почему футбольное поле открытое

На матчах АПЛ полные стадионы. Как у Англии это получилось?

Помогли темпы вакцинации.

АПЛ радует не только сенсационным «Брендфордом» и голами на «Олд Траффорд», но и полными трибунами. Впервые с марта-2020 стадионы Великобритании открыты без ограничений по вместимости. 10 матчей первого уикенда посетят около 400 тысяч зрителей, а игры всех дивизионов Англии, Шотландии и Уэльса – почти 850 тысяч.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

При этом другие европейские лиги начинают сезон с существенными ограничениями: Бундеслига открыла лишь 50% мест или 25 тысяч максимум на самых больших аренах, Ла Лига – 40%. Стартующая на неделю позже Серия А тоже отдаст в продажу только 40% билетов.

Разбираемся, как у Англии получилось допустить болельщиков на футбол.

Как Англия пришла к полным стадионам?

До 19 июля в Англии действовали последние ковидные ограничения: жесткие требования работали в отношении массовых мероприятий, ношение масок было обязательно в большинстве помещений, а в ресторанах и пабах разрешали обслуживание только за столами – никаких стоящих у бара компаний.

Месяц назад правительство дало добро на переход в финальную стадию выхода из локдауна. Маски теперь требуют только в общественном транспорте (и некоторых заведениях, магазинах и других помещениях – на усмотрение владельцев), концерты и публичные мероприятия могут проходить почти без ограничений.

Причина такого успеха – в бешеных темпах вакцинации. В день вакцину получают по 200 тысяч человек (на пике процесса в апреле-июне – до полумиллиона в день), к середине августа первую дозу получили 70% взрослого населения Великобритании, полностью вакцинированы 60%.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

При этом до конца пандемии еще далеко: ежедневно регистрируют до 30 тысяч новых случаев заболевших (на пике второй волны в январе было до 60 тысяч в сутки), подавляющее большинство – со штамом дельта. Но люди гораздо реже попадают в больницы (сейчас в госпиталях находятся 5 тысяч, в январе было 35 тысяч) и гораздо реже умирают (порядка 100 человек в день против тысячи в прошлый пик).

Цифры позволили снять последние ограничения, и все лето английский футбол постепенно наращивал обороты. На два финальных тура АПЛ пустили до 10 тысяч зрителей на каждый стадион, групповой этап Евро на «Уэмбли» прошел при 20 тысячах болельщиков, плей-офф – при 45 тысячах, полуфиналы и финал –при 65. И, наконец, на все матчи нового сезона разрешили полную вместимость.

Надо заметить, что Британия не сильно опережает другие европейские страны по темпам вакцинации. В процентном соотношении в резко ускорившей программу в июне Испании привили даже больше: первую и вторую дозу получили 73% и 62% населения соответственно. У остальных стран с топ-лигами цифры похожие: в Германии 61% и 56%, в Италии – 67% и 56%, во Франции – 67% и 51%.

Но английские футбольные власти оказались смелее.

Какие правила для фанатов, журналистов и игроков?

Требования для посещающих матчи довольно просты. У всех болельщиков старше 18 лет должен быть QR-код с доказательством полной вакцинации (двумя дозами одной из трех одобренных в Великобритании вакцин: Pfizer, Astrazeneca или Moderna; вторая доза должна быть получена как минимум за 14 дней до матча) или негативный результат теста, сделанного не раньше, чем за 48 часов до игры.

Важно: код или результат не требуют предъявить на входе или при покупке билетов, но лига может проводить случайные проверки среди зрителей.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Билеты на матчи сейчас продают всем желающим, но в октябре после очередного правительственного пересмотра правил можно ожидать введения «паспортов вакцинации» – по ним на матч смогут попасть только полностью вакцинированные. Решение еще не принято, но многие клубы и объединения болельщиков недовольны: например, это лишит возможности попасть на стадион людей, которым запрещено вакцинироваться по медицинским показаниям.

Многие клубы решили требовать доказательства вакцинации или результаты теста уже сейчас: «Челси» требовал подтверждения при входе на стадион, так же планируют действовать «Тоттенхэм» и «Брайтон», а «Эвертон» настоятельно просит сделать тест даже подростков старше 12 лет.

Маски рекомендовано носить в подтрибунных помещениях, а вот требований соблюдать социальную дистанцию больше нет.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Для журналистов и работающего вблизи игроков персонала правила чуть серьезнее: к вакцинации/тестированию добавляется требование носить маски на кромке поля, где проводятся предматчевые включения и послематчевые интервью. На практике, как показал матч на «Олд Траффорд», это реализуется слабо: исправно маски носят только стюарды и операторы со звукорежиссерами, тогда как все сотрудники пресс-служб клубов и журналисты довольно быстро от них избавились.

Из хороших новостей для журналистов: на стадионах открыли пресс-центры для работы и буфеты, где корреспондентов кормят горячей едой. Эта новость вызвала у прессы в Манчестере едва ли не самые яркие эмоции на матче «Юнайтед».

Клубы находятся пока под самым жестким контролем: тестирование на базах будет как и в концовке прошлого сезона проходить раз в две недели, игрокам с положительными тестами не избежать самоизоляции. Из-за этого, например, Райан Бертранд пропустил матч «Лестера» против «Вулвз».

До октября обязательных требований о вакцинации игроков не предвидится. Уже сейчас ясно, что привились пока не все: Ромелу Лукаку пока не присоединился к «Челси» и находится в карантине, хотя для вакцинированных жителей ЕС в Британии карантин не требуется (возможно, карантин – решение клуба, а не обязательное требование).

Команды все также выходят на поле по очереди и не жмут руки перед матчем, а вот обмен футболок после снова разрешен – как и объятия при праздновании голов, хотя это ограничение нарушали в прошлом году все.

Кстати, если в прошлом сезоне мяч попадал на трибуны, его нужно было продезинфицировать. Сейчас это не требуется. В матче «Манчестер Юнайтед» – «Лидс» прилетевший в ложу прессы мяч тут же отправился обратно Люку Шоу.

Какие изменения будут дальше?

Главное напрашивающееся изменение: место проведения послематчевых интервью. Сейчас АПЛ старается минимизировать количество людей в подтрибунке возле раздевалок и проводит общение с телевизионщиками на кромке поля. Это отлично работало на пустых стадионах, но при болельщиках футболисты и корреспонденты почти не слышат друг друга. Коллеги из АПЛ, отвечающие за работу прессы, уже сказали, что постараются изменить ситуацию и вернуть флеш-интервью в более тихие места.

Правительство Великобритании, а вместе с ним и АПЛ, ожидают следующего пересмотра правил посещения массовых мероприятий в октябре. Возможно, все станет еще лучше.

Источник

Проектирование стадионов

Так уж сложилось, что по профессии я проектировщик мостовых сооружений и зачастую интересуюсь смежными областями строительства.

И вот как-то раз выхожу я с утра на балкон и вижу детскую площадку во дворе. В голове возникает мысль – «блин, почему бы тут не построить футбольную коробку».

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

В течение двух недель изучил необходимую документацию, составил небольшой проект. Благо на такую коробку многого не надо, обсчитал примерную стоимость и пошел к председателям местным многоэтажек. Которые быстро послали меня куда подальше…

В общем, коробка во дворе не появилась, зато у меня возникло желание узнать, как строятся большие стадионы. Постараюсь донести эту информацию максимально доступно и понятно для вас. К сожалению, некоторые моменты, наподобие расчета каркаса, фундаментов и т.д. упущу, но если будет интересно, опубликую отдельным материалом.

P.S. Большинство моментов будет рассмотрено на примере проекта реконструкции «Лужников», но временами будут проскакивать и другие стадионы для ЧМ-2018. Все фотографии кликабельны.

Часть 1. Общие сведения

Итак, представьте себе, что вы миллиардер, владеете частным футбольным клубом и решились построить для своего детища футбольный стадион, скажем, на 20 тысяч человек. Вопрос денег вас не волнует, вы нашли крутую проектную организацию и заключили с ними контракт на разработку проектной документации по строительству стадиона.

При заключении контракта на проектирование, составляется техническое задание, в котором прописываются все основные моменты. Пример техзадания можно посмотреть тут.

С чего начинает работу проектная организация?

Предположим, что у вас есть земля под строительство стадиона и этот вопрос вас никак не побеспокоит.

В-первую очередь, проектировщики, сами, при наличии у них необходимых СРО, или через субподрядчиков нанимают изыскателей.

Данные люди, выполняют инженерно-геологические, экологические, гидрометеорологические и геодезические изыскания.

Их задача – узнать об участке строительства все что можно. Какие грунты на участке, какая среднемесячная температура, количество осадков, получить отметки с помощью геодезических изысканий и т.д.

После всех работ, они формируют отчет и представляют его проектировщикам.

Вот тут и наступают тяжелые рабочие будни.

Теперь, проектировщики должны нанести план стадиона, определиться в общих чертах с его размерами, понять подходят ли грунты на данном участке, вообще, для строительства, какие мероприятия необходимы, чтобы стадион «стоял».

Сейчас не особо хочется вдаваться в расчетную часть, да и вам, думаю, это будет не особо интересно. Поэтому предлагаю поговорить о самых важных моментах планировки футбольного стадиона.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

План стадиона к ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде

Часть 2. С чего начать проектировщику?

Самое важное в нашей стране – понять по каким нормам можно проектировать, а по каким нет. К сожалению, после развала Советского Союза информационная база до сих пор не приведена в порядок. В каких то областях действительны СНиПы, в каких то уже СП, есть ГОСТы и ГОСТ Р.

Итак, какие есть нормативные документы по футбольным стадионам.

Также, не стоит забывать и об общих нормах, наподобие «террористическая безопасность», «пожарная безопасность», «освещение» и т.д. и т.п.

Продолжая говорить о нормах, стоит упомянуть очень интересный момент – сейчас разрабатывается СП ххх.13330.2016 «Стадионы футбольные. Правила проектирования».

Данный документ еще не утвержден, но первую версию уже сейчас можно найти в интернете. Так как этот документ скоро станет главным в интересующей нас области, от его демо-версии мы и будем отталкиваться.

Так как в самом начале мы задались целью построить стадион на двадцать тысяч мест, то сейчас самое время понять – какой категории будет относиться стадион. По указанному выше документу определяем, что это категория Первая (ABC).

Само футбольное поля, для данной категории по размерам – 105 на 68 метров.

Обязателен навес над всеми трибунами, газон натуральный, высокого (!) качества.

Раз уж заговорили о размерах поля. Все мы знаем, что от «точки» до ворот – 11 метров. А знаете ли вы размеры вратарской, штрафной, центрального круга? Нет? Вот вам картинка!

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Часть 3. Конструктивные решения.

Вернемся к нашим проектным делам.

Чуть не упустил очень важную деталь. Каждый объект на планете Земля имеет свой собственный вес, которым он «давит» на пол, землю, какую-либо конструкцию. Все нагрузки, которые будут действовать на наш стадион должны учитываться. На картинке ниже показаны нагрузки от тех или иных конструкций. Например от офисов – 2кН/м2. Что это значит простым языком? Представьте, что вы купили ящик размером 1х1 метр и засыпали его гвоздями. И вот вес этого ящика+гвоздей равен 200 килограмм и он давит вот этим своим весом на 1м2. Все нагрузки умножаются на определенный коэфициент запаса зависящий, как от степени важности объекта, так и от вида нагрузки

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Нагрузки на стадионе «Лужники»

Итак, мы определились с положением стадиона, размерами поля. Переходим к конструктивным решениям.

Что сюда можно отнести?

1. Бетонные/металлические конструкции. В первую очередь я говорю о каркасе здания. По-сути, вы строите большой, круглой (овоидальный) жилой дом. В нем есть свои «жилые» помещения, кухня, прихожие и даже туалеты. Необходимо определиться с размерами, понять, где будут располагаться наши комнаты и квартиры, и от этого плясать дальше в плане назначения общих размеров. Новый СП регулирует минимальные размеры судейской, раздевалок, допинг-центра, залов для пресс-конференции (и т.д.), а также предлагает их примерное расположение.

Интересно, что в проекте по «Лужникам», все бетонные конструкции выполняются из бетона (простите за тавтологию) марки B45. B45 означает, что его средняя прочность 589 кгс/см2

По бетонным конструкциям приведу один скриншот из проекта по «Лужникам»

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Стадион «Лужники». Усиление существующих конструкций.

2. Водоотвод/дренажная система

Все прекрасно понимают, что водоотвод одна из самых важных частей при проектировании футбольного поля. Что произойдет, если на поле будет вода, объяснять никому не приходится.

Как происходит водоотвод. На поле по всему периметру располагаются дренажные трубы. Само поле сделано с небольшим продольным и поперечным уклоном, дабы вода стекала к краям. СП-31-115-2006 предлагает нам по краям поля устраивать открытый водоотводной лоток. Сам я такого никогда не видел, поэтому применяют ли это сейчас или нет – врать не буду. Если так, то вода должна из лотка попадать в приемный колодец откуда уже в общий резервуар, а далее в коллектор. Не нашел нигде норм по проектированию дождеприемных сооружений на стадионах, но если почитать СП 32.13330.2012 «Канализация», то расстояние между дождеприемными колодцами должна составлять не более 80 метров, а в сеть нельзя подключать более 2 колодцев.

К сожалению, не удалось найти конкретного примера водоотовода на стадионе

Устройство крышли/кровли/навесов предлагаю разобрать вкратце на примере проекта по реконструкции «Лужников».

Первоначально все просчитывается на нагрузки

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Нагрузки на навес на стадионе «Лужники».

Далее составляется таблица с вариантами нагрузок и просчитывается самый неблагоприятный вариант

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Комбинация нагрузок на навес на стадионе «Лужники».

После выполняется расчет – могут ли наши конструкции выдержать заданную нагрузку. Сейчас, сложно представить, чтобы такой трудоемкий расчет выполнялся в ручную. Вот и проектировщики реконструкции «Лужников» воспользовались программным комплексом «ЛИРА». К сожалению, не могу сказать, какие еще программные комплексы используются для расчет навесов, могу только предположить, что можно использовать большинство программ действующих по методу конечных элементов.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Конструкция навеса «Лужников» в программном комплексе «ЛИРА»

У многих может возникнуть вопрос, а как монтируется такой козырек? Ответ на картинке ниже

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Схема монтажа навеса на стадионе «Лужники»

4. Места для зрителей.

Вот тут мы можем говорить очень долго, поэтому я просто оставлю эту картинку здесь.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Расположение зрительских рядов

Как я уже сказал ранее, минимально освещение для стадиона нашей категории – 2000 люкс. Люкс – это единица измерения освещенности в международной системе единиц. Что такое 2000 люкс? Представьте освещение в пасмурный день, а затем умножьте на 2.

Газон или само поле делается с определенным уклоном. Максимальный, как поперечный или продольный, это 8 промиль. То есть на 1 метр длины, 8 мм в высоту.

По поводу «пирога» футбольного поля. Тут многое зависит от местной климатологии. СП 31 рекомендует укладывать поле на щебеночное основание толщиной до 20 см с поперечными и продольными уклонами 4 промилли по слою геотекстиля.

О самом важном, я вроде как рассказал, переходим к следующей части.

Часть 4. Лирическое отступление

В процессе подготовки материала наткнулся на приказ Министерства спорта от 10 сентября 2012 «Об утверждении типовых требований к техническим заданиям на проектирование строительства или реконструкции стадионов, создаваемых в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации (с изменениями на 15 января 2015 года)».

В одном из пунктов этого документа регламентируется кол-во зрительских мест на стадионах для ЧМ. Вот что там есть:

для стадиона, предназначенного для проведения матчей группового этапа и (или) 1/8 финала, и (или) 1/4 финала и (или) матча за 3-е место, вместимость трибун должна быть не менее 40000 мест; — для стадиона, предназначенного для проведения матчей полуфинала, вместимость трибун должна быть не менее 60000 мест; — для стадиона, предназначенного для проведения матчей открытия и (или) финала, вместимость трибун должна быть не менее 80000 мест; — общая вместимость зрительских мест стадиона должна быть больше вместимости трибун на 10%;

То есть каждый стадион должен вмешать не менее 40000 тысяч человек. Меня интересует следующий момент. Матчи ¼ пройдут в Нижнем Новгороде, Казани, Сочи, Самаре. Как вы думаете, после ЧМ эти стадионы хоть раз будут заполнены до отказа.

Если верить некоторым сайтам, на указанных стадионах после ЧМ вместимость сократят до 30-35 тысяч человек. Вам не кажется это странным?

Часть 5. Планирование территории около стадиона

Планирование территории вокруг стадиона не менее важно, чем сам стадион. Необходимо помнить, что тут будет располагаться вся инфраструктура объекта: парковки, магазины, зоны безопасности. Также следует учитывать и расположение маршрутов транспортных средств; расположение жилых зон. Жители близлежащих домов не должны страдать от шума во время производства работ, а также от болельщиков приходящих на матчи. К сожалению, конкретных размеров привести не получится, так как тут все зависит от местной инфраструктуры, поэтому просто приведу пример расположения объектов из СП.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Зонирование территорий по новому СП

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Зонирование территории вокруг «Лужников»

На этом, первую часть данного текста придется закончить – уж слишком много букв. О чем бы я хотел рассказать еще или остановиться подробнее – решать вам. Вот, что я предлагаю:

Источник

Спорт, шопинг и мировые шоу: как оснащаются современные стадионы

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Сегодня многие мировые стадионы выбирают концепцию широкой многофункциональности, сочетая разные возможности и элементы, которые делают спортивную площадку конкурентоспособной, эффективной и привлекательной.

О том, что такое многофункциональные стадионы, как они оснащаются и развиваются сегодня — в нашем материале.

Домашние арены для гостей

Первая необходимость для современных стадионов — не быть площадкой для одного вида спорта, а иметь возможность принимать другие соревнования и проводить масштабные мероприятия. По этому пути идут многие крупные арены Европы и Америки. Например, лондонский O2 Arena — один из самых больших крытых европейских стадионов, который может вместить до 23 тыс. человек. С момента открытия в 2007 году здесь проходили соревнования по спортивной гимнастике и прыжкам на батуте (чемпионат мира по спортивной гимнастике 2009 года и Олимпиада 2012 года), боксу, баскетболу, дартсу, хоккею, теннису и профессиональному рестлингу, а также множество концертов национальных и мировых звезд. Проводить все это позволяют технические возможности площадки — план рассадки меняется, и стадион легко может быть преобразован в каток, баскетбольную или концертную площадку, выставочные площади и место для конференций.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Подобная концепция и у стадиона Madison Square Garden в Нью-Йорке. Это домашняя арена для двух команд из разных видов спорта: «Нью-Йорк Рейнджерс» (НХЛ) и «Нью-Йорк Никс» (НБА). Но арена принимает и другие соревнования и концерты — ежегодно здесь проходит более 300 мероприятий.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Многофункциональность — основная идея и для московского спортивного комплекса «ВТБ Арена», построенного на месте реконструируемого стадиона «Динамо». Комплекс общей площадью 320 тыс. кв. м объединяет две спортивные площадки: Центральный футбольный стадион «Динамо» имени Льва Яшина (вместимость во время футбольных матчей — 25,7 тыс. человек, во время концертов — до 33 тыс. человек) и универсальную площадку «ВТБ Арена» (вместимость: до 11 тыс. человек во время хоккейных матчей, до 14 тыс. человек в зависимости от мероприятия).

Волна трибун

Сочетать возможности для проведения разных по формату мероприятий на многоцелевых стадионах позволяют новые технологии. В частности, это трансформируемые трибуны.

Справка: movable seating — подвижные сиденья или, как их еще называют, трансформируемые (модулируемые) трибуны. Технология позволяет перемещать части трибун для изменения формы и размера игрового поля, чтобы на одном и том же стадионе проводить соревнования в разных видах спорта.

Например, на стадионе «Доклендс» (он же Marvel Stadium) в австралийском Мельбурне технология позволяет трансформировать трибуны из прямоугольной формы в эллипс и обратно, для чего четыре яруса первого уровня перемещаются на 18 м вперед и, соответственно, назад. «Доклендс» — второй по величине стадион Австралии, где проводится множество крупных спортивных мероприятий. В основном он используется для футбола по австралийским правилам и крикета (для чего, кстати, и нужна овальная форма), но проводит также традиционные футбольные матчи, соревнования по регби и концерты.

Чаще всего стадионы с трибунами-трансформерами встречаются в Северной Америке, где в принципе больше, чем где бы то ни было, мегапопулярных зрелищных видов спорта. Там очень востребованы площадки, которые подойдут и для американского футбола, и для традиционного, и для бейсбола, и для массовых музыкальных шоу. Такие стадионы есть, например, в Атланте (стадион Mercedes-Benz), в Миннеаполисе (Стадион US Bank), Окленде (Oakland-Alameda County Coliseum) и много где еще. Несколько примеров имеется в Европе (в Англии и Франции).

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

В России автоматические трибуны-трансформеры есть только в одном месте — на «ВТБ Арене» в Москве. Подвижность трибун позволяет создавать хоккейные площадки трех размеров: европейский вариант (ИИХФ) — 30х60 м, финский — 28х60 м и североамериканский — 26х60 м. Современные стандарты международных турниров НХЛ требуют конфигурацию финской площадки 30*60. И площадка «ВТБ Арена» первая перешла на эту конфигурацию, рассказал генеральный директор УК «Динамо», проект «ВТБ Арена парк», Андрей Лунтовский.

Более того, хоккейную коробку можно переделать в баскетбольную и волейбольную площадку, боксерский ринг или концертный зал. Нижние ярусы — телескопические, они полностью управляются компьютером и при необходимости могут убираться автоматически. Если нужны дополнительные ряды (например, для больших концертов), то основная часть трибун поднимается на 5 м и из-под них выкатываются недостающие.

Фактически видоизменить арену (переставить трибуны, смонтировать и демонтировать покрытия, бортики, стекла, защитные сетки) можно буквально за ночь. Без использования трансформеров на это уходило бы как минимум несколько дней.

Для полной трансформации площадки потребуется от 10 до 12 часов и пять-шесть человек персонала.

Юлия Никуличева, руководитель отдела стратегического консалтинга компании JLL:

— Основная проблема всех классических футбольных стадионов в том, что они используются домашней командой 18 раз в году. В России еще есть проблема с климатом: если это открытый стадион, то его можно использовать только в теплое время года. Чтобы повысить доходность проекта, подобные объекты должны быть максимально гибкими с точки зрения приспособления его для разных событий (праздников, шоу, концертов), и таким образом доходность проекта улучшается. Поэтому и возникла потребность в реализации объектов-трансформеров, на которых можно проводить различные мероприятия и в короткие сроки конвертировать пространства от одного формата мероприятия в другое.

Кроме уникальных трибун, арена и стадион оборудованы креслами британской компании Bluecube — крупнейшим мировым лидером по производству сидений для спортивных объектов. Они оснастили креслами такие известные объекты, как футбольный стадион «Уэмбли» и Олимпийский стадион в Лондоне, а также стадионы в Бразилии, Саудовской Аравии, США, Сингапуре, Швеции, Голландии, Дании и во многих других странах. Сидения на арене состоят из материала с акустическим поглощением, не допускающим звуковых вибраций.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Идеальный газон VS картофельное поле

«Огород» и «поле с картошкой» — популярные болельщицкие эпитеты для плохих стадионных газонов. Хорошее покрытие должно быть идеальным, и добиться этого непросто. В современных реалиях стадионный газон — это очень сложное инженерное сооружение, к которому сегодня предъявляются крайне высокие требования. Оценка качества игровой поверхности футбольного поля проводится по многим показателям: густота, плотность, высота и прочность травяного покрова, длина корневой системы, температура игровой поверхности, влажность корнеобитаемого слоя.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Андрей Лунтовский, генеральный директор УК «Динамо», проект «ВТБ Арена парк»:

— Специфика заключается в том, что газон футбольного поля необходимо содержать в игровой кондиции практически в течение всего года. Газон растет в чаше стадиона, и, как следствие, освещенность и воздухообмен для его нормального роста и восстановления недостаточны, возникает необходимость в дополнительном освещение и вентиляции. В период, когда среднесуточная температура опускается ниже 6–8 о С, поле начинают подогревать, а в период сильных заморозков укрывают специальным покрывалом, при этом четко следят за перепадом дневных и ночных температур, чтобы газон не замерз. Газон растет на песчаной подушке, поэтому программа полива и питания покрытия более интенсивная, чем на обычном грунтовом футбольном поле. Уход за газоном — это комплекс сложных агротехнических мероприятий, который направлен на скорейшее восстановление газона после мероприятий и его 100%-ное состояние для будущих игр.

Чтобы принимать матчи мирового уровня, поле должно иметь покрытие, соответствующее высоким стандартам FIFA. В частности, одно из требований касается систем укрепления газона. Они повсеместно используются для игровых полей: во время игр поверхность поля изнашивается, а качество и целостность газона необходимы для его эксплуатации во время всего турнира. Укрепление покрытия обеспечивает его стабильность и прочность.

«Мы руководствуемся требованиями к футбольным полям, на которых проводятся матчи РПЛ, UEFA, игры Национальной сборной России, а также мы учитываем требования FIFA, — поясняет Андрей Лунтовский. — В соблюдении указанных выше требований огромное значение имеет укрепление и стабилизация корнеобитаемого слоя футбольного поля. В нашем случае — это прошивка поля полимерным волокном. Прошитое поле лучше переносит эксплуатационную и игровую нагрузку, улучшает визуальную картинку, лучше восстанавливается».

Справка: газон на Центральном футбольном стадионе «Динамо» состоит из десяти видов трав. Под ним проходит около 30 км труб, отвечающих за вентиляцию, дренаж, полив и подогрев. Глубина прошивки поля составляет 18 см.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Большие люди большого спорта

Отдельная часть инфраструктуры современных стадионов — зоны повышенного комфорта. Создание специальных бизнес-лож для VIP-болельщиков, где можно просматривать спортивное соревнование в особо комфортных условиях, — важная составляющая, повышающая окупаемость стадионов. Сегодня зрелищные спортивные и культурные мероприятия — отличный повод увидеться с бизнес-партнерами или просто с друзьями, в ложах стало популярно проводить деловые переговоры, отмечать дни рождения, интересные события или просто насладиться игрой любимой команды.

«Зарубежные стадионы давно используют ложи для привлечения состоятельных болельщиков, — отмечает Андрей Лунтовский. — Стоимость годовой аренды лож за границей варьируется от €80 тыс. до €225 тыс. в зависимости от времени покупки, удаленности от центра трибуны, размера, набора услуг. Российские стадионы становятся все более клиентоориентированными, у нас в стране сегодня активно развивается культура семейных лож, также становится популярной покупка лож корпоративными клиентами, которые таким образом могут привлекать потенциальных партнеров».

Справка: VIP-ложи можно выкупать (арендовать) на долгий срок — от одного года. В этом случае арендаторы обычно оформляют их по своему желанию и порой подходят к этому очень творчески. Например, на стадионе Coface Arena в немецком Майнце производитель Heinz оформил свою ложу бутылочками с кетчупом. А на разных стадионах Гамбурга есть ложи, стилизованные под мастерскую, спортивную раздевалку, кухню.

Но главная особенность современных VIP-лож все-таки не дизайн, а набор услуг. Стандартно это приватность, лучшие виды на игровое поле, обслуживание и ресторанное меню, остальное опционально. В частности, домашний стадион «Баварии» — «Альянц Арена» в Мюнхене — арендаторам каждой из 106 лож предлагает ресторанные блюда и скидки на товары клубных магазинов. На стадионе Imtech Arena в Гамбурге — специальная кухня, которой руководит один из лучших шеф-поваров Германии Тим Мальцер.

VIP-ложи на стадионе «ВТБ Арена»

Московский футбольный стадион «Динамо» — 26 VIP-лож на 13–20 человек и VVIP-ложа на 100 человек.

Универсальная крытая «ВТБ Арена» — 44 VIP-ложи на 6–11 человек и корпоративный зал на 60 человек.

Программы для гостей: ложу можно выкупить на год или на отдельно взятое мероприятие.

Сервис: кейтеринг, персональные хостес, официанты, место на парковке, удобный вход с паркинга по специальному лифту, что позволяет гостям не пересекаться с потоками болельщиков.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Что говорит комментатор?

Формулировка «собрать стадион» известна со времен позднего Советского Союза. В этом ключе говорили о неслыханной популярности эстрадных звезд, чьих поклонников просто не мог вместить ни один концертный зал. Тогда стадионы использовались как концертные площадки исключительно из-за вместимости, других преимуществ у них не было абсолютно никаких: звук зачастую был ужасный, а артисты с дальних от сцены трибун казались движущимися точками.

Современная Россия приняла западный подход: концерт на стадионе — это нормально; это значит, что площадка позволяет сделать большое зрелищное шоу и привлечь большое количество зрителей. Профильных концертных площадок, которые по набору характеристик могли бы сравниться со стадионами, на самом деле немного. Собственно, сегодня стадионы и стали теми самыми профильными музыкальными площадками. Но к визуальному и звуковому оформлению спортивных мероприятий требования тоже высоки.

В контексте качества звука сегодня принято говорить о равномерности звукового покрытия на площадке, хорошем звуковом давлении, детализации речи и музыки. Иными словами, посетитель, занимая любое место на любой трибуне, должен хорошо слышать конферансье или комментатора и музыкальное сопровождение, а также сигналы системы оповещения и пожаробезопасности. То же самое должно происходить и на игровом поле. Одновременно присутствующих не должны беспокоить эхо, дискомфортные шумы и вибрации. При установке звуковых систем обязательно учитываются конфигурация и другие параметры здания, которые могут влиять на звук.

Справка: На Центральном футбольном стадионе «Динамо» и крытой «ВТБ Арене» в Москве используется новейшее звуковое оборудование — акустическая система компании L-Acoustics. Системы L-Acoustics показывают высокий уровень детализации звука (соответствуют требуемым индексам разборчивости речевых материалов — STI), равномерности покрытия и звукового давления. В частности, системы звукоусиления на стадионе «Динамо» и «ВТБ Арене» делятся на две части: озвучивают зрительские трибуны и само игровое поле.

Моделями этой системы оснащены очень многие крупные стадионы мира, и именно ее чаще всего требуют в своих райдерах мировые музыкальные звезды. Что еще интересно: для установки системы инженеры L-Acoustics используют собственную программу Soundvision, на которой создаются электроакустические трехмерные модели звуковых решений для конкретного стадиона. То есть позволяют создать систему для конкретного объекта еще до установки. Наконец, системы L-Acoustics легкие, удобные и безопасные, что важно, поскольку многие их части монтируются непосредственно над головами зрителей.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Хроника лучших голов

Качественное визуальное оборудование — еще одна необходимая составляющая оснащения современного многоцелевого стадиона. Ход игры, интересные моменты, эмоции игроков, ревущие трибуны болельщиков — выведение всего этого на экраны сопровождает почти все зрелищные спортивные мероприятия. Масштабные концерты тоже не обходятся без экранов: на них транслируется как происходящее на сцене, так и заготовки музыкантов — клипы и прочее визуальное оформление шоу. Не забываем и о демонстрации рекламы — важном источнике заработка для владельцев стадиона.

На крупных стадионах обычно размещают сразу несколько экранов, а арены закрытого типа часто оборудуются подвешенными медиакубами.

Справка: медиакуб — это наиболее совершенный способ отображения табло, применяемый сегодня на ледовых аренах и крытых спортивных стадионах. Это конструкция из четырех и более LED-экранов, скрепленных в форме призмы или куба, которая подвешивается над игровым полем.

Например, на стадионе «ВТБ-Арена» установлен самый большой в России медиакуб от фирмы Barco. Он имеет четыре основные грани (6,2 х 5,4 м), четыре угловые грани (1 х 5,4 м), а также верхнее и нижнее кольца для бегущих строк. Вес медиакуба, установленного на «ВТБ Арене» составляет 11 тонн. Кроме того, площадка оснащена двумя видеотабло (6,4 х 3,8 м) и видеобортом «Megalux» (38,4 х 0,8 м). Все это создает отличный обзор со всех точек стадиона. Центральный стадион «Динамо» тоже оснащен современными мультимедийными системами, среди которых плазмы и LED-строка по периметру футбольного поля.

почему футбольное поле открытое. Смотреть фото почему футбольное поле открытое. Смотреть картинку почему футбольное поле открытое. Картинка про почему футбольное поле открытое. Фото почему футбольное поле открытое

Шопинг — тоже спорт

Вторая насущная потребность современных стадионов — создать разнообразную и привлекательную инфраструктуру, позволяющую зарабатывать не только на спорте.

Современные спортивные объекты порой совмещают объекты, которые раньше казались далекими друг от друга. Одно из нововведений в инфраструктуру спортивных комплексов — торговые центры. Например, в составе комплекса «ВТБ Арена» есть торговый центр «Арена Плаза» площадью порядка 20 тыс. кв. м. Он расположен под спортивной частью и включает якорный супермаркет «Перекресток», спортивный клуб, более 90 магазинов торговой галереи и фуд-корт, вместимость которого порядка 600 человек. На подземном уровне также расположена парковка, вмещающая более 700 машин.

Эксперименты с совмещением спортивной и торговой функций на стадионах редко, но встречаются в мировой практике. Например, торговый центр есть в составе построенного к чемпионату мира по футболу 2014 года спортивного комплекса «Арена дас Дунас» в бразильском Натале. Стадион Allianz Stadium в Италии, в Турине и арена Dragon Stadium в португальском Порту тоже имеют торговые центры в свой инфраструктуре. Запланированная масштабная реконструкция стадиона мадридского ФК «Реал Мадрид» — «Сантьяго Бернабеу» — тоже предполагает расположение под трибунами торгового центра. В Сербии есть еще более любопытный пример — стадион футбольного клуба «Вождовац» расположен прямо на крыше торгового центра.

Борис Маца, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International:

— В мировой практике существуют лишь единичные примеры совмещения двух арен с различным назначением под крышей одного стадиона, так как мультиформатность накладывает удвоенные требования к местам общего пользования, входным группам, подъездным путям, а также сопутствующей инфраструктуре. При этом совмещение стадиона с полноформатным торговым центром встречается еще реже — как правило, торговля присутствует либо в самом стадионе в выделенных помещениях с отдельными входами с фасада или ограничивается выделенной зоной общественного питания. Молл является полноценной частью здания, имеющей собственный трафик и важное значение в коммерциализации объекта. В отличие от большинства зарубежных примеров в проекте «ВТБ Арена» торговый центр расположен на всей площади первого этажа здания, что существенно расширяет возможности синергии трафика и повышает комфорт посетителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *