поле на фоне облаков
Вы можете значительно влиять на пейзажные фотографии, заполняя большую часть кадра изображением неба. Но как справляться с очевидным контрастом при съемке небосвода? Мы предлагаем вам ознакомиться с простыми советами, следуя которым, вы будете создавать гармоничные снимки с небом в кадре.
Нет, то, чего мы хотим, это небо полное кучевых облаков, прорывающиеся лучи солнечного света, радуга и нависшая угроза ливня. Такие условия добавляют интерес к изображению пейзажа. Они стимулируют чувства и это одно большое утешение фотографов, проживающих в условиях британского климата.
Для многих зрителей увлекательный просмотр пейзажа по большому счету определяется небом в изображении. А при отсутствии какого-либо интереса в небесном своде, верхняя часть рамы снимка практически теряет смысл.
Но верно и обратное. Когда большие облака заполняют фотографию, небо само по себе может стать основным координационным центром картины. В этих случаях земля внизу будет играть вспомогательную роль на снимке.
Когда мы сталкиваемся с драматическим небом, то обычно стараемся увеличить его количество в снимке по сравнению с землей, заполняя половину или большую часть кадра для дополнительного эффекта.
Но не следует забывать и о земле. Это по-прежнему важный элемент и она требует чего-нибудь достаточно сильного, чтобы успешно прикрепить к себе небо на фотографии.
Оно может быть всепоглощающим, поэтому на переднем плане или в качестве базы в картине должен выступать визуальный аспект привлекающий взгляд зрителя обратно к земле.
Такую функцию может выполнять дерево, вершина горы или река. Главное, чтобы объект не только выступал связующим звеном, но и справлялся с ролью эффективного координационного центра в нижней части рамки.
Выбор объектива при съемке неба это скорее вопрос предпочтений или обстоятельств, но широкоугольный зум вам точно не помешает.
Совершенно очевидно, что широкоугольный объектив позволяет включать в кадр больше неба, что, как правило, очень полезно и действительно помогает усилить на фотографии влияние задумчивого небосклона.
Он также обеспечивает ощущение стремительно движущихся облаков в направлении камеры и драматическую перспективу.
Иногда интерес может быть в небольшой части неба близко к горизонту, в таком случае для съемки подходит короткий зум, например 70-200мм, подчеркивающий пейзаж на фоне неба.
Фильтр для неба
Часто «правильное» воздействие на земле значительно отличается от того, что нужно для неба в силу того, что оно гораздо ярче.
Поэтому необходимо уменьшить воздействие на верхнюю часть кадра при съемке любых фотографий неба. Самый простой способ это сделать состоит в использовании градуированного фильтра нейтральной плотности (ND Grad), причем его следует выровнять таким образом, чтобы затемненная часть фильтра покрывала небо.
Это позволит снизить воздействие (затемнить небо), а светлая часть фильтра покроет землю, которая останется неизменной. Фильтры выпускают с различной плотностью, как правило, 0.3, 0.6 и 0.9, что позволяет затемнить небо в различной степени.
Небо может быть увеличено с помощью поляризационных фильтров, которые обычно крепятся через винтовое соединение, так что вам придется подобрать соответствующий диаметр для вашего объектива.
Поляризатор очень хорошо работает с кучевыми облаками и эффективно выделяет их на фоне голубого неба.
Лучше всего он себя проявляет, если солнце находится под углом 90 ° по отношению к камере. Если оно находится позади вас, то эффект будет минимальным.
Чтобы использовать поляризатор, вращайте внешнее кольцо фильтра, глядя в видоискатель, пока не получите желаемый эффект.
Можно использовать ND фильтр очень высокой плотности, чтобы замедлить экспозицию до нескольких минут и размыть движение облаков.
Как сделать кадр с большим небом
Вот что надо делать, чтобы в вашей пейзажной фотографии было большое небо:
1. Предвидеть погоду
Грозовой фронт, дождевые облака и прочие погодные условия могут обеспечить вас идеальными компонентами для съемки потрясающих пейзажей под драматическим небом, так что следите за прогнозом синоптиков.
2. Снимать под широким углом
Чтобы включить много неба и добавить чувство драмы к вашим снимкам, пригодится широкоугольный объектив. Составьте композицию таким образом, чтобы небо заняло от 1/2 до 2/3 кадра. Здесь может быть полезно установить штатив низко к земле, чтобы включить в передний план больше интереса.
3. Идеальная экспозиция
Сначала проверьте показания счетчика, наклонив камеру вперед, чтобы полностью исключить небо. Установите полученное значение в ручном режиме. Оно будет правильным для земли, но небо окажется слишком ярким. Чтобы сбалансировать экспозицию, установите фильтр на 0.6 или 0.9 и выровняйте его так, чтобы он затемнял небо.
Как справиться с унылым небом
Серое свинцовое небо – это настоящая проблема, когда речь идет о добавлении интереса к пейзажу, но попробуйте съемку в черно-белом цвете и вы удивитесь, насколько хорошо могут получиться ваши изображения.
Чтобы представить себе, как будет выглядеть ваше небо на черно-белой фотографии, перейдите в монохромный режим (съемка в формате JPEG).
Даже если вы снимаете в RAW, изображение на ЖК-дисплее будет показано в черно-белом варианте, что отлично подходит для принятия решения.
Фотографии неба с различными оттенками серого цвета и тональными различиями будут выглядеть лучше, чем в одной сплошной тональности.
Диапазон оттенков также может быть расширен в Photoshop: переходите в Изображение> Коррекция> Черно-белый и регулировка цвета ползунком.
Заключительные советы, которые помогут вам снимать фотографии с небом
Будьте внимательны при использовании поляризатора
При использовании поляризационного фильтра на ультра широкоугольном объективе общий эффект иногда может выглядеть странно, некоторые части неба гораздо темнее других. Поэтому избегайте съемки при самых широких углах для уменьшения поляризации.
Покупка градуированного фильтра нейтральной плотности (ND Grad )
Существуют несколько производителей ND фильтров по разным ценам. Фильтр с плотностью 0.6, пожалуй, самый полезный, а также популярен 0.9. Вы можете рассмотреть возможность приобрести их в комплекте.
Как справиться со сложными условиями освещения
Использование ND фильтра для контроля над воздействием не всегда практично. Вместо этого, вы можете попробовать съемку двух или более кадров из одой и той же позиции, выставляя различные значения экспозиции для отдельных частей изображения, а затем объединить их в Photoshop для достижения наилучших результатов.
Проверьте гистограмму
Фотографии неба часто имеют крайности со светлыми и темными областями, поэтому очень важно регулярно поглядывать на гистограмму, чтобы убедиться, что у вас нет бликов или теней. Вы можете откорректировать экспозицию, если это необходимо или установить градуированный фильтр нейтральной плотности, на свое усмотрение.
Топ-10 самых редких видов облаков
А вы часто смотрите на небо?
Природа создала множество видов облаков разных форм, размеров и цветов. При этом некоторые встречаются настолько редко, что возможно, единственный случай увидеть их это познакомиться с ними в ниже представленном списке без особого порядка.
Утренняя глория — редкое метеорологическое явление, состоящее из низко расположенных атмосферных волн. Иногда наблюдается в различных местах по всему миру, однако в южной части залива Карпентария в Северной Австралии его можно увидеть более или менее регулярно. Эти облака могут составлять до 1 тыс. км в длину, возникают они на высотах от 100 до 200 метров, часто движутся со скоростью 10–20 метров в секунду. Существуют различные гипотезы об их формировании, но точного объяснения этому явлению пока не существует.
Грозовой воротник или выступающие облака (Cumulonimbus arcus) — общее название разновидностей кучево-дождевых облаков, которые выглядят как длинный вал. Этот тип облаков образуется чаще всего на границе атмосферных фронтов, всегда на переднем крае грозы. В области их возникновения, как правило, появляются сильный дождь и порывистый ветер, шквал.
В список самых редких видов облаков входит Эффект Fallstreak. Это редкое метеорологическое явление, представляющее собой большой круглый либо эллиптический разрыв, который может появиться в перисто-кучевых или в высококучевых облаках.
Лентикулярные или линзовидные облака образовываются на высоте от 2 до 15 км близь горных хребтов на гребнях подветренных волн, возникающих в результате преодоления ветром препятствий. Они часто связаны с приближением атмосферного фронта.
Облака Кэльвина Хельмхольца
Облака Кэльвина Хельмхольца или волнистые облака — особый вид облаков, которые выглядят как морские волны. Они образуются, когда два слоя воздуха перемещаются с разной скоростью в атмосфере. Причём верхние слои движутся на большей скорости, чем нижние и в результате неустойчивости Кельвина — Гельмгольца образуются эти красивые волнообразные структуры. Их можно наблюдать в верхнем слое тропосферы, как правило, в ветряные дни, когда есть разница в плотности воздуха, например, при инверсии температуры.
Серебристые облака — редкое атмосферное явления, которое можно увидеть лишь в глубоком сумраке, обычно в летние месяцы. Это самые высокие облака на Земле. Движутся они в мезосфере на высоте 76–85 км со средней скоростью около 27,8 метров в секунду.
Altocumulus Castelanus также известны как облака-медузы — редкие облака, образовывающиеся на высоте около 5 тыс. м. Могут быть предвестниками сильных ливней и гроз.
Вымеобразные или трубчатые облака — редкие облака (за десятки лет могут наблюдаться 1–2 раза), которые имеют специфическую ячейковую или сумчатую структуру размером около 0,5 км. Встречаются они в тропических широтах и связаны с образованием тропических циклонов.
Перламутровые облака — облака, образующиеся в стратосфере на высоте около 20–30 км. Наблюдаются сравнительно редко. Их можно увидеть лишь в зимне-весенний период, преимущественно в полярных широтах при аномально низких температурах после захода или перед восходом Солнца, когда оно находится от 1 до 6 градусов ниже горизонта. Днём на фоне яркого рассеянного света перламутровые облака становятся невидимыми.
бм ругался на 2 фото, но описания данного облака там не было.
Как фотографировать небо и облака
Природа часто дарит нам потрясающие возможности для съемки восходов, закатов, солнечных лучей, пробивающихся сквозь облака,…
Природа часто дарит нам потрясающие возможности для съемки восходов, закатов, солнечных лучей, пробивающихся сквозь облака, и создающих потрясающий вид. Собираясь снимать пейзаж, я, как правило, дожидаюсь облачного дня, потому что благодаря облакам фотографии выглядят более драматично и ярко.
Без облаков, восходы и закаты часто выглядят скучно, вынуждая нас исключать небо из кадра и фокусироваться на объектах переднего плана. И наоборот, если вы становитесь свидетелем того, как солнце встает или садится в облаках, окрашивая их в яркие, непередаваемые цвета, у вас есть отличный шанс сделать ваши фотографии более красочными и живыми. Действительно, облака бывают настолько красивы, что с легкостью могут становиться основным элементом композиции фотографии.
В этой статье я не буду говорить только лишь о процессе фотосъемки неба и облаков, но и о том, как сделать облака на ваших фотографиях более драматичными и динамичными.
Облака могут быть самых разных видов и форм и группируются наукой в несколько категорий, такие как кучевые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые и т.д. И каждая из этих категорий содержит различные типы видов и подвидов, которые можно наблюдать при тех или иных условиях.
Например, облака на фотографии выше, окутывающие вершину горы Ренье, классифицируются, как «линзовидные». Формируясь в различное время года, они могут напоминать формой, то летающую тарелку, то гриб.
А на фотографии ниже, ступенчатые облака, протянувшиеся от одной вершины к другой, создают потрясающий драматический эффект:
Не будь на этих фото облаков, я вряд ли включил бы их в свое портфолио. Скорее всего, я сфокусировался бы на чем-нибудь другом и вырезал бы из кадра большую часть неба. Одним словом, облака – более важный элемент ваших фотографий, чем вы могли бы думать.
Так как лучше всего фотографировать небо и облака? Давайте взглянем на процесс съемки и рассмотрим некоторые из методов, которые я использую при съемке облачных пейзажей.
Погодные условия
Одна из первых ошибок, совершаемых многими начинающими фотографами, заключается в том, что они ждут солнечных дней, стараясь любой ценой избежать плохой погоды. Я помню, как я сам проверял прогноз погоды на ближайшие дни и планировал съемку только тогда, когда был уверен, что не столкнусь с ураганом, дождем или ветром. Но со временем я понял, что мои лучшие снимки были сделаны в плохую погоду – ненастные дни дают возможность запечатлеть удивительные по своей красоте облака, особенно на восходе и закате. Например, размещенная выше фотография облака, протянувшегося от одной вершины к другой, была сделана мной, когда я в полном расстройстве бродил по песчаным дюнам в очень ветреный день (порывы ветра в тот день достигали 40-50 миль в час!). В тот день я был вместе с моим другом Сергеем, и он был немного испуган ненастьем, постоянно повторяя мне, что нам было бы неплохо вернуться. А я все ждал, когда же покажется солнце, так что снимок, который вы видели выше был последним снятым мной в тот день. Я сделал его на мой Nikon D700, используя технику панорамной съемки.
Таким образом, если вы собираетесь снимать в малооблачные, облачные или ненастные дни, у вас будет больше шансов запечатлеть что-то интересное и красивое. Но не забывайте и об элементарных правилах безопасности – если порывы ветра превышают 50 миль в час, существует вероятность урагана, так что такую непогоду лучше пересидеть дома.
Поляризационный фильтр
Если у вас все еще нет поляризационного фильтра, пришло время купить его!
Использование поляризационного фильтра может помочь выделить облака на фоне неба, а также сделать цвет неба более насыщенным. Все, что вам нужно сделать, это закрепить поляризационный фильтр на объективе, а затем вращать его до тех пор, пока не увидите эффект его воздействия в видоискателе. При выборе верного угла установки поляризационный фильтр может создать существенную разницу в зрительном восприятии неба, и сделать облака по-настоящему выделяющимися, блокируя попадающие в объектив световые волны определенной длинны.
Гадиентный нейтральный фильтр
При фотосъемке облаков на закате и восходе солнца, диапазон экспозиции сцены может быть слишком большими для того, чтобы ваша камера могла его захватить. Если вы проведете замер экспозиции по облакам, вы рискуете получить недоэкспонированные элементы переднего плана. А если вы проведете замер по переднему плану, вы можете передержать или полностью вымыть облака. При работе со сценами с таким широким динамическим диапазоном есть два способа, чтобы заснять сцену – воспользоваться техникой съемки HDR, или же градиентным фильтром нейтральной плотности (GND-фильтром).
Обычно я стараюсь держаться подальше от использования HDR, потому что достаточно сложно сделать так, чтобы HDR-изображения выглядели естественно, кроме того на их съемку и постобработку тратится весьма много времени.
Гораздо проще и удобнее, на мой взгляд, воспользоваться GND-фильтром. Хотя выбор способа съемки – дело сугубо субъективное и я не стану утверждать, что один способ лучше другого.
Поскольку большинство пейзажей не имеют прямой линии горизонта и включают в себя горы, деревья и другие элементы, я бы порекомендовал использовать GND-фильтр с диапазоном в 3 стопа (часто такие фильтры маркируются как Soft-Edge 0.9 GND). С диапазоном градации в три стопа вы легко сможете заметить в видоискателе эффект от применения такого фильтра. Единственное, вы не должны забывать следить за зоной перехода – если у вас есть высокие деревья или горы, их вершины могут получиться слишком темными для снимаемой сцены.
Вы можете использовать GND-фильтр и для выделения переднего плана. Для этого ванн нужно будет лишь перевернуть фильтр вверх ногами. Затемнение переднего плана порой может позволить получить более привлекательные изображения.
Выдержка
Если на переднем плане снимаемой вами сцены присутствует движущаяся вода, у вас может возникнуть соблазн использовать очень длинные выдержки, чтобы создать гладкую, «бархатную» на вид воду. Тем не менее, облака часто двигаются очень быстро – особенно низкие облака – так что длинные выдержки могут испортить вашу фотографию, полностью смазав вид и формы облаков. Если вы осознанно стремитесь к этому и хотите запечатлеть сюрреалистическое небо, то вы можете смело прибегнуть к съемкам на длинных выдержках. Но если вы хотите выделить облака, подчеркнуть их форму, лучше используйте короткие выдержки.
В этом случае не существует какой-либо универсальной формулы определения длительности выдержки, так как все зависит от того, что вы пытаетесь заснять, и насколько освещена снимаемая сцена. Просто сделайте снимок, увеличьте и проверьте, размыты облака или нет. Очевидно, что если вы будете иметь дело со слабоосвещенной сценой и длинными выдержками, вам следует использовать штатив.
Если вы неуверены в правильной настройке экспозиции, я могу посоветовать вам воспользоваться брекетингом экспозиции. Три снимка с шагом в 1 стоп на стадии постобработки дадут вам существенно больший простор для редактирования, даже если вы снимали с градиентным фильтром нейтральной плотности.
Композиция
Форма облаков столь разнообразна, что они вполне могут выступать самостоятельными объектами съемки. Однако, каким бы сильным ни был соблазн сфотографировать только облака, я призываю вас включить в сцену элементы переднего плана.
В то время как облака, безусловно, могут быть ключевым элементом сцены, они часто выглядят лучше в качестве фона. Я, как правило, смотрю на них, как на своеобразный «наполнитель» неба, и перед началом съемки внимательно осматриваюсь в поисках чего-нибудь интересного, что я мог бы включить в кадр.
И даже если вокруг вас нет абсолютно ничего интересного, и вы находитесь в чистом поле, включите в сцену хотя бы небольшой кусочек этого поля – это привнесет в сцену ощущение масштаба и сделает фотографию более выразительной.
Когда облака неоднородны важно правильно кадрировать свой снимок так, чтобы изображение не выглядело рваным. Если в кадре есть группа облаков, постарайтесь заснять ее целиком, не разделяя. Кроме того, я всегда рекомендую нашим читателям оставлять в снимаемой сцене «пространство для дыхания», то есть не зажимать снимаемый объект (в нашем случае – облака) краями кадра.
Фотографируете ли вы только облака, или же включаете их в композицию при съемке пейзажа, не забывайте об основных правилах композиции.
Правило третей, ведущие линии, симметрия и т.д. – все это может иметь огромное значение в визуальном восприятии вашей фотографии. Если облака выглядят красиво и красочно, вы можете сделать их основным элементом сцены и занять ими 2/3 площади кадра. Если же на небе присутствуют только редкие, очаговые облака, займите ими около 1/3 кадра и используйте их в качестве «наполнителя» фона.
Постобработка
Фотосъемка облаков – это не только фиксация их изображения при помощи камеры. Вы можете сделать облака более яркими и эстетичными, если вы готовы потратить немного времени на постобработку ваших снимков. Существует множество способов улучшения внешнего вида облаков на фотографиях, я же покажу вам самый быстрый способ, как при помощи Lightroom выделить облака и придать им более драматичный вид.
Вот RAW-изображение «до», которое я импортировал в Ligthroom:
Как вы видите, изображение смотрится довольно плоским. В облаках есть некоторый намек на цвет и объем, но этого недостаточно для создания эффектного изображения.
А ниже вы можете увидеть то, что можно сделать в Lightroom с помощью всего нескольких кликов:
Изображение стало более четким и контрастным, а цвета – более насыщенными, благодаря этому фотография выглядит более живой. Самое приятное то, что на подобную обработку уходит не более минуты! Все, что я сделал – это применил градиентный фильтр в Lightroom, а затем увеличил контрастность, четкость и насыщенность облаков. Ключевую роль в этом способе обработке играет ползунок Clarity, при помощи которого можно эффективно выделить облака на фоне неба.
Будьте осторожны, экспериментируя с настройками Clarity – если вы перестараетесь, то можете получить на изображении ореолы вокруг зданий, горных вершин и других объектов. Поэтому лучше всего работать с Clarity только в области неба и воды, сделать это можно при помощи маски Adjustment Brush.
Использования профиля камеры «Стандартный» или «Пейзаж» также могут помочь вам получить более интересный результат. Просто попробуйте выбрать любой из них и оцените результат.
Если же вы хотите сильнее отредактировать ваши фотографии, попробуйте Google Nik Collection, в частности, приложение «Viveza», предлагающее выборочное редактирование участков изображения без использования масок.
Автор: Насим Мансуров
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».
Шесть типов облаков, которые нужно знать – и что они рассказывают о погоде
Современные прогнозы погоды основаны на сложных компьютерных симуляциях. Эти симуляции используют физические уравнения, описывающие атмосферу, включая движение воздуха, солнечное тепло, формирование облаков и дождя. Постепенное улучшение прогнозов со временем означает, что сегодняшние пятидневные прогнозы настолько же точны, насколько 20 лет назад были точны трёхдневные.
Но вам не нужен суперкомпьютер для предсказания того, как изменится погода у вас над головой в ближайшие несколько часов – подобные приметы известны в разных культурах уже много тысяч лет. Следя за небом и обладая некоторыми знаниями по формированию облаков, можно предсказать, будет ли дождь.
Более того, небольшое понимание физики формирования облаков подчёркивает сложность атмосферы и проливает свет на причины того, почему предсказание погоды на срок, больший, чем несколько дней, оказывается такой сложной задачей.
Вот шесть видов облаков, которые можно увидеть, и то, как они могут помочь вам понять погоду.
1) Кучевые облака
Небольшие белые пушистые облака
Облака появляются, когда воздух охлаждается до точки росы, температуры, при которой воздух уже не справляется с содержащимся в нём водяным паром. При этой температуре водяной пар конденсируется и формирует капельки жидкой воды, которые мы видим, как облако. Чтобы это произошло, воздух необходимо заставить подняться в атмосфере, или же влажный воздух должен войти в контакт с холодной поверхностью.
В солнечный день лучи греют землю, которая греет воздух, расположенный прямо над ней. Нагретый воздух благодаря конвекции поднимается вверх и формирует кучевые облака. Эти облака «хорошей погоды» похожи на вату. Если посмотреть на небо, заполненное кучевыми облаками, можно увидеть, что у них плоское дно, расположенное на одном уровне для всех облаков. На этой высоте воздух, поднявшийся с уровня земли, охлаждается до точки росы. Из кучевых облаков дождь обычно не идёт – а значит, погода будет хорошей.
2) Кучево-дождевые облака
Небольшие кучевые облака дождём не проливаются, но если они увеличиваются и растут по высоте, это признак того, что скоро будет сильный дождь. Это часто случается летом, когда утренние кучевые облака днём превращаются в кучево-дождевые.
Недалеко от земли кучево-дождевые облака чётко оформлены, но с высотой они начинают становиться более дымчатыми по краям. Такой переход указывает на то, что облако состоит уже не из капель воды, а из кристаллов льда. Когда порывы ветра выдувают капли воды за пределы облака, те быстро испаряются в более сухом окружении, из-за чего у водяных облаков очень резко очерчены края. Ледяные кристаллы, выносимые за пределы облака, не испаряются так быстро, из-за чего края такого облака выглядят более дымчатыми.
Кучево-дождевые облака часто имеют плоскую верхушку. Внутри такого облака происходит конвекция воздуха, и он постепенно охлаждается, пока не достигнет температуры окружающей атмосферы. В этот момент он теряет плавучесть и уже не может подниматься выше. Вместо этого он распространяется в стороны, образуя характерную форму наковальни.
3) Перистые облака
Перистые облака могут знаменовать приближение тёплого фронта и дождя
Перистые облака формируются в очень высоких слоях атмосферы. Они дымчатые, поскольку полностью состоят из кристаллов льда, падающих в атмосфере. Если перистые облака переносят ветра, движущиеся с разными скоростями, они приобретают характерную загнутую форму. И только на очень больших высотах или на высоких широтах перистые облака выдают дождь, достигающий земли.
Но если вы заметили, что перистые облака начинают покрывать большую площадь неба, становятся ниже и толще, то это верный признак приближения тёплого фронта. В тёплом фронте встречаются тёплые и холодные воздушные массы. Более лёгкий тёплый воздух поднимается над холодным, что приводит к формированию облаков. Опускание облаков говорит о приближении фронта, и о том, что в следующие 12 часов пойдёт дождь.
4) Слоистые облака
Слоистые облака: мрачно
Слоистые облака – низко расположенная, непрерывная облачная простыня, покрывающая небо. Слоистые облака формируются медленно восходящим воздухом или несильным ветром, покрывающим влажным воздухом холодную землю или поверхность моря. Слоистые облака тонкие, поэтому, несмотря на мрачную картину, дождь из них вряд ли пойдёт, максимум небольшая морось. Слоистые облака идентичны туману, поэтому, если вы когда-нибудь шли по горной местности в туманный день, вы находились внутри облака.
5) Лентикулярные облака
Два последних типа облаков не помогут вам предсказывать погоду, но дадут первичное представление о чрезвычайно сложных движениях атмосферы. Гладкие и линзообразные лентикулярные облака формируются, когда воздух выдувается вверх и через горную гряду.
Перевалив через гору, воздух спускается до прежнего уровня. В это время он разогревается и облако испаряется. Но он может проскочить и дальше, в результате чего воздух вновь поднимется вверх и сформирует ещё одно лентикулярное облако. Это может привести к появлению цепочки облаков, простирающихся далеко за границы горной гряды. Взаимодействие ветра с горами и другими особенностями поверхности – одна из множества деталей, которые необходимо учитывать в компьютерных симуляциях для получения точных предсказаний погоды.
6) Кельвина — Гельмгольца
И, наконец, мои любимые. Облака Кельвина – Гельмгольца напоминают ломающуюся океанскую волну. Когда воздушные массы на разных высотах двигаются по горизонтали с разными скоростями, их состояние становится нестабильным. Граница между воздушными массами начинает покрываться рябью и формирует крупные волны.
Такие облака встречаются довольно редко – лично я видела их единственный раз над Ютландией, западной Данией – поскольку мы можем наблюдать этот процесс в атмосфере, только если в нижней воздушной массе есть облако. Тогда оно может обрисовать ломающиеся волны и обнаружить запутанные движения, происходящие у нас над головой, которые обычно не видны.