пневмопривод двери автобуса паз
Воздух! Мне нужен воздух!
С момента покупки не работал пневмопривод двери. Хотя на нажатие кнопок было слышно срабатывание клапанов. И воздушный контур номер три выдавал аварию. Подозрение пало на отсутствие воздуха в ресивере системы привода двери, это именно третий контур.
Залаз под автобус с ознакомлением и ревизией воздушной системы выявил открытый кран отбора воздуха. Перекрыл его. Завел двигатель. Вскоре лампа аварии третьего контура погасла и дверь закрылась. Работает! Проверил управление кнопками — как у водителя, так и возле двери. Всё в порядке!
Но значит есть проблема после крана. Полез смотреть по трубе.
Фото уже после восстановления. При снятии оборудования пластмассовая трубка была перерезана (мешала демонтажу). К счастью, близко от фитинга, удалось её облагородить и воткнуть на место.
Перекрыл разборный кран в салоне, открыл кран на ресивере. Пшикнул воздух, заполняя пустую трубку. Больше не шипит, течей нет. Ура! Проверил воздух на разборном кране — при открывании есть. Всё хорошо, можно на кран вешать типовой воздушный быстросъем, и к нему прицеплять пневмоинструменты, в т.ч. штуцер накачки колес. По ГОСТам СССР в автомобиле с пневмосистемой должны были быть и приспособления (воздухоотводы, штуцер) для самостоятельной накачки колес. Теперь будет и у меня, а то колеса за время стоянки стравили до половины нормы, а одно (из задних сдвоенных) — вообще до нуля…
А ведь у меня ещё есть восемь баллонов по 50 литров с воздухом под давлением 300 атм…
Механизм открывания дверей ПАЗ: надежный впуск и выпуск пассажиров
В современных автобусах, в том числе и производства Павловского завода, используются пневматические механизмы открывания дверей. О том, что как устроены и работают такие механизмы в автобусах ПАЗ, какие типы механизмов сегодня используются, а также об их эксплуатации и обслуживания читайте в статье.
Типы механизмов открывания дверей автобусов ПАЗ
В ранних моделях автобусов ПАЗ, выпускаемых в 50-х – 60-х годах прошлого века, открывание пассажирских дверей производилось посредством механических приводов, что было не совсем удобно. Уже на автобусе ПАЗ-672 появился вакуумный механизм открывания дверей диафрагменного типа, разрежение воздуха для работы которого отбиралось от впускного коллектора двигателя. И лишь на более поздних модификациях (начиная с ПАЗ-3205) стал использоваться пневматический механизм, работающий на сжатом воздухе из тормозной системы.
На сегодняшний день в автобусах ПАЗ используется два типа механизмов открывания дверей:
• Механизм для двухстворчатых дверей на основе пневмоцилиндра;
• Поворотный механизм для одностворчатой сдвижной двери.
Наибольшее распространение получили механизмы на основе пневматического цилиндра, они применяются на всех автобусах ПАЗ с двухстворчатыми пассажирскими дверями (ПАЗ-3205 всех модификаций, ПАЗ-3206, ранних модификациях ПАЗ-4230 «Аврора» и ПАЗ-4234). На этих автобусах ставятся механизмы МД-05, 06, 07 и 08, а также дистанционные приводы ППД-125, ППД-135 и другие. Данные механизмы производятся на ОАО «Мичуринский завод «Прогресс»», ООО «Камоцци пневматика» и на других предприятиях.
На ряде современных моделей и модификаций (ПАЗ-4230 и 4238 «Аврора») устанавливаются одностворчатые сдвижные двери, которые приводятся с помощью поворотного механизма на основе шиберного поворотного пневмодвигателя.
Механизмы имеют различное устройство и принцип действия, а также характеризуются своими преимуществами и недостатками.
Устройство и работа механизма открывания двухстворчатых дверей
Данный механизм состоит из двух основных узлов:
• Пневматический цилиндр двухстороннего действия;
• Клапан механизма открывания дверей (пневмораспределитель).
Механизмы могут иметь различную компоновку:
• Цилиндр и клапан разнесены — клапан и вспомогательные устройства размещены на отдельной панели;
• Цилиндр и клапан объединены в одну конструкцию — клапан монтируется непосредственно на цилиндре.
Механизм монтируется над входными дверями, обычно он закрыт пластиковым кожухом, в котором также выполнена направляющая для движения ведомой двери. Шток цилиндра посредством вилки крепится к рычагу, установленному на оси ведущей двери. Цилиндр имеет шарнирное соединение с панелью, что позволяет ему отклоняться от осевой линии при открывании и закрывании дверей.
Работает механизм следующим образом. На клапан механизма подается сжатый воздух от отдельного дверного ресивера (он, в свою очередь, питается от компрессора пневматической системы). При закрытой двери открыт клапан, подающий сжатый воздух в левую полость цилиндра (со стороны выхода штока) — это не дает двери самопроизвольно открыться. При необходимости открыть дверь, водитель нажимает на кнопку и клапаны работают таким образом, что сжатый воздух подается в правую часть цилиндра, а из левой части цилиндра воздух уходит в атмосферу — под действием давления поршень и шток вместе с ним движется и открывает дверь, а выходящий из цилиндра воздух создает характерное шипение.
При необходимости закрыть дверь водитель нажимает другую кнопку, и клапаны включаются таким образом, что теперь воздух подается в левую часть цилиндра, а из правой он выходит. Под давлением поршень и шток движутся, и двери закрываются.
Необходимо отметить, что в механизме открывания дверей предусмотрен автоматическое устройство защиты от защемления (УЗЗА, или механизм противозащемления), которое открывает двери в случае защемления пассажира или какого-либо габаритного предмета. Данный механизм срабатывает в том случае, если не до конца закрывшиеся двери испытывают сопротивление движению.
Также в механизме предусмотрено сразу две кнопки аварийного открытия дверей, одна расположена внутри салона, над дверями, а вторая — снаружи салона, на передней стойке дверей. При нажатии на кнопку происходит автоматическое открывание дверей независимо от положения кнопок на приборной панели.
Устройство и работа механизма открывания одностворчатых дверей
Для открывания одностворчатых сдвижных дверей используется поворотный механизм. Его основу составляет три компонента:
• Шиберный поворотный пневмодвигатель;
• Клапан и кран управления;
• Стойка с рычагами, соединенными с дверью.
В общих чертах шиберный пневмодвигатель имеет несложное устройство. Его основу составляет цилиндрический корпус, в котором на оси устанавливается пластина (шибер). В корпусе выполнена стенка, которая упирается в ось шибера — она вместе с шибером делит корпус на две герметичные полости. По обе стороны пластины расположены штуцеры для подачи и удаления сжатого воздуха. Работает поворотный пневмодвигатель довольно просто: при подаче сжатого воздуха в одну из полостей давление в ней повышается, и шибер, выступая в качестве поршня, поворачивается — вместе с ним поворачивается и ось. При подаче воздуха в противоположную полость, шибер движется в обратную сторону, поворачивая ось.
Ось пневмодвигателя жестко соединена с вертикальной стойкой, на которой установлены гнутые рычаги, имеющие шарнирное соединение с дверью. При повороте оси двигателя происходит поворот стойки, и дверь либо открывается, либо закрывается.
Преимуществом поворотного механизма открывания дверей является его компактный размер — он в сборе помещается в нижней части стойки и занимает минимум места. Однако он имеет и недостаток — это необходимость использовать довольно габаритной стойки и рычагов. Поэтому все еще и остаются популярными простые механизмы с пневмоцилиндрами — они хоть и занимают больше места, однако не требуют дополнительных конструкций для связи с дверью.
Устройство и работа клапана механизма открывания дверей
В обоих типах механизмов используется золотниковый пневматический клапан с электрическим управлением. Основу клапана составляет массивный стальной корпус, внутри которого расположен цилиндрический золотник с буртиками и выполнен ряд каналов для распределения потоков сжатого воздуха. На корпусе установлено два электромагнита, которые обеспечивают подъем и опускание двух плунжеров, изменением положения плунжеров достигается подача сжатого воздуха к полостям цилиндра и выпуск воздуха в атмосферу.
На клапане установлена кнопка экстренного открывания дверей. Также на корпусе клапана расположено три штуцера: два для соединения с полостями пневматического цилиндра и один (входной) для соединения с пневматической системой автобуса. Под входным штуцером расположен простейший фильтр, обеспечивающий очистку поступающего воздуха от пыли и других загрязнений. Также на корпусе клапана находится и отверстие (одно или два — все зависит от модели клапана) для выпуска сжатого воздуха в атмосферу, причем оно закрыто глушителем (дросселем), снижающим уровень шума.
Клапан в сборе может устанавливаться, как уже было указано выше, на отдельной панели либо непосредственно на цилиндре. Во втором случае значительно упрощается пневматическая система, так как отпадает надобность в гибких пневматических трубопроводах.
Особенности эксплуатации, обслуживания и ремонта механизмов открывания дверей ПАЗ
Механизм открывания дверей довольно прост и надежен, однако и он периодически нуждается в техническом обслуживании. Обычно это сводится к регулярной (каждое ТО-1) проверке общего состояния механизма, надежность его крепления и соединений трубопроводов. Также проводится удаление пыли, влаги и грязи с деталей механизма.
Если же с течением времени замечается снижение скорости работы механизма, то следует проверить наличие утечек воздуха. Также необходимо снять и заменить воздушный фильтр во впускном штуцере. Для этого необходимо отсоединить впускной пневматический шланг (предварительно отключив электропитание и пневматику автобуса), с помощью ключа вывернуть входной штуцер, затем отверткой подцепить и вынуть стопорное кольцо, снять старый фильтр и поставить новый.
Периодически необходимо проводить регулировку глушителей (дросселей) на клапане механизма, так как их самопроизвольное выкручивание приводит к замедлению скорости закрывания и открывания дверей. При этом нужно учитывать, что они имеют левую резьбу.
Снятие, ремонт и установка механизма открывания дверей производится согласно инструкции по эксплуатации автобуса.
Эксплуатация дверей не вызывает сложностей, однако каждый день перед началом смены рекомендуется проводить простейшую проверку их работоспособности. В частности, следует проверить открывание и закрывание дверей при нажатии на соответствующие кнопки, проверить аварийное открывание (затем закрыть дверь кнопкой на месте водителя), убедиться в работоспособности механизма противозащемления, а также убедиться в отсутствии утечек воздуха.
При регулярном обслуживании и своевременном ремонте механизм открывания дверей ПАЗ будет работать надежно, обеспечивая удобство и комфорт для пассажиров.
Другие статьи
Винты, болты и гайки, разложенные по столу или в пластиковой емкости, легко теряются и повреждаются. Эту проблему при временном хранении метизов решают магнитные поддоны. Все о данных приспособлениях, их типах, конструкции и устройстве, а также о выборе и применении поддонов — читайте в этой статье.
В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.
Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.
При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.
Пневмопривод двери автобуса паз
ПазАвтоКомплект запись закреплена
МЕХАНИЗМ ОТКРЫВАНИЯ ПАССАЖИРСКОЙ ДВЕРИ ПАЗ
ТИПЫ МОД (Механизмов Открывания Дверей)
В ранних моделях автобусов ПАЗ, выпускаемых в 50-60-х годах прошлого века, открывание пассажирских дверей производилось посредством механических приводов, что было не совсем удобно. Уже на автобусе ПАЗ-672 появился вакуумный механизм открывания дверей диафрагменного типа, разрежение воздуха для работы которого отбиралось от впускного коллектора двигателя. И лишь на более поздних модификациях (начиная с ПАЗ-3205) стал использоваться пневматический механизм, работающий на сжатом воздухе из тормозной системы.
На сегодняшний день в автобусах ПАЗ используется два типа механизмов открывания дверей:
• Механизм для двухстворчатых дверей на основе пневмоцилиндра;
• Поворотный механизм для одностворчатой сдвижной двери.
Наибольшее распространение получили механизмы на основе пневматического цилиндра, они применяются на всех автобусах ПАЗ с двухстворчатыми пассажирскими дверями (ПАЗ-3205 всех модификаций, ПАЗ-3206, ранних модификациях ПАЗ-4230 «Аврора» и ПАЗ-4234). На этих автобусах ставятся механизмы МД-05, 06, 07 и 08, а также дистанционные приводы ППД-125, ППД-135 и другие. Данные механизмы производятся на ОАО «Павловский машиностроительный завод «Восход», ООО «Камоцци пневматика» и ОАО «Мичуринский завод «Прогресс»».
На ряде современных моделей и модификаций (ПАЗ-4230 и 4238 «Аврора») устанавливаются одностворчатые сдвижные двери, которые приводятся с помощью поворотного механизма на основе шиберного поворотного пневмодвигателя.
Механизмы имеют различное устройство и принцип действия, а также характеризуются своими преимуществами и недостатками.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА МЕХАНИЗМА ДЛЯ ДВУХСТВОРЧАТЫХ ДВЕРЕЙ
Данный механизм состоит из двух основных узлов:
• Пневматический цилиндр двухстороннего действия;
• Клапан механизма открывания дверей (пневмораспределитель).
Механизмы могут иметь различную компоновку:
• Цилиндр и клапан разнесены — клапан и вспомогательные устройства размещены на отдельной панели;
• Цилиндр и клапан объединены в одну конструкцию — клапан монтируется непосредственно на цилиндре.
Механизм монтируется над входными дверями, обычно он закрыт пластиковым кожухом, в котором также выполнена направляющая для движения ведомой двери. Шток цилиндра посредством вилки крепится к рычагу, установленному на оси ведущей двери. Цилиндр имеет шарнирное соединение с панелью, что позволяет ему отклоняться от осевой линии при открывании и закрывании дверей.
Работает механизм следующим образом. На клапан механизма подается сжатый воздух от отдельного дверного ресивера (который, в свою очередь, питается от компрессора пневматической системы). При закрытой двери открыт клапан, подающий сжатый воздух в левую полость цилиндра (со стороны выхода штока) — это не дает двери самопроизвольно открыться. При необходимости открыть дверь, водитель нажимает на кнопку и клапаны работают таким образом, что сжатый воздух подается в правую часть цилиндра, а из левой части цилиндра воздух уходит в атмосферу — под действием давления поршень и шток вместе с ним движется и открывает дверь, а выходящий из цилиндра воздух создает характерное шипение.
При необходимости закрыть дверь водитель нажимает другую кнопку, и клапаны включаются таким образом, что теперь воздух подается в левую часть цилиндра, а из правой он выходит. Под давлением поршень и шток движутся, и двери закрываются.
Необходимо отметить, что в механизме открывания дверей предусмотрен автоматическое устройство защиты от защемления (УЗЗА, или механизм противозащемления), которое открывает двери в случае защемления пассажира или какого-либо габаритного предмета. Данный механизм срабатывает в том случае, если не до конца закрывшиеся двери испытывают сопротивление движению.
Также в механизме предусмотрено сразу две кнопки аварийного открытия дверей, одна расположена внутри салона, над дверями, а вторая — снаружи салона, на передней стойке дверей. При нажатии на кнопку происходит автоматическое открывание дверей независимо от положения кнопок на приборной панели.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА МЕХАНИЗМА ДЛЯ ОДНОСТВОРЧАТЫХ ДВЕРЕЙ
Для открывания одностворчатых (сдвижных) дверей используется поворотный механизм. Его основу составляет три компонента:
• Шиберный поворотный пневмодвигатель;
• Клапан и кран управления;
• Стойка с рычагами, соединенными с дверью.
В общих чертах шиберный пневмодвигатель имеет несложное устройство. Его основу составляет цилиндрический корпус, в котором на оси устанавливается пластина (шибер). В корпусе выполнена стенка, которая упирается в ось шибера — она вместе с шибером делит корпус на две герметичные полости. По обе стороны пластины расположены штуцеры для подачи и удаления сжатого воздуха. Работает поворотный пневмодвигатель довольно просто: при подаче сжатого воздуха в одну из полостей давление в ней повышается, и шибер, выступая в качестве поршня, поворачивается — вместе с ним поворачивается и ось. При подаче воздуха в противоположную полость, шибер движется в обратную сторону, поворачивая ось.
Ось пневмодвигателя жестко соединена с вертикальной стойкой, на которой установлены изогнутые рычаги, имеющие шарнирное соединение с дверью. При повороте оси двигателя происходит поворот стойки, и дверь либо открывается, либо закрывается.
Преимуществом поворотного механизма открывания дверей является его компактный размер — в сборе он помещается в нижней части стойки и занимает минимум места. Однако он имеет и недостаток — это необходимость использования довольно габаритной стойки и рычагов. Поэтому все еще и остаются популярными простые механизмы с пневмоцилиндрами — они хоть и занимают больше места, однако не требуют дополнительных конструкций для связи с дверью.
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ КЛАПАНА МОД
В обоих типах механизмов используется золотниковый пневматический клапан с электрическим управлением. Основу клапана составляет массивный стальной корпус, внутри которого расположен цилиндрический золотник с буртиками и выполнен ряд каналов для распределения потоков сжатого воздуха. На корпусе установлено два электромагнита, которые обеспечивают подъем и опускание двух плунжеров, изменением положения плунжеров достигается подача сжатого воздуха к полостям цилиндра и выпуск воздуха в атмосферу.
На клапане установлена кнопка экстренного открывания дверей. Также на корпусе клапана расположено три штуцера: два для соединения с полостями пневматического цилиндра и один (входной) для соединения с пневматической системой автобуса. Под входным штуцером расположен простейший фильтр, обеспечивающий очистку поступающего воздуха от пыли и других загрязнений. Также на корпусе клапана находится и отверстие (одно или два — все зависит от модели клапана) для выпуска сжатого воздуха в атмосферу, причем оно закрыто глушителем (дросселем), снижающим уровень шума.
Клапан в сборе может устанавливаться, как уже было указано выше, на отдельной панели либо непосредственно на цилиндре. Во втором случае значительно упрощается пневматическая система, так как отпадает надобность в гибких пневматических трубопроводах.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ, РЕМОНТА И ОБСЛУЖИВАНИЯ МОД
Клапан ПАЗ механизма открывания дверей
Механизм открывания дверей довольно прост и надежен, однако и он периодически нуждается в техническом обслуживании. Обычно это сводится к регулярной (каждое ТО-1) проверке общего состояния механизма, надежность его крепления и соединений трубопроводов. Также проводится удаление пыли, влаги и грязи с деталей механизма.
Если же с течением времени замечается снижение скорости работы механизма, то следует проверить наличие утечек воздуха. Также необходимо снять и заменить воздушный фильтр во впускном штуцере. Для этого необходимо отсоединить впускной пневматический шланг (предварительно отключив электропитание и пневматику автобуса), с помощью ключа вывернуть входной штуцер, затем отверткой подцепить и вынуть стопорное кольцо, снять старый фильтр и поставить новый.
Периодически необходимо проводить регулировку глушителей (дросселей) на клапане механизма, так как их самопроизвольное выкручивание приводит к замедлению скорости закрывания и открывания дверей. При этом нужно учитывать, что они имеют левую резьбу.
Снятие, ремонт и установка механизма открывания дверей производится согласно инструкции по эксплуатации автобуса.
Эксплуатация дверей не вызывает сложностей, однако каждый день перед началом смены рекомендуется проводить простейшую проверку их работоспособности. В частности, следует проверить открывание и закрывание дверей при нажатии на соответствующие кнопки, проверить аварийное открывание (затем закрыть дверь кнопкой на месте водителя), убедиться в работоспособности механизма противозащемления, а также убедиться в отсутствии утечек воздуха.
При регулярном обслуживании и своевременном ремонте механизм открывания дверей ПАЗ будет работать надежно, обеспечивая удобство и комфорт для пассажиров.
В статье использован текст с сайта autoopt.ru
Если у Вас вдруг вышел из строя пневматический механизм противозащемления (зашипел или стал без причины срабатывать), то можно временно отключить его, чтобы завершить рейс. Для этого Вам понадобится всего два соединительных фитинга с внутренним диаметром 6 мм.
Для начала необходимо отключить все 4 трубки от «противозащемителя», а затем соединить их между собой напрямую, чтобы воздух подавался на цилиндр минуя клапан противозащемления. Готово!
Перед началом движения, не забудьте проверить, что механизм работает правильным образом. И будьте бдительны, чтобы не зажать в дверях зазевавшегося пассажира!
В следующей статье мы напишем как правильно определить неисправность в МОД и не ошибиться с выбором ремкомплекта.
Пневмопривод управления дверьми
Подключение привода к электрическим цепям производится электрическими разъемами в соответствии со схемами.
Пневмораспределитель аварийного открывания дверей служит для подачи пневмосигнала на пилотный клапан распределителя при аварийном открывании дверей.
На автобусах городского и пригородного могут использоваться: привод 40N2R63/116T1B022, 40N3R63/116TIВ029.
По принципу работы и устройства все модели примерно одинаковы и отличаются конструктивным исполнением.
При снижении давления в системе ниже минимального, открытие створок дверей после нажатия кнопки распределителя (Р1,Р5 или Р2) выполняется вручную.
Блок управления противозажимом (КУ) предназначен для включения пневмораспределителя на открытие дверей в случае сдавливания пассажира створками, а также включения и выключения лампы освещения посадочной площадки.
На входы блока КУ поступают сигналы от концевых выключателей (К1 и К2), определяющих открытое и закрытое положение створок дверей, и от кнопки управления на пульте водителя.
Если на вход поступает сигнал о том, что дверь открыта, то блок управления выдает команду на включение лампы освещения посадочной площадки и переходит в режим ожидания сигнала «Закрыть» с пульта водителя.
При поступлении сигнала «Закрыть» включается программный таймер, настроенный на время, за которое дверь должна гарантировано закрыться (см. Полную информацию в «Техническом описании и инструкции по эксплуатации» KPSO1884-53-000TO на пневмоприводы 40N2R63/116Е1В022, 40N3R63/116Е1В029).
• дверь закрылась (поступил сигнал от концевых выключателей), то лампа освещения площадки выключается, и блок управления противозажимом переходит в режим готовности к следующему циклу.
• дверь не закрылась (не получен сигнал от одного или обоих концевых выключателей), то это идентифицируется как факт зажима пассажира, и блок выдает сигнал на катушку пневмораспределителя, переводя его в положение «дверь открыта».
Дверь водителя не имеет механизма противозажима.
В программе блока управления противозажимом имеется режим автоматического отключения функции противозажима. Отключение функции противозажима происходит в случае открытия двери без поступления команды «Открыть» с пульта водителя, а именно:
• при открывании двери с помощью кнопки аварийного открывания;
• при открывании двери с помощью ручного переключения распределителя;
Для восстановления функции противозажима необходимо провести полный нормальный цикл открытия-закрытия двери с пульта водителя.
Следует также иметь в виду, что функция противозажима не действует в течение всего времени удержания кнопки «Закрыть» на пульте водителя в нажатом состоянии.
Для работы привода в штатном режиме после нажатия аварийной кнопки, необходимо вернуть кнопку в исходное положение.
Привод 40N1X100/100Т1В000 устанавливается на междугородних автобусах и состоит из: панели управления, подъемно-поворотного механизма (ППМ), верхнего (РНВ) и нижнего (РНН) несущих рычагов, оси вращения (ОСЬ), верхнего прижимного винта (ВПР), а также внешних аварийных кнопок (Р2 и РЗ). В приводе предусмотрена возможность подключения запирающего клапана (Р5) для запирания двери автобуса на стоянке.
Панель управления состоит из панели (2), на которой расположены входной фитинг-разветвитель, распределитель (Р1) и блок управления противозажимом (КУ).
Блок управления противозажимом (КУ) предназначен для включения пневмораспределителя на открытие дверей в случае сдавливания пассажира створками, а также включения и выключения лампы освещения посадочной площадки.
На входы блока КУ поступают сигналы от концевых выключателей (К1 и К2), определяющих открытое и закрытое положение створок дверей, и от кнопки управления на пульте водителя.
Если на вход поступает сигнал о том, что дверь открыта, то блок управления выдает команду на включение лампы освещения посадочной площадки и переходит в режим ожидания сигнала «Закрыть» с пульта водителя.
При поступлении сигнала «Закрыть» включается программный таймер, настроенный на время, за которое дверь должна гарантировано закрыться.
Подъемно-поворотный механизм (ППМ) состоит из пневмоцилиндра (ПЦ), вмонтированного в основание (1), а также шарикового винтового механизма. На крышках пневмоцилиндра установлены дроссели (ДР) для настройки скоростей открывания и закрывания двери, а также демпферные винты для настройки плавности остановки полотна двери в конце хода.
Шариковый винтовой механизм состоит из шариковой винтовой пары качения, неподвижного корпусу и и выходного трубчатого вала, соединенного зубчатой торцовой муфтам с верхнем трубчатой осью (ОСЬ).
Механизм работает следующим образом: при движении штока пневмоцилиндра вверх связанный с ним вал шариковой винтовой пары также поднимается вверх. При этом он через шарики передает усилие на винтовые канавки гильзы винтовой пары, связанной с выходным валом привода. Поскольку на выходной вал воздействует вес дверного полотна, который создает больший крутящий момент, чем трение в шариковой винтовой передаче, то перемещение вала преобразуется в поворот гильзы, и выходной вал вместе с дверным полотном поворачивается в сторону закрывания двери. Как только полотно коснулось кузова автобуса, дальнейший поворот становится невозможным, и усилие штока через винтовые канавки передается на гильзу, перемещая ее поступательно вверх, а дверное полотно входит в фиксирующие клинья, расположенные по контуру дверного проема.
Внимание! В программе блока управления противозажимом имеется режим автоматического отключения функции противозажима.
Отключение функции противозажима происходит в случае открытия двери без поступления команды «Открыть» с пульта водителя, а именно:
• при открывании двери с помощью кнопки аварийного открывания;
• при открывании двери с помощью ручного переключения распределителя.
Для восстановления функции противозажима необходимо провести полный нормальный цикл открытия-закрытия двери с пульта водителя.
Следует также иметь в виду, что функция противозажима не действует в течение всего времени удержания кнопки «Закрыть» на пульте водителя в нажатом состоянии.
Проверку привода перед началом работы производить в следующей последовательности:
• Проверить работу двери путем открывания и закрывания их с места водителя:
• Проверить срабатывание сигнализации «Дверь открыта».
• Произвести контроль «на слух» утечек воздуха при открытой и закрытой двери;
• Проверить механизм аварийного открывания двери при стоянке транспортного средства путем нажатия на кнопку аварийного открывания.
• Проверить работу механизма противозажима, для чего в момент закрытия двери придержать ее створку.
12.1 Техническое обслуживание
Периодически, но не реже одного раза в месяц, выполнять следующие работы:
• Проверка надежности крепления привода, его составных частей и подключения внешних цепей;
• При необходимости, удаление загрязнений и влаги с составных частей привода.
Полная информация на пневмопривод 40N1R100/100T1B000 приведена в «Техническом описании и инструкции по эксплуатации» KPSO459000-000TO.
Для удаления влаги из воздуха, поступающего к ПУД, установлены фильтры Серии N на входе подачи управления воздуха к ПУД. Фильтры поставляются с присоединительными размерами G1/8 и G1/4. Прозрачный стакан позволяет легко определить уровень конденсата.
Фильтры Серии N оснащены ручным/полуавтоматическим клапаном слива.
Доступны три вида фильтрующих элементов: 25 мкм, 5 мкм и 0,01 мкм.
Общие характеристики фильтра
Как опция на автобусе может быть установлена выдвижная ступенька. Она предназначена для обеспечения min высоты ступени от дороги 250 мм. Ступенька выдвигается (задвигается) автоматически при открывании (закрывании) дверей. Ступенька представляет собой рамную конструкцию с механизмом параллелограммного типа. Работает от пневмоцилиндра. Располагается под стандартной ступенью, ниже каркаса автобуса на 70 мм (транспортное положение). В соответствии с ГОСТ Р.41.36 ступенька оборудована защитами:
• при нахождении пассажира на ступеньке (вес от 15 кг) она не может задвинуться, а дверь закрыться;
• при возвращении ступеньки в рабочее положение и встрече препятствия (ноги) она убирается обратно (в крайнем выдвинутом положении защита отключается).
1. К эксплуатации и техническому обслуживанию привода допускаются специалисты, знающие его устройство, правила эксплуатации и правила техники безопасности.
2. Установку, отключение, техническое обслуживание привода следует производить при отключенном пневмо- и электропитании.
3. Периодически, но не реже одного раза в месяц, необходимо выполнять следующие работы:
• проверку надежности крепления привода, его составных частей и подключения внешних цепей;
• при необходимости, удаление загрязнений и влаги с составных частей привода.
4. Проверить состояние уплотнителей дверей. Уплотнители створок дверей и дверных проемов должны плотно прилегать по проему при закрытых дверях и не иметь разрывов.
5. Проверить состояние упоров осей нижних фиксаторов створок дверей. Не допускается износ паза упора, приводящий к выскакиванию оси нижнего фиксатора створки при нажатии на дверь из салона.
6. Закрепить кронштейны направляющих роликов дверей.
Дополнительно к работам по техническому обслуживанию автобуса необходимо:
• проверить работоспособность дверей и, при необходимости, закрепить крепежные элементы двери:
болт М8 (Мз=2,0-2,5 кгс·м). М10 (Мз=4,4-5,6 кгс·м) (при необходимости отрегулировать при ТО-5000; или не реже 1 раз в месяц);
• проверить и, при необходимости, отрегулировать положение замков дверей (при ТО-5000, ТО-30000);
Снятие дверей (городской автобус)
• Снять поручень дверной, вывернув 2 винта M8-6gx20 из совмещенных отверстий.
• Вывернуть 2 винта в сборе с шайбами из совмещенных отверстий (выполнять только при разборке двери передней). Убрать уплотнитель и ручку двери.
• Убрать палец, направляющий, вывернув 3 винта из совмещенных отверстий.
• Убрать крышку, вывернув 2 винта M5-6gx40.
• Болт поддерживающий вывернуть, отвернув гайку М 10х1,25, сняв шайбу плоскую 12 D=22.
• Вывернуть 4 винта M8-6gx30в сборе с шайбой из совмещенных отверстий.
• Убрать опору шаровую нижнюю.
• Вывернуть 5 винтов с потайной головкой 4,3×15,9 из отверстий. Убрать уголок двери прижимной и шторку двери.
• Вывернуть 2 винта M4-6gx20.
• Вывернуть винт с цилиндрической головкой 4,3×25,4 в сборе с шайбой из совмещенного отверстия планки, уплотнителя и кронштейна. Убрать планку.
• Вывернуть 2 винта с цилиндрической головкой 3,6×19 из совмещенных отверстий. Убрать кронштейн резинового профиля. Вывернуть 2 винта M8-6qx40 в сборе с шайбами. Убрать ролик направляющий в сборе.
• Вывернуть 2 винта M8-6qx30 в сборе с шайбами. Убрать шаровую опору верхнюю.
• Подсобранную дверь переднюю правую/левую, среднюю, заднюю, закрепить в зажимах стенда. Убрать уплотнитель двери, вывернув винты с цилиндрической головкой 4,3×25,4 в сборе с шайбами из 4 отверстий.
• Вывернуть 6 винтов из совмещенных отверстий. Убрать стойку двери. Убрать стекло двери в сборе с уплотнителями в проем двери (для двери передней правой/левой, средней правой/левой, задней правой/левой).
• Убрать уплотнители по периметру стекла двери.
• Нанести герметик Trodicht-schwarz толщиной 2-3 мм в канавки уплотнителей окна двери, промазать глицерином ручьи уплотнителей.
• Установить уплотнители по периметру стекла двери. Наличие зазора между уплотнителями окна двери не допускается
• Установить стекло двери в сборе с уплотнителями в проем двери (для двери передней правой/левой, средней правой/левой, задней правой/левой). Установить стойку двери, совмещая 6 отверстий. Ввернуть 6 винтов в совмещенные отверстия.
• Установить уплотнитель двери на дверь переднюю правую/левую, среднюю правую/левую, заднюю правую/левую, затем ввернуть винты с цилиндрической головкой 4,3×25,4 в сборе с шайбами в 4 отверстия
• Перестановить на стенде подсобранную дверь переднюю правую/левую, среднюю, заднюю, закрепить в зажимах стенда. Установить уплотнитель двери.
• Установить шаровую опору верхнюю, совмещая 2 отверстия. Ввернуть 2 винта M8-6qx30 в сборе с шайбами.
• Установить ролик направляющий в сборе, совмещая 2 отверстия. Ввернуть 2 винта М8-6qx40 в сборе с шайбами. Установить кронштейн резинового профиля, совмещая 2 отверстия. Ввернуть 2 винта с цилиндрической головкой 3,6×19 в совмещенные отверстия.
• Ввернуть винт с цилиндрической головкой 4,3х25,4 в сборе с шайбой в отверстие. Установить планку, совмещая отверстия планки, уплотнителя и кронштейна.
• Ввернуть 2 винта M4-6gx20.
• Установить уголок двери прижимной и шторку двери. Ввернуть 5 винтов с потайной головкой 4,3×15,9 в отверстия.
• Установить опору шаровую нижнюю, совмещая 5 отверстий.
• Ввернуть 4 винта M8-6gx30 в сборе с шайбой в совмещенные отверстия.
• Надеть шайбу пл. 12 D=22 на болт поддерживающий, навернуть гайку М 10х1,25, болт ввернуть.
• Установить крышку, совмещая 2 отверстия. Ввернуть 2 винта M5-6gx40.
• Установить палец направляющий, совмещая 3 отверстия. Ввернуть 3 винта в совмещенные отверстия.
• Установить уплотнитель и ручку двери, совмещая 2 отверстия. Ввернуть 2 винта в сборе с шайбами в совмещенные отверстия (выполнять только при сборке двери передней).
• Установить поручень дверной, совмещая 2 отверстия. Ввернуть 2 винта M8-6gx20 в совмещенные отверстия.
• Установить второй поручень дверной. Протереть стекло двери от следов герметика.
Проверка функционирования двери
Открыть и закрыть дверь с пульта водителя.
Двери открываются и закрываются.
Регулировка скорости движения створок
Вращать винты пневмодросселей с помощью отвертки.
Створки двери перемещаются плавно без заеданий
Регулировка последовательности движения створок
Вращать винты пневмодросселей (для ППДН-1) и (для ППДН-2Р) с помощью отвертки.
Створки замыкаются и уплотняются в нужной последовательности
Регулирование торможения створок в конечных положениях
Вращать с помощью отвертки дроссельные винты в передних крышках пневмоцилиндров, в задних крышках дроссели должны быть полностью открыты
Отсутствие ударов в конечных положениях створок
Проверка экстренного открытия двери при наличии давления в пневмосистеме
Закрыть дверь. Нажмите кнопочный выключатель открывания всех дверей одновременно
Створки двери открываются
Проверка экстренного открытия двери при отсутствии давления в пневмосистеме
Закрыть дверь с пульта водителя. Сбросить давление в пневмосистеме ППДН. Раздвинуть створки дверей вручную
Створки свободно раздвигаются
Регулировка срабатывания сигнализации
Переместить микровыключатель относительно кронштейна
Сигнализация открытия (закрытия) двери и лампа освещения посадочной площадки функционируют в необходимом режиме
Регулировка автоматического открытия (реверса) двери. (Регулировку производить при номинальном давлении воздуха в пневмосистеме привода Рном=0,63МПа)
Вращать регулировочный винт на кожухе дифференциального реле. Вращением винта против часовой стрелки “загрубляют” настройку реверса. Законтрить регулировочный винт. Закрыть дверь.
Створки двери открываются при возникновении препятствия движению створок
Установка задержки включения системы автоматического реверса
Открыть дверь. Раскрепить кронштейн герконового датчика. Переместить датчики с кронштейном вдоль оси пневмоцилиндров в направлении от центра двери к ее краю. Перемещение производите до загорания индикаторной лампочки датчика. Закрепить кронштейн.
При возникновении препятствия в начальный момент закрытия двери (первые 50-100 мм движения) автоматическое открытие не происходит.
• Установить подъемно-поворотный механизм на штатное место.
• На выходной вал подъемно-поворотного механизма установить ось, верхний конец которой зафиксировать нажимным винтом. Винт ввернуть в верхний подпружиненный торец оси до касания, а затем сжать пружину на 5мм. Законтрить поджимной винт контргайкой.
• Надеть на ось привода верхний и нижний несущие рычаги, согласно КД двери транспортного средства.
• Навесить на рычаги дверное полотно. Настройку положения двери «Открыто», а также примыкание дверного полотна к проему в положении «Закрыто», произвести согласно технологической инструкции на сборку дверного узла транспортного средства
• Установить панель управления
• Соединить трубками и жгутом исполнительный механизм с панелью управления.
• Подключить электро- и пневмопитание.
• Закрутить до упора, а после ослабить на один оборот демпферные винты в крышках цилиндра
• Закрутить до упора, а затем ослабить на 4-5 оборотов винты дросселей в крышках цилиндра.
• Открывая и закрывая дверь командами с пульта водителя, настроить скорость открывания и закрывания дверей.
• Настроить плавную остановку двери в конце хода, вращая демпферные винты.
• Поворотом кулачка (К) на подвижной оси привода настроить срабатывание концевого выключателя поворота.
• Перемещением концевого выключателя подъема настроить его надежное срабатывание в положении «дверь закрыта».
Категорически запрещается настраивать срабатывание концевого выключателя путем деформирования деталей привода.
Подготовка привода к работе
• Подать пневматическое и электрическое питание на привод.
• Проверить работу, открывая и закрывая двери с места водителя.
• При необходимости, подстроить скорость открывания и закрывания двери.
• Вращение дросселя по часовой стрелке (вправо) уменьшает скорость движения дверей.
Вращение дросселя против часовой стрелки (влево) увеличивает скорость движения дверей.
• Отрегулировать (при необходимости) время торможения створки двери в конечном положении при открывании с помощью демпферных винтов на крышках цилиндра.
Вращение винта вправо увеличивает время торможения. Вращение винта влево уменьшает время торможения.
• Проверить работу кнопок аварийного открывания двери. При нажатии на любую из них дверь должна открыться. Закрыть дверь после аварийного открывания можно только путем подачи команды с пульта водителя.
Механический возврат встроенной в распределитель Р1 аварийней кнопки не ведет к переключению золотника. Для возврата кнопки необходимо подать команду «Закрыть» с пульта водителя.
• Отрегулировать положение поворотного кулачка следующим образом: отпустить стопорный винт в отверстии кулачка, повернуть кулачок таким образом, чтобы погасла сигнальная лампа и ролик концевого выключателя оказался на вершине подъёма профиля кулачка.
• Настроить блок управления противозажимом (КУ).
Для настройки блока управления противозажимом необходимо выполнить следующее:
• включить габаритные огни;
• на пульте водителя нажать и удерживать кнопку «Открыть дверь» в течение не менее 30 секунд до тех пор, пока лампа освещения дверной площадки не начнет мигать, что означает переход блока в режим программирования
• нажать кнопку «закрыть» на пульте водителя. Дверь при этом закроется, и контроллер запишет реальный режим ее закрытия.
По окончании этих действий, блок управления противозажимом переходит в рабочий режим.
Настройку блока управления противозажимом необходимо проводить после каждой регулировки дверей
Проверка перед началом работы (при эксплуатации)
• Проверить работу дверей путем открывания и закрывания их с места водителя:
• Проверить срабатывание сигнализации «Дверь открыта».
• Произвести контроль «на слух» утечек воздуха при открытой и закрытой двери;
• Проверить механизм аварийного открывания двери при стоянке автобуса нажатием на кнопку аварийного открывания.
• Проверить работу механизма противозажима, при этом в момент закрытия двери придержать ее створку.