почему баня так называется
История русской бани.
Сложно сказать откуда появилась любовь человечества к бане. Многие авторы, изучавшие данный вопрос, говорят, что скорее всего прообразом бани послужили природные горячие источники. Древние люди заметили благотворное влияние на здоровье горячей воды и пара, и попытались моделировать это в искусственных условиях.
Принято считать, что первые бани появились в Древней Греции. И только благодаря им мир узнал о существовании бани. Однако, еще задолго до появления Колумба в Америке, древние индейцы Северной и Южной Америки устраивали себе банные дни.
Индейцы Северной Америки использовали обычный вигвам в котором нагретые камни поливали водой.
Японцы парились в бочках с нагретыми опилками, а для мыться использовали бочки с чистой водой.
В древней Индии в каждом доме были ванные комнаты, а в древней Ирландии археологи до сих пор находят ямы для потения, выкопанные в земле.
В Англии в 12-13 вв. в качестве бани использовалась бочка с вырезом для шеи и скамейкой внутри для удобства принимающего процедуры. Пар подавался по специальной трубке из отдельно нагревающейся емкости, которая присоединялась к бочке.
И все таки, первые настоящие бани, в том виде который дошел практически до наших дней появились в Древней Греции. Эти бани послужили примером для создания римских терм, турецкого хамамма, роскошных персидских бань и нашей русской бани.
Почему же они так различаются внешним видом? Все просто, каждый из народов приспособил идею бани под условия своей жизнедеятельности и собственные возможности.
В наших северных условиях сложно протопить огромное помещение, поэтому величина площади русской бани уменьшилась до максимально возможной.
Баня была известна по всей территории славянских земель, пользовались баней и любили попариться и князья, и простой люд, и богатые купцы. Тогда баня имела много названий, именовали ее и мыльней, и мовней, и влазней (откуда и происходит украинское название бани – лазня), называлась баня также мовью.
В те далекие времена баню использовали и как место для мытья, и как роддом, и как лечебницу. И в этом есть здравый смысл: высокие температуры, фенолы из дыма, никаких микробов и высокая степень стерильности помещения. Кроме того, русская баня великолепный кардиостимулятор.
Особенностью русской бани являются веники, париться с вениками – чисто русская традиция, неизвестная более ни в одной стране. Березовый веник, хорошенько распаренный и нагретый, создает эффект массажа, глубокого, согревающего и бодрящего. Такое новшество в банном деле прекрасно воздействует на кожу, улучшает кровообращение, помогает прогреться.
При этом функции у бани были не только гигиеническими, но и обрядовыми. Так, перед большими праздниками или венчанием обязательно предписывалось посетить баню. Этот поход в парную сопровождался специальными обрядами и традициями.
И в настоящее время, баню любят и ценят, пожалуй, гораздо больше, чем просто принятие ванны. Баня в России ценится за ее лечебное воздействие, оздоровление и закаливание организма.
История русской бани (7 фото)
Почему-то многие недооценивают цивилизованность русского народа, считая, что вся его история при ближайшем рассмотрении оказывается самой настоящей летописью дикости и отсталости. Как же они заблуждаются, эти скептики! На самом деле русская баня – едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само зарождение племени славян! Еще и письменности как таковой не было, а мы уже видим в устном народном творчестве упоминания о бане и ее целебной силе. Ведь в банной процедуре как бы сливаются воедино две наиболее сильные природные стихии – огонь и вода. Древние славяне, как известно, были язычниками по своему верованию и поклонялись самым различным богам. И наиболее «сильными», следовательно, наиболее почитаемыми были бог солнца и огня и богиня дождя и воды. Соединяя две эти силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества.
Языческий праздник Ивана-Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались «сжечь» зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам. Практически во всех былинах и сказах мы можем заметить отголоски древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Возникшие из таких «смутных догадок» сказания о «мертвой» и «живой» воде повествуют о том, что чистая «живая» вода обладает целебной силой. Баня считалась хранительницей «живой» воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.
Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением дружественности и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней, и сейчас гостю, постучавшемуся в дом, в первую очередь предложат попариться в баньке, а затем предложат стол и постель.
Баня в жизни русского человека всегда играла настолько важную роль, что в древних летописях X—XII веков, в которых рассказывается о нравах «русичей», сплошь и рядом мы находим упоминания о «мыльнях». Бани назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». Еще в договоре с Византией (относится к 907 году) русичи специально оговаривали, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь» когда только захотят. Бани упоминаются и в «Повести временных лет» (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи Киево-Печерской лавры были очень сведущи в вопросах медицины, поскольку они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, а именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани.
Стремясь проверить полученные сведения, монахи стали строить бани и наблюдать за тем целебным эффектом, который они производили на больных и «страждущих». Когда лечебные свойства бань были полностью подтверждены, при банях стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже «заведениями для немогущих». Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.
Так и думали во все времена иностранцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что «смерть их пришла и стоит на пороге». А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, остаются навсегда в памяти чужеземцев. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.
Во многих зарубежных книгах древности и наших дней путешественники делятся своими впечатлениями о России. А разве можно понять русский характер, не побывав в русской бане?
Русские бани своей целебной силой завоевали любовь многих людей за пределами нашей страны. Поклонники русских бань строят их и во Франции, и в Америке. Попав в Канаду, наш соотечественник может отвести душу в Сандуновских банях. Они построены по типу Сандуновских бань в Москве. Притягательная сила и целебная способность русских бань общепризнаны.
В одной из древних арабских рукописей сохранилось воспоминание путешественника, который побывал на Руси и попарился в бане. Из этого источника стало известно, как наши предки устраивали бани: «. Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно небольшое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находится огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорается, камни обрызгивают водой, а дверь и окно закупоривают».
Русская баня поражала воображение иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями.
Устройство бань не претерпевало никаких изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Идея-то осталась прежней, но вот ее воплощение изменилось.
Изначально бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка. Внизу разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и «ядренее» пар. На последнем полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем 100-градусная жара.
Это так называемая белая баня. Сначала ее строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.
Если есть белая баня, то, естественно, должна быть и баня черная, скажут внимательные читатели – и будут совершенно правы! Была такая баня. Сначала, еще до появления белых бань, русский народ столетиями топил баньки по-черному. Настоящих знатоков такой бани сейчас осталось мало, но сия идея не угасает. Довольно широко распространено заблуждение, что париться по-черному – значит задыхаться от копоти и гари в маленькой комнате у открытой печи. Среди тех, кто так считает, нет ни одного человека, на собственном опыте испытавшего, что такое черная баня.
Бояться того, что париться по-черному скоро перестанут вовсе, не следует. По всей России много мест, где предпочтение отдается исконно русской традиции. Бани в деревушках Среднего Урала, Западной Сибири и других мест построены в соответствии с заветами предков, знавших толк в настоящей бане. Там говорят:»Черная баня добела отмоет».
Так в чем же отличие черной бани от белой? Только в способе отопления помещения. Ведь сам домик (как под белую, так и под черную баню) строился одинаково и был очень небольшим. В нем было всего только две маленькие комнаты с довольно низким потолком. Высота потолка соответствовала росту взрослого мужчины. Небольшие размеры бани позволяли как следует ее протопить. Главное отличие бани, которая топится по-черному, от всех остальных – это отсутствие дымохода.
Дверь в баню делалась очень крепкой, без щелей. Для того чтобы она плотно закрывалась и не давала гулять сквозняку, перед дверью делали деревянный приступок. Первая комната этого дома-бани называется предбанником. Его оборудовали с максимумом удобств. В предбаннике стояли скамейка и вешалка для одежды.
Предбанник по размерам значительно меньше самой бани, от которой его отделяла тонкая деревянная перегородка. Такую перегородку предпочитали делать из липы или сосны. В перегородке сделана дверь, которая плотно закрывалась, препятствуя тем самым проникновению дыма и пара в предбанник.
В одном из углов бани находилась печь, на которой лежали большие круглые камни-валуны. Рядом с печью стояла кадка с большим запасом воды. В бане имелось одно маленькое окошко, и оно располагалось над печкой. Таким образом, баньку можно было проветривать по необходимости.
Как уже говорилось, печь в черной бане была без трубы, так что дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Естественно, после первой же попытки истопить баньку таким способом стены и потолок парной становились закопченными, и копоть эта совершенно не поддавалась удалению. Вот за этот черный цвет стен и потолка стали баню называть черной.
После того как баня натопится, все окна и двери открываются для того, чтобы дым вышел наружу и воздух в парилке стал свежее. Конечно, никто не начинал париться до тех пор, пока весь дым не выветрится, иначе в такой бане запросто можно было угореть. Проветрив баньку, ее надо подготовить к тому, чтобы можно было в ней париться. Для этого баню «опаривают»: специальным скребком проводят по стенам, смывают лишнюю копоть, окатив стены горячей водой из шайки, и только после этих манипуляций «поддают пару», плеснув воды на каменку. Вот этот способ париться и получил название «черного». Он является наиболее древним и берет свое начало, образно говоря, в русской печи.
Ведь еще задолго до того как появились бани, русичи парились в печках. Как это происходило? Довольно незамысловато, но тем не менее очень остроумно. Использовалось совершенно замечательное свойство русской печки сохранять жар еще долго после того, как была приготовлена пища или выпечены хлебы. Убрав из жерла печи копоть и золу, старались вымыть стены, на поддон настилали солому, там же ставили кадочку с водой и клали веник. Дальше требовалась помощь: тот, кто парится первым, садился на лопату или даже на обычную доску, а помощник осторожно вдвигал его в жерло. Заслонка печи плотно закрывалась, и человек начинал париться. Побрызгав водой на стенки печи, получали совершенно чудесный душистый пар с запахом только что испеченного хлеба.
Когда парильщик хотел выбраться из печи, он стучал по заслонке, и его вынимали из печи таким же способом, каким помещали туда. Вообще этот процесс очень напоминал печение хлеба: словно каравай, «ставили» человека в печь, а когда он «подрумянивался» от жара, быстро вынимали. Напарившись, человек обливался холодной водой, а если поблизости была речка, то бежал и окунался в реку. Вероятнее всего, купания с горячей водой были не очень распространенными, гораздо чаще просто парились, чередуя это с холодными обливаниями.
А вот голову мыли очень странно (в современном представлении). Для мытья волос сначала использовалась древесная зола! Вернее, не сама зола, а так называемый щелок, который изготавливали из золы. Только потом стали мыть голову яйцом, именно этот древний способ сохранился до наших дней. И сейчас многие красавицы, желая придать красоту и блеск волосам, по старинке моют их яйцом. Это ли не лучшее подтверждение мудрости наших предков, когда современный человек продуманно отказывается от модных патентованных косметических средств, предпочитая им средства народные, испытанные веками!
Если мы захотим проследить весь «путь» развития русской бани, то будет он вот каким: сначала – русская печка, в которой могли париться после приготовления пищи и печения хлебов. Затем тесное печное устье «расширилось» до размеров землянки, которая отапливалась по-черному. Каменки как таковой еще не появилось, вместо нее в центре землянки громоздилась груда камней, на которую и плескали воду. Дым выходил не только через входное отверстие землянки, но и через щели в крыше. Потом тесная и низенькая землянка «подросла», став небольшим домиком, наполовину вкопанным в землю. Такие черные бани отапливались печками и в них уже была отдельная каменка и несколько полков. И только уже после этого русичи стали оснащать свои черные бани печными трубами, чтобы дым не скапливался в парилке, а выходил наружу. Так появились бани белые, – сначала деревянные, а потом и каменные.
Но с появлением белой бани черная баня не сдала своих позиций – они стали существовать одновременно. И по сей день во многих деревнях можно встретить бани, которые топятся как по-белому, так и по-черному. Русские всегда были весьма демократичны и поэтому старались учитывать интересы всех жителей деревни, села или города, строя бани двух типов. Ведь до сих пор есть люди, которым баня, топленная по-черному, нравится гораздо больше. Они утверждают, что пар в черной бане более душистый и полезный, чем в белой, потому что только в бане, топленной старинным способом, сохраняется особое, какое-то древнее ощущение домашнего уюта и тепла.
Наверно, именно эти чувства испытывали первобытные охотники, возвратившиеся с охоты: все тяготы позади и наконец-то можно расслабиться и отдохнуть, наслаждаясь покоем. А современному человеку, которого цивилизация избавила от суровой необходимости бороться с дикими зверями и со стихиями за свое существование, иногда бывает просто необходимо ощутить себя древним охотником и воином, способным к тяжелому физическому труду. Ведь что греха таить, наши современники-мужчины стали более изнеженными по сравнению со своими мужественными предками. А черная банька своими первобытными ощущениями, видимо, будит в них какую-то родовую, генетическую память, которая как бы возвращает их в те суровые времена. И это так здорово! Ненадолго ощутив себя воином, мужчина старается сохранить в себе это чувство: когда он знает, что от его храбрости и решительности многое зависит, он ведет себя совсем по-другому. Он и в самом деле становится более мужественным, в нем появляется какое-то особое спокойное достоинство, та брутальность, которая постепенно утрачивается в нашем рафинированном, цивилизованном обществе. Это точно. Проверено на практике!
Вообще-то это, конечно же, не научная теория – насчет генетической памяти, которую «будит» жаркая русская банька, топленная черным способом. Но ведь с ними (с мужчинами, в смысле) и в самом деле что-то происходит, ведь они какими-то другими выходят из русской бани! Хотите проверить – поезжайте в какую-нибудь глухую деревеньку, в которой еще сохранилась старинная черная баня. Гарантировано, что Ваш цивилизованный спутник, самым «кровожадным» поступком которого была разделка мясного филе, купленного Вами в супермаркете, после посещения черной бани изъявит горячее желание отправиться на охоту. Вы просто будете до глубины души изумлены произошедшими переменами. А кроме того, после такой бани и с телом что-то происходит: оно становится послушнее, гибкость и грация какие-то почти звериные появляются, да и весь организм лет на десять молодеет! Удивительно! А медики нашли научное объяснение «живительным» свойствам черной бани: оказывается, дым содержит особые антисептические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии и микробы. Вот почему черная баня так полезна.
Конечно, сейчас не у каждого есть такая возможность – на себе испытать действие черной бани, да и не каждый может ее выдержать. Что греха таить, с непривычки в черной бане и угореть недолго, тем более если человек до этого вообще никогда не парился! Но любому под силу париться в белой баньке: это и приятно, и не менее полезно.
Исконная русская белая баня со стороны смотрелась невзрачно. Деревянная избушка стояла наполовину вросшей в землю. Это мешало ветрам продувать баню, тем самым быстро ее охлаждая. Кроме этого, такое «приземленное» расположение бани было очень удобно для правильного размещения печи и дымохода. В отличие от черной бани над этой высилась дымовая труба.
Помещение бани делилось на две части. Предбанник (меньшая часть) устраивался по традиции просто, но с учетом потребностей. Непосредственно баня, или парилка, занимала большую часть. Основной ее достопримечательностью была печь с дымоходом.
Печь – сердце бани – имела несколько уровней. Самым нижним уровнем была небольшая выемка – поддувало. Над ним располагалась печь. От печи в стене тянулись дымоходы. А на печи находился слой камней. Кадка с водой рядом с печью позволяла по необходимости добавлять пар. Такая конструкция печи обеспечивала хорошую «тягу» при горении, а также вентиляцию для банного помещения.
Очень часто по этой причине парилки в белой бане были без окон. Воздух в такой бане всегда насыщен кислородом. Он не менее жаркий, чем в бане, которая топится по-черному, но не такой жгучий и терпкий. В белой бане в воздухе практически не чувствуются продукты горения, а главенствуют только ароматы дерева, веника и лечебных отваров.
Не вызывает сомнений тот факт, что без бани, которая топится по-белому, не обойтись тем, кто испытывает из-за каких-либо болезней трудности с дыханием. Чистый ароматный пар такой бани действует на легкие очищающе. Дыхание в ароматной бане подобно ингаляции. Такие бани и стали прототипами современных бань, которые унаследовали от традиционных русских бань их лечебную силу.
Значение слова баня
Словарь Ушакова
б а ня, бани, жен.
1. Особо устроенное помещение, где моются и парятся. Пойти в баню.
| только мн. Официальное название такого помещения, предназначенного для общественного пользования. Центральные бани.
| только ед. Мытье в бане (разг.). До бани, после бани.
2. перен., только ед. Жара, парный разгоряченный воздух (разг.). Какая у вас баня!
3. Прибор для нагревания парами (хим.).
Этимологический Словарь Русского Языка
Общеславянское – banja (баня, ванна, купание).
Латинское – balneum (ванна).
Слово «баня» известно с XI в.
В форме «баньскь» оно является заимствованием из старославянского и восходит к латинскому balneum («баня, ванна, купальня»), куда пришло из греческого.
Латинское balneum – «ванна, купальня, баня», общепринятое значение – «место, где моются и парятся» – послужило основой для возникновения аналогичных слов в романских языках (французском, немецком, итальянском).
Архитектурный словарь
1. Охотничья избушка у коми-зырян.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Фразеологический словарь (Волкова)
► Варвары устроили во взятом городе кровавую баню.
Задать баню кому-н. (разг.)
1) сильно разбранить кого-н.
2) жестоко побить, поколотить кого.
► Да пусти ты его, что пристал как банный лист?
Библейский Словарь к русской канонической Библии
б’аня ( Еф.5:26 ; Тит.3:5 ) — очищение словом и Святым Духом, сравниваемое с наружным омовением, которое было хорошо знакомо евреям (в оригинале — очищение, омытие).
Словарь Ожегова
БАНЯ, и, ж.
1. Специальное помещение или учреждение, где моются и парятся. Истопить баню. Городская б. Финская б. (сауна).
2. Мытье людей (разг.). Устроить детям баню.
• Задать баню кому (разг.) сильно разбранить.
Кровавая баня (высок.) беспощадное кровопролитие.
| прил. банный, ая, ое. Как б. лист пристал (о том, кто неотвязно надоедает; прост.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
В городах устраиваются торговые бани, в состав которых входят следующие части: а) сени, или коридор; б) раздевальня, или так называемый передбанник с особой печью или камином; в) мыльня — теплая комната с ванной; г) паровая комната, или горячая баня — с прибором для образования пара; д) водогрейная, т. е. место, где приготовляется теплая вода и е) теплое отхожее место. В лучших отделениях торговых бань устраиваются еще иногда большие бассейны для плавания, вода которых имеет температуру 17—20° Р. Условия хорошего устройства Б. состоят в том: 1) чтобы все ее части соответствовали своему назначению и были хорошо нагреты, 2) чтобы как холодная, так и теплая вода была в изобилии и грязная быстро стекала из помещения, 3) чтобы помещения в каменных зданиях были покрыты сводами, а окна расположены выше роста человека и 4) чтобы помещения хорошо были освещены и вентилируемы. В настоящее время такие Б., удовлетворяющие всем вышесказанным условиям, существуют лишь в Петербурге, Москве и Варшаве. В других больших городах хотя и есть публичные Б., но все они страдают отсутствием вентиляции, плохим освещением и несоответственным распределением теплоты. При устройстве Б. следует вообще руководствоваться нижеприведенными данными, взятыми из практики. Известно, что для того, чтобы вымыться в Б., человеку, нужно употребить времени не менее как полтора часа и израсходовать воды от 15—20 ведер при температуре в 45° Р. Во время пребывания в Б. больше всего приходится оставаться в мыльне, где и скопление людей бывает самое большое. Для определения размеров этого рода помещений необходимо принимать на каждого моющегося 1 куб. саж. занимаемого пространства; для раздевальной достаточно 0,75 куб. саж., а для паровой — 2 куб. саж. на каждого человека. Сени или коридор могут быть и холодными, но лучше, если они отопляются. Комнате для раздевания и одевания достаточно иметь тепла +15° Р. Мыльня требует от 20°—30° Р., а паровая комната должна иметь температуру от 45° до 50° Р. Комната для раздевания должна согреваться обыкновенною печью, мыльня — печью и паром и паровая — только паром. Для снабжения Б. водою необходимо устраивать водоснабжение — из колодцев или городских проводов. Стены каменных зданий должны штукатуриться цементом и краситься масляной краской. Полы должны быть двойные. Верхний пол следует устраивать из толстых досок с прорезами для стока воды, а под ним другой, непроницаемый пол со скатами к сточной трубе. Если этот последний основывается непосредственно на земле, то с боков следует окружить его непроницаемыми стенками. В больших торговых банях очень хорошо делать в мыльне полы асфальтовые. Мебель в мыльне и паровой должна состоять из деревянных скамеек, которые можно смывать. Скамьи следует делать так, чтобы доски не прилегали плотно одна к другой, а с промежутками около ¼ дюйма; такое устройство облегчит содержание их в чистоте. В нашем законодательстве Б. послужили предметом юридической нормировки с точек зрения строительной, врачебной и полицейской. Статьи 413 и 432 Строит. Устава (XII т. Св. Зак.) гласят, что Б. должно строить вблизи воды и отдельно от жилых помещений. Тот же устав предусматривает разделение торговых Б. на два отделения: мужское и женское, с особыми входами и надписями на них. На обязанности городских врачей лежит наблюдение за тем, чтобы в Б. не было угара и не производилось кровопускания, приставления пиявок и т. п. без разрешения на то врача (XIII т. Св. Зак. Уст. Врач. ст. 68). Полиция наблюдает, чтобы в публичные Б. никто не входил в отделение не своего пола (Уст. пред. прост. XIV т. Св. Зак., ст. 250) и дабы рабочие не входили толпами в Б. (там же ст. 345). Кроме этих статей закона, о Б. упоминается еще и в уставе о содерж. под стражею: ст. 96 и 421 требуют, чтобы арестантов раз в неделю водить в баню ( о банях см. журнал «Зодчий», 1872 г., №№ 2, 5 и 10, А. Крассовский, «Гражданская архитектура» стр. 390, Ф. Федорович, «Сельскохозяйственная Архитектура» (стр. 9).
План римских бань в Карвенте (Англия). План терм в Помпеях.
1) Ирландско-римские ( турецкие ) бани были в большом употреблении у древних народов Востока, напр., у египтян, халдеев, финикиян и т. д. Римляне во времена своего расцвета вводили эти бани везде, где они только появлялись: в Италии, Франции, Великобритании, Германии и т. д. В Риме тратились на бани громадные суммы денег, и они там действительно достигли наибольшего совершенства, в особенности во времена Антония, Каракаллы, Диоклетиана и друг. Такие же бани римляне устроили и в Греции, откуда они позднее перешли к туркам в Константинополь и затем быстро распространились по всему Востоку под именем турецких бань. В 1856 году стараниями ирландского врача Рих. Бартера бани эти были впервые устроены в Ирландии с весьма существенными улучшениями, касавшимися преимущественно вентиляционной системы; вскоре они распространились в Англии и Германии, где д-р Лютер в Нудерсдорфе у Вюртемберга устроил первую римскую баню с врачебною целью. В настоящее время таких бань много как на Западе, так и в России.
Римская баня заключает в себе в определенном порядке все обыкновенные виды купаний; вспомогательными пособиями при этих банях служат холодный и теплый воздух, холодная и теплая вода, различные виды массажа и т. д. Для различных манипуляций, производящихся в этих банях, необходимы по крайней мере три комнаты. Уже римляне устраивали следующие комнаты: frigidarium, комнату для раздеванья, tepidarium, комнату для подготовительных манипуляций, в которой воздух умеренно нагрет, sudatorium, комнату для потения, где температура нагретого воздуха была очень высока, и, наконец, lavarium, комнату, где происходило умыванье, принимались холодные ванны, натирались маслами и т. д. В настоящее время при устройстве римских бань главным образом обращают внимание на определенную температуру тепла в каждой комнате. Для получения в sudatorium высокой температуры раскаленный воздух идет от печи по кирпичным каналам, пролегающим под полом бани, по бокам пола и по стенам; каналы эти заканчиваются отверстиями в дымовой трубе. Пол в двух горячих комнатах (т. е. в tepidarium и sudatorium) состоит из дырчатых кирпичей толщиною в 8 сантим. Таким образом tepidarium нагревается лучеиспусканием из пола и стен и самим раскаленным воздухом. Tepidarium лежит несколько в стороне от источника тепла, и температура в нем держится 36—37° R. В этой комнате купающийся начинает потеть и проводит в ней обыкновенно от 25 до 40 минут. Отсюда он переходит в sudatorium, где температура постоянно держится на высоте 45° R. Здесь он остается 12 до 18 минут, пока пот начнет сильно выступать. Несмотря на высокую температуру, здесь дышится легко, так как чистота воздуха обеспечивается двумя выводными каналами, из которых один выводит сгущенный пар, а другой одновременно вводит чистый воздух. Когда купающийся достаточно выпотел в sudatorium, банщик вытирает пот шерстяной перчаткой и в течение 4— 6 минут производит массаж всего тела. Отсюда купающийся выходит в мыльную, где его окачивают с головы до ног прохладной водой, вымывают мылом все тело и вторично обливают прохладной водой или обдают холодным душем. Выкупавшись таким образом, субъект входит в раздевальную и ложится на матрац.
Действие римских бань во многих случаях существеннее русских паровых бань. Римская баня по чисто физическим законам вызывает более быстрый пот, так как организм входит в горячий сухой воздух. Последний, бедный парами, должен неизбежно насыщаться гораздо быстрее, чем богатый парами воздух русских бань. И действительно, в римской бане организм посредством пота теряет гораздо больше в весе, который может уменьшиться на 2—5 фунтов. Ввиду сильного потогонного действия этих бань их можно причислить к средствам, резко усиливающим метаморфоз организма. Важнейшие преимущества римск. бань состоят в том, что они скорее удаляют верхний кожный слой, возбуждают деятельность кожи сильнее других средств, укрепляют ее и делают нечувствительной к различным простудным влияниям. Показания к употреблению римских бань : ирландско-римские бани с успехом употребляются при хронических сыпях кожи, в особенности при лишаях; далее, при болезнях крови, при хронических отравлениях металлами, но более всего при подагре, ревматизме и против осложнений, являющихся при этих формах, как-то: параличах, контрактурах, опухолях и т. д. С гигиеническою целью, как оживляющее средство бани эти можно рекомендовать для лиц, ведущих сидячий образ жизни. Безусловно противопоказаны рим. бани при наклонностях к ударам, при кровохаркании, пороках сердца, ранах, туберкулезе и болезнях спинного мозга.
На основании всего изложенного выше вытекают следующие показания и противопоказания к назначению русской бани: на них следует смотреть как на средство, улучшающее отправление кожи; как на отвлекающее и сильное потогонное средство, усиливающее обмен веществ. Кроме гигиенического значения, бани могут быть весьма важным лечебным средством при следующих страданиях: при хроническом мышечном и суставном ревматизме, подагре, при конституциональном сифилисе во вторичной и третичной стадии, при золотухе, при ожирении, общем полнокровии, зависящем от роскошной пищи и сидячего образа жизни, препятствующих полному окислению продуктов обмена; в начале всех катаральных заболеваний слизистых оболочек носа, зева, горла, бронхов, легких, кишок и мочевого пузыря; при хроническом катаре наружного слухового канала, глотки, миндалин, носа. При хроническом воспалении спинного мозга и его оболочек; нейрозизме, ипохондрии; при ревматических невралгиях и параличах, при хронической гиперемии и застое крови в печени, селезенке, желудке, кишках; при холере в алгидном периоде. При болезнях костей, зависящих от золотухи, ревматизма, сифилиса. При перемежающейся лихорадке в периоде озноба. При накоплении жидких болезненных продуктов в каких-либо полостях, не сопровождающемся лихорадочным состоянием. При общих водянках и водянках живота не сердечного происхождения; при серозных плевритах, при брайтовой болезни, psoriasis и так далее. Некоторые болезни сердца, каковы: неврозы, жировое перерождение, пороки левого сердца в периоде полной компенсации — не препятствуют назначению бань. Противопоказания : продолжительные острые лихорадочные состояния, наклонность к каким-либо кровотечениям; слабость и истощение организма, острые болезни глаз и ушей; пороки сердца с перерождением сердечной мышцы, артериосклероз резко выраженный, аневризмы. Наклонность прилива крови к легким, к мозгу; апоплексический удар; полнокровие; значительная эмфизема легких, чахотка в последнем периоде. Беременность с наклонностью к выкидышу. В старческом и раннем детском возрасте слишком жаркая баня противопоказана (ср. «Клинические лекции Фрея», стр. 28 и след., Москва, 1889).
Кроме общих паровых бань, с лечебною целью употребляются и местные паровые души, направленные на отдельные части организма. Пар может быть или чистым, или в смеси с лекарственными веществами: винным спиртом, эфирными маслами, сосновым экстрактом, вызывающими довольно продолжительное кожное возбуждение. Пар получается из аппарата, похожего на самовар (называемый пульверизатором), и к нему сделаны приспособления, позволяющие смешивать пар с искусственными веществами. Эти пульверизаторы употребляются при лечении паром ротовой полости, носа, уха и т. д. Сидячие паровые ванны употребляются только для нижней половины тела. Употреблявшиеся прежде паровые ванны состоят из ящиков, наполненных паром; в них заключается все тело, кроме головы. В настоящее время их заменили различными аппаратами (ящики, кровати, на которых пациент лежит горизонтально и т. д.). Вне ящика, заключающего в себе тело пациента до головы, стоит паровой котел с приводящими трубами. За границей употребляются и соляные паровые ванны. На многих среднеевропейских минеральных водах (напр., в Бадене, Аахене и друг.) употребляется для паровых бань горячий пар источников. В Италии имеются природные паровые ванны, именно, выходящий из земли пар и вулканические газы употребляются там с лечебною целью.
Врачебная литература о русских банях : A. R. Martin, «Physiologische Untersuchungen und Anmerkungen über der in Finland bei den Landleuten gebräuchlichen Badstuben Nutzen und Schad en» («Записка швед. акад. наук», 1765); J. Symons, «Observations on vaporous bathing and its effects» (Лонд., 1766); Th. Denman, «A letter on the construction and method of using vapour baths» (Лонд., 1769); Walther, «De balneorum calidorum usu in regioni b us septentrtonalibus» (дисс., 1772); Scholten, «De balneorum calidorum usa in reg. septent» (1772); Nikola ï, «De curationibus morborum per vapores» (дисс., Иена, 1782); Styx, «De russorum balneis calidis et frigidis» (ч. I, Дерпт, 1802); J. С. Reil, «Die A nwendung des Dampfkessels zur Einrichtung örtlicher Qualmbä der» (Галле, 18 9); Chr. Fr. Hirsch,» Von den Vortheilender in den russischen Staaten gebr äuchlichen Dampfbä der» (Бамберг, 1816); G. T. Pochhammer, «Russische Dampfb äder als Heilmittel durch Erfolge bewä hrt. Mit einer kurzen Anweisung zum gebrauche d. rus. Dampfb. von D-r J. G. Schmidt» (Берлин, 1824); Smith, «Om Anweldesen of russiske Dampbade» (1827); Schuck, «Russische Dampfb äder und hidropatische Behandlung in Fällen von Rheumatismus u. Gicht»; C. Engelmann, «Ueber die Wirkungsweise und den diätetischen Werth der in Deutschland allgemeiner werdenden russischer Dampfbä der» (Keнигсберг, 1825); Tolberg, «Ueber Einrichtung, Gebrauch und Wirkung der russischen Dampfb ä der» (Магдебург, 1826); Woina-Kurinsky, «De balneis in genere et de balneis rossicis in specie» (Москва, 1826); A. Mayer, «Die orthop ä dische Heilanstalt und das russische Dampfbad» (Вюрцбург, 1828); Teschke, «Das russische Dampfbad nebst Gebrauchs-Anweisung» (Данциг, 1830); T önsen, «Russisches Dampfbad und allgemeine Vorschriften, sich desselben zweckmä ssig zu bedienen» (Киль, 1829); Rast Leopold, «Einige Worte über die wahre Bedeutung des rus. Dampfbades in heilkrä ftiger Hinsicht» (Лейпц., 1829); Joh. Wendt, «Ueber die Bedeutung und Wirkun g der russischen Dampfbä der» (Лейпц., 1830); F. Gauwerky, «Erfahrungen über das russische Dampfbad.» (1831); I. Breuer, «Russische Dampfbä der» (Кельн, 1832); В. Чеботарев, «О вредном влиянии на здоровье детей излишнего употребления русских бань в Пермской губ.» («Друг Здравия», 1835, № 9); G. Baumann, «Das Ptussische Dampfbad» (Гельброн, 1845); P. N. Jorgensen, «Tre Monologer Bouden, det russiska Dampbad» (1846); A. Debay, «Hygi è ne des baigneurs» (Пар., 1850); П. Страхов, «О русских простонародных парных банях» («Моск. Врачебн. журн.», 1856); Забелин, «О купаньях, ваннах и банях как средствах сохранить здоровье» (Спб., 1856); Franceschi, «De l’utilit é des bains russes perfectionné s» (Спб., 1851); Bartels, «Pathologische Untersuchungen» («Greifswald. med. Beitr.», т. III, 1865); «Nouveau dictionnaire de m é decine et de chirurgie prat. dirig. par Jaccoud» (т. IV, Париж, 1866); проф. Спасский, «Краткий очерк врачебных отношений бань» («Военно-Мед. журнал», ч. XXVI, № 1, 1835 и «Друг Здравия», 1835, 44—45); Величковский, «Материал к фармакологии солянокислого хинина» («Сборник работ, произв. в кабинете общей патологии, общ. терапии и диагностики» (изд. проф. В. А. Манассеина, вып. II, Спб., 1877); Як. Як. Стольников, «К вопросу о влиянии лихорадки на дыхательные мышцы и упругую ткань легких» («Сборник проф В. А. Манассеина», вып. II, 1877); H. Засецкий, «О влиянии потения на пищеварительную силу желудочного сока, на его кислотность и на кислотность мочи» («Сбор. проф. Манассеина», вып. III, 1877—1879); H. Засецкий, «О влиянии потения на количественное содержание гемоглобина в крови» («Военно-мед. журн.», 1879); С. Д. Костюрин, «Материалы для учения о русской бане» («Сборн. проф. В. А. Манассеина», вып. III); Kisch, «Bad» («Врач», 1881, 10); В. И. Чугин, «Заметка о русских банях в санитарном отношении» («Врач», 1880, № 35—36); Л. И. Тумас, «О влиянии высокой температуры и потения на выделение лекарства» («Врач», 1880, 14); С. M. Васильев, «Влияние спиртных обтираний на потоотделение» («Врач», 1880., № 13); проф. Тарханов, «Определение массы крови на живом человеке» («Врач», 1880, № 41, 46, 48 и 50); H. Златковский, «О влиянии потения и продолжительности молочной диеты на усвояемость азотистых частей коровьего молока кишечником здорового человека» (дисс., Спб., 1881); С. Ю. Фиалковский, «Материалы к вопросу о влиянии бани на здоровый и больной глаз человека» («Врач», 1881, № 9); В. Ф. Штром, «О влиянии русской бани на ушных больных» («Врач», 1882, № 8); В. В. Годлевский, «Maтериалы для учения о русской бане» (дисс., Спб., 1883); М. Г. Курлов, «К вопросу о лечении ожирения горячими ваннами и русской паровой баней» («Врач», 1884, 42); Г. О. Шполянский, «К вопросу о продолжительности пребывания пищи в желудке здоровых и больных людей и о влиянии на эту продолжительность искусственно вызванного потения» (дисс., Спб., 1886); В. Колесинский, «К вопросу о влиянии русской бани на отделение молока у кормилиц» (дисс., Спб., 1887); H. Я. Маковецкий, «К вопросу о влиянии русской бани на азотистый обмен и усвоение жиров и на усвоение азотистых частей пищи у здоровых людей» (дисс., Спб., 1888); В. С. Груздев, «О влиянии потения на свойства желудочного сока и кислотность мочи» («Врач», 1889, № 20); H. A. Сазонов, «О влиянии русской паровой бани на выделение некоторых лекарственных веществ из организма здоровых и больных людей» (дисс., Спб., 1890); А. А. Фадеев, «К учению о русских банях (дисс., Спб., 1890); С. Груздев, «Минеральный обмен при русской бане» (дисс., Спб., 1890).