пол возраст и культура
Ученые выяснили, как пол, возраст и культура влияют на моральные суждения
Работа посвящена изучению того, как люди оценивают действия с точки зрения морали. С самого раннего детства человек усваивает социальные нормы и правила, принятые в его культуре, которые разделяют действия и поступки на допустимые и недопустимые, «хорошие» и «плохие». С другой стороны, существует точка зрения, что некоторые моральные принципы являются частью биологической природы человека, и применяются людьми из разных культур и социальных групп в довольно сходной форме.
«Целью данного исследования было выявление и описание роли трех факторов — пола, возраста и культуры — в формировании моральных оценок», — сказала Карина Арутюнова, руководитель исследования и автор статьи, соискатель ученой степени кандидата наук лаборатории психофизиологии им. В.Б.Швыркова Института психологии РАН.
В ходе исследования ученые проанализировали данные интернет-исследования, которое было проведено учеными в сотрудничестве с Гарвардским университетом. В исследовании принимали участие мужчины и женщины разных возрастов из России, США, Канады и Великобритании. Участникам эксперимента предлагалось оценить несколько разных сценариев, где пять людей спасались ценой жизни одного.
«Для нас было важно посмотреть, насколько сильно могут различаются моральные оценки, и с чем это может быть связано. Мы показали, что некоторые моральные принципы действительно довольно сходно применяются людьми из разных социокультурных групп», — сказала Карина Арутюнова.
И мужчины, и женщины считают, что причинение вреда действием менее допустимо, чем бездействием, а причинение вреда как побочный эффект в достижении цели в целом более допустимо, чем его использование в качестве средства достижения.
Однако были выявлены и различия. Так, мужчины (как в западных странах, так и в России) чаще, чем женщины, считали приемлемым спасение пятерых ценой жизни одного человека. Причем оценки женщин из разных стран были схожи, а вот мужчины из России считали такое спасение менее допустимым, чем мужчины из западных стран.
Различия проявлялись и в возрасте: чем старше был участник эксперимента, тем более неприемлемым он считал причинение вреда в каких-либо целях. Также было отмечено, что оценка допустимости, которую давал человек, вероятно связана со степенью выраженности эмоции и эмпатии.
«Описание особенностей моральных суждений разных групп общества способствует более глубокому пониманию основ принятия ими социально-значимых решений в самых разных ситуациях. Эти знания могут использоваться на практике в различных сферах, начиная от образования и профессионального отбора и заканчивая разработкой методик, направленных на предотвращение и коррекцию антисоциального поведения людей, которое почти всегда связано с нарушением моральных правил и норм», — добавила Арутюнова.
Учёные выяснили, как пол, возраст и культура влияют на моральные суждения
Исследователи из Института психологии РАН изучили формирование моральных оценок у людей разного пола, возраста и культуры. О результатах своей работы они сообщили в журнале Frontiers in Psychology, исследования проходили в рамках гранта Российского научного фонда (РНФ). Публикация была отмечена редакторами журнала в числе 25% наиболее популярных работ по числу просмотров и скачиваний за последние три месяца, пишет Газета.ру.
Работа посвящена изучению того, как люди оценивают действия с точки зрения морали. С самого раннего детства человек усваивает социальные нормы и правила, принятые в его культуре, которые разделяют действия и поступки на допустимые и недопустимые, «хорошие» и «плохие». С другой стороны, существует точка зрения, что некоторые моральные принципы являются частью биологической природы человека и применяются людьми из разных культур и социальных групп в довольно сходной форме.
«Целью данного исследования было выявление и описание роли трех факторов — пола, возраста и культуры — в формировании моральных оценок», — сказала Карина Арутюнова, руководитель исследования и автор статьи, соискатель ученой степени кандидата наук лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН.
В ходе исследования ученые проанализировали данные интернет-исследования, которое было проведено учеными в сотрудничестве с Гарвардским университетом. В исследовании принимали участие мужчины и женщины разных возрастов из России, США, Канады и Великобритании. Участникам эксперимента предлагалось оценить несколько разных сценариев, где пять людей спасались ценой жизни одного.
«Для нас было важно посмотреть, насколько сильно могут различаются моральные оценки, и с чем это может быть связано. Мы показали, что некоторые моральные принципы действительно довольно сходно применяются людьми из разных социокультурных групп», — сказала Карина Арутюнова.
И мужчины, и женщины считают, что причинение вреда действием менее допустимо, чем бездействием, а причинение вреда как побочный эффект в достижении цели в целом более допустимо, чем его использование в качестве средства достижения.
Однако были выявлены и различия. Так, мужчины (как в западных странах, так и в России) чаще, чем женщины, считали приемлемым спасение пятерых ценой жизни одного человека. Причем оценки женщин из разных стран были схожи, а вот мужчины из России считали такое спасение менее допустимым, чем мужчины из западных стран.
Различия проявлялись и в возрасте: чем старше был участник эксперимента, тем более неприемлемым он считал причинение вреда в каких-либо целях. Также было отмечено, что оценка допустимости, которую давал человек, вероятно связана со степенью выраженности эмоции и эмпатии.
«Описание особенностей моральных суждений разных групп общества способствует более глубокому пониманию основ принятия ими социально значимых решений в самых разных ситуациях. Эти знания могут использоваться на практике в различных сферах, начиная от образования и профессионального отбора и заканчивая разработкой методик, направленных на предотвращение и коррекцию антисоциального поведения людей, которое почти всегда связано с нарушением моральных правил и норм», — добавила Арутюнова.
Ученые выяснили, как пол, возраст и культура влияют на моральные суждения
Работа посвящена изучению того, как люди оценивают действия с точки зрения морали. С самого раннего детства человек усваивает социальные нормы и правила, принятые в его культуре, которые разделяют действия и поступки на допустимые и недопустимые, «хорошие» и «плохие». С другой стороны, существует точка зрения, что некоторые моральные принципы являются частью биологической природы человека, и применяются людьми из разных культур и социальных групп в довольно сходной форме.
«Целью данного исследования было выявление и описание роли трех факторов — пола, возраста и культуры — в формировании моральных оценок», — сказала Карина Арутюнова, руководитель исследования и автор статьи, соискатель ученой степени кандидата наук лаборатории психофизиологии им. В.Б.Швыркова Института психологии РАН.
В ходе исследования ученые проанализировали данные интернет-исследования, которое было проведено учеными в сотрудничестве с Гарвардским университетом. В исследовании принимали участие мужчины и женщины разных возрастов из России, США, Канады и Великобритании. Участникам эксперимента предлагалось оценить несколько разных сценариев, где пять людей спасались ценой жизни одного.
«Для нас было важно посмотреть, насколько сильно могут различаются моральные оценки, и с чем это может быть связано. Мы показали, что некоторые моральные принципы действительно довольно сходно применяются людьми из разных социокультурных групп», — сказала Карина Арутюнова.
И мужчины, и женщины считают, что причинение вреда действием менее допустимо, чем бездействием, а причинение вреда как побочный эффект в достижении цели в целом более допустимо, чем его использование в качестве средства достижения.
Однако были выявлены и различия. Так, мужчины (как в западных странах, так и в России) чаще, чем женщины, считали приемлемым спасение пятерых ценой жизни одного человека. Причем оценки женщин из разных стран были схожи, а вот мужчины из России считали такое спасение менее допустимым, чем мужчины из западных стран.
Различия проявлялись и в возрасте: чем старше был участник эксперимента, тем более неприемлемым он считал причинение вреда в каких-либо целях. Также было отмечено, что оценка допустимости, которую давал человек, вероятно связана со степенью выраженности эмоции и эмпатии.
«Описание особенностей моральных суждений разных групп общества способствует более глубокому пониманию основ принятия ими социально-значимых решений в самых разных ситуациях. Эти знания могут использоваться на практике в различных сферах, начиная от образования и профессионального отбора и заканчивая разработкой методик, направленных на предотвращение и коррекцию антисоциального поведения людей, которое почти всегда связано с нарушением моральных правил и норм», — добавила Арутюнова.
Новое в блогах
Пол и возраст: влияние на интеллект и эффективность решения профессиональных задач.
Хочу подчеркнуть, что сходные результаты получены в различных исследованиях, независимых друг от друга авторов.
«В данной статье приводятся результаты исследования интеллектуальных особенностей сотрудников одной крупной (более нескольких тысяч человек) компании. Целью исследования было установить, влияет ли пол и возраст людей на выраженность различных интеллектуальных способностей. Были получены интересные данные, показывающие взаимное влияние пола и возраста на интеллектуальные особенности, а также выделены группы людей, наиболее подготовленных для решения различных рабочих задач исходя из интеллектуальных возможностей и специфики самой работы. …
Остановимся подробнее на половых различиях. Вопрос «кто же все-таки умнее – мужчины или женщины?» не оставляет никого равнодушным, а у науки все еще нет на него прямого ответа. Скорее, есть ряд мнений или устоявшихся точек зрения, три из которых мы можем здесь привести:
2. Мужчины одновременно как умнее, так и глупее женщин. Это предположение строится исходя из эволюционного понимания роли полов. Так, мужчина в эволюции выступает в роли «первопроходца», на котором природа ставит эксперименты. Женщина же является «хранителем» полезных данных, накопленных и проверенных на «горьком» мужском опыте. Поэтому среди мужчин чаще встречаются различного рода отклонения от нормы, которые являются не чем иным, как очередными пробами «эволюционного» пера. Отсюда и различия в интеллекте – если интеллект женщин в основном находится около золотой середины, то у мужчин чаще встречаются либо высокие показатели по интеллекту, либо низкие (т.е. располагаются по краям нормального распределения). Поэтому мужчины чаще «умнее» женщин, но и чаще «глупее». Примером реализации такого мнения могут послужить данные Пола Ирвинга и Ричарда Линна. Они показали, что чем выше IQ, тем сильнее разрыв между полами. Так, IQ 125 баллов при середине в 100, характерный для отличников, встречается у мужчин вдвое чаще, а коэффициентом 155 обладают в 5,5 раз больше мужчин, чем женщин. При этом не очень понятно, показали ли они обратную закономерность, где среди низких показателей опять же больше мужчин, чем женщин?
3. В целом мужчины и женщины равны, различия носят либо специальный характер, либо обусловлены другими факторами. Это, пожалуй, одно из самых распространенных и критически настроенных мнений среди других описанных. Отчасти, оно и наименее радикальное, при условии «взрывоопасности» самой темы половых различий. В рамках данной точки зрения следует выделить два направления. Первое – различия между мужчинами и женщинами существует только по специальным способностям. Например, у мужчин более выражен пространственный и математический интеллект, а у женщин вербальный. Второе направление делает упор на то, что все различия обусловлены внешними обстоятельствами – образованием, воспитанием, традициями и условиями жизни. Например, мужчины добиваются более высоких результатов в пространственных тестах не потому, что им с каменного века приходилось больше охотиться и бегать по лесам за добычей и теперь это их врожденная биологическая характеристика, а потому, что их этому больше обучают с рождения, и это более приемлемо в социальной среде. Это мнение допускает, что индивидуально мы все разные, но в целом различия между мужчинами и женщинами не есть следствие пола, а следствие обучения и воспитания.
В нашем исследовании мы поставили целью посмотреть, каким образом фактор пола способен повлиять на результаты тестирования интеллекта. В качестве инструмента был взят тест КТО, измеряющий вербальный, числовой интеллект, эрудицию, а также общий уровень интеллектуального развития (коэффициент IQ). Шкалы теста представлены не в стандартной для интеллекта IQ-шкале, а в шкале «стенов». Данная шкала имеет значения от 1 до 10, где серединой является 5,5. В исследовании приняло участие 500 человек, мужчин и женщин разного возраста (223 мужчины и 277 женщин), которые являлись сотрудниками одной крупной российской компании. Мужчины в среднем были старше женщин (средний возраст мужчин – 34,5 лет, женщин – 31,5 лет). Сотрудники занимали должности различной иерархии и работали в отделах с различными профилями[1]. Первое, что мы решили проверить в нашем исследовании – это представление о том, что мужчины однозначно умнее женщин. Согласитесь, точка зрения достаточно радикальная, поэтому и привлекает внимание к себе в первую очередь. В итоге мы получили, что мужчины из нашей выборки действительно проходят интеллектуальный тест лучше, чем женщины (рис 1). На рисунке можно увидеть как средние значения по каждой из групп (обозначены кружком), так и разброс внутри каждой из групп (минимумы и максимумы в результатах). Значимость различий означает, что статистически они действительно существуют. Получается, что мужчины в среднем набирают на 0,6 стена больше, чем женщины, проходящие тот же самый тест в тех же условиях, и этот результат статистически значим. Что же получается, первая точка зрения подтвердила себя?
Однако, не будем торопиться, а попытаемся проверить предположение из второй точки зрения, следуя которой, мужчины значимо не только умнее, но и глупее большинства женщин. Для этого мы выделили среди мужчин и женщин две группы: слабую и сильную. В слабую группу попали те люди, результаты которых были равны или ниже 3,5 стен, а в сильную – равны или больше 7,5 стен. Таким образом, предположение об эволюционной предназначенности подтвердится на наших результатах, если процент мужчин, набравших низкие и высокие результаты, будет значимо больше в обоих случаях, чем аналогичный процент женщин, ведь они-то стремятся больше к золотой середине. Что ж, наши результаты не подтвердили это предположение (см. табл. 1):
Культура и пол
Зависимость гендерных ролей от времени и от места — наглядная иллюстрация влияния культуры.
Выше уже говорилось о том, что культура — это то, что объединяет большую группу людей и передается из поколения в поколение: идеи, установки, нормы поведения и традиции. Культура формирует представления людей о поведении, приличествующем мужчинам и женщинам; и о том, какую власть над людьми имеют эти представления, можно судить по тому остракизму, которому подвергаются те, чье поведение идет вразрез с ожиданиями окружающих (Kite, 2001). Во всех странах девочки больше помогают старшим по хозяйству и заботятся о младших детях, а мальчики проводят больше времени в самостоятельных играх (Edwards, 1991). Даже в современных североамериканских семьях, в которых работают оба супруга, дома мужчины преимущественно занимаются всевозможными ремонтными работами, а большая часть забот о детях лежит на женщинах (Bianchi et al., 2000; Biernat & Wortman, 1991).
Влияние ожиданий, связанных с гендерной ролью, было продемонстрировано в эксперименте, проведенном Марком Занной и Сьюзн Пак при участии студенток Принстонского университета (Zanna & Pack, 1975). Студентки описывали себя, отвечая на вопросы анкеты, предназначавшейся некоему высокому, неженатому мужчине, старше их по возрасту, с которым им якобы предстояло познакомиться. Те участницы эксперимента, которые считали, что мужской идеал — это домохозяйка, почтительно относящаяся к своему супругу, описали себя как более соответствующих традиционным представлениям о женщинах, нежели те, которые надеялись встретить мужчину, отдающего предпочтение сильным, амбициозным дамам. Более того, в последовавшем за заполнением анкет тесте на решение задач студентки, надеявшиеся встретить мужчину без сексистских предрассудков, продемонстрировали более высокий интеллект: они решили на 18% больше задач, чем те, которые рассчитывали встретить мужчину с традиционными взглядами. Подобная «самоподгонка» под мужской идеал была не столь заметной, если мужчина был менее «привлекательным объектом» — женатым первокурсником невысокого роста. В параллельном эксперименте, проведенном Дином Морье и Сарой Серой, мужчины тоже «подгоняли» свою самопрезентацию под представления привлекательной для них женщины (Morier & Seroy, 1994).
Однако можно ли сказать, что именно культура формирует гендерные роли? Или они всего лишь отражение поведения, предначертанного мужчинам и женщинам самой природой? Разнообразие гендерных ролей в разных культурах и в разные эпохи свидетельствует о том, что они — результат воздействия культуры.