать ее необходимость и научить нас не падать духом, когда не получаем просимого, но оставаться твердыми, в уверенности, что получим непременно (Златоуст).
Писание часто в переносном смысле называет «виноградом» Израиля (Василий В.).
В высшем духовном смысле «виноградом» называется всякая душа, от которой требуется достойное плодоношение. Поэтому, если посвящаем себя чистой жизни, Бог вспомоществует нам в очищении себя от страстей, усовершая нашу старательность и ревность о добре (Василий В.).
«Рукой» означает Пророк спасение народа, совершенное «десницею Отчею» – Иисусом Христом (Афанасий).
Пророк часто повторяет эти слова, показывая, что ни обратиться, ни спастись мы не можем иначе, как только через воссияние «Лица» Божия, то есть воплотившегося Бога Слова (Златоуст).
1 В конец, о точилех, псалом Асафу, 80
Божественный Пророк, по внушению Святаго духа, призывает народы к вере в Господа нашего Иисуса Христа и предостерегает христианский народ не подражать нечестию древних евреев, чтобы не быть отверженным от Божьих благодеяний. Также содержит увещание, каким образом надлежит проводить праздничные дни. Под «точилами» подразумевает святые Церкви, источающие вино благодати Божией (Афанасий, Феодорит).
Псалмопевец обращается к певцам и музыкантам, убеждая их составить стройные хоры для восхваления Господа; производит параллели между инструментами: «гусльми» и «псалтирью» и звуками от «тимпана» (глухой) и пения «псалмов» (ясный) как сходными символами Ветхого и Нового Заветов, имеющими одну цель – благочестие (Златоуст).
На «хребте» иудеи носили кирпичи в Египте, а в «кошах» (корзинах) – грязь и песок, строя города фараону. Пророк напоминает, от какой тяжелой работы и жизни освободил Бог евреев в древности (Псалтирь с толкованием).
Здесь представляется Христос, беседующий с евреями и поучающий, что Он издревле был благодетелем их, и от великой и чрезмерной скорби Избавивший их: «дабы искусит тя и озлобит тя, и уразумеются яже в сердце твоем, аще сохраниши заповеди Мои или ни» ( Втор. 8, 2 ) (Кассиан).
Господь обличает евреев за непослушание; ибо за непокорность и своеволие отнимается благодать и происходят великие наказания и бедствия. Предадим же себя всецело Господу, да и Его восприимем всецело, и соделаемся чрез Него богами. Ибо для того Он и человеком соделался, естеством Сый Бог и Владыка. Покоримся Ему вседушно, и Он немедленно будет отражать врагов наших (Афанасий, Феодорит, Максим).
Пророк порицает иудеев за то, что получив столько благодеяний от Бога, они остались неблагодарными. Чувственным он обозначил духовное (Златоуст).
Псалом Асафу, 81
Богопросвещенный Пророк Давид излагает причины, по которым Бог отверг иудеев, научая и нас, что если будем подражать им, то и сами подпадем тому же, или еще худшему (Феодорит).
Поскольку истинный Судия есть только Бог, то здесь земные судьи названы богами, как уподобляющиеся в этом Богу. Праведный Судия обличает здесь недостойных начальников, оказывающих лицеприятие нечестивым, как и Моисей заповедал в законе: «не устыдишися лица человека, яко суд Божий есть» ( Втор. 1,17 ) (Феодорит).
Тот, кто спасает бедного, получает честь и награду Пастыря, а кто причиняет вред и обиды – становится в ряд зверей. И ты, когда увидишь, что обижают бедного, сочти своим долгом защитить его, чтобы Бог и тебя также избавил, когда ты окажешься «нищим» перед Богом (Златоуст, Василий В.).
Человек осквернил и постоянно оскверняет в себе образ Божий своими житейскими страстями, пристрастием к миру, завистью и невоздержанием – и через это крайне прогневляет своего Творца и раздражает Его долготерпение, за что и упрекает нас Господь чрез Давида. Указывает также и на падшего диавола, как бывшего «единым от князей» среди ангелов (Афанасий, Евсевий, Дидим, Иоанн Кронштадтск.).
1 Песнь псалма Асафу, 82
Никто не может «уподобиться» Богу в непамятозлобии и терпении к неправдам. Пророк просит Бога не оставаться в молчании при несправедливых вражеских нашествиях (Афанасий).
Это сказано и сделано врагами Израиля. Но ты разумей и тех, кто внушает делать зло. «Израиль» значит – видящий Бога (Златоуст).
Бог признает совершенным против Него Самого то, что делается против верующих в Него, поэтому их замыслы называет замыслами против Бога (Златоуст).
«Селения Идумейска» населяли идумеи, потомки Исава, называвшегося еще Едомом, по причине огневидности (красноватости) его тела; а «исмаилите» были потомками Измаила, рожденного от Авраама и рабыни его Агари. «Моавом» назывался народ, происходивший от Моава, сына Лотова; а «агарянами» считались все, рожденные от Агари. Ибо Агарь, после изгнания ее Авраамом, вышла за другого мужа. «Геваляне» – это племена, жившие по соседству с Идумеей. «Аммонитяне» происходили от Аммона, сына Лотова, а «амаликитяне» происходили от Амалика, потомка Исавова, обитавшего в Аравии, отдельно от страны Иудейской. Перечислением всех этих родственных нечестивых племен Пророк показывает, что первыми врагами обычно бывают домашние, т.е. родственники, как говорил об этом и Христос (см. Мф. 10, 36 ). Вот почему иноплеменников Пророк поставил на последнем месте (Златоуст, Феодорит).
Пророк упоминает мужей, которых истребил Гедеон, водимый благодатию Божией, и молится, чтобы начальники врагов ( «князи их» ), мечтающие сделать «святилище» Божие своим достоянием, подверглись той же участи. А враги, как злые, зло и погибли (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
Просит Пророк, чтобы Бог попустил на них напасти всякого рода и окружил их непрерывными бедствиями, чтобы они вращались от непрестанных переворотов, как вращается «коло» (колесо). (Феодорит).
Пророк своей молитвой желает врагам пользы, а не вреда. Когда они лишатся надежды, ради которой пренебрегали надеждой на Бога, они подвергнутся стыду и «безчестию» за то, что полагались на пустые вещи. И после такой перемены они «взыщут» Господа, предпочитая общение с Ним всему прочему (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
А о тех грешниках, которые, утратив благочестие, не обращаются к Богу, Пророк так и говорит, что они «постыдятся и посрамятся» на Страшном суде и «познают» истинного Бога Христа Господа, но уже не вовремя (Златоуст).
1 В конец, о точилех, сыном Кореовым, 83
Каждое слово в псалме воспламеняет сердце божественною любовью; «селения Божии» (Церкви святые) называет «возлюбленными» ; к ним-то и стремится всякая боголюбивая душа. Такие селения вожделенны для Господа, потому что Сам Он в них обитает; такие селения вожделенны и для нас, ибо чрез них мы освящаемся и соделываем себя Храмом Божиим: «Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин. 1, 14 ). Подлинно блаженна и счастлива такая душа, которая уязвлена любовью к Нему и желает столь прекрасного мысленного и таинственного единения с Ним, по нетленному союзу общения во святыне (Златоуст, Феодорит, Макарий В.).
«Блажени» те христиане, которые живут в «дому» Христовом, так как здесь обитает Бог; и место это недоступно злобе. Надобно всегда думать, как ангели и святые угодники предстоят пред престолом Божиим, так и нам должно ту же мысль иметь о Боге (Златоуст, старец Феодор).
Давид умоляет Бога, чтобы Он сподоблял всегда собственного Своего попечения всякого верного человека, которого называет «лицем Христа» (Феодорит).
1 В конец, сыном Кореовым, 84
«Благоволил Господь» низпослать Свои блага «земле и исполнению ея» ( Пс. 23, 1 ) вследствие послушания Нового Адама – Христа, отменив Свое древнее проклятие ( Быт. 3, 19 ) за ослушание первого Адама. Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало «землею» Его, потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод. Под «Иаковом» разумеет народ христианский (Феодорит, Афанасий).
Это – благоволение Его к нам: все «грехи» и «беззакония» наши покрыл Он Своим человеколюбием, подобно тому, как врач покрывает рану лекарствами (Златоуст).
Псалмопевец, по свойственному пророкам обычаю, излагает будущее как настоящее, показывая, что Бог отвратится от «гнева» и приклонится к милосердию (Златоуст).
«Гнев» и «ярость» у Бога не страсти, а угроза, служащая к нашей пользе. Поэтому, если мы исправляемся, то и Он «отвращается» от «гнева» и находит множество путей для нашего спасения, за что справедливо и называется «Богом спасений» (Златоуст).
Как пророк, псалмопевец возвестил будущее, и как раб снова просит, чтобы явился людям Христос; ибо Его называет «милостью» Божией и «спасением» Божиим (Златоуст).
Пророк узнает от Бога, что Он готов «спасти» всех тех, которые возлюбят страх Божий и за это «вселятся» в «славе» Его (Афанасий).
Давид предсказывает, что «Господь» Бог Отец даст людям Сына Своего, Который есть «благость. Земля» – Пресвятая Богородица, «плод» Ея – Христос. Так в образовании таинства Христа действовали и Бог и земля. Но божество идет впереди человечества. Когда «Истина» – Христос «воссияет в земле» (душе человеческой), тогда эта мысленная «земля» принесет Владыке духовный «плод» Свой (Златоуст, Афанасий).
Толкование на Псалтирь 77:11
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 77:11 / Пс 77:11
Афанасий Великий (
И забыша благодеяния Его. Хотя много видели благодеяний, однако же все это изринули из памяти. Доказательством же этому служит то, что предали Пилату, забыли, как приходил ко всякому из них, благодетельствуя и исцеляя обладаемых диаволом.
Источник: Толкование на псалмы.
Иоанн Златоуст (
Ст. 11−12 И забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже показа им пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поли Танеосе
В немногих словах пророк напомнил все чудеса, совершенные в Египте, за забвение которых он их упрекает. Действительно, они не оставили бы Благодетеля, если бы по великой неблагодарности не забыли благодеяний и чудес, свидетелями которых для них служили отцы, видевшие собственными глазами те знамения, которые, говорит он, совершены были на поле Танеос. Эта земля была несомненно самым древним и обширным владением фараона. Что Танеос был древнее прочих, об этом свидетельствует божественное Писание. Желая указать на глубокую древность Хеврона, оно сравнивает его с Танеосом, говоря: «Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского» (Числ.13:23), то есть царства фараона.
Источник: Беседа на псалом 77.
Феодорит Кирский (386/93−
Ст. 11−12 И забыша благодеяния его и чудеса его, яже показа им пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поли танеосе
И забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже показа им. И показывая, когда Бог творил сии чудеса, Пророк присовокупил:
Пред отцы их, яже сотвори чудеса. Потом, указывает время и место.
В земли египетстей, на поли Танеосе. Все сии чудеса Божии, совершенныя в Египте, которых самовидцами были отцы их, изринули они из памяти.
Евфимий Зигабен (
И забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже показа им
Благодеяния суть те, которые Бог оказал евреям, то есть, что освободил их от Египта, что они прошли, не омочив ног, Чермное море и прочие, как исчисляет нисколько ниже. Чудесами называет те, которые произвел Бог в наказание Египтян, и которые далее называет знамениями и дивными делами, как то: превращение рек в кровь, изведение жаб, славное произведение других казней, которые также вычисляет ниже, а открыл оные Бог позднейшим евреям посредством наставления и рассказа отцов их.