пол верховен личная жизнь
Страстные женщины-музы знаменитого режиссера Пола Верховена
Давайте посмотрим на самых известных муз Верховена, которые повлияли на его жизнь или просто, которых он обожал.
Моник Ван де Ван.
В начале своей карьеры режиссер снял несколько весьма успешных фильмов. В «Турецких наслаждениях» и «Китти-вертихвостке» главная роль досталась раскрепощенной, талантливой Моник Ван де Ван.
Верховен обожал эту актрису, а их совместная работа была высоко оценена и выдвинута на премию «Оскар», как лучший иностранный фильм.
Дженнифер Джейсон Ли.
В 1985 году тогда еще начинающая актриса Дженнифер Джейсон Ли сыграла роль Агнесс в нашумевшем фильме «Плоть и кровь». Действие фильма проходит в начале 16 века. В фильме много откровенных сцен, поэтому в некоторых странах картина получила категорию 18+.
После выхода фильма актриса признавалась в любви к режиссеру, говоря, какой он талантливый и внимательный. Намного позже Дженнифер получила «Золотой глобус» и «Оскара».
Нэнси Аллен.
В 1987 году вышел первый фильм «Робот-полицейский», сразу ставший безумно популярным.
Актриса стала считаться одной из самых желанных актрис года и появилась новая мужская фантазия женщина-полицейская.
Шэрон Стоун.
В 1990 году режиссер открыл для себя страстную актрису Шэрон Стоун. Позже он назвал ее своей музой и путеводной звездой. Первой их общей работой стал фильм «Вспомнить всё», в котором Шэрон досталась роль Лори Куэйд, а ее партнером по съемкам стал Арнольд Шварценеггер.
Но уже через 2 года дуэт повторился. Теперь актриса сыграла самую судьбоносную роль в своей кинокарьере, которая сделала ее известной во всем мире, роковую женщину Кэтрин Траммел в фильме «Основной инстинкт».
Элизабет Беркли.
В 1995 году на экраны всего мира вышел нашумевший фильм «Шоугёлз», который рассказывал о приключениях танцовщицы, которая становится стриптизершей Номи Мэлоун. Фильм назвали худшим фильмов года, однако миллионы поклонников по всему миру с удовольствием наблюдали за откровенными танцами и роскошными красотками в драме.
Позже Пол извинялся перед актрисой, что невольно испортил ее кинокарьеру, потому что кинокритики напали на молодую Элизабет с критикой из-за пикантного вида в кино.
Дениз Ричардс.
Роль Кармен Ибаньес в антивоенном фантастическом фильме «Звёздный десант» сделала из Дениз Ричардс звезду 1990-х годов. Пол обожал эту яркую, соблазнительную красавицу, называя ее настоящей куколкой с дьявольско-опасным взглядом.
Кэрис ван Хаутен.
В 2006 году нидерландская актриса была названа лучшей актрисой года. В фильме «Чёрная книга» Кэрис сыграла роль еврейской девушки Рахилль Штайн, которая работает под прикрытием в гестапо.
Эта роль сделала актрису всемирно известной, а Пол хотел видеть в своем кино именно ван Хаутен, считая ее невероятно талантливой и органичной. Сейчас зрители знают актрису, как Мелисандру из сериала «Игра престолов».
Изабель Юппер.
В 2016 году вышел пока что последний фильм Верховена «Она», высоко отмеченный на каннском кинофестивале. Французская актриса Изабель Юппер сыграла роль дочери серийного убийцы и владельцы крупного предприятия, занимающейся производством видеоигр.
Верховен сказал, что с яркой и умной француженкой было очень комфортно работать, ведь она невероятна.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Верховен Пол: биография, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Из биографии Пола Верховена
Будущий знаменитый сценарист и кинорежиссер появился на свет в Амстердаме 18 июля 1938 года. Его отец был сельским учителем. Детство Пола прошло в обстановке Второй мировой войны и было наполнено отчаянием и страхом: в 1940 году Голландия была оккупирована нацистами. Перед глазами мальчика были окровавленные тела людей, горящие самолеты. Он просыпался ночью от грохота бомбардировок. Война оставила неизгладимый след в душе ребенка. Именно поэтому многие сцены жестокости в его будущих фильмах смотрятся так реалистично.
В школе Верховен откровенно скучал и большую часть учебного времени развлекал себя рисованием. После занятий Пол нередко ходил в кинотеатр: первый фильм он посмотрел, когда ему было 10 лет. Большое впечатление на подростка произвела фантастическая картина «Война миров». Уже в том возрасте Верховен хорошо представлял себе, как должно выглядеть хорошее кино.
Окончив школу, Пол стал студентом Лейденского университета, поступив на физико-математический факультет. Диплом он получил в 1960 году. Одновременно Верховен учился в Нидерландской киноакадемии.
Творчество в кинематографе
Бывшего студент вскоре определили для прохождения военной службы на флот. Здесь ему повезло: он попал в отдел создания фильмов, где работал над пропагандистскими роликами для морской пехоты. Специалисты с телевидения, которые увидели работы Верховена, предложили ему заняться созданием сериала. Это предопределило карьеру кинорежиссера.
Работая над фильмами в Нидерландах, Верховен, по его собственному признанию, имел больше возможностей для самовыражения, нежели впоследствии в Голливуде.
Первым полнометражным фильмом Верховена стала картина «Дело есть дело» (1970). Комедия рассказывает о женщине, которая зарабатывает на хлеб древнейшей профессией. Смысл киноповестования: «дело» и любовь – вещи несовместимые.
Через три года Пол снял драму «Турецкие наслаждения». В фильме много откровенных сцен: режиссер никогда не боялся быть эпатажным. Отношения между мужчиной и женщиной Верховен подал публике без голливудской слащавости, очень реалистично.
В дальнейшем Верховен показал себя разноплановым режиссером. В копилке его работ фильмы «Заводные» (1979), «Робокоп» (1987), «Вспомнить всё» (1990). В 1992 году свет увидел «Основной инстинкт» с Шэрон Стоун. Эту картину критики обсуждают до сих пор.
В 2006 году Пол создал кинодраму «Черная книга». Замысел фильма возник еще в 1977 году. Здесь Верховен постарался предельно реалистично передать ужасы Второй мировой войны.
Личная жизнь Пола Верховена
Подробности своей личной жизни режиссер предпочитает держать в секрете и не выносит на суд публики. Его жена – Мартина Верховен, она мать троих детей Пола. Супруга активно участвует в творческом процессе, дает мужу ценные советы, критикует за промахи.
К примеру, сценарий фильма «Робокоп» режиссер поначалу посчитал никчемным и выбросил в мусорную корзину. Но Мартина достала рукопись, прочитала ее и убедила мужа в том, что в истории, повествующей о похождениях робота-полицейского, много аллегорических элементов, которые непременно заинтересуют зрителя. Именно жена заставила Верховена дочитать рукопись и взяться за фильм.
К 80-летию Пола Верховена: 5 главных женских образов из его фильмов
Шэрон Стоун. Кадр из фильма «Основной инстинкт»
18 июля исполняется 80 лет главному голливудскому провокатору Полу Верховену. В свое время он сделал малоизвестную молодую актрису Шэрон Стоун настоящей звездой, доверив ей роль в «Основном инстинкте», а также снял первую часть культовой космической франшизы «Звездный десант». В день юбилея режиссера SPLETNIK.RU вспомнил пять лучших женских образов из его главных фильмов.
Пол Верховен
«Основной инстинкт» (Basic Instinct) — Шэрон Стоун
Множество откровенных сцен и запоминающийся образ сделали свое дело, фильм мгновенно встал в ряд классики 90-х, а сама актриса получила славу и долгожданное признание. Интересно, что из-за возрастного ограничения «18+», рейтинга R и обнаженного тела в кадре от этой роли отказались Ким Бейсингер, Мишель Пфайффер, Мег Райан и Джулия Робертс.
Шэрон Стоун. Кадр из фильма «Основной инстинкт»
«Невидимка» (Hollow Man) — Элизабет Шу
Классический сюжет рассказа «Человек-неведимка» британского писателя Герберта Уэллса Верховен перенес на американскую почву. Своего героя он сделал маньяком с манией величия, сексуальной одержимостью и другими перверсиями. Но у каждого злодея есть свое слабое место, и для героя Кэвина Бейкона это была Линда Маккей. Бывшая девушка, с которой они расстались из-за его скверного характера, но тем не менее продолжали работать в одной лаборатории.
Элизабет Шу. Кадр из фильма «Невидимка»
«Звездный десант» (Starship Troopers) — Дениз Ричардс
Верховен часто ставил эксперименты в кино, и экранизация романа «Звездный десант» относится к военной фантастике. Пародийная концепция фильма о милитаризированном обществе содержит в себе также отсылки к фашистскому режиму. В центре сюжета отряд солдат, которые борются против космических жуков, наводнивших нашу планету.
26-летняя Дениз Ричардс, которая в конце 90-х была на пике своей популярности, сыграла Кармен Ибаньес. Ее персонаж служит пилотом в десанте, который пытается защитить землю от жутких пришельцев. На протяжении всего фильма целеустремленная Кармен доказывает свою самостоятельность и независимость. Она проходит через все препятствия и опасности, а в конце осуществляет свою мечту и получает звание капитана.
Дениз Ричардс. Кадр из фильма «Звездный десант»
«Она» (Elle) — Изабель Юппер
История загадочной женщины по имени Мишель принесла Изабель Юппер первый «Золотой глобус», что в очередной раз стало поводом для разговоров о том, что европейские фильмы достойно могут конкурировать с Голливудом на их территории. Хотя в Каннах этот фильм уступил картине «Я, Дэниел Блейк», которая в итоге забрала Золотую пальмовую ветвь. К слову, сам Верховен по происхождению голландец, но для съемок фильма прошел экспресс-курс изучения французского языка.
История с отказом от главной роли многих звезд первой величины повторилась, как и в случае с «Основным инстинктом». В данном случае образ был еще более противоречивый, поскольку героиня переживает акт физического насилия, после которого не обращается в полицию, а решает самостоятельно поймать маньяка. Звезда французского кинематографа Изабель Юппер, которая уже исполняла неоднозначную роль «Пианистки» у Михаэля Ханеке, привнесла в эту роль еще больше своего фирменного шарма.
Изабель Юппер. Кадр из фильма «Она»
«Шоугелз» (Showgirls) — Элизабет Беркли
Сюжет голливудской классики «Все о Еве», который Верховен, следуя давней пародийной традиции, перенес в стрип-клуб Лас-Вегаса. Молодая танцовщица Номи пытается закрепиться в порочном мире, однажды она знакомится с главной звездой сцены Кристал Коннорс и делает все, чтобы занять ее место. Элизабет Беркли, которая до этого была малоизвестна, получила эту роль, обойдя таких конкуренток, как Дрю Бэрримор и Шарлиз Терон, для которой эта роль могла стать первой в ее карьере.
Фильм собрал рекордное количество премий «Золотая малина», а режиссер сам приехал на церемонию, чтобы забрать со сцены главный приз. Многие ругали фильм за обилие нецензурной лексики и наличие обнаженной натуры, что странно, учитывая, что о сюжете было известно заранее. Тем не менее, по словам критика Джонатана Розенбаума, американский режиссер независимого кино Джим Джармуш называет этот фильм шедевром.
Элизабет Беркли. Кадр из фильма «Шоугелз»
«Все плохие». Интервью с Полом Верховеном
18 июля Полу Верховену, режиссеру «Основного инстинкта», «Робокопа» и «Шоу герлз», исполняется 82 года. В честь дня рождения провокативного постановщика Time Out вспоминает интервью 2007 года с Верховеном — разговор о премьере «Черной книги», творческом пути и мизантропии.
Бен Уолтерс: В 1980-х вы уехали из Нидерландов делать карьеру в Америке. А «Черную книгу» сняли на родине. Почему вы вернулись?
Пол Верховен: Нельзя сказать, что я вернулся, — я ведь живу по-прежнему в Штатах. А вообще — это длинная история, сначала надо объяснить, почему и как я уехал в Америку. Это был очень рискованный шаг — многие европейские режиссеры отправились в Штаты и ничего не добились. Я думаю, потому что пытались самовыразиться. Так что я решил: «О’кей, если я начну самовыражаться — меня попрут через год. Лучше я буду делать как они, буду снимать научную фантастику: там много действия, а диалоги не очень важны».Так я сделал «Робокопа» (1987), «Вспомнить все» (1990), «Основной инстинкт» (1992)… А потом случилась катастрофа — фильм «Шоу герлз» (1995), который был просто уничтожен критиками.
Б.У.: Мне кажется, фильм все-таки лучше, чем его репутация. Теперь каждый эстет, воспитанный на трэше, обязан признаваться в любви к «Шоу герлз».
После «Шоу герлз» мне уже не могли доверить ничего нормального — хотя я-то как раз считал фильм абсолютно нормальным, в этом, наверное, и была проблема.
Б.У.: У вас был какой-то личный интерес к теме Сопротивления?
П.В.: Да, меня уже давно интересовал этот исторический период — последние месяцы нацистского режима в Голландии. Сентябрь 1944-го — май 1945-го, если быть точным. Мне в то время было семь лет, и я хорошо помню войну — повсюду тела, руины.
Б.У.: «Черная книга», как я понимаю, имеет документальную основу.
П.В.: Все персонажи списаны с реальных людей, главная героиня — собирательный образ трех женщин. Короче, мало из того, что происходит в фильме, не случалось на самом деле. Мы, конечно, не планировали документалку, но, говоря пафосно, мы старались максимально приблизиться к жизни. Поэтому герои, например, не говорят по-английски, хотя так, конечно, нам было бы проще найти деньги.
Б.У.: Победители у вас выглядят ничуть не лучше побежденных и сильно отличаются от общепринятого образа антифашиста. Вам, наверное, пришлось сильно потрудиться, чтобы раскопать компромат на ваших земляков и отбиться потом от продюсеров?
П.В.: В 1967-м я делал документальный фильм о лидере голландских фашистов Мюссерте и рылся в архивах Института военных документов. Там я нашел — не особенно-то и спрятанные, потому что голландцы не вполне осознавали силу этих документов, — свидетельства о том, что конкретно происходило после освобождения в лагерях для коллаборационистов. Например, охранники разбивали бутылки и заставляли заключенных ходить по осколкам или окунали в чаны с дерьмом. Меня эта тема волнует еще и потому, что в детстве я был влюблен в девочку, родители которой во время войны сотрудничали с нацистами, и один из моих друзей был из такой же семьи. Толпа на улице расступалась перед ними, а мне это казалось несправедливым. Когда такие вещи происходят с вами в юности, они сильно влияют на ваше отношение к людям. С тех пор я всегда ищу в злодеях светлую сторону, а в героях — темную.
В детстве я был влюблен в девочку, родители которой во время войны сотрудничали с нацистами. Толпа на улице расступалась перед ними, а мне это казалось несправедливым. С тех пор я всегда ищу в злодеях светлую сторону, а в героях — темную.
Что касается продюсеров — на меня никто не давил. Да, в Голландии Сопротивление долго считали героическим движением, а фильм подрывает этот светлый образ. Но продюсеры соглашались, что я должен снимать фильм так, как хочу. Если мы что-то и не сняли, то только из-за нехватки денег, в духе «вам действительно так нужен этот самолет?». Но никто ни разу не сказал: «А чего это у вас еврейка из Сопротивления спит с немецким офицером?».
Б.У.: А простые голландцы не протестовали?
П.В.: Когда я снимал «Солдат королевы» (1977), прохожие раздражались просто из-за того, что по улицам ходят актеры в нацистской форме. А сейчас всем было наплевать. Не было ни дискуссий по телевидению, ни писем в газеты. Ни от бойцов Сопротивления, ни от евреев. Я думаю, все понимают, что такие вещи происходили, хотя их никогда и не показывали на экране. Люди думали: «Да, это вполне могло быть», и успешный прокат в Голландии — хорошее тому подтверждение.
Б.У.: И как вы объясните такие изменения?
Б.У.: И вы по-прежнему живете в Америке!
Пол Верховен
— Правда, что Шарон Стоун влепила вам пощечину, увидев на экране эпизод с допросом из «Основного инстинкта»?
— Это наглая ложь! Если бы это произошло, она получила бы от меня по роже в ответ!
Пол Верховен, интервью «Комсомольской правде»
Представьте на минуту Голливуд времен бурных восьмидесятых. «Звездные войны», строчащие из пулеметов скуластые герои, эффектные однострочные реплики и. слышите страшный грохот в кулуарах? Это американский голландец Пауль яростно крушит устои коммерческого кинематографа. Гонг! Уход из-под кулака ханжей, хитрый обманный маневр и правый хук по киноштампам. Гонг! Апперкот по однобоким характерам. Гонг! С колена в политкорректность. Нокдаун! От такой осады киноиндустрия оправится еще нескоро.
Иваново детство
18 июля 1938 года в неизвестном роддоме города Амстердама появился на свет ребенок, которому было суждено стать одним из величайших ниспровергателей традиций массового кино в истории. Отец ребенка, сельский учитель Уим Верхувен назвал отпрыска Паулем в честь одного из далеких родственников своей жены Нел.
Настоящее имя Пола Верховена — Пауль Верхувен. Переезд в США потребовал от режиссера не только отказаться от многих реалий голландской жизни, но и изменить оригинальное произношение имени и фамилии.
Юные годы Пауля проходили в атмосфере всеобщего страха и безнадежности. Спустя год после его рождения началась Вторая мировая война, оставившая неизгладимый отпечаток не только на детстве будущего гения целлулоида, но и на всем его дальнейшем творчестве.
Пауль в молодости: форменный голландский Шурик.
Маленькая Голландия подверглась фашистской оккупации в числе первых. Едва сын достиг школьного возраста, чета Верхувенов покинула родную деревню Сликкервир и обосновалась в Гааге, бывшей в те годы опорным пунктом окрестных нацистских сил. Жизнь семьи превратилась в тягостное существование от сирены до сирены: занятая немцами Гаага стала форменным испытательным полигоном, на котором отрабатывали меткость экипажи бомбардировщиков антигитлеровской коалиции. Архитектура города не позволяла с высокой точностью вычислять координаты стратегически важных целей, так что бомбежке подвергались в равной степени как объекты вермахта, так и жилые кварталы.
Познающему мир Паулю царящий вокруг ужас, несмотря ни на что, представлялся зрелищем крайне захватывающим. День за днем перед его глазами мелькали бесконечные вереницы немецких патрулей, соседние здания все больше покрывались копотью, а сигнал тревоги превратился в горькую альтернативу и будильнику, и маминой сказке на ночь.
Семья Верхувенов пережила оккупацию относительно спокойно. В их родословной не было еврейских кровей, сами же они всеми силами старались избегать внимания сотрудников немецкой ставки, располагавшейся буквально в соседнем районе. Год за годом война стала восприниматься Паулем как неотъемлемый атрибут реальности. С падением Германии и освобождением Голландии для него наступили дни не столько счастливые, сколько странные.
Пол Верховен, каков он есть.
В конце 50-х повзрослевший и набравшийся опыта Пауль Верхувен поступил на физико-математический факультет Лейденского университета. Несмотря на явные успехи в профильных предметах, его творческий разум воспринимал точные науки лишь как обязательный аккомпанемент для новой страсти — кинематографа. Первый опыт работы с камерой лишь убедил Верхувена в правильности выбранного пути: любительские короткометражки, снятые на голом энтузиазме его самого и кучки кустарных актеров, попали в поле зрения высшего руководства страны. Покинув университет с докторской степенью в кармане, он впервые в полной мере осознал, что кино — его будущее.
Первыми коммерческими работами Верхувена стали пропагандистские документальные фильмы, снятые по заказу Военно-морского флота Голландии. Во время работы на государство он посещал кинематографические курсы и начал активно готовить себе пропуск на телевидение.
Постер фильма «Плоть и кровь».
1969 год стал эпохальным в карьере Верхувена. Именно тогда он познакомился с крутым голландским парнем Рутти, позже известным миру исключительно как Рутгер Хауэр. Их многолетнее сотрудничество началось с телесериала Floris, повествующего о нелегкой доле средневековых рыцарей. Телевизионная аудитория отнеслась к тандему Верхувена-Хауэра более чем благожелательно, что немедленно подвигло героев на подготовку полномасштабной экспансии на киноэкраны.
Запущенная в прокат в 1971 году трагикомедия «Работа есть работа» о нескучной жизни двух амстердамских проституток не смогла, вопреки ожиданиям, похитить сердца публики и осталась практически незамеченной. Ее Высочество Известность посетила Верхувена лишь спустя два года, в день премьеры его следующей картины — эротической драмы «Турецкие наслаждения», раз и навсегда установившей творческий вектор режиссера в строго определенном направлении.
В тот год по картине прошлись все, не исключая самых ленивых. Верхувена обвинили в излишней натуралистичности и в равнодушном отношении к морали, в стремлении к эпатажу и отсутствии хорошего вкуса, что, впрочем, не помешало «Турецким наслаждениям» пользоваться бешеным успехом. Продолжившие скандальную традицию «Оранжевый солдат» и «Плоть и кровь» (первый фильм Верхувена на английском языке) окончательно рассорили режиссера (а вместе с ним и не отстающего Рутгера Хауэра) с голландской публикой и стали своеобразной точкой невозвращения, финишной чертой, подводящей итог под первым этапом его грандиозного шествия. Перед доктором физико-математических наук Паулем Верхувеном новые перспективы.
«Робокоп» — первый триумф на новой земле.
Пол Верховен и Кэрис Ван Хоутен. Фото на память.
Сотрудничество Верховена с Рутгером Хауэром не было вечным: приятели рассорились после шумного успеха «Бегущего по лезвию бритвы». Истинные причины конфликта остаются тайной.
При бюджете в 65 млн картина «Вспомнить все» собрала в мировом прокате свыше 260 миллионов долларов, тем самым став одним из самых успешных блокбастеров конца 80-х — начала 90-х.
Пол Верховен стал первым номинантом антипремии «Золотая малина» и лично присутствовал на ее вручении. Столь «престижная награда» досталась ему как худшему режиссеру года за фильм «Шоугелз».
Картины Верховена (кроме «Шоугелз») были столь успешны в Голливуде, что режиссера не раз просили заняться их сиквелами. От всех предложений Пол отказался.
Верховен приобрел права на экранизацию романа «Азазель» Бориса Акунина. Картина будет выпущена на английском языке, участие в ней русских актеров не предполагается. Дата начала съемок в настоящее время держится в тайне.
Жена Пола Мартин Верховен родила ему двух дочерей — Клаудию (1972 год) и Хелен (1974 год).
Второй фронт
Соединенные таты встретили голландского американца Пола Верховена настороженным молчанием. На него никто не смотрел неодобрительным взглядом, но и не просил автограф. Голливуд предъявил приезжему свои правила, и Верховен с лукавой улыбкой их принял. Разумеется, понарошку.
Увидевший свет в 1987 году «Робот-полицейский» («Робокоп») стал первым шагом Верховена на поверхность новой для него планеты остросюжетных блокбастеров. К удивлению публики, картина по сценарию Эдварда Ньюмье и Майкла Майнера о несущем закон и порядок киборге, сделанная руками странного голландского хиппи, не только не провалилась, но и прегромко выстрелила. Фильм был удостоен двух номинаций на «Оскар» и внес свой весомый вклад в дело становления образа качественного фантастического боевика.
Эскиз железного цыпленка ED-209 и его воплощение на экране.
Верховен торжествовал. Заинтересованный Голливуд повернулся к нему лицом, открыв крайне любопытные просторы для экспериментов. Долгие три года о забавном голландском хиппи не было слышно ни звука. Публика лениво махнула рукой и занялась своими делами, оставив без особого внимания появившуюся на книжных прилавках в 1989 году графическую новеллу Total Recall авторства фантаста Пирса Энтони. Ничто не предвещало бури, так что случилась она неожиданно. В начале 1990 года в кинотеатрах США появились загадочные афиши. С них на зрителей сурово взирала синюшная физиономия, в которой угадывались черты Арнольда Шварценеггера. Плакаты венчал глубокомысленный слоган «Что вы будете делать, если кто-нибудь вдруг похитит ваше сознание?» и уже знакомый многим логотип Total Recall («Вспомнить все»).
«Вспомнить все». Тот самый постер.
Фильм прогремел так, что удивился даже готовый ко всему Верховен. История приключений рядового пролетария Дугласа Куэйда в недрах марсианской колонии была дружно признана критиками лучшей киноадаптацией года, решительно опередив по степени зрительской любви даже первоисточник авторства Филипа Дика.
Помните, кто это? Бравый Куэйд заставит вас вспомнить всё!
Со «Вспомнить все» началась история сотрудничества Верховена с голливудскими знаменитостями. Тогда же маститые продюсеры впервые осознали, что за личиной забавного голландца скрывается бескомпромиссный характер с уникальным авторским видением массового кино, умеющий прочно держать на крючке публику и способный диктовать свои условия. Выросшие в эпоху развеселого трэша зрители выходили из кинозала в прострации, не в силах оправиться от убойного тандема Железного Арни и Шарон Стоун, а также действа, полного жестоких и откровенных сцен.
Сценарий переписывался десяток раз, а Дэвид Кроненберг, не выдержал жестокой схватки с продюсерами и демонстративно хлопнул дверью, плюнув в сторону ранее предложенного ему режиссерского кресла. Таким же образом ушли претендовавшие на роль протагониста актеры, не найдя общего языка со студией Дино де Лаурентиса. Тем временем в дикой австралийской местности уже началось строительство марсианских интерьеров и пейзажей, которым так и не суждено было оказаться востребованными: студия отчаялась свести концы с концами и ушла с молотка.
Плодородные марсианские прерии. А где же яблони?
Волею судеб проект попал под крыло Carolco и находившегося на пике карьеры Шварценеггера, который, будучи под глубоким впечатлением от недавнего «Робокопа», поспособствовал набору съемочной команды и пригласил занять пост режиссера Пола Верховена. Поручив самому себе главную роль, Арни немедленно отдал сценарий на соответствующую доработку. В ходе долгих производственных коллизий оригинальный клерк-недотепа Куэйд сменил призвание на строительный бизнес, изрядно оброс мускулами и научился зрелищно играть желваками. Место съемок в срочном порядке перенесли из далекой Австралии в почти пограничный Мехико, где был спешно отстроен один из грандиознейших комплексов декораций за всю историю кино. Скрестив пальцы и собрав весь творческий запал, Верховен приступил к работе.
«Вспомнить все» стал первым по-настоящему больным укусом Верховена в заплывший жиром бок Голливуда. На фоне коллег по жанру картина блистала потусторонней энергетикой и смелыми решениями. Массовый кинематограф протер глаза и понял, наконец, с кем связался. Двумя годами позже увидел свет эротический триллер «Основной инстинкт» с Шарон Стоун и Майклом Дугласом в главных ролях, ставший своеобразным возвращением Пола к истокам. В отличие от «Турецких наслаждений», новое обращение к деликатной теме человеческих пороков и потаенных желаний не сделало режиссера изгоем в глазах консервативно настроенной публики. Презентация картины вылилась в ожидаемый скандал, который, впрочем, сыграл Верховену на руку, окружив его ореолом почета и славы как режиссера, далекого от каких бы то ни было рамок и условностей.
Наставление Майкла Дугласа на путь истинный.
Об инстинктах
Пол Верховен никогда не стеснялся снимать откровенные сцены. Более того, «эротика на грани» стала одним из его излюбленных козырей: начиная с комедии «Работа есть работа», в его фильмографии сложно найти картины, на протяжении которых зрителю не демонстрировались бы как минимум филейные части той или иной героини. Исключением можно назвать разве что «Робота-полицейского», сама концепция которого не приемлет мелодраматических элементов (кроме душевных терзаний самого железного протагониста, разумеется). Впрочем, склонность к пикантностям не раз вставала между Верховеном и актерами: подробности съемки известной сцены с Шарон Стоун из «Основного инстинкта» превратились силами актрисы в курьезную байку. На фоне негодования адептов морали лицедейка заявила, что якобы Верховен обманом лишил ее нижнего белья, в дальнейшем же она признавалась, что сама стала вдохновителем сцены. Истина же, как всегда, где-то рядом.
Провальный релиз в 1995 году перенасыщенной сексом драмы «Шоугелз», вопреки желаниям злопыхателей, не лишил Пола завоеванного имиджа. Режиссер считал картину абсолютно нормальной, тогда как критики не оставили от нее ни перышка. Разрядить обстановку помог реверанс в сторону фантастики. В 1997 году Верховен снял «Звездный десант», вольно пересказав содержание одноименного произведения Роберта Хайнлайна. Фильм щеголял феерической зрелищностью, едкими аллюзиями на современную действительность и обязательными вкраплениями обнаженки.
Звездный десант и весело полыхающее в космосе пламя.
Некоторые элементы солдатской униформы и военная символика были стилизованы под нацистские.
Характерной чертой фильмов Пола Верховена всегда была и будет их злободневность. Тонко чувствуя общественные нравы и настроения, режиссер не мог игнорировать их в своих картинах. Будь то антиутопия «Робокопа» или милитаристское будущее человечества в «Звездном десанте» — везде мы можем наблюдать местами горькие, местами курьезные отголоски жизни за окном собственного дома.
В 2000 году, едва запустив на экраны триллер «Невидимка», постаревший и окутанный ореолом всеобщего уважения Пол Верховен понял, что его Америка исчерпала себя. Наступивший 21 век принес с собой новые нравы и традиции, поставившие перед режиссером нелегкий выбор: остаться в США, чтобы до конца дней катиться на волне бесчисленных глянцевых блокбастеров, или вернуться на родину, туда, где все начиналось. Никогда не стремившийся к обогащению Пол выбрал второе. В 2006 году уже на земле Нидерландов он снял военную драму «Черная книга», повествующую о буднях голландского сопротивления в последние дни Второй мировой войны. Фильм завоевал три национальных награды и под аплодисменты публики вернул Верховена (или уже Верхувена?) в лоно европейского кинематографа.
Превращение человека в невидимку. Мы знаем все его трещинки, ребрышки, ямочки и так далее.
На гражданке
Среди актеров о режиссерской манере Верховена ходят самые дикие слухи. В свое время его обвиняли в деспотизме и стремлении выжимать из подопечных все соки перед зорким оком камеры. Сам режиссер к собственному зловещему имиджу относится с улыбкой. Взбалмошный и эксцентричный голландец никогда не требовал от актеров большей отдачи, чем та, на которую они действительно были способны и к которой их обязывал гонорар (в случае со знаменитостями — весьма и весьма солидный). Голландская актриса Кэрис Ван Хоутен, исполнившая главную роль в картине «Черная книга», уверена, что людей милее Верховена на свете нет.
Кто сказал, что Верховен мучает актеров? Да он их любит! Порой даже так, что страшно становится.
Его фильмы всегда чурались черного и белого цветов. В отличие от многих коллег, Верховен всегда понимал, что в мире не существует благородных героев и абсолютных злодеев. Душа каждого человека — радуга множества полутонов, у кого-то в ней преобладают светлые оттенки, у кого-то — темные, но всегда они сосуществуют в относительном равновесии. Герои Верховена не гнушаются совершать мерзкие поступки, а его злодеи всегда носят в себе частицу благородства.
Вечно молодой голландский ковбой.
«Черная книга» стала апофеозом творчества Пола Верховена. Неприкрытая натуралистичность вкупе с беспристрастным, иногда чрезмерно циничным взглядом на вещи граничат в ней с представлением многогранного человеческого характера. Здесь же — потаенный оптимизм глазами человека, с самого рождения наблюдавшего ужасы войны. Его судьба — путь свободного художника, рисующего то, что ему близко, и ведущего за собой миллионы поклонников. Если школа жизни способна рождать настоящие таланты, то Пол Верховен — один из них.
Трудно сдержать улыбку, когда ты так известен.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов