поле битвы сердце человека

Достоевский. Перезагрузка

К 190-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

По крайней мере, что любая красота спасительна. И реплика одного из героев романа «Идиот» никак не может подтвердить обратного.

Правда в другом: для Достоевского вопрос красоты действительно был главным вопросом жизни и творчества. В каждом его романе ясно и последовательно ставится вопрос об идеале, поскольку красота и идеал для писателя в каком-то смысле — синонимы. И если мы внимательно прочитаем размышления и диалоги, посвященные красоте, то обнаружим, что для Достоевского одной-единственной красоты не существует. К сожалению, их две. И наиболее рельефно о сосуществовании и борьбе этих двух эстетик, двух идеалов сказано в романе «Братья Карамазовы»:

Итак, устами своего героя писатель предельно четко обозначал свою позицию (которую в разных формах высказывал многократно): в мире существуют две красоты — та, которую Дмитрий Карамазов называет «идеалом содомским», то есть эстетика зла и эстетика греха. И параллельно существует «Мадоннин» идеал — образ Богородицы, красота святого в человеческой жизни. Два этих идеала одновременно и смешаны в человеческой душе, и непримиримы.

Каждое произведение Достоевского — картина этой борьбы истинной красоты и антиэстетики. Но в отличие от Булгакова, вряд ли можно Достоевского заподозрить в дуализме, в идее равенства и вечного соприсутствия добра и зла как двух стихий. Не верит Достоевский в самостоятельную и вечную миссию зла. Каждый его роман — это выбор в пользу идеала Мадонны, богородичного, Христова. И в дневниках писателя сказано определенно и четко, какой идеал победит: «Мир станет красота Христова».

В это он верил, Христу — веровал. За соответствие красоте Божьей боролся. Свидетельство тому можно увидеть в судьбе самого Достоевского — в его борьбе со страстями, в удивительной его кончине под чтение Евангелия. В истории его любви, в его очень сложном поиске правильного пути в жизни. А можно взять произведения Достоевского — и на примере этих произведений увидеть то же самое. Потому что в Достоевском нет разрыва между главными жизненными и творческими целями.

Источник

О добре и зле

Помните зна­ме­ни­тую фразу Досто­ев­ского: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»? Несмотря на ее хре­сто­ма­тий­ность, мне кажется, что клас­сик не совсем прав. Точнее, эти слова допус­кают не совсем хри­сти­ан­ское пони­ма­ние. Или совсем не хри­сти­ан­ское.

Сама мысль о борьбе диа­вола с Богом для хри­сти­а­нина абсурдна. Осо­бенно хорошо это видно в еван­гель­ском эпи­зоде иску­ше­ния Христа в пустыне. Когда диавол пред­ла­гает Иисусу все цар­ства мира, если Тот покло­нится ему, Хри­стос отве­чает иску­си­телю: «Отойди от меня, сатана, ибо напи­сано: Гос­поду Богу твоему покло­няйся и Ему одному служи». В сла­вян­ском пере­воде Еван­ге­лия от Матфея эта фраза звучит так: «Иди за мною, сатано: писано бо есть: Гос­поду Богу твоему покло­ни­шися, и тому еди­ному послужи». С язы­ко­вой точки зрения рус­ский текст более точен, а сла­вян­ский явля­ется каль­кой с гре­че­ского и иска­жает смысл фразы (бук­вально: иди по направ­ле­нию «за меня»). Но в каком-то смысле эта язы­ко­вая неточ­ность более жестко ука­зы­вает на реаль­ное поло­же­ние вещей – на невоз­мож­ность диа­волу иску­сить Бога, на несо­из­ме­ри­мую «раз­ность в весо­вых кате­го­риях». Неда­ром тол­ко­ва­тели Библии тра­ди­ци­онно отме­чают, что в иску­ше­нии в пустыне Хри­стос отвер­гает все те соблазны, на кото­рые в свое время пре­льсти­лась Ева: соблазн духа, души и тела.

А вторую часть фразы («напи­сано: Гос­поду Богу твоему покло­няйся и Ему одному служи») можно истол­ко­вать не только как то, что Хри­стос пришел послу­жить Богу, но и как то, что сам сатана, вместо бес­плод­ных попы­ток иску­сить Спа­си­теля, должен ему поко­риться и ему слу­жить.

Повто­ряю, диавол не борется с Богом, потому что в этой борьбе он обре­чен. Он может бороться только с нами и побеж­дать нас. Но если мы выбе­рем Побе­ди­теля, а не побеж­ден­ного, то, по мере про­дви­же­ния по пути к Добру, сердце наше все больше будет пре­вра­щаться из поля битвы в эдем­ский сад.

Источник

Ф. М. Достоевский- Братья Карамазовы

***
Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственною ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим.

***
Русский весьма часто смеется там, где надо плакать.

***
Любовью все покупается, все спасается. Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь.

***
«Он мне стал жалок, это плохое свидетельство любви».

***
Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы.

***
Глупость коротка и нехитра, а ум виляет и прячется. Ум подлец, а глупость пряма и честна.

***
Что вам кажется внутри себя скверным, уже одним тем, что вы это заметили в себе, очищается.

***
Юпитер, ты сердишься, стало быть, ты неправ.

***
«Если бы на земле было все благоразумно, то ничего бы и не произошло».

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Поле битвы сердце человека

Уж не знаю почему, прочитав дневник «И я полностью согласен», вспомнила эту фразу из книги Достоевского.

И классики ошибаются.. но слова эти он написал персонажу буйному с бурей в душе, который дьявола своего победил смирением.

Помните знаменитую фразу Достоевского: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»? Несмотря на ее хрестоматийность, мне кажется, что классик не совсем прав. Точнее, эти слова допускают не совсем христианское понимание. Или совсем не христианское.

Сама мысль о борьбе диавола с Богом для христианина абсурдна. Особенно хорошо это видно в евангельском эпизоде искушения Христа в пустыне. Когда диавол предлагает Иисусу все царства мира, если Тот поклонится ему, Христос отвечает искусителю: «Отойди от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». В славянском переводе Евангелия от Матфея эта фраза звучит так: «Иди за мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужи». С языковой точки зрения русский текст более точен, а славянский является калькой с греческого и искажает смысл фразы (буквально: иди по направлению «за меня»). Но в каком-то смысле эта языковая неточность более жестко указывает на реальное положение вещей – на невозможность диаволу искусить Бога, на несоизмеримую «разность в весовых категориях». Недаром толкователи Библии традиционно отмечают, что в искушении в пустыне Христос отвергает все те соблазны, на которые в свое время прельстилась Ева: соблазн духа, души и тела.

А вторую часть фразы («написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи») можно истолковать не только как то, что Христос пришел послужить Богу, но и как то, что сам сатана, вместо бесплодных попыток искусить Спасителя, должен ему покориться и ему служить.

Повторяю, диавол не борется с Богом, потому что в этой борьбе он обречен. Он может бороться только с нами и побеждать нас. Но если мы выберем Победителя, а не побежденного, то, по мере продвижения по пути к Добру, сердце наше все больше будет превращаться из поля битвы в эдемский сад.

Источник

Новое в блогах

«. Тут дьявол с Богом борются, а поле битвы сердца людей» …

«. Тут дьявол с Богом борются, а поле битвы сердца людей» …

поле битвы сердце человека. Смотреть фото поле битвы сердце человека. Смотреть картинку поле битвы сердце человека. Картинка про поле битвы сердце человека. Фото поле битвы сердце человека

1. Проповедник милующего и смиренного сердца

Как известно творчество Ф.М.Достоевского было направлено на постижение тайны личности человека. Он об этом писал своему брату Михаилу: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

В своих стремлениях постигнуть тайну человека, Достоевский, не обращался к европейской философии рационализма, идущей от Аристотеля до Декарта. Начиная с эпохи Просвещения 18 века человека рационализм понимал, как существо произведенное от природы, социальной среды, государства, нации, той или иной идеологии.

Тайна сердца в частности состоит в том, что оно может быть источником доброй или злой воли. В Священном Писании говорится о том, что есть сердце лукавое, сердце суетное, сердце неразделенное, даже звериное. Согласно Евангелию из глубин сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства (Марк 7, 21).

Поэтому мы молимся обращаясь к Богу «сердце чисто сожижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Вот почему в Библии в Притчах Соломоновых говорится: «Больше всего оберегаемого оберегай свое сердце, ибо от него исходит жизнь» (Притчи 4, 23). При этом в Священном Писании также говорится, что тайна сердца открыта лишь Богу. Эту библейскую философию сердца Достоевский развивал в своем творчестве. Он раскрывает тайны сердца через судьбы своих героев. В итоговом романе «Братья Карамазовы» Дмитрий в исповеди своего горячего сердца высказывает библейскую мысль о том, что сердце это поле духовной битвы, где дьявол с Богом борются («тут Дьявол с Богом борются, а поле битвы сердца людей»).

В проповеди смиренной спасающей любви старца Зосимы Достоевский воплощает идею «милующего сердца» преподобного Исаака Сирина, которая любит и милует всех и всю тварь Божию и плачет о ее спасении.

В лице старца Зосимы, Достоевский становится проповедником философии милующего и смиренного сердца, способного спасти мир. Это образ той любви, который заповедовал нам Христос в Евангелии: «Научитесь от меня, ако кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим».

2. Философия поющего сердца

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *