пол универсального полувагона образован
4.2.3 Полувагоны
Повышение технического уровня вагонного парка железных дорог России и стран СНГ достигается в настоящее время за счет увеличения доли специализированных полувагонов повышенной грузоподъемности с глухим кузовом, т.е. без разгрузочных люков в полу и с торцевыми жесткими стенами. Используя современные механизированные средства и методы производства погрузочно-разгрузочных операций, а также гравитационные свойства сыпучих грузов, специализированные полувагоны с глухим кузовом обеспечивают в эксплуатации значительный технико-экономический и социальный эффект. В табл. 4.6 приведены основные технические характеристики специализированных полувагонов.
Специализированный четырехосный полувагон модели 12-1592 грузоподъемностью 71 т имеет цельнометаллический сварной кузов, боковые стенки которого состоят из каркаса и обшивки из гнутого листа с периодическими гофрами. Торцевые стены состоят из верхней обвязки гнутого профиля, двух боковых швеллеров № 14, двух горизонтальных поясов жесткости омегообразного профиля 110 х 135 х 55 х 6 из гладкой листовой стали толщиной 5 мм.
Специализированный четырехосный полувагон модели 12-1505 (рис. 4.15) разработан на базе универсального полувагона, у которого разгрузочные люки в полу заменены сплошным металлическим настилом 1, а торцевых дверей нет.
Для стока воды и зачистки кузова при подготовке полувагона под погрузку в полу предусмотрены два люка 2, расположенные по диагонали и открывающиеся внутрь кузова. Рама 3 кузова 4 вагона отличается от рамы универсального полувагона тем, что в ней для поддержания металлического настила пола между хребтовой балкой и нижними обвязками боковых стен кузова установлено по дополнительной продольной балке из двутавра № 18. Остальные элементы кузова мало отличаются от элементов кузова универсального полувагона.
Более современную конструкцию кузова и лучшие технические характеристики имеет специализированный четырехосный полувагон модели 12М580 грузоподъемностью 71 т с глухим кузовом. Внутренняя высота кузова объемом до 83 м³ увеличена за счет отсутствия двутавра на хребтовой балке.
Специализированный четырехосный полувагон модели 12-4004 (рис. 4.16) для перевозки технологической щепы от мест ее производства к предприятиям целюлозно-бумажной промышленности по магистральным железным дорогам и по путям промышленного транспорта имеет цельнометаллический сварной кузов.
Боковая стена кузова состоит из каркаса, обшитого металлическими листами двух типов толщиной 3 и 4 мм из гнутых профилей с периодически повторяющимися гофрами. Верхняя составная обвязка замкнутого поперечного сечения сделана из гнутого профиля и уголка. Нижняя обвязка изготовлена из прокатного уголка сечением 160 х 100 х 10 мм. Рама кузова состоит из хребтовой балки, из двух зетов № 31 и двутавра № 19; шкворневых балок коробчатого поперечного сечения из листов толщиной 10 мм; двух концевых балок коробчатого поперечного сечения из двух швеллеров № 27. Верхняя обвязка торцевых стен изготовлена из замкнутого прямоугольного профиля сечением 60 х 80 х 8 мм, а нижняя обвязка — из гнутого уголка сечением 180 х 100 х 8 мм. Поперечные пояса торцевой стены кузова изготовлены из специального профиля, а боковые стойки стены — из швеллера № 12. Обшивка торцевой стены из гладких листов толщиной 5 мм. В полу кузова 22 разгрузочных люка, закрываемые унифицированными крышками.
На Уралвагонзаводе разработаны и построены образцы большегрузных специализированных восьмиосных полувагонов с глухим кузовом габарита 1-Т грузоподъемностью 131 т (модель 12-538) и габарита Т грузоподъемностью 132 т (модель 12-538), в котором впервые в вагоностроении применена более совершенная и надежная шпангоутная заделка боковых стен кузова в раму полувагона. Кузова этих полувагонов изготовлены с наклонными внутрь вагона стенами для облегчения выгрузки сыпучих грузов.
Для перевозки крупнокусковой медной руды от мест ее добычи до металлургических предприятий применяются восьмиосные специализированные полувагоны модели 22-4024 грузоподъемностью 115 т.
Погрузка руды в полувагоны производится экскаваторами с ков¬шами объемом 6—8 м³, а выгрузка — с помощью вагоноопрокидывателей. Цельнометаллический сварной кузов полувагона изготовлен как одна целая конструкция. Рама кузова состоит из двух усиленных зетов № 31 (у), двух концевых, двух шкворневых балок из прокатных металлических листов толщиной 10, 12, 14 мм и промежуточных поперечных балок из гнутого профиля 200 х 120 х 10 мм. Настил пола сделан из стальных листов толщиной 10 мм, каркас боковой стены кузова — из стоек гнутого профиля сечением 160 х 80 х 7 мм, нижняя обвязка — из специального гнутого профиля. Каркас торцевой стены состоит из двух угловых стоек из уголка 125 х 125 х 10, двух вертикальных стоек корытообразного профиля с толщиной стенок 8 мм, верхней обвязки замкнутого профиля 160 х 80 х 7 м и концевой балки рамы полувагона, являющейся также нижней обвязкой. Каркас кузова внутри покрыт обшивкой из металлических листов толщиной 10 мм.
Полувагоны
Полувагон представляет собой железнодорожный грузовой вагон без крыши с высокими бортами. Полувагоны предназначены для перевозки навалочных грузов: руда, уголь, лесоматериалы и т.п., а также контейнеров и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
Разгрузка полувагонов обычно производится двумя способами: выгрузка навалочных грузов самотеком через люки (через борта при использовании вагоноопрокидывателя) или путем вычерпывания груза без открывания люков. Разгрузка полувагонов через люки производится на повышенных путях (эстакадах) или над приемными бункерами. Вычерпывание груза из полувагонов производится грейфером или ковшами. Разгрузка полувагонов путем вычерпывания является менее эффективной, ввиду своей меньшей производительности и необходимости ручной очистки остатков груза из вагона. Более эффективной является разгрузка полувагонов путем их опрокидывания.
Конструкция полувагонов
Кузов полувагона не имеет крыши или в небольшом количестве моделей крыша является съемной. Это обеспечивает удобство, а главное быстроту погрузки грузов (нормативное время погрузки полувагона составляет не более 50 минут). Кузов полувагона может быть глухим или иметь раскрывающиеся торцевые стенки и люки в полу. В левом заднем и правом переднем углу имеется скобтрап.
Полувагоны со съемной крышей объединяют в себе преимущества крытых вагонов и открытых полувагонов. С одной стороны, при снятой крыше они обеспечивают высокую скорость погрузки, с другой – крыша обеспечивает защиту от атмосферных осадков. Для крепления крыши на вагоне используются талрепы, стяжные ремни и т.п. Для установки и снятия крыши возможно применение различных подъемно-транспортных механизмов при условии соблюдения требований по грузоподъемности и правильности строповки.
Виды полувагонов
Полувагоны могут быть:
Технические характеристики полувагонов
Модель | Описание | Грузоподъемность | Масса вагона (тара) | Объём кузова |
11-Н003 | 4-осный вагон для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона с тормозной площадкой | 33 т | 22,4 т | — |
12-119 | 4-осный цельнометаллический полувагон с глухими торцовыми стенами | 69 т | 22,5 т | 76 м 3 |
12-127 | 4-осный цельнометаллический полувагон | 70 т | 23,9 т | 76 м 3 |
12-132 | 4-осный полувагон, с люками в полу и глухими торцовыми стенами | 70 т | 24 т | 88 м 3 |
12-141 | 4-осный цельнометаллический полувагон с глухими торцовыми стенами | 71 т | 23 т | 77 м 3 |
12-141, 12-119 | 4-осный полувагон со съемной крышей | 68 т | 25,6 т | 90 м 3 |
12-146 | 4-осный полувагон со съемной крышей | 64 т | 30 т | 88 м 3 |
12-159 | 4-осный специализированный полувагон для перевозки автомобилей | 64 т | 29 т | — |
12-175 | 4-осный полувагон с глухим кузовом | 69 т | 25 т | 88 м 3 |
12-282 | 4-осный полувагон для перевозки рулонной стали | 70 т | 24 т | — |
12-282М | 4-осный полувагон для перевозки рулонной стали | 70 т | 24 т | — |
12-283 | 4-осный полувагон с глухим кузово | 67 т | 27 т | 132 м 3 |
12-284 | 4-осный полувагон для перевозки бунтов проволки-канатки | 66 т | 28 т | — |
12-288 | 4-осный полувагон для рулонной стали | 69 т | 25 т | — |
12-295 | 4-осный полувагон с глухим кузовом | 71 т | 23 т | 75,2 м 3 |
12-508 | 8-осный полувагон | 125 т | 45,17 т | 137,5 м 3 |
12-532 | 4-осный цельметаллический полувагон | 69 т | 22,2 т | 73 м 3 |
12-726 | 4-осный цельметаллический полувагон | 69 т | 22 т | 73 м 3 |
12-753 | 4-осный полувагон | 69 т | 22,5 т | 74 м 3 |
12-757 | 4-осный полувагон с уширенным дверным проемом | 69 т | 25 т | 85 м 3 |
12-1000 | 4-осный цельнометаллический полувагон | 69 т | 22 т | 73 м 3 |
12-1505 | 4-осный цельнометаллический полувагон с глухим кузовом | 69 т | 21,1 т | 76 м 3 |
12-1592 | 4-осный полувагон с глухим кузовом | 71 т | 21,28 т | 83 м 3 |
12-4004 | 4-осный полувагон для технологической щепы | 58 т | 30 т | 154 м 3 |
12-П152 | 6-осный цельнометаллический полувагон | 94 т | 32,4 т | 106 м 3 |
12-П153 | 4-осный полувагон с тормозной площадкой | 63 т | 23,2 т | 64 м 3 |
13-Н001 | 4-осный вагон для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона | 33 т | 21 т | — |
13-Н001 | 4-осный вагон для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона | 33 т | 21 т | — |
19-923a | 4-осный полувагон для сыпучих стройматериалов | 70 т | 22 т | 61 м 3 |
20-471 | 4-осный полувагон-хоппер для горячих окатышей | 65 т | 23 т | 42 м 3 |
20-480 | 4-осный полувагон-хоппер для горячих окатышей и агломерата | 70 т | 22 т | — |
20-4015 | 4-осный вагон для горячих окатышей | 75 т | 25 т | 45 м 3 |
22-445 | 4-осный полувагон-хоппер для кокса | 59 т | 30 т | 118 м 3 |
22-466 | 8-осный полувагон с глухим кузовом для медной руды | 105 т | 44,4 т | 63,3 м 3 |
22-473 | 4-осный полувагон-хоппер для торфа | 58 т | 25,5 т | 110 м 3 |
22-478 | 4-осный цельнометаллический полувагон для технологической щепы | 70 т | 22 т | 61 м 3 |
22-4003 | 4-осный вагон-хоппер для угля | 90 т | 29,5 т | 83 м 3 |
22-4008 | 4-осный полувагон для сыпучих металлических грузов | 100 т | 28 т | 60 м 3 |
22-4024 | 8-осный полувагон с глухим кузовом для медной руды | 115 т | 46 т | 71 м 3 |
22-4070 | 4-осный вагон-хоппер для охлажденного кокса | 61 т | 32,8 т | 130 м 3 |
25-4086 | 4-осный вагон-хоппер для сыпучих грузов | 71 т | 23 т | 50 м 3 |
55-76, 55-76М | 4-осный хоппер-дозатор | 76 т | 24 т | 44,5 м 3 |
55-320 | 4-осный саморазгружающийся полувагон | 72 т | 21 т | 45 / 41 м 3 |
55-3100 | 4-осный саморазгружающийся полувагон | 75 т | 25 т | 80 м 3 |
Инновационные полувагоны
С недавних пор на железной дороге появились, так называемые, инновационные полувагоны. Новые инновационные полувагоны отличаются улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками. Срок службы инновационного полувагона выше и составляет 32 года в отличие от универсального полувагона, который служит всего 22 года. Объем кузова также больше и составляет 94 кубических метра против 88 у универсального полувагона. Грузоподъемность нового полувагона составляет 75 тонн, что на 5,5 тонн больше, чем у обычного универсального полувагона. В настоящее время наиболее крупными производителями инновационных полувагонов являются АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВК) и ПАО «НПК «Объединённая вагонная компания» (ОВК).