пластика фасада в архитектуре
Пластика архитектурной формы
Особое значение, которое приобрела проблема пластики архитектурной формы в 1970-е годы, вызвано, по крайней мере двумя обстоятельствами.
Первое обстоятельство связано с особенностями современного этапа развития архитектуры. Так случилось, что в течение многих лет именно пластические средства архитектуры оставались вне сферы первоочередных творческих проблем.
Те или иные пластические качества архитектуры складывались до известной степени стихийно, без четкого выявления каких-либо определенных концепций в этой области. Сказывалось недостаточное внимание к той роли, которую играют пластические качества архитектурной формы в создании образной неповторимости зданий, ансамблей, в гармонизации архитектурно-природной среды. Считалось, что пластический язык современной архитектуры должен естественно складываться сам, вырастая (особенно в самом массовом своем проявлении, — в индустриальном жилищном строительстве) на функционально-конструктивной основе. По отношению к крупным уникальным общественным зданиям эта творческая концепция трактовалась несколько иначе, но и здесь механизм формирования архитектурно-пластического языка рассматривался без особого выявления образно-ассоциативных начал, присутствующих в процессе сложения художественной.
Результатом такого понимания процессов формообразования было появление сооружений, говорящих языком пластически активным, но мало органичным для сформировавшегося архитектурного окружения, его конкретных пространственных структур и просто для человеческих представлений о масштабе, соразмерности, пластической насыщенности, колорите и тому подобных качествах форм (как правило, всегда обладающих национальной, региональной, исторической конкретностью.
ПЛАСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ФАСАДОВ
Жилой комплекс был задуман как органичное продолжение существующей застройки. Образ здания – это диалог современной архитектуры и традиций регионального творчества.
Для композиционного объединения массива, обеспечения гармоничности и целостности восприятия градостроительной формы жилой застройки используется система пространственных ритмов, которую создают, в первую очередь, группы жилых блоков разной этажности. За счет контраста отличных по высоте объемов зданий создается ощущение четкого деления пространства на зоны.
Явно выраженное горизонтальное членение фасадов при помощи галерей задают четкую систему ярусного членения фасадов.
Пластическое решение жилых блоков основано на чередовании выступающих и западающих на разную глубину участков стен, которые подчеркнуты цветом. Пластику фасада существенно обогащают террасы, балконы – неотъемлемые составляющие архитектуры южного жилища. Ритмическая закономерность подчеркивается использованием оконных проемов различных габаритов.
Помимо перечисленного, пластическое решение фасадов достигается при помощи гармонического сочетании различных строительных материалов: облицовочного кирпича, штукатурки двух цветов, деревянных элементов.
Особую роль в формировании образа фасада играют сады на крышах, которые непрерывно связаны между собой. Они расположены на разных уровнях, но эти высотные изменения также ритмически организованы.
В композиции жилого комплекса применены архитектурно-художественные приемы и средства, способствующие выявлению основного замысла его пространственной организации, а также четкому восприятию пространства на основных магистралях.
А Р Х И Т Е К Т У Р Н Ы Е К О Н С Т Р У К Ц И И
ФУНДАМЕНТЫ
Фундамент является важной составляющей любого здания, он должен отвечать требованиям прочности, устойчивости, морозостойкости, долговечности.
Проектом предусмотрен железобетонный монолитный ленточный ростверковый фундамент на свайном основании. Поскольку именно оно позволяет обеспечить надежность строительства в условиях неустойчивого грунта данной территории. Фундамент состоит из свай и ростверков. Проектное решение предполагает использование забивных бетонных свай с сечением 350 мм×350 мм длиной 8 м, которые забиваются на глубине 0,9 м. Нагрузка от здания на сваи передается через ростверки, представляющие собой массивную монолитную железобетонную конструкцию, на которую опираются несущие конструкции здания. Высота ростверков – 0,6 м. Головы свай жестко заделываются в ростверки, что обеспечивается арматурными выпусками из свай в тело ростверков. Армирование конструкций свай производится пространственными арматурными каркасами на всю длину, а ростверков – отдельными арматурными стержнями.
Для уменьшения водопроницаемости фундамента используется гидроизоляция проникающего действия на цементной основе.
КОНСТРУКТИВНАЯ СИСТЕМА
В уровнях междуэтажных перекрытий имеются разрывы в теле бетона для стыковки ригелей и плит перекрытия с последующим омоноличиванием. Стыковка колонн осуществляется при помощи штепсельного стыка.
Конструктивная система жилого комплекса предполагает использование ригелей с сечением 400 мм × 600мм в торцах, имеющих специальные гнезда для армирования стыкового узла при бетонировании. Для сопряжения с ригелями в массиве колонн на уровне перекрытий предусматриваются участки с оголенной арматурой, усиленной крестовыми арматурными связями. Стыковка осуществляется за счет пропуска стержней через колонны в пазы ригелей.
Проектом предусмотрено использование сборно-монолитных плит-настилов высотой в 220 мм с габаритами: по ширине от 1,4 до 3, 6 м, по длине от 3,6 м до 7, 2 м. Все плиты-настилы имеют анкерные стальные связи между собой и несущими стенами. В продольных боковых гранях настилов предусматривается устройство круглых углублений, которые после замоноличивания стыка между плитами перекрытия бетоном класса В25 образуют шпоночный шов, гарантирующий совместную работу на сдвиг в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Помимо этого, проектом предусмотрено использование монолитных железобетонных перекрытий для монолитных участков. Их применение обусловлено проблемой перекрытия некоторых частей жилого комплекса, имеющих сложную конфигурацию.
НАРУЖНЫЕ СТЕНЫ
В качестве наружного ограждения выступает кирпичная стена. Она представляет собой трехслойную конструкцию, состоящую из самонесущей стены из керамического кирпича (250х120х65мм), утеплителя «пенополистирол», отделочного декоративного кирпича и штукатурки с последующей окраской. Закрепленный на стене, слой утеплителя обеспечивает необходимый уровень теплоизоляции наружной стены. Отделка стены облицовочным кирпичом защищает утеплитель от внешних воздействий. Толщина самонесущей стены составляет 380 мм, утеплителя – 140 мм, облицовочного кирпича – 120 мм.
Кладка кирпичной облицовки связывается с кладкой несущей стены арматурной сеткой. По вертикали и горизонтали сетка расположена с шагом 500 мм. Кладка кирпичной облицовки продольно армируется кладочной сеткой, шаг которой по вертикали составляет 1000 мм. Кладочная сетка заходит в швы кладки самонесущей стены.
Для защиты стен от капиллярного поднятия влаги предусмотрена горизонтальная гидроизоляция. Она укладывается на цоколь, поверхность которого предварительно выравнивается, подсушивается и покрывается слоем битумной мастики. Затем укладывается два слоя рубероида. Сплошная прокладка полностью пересекает всю толщину стены и внутреннюю штукатурку.
КРЫШИ
Проектом предусмотрена чердачная плоская крыша с холодным чердаком. Ее конструкции составляют утепленное чердачное перекрытие, неутепленные тонкостенные ребристые железобетонные кровельные, лотковые, фризовые панели, в которых предусмотрены отверстия для вентиляции чердачного пространства. Кровля рулонная укладывается по выравнивающей цементной стяжке.тКрыша имеет внутренний водосток.
Проектом предлагается устройство эксплуатируемых «зеленых крыш-террас», которые размещаются над чердачными крышами и техническими этажами. В число слоев крыши входят (сверху вниз): дерн, грунтовый слой, слой фильтрующей ткани, гравийный дренажный слой, нанесенный на мастичный слой скольжения, пароизоляционный слой, несущая конструкция перекрытия. Толщина грунтового слоя – 400 мм. Проектом предусмотрена высадка деревьев, корневая система которых располагается в специальных емкостях, которые размещены над несущими конструкциями здания.
ОКНА
Проектом предусмотрены стеклопакеты с теплосберегающим стеклом. Такой стеклопакет включает в себя кроме обычного стекла еще и низкоэмиссионное стекло и действует по принципу теплового зеркала. Пространство между стеклами заполнено газом АРГОН. На стекло нанесено теплоотражающее покрытие способом вакуумного напыления ионов серебра. Данное покрытие находится внутри стеклопакета, что оберегает его от механических воздействий. Данный стеклопакет сохраняет тепло внутри помещения зимой, летом снижает потерю охлажденного воздуха более чем на 50% по отношению к обычному стеклопакету. Обладает высокой светопропускной способностью и отражает ультрафиолетовое излучение.
Экономия электроэнергии происходит по трем направлениям:
— зимой уменьшаются затраты на отопление помещения;
— летом уменьшаются затраты кондиционирование воздуха;
— уменьшаются затраты на освещение в дневное время суток.
Стеклопакеты, расположенные с южной и западной сторон обладают солнцезащитным эффектом. В их конструкции устраиваются специальные тонированные стекла, которые обладают меньшим светопропусканием, чем обычные прозрачные стекла.
ЛЕСТНИЦЫ
Проектом предусмотрены монолитные железобетонные лестницы.
Они обладают рядом преимуществ перед деревянными или металлическими лестницами: они прочны, бесшумны, обладают значительной жесткостью, долговечны и огнеупорны.
Для изготовления лестниц используется лёгкий бетон на пористых заполнителях (для внутриквартирных лестниц), и тяжёлый, конструктивный бетон (для наружных лестниц). Бетонная поверхность лестничного марша, позволяет применять широкий спектр отделки: от дорогих пород дерева и натурального камня, до напольной плитки, мозаики и ковровых покрытий.
Архитектурная пластика
Архитектурная пластика – это совокупность всех пластических средств, формирующих пространство, участвующих в создании художественного образа произведения и раскрытии его идейного содержания.
Основополагающие композиционные закономерности – иерархическое соподчинение, тектоника, архитектурный масштаб.
Иерархическое соподчинение устанавливает смысловые связи и порядки, определяет принцип выбора главного и второстепенного. Это относится и к функциональной организации, и к идейно-художественному образу архитектурного произведения в их композиционном единстве.
Тектоника – художественное осмысление конструктивной структуры, образное выражение ее работы, напряженности материала и его свойств. Способы тектонического мышления и образного выражения конструкции можно свести к трем обобщенным вариантам: конструктивная тектоника, художественная тектоника, ложная тектоника.
Конструктивная тектоника – непосредственная демонстрация конструктивной структуры.
Художественная тектоника – пластическая форма, отражающая принципиальные особенности работы конструкции.
Ложная тектоника (атектоника) – декоративная форма, искажающая представления о несущих способностях и напряжениях конструктивных элементов.
Архитектурный масштаб – ряд взаимоотношений между зданием и окружающей средой, между его элементами и общими габаритами, между его назначением и размером деталей, между человеком и его творением. Масштабность – объективное свойство архитектурной формы. Человек выступает как масштабный эталон, как мера всех вещей.
Определяющее значение для определения масштабности принадлежит расчлененности архитектурной формы, ее пластической деталировке.
Схема взаимосвязи композиционных закономерностей с видами архитектурной пластики
Пластика в традиционном смысле этого понятия
Действительно, можно говорить о пластичности брутальной формы, обладающей активной артикуляцией всей структуры сооружения; о пластичности лаконичного, геометрически жесткого объема, несущего только сочную фактуру; о пластичности, возникшей на основе сложной геометрии построения, динамичном завоевании пространства, и наряду с этим о пластичности замкнутого объема, говорящего своей единой массой. Профессионально существенным является не само по себе разноязычие архитектурных форм, а осознание того, каков характер общих тенденций и закономерностей, стоящих за этим.
Рассматривая различные проявления пластики архитектурного объема, мы обнаруживаем при всей, на первый взгляд, полярности ряда концепций единое, общее для них тяготение к активному взаимодействию формы с пространством. В одних случаях это тяготение выливается в интегрированную форму, в других — в форму, напряженно противопоставленную пространству, и еще чаще — в построенную на основе менее четко выявленных принципов, на их сочетаниях и т. д. Все это свидетельствует о развитии в современной городской архитектуре качеств, чрезвычайно важных для формирования целостной городской ткани.
Пластика стены в традиционном смысле этого понятия возникла и исторически развивалась в рамках стеновой тектонической системы конструкций. Та или иная степень ее насыщенности, композиционное распределение архитектурных деталей на поверхности, их весовые характеристики, размер выноса за пределы основной плоскости, та или иная структура поверхности материала (особенности фактуры), их колористическое решение и т. п. исторически всегда отвечали ответственной тектонической роли стены и ее значению в раскрытии общего пластического замысла сооружения.
Проблема пластики стены в современной архитектуре существенно трансформировалась по сравнению с классическими представлениями. Тысячелетий, роль пластики стены ушла на второй и даже третий план в общей палитре композиционных средств, которыми сегодня оперирует архитектор.
В этом заключается, видимо, объективная закономерность нашего времени, отдающего заметное предпочтение разного рода пространственным системам. Стена в сооружениях подобного типа не только теряет свои традиционные тектонические функции, превращаясь в ограждающую поверхность; подчас она приобретает и совершенно иные физические очертания, органично срастаясь как единая форма с покрытием. Естественно, что в таких случаях речь может идти о совершенно иных пластических приемах выразительности, так же как и само понятие пластики стены должно быть заменено понятием пластики поверхности.
ПЛАСТИКА АРХИТЕКТУРНАЯ
ПЛАСТИКА АРХИТЕКТУРНАЯ средство архитектурной композиции, заключающееся в скульптурно-рельефной проработке наружных и внутренних поверхностей сооружений
(Болгарский язык; Български) — архитектурна пластика
(Чешский язык; Čeština) — plastická dekorace; sochařská výzdoba
(Немецкий язык; Deutsch) — Architekturplastik
(Венгерский язык; Magyar) — építészeti plasztika
(Монгольский язык) — архитектурын пластик
(Польский язык; Polska) — plastyka architektoniczna
(Румынский язык; Român) — plastică arhitecturală
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — arhitektonska plastika
(Испанский язык; Español) — plastica arquitectónica
(Английский язык; English) — architectural plastic
(Французский язык; Français) — plastique architecturale
Смотреть что такое «ПЛАСТИКА АРХИТЕКТУРНАЯ» в других словарях:
пластика архитектурная — Средство архитектурной композиции, заключающееся в скульптурно рельефной проработке наружных и внутренних поверхностей сооружений [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные… … Справочник технического переводчика
СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия
Каракис, Иосиф Юльевич — Иосиф Юльевич Каракис … Википедия
Улица Низами (Баку) — У этого термина существуют и другие значения, см. Улица Низами. Улица Низами Баку … Википедия
Архитектура — (лат. architectura, от греч. architéкtón строитель) зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с… … Большая советская энциклопедия
Керамика — (греч. keramike гончарное искусство, от keramos глина), изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота,… … Художественная энциклопедия
архитектура — ы; ж. [лат. architectura]. 1. Искусство проектирования, возведения и художественного оформления зданий, сооружений; зодчество. Памятник архитектуры. Садово парковая а. (композиция садов, парков). Ландшафтная а. (гармоническое сочетание… … Энциклопедический словарь
Русская архитектура — Покровский собор (Храм Василия Блаженного) (1555 61) Памятник русской средневековой архитектуры, украшает собой главную площадь Российской Федерации Красную площадь … Википедия
Архитектура Армении — Содержание 1 IV до н. э. III н. э 1.1 Галерея 2 IV VII века 2.1 Галерея 3 VIII XIV века … Википедия