поле сообщество природное сообщество
Описание презентации по отдельным слайдам:
Природное сообщество – поле.
Культуры, выращиваемые на полях зерновые овощные технические картофель
Зерновые культуры пшеница гречиха ячмень овёс рожь просо
Сорные растения лебеда, вьюнок, пырей, пастушья сумка.
Ц Е П И П И Т А Н И Я
скворец грач трясогузка жаворонок воробей
Хищные птицы канюк сова пустельга
Грызуны: суслик, хомяк, мышь
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-371678
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Онлайн-регистрация на ГИА для школьников Москвы откроется 1 октября
Время чтения: 2 минуты
Названы пять призёров конкурса «Учитель года России – 2021»
Время чтения: 6 минут
Российские студенты стали чемпионами мира по программированию
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Поле-природное сообщество»
Поле – природное сообщество
Технологическая карта
Работа организована в группах по 5 человек. Креативность проявляется при выдвижении аргументов при выборе поля. Критическое мышление при обсуждении и обобщении разных идей, придуманных учениками.
Предпочтительное время проведения активности:
Установление причинно – следственных связей, решение проблем, выявление существенных признаков,
классификация объектов природы.
Учебная программа и цели
Знакомство учащихся с природным сообществом – полем, формирование умения выявлять особенности природного сообщества поля; расширение знаний о полевых культурах и животных поля.
§ Количество и качество поисковых вопросов в процессе обсуждения
§ Логическое обоснование способов проверки гипотез с использованием имеющегося материала
§ Качество вопросов на этапе обсуждения и критического анализа полученных результатов
Связь с учебной программой
Растительный и животный мир сообществ
Связь с другими предметами
Окружающий мир, литература
Универсальные учебные действия
формирование положительного отношения к учебной деятельности;
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Формирование умения осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях, строить ответ на вопрос в устной форме, устанавливать связи между живой и неживой природой, природой и человеком.
Формирование умения слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Используемые оценочные инструменты
Оценочные инструменты (рубрики 4К)
Ресурсы
Веб и печатные материалы
Листы групповой работы
Проектор для демонстрации презентации
Раздаточные материалы
Наглядная демонстрация (таблицы, рисунки, схемы, копии, иллюстрации и др.)
Раздаточный материал (карточки с растениями и животными)
План реализации
Роли учителя и учащегося
Учитель предлагает отправиться в путешествие по Матушке Земле.
Учитель предлагает ответить на вопрос: Что такое природное сообщество? И используя набор карточек №1 составить пищевые цепочки этих сообществ.
Ученики выполняют первое задание 1-го этапа в листе групповой работы, составляют пищевые цепочки.
Остается один объект (пшеница). Возникает проблема. В какое сообщество определить этот объект.
Учитель предлагает разные варианты полей (футбольное, ледяное, взлетное)
Ученики выбирают поле, приводя аргументы «за» и «против»
Ч то дает нам основания относить поле к природному сообществу?
Ученики выполняют второе задание в 1-го этапа в листах групповой работы.
Активность в групповой работе.
Качество идей, вопросов и теорий для решения проблемы
обоснований своего мнения
Учитель предлагает создать поле, засеять растениями и заселить животными. Ученики выполняют 2-й этап групповой работы.
Они распределяют обязанности, знакомятся с инструкцией и приступают к работе. Каждой группе дана статья. Дети читают статью и работают с раздаточным материалом.
1 группа – «Растения поля (культурные)»
2 группа –«Растения поля (сорняки)
3 группа – «Животные поля»
Обсуждение, подготовка презентации
Желание учащихся участвовать в активной деятельности, умение сотрудничать, принимать и оспаривать чужие идеи.
Качество идей, вопросов и теорий для решения проблемы
обоснований своего мнения
Презентация результатов работы групп (по 2- 3 минуты)
Дети рассказывают о культурных растениях и прикрепляют картинки с этими растениями на плакат «Поле»
Вывод: человек засеял поле культурными растениями.
Учитель предлагает подумать, только ли культурные растения растут на поле?
Дети рассказывают о сорняках и прикрепляют картинки с этими растениями на плакат «Поле»
Вывод: на поле растут не только культурные растения, но и сорняки.
Если есть растения, то там будут обитать и животные
Дети рассказывают о животных и прикрепляют картинки с животными на плакат «Поле»)
Если есть на поле растения и животные и между ними существует связь, то какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Поле – это природное сообщество, сложившееся под воздействием человека.
А если это сообщество, то мы можем составить пищевые цепочки.
Учитель предлагает поработать в рабочей тетради и составить пищевые цепочки поля.
Способность аргументированно относиться к противоположному
Качество представленной презентации.
Качество оценки выполненных другими группами проектов
обоснований своего мнения
Качество и количество
вопросов и критических
замечаний в адрес других групп
Домашнее задание по выбору: подготовить сообщение или презентацию, или выполнить рисунки о растениях и животных поля.
Лист групповой работы
1.Составьте пищевые цепочки природных сообществ, по которым мы путешествовали (лес, луг, озеро) используя карточки с животными и растениями.
Внимание! Предлагая идеи, не забудьте пояснить, почему вы так считаете
2.Изучите таблицу фактов. Проанализируйте и сопоставьте эти факты. Определите, в какой природной зоне легче создать поле. Запишите свой вывод.
1.Прочитайте научный текст, который предназначен для ваших групп. Необходимо определить:
1 группе – Какие культурные растения растут в поле?
3 группа – Какие животные обитают в поле?
2. Проанализируйте текст. Выберите необходимую вам информацию. Запишите свои выводы._________________________________________________________________
3. Выберите карточки, с теми объектами, которые необходимы для выполнения вашего задания. Прикрепите их на импровизированном поле.
4. Подготовиться к защите своих ответов.
Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, здесь ярко выражены все четыре времени года: холодная зима и тёплое лето.
Климат: умеренный, избыточно влажный
Растительность: деревья, кустарники
Климат в этой зоне очень благоприятный для обитателей. Находиться степь, как правило, в умеренно-континентальном или резко-континентальном климате.
Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом.
Растительность: травянистые растения приспособились к засушливому климату. Для высокорослых растений нет условий
Климат жаркий, мало влаги, частые ветра.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока Природное сообщество поле
КОНСПЕКТ УРОКА
«Поле-природное сообщество»
Переверзева Любовь Григорьевна
ГБОУ СОШ с. Высокое м.р.Пестравский Самарской области
Учитель начальных классов
Дата и место проведения
ГБОУ СОШ с. Высокое м.р.Пестравский Самарской области
Тема и номер урока в теме
Поле-природное сообщество. Урок №6.
Формировать представление учащихся о том, что поле-природное сообщество.
• формирование умения в выявлении особенностей природного сообщества поля;
• расширять знания о полевых культурах, животных поля.
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• развитие познавательного интереса;
• развитие речи учащихся;
• формирование здорового образа жизни;
• уважительного отношения к родному краю, своей стране, семье, труду растениеводов;
• формирование коммуникативных компетенций.
формирование положительного отношения к учебной деятельности, формирование представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, представления о здоровьесберегающем поведении.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Формирование умения слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
3.Формирование новых знаний и умений.
4.Закрепление изученного материала.
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Формы работы учащихся:
фронтальная форма, индивидуальная форма, работа в паре, группе
Необходимое техническое оборудование:
• Персональный компьютер учителя
• Мультимедийный проектор (Интерактивная доска)
• Мультимедийная презентация к уроку для системы мониторинга PROKlass
Заместитель директора по УВР __________________________ / Мозжелова И.А./
Речь и деятельность учителя.
Речь и деятельность учащихся
1. Организационный: подготовка учащихся к работе.
Подготовка оформления доски к уроку.
Самопроверка готовности рабочего места к уроку.
Формирование мотивации к обучению
2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме «Природное сообщество. Лес. Озеро. Луг»
— Рассмотрите и соотнесите с названиями
— Что мы называем природным сообществом?
— Это примеры природных сообществ.
— Единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).
Организация работы в группах. Групп – 3 по числу природных сообществ. Детям выдаются карточки с неполным описанием природного сообщества. Чтение, заполнение пропусков:
Здесь растут только травянистые растения, свето- и влаголюбивые. Вот злаковые растения: __________________________________________
Радует глаз разнотравье:_____________________
Здесь можно встретить разнообразных насекомых: ________________________________
Они кормятся ______________________________.
Насекомые – основная пища птиц: ____________
Мелкие зверьки __________________________ питаются растительной пищей.
Живут разнообразные животные. Питаются насекомыми на коре и стеблях растений птицы __
__________________________________________. Питаются семенами и плодами растений __________________________________________
__________________________________________. На земле кормятся _________________________
Больше растений встречается у берега, где вода более теплая, больше света и кислорода. По берегам растут _____________________________
В толще воды обитают ______________________
__________________________________________. На дне обитают_____________________________.
С водой как местом обитания и питания связана жизнь птиц ________________________________
_______________ и зверей ___________________
__Спасибо! Все справились с заданиями! Сейчас отдохнем! __________________________________.
Иллюстративный материал таблиц поможет в составлении рассказов о природном сообществе.
По окончании работы выслушиваются рассказы каждой из групп. Другие группы определяют по описанию название природного сообщества.
Развитие умения работать в паре, слушать и понимать друг друга.
Звучит музыка Я.Френкеля «Поле»
4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся.
— Поместите в данные сообщества растения (если не были названы в рассказах):
— Как можно назвать все эти растения?
— Как вы думаете, а в каком природном сообществе можно встретить это растение?
— Где же выросло это растение?
— Прочтите 1 и 2 абзац с.142 учебника. Определи, что же такое поле.
— Где же создавал это сообщество человек?
— В чем были трудности?
— Вы сумели назвать некоторые условия окружающей среды, из которых складывается е динство живой и неживой природы. А значит, это природное сообщество, в котором мы встречаемся с исследовательской, преобразующей, хозяйственной деятельностью человека. Такая деятельность имеет большое значение в жизни человека, но нужно помнить о необходимости сохранять и беречь большие пространства земли в их первоначальном, нетронутом состоянии как хранилища богатств природы.
— Итак, еще в древности человек начал заниматься возделыванием растений. Если сейчас благодаря деятельности человека возделывается более 2000 видов растений, то в старину число культурных растений было гораздо меньше. Вспомните, какие растения выращивали древние славяне?
— И сейчас наиболее значимыми для человека полевыми культурами являются зерновые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис, ячмень, овес, просо.
пшеница рожь ячмень рис кукуруза овес просо
— Какая часть растения представляла ценность для человека?
— Рассмотри внимательно растения. Что у них общего? (Используется гербарий).
— Какие из дикорастущих растений имели те же особенности?
— Зерновые растения также называются злаками (кроме гречихи) и имеют широкое использование:
— А бывает и так, что поле специально засевается растениями для корма скота.
— Назови злаки, разнотравье.
Лес: герань лесная, кислица
Луг: василек луговой, ежа сборная
Озеро: стрелолист, рогоз
— Это дикорастущие растения.
— Это пшеница – культурное растение, одно из тех, которые специально возделываются человеком. Его мы не встретим ни в лесу, ни у озера, ни на лугу.
— Издавна под поля люди занимали разные участки земли – лéса, лýга.
— Участок луга или леса освободить от дикорастущих растений, распахать, засеять, бороться за сохранность урожая от вредителей, сорняков, поддерживать плодородие почвы.
Презентация «Поле- природное сообщество»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.
Луг Поле Водоём Лес
И.И.ШИШКИН «РОЖЬ» И.И.ЛЕВИТАН «ИЗБУШКА НА ЛУГУ»
ПОЛЕ САД ОГОРОД СРАВНИМ ПОЛЕ С ДРУГИМ ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Оставь полевые цветы в полях. Поле засевают не словами, а семенами. В поле — по хлеб, в лес — по дрова. Что в поле родится, всё в доме пригодится. Поле любит не столько росу, сколько пот.
ЗЛАКОВЫЕ ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ Мы о злаках вам расскажем, Что у нас в полях растут. Из крупы их варят каши, Из муки блины пекут. Мы расскажем о пшенице и о ржи – её сестрице. Они кормят за обедом Нас душистым сдобным хлебом.
Технические полевые культуры ЛЁН ПОДСОЛНЕЧНИК
ОВОЩНЫЕ ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? Зелёная толстуха Надела уйму юбок. Стоит как балерина, Из листьев пелерина.
Вверху зелено, внизу красно, В землю вросла. Над землёй трава, Под землёй алая голова. Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он… Обжигает… Не лимон. Расту в земле на поле я, Красная, длинная, сладкая.
СОРНЫЕ ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ василёк пырей овсюг осот одуванчик ромашка
Поиграем в «Четвёртый лишний»!
ГРЫЗУНЫ суслик хомяк мышь-полёвка
КРОТЫ И ЗЕМЛЕРОЙКИ
НАСЕКОМЫЕ вредные полезные
ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ рожь мышь-полёвка сова
Презентацию подготовила: учитель ГБОУ СОШ № 570 Павлова Анна Анатольевна ИСТОЧНИКИ: Электронная физкультминутка: pedsovet.org/component/option Музыка: vkontakte.ru Анимированные картинки: liveinternet.ru- бабочка, mobilmusic.ru – божья коровка, gifmania.ru- вопросительный знак Пословицы и поговорки: poslovitsi.ru/data Загадки: school-work.net Картинки и фото – Интернет и личный архив
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-216582
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году
Время чтения: 1 минута
В России выбрали лучшего педагога-психолога
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Калифорнии детей учат молиться ацтекскому богу
Время чтения: 1 минута
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок » Поле- природное сообщество»
Конспект урока окружающего мира
«Поле – природное сообщество»
сформировать представление уч-ся о поле, как о природном сообществе
-познакомить с разнообразием растений и животных поля, показать связи между ними;
-развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
-развивать познавательный интерес, умение рассуждать и делать соответствующие выводы из наблюдения;
— развивать кругозор детей, наблюдательность, внимание;
-воспитывать уважение к труду людей, выращивающих их.
Оборудование : мультимедиа-презентация, гербарии
подготовка учащихся к работе
Прозвенел звонок на урок. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
«Урок окружающего мира»
проверяют готовность к уроку и правильную посадку за партой
2. Повторение пройденного
-Какое время года наступает?
Зимой природа отдыхает, спит, ждёт пробуждения. Тревожить ее нельзя, нельзя вредить. Ведь в ней все тесно взаимосвязано: животные и растения, вода и земля.
И чтобы не навредить случайно природе, мы должны ее изучать, а поможет нам в этом путешествие в природу. А вот, конкретно, в какое место мы сегодня отправимся, вы узнаете, выполнив задание.
1) Самый верхний ярус образован…
н) дубы, березы, клены;
о) боярышник, малина, орешник.
3) На дереве обитают …
п) кроты, землеройки;
р) волки, землеройки.
б) для питания животных, для того, чтобы помочь корням деревьев всасывать воду из почвы.
5) Жуки – короеды приносят лесному хозяйству …
6) Лесная подстилка …
е) помогает состоянию почвы;
ж) вредит состоянию почвы.
7) Бурый медведь – животное …
8) Плоды всех растений употребляют в пищу.
9) В лесу много подроста. Это …
10) Растения не могут жить без животных, а животные – без растений.
— Какое получилось слово?
— Что такое природное сообщество?
-Какие вы знаете сообщества?
тесты у каждого ученика
выбирают правильный ответ и записывают букву
Слайд 2 «Сообщество»
совместное существование растений и животных, живущих на одной территории, тесно связанных между собой»
сообщество леса, луга, пресного водоёма
3. Актуализация знаний и сообщение темы урока.
Сегодня будем говорить также о природном сообществе, которое очень похоже на луг, но и значительно от него отличается.
Попробуйте его отгадать по следующим признакам:
— природное сообщество очень похоже на луг;
-располагается в низинах, на равнинах у рек;
-человек выращивает на нём культурные растения.
Верно, мы побываем на поле, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значение имеет поле для человека.
(Звучит русская народная песня «Русское поле»)
Давайте сравним два природных сообщества: луг и поле.
Перед вами 2 репродукции картин Шишкина «Рожь»
и Левитана «Избушка на лугу».
-Что изображено на первой картине?
-Чем похожи эти природные сообщества?
— Какие растения называют культурными?
— Где растут культурные растения?
Сравним эти природные сообщества.
«Поле – природное сообщество »
Слайд 5 с картинами
поле, на котором зреет урожай
луг, а на лугу избушка
растут травянистые растения
На полях растут растения, за которыми ухаживает человек, они культурные, а на лугу – дикорастущие травы
за ними ухаживает человек
4. Открытие нового знания
Сегодня мы отправимся в путешествие по бескрайним полям нашей Родины.
— Ребята, кто из вас, находясь у бабушек и дедушек в деревне или на даче, видел поле?
— А, может быть, кто-нибудь вспомнит, какие растения там росли?
Ранней весной кажется, что идёшь по земле, усеянной изумрудами, но проходит всего три-четыре месяца и поле становится золотым. А среди этого золотого великолепия, словно красивые драгоценные цветные камни – самоцветы рассыпались по полю. Синие, жёлтые, белые, фиолетовые крапинки цветов горят и сверкают среди налившихся колосков.
Давайте прочитаем пословицы и поговорки об этом природном сообществе и попробуем их объяснить.
Но вот люди научились выращивать рожь, ячмень… Для этого потребовалось много земли. Стали вырубать и сжигать леса, а на их месте создавать поля и сеять злаки.
Давайте поближе и познакомимся с растениями поля.
Злаковые полевые культуры.
Мы о злаках вам расскажем,
Что у нас в полях растут.
Из крупы их варят каши,
Из муки блины пекут.
Мы расскажем о пшенице
и о ржи – её сестрице.
Они кормят за обедом
Нас душистым сдобным хлебом.
Злак – это культурное растение со стеблем в виде полой соломины, заканчивающейся колосками или метёлками.
К злакам относятся пшеница и рожь, ячмень и просо, овёс, кукуруза и рис и другие.
Перед вами 2 растения: рожь и пшеница.
Рассмотрите эти растения.
Сравните их по плану:
форма корня и листьев
что получают из пшеницы и ржи
что делают из пшеничной и ржаной муки
Пшеница известна людям более десяти тысяч лет.
Что же это за растение?
Летом пшеничный колос наливается золотой спелостью, становится крупным и тяжёлым.
Когда начинается жатва, дорога каждая минута. Перезрелые колосья могут уронить зёрна на землю, и урожай будет потерян.
Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает самое горячее время, недаром называется оно «страдой».
Ребята, вы, конечно, помните русскую народную сказку «Колобок»?
-А задумывались ли вы о том, из какой муки испекла бабка деду румяный колобок?
Дам вам небольшую подсказку: в прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и потому калачами да булками лакомились те, кто побогаче и познатнее – князья и бояре.
Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным!
А что же это за растение- рожь? Послушаем.
Давайте познакомимся с другими растениями-злаками.
Ячмень – один из древнейших злаков, который возделывают люди. Его зёрнышки археологи находят при раскопках стоянок древнего человека.
Колос ячменя напоминает ржаной колосок, только тонкие отростки на колосе – остья, длиннее, чем у ржи. Они похожи на острые колючие усы.
Ячмень очень неприхотливое растение, не боится ни холода, ни засухи. Хорошо растёт в северных районах, даже за Полярным кругом.
Просо – злак с прямым полым стеблем, увенчанным метёлкой. Форма метёлки у разных сортов проса разная. Она может быть раскидистой, развесистой или пониклой. Листья этого злака удлинённые зелёные или слегка красноватого цвета, а стебли ветвятся или кустятся. Родина проса Индия. Поэтому этот злак любит свет и тепло, хорошо переносит засуху, не требуя обильного полива.
Поле, на котором растёт овёс, кажется влажным, ярко-зелёным как изумруд. Тёплый ветерок пролетает над ним и бегут по полю зелёные волны.
Колос овса заметно отличается от колосьев пшеницы и ржи. Его раскидистые соцветия называют метёлками. На ветках метёлок располагаются колоски, каждый из которых содержит два или три цветка. После опыления вместо цветка образуется плод – удлинённое продолговатое зёрнышко.
Овёс стали возделывать на полях сравнительно недавно. Было время, когда его считали сорняком пшеницы и ржи.
Зёрна злаков – древнейшая пища человека!
Давайте посмотрим, какие культурные растения подарили нам их.
Технические полевые культуры.
Есть ещё удивительное растение, которое выращивают на полях.
Если ранним утром вы выйдите на это поле, вы будете очень удивлены. Кажется, что вы стоите на берегу моря. Но эта картина не долго будет радовать ваш взгляд. Всего лишь через сутки ничего не будет напоминать нам об увиденной красоте. Что же за растение способно так удивлять нас?
Из льняного волокна вырабатывают ткани разных видов от тончайшего батиста и плотного белоснежного полотна для скатертей до крепкого брезента. Льняное семя – первоклассное техническое сырьё, из него изготавливают высококачественную олифу. Жмых, который остаётся после переработки семян, содержит много белков и идёт на корм скоту. Как видим, лён очень необходимая человеку культура.
Он растёт у нас повсюду.
У извилистой дорожки,
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.
Поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнечник «иностранец». Его родина — далекая Мексика. Там он когда-то считался священным растением. Его ярко-желтые соцветия-корзинки казались местным жителям чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Вот древние мексиканцы и назвали растение «солнечным цветком». В Россию его завезли лишь при Петре I. Это масличное растение, которое выращивается на полях.
Овощные полевые культуры.
На полях выращивают не только злаковые и технические, но и овощные культуры. Давайте их отгадаем.
Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина (капуста)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (картофель)
Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросла.
Над землёй трава,
Под землёй алая голова (свёкла)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон (лук)
Расту в земле на поле я,
Красная, длинная, сладкая (морковь)
культурные растения и другие цветы
«Пословицы и поговорки»
Слайд 9 «Злаковые полевые культуры»
Слайд 11 «Злаковые растения»
«Продукты из злаков»
Слайд 13 «Технические полевые культуры»
«Овощные полевые культуры»
5. Продолжение усвоения нового материала.
6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала .
Сорные полевые культуры.
Но не только культурные растения встречаются нам на полях. Распаханные поля понравились разным травам. Они стали селиться рядом с культурными растениями, которые выращивал человек. Травы мешали этим растениям: отбирали у них питательные вещества, воду, заслоняли собой солнечный свет, за что получили название сорняки или сорные растения. Они мешают расти зерновым культурам, снижают урожай.
С сорняками полеводы и огородники постоянно ведут борьбу – выпалывают их, опыляют специальными составами. Конечно, сорнякам не место там, где растут культурные растения. Но сами по себе полевые травы и цветы, даже самые простые и незаметные, красивы, интересны и полезны. И там, где они не мешают полям их надо беречь.
Колосится в поле рожь.
Там во ржи цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
Твой глазок на ножке твёрдой
Затерялся в колосках.
Всё же, ты красавец гордый,
Гость не нужный на полях!
В дни, когда пылает лето,
А в лугах блестит река,
Годен ты лишь для букета
Когда-то голубые васильки в наших краях не росли. Пришли они к нам вместе с рожью. Стали сеять по полям рожь – выросли рядом с ней и васильки. Семена васильков прятались среди хлебных зёрен и так путешествовали по миру вместе с ними.
Удивительно красив этот цветок! Но если не очистить, как следует хлебные зёрна от семян василька, то на следующий год вместо золотой ржи разольётся по всему полю только голубой васильковый цвет. Быстро захватывает этот сорняк пашню. Но хозяйничает он только там, где за полем нет хорошего ухода, где земля бедна, где мало в ней питательных веществ. Если поработать как следует на земле, привезти на поле побольше удобрений – и убегут с земли сорняки. Встанут по такому полю высокой стеной хлеба, а голубым василькам останется место только вдоль дорожки, что пролегли через поле.
А между тем, василёк это ещё и лекарственное растение. В народной медицине настойку василька употребляют как жаропонижающее средство, при желудочных заболеваниях, кашле, при нервных заболеваниях.
А ещё из василька получают голубую краску для шерстяных тканей.
Помимо василька, мы встречаем и другие цветы на полях. Отгадайте загадку.
Стоят в поле сестрички, жёлтый глазок, белые реснички.
Правильно – это ромашки.
Знакомые с детства, родные ромашки,
Мы рвём на лужайке у тихой реки.
Как белые звёзды средь розовой кашки,
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша поляна одета,
Качает цветы ветерок на бегу.
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
В небольшом количестве эти цветы даже приносят пользу. Ведь они прекрасные медоносы. Они привлекают пчёл, бабочек, шмелей, которые видят цветы издалека и летят к ним за мёдом. А по дороге, эти насекомые не обходят своим вниманием и культурные растения.
Растут на полях и другие сорные растения. Это: пырей, осот, одуванчик, овсюг.
Итак, мы познакомились с основными культурными и сорными растениями, которые растут на поле. Давайте повторим их.
Представьте себе, что вы должны засеять поля. Вам прислали перечень семян, из которых вы должны отобрать лишь те, которые вы можете использовать. А лишнее мы вернём на склад.
«Сорные полевые культуры»
«Поиграем в «Четвёртый лишний!»
Пришло время отдохнуть!
( Звучит музыкальная физкультминутка для глаз)
8. Продолжение усвоения нового материала.
Мы продолжаем знакомиться с природным сообществом-полем. Вам необходимо для этого провести глазами по направлениям стрелок.
На полях можно встретить различных насекомых и животных.
Давайте с ними познакомимся.
Посмотрите на них. Это: суслики, мыши-полёвки, хомяки.
Какая общая сходная черта у них есть?
Суслик . Суслик живёт в поле. Длина тела 40 см. Хвост около 10 см. Суслик повреждает зерновые культуры, поедая и запасая много зерна. Суслик съедает в день более 200-250 г. зеленых кормов и 50г. зерна, а за лето до 6 кг зерна и около 20 кг стеблей, на зиму заготавливает в норах до 20 кг зерна.
Хомяк. Хомяк грызун. Длина тела от 5 до 36 см. Хвост короткий. Тоже вредитель хлебных растений.
Мышь-полёвка . Мышь небольшой грызун с небольшой мордочкой, усиками, длинным хвостом. Тоже вредитель поля, так как питается зерном.
Многие из них т приносят вред, отнимая у людей около 1/3 урожая. Только наша страна теряет ежегодно из-за вредителей и сорняков коло 20 млн. тонн (хватило бы на 100 млн. человек)
Полёвка за сутки съедает: до 500 г. свежей зелени, в 2 раза больше собственного веса, 1-2 кг за лето.
2 группа: кроты и землеройки.
– Как вы думаете, почему в поле не живут крупные звери?
– Ребята, лиса временами забегает на поле, как вы думаете – почему?
Волнуется, колышется хлебное поле, залитое солнечным светом, кругом все пусто, однообразно, но там, в чаще хлебных колосьев, на земле и под землею копошится и суетится вечная. беспокойная, суетливая жизнь — неустанная работа. Высокая густая рожь — это то же, что маленький лес; здесь живут птицы и звери: тысячи куропаток, перепелок, жаворонков копошатся там; там у них гнезда с маленькими птенчиками — их родной дом.
Ребята, растения и животные связаны между собой, так как на полях растут растения, здесь достаточно пищи для различных насекомых. Там, где выращивают зерновые культуры, много пищи для сусликов, мышей, хомяков. Этих животных тоже много на полях. Растения тоже зависят от животных. Так лисы, птицы, жуки-жужелицы поедают много мелких животных-вредителей, и тем самым сохраняют растения
Давайте попробуем составить пищевую цепь природного сообщества – поля.
Как надо расположить эти слова, чтобы поддерживать равновесие в природном сообществе поля? Обсудите в паре.
мышь-полёвка, сова, рожь
рожь мышь-полёвка сова
Итак, можно сделать вывод, что поле – это сообщество, так как растения и животные связаны между собой.