пикассо голубая комната картина
Описание картины:
«Голубая комната», созданная в период творчества Пикассо именуемым «голубым», не обладает столь драматичной патетикой, свойственной остальным картинам мастера в это тяжкое для него время. И хотя здесь нет слепцов и нищих, колорит полотна поражает своей холодностью и отрешённостью.
В тесной комнате, выполненной в синих тонах, в самом центре принимает ванну женщина. Она склонила голову и невозможно по сухой фигуре точно определить её точный возраст. Цветные пятна в виде яркого в полоску покрывала, картин на стене, ковра, букета цветов на столе ничуть не оживляют холодный интерьер, а лишь усугубляют его, подчёркивая ледяной колорит.
В 50-е годы прошлого века дотошные исследователи обратили внимание на характер, а вернее нелогичность направлений мазков на полотне, предположив, что таким образом Пикассо стремился что-то зарисовать. Не так давно эта догадка подтвердилась: прежде чем появиться голубой комнате, холст изображал бородатого мужчину в бабочке. Рентгеновский снимок позволил выдвинуть догадку, что это был никто иной, как господин Воллар, меценат и покровитель художников, о котором шутили – ни одну даже самую прелестную женщину не изображали чаще, чем Амбруаза Воллара.
Сегодня сложно сказать, почему Пикассо зарисовал портрет – может он предвидел, что лучший его вариант ещё впереди (вспомним кубический портрет Воллара), а может голубая комната с одинокой девушкой в центре заняла все мысли мастера, заставив переписать холст.
«Голубая комната» Пабло Пикассо скрывает еще один шедевр
Ученые и эксперты, воспользовавшись техникой получения тепловизионного изображения, обнаружили портрет неизвестного мужчины под одним из ранних шедевров испанского гения Пабло Пикассо. Речь идет о картине «Голубая комната» (The Blue Room), датированной 1901 годом и находящейся в собрании Phillips Collection в Вашингтоне.
Инфракрасное изображение показало, что «Голубая комната» скрывает под основным изображением портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и облокотившего голову на руку.
Первые подозрения, что под «Голубой комнатой» скрывается еще одна картина, возникли еще 60 лет назад, когда один из кураторов Phillips Collection обратил внимание на необычность мазков кисти. Однако до 1990-х годов эксперты не прибегали к помощи технологий рентгена при анализе произведений искусства, поэтому точной информации не было.
На получение четкого изображения портрета мужчины ушло пять лет у экспертов Phillips Collection, Национальной художественной галереи, университета Корнуэлла и музея Винтертура в штате Делавер, США. Работа началась в 2008 году, когда на полученном расплывчатом снимке проявилось бородатое лицо, опирающееся на руку, украшенную тремя кольцами. В данный момент исследователи задаются вопросом, кого изображает этот портрет. Есть предположение, что на картине изображен парижский галерист Амбруаз Воллар, который впервые выставил полотна Пикассо в 1901 году.
«Как только у него появлялась новая идея, он тут же брался за кисть и воплощал ее. Он не мог позволить себе покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза. Иногда он вынужден был писать на картоне, потому что холст стоил значительно дороже», — объяснила возможные причины написания одной картины поверх другой куратор Phillips Collection Патриция Фаверо.
Ранее были обнаружены спрятанные картины под другими шедеврами Пабло Пикассо: картиной «Жизнь», хранящейся в музее Кливленда, и «Гладильщица» в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Содержание
Задний план
Голубая комната считается одним из самых ранних произведений Голубого периода Пикассо. Это был важный период в его жизни, когда он переехал в Париж из Барселоны и продемонстрировал свои картины на своей первой персональной выставке в галерее Воллара в 1901 году. Голубой период Пикассо определяется увлечением художника изображениями человеческих страданий, предметом обсуждения. что он передал в оттенках синего.
Описание
В Голубой комнате изображена обнаженная женщина в процессе купания. Название картины отражает преобладание синих оттенков на всей картине.
Образ женской спальни особенно примечателен, так как он дает некоторое представление о жилых помещениях Пикассо того времени. Действие картины происходило в собственной квартире-студии Пикассо, расположенной на бульваре Клиши, 130. Квартира находилась на верхнем этаже и была очень маленькой, состояла всего из двух комнат. Голубая комната представляет собой визуальное представление интерьера этой квартиры и вид из окна. На картине видно, что студия использовалась также как гостиная, спальня и ванная комната. На стенах квартиры можно увидеть несколько картин, в том числе морской пейзаж, отражающий растущее количество полотен Пикассо и общий беспорядок в реальной жизни.
Скрытая картина
С 1950-х годов было предположение, что под поверхностью картины что-то спрятано после того, как консерватор из коллекции Philips заметил несоответствия в манере письма. Спрятанная картина была позже подтверждена в 1997 году рентгеновскими снимками. Когда в 2008 году было проведено инфракрасное сканирование картины, под поверхностью был обнаружен портрет бородатого мужчины в галстуке-бабочке. Мужчина изображен в сидячем положении, прикасаясь правой рукой к щеке. В 2014 году искусствоведы из Коллекции Филлипса, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Корнельского университета и Музея Винтертура в Делавэре, объединив свои исследования, пришли к выводу, что Пикассо в спешке написал оба изображения летом 1901 года.
Пикассо написал «Голубую комнату» в период своей жизни, когда он все еще был бедным художником. Хотя в юности он был плодовитым художником, его меланхоличные синие картины бедных людей не вызвали особого интереса у покупателей. Поэтому он не мог позволить себе покупать новые холсты для каждой новой идеи и вместо этого использовать уже существующие.
Технический анализ
В 2017 году после всестороннего технического исследования картины был опубликован отчет об исследовании. В исследовании использовалось несколько методов, включая микроанализ образцов красок, спектроскопию отражательной томографии и рентгеновское флуоресцентное картирование с синхротронным излучением для анализа используемых материалов и структуры слоев краски. Расследование подтвердило существование скрытого портрета под поверхностным слоем и, в частности, идентифицировало красный цветок, расположенный на белой рубашке мужчины на более раннем портрете, который можно было использовать для идентификации объекта.
Визуальный осмотр показал, что существующая картина была тонко закрашена поверх более тяжелой текстуры нижележащих слоев краски. Пятна на участках картины показывают другие цвета, которые видны под поверхностью. Эти уже существующие цвета предполагают, что Пикассо закрасил предыдущую картину без применения промежуточного слоя грунта. Видимая текстура скрытых мазков предполагает, что оригинальная картина была закончена и высохла, когда Пикассо закрасил ее. Также не было лака и грязи между слоями, что говорит о том, что Пикассо написал вторую композицию вскоре после первой, в течение нескольких месяцев.
Значение и наследие
«Синяя комната» Пабло Пикассо оказалась с «двойным дном»
Американские специалисты-реставраторы обнаружили, что картина Пабло Пикассо «Синяя комната» – произведение «с двойным дном». Этот холст работы выдающегося испанского художника принадлежит Коллекции Филлипс (The Phillips Collection), постоянно демонстрирующейся в Вашингтоне. В настоящее время картина находится «на гастролях» в Южной Корее, где пробудет до начала 2015 года.
Как сообщает El País со ссылкой на источники в США, в пятидесятых годах прошлого века американские реставраторы высказали подозрение, что под «Синей комнатой» может скрываться еще, как минимум, одно изображение – некоторые мазки краски по своей структуре и направлению не укладывались в манеру, в соответствии с которой написано полотно.
В девяностых годах прошлого столетия догадки искусствоведов получили «смутное подтверждение»: используя рентгеновские лучи для обследования шедевра, а в 2008 году уже с помощью инфракрасного излучения, эксперты увидели размытое изображение того, что находилось под слоями более поздней краски.
На прошлой неделе специалистам, использовавшим современные технологии сканирования, удалось, наконец, получить вполне четкую картину «тайнописи» – под «Синей комнатой» располагается портрет неизвестного мужчины. Cейчас исследователи пытаются определить – кто именно послужил «натурой» для портрета. Искусствоведы сходятся во мнении, что это был Амбруаз Воллар, очень известный и влиятельный парижский меценат, коллекционер и торговец произведениями искусства, который поддерживал многих художников, в том числе и Пикассо. Но то, что уже сейчас совершенно ясно – испанский гений повторно использовал полотно в целях вынужденной экономии. «Если Пикассо осеняла какая-либо идея – ему нужно было срочно перенести ее в конкретный образ, –говорят эксперты Коллекции Филипс. – Пикассо не позволял себе такую роскошь как покупка каждый раз нового холста для набросков. Иногда он использовал картон. Но мог работать и поверх старого холста».
Искусствоведы пока не утверждают, что портрет мужчины принадлежит кисти Пикассо, но напоминают, что это уже не первый случай, когда произведения испанского мастера имеют двойной слой. Так, например, «Гладильщица» Пикассо (находится в нью-йоркском Музее Гуггенхайма) прячет под собой портрет неизвестного человека с усами.
Ссылки по теме:
Под картиной 19-летнего Пикассо нашли мужской портрет
ARTinvestment.RU 18 июня 2014
Эксперты из вашингтонского музея Коллекция Филлипса установили, что ранняя картина Пабло Пикассо «Голубая комната» скрывает портрет неизвестного
Экспертами из вашингтонского музея Коллекция Филлипса (The Phillips Collection) было сделано открытие во время исследования в инфракрасном излучении картины Пабло Пикассо «Голубая комната». Оказалось, что работа 1901 года, относящаяся к знаменитому «голубому периоду», скрывает еще одно изображение — портрет некого бородатого мужчины в галстуке-бабочке, подпершего голову рукой с тремя перстнями. По данным технического исследования, мужской портрет, по всей видимости, был создан незадолго до «Голубой комнаты», а значит, обе работы были написаны в Париже.
Исследованием работы специалисты из музея Коллекция Филлипса, Национальной художественной галереи, Корнелльского университета и Музея Винтертура (штат Дэлавер) занимались с 2008 года. В собрании Коллекции Филлипса эта работа находится с 1927 года, а с 1954 года консерваторы начали подозревать, что под картиной может скрываться еще одно изображение — об этом говорили не соответствующие композиции мазки.
Куратор Сьюзан Берендс Фрэнк (Susan Behrends Frank) рассказала AP, что Пикассо часто закрашивал свои работы в порыве вдохновения: «если его посещала какая-то идея, ему нужно было тут же воплотить ее в жизнь». Он не мог позволить себе покупку нового холста каждый раз, как у него созревал замысел очередной картины. Приходилось записывать уже готовые работы или писать на более дешевом картоне.
Пока что личность мужчины, изображенного на скрытом портрете, остается загадкой. Исследования картины продолжатся, на 2017 год запланирована выставка, посвященная «Голубой комнате» и портрету неизвестного.
Материал подготовила Мария Онучина, AI