пол возраст национальность профессия
Обществознание
Социальная сфера общества. По какому социально значимому признаку (пол, возраст, национальность, доход, место жительства, профессия, родственные связи) выделена каждая из перечисленных социальных групп? Заполните таблицу.
Ещё по теме
Социальные различия в обществе. 3*. Что бы вы предложили сделать обществу, где много бедных людей? Сформулируйте 4—5 конкретных предложений. Обоснуйте своё суждение.
Каково влияние моральных устоев на развитие общества и человека?
Что такое гражданин?. Каким образом жители города Добрых мастеров проявили себя не только как горожане, но и как граждане?
Ресурсы экономического развития нашей страны. Перечислите основные экономические ресурсы России.
Что такое общество? Какие задачи перед российской экономикой ставит руководство страны?
Культурные достижения народов России. Выясните, какие памятники культуры нуждаются в реставрации в вашем регионе.
Общественный прогресс. Общественный прогресс или общественный регресс отражают иллюстрации? Чем современная школа отличается от школы XIX века, изображённой на репродукции картины художника А. Морозова «Сельская бесплатная школа»? Объясните свою точку зрения.
Нужно ли нам физическое совершенство?. Что включает в себя физическое совершенство? Дополните схему, приведенную в параграфе, своими показателями
Права потребителей. Какими правами Закон наделяет покупателей и пользователей?
Президент Российской Федерации. Что, по-вашему, входит в обязанности Президента, когда он представляет Российскую Федерацию в международных отношениях? Основываясь на просмотре последних новостных телевизионных передач, расскажите об одном из последних визитов Президента РФ за рубеж.
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
Работодателям запретили указывать в вакансиях пол, возраст, национальность, язык и ряд других характеристик кандидатов
Работодателям запретили указывать в вакансиях пол, возраст и национальность потенциального кандидата. Соответствующие изменения в законе «О занятости населения» вступят в силу с воскресенья, 14 июля.
В вакансиях запретили указывать следующие характеристики: имущественное и семейное положение, расу, цвет кожи, национальность, родной язык, происхождение, принадлежность к общественным объединениям, а также другие качества и характеристики кандидата, не связанные непосредственно с деловыми качествами.
Депутаты посчитали данные требования в вакансиях дискриминационными и ограничивающими права человека.
Для соискателей никаких изменений внесено не будет – они, как и прежде, смогут размещать в резюме любую информацию, которую посчитают нужной.
Однако полностью искоренить дискриминацию при приеме на работу вряд ли удастся: работодатели, которые не хотят нанимать людей определенного возраста или определенной национальности, все равно будут находить поводы этого не делать, скептичен член комитета Госдумы по труду и автор данных поправок Михаил Тарасенко. «Дискриминация не будет искоренена. Для этого нужно время. Просто есть недобросовестные работодатели, которые хотят, чтобы у них работали 20-летние продавщицы, к примеру. А есть люди, которые, будучи законопослушными, не знали, что это является нарушением закона. И теперь они на собеседования будут приглашать и 20-летних, и 30-летних, — говорит депутат. — Что касается определения деловых качеств, то это всегда субъективно. И тот, кто хочет иметь только молодых сотрудников или не хочет иметь сотрудников той или иной национальности, он будет находить повод, чтобы этого не делать. Но он будет знать, что нарушает закон. Это многих людей остановит».
В ст.253 Трудового кодекса зафиксировано наличие работ «на которых ограничивается применение труда женщин». Их список установлен правительством. Всего в списке 456 пунктов. Это подземные работы в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений, некоторые профессии в металлообработке, гражданской авиации, парфюмерно-косметическом производстве, производстве музыкальных инструментов, сельском хозяйстве и ряде других отраслей. Работодатель может самостоятельно принимать решение, нанимать на эти профессии женщин или нет, при условии «создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора субъекта РФ», — говорится в специальном постановлении правительства от 25 февраля 2000 года.
Эти положения остаются в силе. И принятый закон не вступает в противоречие с Трудовым кодексом, поясняет депутат.
Рекрутинговые агентства уже готовы к новым правилам размещения вакансий и предупредили работодателей о готовящихся изменениях. «Мы предупредили наших клиентов о существовании закона. Некоторые профессии по закону подразумевают возрастные или другие ограничения. И работодатель имеет полное право эти ограничения указывать. Нарушения закона здесь не будет. Но мы не можем знать всех подобных ограничений, специфических для конкретных профессий. Остальное — это ответственность конкретного работодателя», — говорит президент рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров.
В понедельник рекрутеры не ожидают волны негодования со стороны соискателей и работодателей. «Большинство соискателей понимают: для того чтобы любой закон заработал в полную силу, требуется время. Думаем, что реакция будет спокойной и адекватной. Естественно, всегда будут те, кто захочет сразу пожаловаться на что-то, но наша служба техподдержки всегда готова выслушать таких людей и помочь разобраться», — говорит пресс-секретарь HeadHunter Иван Тютюнжи.
Но снижения числа трудоустройств рекрутеры не ожидают. «Для этого нет оснований. За последнюю неделю работодатели создали на HeadHunter 364 тысячи приглашений на собеседования», — говорит Тютюнжи.
Проверять кандидатов на соответствие желаемым характеристикам работодатели все равно будут, говорит представитель HeadHunter. «Работодатель всегда может посмотреть резюме человека, который откликается на его вакансию. Там указана вся информация. Либо просто спросить об этом у человека на собеседовании», — уточняет он.
Работодатели за рубежом давно не указывают дискриминационные требования к кандидатам, но проверяют людей на соответствие им уже на собеседовании. «В некоторых странах не принято публиковать информацию о предпочтениях работодателей, но от этого сами предпочтения никуда не исчезают», — говорит Захаров.
На американском сайте monster.com или британском totaljobs.com работодатели не указывают в вакансиях пожелания по полу, возрасту, цвету кожи и другим подобным качествам, добавляет Тютюнжи. «Возьмите онлайн-анкету на сайте Google: там нет поля для ввода пола и возраста, потому что рекрутеру должно быть все равно, мужчина вы или женщина и какого возраста, главное, чтобы ваше образование, опыт и навыки были релевантны вакансии», — говорит он.
Рекрутеры отмечают большое количество жалоб на дискриминацию, которые поступали к ним раньше от соискателей. «Ежедневно к нам поступают письма «я старый, и меня не берут» и «я молодой, и меня не берут». Возраст тут ни при чем. У молодого еще нет необходимого опыта, а амбиции превышают реальную стоимость на рынке труда. У пожилого человека уже нет необходимого опыта (например, знания и навыки устарели, а новых не приобретено), а амбиции превышают реальную стоимость специалиста на рынке труда, — говорит Захаров. — То есть налицо «дискриминация» по уровню профессионализма. А тот, кто все списывает на возраст, просто не хочет объективно смотреть на ситуацию и усложняет самому себе жизнь».
Но большая часть соискателей против того, чтобы из вакансий убрали строки, в которых указываются возраст и пол. 62% опрошенных Superjob не поддержали изменения, 26% поддержали и 12% затруднились ответить. «Соискатель будет расфокусирован. Ему придется больше звонить. Работодатель будет обрабатывать больше входящих звонков. Все теряют время. Время – деньги»,
— негодует респондент. «Возьмут все равно того, кого хотят. А люди «ненужного» возраста только зря потратят свое время. Минтруд не может никого из работодателей заставить брать на работу первого встречного. Соответственно, это пустая популистская идея, не дающая реально работникам ничего».
Ключ к эффективности: почему важно нанимать людей, которые отличаются по полу, возрасту и национальности
директор по работе с персоналом Philips в России и СНГ
В России все чаще говорят о культуре Diversity & Inclusion (D&I) — многообразии и включенности. Этот популярный на западе подход подразумевает, что в компаниях создают равные условия для сотрудников, которые отличаются друг от друга по полу, возрасту, этносу, состоянию здоровья и многим другим параметрам.
Директор по работе с персоналом Philips в России и СНГ Маргарита Третьякова рассказывает, почему D&I — реальный инструмент повышения эффективности бизнеса.
Diversity&Inclusion: истоки подхода
Нет ничего удивительного в том, что подход Diversity&Inclusion начал распространяться именно в США — многонациональной стране, где расовая сегрегация официально существовала с момента отмены рабства и вплоть до успеха движения за гражданские права в 1960-е годы.
Ориентир на многообразие рабочего коллектива возник в противовес дискриминации: первым случаем применения D&I при приеме на работу некоторые исследователи считают указ президента Гарри Трумэна 1948 года. Принятый закон предполагал десегрегацию армии: к 1953 году 95% афроамериканских военнослужащих стали служить в армейских подразделениях вместе с остальными солдатами.
В 50-е годы американский бизнес еще был далек от концепции D&I. Одним из пионеров подхода стала компания IBM. Еще в 1953 году ее президент настаивал, что при поиске нужно ориентироваться на талант, опыт и личные качества кандидата, а раса, пол, религия и социальный статус не имеют значения.
Даже в южных штатах, где сегрегация процветала в ресторанах, отелях и общественных местах, сотрудники IBM разной расы и происхождения обедали вместе.
Преимущества D&I с позиции бизнеса стали осознавать только на рубеже XX и XXI веков. Компании начали измерять результаты от применения подхода с точки зрения прибыли и расходов, продуктивности, общественного имиджа и даже капитализации. Начали появляться новые инициативы для создания равных возможностей, например, гибкие графики, свободный дресс-код, поэтапный выход на пенсию.
Сегодня многие исследователи доказывают, что D&I на рабочем месте положительно влияет на эффективность компаний, и рекомендуют выстраивать долгосрочные стратегии по внедрению подхода.
Польза для бизнеса
Практики D&I — это не веяние времени, а возможность иметь в команде людей с совершенно разным опытом, восприятием окружающего мира и талантами. В коллективе, где сотрудников объединяют схожие ценности, интересы, индивидуальные предпочтения и образ жизни, на этапе формирования команды взаимоотношения будут складываться куда лучше. Однако такому коллективу будут в меньшей степени доступны возможности, которые открываются перед более разнородными командами.
Вот несколько преимуществ D&I:
Благотворное влияние многообразия и включенности на бизнес подтверждают результаты недавних исследований. Анализ McKinsey & Company показал, что компании, преуспевшие в D&I, на 25% вероятнее могут добиться лучших финансовых результатов, чем другие организации. Чем репрезентативнее коллектив, тем выше способность компании повышать эффективность.
Другое исследование, опубликованное в журнале American Sociological Review, показало, что компании с высоким уровнем гендерного и расового равенства добиваются более высоких продаж, прибыли и привлекают большее количество покупателей (клиентов). А аналитики BCG доказали прямую зависимость доходов при запуске инновационных продуктов и услуг от уровня D&I в компаниях.
Diversity&Inclusion в России
В России тема Diversity&Inclusion еще не так широко обсуждается, как в США и Европе. Но по данным исследования Hays, 60% сотрудников сталкивались с карьерными ограничениями из-за возраста, пола, национальности, религии, сексуальной ориентации или инвалидности. Этот факт указывает на необходимость популяризации подхода в стране.
Чаще всего практики D&I в России используют зарубежные компании, которые имеют возможность перенимать опыт европейских и американских коллег. Например, в McDonald’s утверждают, что разнообразные команды достигают лучших результатов. В 2019 году в компании запустили кросс-функциональный комитет по культуре и разнообразию, который будет придумывать и реализовывать новые D&I-проекты.
В Philips подход D&I является частью ДНК компании — уже много лет принцип разнообразия лежит в основе стратегии. В Philips считают важным не только привлекать сотрудников с различным опытом, образованием, талантами и личностными характеристиками, но и уделяют особое внимание формированию среды, в которой каждый сотрудник мог бы быть лучшей версией себя и чувствовать себя включенным во все рабочие процессы.
К делу: первые шаги к многообразию в коллективе
Важно понимать, что внедрение подхода Diversity&Inclusion не принесет моментального эффекта. Но в долгосрочной перспективе именно комфортная среда и равные возможности для каждого могут помочь компании становиться эффективнее и брать новые вершины.
SocioDone
Социология: современные тенденции
Социальные группы. Типология социальных групп
На основе социально значимых критериев (пол, возраст, национальность, профессия, раса, место жительства, доход и т.п.) выделяются следующие группы:
— демографические (мужчины, женщины, дети, подростки, взрослые, старики);
— стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);
— кровнородственные (клан, нация, народ, племя, раса);
— территориальные (горожане, селяне, выходцы из одной местности); иногда эти группы называют социальными общностями;
— формальные группы — организации (промышленные предприятия, кооперативы, банки, школы и т. п.);
— профессиональные и др.
По особенностям идентификации с группой выделяются ингруппы, аутгруппы, референтные группы.
Ингруппы — группы, члены которых расценивают друг друга как «мы». Для членов этих групп все остальные общности будут аутгруппами — «другими». Понятия ин- и аутгрупп важны потому, что самоотнесение каждой личности к ним оказывает существенное влияние на поведение индивидов в группах. Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов, разделяемых ингруппой. Так, распространенными этностереотипами являются представления о том, что французы легкомысленны, англичане замкнуты, немцы дисциплинированы и жестоки. «Мы», как правило, добры, храбры, упорны, «они» — злы, глупы, трусливы. Рудольф Хесс, комендант Освенцима, где было уничтожено 700 тыс. евреев, назвал эту бойню «удаление чуждых расово-биологических тел». Ин- и аутгрупповая идентификация в данном случае привели к немыслимой жестокости и цинизму.
Референтные группы — означают реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном. Иногда ингруппа и референтная группа совпадают — семья, этнос, друзья для подростка. Но может быть референтной и аутгруппа, например, рок-группа для своего фанатичного поклонника.
Помимо социальных групп социологи выделяют квазигруппы («как бы» группы) — неустойчивые социальные образования, возникающие спонтанно. Они могут превратиться в группы, если в ходе взаимодействия между участниками будут устанавливаться отношения солидарности и контроля. К квазигруппам относят аудитории — сложные, неоднородные социальные образования с односторонним воздействием (оратор ® слушатели) со слабой обратной связью. Квазигруппой является толпа — временное собрание людей, объединенных в физически ограниченном пространстве общностью интересов. Толпа характеризуется следующими признаками: внушаемость, спонтанность поведения, основанная на эмоциях, анонимность и неуязвимость (в толпе отдельные ее члены чувствуют себя неузнаваемыми и неподконтрольными). Толпы можно разделить на несколько видов:
— случайная толпа, объединенная либо незначительной целью, либо бесцельным времяпрепровождением (например, толпа зевак, собравшаяся вокруг столкнувшихся автомобилей);
— обусловленная толпа — собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное (например, толпа футбольных болельщиков на стадионе);
— экспрессивная толпа — собрание, организованное в целях личного удовольствия его членов (например, толпа на дискотеке, рок-фестивале);
— действующая толпа — это общность с экстремальными типами поведения (сборище линчевателей, восставших и т. п.), самый опасный вид толпы. Формами поведения действующей толпы являются массовые истерии (состояние всеобщей нервозности), слухи (сведения из неизвестных источников, распространяющиеся неофициально), паника (нескоординированные реакции участников толпы), погромы (коллективные акты насилия толпы против личности или собственности), бунты, мятежи, восстания.
Наиболее близким к устойчивым социальным группам видом квазигрупп являются социальные круги — свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенные устойчивых отношений между членами. Взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. Выделяют следующие разновидности социальных кругов:
— контактные круги — возникают среди людей, постоянно встречающихся на стадионах, в транспорте, очередях;
— профессиональные круги (круги коллег) — члены этих общностей собираются для обмена информацией по профессиональному признаку;
— дружеские круги — приятельские компании, собирающиеся время от времени;
В социальных кругах формируется общественное мнение; кроме того, они могут стать основой для образования целерациональных активно действующих групп — организаций, а также социальных институтов.
Итак, социальная группа — своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Принадлежность к группе может быть реальной, осознаваемой и обозначаемой индивидом, но может и никак не осознаваться, а использоваться социологами в качестве критерия классификации людей по социальным категориям.
Основные социальные группы: стр. 174
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Социальная структура общества –строение общества в целом; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.
Социальные отношения –определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.
Виды социальных отношений
Социально-групповые | Отношения между классами, социальными слоями и др. |
Социально-демографические | Отношения между мужчинами, женщинами, детьми, молодежью, пенсионерами и др. |
Социально-этнические | Отношения между нациями, народностями, национальными и этнографическими группами |
Социально-профессиональные | Отношения между трудовыми коллективами, профессиональными объединениями |
Межличностные | Отношения человека с окружающими его людьми |
Социальная группа –любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально-значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть).
Виды социальных групп
Малая группа | Большая группа |
Небольшое число людей (от 2-3 до 20-25), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой | Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих общие интересы |
Семья, школьный класс, компания друзей | Нация, класс, сословие, каста |
Формальная (официальная) группа | Неформальная (неофициальная) группа |
Создается и существует лишь в рамках официальных организаций | Возникает и существует на основе личных интересов ее участников |
Школьный класс, футбольная команда | Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, фанаты команды «Спартак» |
Основные социальные группы: стр. 174
Наименование социальной группы | Ее сущность | Примеры | Возникновение |
Каста | |||
Сословие | |||
Класс | |||
Страта |
Исторические типы стратификационных систем:
Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Личный статус | Основной статус |
Положение индивида в малой группе, оценка его членами данной группы в соответствии с его личными качествами (лидер, знаток, душа компании) | Наиболее характерный для этого человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам себя отождествляет; статус, связанный (как правило) с основным местом работы: инженер, профессор, адвокат. |
Предписанный (приписанный) – от рождения | Достигаемый (приобретаемый собственными усилиями) |
Социальная позиция, которая заранее предписана индивиду независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность) | Приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (материальное положение, образование, политическое влияние) |
Социальная роль –ожидаемое поведение от человека, занимающего определенное место в социальной системе в зависимости от его статуса.
Основная | Ситуационная |
Гражданин, член семьи, труженик, собственник, потребитель | Пассажир, пешеход, покупатель, зритель |
Статусный набор –совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Компоненты социального статуса:
Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
Авторитет – влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
Социальная норма –установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Виды социал. норм | Их характеристика | Примеры социальных норм |
Обычаи | Одобренные обществом образцы массовых действий, которые необходимо выполнять | Празднование Нового года в ночь на 1 января |
Традиции | Ценности, нормы, образцы поведения, унаследованные от предшественников (культурное наследие – почитаются большинством членов общества) | Регулярные встречи выпускников учебного заведения |
Нормы морали | Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение общества | «Золотое правило нравственности» |
Правовые нормы | Формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой (официальная форма выражения – закон или другой нормативно-правовой акт, записанные нормы; в каждом обществе – только одна правовая система) | «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ) |
Религиозные нормы | Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (соблюдение поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи). | «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между людьми…» (Новый завет) |
Политические нормы | Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, социальными группами (законы, международные договоры, политические принципы, моральные нормы). | «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ) |
Эстетические нормы | Закрепляют представления о прекрасном и безобразном и в художественном творчестве, и в поведении людей на производстве и в быту (носят конкретно-исторический характер). | Идеал женской красоты, система идеальных пропорций человеческого тела |
Также бывают общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные нормы.
Виды норм | Способы регулирования поведения людей | |
Побуждающие | Предписание | Указание на требуемое действие |
Запрещающие | Запрет | Указание на действия, которые не следует совершать |
Императивные (рекомендательные) | Дозволение | Указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны |
Ролевые требования к человеку выдвигает общество. Эти требования закреплены в правилах – социальных нормах. Общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают выполнение социальных ролей.
Девиантное (отклоняющееся) поведение –социальное поведение, несоответствующее имеющимся нормам, принятым значительной частью людей в группе или сообществе.
Формы девиантного поведения: пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство, гомосексуализм.
Делинквентное (преступное) поведение – вид девиантного поведения, нарушение правовых норм (противоправное поведение).
Социальный контроль –регуляция отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
Социальный контроль включает: социальные нормы и санкции.
Формальные | — негативные | Наказания за преступление закона или нарушения административного порядка (штрафы, тюремное заключение) |
— позитивные | Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций (награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах) | |
Неформальные | — негативные | Осуждение человека за поступок со стороны общества (оскорбительный тон, ругань, выговор, демонстративное игнорирование человека) |
— позитивные | Благодарность и одобрение неофициальных лиц – друзей, знакомых, коллег (похвала, одобрительная улыбка) |
Формы социального контроля:
Внутренний (самоконтроль) | Внешний |
Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Совесть – проявление внутреннего самоконтроля. Самоконтроль означает сдерживание стихийных импульсов в поведении человека, основывается на волевом усилии. | Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов |
— Неформальный (внутригрупповой) | — Формальный (институциональный) |
Основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения (через традиции, обычаи, через СМИ) | Основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование, производство, СМИ, политические партии, правительство) |
Семья –социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью.
Малая социальная группа | Социальный институт |
Основана на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью | Деятельность его направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей |
Удовлетворяет личные потребности людей | Удовлетворяет социально значимые потребности общества |
Репродуктивная | Биологическое продолжение рода (воспроизводство населения на общественном уровне) |
Воспитательная (социализации) | Подготовка молодого поколения к жизни в обществе, формирование индивида как личности |
Хозяйственно-экономическая | Ведение домашнего хозяйства, материальная поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи |
Духовно-эмоциональная | Развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе |
Досуговая | Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи |
Выделяют следующие классификации семьи:
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
Брак –юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.
Основные изменения в современной семье:
Социальная дифференциация (расслоение) –разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.
Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами и слоями населения. Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.
Страта –социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественный, профессиональный, уровень образования, доход, власть, престиж).
Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Выделяют следующие критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.
Социальная мобильность –перемещение групп и индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.
Виды социальной мобильности
Вертикальная | Горизонтальная |
Движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии | Географическое перемещение между районами, городами; смена позиций на одном социальном уровне, без изменения статуса |
Индивидуальная | Групповая |
Перемещения вверх, вниз или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других | Перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу) |
Пути, по которым происходят перемещения людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными «лифтами». Это – социальный статус семьи, получение образования, физические и умственные способности, внешние данные человека, получение воспитания, смена места жительства, армейская служба, вступление в брак.
Маргиналы –индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур (промежуточное состояние социального субъекта).
Конфликт –спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Социальный конфликт –столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
Виды социальных конфликтов
А) Внутриличностный | Происходит внутри личности на уровне индивидуального сознания |
Межличностный | Происходит между двумя и более членами одной группы или нескольких групп |
Б) Межгрупповой | Конфликт одной группы с другой («отцов и детей», между партиями, национальный, религиозный и др.) |
Конфликт с внешней средой | Давление на человека извне, со стороны социальных норм и предписаний |
В) Конфликт, охватывающий отдельные сферы общественной жизни | Экономический (производственный), политический, этнический, семейно-бытовой и др. |
Конфликт, охватывающий общество в целом | Социальная революция |
Способы решения социальных конфликтов:
— компромисс (решение проблемы через взаимные уступки сторон);
— переговоры (мирная беседа обеих сторон по решению проблемы);
— посредничество (использование третьей стороны в заочном решении
— арбитраж (третейский суд; наделенный специальными полномочиями
орган власти помогает в решении проблем);
— применение силы, власти, закона (одностороннее использование власти
или силы той стороной, которая считает себя сильнее).
Этническая общность (этнос) –исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами особенностями культуры, языка, историческим самосознанием.
Род | Племя | Народность | Нация |
Группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) | Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, религии, обрядов (кривичи, уличи) | Исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой (финикийцы, эвенки, саксонцы) | Исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания (немцы, русские) |
Первобытное общество | Рабовладельческое общество | Капиталистическое общество |
Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей.
Национальность – принадлежность лица к какой-либо этнической группе.
Процесс формирования наций ведет к образованию национальных государств.
Разновидности межнациональных отношений:
—отношения между разными национальностями внутри одного
— отношения между разными нациями-государствами.
Формы межнациональных отношений
Межнациональное (мирное) сотрудничество | Межнациональные (этнические) конфликты |
Участие граждан различной национальной принадлежности, представителей национальных организаций, структур национальной государственности в общем деле, опирающееся на наличие устойчивых взаимовыгодных интересов | Споры, столкновения, возникающие между большими группами людей разных национальностей, между государствами |
Основные тенденции развития наций
Межнациональные (этнические) конфликты – споры, столкновения, возникающие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.
Национализм –идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Геноцид (проявление государственного национализма) –преднамеренное и систематическоеуничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп (Холокост).