площадь двери исаакиевского собора
Площадь двери исаакиевского собора
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
3. Исаакиевский собор — Большие двери
Запись опубликована С фотоаппаратом по Питеру. Вы можете оставить комментарии здесь или здесь.
В собор ведут, помимо небольших служебных дверей, три большие по размерам парадные двери. Они действительно большие: площадь каждой из них равна 42 кв.м, высота створок — 6.8 м, масса каждой створки по 9.7 т. Изготовлены двери из дуба и покрыты литьём из бронзы с нанесённой декоративной патиной. И снаружи и внутри они украшены многочисленными скульптурами, бюстами и рельефами. Изнутри каждая створка дверей разделена на четыре кессона, в которые помещены рельефы. Тематика художественного оформления дверей была предложена Святейшим Синодом. Авторство всех дверей приписано И. Витали, хотя понятно, что такой объём работы невозможно было выполнить одному и у него были помощники. На это указывает и разный уровень художественного мастерства рельефов и скульптур.
По традиции, главным входом в православный храм является западный, так как в восточной части устанавливается алтарь. Искусствоведы отмечают, что именно западные двери выполнены с наибольшим мастерством.
1. Большие Западные двери.
Над дверями начертано: «Кресту Твоему поклоняемся». Их оформление посвящено эпизодам из бытия апостолов Петра и Павла. На бронзовой табличке на пяти языках написаны основные сведения о Больших Западных дверях.
Площадь двери исаакиевского собора
Архитектура
Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Высота Исаакиевского собора 101,5 м; длина 111,2 м; ширина 97,6 м.
Собор – одна из доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости и золотой кораблик Адмиралтейства.
Храм св. Исаакия Далматского принадлежит к числу самых больших, сложных и интересных сооружений, завершивших развитие классицизма – архитектурного стиля, господствовавшего в России во второй половине XVIII – начале XIX веков.
Время проектирования собора совпало с расцветом русского классицизма, для которого были характерны монументальность, величие, строгость пропорций, связь с окружающей застройкой. Архитекторы зачастую обращались к традициям античности, использовали мотивы Древних Греции и Рима, итальянского Возрождения. Однако к середине XIX века наблюдается постепенный упадок этого стиля, проявившийся в нарушении его чистоты и отказе от сохранения единства и цельности архитектурно-художественного образа, излишней декорировке, не связанной с конструктивными особенностями зданий. Эти черты обозначили начало эклектического направления в архитектуре, по времени совпавшего со строительством Исаакиевского собора. Поэтому в отдельных деталях его фасадов, и особенно в интерьере появляются черты эклектики.
Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с фасадами, украшенными портиками. Сохранив традиционную схему, О. Монферран по-иному подошел к решению архитектурно-художественного убранства здания.
В плане Исаакиевский собор представляет собой слегка вытянутый по оси восток-запад прямоугольник, в средней части которого находится квадрат, выступающий из общего контура в северную и южную стороны. В результате такой планировки доминирующее значение приобрела средняя часть здания.
Само здание решено цельным, компактным объёмом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золочёным куполом с легким восьмигранным световым фонариком.
По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие колокольни, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолочённые главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Из-за пирамидальности построения собора создается ощущение динамичности и устремленности ввысь массивного барабана с главным куполом, а также связи всего здания с окружающим пространством.
Фасады украшены портиками с гранитными колоннами высотой 17 м и массой 114 т каждая. Установлены колонны на гранитных стилобатах, в которых расположены ведущие к храму ступени. Исаакиевский собор – единственный из памятников русского классицизма (за исключением Мраморного дворца А. Ринальди), в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание тёмно-красных колонн портиков, колоннады главного купола и цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочёными куполами придает всему сооружению парадный вид.
Поражают своим величием и благородством форм портики собора. Один шестнадцатиколонный портик обращен на север, к Неве и Медному всаднику, другой – к Исаакиевской площади. Таким образом, оба входа в храм оказались боковыми по отношению к алтарю, что обусловлено градостроительными особенностями. Алтарь храма снаружи отмечен восьмиколонным портиком, который симметрично повторяется с западной стороны.
Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху. Стремясь усилить впечатление грандиозности сооружения, О. Монферран непомерно увеличил размеры окон и дверей, что исказило представление об истинной величине храма. За исключением восточного фасада, три наружные двери гармонично увязаны с портиками, площадь каждой из них – 42 кв. м; высота створки – 6,8 м; масса створки – 9,7 т.
Треть всей плоскости стены занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером. Его размеры были продиктованы восточным фасадом третьего Исаакиевского собора, освященная часть которого не подлежала разборке. О. Монферран несколько смягчил массивный аттик вертикальными членениями четырех звонниц и горизонтальным карнизом с модульонами в верхней части стен. Подчеркивают вертикальный характер главных членений здания пилястры, расположенные на углах.
Исаакиевский собор – высокий образец единства как монументального, так и декоративного искусства; его архитектура находится в непосредственной художественной взаимосвязи с живописью и скульптурой. Характер декоративного решения фасадов определяет, прежде всего, скульптура – один из самых распространенных видов изобразительного искусства первой трети XIX века, связанных с архитектурой.
Расположение декоративной скульптуры соответствует основным членениям здания, объединяя отдельные архитектурные массы, зрительно смягчая переходы от одной части к другой, тем самым усиливая роль и значение отдельных элементов сооружения. Скульптурное убранство храма создавали известные ваятели того времени – И. Витали, И. Герман. П. Клодт, Л. Логановский, Ф. Лемер, Н. Пименов. Скульптурный декор не только обогащает облик здания, но и несет основную идейную и тематическую нагрузку, конкретизируя функциональное назначение храма. Такое обилие скульптуры в наружном убранстве было вызвано тем, что к середине XIX века изменилось представление о монументальности сооружения; иными становятся и способы выделения среди городских построек.
На смену строгости и благородной простоте зданий начала XIX века приходит стремление к помпезности, эффекту, что обуславливает усиление пластики стен, заполнение гладкого поля фронтона сложными по композиции барельефами, использование дорогих отделочных материалов. Все это в полной мере нашло отражение в наружном убранстве Исаакиевского собора и особенно ярко выразилось в интерьере храма.
Благодаря вертикальной направленности своей композиции Исаакиевский собор стал одной из доминант центральной части города, имеющей важное градостроительное значение. Здание храма органично вошло в ансамбль двух площадей – Исаакиевской и Сенатской (Декабристов), композиционно объединяя и определяя их облик.
Сенатская площадь создавалась еще в середине XVIII века, а завершилось ее формирование в первой половине следующего столетия. Широко раскрытая на Неву, эта площадь – часть художественного убранства неповторимых по красоте набережных.
Если для Сенатской площади Исаакиевский собор – последний аккорд, недостающее звено ансамбля, то для Исаакиевской он стал началом ее превращения в единый архитектурный организм. В центре площади – последняя работа О. Монферрана, памятник императору Николаю I, выполненный скульптором П. Клодтом.
Внутренняя планировка Исаакиевского собора характерна для православных культовых сооружений XVIII века. Интерьер площадью более 4 000 кв. м двумя рядами пилонов разделен на три нефа. В главном куполе, опирающемся на четыре массивных пилона, высота достигает 69 м, высота боковых нефов – 28 м. Входом в храм служат три большие двери с южной, северной и западной сторон здания.
В восточной части – главный алтарь и иконостас, возвышающийся в уровень со сводами, подобно алтарным преградам древнерусских храмов. Стройный коринфский портик иконостаса из десяти малахитовых колонн поддерживает аттик, членения которого продолжают вертикальную направленность колонн и подчеркивают строгость его архитектуры. Перед иконостасом – солея, огражденная беломраморной балюстрадой с золочеными балясинами.
Три большие арки в иконостасе служат входами в алтарную часть храма. Центральную арку украшают две лазуритовые колонны и Царские врата, за которыми находится главный алтарь св. Исаакия Далматского. В алтарном окне – один из самых больших витражей в Европе площадью 28,5 кв. м, выполненный на Мюнхенской мануфактуре мастером Айнмиллером. Запрестольный образ Иисуса Христа отличается яркостью красок и глубиной цвета. Несмотря на то, что витраж – нехарактерная деталь убранства православного храма, в Исаакиевском соборе он органично вписывается в интерьер и придает алтарю неповторимый, торжественный вид.
Прорезая главный иконостас, боковые арки открывают для обозрения боковые приделы с малыми иконостасами. Левый неф ведет в придел св. Александра Невского, правый – в придел св. Екатерины.
В пышном декоре храма важное значение имеет оформление барабана главного купола. Выступающие из плоскости стен двенадцать статуй ангелов вместе с мраморными пилястрами образуют единую вертикаль и способствуют четкому членению барабана. Между скульптурами, выполненными способом гальванопластики, – живописные изображения двенадцати апостолов. Хорошо освещенные окнами барабана, позолоченные фигуры ангелов ярким пятном выделяются на фоне стен и вместе с живописью создают богатый декоративный эффект.
Внутренний декор собора венчает роспись плафона «Богоматерь во славе» площадью 816 кв. м, созданная выдающимся художником XIX века К. Брюлловым. Круговая композиция этого полотна продиктована архитектурой храма. Мягко и естественно перейти от архитектурных форм к живописным позволяет балюстрада, написанная по самому краю плафона. Она иллюзорно увеличивает антаблемент барабана, а свободный от изображений центр плафона вызывает ощущение глубины воздушного пространства и бесконечности небесного свода. Завершает композицию плафона главного купола созданная И.Дылевым скульптура голубя, парящего под сводом на высоте 86,5 м – символ Святого Духа. Она выполнена из меди, весит 84 кг, размах крыльев голубя 2,06 м. Сияние скульптуре придаёт слой серебра, нанесённый способом гальванопластики.
Оформление барабана главного купола с точки зрения синтеза различных видов искусства – наиболее удачное в Исаакиевском соборе.
Важная особенность внутренней отделки собора – вызолоченные детали, литые бронзовые, с рельефным орнаментом, базы и капители колонн, медальоны, кессоны, гирлянды, а также ажурные золоченые люстры-паникадила массой около 3 т каждая. Всего на позолоту собора было израсходовано 300 кг золота, еще 100 кг – на золочение куполов.
Исаакиевский собор – яркий образец синтеза архитектуры с различными видами декоративно-прикладного искусства. Его многочисленные живописные картины, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветного камня и позолоты создают богатую, насыщенную цветовую гамму.
Венчание князя Георгия Михйловича оказалось пышнее недавней свадьбы другого Романова
Потомок династии Романовых Георгий Михайлович с гражданкой Италии Ребеккой Беттарини после церемонии церемонии венчания в Исаакиевском соборе, 1 октября 2021 года
Сегодня, 1 октября, в Исаакиевском соборе состоялось венчание великого князя Георгия Романова и Ребекки Беттарини, дочери итальянского дипломата. Около полудня на Исаакиевскую площадь в центре Санкт-Петербурга начали стекаться журналисты и гости торжества, которое назвали знаменательным в Российском императорском доме.
Первой к месту венчания прибыла мать Георгия Михайловича — Мария Владимировна, называющая себя великой княгиней, Императрицей Всероссийской и главой дома. Позже прибыл сам Романов без сопровождения. Последней к Исаакиевскому собору подъехала машина Ребекки Беттарини. По ступенькам здания через центральный вход она проследовала внутрь в сопровождении отца — Роберто Беттарини.
На подходах к зданию собора молодых встречала толпа журналистов и зевак. У дверей в два ряда стояли гвардейцы Преображенского полка с обнаженными клинками сабель, а также девочки-цветочницы, которые помогали невесте справляться с длинным шлейфом платья.
Наряд Ребекки Беттарини, ставшей после принятия христианства Викторией Романовной, был изготовлен ливанским домом моды Reem Acra. Об этом сообщает портал European Royals со ссылкой на Императорскую канцелярию. Платье было выполнено из итальянского шелка и дополнялось 6-метровым шлейфом. Созданием подвенечной накидки занималась уже российская дизайнер — Элина Самарина. Отличительной ее чертой стала золотая вышивка с гербовым орлом. На изготовление вышивки ушло пять недель.
На пальце Беттарини было заметно фамильное кольцо с рубином-кабошоном и двумя бриллиантами по бокам. Его подарил избраннице Георгий Романов на обручение в январе этого года. Зарегистрировали свои отношения молодожены в одном из московских ЗАГСов 24 сентября.
На венчание в Исаакиевском соборе приехали больше тысячи гостей: главы и члены императорских, королевских и владетельных домов Европы и Азии, представители зарубежных государственных, деловых и общественных кругов, деятели культуры.
Среди известных в России персон были замечены: светская дама Виктория Шелягова, социолог Александр Дугин, адвокат Павел Астахов.
К алтарю невесту сопровождал ее отец. Саму церемонию венчания провел митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий. В пресс-службе Исаакиевского собора «Газете.Ru» при этом сообщили: «Государственный музей-памятник не является организатором данного мероприятия, прошедшего в стенах собора».
В подарок гости церемонии получили памятные медали — подобные тем, что вручали до революции на императорских свадьбах, с профилем жениха и невесты.
По словам советника канцелярии главы Российского императорского дома Кирилла Немировича-Данченко, венчания членов Российского императорского дома в Петербурге не было более 120 лет. Это историческое и международно значимое событие, отмечал он.
Однако историк династии Романовых Иван Матвеев считает, что венчание великого князя Георгия Михайловича Романова и Ребекки Беттарини нельзя называть первой свадьбой представителей царской фамилии, состоявшейся в России после 1917 года.
«Представители так называемой «Канцелярии главы Российского Императорского Дома» говорят о том, что эта свадьба – первое бракосочетание Романовых в России после 1917 года. На самом деле это неверно, с 1917 по 1919 года членами Российского Императорского Дома было заключено четыре брака», — рассказал историк «Газете.Ru».
По словам Матвеева, даже после распада СССР уже было проведено венчание наследников Романовых из «другой ветви».
«Первым был князь Димитрий Романович (1926 – 2016), который в 1993 году в Костроме обвенчался со своей женой графиней Доррит Ревентлов», — сообщил эксперт, изучающий династию Романовых.
Он добавил, что, в отличие от Георгия Михайловича, члены императорской фамилии никогда не венчались в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. «В основном, все свадебные церемонии проходили в Большой церкви Зимнего дворца, — сказал Иван Матвеев.
По словам историка, «свадьбой века», про которую говорили сторонники этой ветви, назвать это никак нельзя». «Георгий Михайлович является принцем Прусским и большинство потомков Российского Императорского Дома его титул Великого Князя и Цесаревича не признает», — объяснил он.
Действительно, большинство потомков Романовых, которым удалось выжить после революции 1917 года, — представители Объединения дома Романовых, основанного в 1992 году, — не считают Марию Владимировну и Георгия Михайловича наследниками престола и отрицают их право называться великой княгиней и великим князем.
Еще в 2010 году князь Дмитрий Романович Романов, брат занимавшего в то время пост президента организации Николая Романова, заявлял: «Минувшим летом после поездки в Санкт-Петербург я обратил внимание прессы на то, что окружение моей родственницы, княгини Марии Владимировны, титулует ее «Великая княгиня» и «Глава Императорского Дома». Оба титула вводят в заблуждение, поскольку последней Великой княгиней Императорской семьи была Ольга Александровна, сестра Царя-страстотерпца Николая II, скончавшаяся в Канаде в 1960 году».
При этом Дмитрий Романов, ушедший из жизни в 2016 году, добавлял, что титулы «Ее Императорское Высочество Государыня Великая Княгиня и де-юре Государыня Императрица и Самодержица Всероссийская», которыми называют «его родственницу» — это нагромождение «титулов, помпезных и устаревших форм». «Раболепным почитанием чинов и устоев безвозвратно ушедшей эпохи можно лишь выставить себя на посмешище всей России», — говорил он.
Тем не менее, в последние несколько лет именно Георгий Михайлович и Мария Владимировна доминируют в российской новостной повестке как наследники Романовых. И даже свадьба одного из представителей основной ветви — князя Ростислава Романова, нынешнего вице-президента Объединения дома Романовых, — российскими СМИ освещалась скудно.
Строительство Исаакиевского собора. Внешний вид
Фотографии
Исаакиевский собор – святое сооружение и изящное украшение Северной столицы. В нем необычно все: его история, архитектура, внешний вид, интерьер. Но чтобы он стал таковым, ему суждено было пройти непростой путь.
Этапы возведения сооружения
Церковь строилась для рабочих верфи по указу Петра Первого. В 1707 году ее освятили в честь святого покровителя государя — Исаакия Далматского. Это была небольшая деревянная церквушка, в архитектурном плане — простая и лаконичная, типичная для построек петровского времени. Через 10 лет также при Петре Великом на этом месте заложили каменную церковь. Но воды Невы подмывали фундамент, чем разрушали строение. К тому же, в храм ударила молния, возник пожар, во время которого он сильно пострадал.
При Екатерине Второй, в 1766 году начали строительство третьего храма. Архитектором проекта был Антонио Ринальди. Сразу возвели мощный фундамент, но воплотить весь грандиозный замысел итальянского зодчего с изящными куполами и мраморной облицовкой не удалось. После смерти императрицы Ринальди уехал на родину. Вставший на престол Павел Первый приказал в спешном порядке достроить церковь. Величественное мраморное основание оканчивалось обычными кирпичными стенами. Храм стал объектом насмешек горожан. Хотя его все же освятили в 1802 году. Однако он никак не вписывался в изысканный облик центра столицы.
Фундамент
При возведении Исаакиевского собора было внедрено в жизнь множество новаторских идей, разработаны и применены технологии, передовые для своего времени. Монферрану предстояла сложнейшая задача – объединить старый и новый фундамент. Рабочие рыли траншеи, откачивали воду. Далее в грунт забивались сваи, толщина каждой была около 28 сантиметров, а длина 6,5 метров. Шаг между сваями был равен их диаметру. Всего их было вбито 10672. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, Дальше в траншеи залили воду, после замерзания которой срезали все бревна по уровню ледяной кромки. Сооружение фундамента продолжалось почти пять лет.
Гранитные монолиты
Гранит для колонн, украшающих портик храма, добывали в каменоломне Пютерлакс, что под Выборгом. Монолиты добывали из шахты специально разработанным методом, который позволял сохранить целостность породы. Далее их транспортировали сначала по морю, а от порта по специально построенной железной дороге к месту строительства. Это тоже было новаторство.
Возведение портика
Архитектор предложил неожиданный вариант: сначала установить колонны, а после возводить стены. Это было продиктовано сложностью строительства портика.
Вес каждой колонны 114 тонн при высоте 17 метров. Для их установки были сконструированы уникальные леса, позволяющие устанавливать такие колоссы за 45 минут. Всего было воздвигнуто 48 колонн.
Первой возводили крайнюю правую колонну северного портика 20 марта 1828 года. При этом присутствовал император с семейством. Под основание заложили отлитую из платины медаль. К октябрю 1830 года портик был закончен.
Стены
Стены из кирпича возводились толщиной от 2,5 до 5 метров. Для сцепления применялся известковый раствор, а для жесткости металлические профили. Облицовку проводили параллельно. В кладку монтировались специальные крюки, на которые крепились облицовочные мраморные плиты. Снаружи их толщина не менее полуметра, а изнутри – 20 сантиметров. В 1837 году закончено строительство основания купола и установлены 24 колонны в верхней части.
Купол
У Исаакиевского собора уникальный купол. Монферран старался предельно уменьшить вес постройки. Он разработал конструкцию купола, состоящую из трех частей. Нижнюю составляют ребра, между которыми при строительстве закладывались конусообразные гончарные горшки. Этот прием позволил снизить вес купола, улучшить теплопроводность. К тому же горшечные своды создают в храме восхитительную акустику.
Исаакий во всей красе
Храм был освящен 30 мая 1858 года как кафедральный собор столицы. На его возведение и обустройство из казны была потрачена колоссальная, по тем временам, сумма — 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая дородная корова стоила 3 рубля, а добротный дом можно было построить за 100-150 рублей.
Размеры Исаакия: высота — 101,5 метра, длина — 111, 3 метров, ширина около ста метров, диаметр купола снаружи — 25,8 метра. Но не только благодаря гигантским габаритам храм выгодно выделяется среди себе подобных, но и вследствие богатой облицовки как внутри, так и снаружи.
112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное сооружение воздушным и легким. Наружная отделка серым рускеальским мрамором создает благородный и величественный вид. С каждой стороны фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, сюжет которых не повторяется.
Северная сторона
Пасха – самый светлый и праздник в православии. В честь него возжигают светильники на углах собора, которые удерживают преклонившие колени ангелы. По углам и на вершинах каждого фронтона установлены фигуры двенадцати учеников Спасителя, причем на вершинах помещены скульптуры евангелистов написавших Новый Завет.
Западная сторона
Надпись на фризе: «Царю царствующих». Фронтон украшает барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», созданная скульптором Витали. Он олицетворяет союз церковной и светской власти. Фасад это обращен к зданиям Сената и Синода. Там можно увидеть святого Исаакия, благословляющего склонивших головы императора с женой и их свиту. Очень интересна фигура полуобнаженного мужчины в левом углу. Это Монферран, изображенный с макетом храма в руках. Он единственный не склоняет головы пред святым старцем.
В углу фронтона фигура апостола Фомы, держащего угольник. На его лице отображено удивление, ведь маловерие принесло ему известность. Апостол Варфоломей в противоположном углу предстает с крестом и скребком. Крест – символ его веры, а скребком с него перед смертью содрали кожу. Евангелист Марк венчает фронтон. Рядом с ним лев – олицетворение смелости и мудрости.
Южная сторона
Угол фронтона украшает фигура Апостола Андрея, который принес веру православную в землю русскую. Он также является покровителем флота. В другом конце апостол Филипп. В центре евангелист Матфей. Он словно продолжает работу над главным трудом своей жизни. Рядом с ним стоит ангел, символизирующий чистоту мыслей и деяний. Ниши украшены скульптурами «Благовещение» и «Избиение младенцев», автор которых Логановский.
Восточная сторона
Надпись на фризе: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век». На фронтоне барельеф «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Это работа скульптора Лемера. Воспроизведен сюжет, когда Исаакий, осмелившийся преградить дорогу грозному императору, предрекает тому близкую погибель. Стражники цепями сковывают святого, чтобы бросить его в темницу.
С трех сторон фронтоны украшены дверьми, выполненными скульптором Витали из дуба и бронзы. На каждой из них изображены сюжеты из жизни Христа и фигуры святых.