поле чудес турки месхетинцы
«Убирайтесь, куда хотите!»
Ночью в Краснодарском международном аэропорту было тихо. Утренний рейс Краснодар–Вена никогда не был многолюдным, но в этот раз уже с полуночи скверик перед входом в аэропорт начал заполняться посетителями, в основном чиновным людом. Сотрудники администрации Краснодарского края, представители бюро по Международной организации миграции, переводчики, журналисты, неизвестные в штатском с добрыми, чуть усталыми глазами всматривались в ночную тьму. И вот, наконец, появилась колонна машин, впереди и позади которой ехали милицейские автомобили с мигалками. «Ну, надо же! Как папанинцев на льдину провожают!» – умилился кто-то из встречающих и тут же бросился обниматься с одним из турок.
И действительно, за те пятнадцать лет, что прошли с того времени, когда месхетинцы, спасаясь от погромов в Узбекистане, живут без прописки в Краснодарском крае, чиновники узнали наперечет всех лидеров небольшой, численностью всего в двенадцать тысяч человек, общины. Высланные по приказу Сталина в 1944 году из Грузии, турки-месхетинцы, или ахалцихские турки, были расселены в Средней Азии, где и трудились в основном на хлопковых полях. В 1989 году после событий в Ферганской долине, когда узбекские националисты беспощадно расправлялись с турками, очень многие были эвакуированы в среднюю полосу России, а уже оттуда часть из них перебралась на Кубань, скупив дома без оформления документов у отъезжающих в Крым татар. В результате такой покупки недвижимости местные власти заявили о незаконном въезде турок на территорию Краснодарского края и отказались их регистрировать по месту жительства и предоставлять гражданство. Путь в Грузию оказался для турок закрытым. Тамошние власти требовали от турок полной ассимиляции: въезжать малыми группами, брать грузинские имена и фамилии, расселяться там, где укажут тбилисские чиновники. В Турции месхетинцев тоже не ждали, предлагая для жительства села горного Курдистана, где идет фактически перманентная война.
На Кубани же туркам пришлось, мягко говоря, несладко. Старики не получали пенсий, молодежь не могла устроиться на работу и получить образование. Милиция и местное казачество постоянно хватали турок прямо на улицах, штрафовали, запугивали, а то и избивали. В местах компактного поселения турок-месхетинцев бывали и погромы, чудом обошлось без убийств, хотя раненые были. Местные власти прямо говорили о том, что туркам не место в Краснодарском крае, в ходу был лозунг «Не дадим превратить Кубань во второе Косово!». Турки заявляли, что уезжать им некуда, местные жители на стихийных митингах кричали: «Убирайтесь, куда хотите!». Ситуация казалась тупиковой.
И вот с начала февраля этого года на территории Краснодарского края реализуется программа правительства США по добровольному переселению турок-месхетинцев в Америку. Американцы взялись за дело со свойственным им размахом: в кратчайший срок провели лекции и семинары, разъясняющие программу переселения, помогли оформить документы, и вот исход турок с Кубани начался. Первыми на американскую землю должны ступить одиннадцать человек, три семьи. Точнее, как выразился председатель общины ахалцихских турок Тиеншон Сванидзе, одетый по случаю отлета в новую жизнь во все белое, «маленькая часть моей большой семьи», а семьи у турок действительно большие.
Отлетающие в Америку турки просто сияли от счастья, даже старики, пережившие еще сталинскую депортацию. Тиеншон Сванидзе, правда, посетовал на то, что не получается продать дома, в которых жили эмигранты. Местные жители ждут падения цен, а государство скупать недвижимость у турок отказалось.
Путь переселенцев лежит через Вену, потом через океан в Филадельфию. Там на окраине этого города и поселятся временно турки-месхетинцы. В течение восьми месяцев они будут получать все причитающиеся пособия, обучаться английскому языку, а затем получат вид на жительство. Место для их поселения в Соединенных Штатах было выбрано не случайно, рядом на окраине Филадельфии находится большая мечеть. Прилетевший из Москвы руководитель программы переселения Международной организации миграции Марк Алан Браун подтвердил, что месхетинцам будут предоставлены все условия для скорейшей адаптации, однако уточнил, что в ближайшие пять лет переселенцы, кроме стариков и инвалидов, должны будут выплатить деньги, затраченные Америкой на их переезд из России. Кроме того, господин Браун сообщил, что количество желающих переехать в США стремительно растет. Если месяц назад отправиться в Америку хотели пять тысяч турок, проживающих на Кубани, то сейчас их число увеличилось до семи с половиной тысяч. Впрочем, американцы готовы принять всех желающих.
В аэропорту объявили регистрацию на Вену, и провожающие бросились целовать счастливых эмигрантов. Тиеншон Сванидзе задержался возле турникета и громко сказал: «Сегодня Америка приобрела одиннадцать граждан-патриотов, а Россия и Грузия этих граждан потеряли». Чиновники лицемерно закивали головами, но в глазах их отчетливо читалась радость.
Новое в блогах
Жертвы депортации или «рука Эрдогана»: как «осваивают» Донской край турки-месхетинцы
Фото: Esther Lee/CC BY 2.0/flickr.com / donland.ruколлаж
Укоренение турок-месхетинцев в Ростовской области поменяло этническую карту восточных территорий региона. Эксперты полагают: со временем их станет еще больше, что может привести к началу дискуссии о создании очередной национальной автономии и в перспективе к росту политического влияния Турции на юге России.
Ведь считается, что Анкара сегодня активно внушает своим соотечественникам в Ростовской области, что Дон и Кубань — это якобы их «турецкая земля». Почему же Донской край стал привлекательным для мигрантов и чем их неудачная интеграция может обернуться для региона в будущем — в материале RostovGazeta.
Депортация и приезд
Карта межнациональных отношений в Ростовской области всегда имела несколько «проблемных зон», несмотря на все разговоры о «спокойствии и согласии» проблемы были. Вопрос с турками-месхетинцами – один из самых актуальных. Он возник из-за сталинской депортации в 1944 году. Тогда почти всех представителей этого народа из области Месхетия в южной Грузии выслали в Казахстан и Узбекистан. Вскоре запрет на их перемещение отменили. Однако большинство их них решили не возвращаться на историческую родину, да и не смогли.
В конце 80-х годов в результате вооруженного конфликта, известного как Ферганские погромы, узбеки потребовали выселения турок со своей территории. Их эвакуировали на юг России. Но Краснодарский край воспротивился их переселению. Тогда экс-губернатора Александра Ткачева обвиняли в целенаправленной дискриминации, ведь с Кубани было выселено порядка 12 тысячи турецких мигрантов. Правозащитники даже добились, чтобы некоторых беженцев приняли в США. Многие осели в Ростовской области.
Замещение населения
Таблица процентного соотношения русских и турок в районах Ростовской области (2010 г.)
Турки уже не планируют покидать ставшие им родными места и уверенно пускают корни на донской плодородной земле. Например, в Семикаракорском районе в поселке Горный для них построена мечеть. Вторую планируют построить в хуторе Топилин.
Они отмечают, что турки-месхетинцы не такие конфликтные, как, например, другие мигранты. С местными предпочитают не ссориться. А когда они только появились в селе — и вовсе, никуда не ходили, ни с кем не общались.
Нацеленная экспансия
Несколько месяцев назад на турецком телеканале TRT1 показали будущую карту государства 2050 года, согласно которой в состав Турции должны войти южные регионы России, в том числе и Ростовская область.
Фото:Υπουργείο Εξωτερικών/CC BY-SA 2.0flickr.com
Но в 2016 году органы правопорядка Ростовской области якобы обнаружили у турко-месхетинской диаспоры какие-то признаки сепаратистских настроений.
По его мнению, решить эту сложную межэтническую ситуацию поможет глубокая интеграция приезжих в донской этнокультурный ландшафт. И с такой инициативой выступил некоторое время назад атаман Всевеликого войска Донского.
Мусульмане в лампасах
Преподаватели кадетских корпусов вспоминают, что попытки обучения мигрантов в казачьих кадетских корпусах действительно были в рамках Орловского и Морозовского районов. Однако большинство преподавателей и донских казаков выступили противниками обучения «гостей» в кадетских корпусах.
Но многие местные жители уверены: турки-месхетинцы в большинстве своем сегодня лояльны к властям Ростовской области, но только потому, что их пока мало. А когда их численность превысит 200-300 тысяч человек, они, дескать, могут начать требовать автономию. Ведь не случайно сегодня из Турции их постоянно убеждают в том, что Дон и Кубань — это, мол, турецкая территория.
Миграционная проблема
Из-за непродуманной миграционной политики позднего СССР в Ростовской области, по мнению экспертов, растут межэтнические противоречия. С самого начала факт переселения большой мусульманской общины в сельские районы Донского края являлся ничем иным, как возможной отсроченной проблемой. Для вероятного в будущем культурного «противостояния» славянскому населению на юге России турки—месхетинцы могут получить и неожиданных союзников в лице крымских татар и некоторых народностей Северного Кавказа, часть активистов которых тоже находятся под влиянием Турции.
Вопросы адаптации переселенческих этнических групп не только в Ростовской области, но и во всех регионах юга России, показывают, что через некоторое время мигранты часто становятся существенной проблемой, если общину не интегрировать и она замыкается внутри себя.
Для снижения рисков межнациональных противоречий в будущем необходима взвешенная стратегия по «размыванию» анклавов. К тому же – можно было бы использовать близких ментально переселенцев с Донбасса для расселения в проблемные районы для межэтнического спокойствия.
Эксперты отмечают: обосновавшиеся в донском регионе приезжие активно культивируют в Ростовской области свою культуру, обычаи и нравы, вызывая тем самым некоторое недовольство или непонимание местных жителей. В докладах ученых сегодня муссируется мысль о том, что рост числа турок-месхетинцев на юге России, в том числе и в Ростовской области, может быть когда-то использован в качестве фактора перспективной внешней экспансии Турции или создания нестабильности в РФ со стороны западных спецслужб.
Бесконечный чай, теплицы и ночь хны: как живут турецкие общины на Северном Кавказе
Главные овощеводы
Фото: Зухра Биджиева
Фото: Зухра Биджиева
Фото: Зухра Биджиева
Фото: Зухра Биджиева
Фото: Зухра Биджиева
Фото: Зухра Биджиева
Фото: Зухра Биджиева
Фото: Зухра Биджиева
Джалил — главный специалист по зелени, знает когда сажать, когда собирать, как хранить, какая она на ощупь, как пахнет и какой должна быть на вкус. Круглый год он выращивает все, что известно современному горожанину: лук, петрушку, укроп, базилик, шпинат
Насосы системы капельного полива спасают урожай в жару
Ташболат, Муслим, Шамиль, Ислам и Джалил. Крайний слева — Бекташ Ампашулин, глава культурного центра турок-месхетинцев «Ватан Ёлунда»
Ташболат Мамедов поселился в Майском в 1989 году: уехал из Узбекистана, где разгорелся межэтнический конфликт, с четырехлетним сыном на руках. Несмотря на высшее образование и опыт работы, устроиться зоотехником в Кабардино-Балкарии он не смог. Начал с нуля — нанялся рабочим в поле и стал копить на семена и аренду первого гектара. Теперь он работает с сыном Муслимом и его товарищами — Шамилем, Исламом и Джалилом. Вскладчину они арендовали 44 гектара земли и выращивают зелень, баклажаны, кабачки, перцы, капусту, свеклу.
— Химией не пользуемся — так вкуснее и безопаснее. Мы сами едим свои овощи и детей кормим, — ведет нас по полю Ташболат.
На грядки выходят в 4−5 утра и работают до жары. Когда она спадает — возвращаются на поле и остаются до глубокой ночи. И так весь сезон, без выходных. Чтобы каждую неделю сдавать оптовикам свежие овощи и зелень, на очищенную от ранних сортов землю высаживают более поздние овощи, и так до декабря. Но и зимой отдыхать некогда. Поле нужно перекопать и удобрить, в домашних теплицах — посадить семена, чтобы с первым теплом высадить в грунт рассаду.
Трактор даже совместно фермеры пока купить не могут, работают вручную, семьями.
— Завтра большой заказ на 500 кг баклажан, сами не успеем, — объясняет Ташболат, — нанял десять рабочих. Овощи надо собрать, разобрать на три сорта и упаковать. Работать на себя всегда риск, урожай может погибнуть в один день.
Кабардино-Балкария — один из лидеров по выращиванию овощей в России. За продукцией сюда приезжают оптовики из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары и других крупных городов России, а консервы с местных заводов легко найти на полках в любой точке страны. Но мало кто знает, что во многом в этом «повинны» турки-месхетинцы, приглашенные в середине прошлого века для развития новой отрасли в животноводческом краю. За ними прочно закрепилась слава главных овощеводов юга. Со временем турки стали органичной частью многонациональной Кабардино-Балкарии, но сохранили свою уникальную культуру, язык и обычаи.
Ближе к родине
Фото: Зухра Биджиева
О том, кто такие турки-месхетинцы, до сих пор спорят. Этот тюркоязычный субэтнос, населявший Месхетию (большая часть этой территории сейчас принадлежит Грузии, а меньшая — Турции), известен еще и как ахыска, ахалцихские или кавказские турки.
— В Грузии принято считать, что мы потомки грузинского племени месхов, принявших ислам и отуреченных в XVI веке после захвата Месхетии Османской империей. Но часть историков полагает, что это изначально тюркоязычная народность, сформировавшаяся в регионе, упоминающемся в летописях как Ахыска, задолго до возникновения Османской империи, — рассказывает Ансар Усманов, правовед, специалист по реабилитации репрессированных народов, аспирант кафедры конституционного и международного права СКФУ. — В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что до сих пор мы говорим на восточном диалекте с чертами древнетюркского языка. Поэтому правильное название народа — ахыскинские турки (Ahıska Türkleri). Подавляющее большинство народа считают себя потомками тюрков. Дело не в научных изысканиях — это самоощущение. Естественно, грузинская составляющая присутствовала в этногенезе: народы столетиями проживали рядом и не могли не взаимодействовать.
Ансар Усманов, правовед:
«Депортированные в 1944 году, юридически месхетинские турки не реабилитированы до сих пор: российский закон о реабилитации репрессированных народов 1991 года распространяется только на народы, подвергшиеся репрессиям на территории РСФСР. Турки же были депортированы из Грузинской ССР. Реабилитация — это восстановление нарушенных прав народа, она предполагает в том числе возвращение на исторические земли проживания, но возвращение турок в Месхетию не входит в юрисдикцию России, хотя она правопреемник СССР, поскольку это теперь территория другого государства. Признавать ответственность в Грузии не спешат: „Не мы вас выселяли“. В 1997 году там был принят закон о жертвах политических репрессий, но с оговоркой, что он не касается лиц, репрессированных по национальному признаку — и соответственно, месхетинцев».
Термин «месхетинские турки» получил широкое распространение после депортации народа с территории Грузинской ССР в Среднюю Азию в 1944 году. В советской публицистике и научной литературе так подчеркивалась привязка к местности, откуда были насильственно переселены люди. Хотя формально ограничения со «спецпоселенцев» сняли в 1956 году, вернуться на родину власти им не позволили. Тогда народ начал расселяться в Азербайджане и на Юге РСФСР — поближе к родине.
Сейчас в мире около полумиллиона турок-ахыска. Большие диаспоры проживают в России, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, Турции, США. В Грузии живет около 2 тысяч месхетинцев — это самая маленькая диаспора в мире. На Северном Кавказе больше всего месхетинцев проживает в Кабардино-Балкарии — более 14 000 человек. Это четвертый по численности народ в республике. Большая их часть живет в Майском и Прохладном, правда, летом и осенью застать в городах их сложно: как и большинство турок Кабардино-Балкарии, они весь сезон проводят в поле.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Anadolu (Турция): в этот день 75 лет назад турки-месхетинцы были изгнаны со своей родины
14 ноября 1944 года лидер Советского Союза Сталин депортировал турок-месхетинцев, проживавших в Месхетии — области Грузии близ турецкой границы. В течение нескольких часов турки-месхетинцы были посажены в грузовые вагоны и отправлены в изгнание.
75 лет тому назад по приказу лидера СССР Иосифа Сталина турки-месхетинцы были оторваны от своих земель. Сегодня, как и в первый день изгнания, в их сердцах по-прежнему свежи боль депортации и тоска по родине.
Месхетия, расположенная на границе Грузии с Турцией, с подписанием мирного договора после русско-турецкой войны 1828-1829 годов отошла России. После Первой мировой войны регион был присоединен к Грузии, которая впоследствии вошла в состав Советского Союза. Этот период положил начало истории страданий как турок-месхетинцев, так и всех остальных тюркских и мусульманских сообществ на территории СССР.
Лидер СССР Сталин принял решение о депортации турок-месхетинцев, несмотря на то что во Вторую мировую войну они воевали в рядах советской армии.
86 тысяч турок-месхетинцев были изгнаны из Месхетии в разные регионы Центральной Азии
86 тысяч турок-мусульман, проживавших в Месхетии, были за несколько часов посажены в грузовые вагоны, не имея возможности взять с собой необходимые вещи. Принудительное путешествие в набитых до отказа поездах продолжалось больше месяца. Около 17 тысяч погибли в пути от голода, холода и болезней. Остальные были брошены на произвол судьбы на территории Казахстана, Киргизии, Узбекистана.
Советское руководство заставляло турок-месхетинцев, в том числе стариков, женщин и детей, работать в трудовых лагерях в тяжелейших условиях. Им не разрешали заселяться в городах, покидать место жительства без особого разрешения. А всех, кто нарушал правила, вместе с родственниками отправляли в ссылку в Сибирь на 25 лет. Из-за голода, эпидемий и инфекционных заболеваний еще 30 тысяч турок-месхетинцев погибли в разных регионах Центральной Азии.
Целью Сталина было очистить Черноморский регион
В качестве причины депортации сталинская администрация объявила «пособничество нацистам во время Второй мировой войны», хотя все мужское население турок-месхетинцев воевало на фронте вместе с русскими. Но с распадом СССР стала известна истинная цель. По советским документам, депортация крымских татар и турок-месхетинцев была осуществлена с целью очистки Черноморского региона от тюрок.
Турки-месхетинцы ждут возвращения на свои земли
Сегодня на территории Месхетии проживает около 20 тысяч человек, и лишь незначительную их часть составляют турки-месхетинцы. Большая часть турок-месхетинцев продолжает жить в местах принудительного изгнания или в тех странах, куда они переселились в дальнейшем.
Согласно докладам международных организаций и другим источникам, сегодня 550-600 тысяч турок-месхетинцев живут вдали от своей родины. Больше всего турок-месхетинцев проживает в Турции, Казахстане, Азербайджане, России, Узбекистане, Киргизии, на Украине, в США.
С распадом Советского Союза на повестке дня возник вопрос о возвращении турок-месхетинцев на их исторические земли, но до сих пор его так и не удалось решить. Хотя в 2007 году был принят закон о возвращении турок-месхетинцев на их родину, руководство Грузии до сих пор не сделало конкретных шагов в этом направлении.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Карты ЮФО-СКФО, часть 10: турки-месхетинцы
Как и в случае с казахами, у ахыска или турков турок-месхетинцев также уже была своя карта и статья. У меня здесь будет с большей шкалой и определённой уточняющей информацией и культурным фоном. Карта:
Вообще уменьшенная шкала помогает лучше чувствовать взаимосвязь между территориями и лучше прослеживаются ареалы. В варианте такой гаммы, как здесь, 5% виднеются уже очень отчётливо, я в своё время пришёл к этому намеренно, чтобы лучше было видно расположение того или иного народа, т.к. очень часто бывает, что в 3-5%-ом сельском поселении народ может жить в одном полностью мононациональном маленьком ауле, а в итоге его размывает и как-будто его и нет там.
Сразу оговорюсь: как в случае с трухменами, астраханскими татарами и многими другими этническими группами, не представленными в переписи, турки-месхетинцы — понятие условное, но и фактическое в то же время. Понятное дело, не все турки потомки турок из Месхетии, но в абсолютном большинстве это именно они. И если в отличии от вышеназванных этносов, месхетинцы представлены отдельно, из-за проблем с самоидентификацией и рядом других факторов, мы имеем ситуацию, по которой турок в России по переписи 105 тысяч, а турок-месхетинцев — 5 тысяч. Забавно также, если посмотреть Ростовскую область, там все отметились как турки, Калмыкию — как турки-месхетинцы. В общем, проблема не новая совершенно, потому исходим из объективной реальности. А по ней собственно здесь я выделил 4 территории компактного проживания:
Собственно, что это за явление такое необычное? Как и в случае с астраханскими татарами, взгляда на происхождение месхетинцев два — популярное и не очень. В обоих из них, это потомки жителей Месхетии и разница состоит лишь в том, кто это был. По основной версии — это турки, заселявшие Грузию, по иной — грузины, сначала принявшие ислам, а потом и вовсе турецкую идентичность. Сами месхетинцы в абсолютном большинстве считают себя историческими турками, хотя версия грузинского происхождения частично подтверждается тем, что у небольшого количества турок так и остались грузинские фамилии. А возможно обе версии правдивы, вопрос лишь в том, какая из них значительнее в контексте количества.
Жили себе спокойно сначала в Империи, потом в Союзе. Началась война, 40 тысяч мужчин Месхетии отправились на войну, из которых вернулось меньше половины. Но вернулись они не на долго, их ждала депортация. Причина одна из самых безосновательных (не учитывая тот факт, что депортация по национальному признаку в принципе не может иметь должные основания) — «в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения, по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп». В итоге депортировано было более 100 тысяч человек, как обычно — в Среднюю Азию. Их реабилитация была не стандартной — в 1956 году их реабилитировали, но домой вернутся не дали. Максимум — в два закавказских района Азербайджана, что близко, но там они никогда не жили и туда в итоге почти никто не поехал.
В итоге большая часть из турок поехала в третий ареал, отмеченный на карте. Время шло, совку потихоньку приходил конец. Всплеск национализма 80-ых задел и турок, особенно в Узбекистане. Причём было заявлено, что всё началось со ссоры на базаре из-за «тарелки клубники» (покупатель-турок нагрубил продавщице-узбечке и опрокинул клубнику, за неё заступились, началась драка и так далее). Лично мне верится в это слабо, и потом, это могло быть последней каплей, но никак не началом межэтнических волнений.
И вот тут уже турки стали ехать на Дон, Кубань, Волгу. Некоторые даже в Турцию, но родина-мать не особо радовалась возвращенцам, получение гражданства затягивалось на десятилетия и в итоге многие либо переходили на нелегальное положение или отправлялись в Россию. Но многие также остались в Средней Азии, особенно в Казахстане и Киргизии, где уровень межэтнической напряжённости был ниже (по отношению к туркам).
Не смотря на такую же нелёгкую процедуру получения российского гражданства (говоря о тех, кто приехал уже после распада СССР и не подпадал под автоматическое получение гражданства по прописке), Россия казалась наиболее пригодным местом жизни, даже не смотря на все кризисы. Ну и собственно мы имеем сегодня картину, которую имеем.
Турки-месхетинцы пережили немало гонений и оказались самым неубиваемым народом. В первую очередь — из-за традиции больших семей, упомянутой раннее. По информации, взятой отсюда, у каждой второй турецкой семьи более трёх детей и по этому показателю среди всех народов России они первые, деля условно это место с курдами. И это именно их национальная черта, не характерная туркам Турции (да, там тоже по-прежнему высокая фертильность, но масштабы не те). Было даже прямое исследование одного из районов, где был контекст проживания турок с русскими и их сравнение. Поэтому, не смотря на то, что сами по себе месхетинцы довольно спокойный народ, сам по себе редко вызывающий межэтнические конфликты с нуля, сам факт такого роста несёт от них угрозу этнической стабильности всех регионов, где они присутствуют, хотят они этого или нет. Единственное, что можно вменить в вину им — огромное количество из них не получая гражданство живут на полулегальном или нелегальном положении.Новости, связанные с межэтническими конфликтами, где с одной стороны турки, чаще всего провоцируются не ими. Это не единственный случай, в поисковике достаточно много подобных статей, причём даже не всегда это должны быть мусульмане, и с армянами путают. При этом чаще всего бесправие над турками совершается именно на Кубани, хотя их там куда меньше и по доле в отдельных поселениях, и численно. Возможно, потому и меньше.
Часть турок от гонений бегут за пределы России в США по специальной программе, инициированной США, но как видно, на общем росте численности это сильно не сказывается. Более того, не смотря на то, что подобную миграцию Краснодарский край старался стимулировать, сами турки уезжать никуда не хотят и в основном это самая крайняя мера.
В 2010 году Ростовская область хоть и была лидером по их численности, ни в одном сельском поселении не было большинства даже относительного (можно посмотреть здесь). Сегодня такие места уже точно есть, новая перепись на них укажет. А завтра их будет ещё больше и ещё, пока уровень рождаемости не снизится до среднего по местам проживания автохтонных сельских русских. И то — объективных причин на снижение рождаемости там, где турок уже 80% и выше ожидать не стоит.
Безусловно, не все представители турок всегда были белыми и пушистыми и факты преступлений по этнической принадлежности есть. Но они несоизмеримо редки, чем по отношению к ним и те, которые всё же были зафиксированы, получают ассиметричный ответ вне рамок уголовного законодательства. Впрочем, ничего нового.
Для меня нет вообще ни одной причины радикального решения подобных проблем. Но хуже зачастую бывает в те моменты, когда решения нет в принципе никакого. Я не сторонник насилия ни в какой форме, но стимулирование к культурному слиянию с местным населением у них должно быть, рост доли и фактическое выдавливание русских из мест их полутысячелетнего проживания неприемлемо ни в каком виде. И в этом я симпатизирую не конкретно русским, всё всегда зависит от конкретного случая и обратная ситуация по отношением к коми и другим финно-уграм меня также не радует. Причина проста — государство не видит эту проблему. Её и не видят простые люди, более того — её не видят некоторые, кто с этими турками живут. Можно было бы создать своеобразный Месхетинский район в на одной из территорий их компактного проживания, наподобие Туркменского района Ставрополья. Но это пример, а не руководство к действию. Всё очень сложно.
Что очевидно нужно делать? Тоже что и везде — повышать уровень образования и организовывать различные культурные мероприятия, на которых будут присутствовать и турки. Они очень закрытые и консервативные, живя и коммуницируя только со своими, могут жить десятки лет в России и не знать русский язык. Хоть и по переписи 85% турок владеют русским языком (что всё равно не много), многие владеют им в классификации на уровнях А2-В1. Кстати о языке.
Турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Некоторые учёные выдвигают предположение о существовании особого языка месхетинских турков, что, впрочем, поддерживается только частью специалистов языковедов-тюркологов. Но что самое примечательное и стимулирующее признать и унифицировать самостоятельный язык, так это кириллица, которую месхетинцы активно используют на своём национальном языке. Интересно, что в 90-ых существовало даже три туркоязычных школы (где они были и на каком алфавите — неизвестно). Сейчас на турецком ничего нет, ни образования ни предмета. Да и проблемно это — узнай местное население о появлении таких школ, особенно на Кубани — будет новый конфликт, т.к. идеологическое представление о том, что «сначала школа, потом своя автономия или своё государство» среди населения России очень популярно.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.