поле подсолнухов картина импрессионистов
Знаменитые «Подсолнухи» Клода Моне, Поля Гогена и Винсента Ван Гога
Зимняя тема сменяется летней и в настоящей публикации мы поговорим уже об истории создания, пожалуй, самых знаменитых «подсолнухов» мирового искусства. Надо отметить, что тема «солнечных цветов» интересовала живописцев разных эпох и направлений, существует немало работ с их полным или частичным изображением. Однако именно «Подсолнухи», созданные именитыми живописцами Клодом Моне, Полем Гогеном и Винсентом Ван Гогом, по праву можно назвать вехами мировой культуры благодаря уникальности их исполнения и особому художественному стилю каждого из данных мастеров. Итак, подробнее о каждом.
» (1901 г., Музей Эрмитаж, г. Санкт-Петербург)
Написанные за два года до кончины художника, его «Подсолнухи» в полном смысле символизируют душевное состояние своего создателя на тот момент: глубокую усталость и физическое истощение из-за тяжелого финансового положения и многочисленных недугов.
«Гогеновские» солнечные цветы окрашены преимущественно в грязно-желтый цвет с отдельными пятнами ржаво-красного оттенка. Большая часть бутонов сохранила лишь несколько лепестков, и те, кажется, держатся из последних сил. Остальные опустили свои головки так, словно собственная тяжесть и слабость неизбежно тянут их вниз. И кресло, в которое художник поместил свои цветы, не служит им какой-либо поддержкой. Они устали, им нужна помощь другого рода. Возможно, только забвение способно принести им успокоение. И только на заднем фоне мы замечаем напоминание о былых счастливых и плодотворных днях художника: портрет туземки, как ссылка на созданную им ранее серию картин с таитянками, которые впоследствии (уже после его смерти) стали своего рода визитной карточкой Гогена-живописца.
» (1881 г., Музей Метрополитен, г. Нью-Йорк)
Самые «жизнерадостные» «Подсолнухи» нашей подборки, автором которых является один из основоположников импрессионизма Клод Моне. Перед нами яркий и полный тепла натюрморт как образец оригинальной техники этого непревзойденного мастера цвета. Традиционно для подобного жанра здесь нет четких линий, Моне воссоздает формы и объем при помощи краски и света, отсюда ощущение воздушности и «живости» рисунка.
Моне создает свой особый «желтый» при помощи смешения красного, желтого и оранжевого цветов. Возможно, благодаря этому рисунок приобретает такую реалистичность, подобно самой природе, которая изобилует разнообразными красками и оттенками, где почти невозможно найти «чистый» цвет. Солнце, небо, поля, ветер – все это воплотилось на полотне в образе букета подсолнухов в их самом расцвете, в котором каждый цветок имеет свою оригинальную форму и размер, ведь в природе ничто не повторяется.
Еще одна любопытная деталь. На картине изображена довольно маленькая ваза, которая удерживает объемный и увесистый букет подсолнухов, что в реальности маловозможно. На мой взгляд, объяснить это можно следующим образом. Во-первых, для Моне ваза имеет второстепенное значение, это всего лишь деталь. Его фокус – это подсолнухи, им он уделяет все свое внимание. Во-вторых, это может быть некой символикой или метафорой автора: как подобная крошечная ваза способна вместить в себя такой внушительный букет цветов, так и человек, каким бы маленьким и неприметным он ни казался, может обладать необъятным и прекрасным внутренним миром. Окружающий наш мир, люди и явления не всегда такие, какими кажутся на первый взгляд.
«Подсолнухи» Моне, действительно, полны «жизни» и «радости». Вне зависимости от расположения на полотне, все они тянутся вверх, к солнцу, к свету. Все вокруг них сверкает, вот так они радуют окружающих, и именно этим автор хотел «заразить» своего зрителя.
И все же следует признать, что самые известные подсолнухи принадлежат кисти Винсента Ван Гога. Думая об этом неординарном художнике на ум неизменно приходят его легендарные «солнечные цветы» и наоборот. Вероятно, трудно найти человека, который бы хоть раз не видел «Подсолнухов» Ван Гога. Едва ли не самые знаменитые и дорогие произведения искусства в мире, на самом деле задумывались в качестве украшения для интерьера среднего класса. Однако все по порядку.
Известно, что мастером было создано несколько картин с подсолнухами. Две работы с лежащими цветами были написаны в Париже в 1887 году. Одна из них:
Четыре срезанных подсолнуха
» (1887г., Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды)
Необычный натюрморт. Здесь нет классического букета в вазе или тщательно организованных фруктов на скатерти; все пространство полотна занимают беспорядочно разложенные срезанные головки цветов. Это первые «Подсолнухи» Ван Гога, к созданию которых он приступил, предварительно изучив природу красок и создав свои неповторимые сочетания оттенков. В результате, его «подсолнухи» обрели особую цветовую насыщенность и поразительную реалистичность.
Тем не менее наибольшую известность Ван Гогу принесли четыре натюрморта с цветами в графине, которые он создал в городе Арль на Юге Франции в 1888г. После чего он сделал также несколько авторских копий данных картин.
В Арль он приехал за вдохновением вместе со своим тогда еще близким другом Полем Гогеном, для которого он и нарисовал свои «подсолнухи». Именно ему предназначались эти работы: Ван Гог задумал украсить его комнату своими «солнечными цветами», как способ отблагодарить товарища за поддержку и понимание. Ведь они мечтали создать свое новое направление в живописи, однако, в конечном итоге, так и не смогли прийти к согласию. Это случилось во многом потому, что их представления о методе работы в корне отличались, также немаловажную роль сыграло уже усугубившееся психическое расстройство Ван Гога. Их пути разошлись навсегда. Однако, я думаю, в этот период Ван Гогу все-таки удалось создать нечто совершенно новое, ведь его «подсолнухи» открыли новое веяние в искусстве (позднее у него появилось много подражателей), а желтый цвет еще никогда не выглядел настолько сочно и неоднозначно со всеми его возможными оттенками и комбинациями, с переливами и естественным светом. Более того, при создании своих картин художник применил особую технику – импасто (краски наносятся густым слоем с применением как традиционной кисти, так и ножа, отсюда шероховатая поверхность и объемность рисунка).
Наиболее известные (общедоступные) картины, созданные в «арльский» период:
Ваза с пятнадцатью подсолнухами
» (1888г., Национальная галерея, г. Лондон):
Ваза с двенадцатью подсолнухами
» (1888г., Новая Пинакотека, г. Мюнхен):
Две другие картины в оригинале нам, к сожалению, не доступны: одна находится в частной коллекции в США, вторая была уничтожена во время бомбежек Второй Мировой войны в Японии.
По сравнению со многими его картинами, «Подсолнухам» Ван Гога свойственно больше радужности и света. В период их создания художник жил в предвкушении важных перемен в своей жизни, его вдохновляли новые перспективы в творчестве, новые знакомства и благотворное влияние в лице Клода Моне, Камиля Писсарро, Поля Гогена и др. Его цветы не идеальные (на каждой из картин можно увидеть несколько увядших лепестков и опущенных бутонов), как сама жизнь, однако именно в этом их притягательность и неподдельное очарование.
Портрет Винсента Ван Гога, рисующего подсолнухи
» (1888г., Музей Винсента Ван Гога, г. Амстердам)
Как уже было отмечено выше, в течение небольшого периода времени Винсент Ван Гог и Поль Гоген были дружны, мечтали работать вместе и представить миру искусства свое особое художественное видение. Неудивительно, что Гоген очень полюбил подсолнухи своего друга и даже приобрел обе его «парижские» картины со срезанными подсолнухами. Более того, в это же время Гоген успел написать портрет Ван Гога, запечатлев его в процессе работы над созданием своих шедевров. Как результат, картина получилась истинно «гогеновской», что позволило нам увидеть Ван Гога глазами своего друга, искренне и без прикрас.
Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей.
Матисс не мог не написать этот чудо-цветок.
Анри Матисс. Подсолнечники в вазе.
Фанцузский живописец и коллекцонер Гюстав Кайботт (фр. Gustave Caillebotte; 1848—1894)
Подсолнухи на берегу Сены 1886 г. частная коллекция.
Два срезанных подсолнуха. сентябрь 1887
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888.
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889.
Последователи импрессионистов не обходят стороной этот солнечный цветкок, он притягивает художников своей красотой, теплом, светом и неиссякаемой энергией!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
подсолнухи. импрессионизм
Подсолнухи
Эудженио Монтале (Перевод Евгения Солоновича)
У подсолнуха история древняя. Семена и фрагменты этих цветов были найдены на раскопках в Северной Америке и цвели еще за три тысячи лет до рождества Христова. Американские индейцы считали, что подсолнух – священное растение и они использовали его для разных собственных нужд. В Перу подсолнух является эмблемой бога солнца.
Gildaro Antezana (1938-1976)__ Танец подсолнухов
Именно из Перу подсолнух был привезен в Европу возвращавшимися из экспедиции в Новую Мексику испанцами и высеяны в 1510 году в Мадридском ботаническом саду. Его тут же оценил Людовик XIV, или как его называли современники – Король-Солнце.
Diego Rivera __Desnudo con girasoles 1946
Charles de la Fosse (1636 –1716) __Clytie turned into a Sunflower by Apollo
Clytie (1848) par Joseph Lescornе (1799-1872).
Clytie-1898__Evelyn-de-Morgan
Сlytie__Louis Welden Hawkins (1849–1910)
И тут нам никуда не уйти от второго вандейковского портрета с подсолнухом, выполненного двумя годами позже. На нем сэр Кенелм Дигби, ученый и друг художника:
Sir Kenelm Digby by Anthony Van Dyck, c.1635
Цветок здесь совсем другой, землистый и мрачный. Да и сэр Кенелм, прямо скажем, не светится, как золотая цепь на Ван Дейке с первого портрета. Дигби на тот момент с головой ушел в католицизм, и не без причин. На момент портретирования сэр Кенелм потерял обожаемую жену и сублимировал свои чувства к ней в религиозное рвение. Ван Дейк писал обоих супругов неоднократно, а покойную тридцатитрехлетнюю Венецию, жену сэра Кенелма, изобразил и на смертном ложе, и посмертно, аллегорически, создав самый сложный и насыщенный портрет в своей карьере
HIEPES, Tomаs __ Vase of Flowers 1643
Still Life with Roses and Sunflowers_1886__Vincent van Gogh (1853-1890)
Still Life with Four Sunflowers, 1887__Vincent van Gogh (1853-1890)
Первые, парижские вангоговские подсолнухи лежат на земле, и только позже, в Арле, удостаиваются вазы
Vincent Willem van Gogh__Подсолнухи_1888
Поль Гоген__«Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи»_1888
Redheaded Woman And Sunflowers, с. 1890 by Paul Gauguin
Israels Isaac __Woman in front of van Goghs sunflowers_1917
Eve Riser-Roberts__ Van Gogh’s Cat Cat art parody of a bad cat chewing van Gogh’s sunflowers
Bouquet of Sunflowers, 1880 __ Claude Monet(1840 1926)
Portrait of Suzanne Hoschede with Sunflowers, 1890__ Claude Monet(1840 1926)
Gustave Caillebotte (1848-1894) __Sunflowers Garden At Petit Gennevilliers
Sunflowers on the Banks of the Seine 1886 by Gustave Caillebotte (1848-1894)
Картины с подсолнухами мастеров прошлого столетия :
A Girl Seated Outside A House_1867__Jacob Maris
М.Анкер __ Девушка с подсолнухами _1889
Tissot __Behold He Standeth Behind Our Wall.-1894
the-sunflower-girl__ John George Brown (1831-1913)
Girls With Sunflowers __ F.A.Kaulbach
Louis Welden Hawkins (1849–1910)
Niels, Niklaus Fristrup (1837-1909)__SUNFLOWERS
Gustav KLIMT (1862-1918)__ 1906_ Farm Garden with Sunflowers
The Mirror, Mother Wearing A Sunflower On Her Dress c.1905__Mary Cassatt
Шиле (Schiele) Эгон (1890-1918)
Emil Nolde__Sonnenblumen (ca. 1930)
Carl Larsson (Swedish, 1853 – 1919) __Suzanne
Charles E. Burchfield __Moon through Young Sunflowers 1916
Федот Васильевич Сычков (1887-1958) __Среди подсолнухов. Молодуха _1928
Николай Иванович Фешин (1881-1955)__Таосская девочка с подсолнухами_1930
Николай Иванович Фешин (1881-1955)__Подсолнухи_1934
Бурлюк Давид Давидович (1882-1967) __ Букет с подсолнухами на фоне пейзажа
the-sunflowers-1943 by Georges Braque.
Diego Rivera__Muchacha con Girasoles (Girl with Sunflowers)
K-ATRIN
Любимые подсолнухи Ван Гога и его фатальная дружба с Гогеном
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Чем больше смотришь на «Подсолнухи», тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина.
Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?
Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На подсолнухах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.
Подсолнухи положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена.
Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.
Парижская серия подсолнухов
Весной 1886 года Винсент Ван Гог, 32-летний сын проповедника из Голландии, приехал в Париж в надежде стать художником.
Целый год он рисовал там все, что видел вокруг.
В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.
Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.
На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию.
Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.
В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами.
Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин.
Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил!
Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.
Сияние желтого в Арле
Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, в Прованс, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг.
Свое новое жилище здесь художник называет « желтым домиком » и пишет о нем брату: « Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца ».
Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников.
Ван Гог мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты.
Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.
Серия картин с подсолнухами в Арле
Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах.
Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски.
Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась.
Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Ван Гог попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно.
Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.
Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство.
Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи».
Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.
И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами».
До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.
Два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: