петербургские квартиры 19 века
Какой была квартира обеспеченного петербуржца перед революцией в картинках
Специально для https://vk.com/stepan_demura О жилье в Петербурге в конце XIX – начале XX века очень любили говорить и писать, но чаще – о мансардах, каморках, углах и сырых полуподвальных помещениях. Устройство и планировка квартир с точки зрения писателей и публицистов для зажиточной части населения была совсем не такой интересной. Но через сто лет хочется все же полюбопытствовать: а как жили тогда богатые люди? Кто жил в особняках и «барских» квартирах? Петербург был столицей Российской империи, и как во всякой столице, было там много тех, кого мы сейчас называем «первыми лицами», – аристократов и высших чиновников. Для них строились роскошные особняки в наиболее красивых местах города. Разбогатевшие купцы и оборотистые дельцы из дворянства извлекали дополнительную прибыль из жилья, строя доходные дома и выделяя в них квартиру своему семейству.
«Генерал Епанчин жил в собственном своем доме, несколько в стороне от Литейной, к Спасу Преображения. Кроме этого (превосходного) дома, пять шестых которого отдавались внаем, генерал Епанчин имел еще огромный дом на Садовой, приносивший тоже чрезвычайный доход».
Ф.М. Достоевский, «Идиот».
Те же петербуржцы и приезжие, кто сейчас обозначается как «высококвалифицированные специалисты» – инженеры, врачи, преподаватели, – квартиры в доходных домах снимали. Хорошее жилье стоило дорого, на него уходило от трети до половины дохода семьи. Самыми престижными считались доходные дома «барского» типа – сейчас их снова начали строить и называют клубными. Такие дома возводили в парадном центре, в них было мало квартир, от 15 до 30, со всеми возможными тогда удобствами. У них были красивые парадные лестницы, иногда зимние сады, часто во дворах разбивались клумбы и устраивались фонтаны.
«Квартира из пяти комнат стоила половину отцовского жалованья. Весной мы рано уезжали на дачу, отказываясь от квартиры и нанимая ее в том же районе Мариинского театра осенью. Так семья экономила деньги».
Из воспоминаний Д.С.Лихачева
Один из наиболее красивых особняков в Питере – двухэтажный дом балерины Матильды Кшесинской. О нем я рассказывал ранее. В нем балерина не только жила, но и репетировала, принимала гостей, давала домашние концерты. В Белом зале (интерьер его чудом сохранился) пели итальянская певица Лина Кавальери, «российский соловей» Леонид Собинов и «царственный бас» Федор Шаляпин, танцевали Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Наиболее интересным во внутреннем устройстве было то, что анфилада парадных залов непринужденно сочеталась со свободной планировкой особняка в целом.
В качестве доходного дома «барского» типа можно назвать дом князей Юсуповых на Фонтанке, 85. В нем даже квартиры, выходящие во двор, из-за тщательности отделки фасадов и удобства планировки не теряли в цене по сравнению с теми, которые смотрят на набережную Фонтанки. Да и мансарды в доме, по описанию тогдашней прессы, из жилья для студентов и богемы превратились во вполне «цивильные» квартиры.
Дом князей Юсуповых на Фонтанке 85
Пример квартиры в доходном доме для высокооплачиваемого специалиста – знакомая автору коммуналка в Семенцах – бывшее жилище инженера путей сообщения. Район квартирования Семеновских рот, ныне у станции метро «Технологический институт, не был никогда пафосной и престижной частью города. Зато дом, в котором находится квартира, выходит фасадом на Загородный проспект, и ее, квартиры, парадная часть – с окнами на проспект: это было престижно, в отличие от окон на боковую улицу и уж тем более – от дворовых флигелей окнами во двор.
Загородный проспект, 64
Квартира расположена на третьем, достаточно дорогом, этаже: первый и иногда второй этажи доходных домов начала XX века занимали лавки, магазины и конторы; если там сдавали квартиры, то чаще всего в доходном доме «барского» типа. Четвертый и пятый этажи стоили дешевле, не говоря уж о шестом или мансарде.
Сколько комнат было принято иметь в приличном семействе?
Зажиточные семьи не теснились: отдельная квартира для семейного человека даже среднего достатка предполагала наличие нескольких спален, рабочего кабинета, гостиной, столовой, детской, помещений для прислуги и кладовой. Таковы были минимальные требования к комфорту. Для людей побогаче обязательными в квартире были парадные комнаты – приемная, большая гостиная, столовая. Иногда устраивали еще «малую» гостиную или общую комнату, где можно было принимать гостей не по большим праздникам или просто собираться всем семейством за своими делами. Такие комнаты непременно выходили окнами на улицу. У владельцев особняков количество таких помещений ограничивалось только размерами первого этажа, где располагались все комнаты для «чужих»: и бальные залы, и зимние сады, и курительные, и бильярдные, и бог весть что еще.
«Если я их сиятельствам, превосходительствам, милостивым государям и гражданам предложил бы вопрос, что же есть квартира наших имперских сановников, то, наверное, эти почтенные звания мне ответили б прямо в том утвердительном смысле, что квартира сановников есть, во-первых, пространство, под которым мы все разумеем совокупности комнат; эти комнаты состоят: из единственной комнаты, называемой залой и залом, что – заметьте себе – все равно; состоят они далее из комнаты для приема многоразличных гостей; и протчая, протчая, протчая (остальное здесь – мелочи)».
Спальни хозяев чаще всего тоже выходили окнами на улицу, а в особняках располагались на втором этаже, вместе с библиотекой, рабочим кабинетом, будуаром хозяйки. Окнами во двор (или на третьем этаже особняка) жили дети, родственники и слуги. В описываемой нами квартире восемь комнат, пять из которых выходят окнами на Загородный проспект. Несмотря на то, что квартиры уже планировались с коридором, из которого был вход во все помещения, межкомнатные двери никуда не делись из обихода некоторых жилищ. То есть через квартиру можно было насквозь пройти как по коридору, так и по анфиладам комнат.
Кто и зачем устраивал себе кабинет с отдельным входом?
У хозяина квартиры, как и у многих других специалистов в Петербурге, был кабинет с отдельным входом. Врачи, адвокаты, преподаватели и чиновники – все, кто принимал посетителей не праздных, а по рабочей надобности, – старались устроить себе такое рабочее место на дому, чтобы деловые визиты не тревожили семейство. Чаще всего вход в кабинет был прямо из передней, но иногда у него была и отдельная дверь с лестницы.
«Наконец на неоднократное и точное заявление, что он действительно князь Мышкин и что ему непременно надо видеть генерала по делу необходимому, недоумевающий человек препроводил его рядом, в маленькую переднюю, перед самою приемной, у кабинета, и сдал его с рук на руки другому человеку, дежурившему по утрам в этой передней и докладывавшему генералу о посетителях».
Ф.М. Достоевский, «Идиот»
Где жила прислуга?
Прислуга в домах жила в комнатах при кухне (окнами хорошо если во двор – иногда в комнате для нее вообще не было окон) или была приходящей. В особняках богатых аристократов слуг чаще всего селили в служебных флигелях или на последнем этаже под самой крышей. Дворник проживал в особой «дворницкой» комнате со входом из подворотни. Кухарки, горничные, истопники и швейцары были именно что прислугой, а вот гувернантки и секретари – это были уже служащие рангом повыше, их селили в отдельных комнатах ближе к хозяйской половине. Отдельно решался вопрос с проживанием няни: она жила либо в комнате ребенка, либо в смежной.
Какие удобства были доступны горожанину в те годы?
В начале XX века во вновь строящиеся элитные дома начали внедрять всевозможные удобства. К этому времени получило распространение водяное или паровое отопление, с котельной прямо в подвале дома или во дворовом флигеле, однако печь котельной продолжала поглощать дрова. Поэтому часто под двором устраивали дополнительный подвал для хранения топлива.
В доходном доме князей Юсуповых на Фонтанке для этого при строительстве второй двор был приподнят относительно первого и перекрыт железобетонными сводами, а также оснащен иллюминаторами и чугунными овальными люками для спуска дров в подвал. В том же доме в подвале предусмотрели и мусоросжигательную камеру. Как писали в журнале «Зодчий» за 1904 год: «В каждой квартире имеется приемники, в которые выбрасывают мусор и помои; жидкость отделяется и попадает в сточные трубы, а твердые отбросы, по особо устроенной трубе, направляются в подвальное помещение, в котором расположены сборники; отсюда отбросы накладываются в приспособленные тележки, на которых подаются в мусоросжигательную печь; камера последней выложена изразцами, что дает возможность держать ее в полной чистоте, обмывая каждый день водой из брандспойта». Тепло от сжигания мусора не пропадало даром – его по системе труб отводили для подогрева воды в прачечной.
Отхожие места пролетного типа (на черной лестнице устраивалась ниши, в которых делались дыры в полу – туда и справляли нужду или выливали содержимое ночных горшков) или «ретирадники» – туалеты самой примитивной системы во дворах – заменялись постепенно на домашние «комнаты отдохновения» с ватерклозетами почти что современного типа. Поскольку в самом начале XX века изобрели сифон, в помещениях больше не пахло. ну, не пахло. Водопровод доставлял воду прямо в квартиры (и ванные комнаты теперь тоже стали принадлежностью любого приличного жилья). На парадных лестницах устраивали лифты для жильцов, а на черных – подъемники для дров (там, где еще было печное отопление или камины).
Парадные и черные: кому какие?
К вопросу о парадных лестницах: их отделку и устройство проектировал обычно тот же архитектор, что и все здание, и добивался при этом не только удобства для жильцов, но и красоты, которая радовала бы их глаз. Холлы, широкие плавные лестницы, витражи в окнах, скульптурные группы и лепные потолки до сих пор восхищают горожан в таких домах.
А вот черные лестницы строили как придется или уж как место останется, не думая о красоте. Поэтому у них и пролеты бывают все разного наклона, и ступеньки разной высоты, и освещение предусмотрено только дневное через оконца во двор-колодец. Ну и пролетные сортиры красоты всему этому не добавляют.
Вот, кстати, в чем разница между парадным и черным ходом тогда и сейчас. Раньше парадный вход предполагал визиты «чистой» публики – жильцов и их гостей. А с черного хода в дома попадали слуги и разносчики, ну и иногда те, кому надо было посетить некую квартиру скрытно и так же ее покинуть. А сейчас и парадный – с улицы, и черный – во двор входы устроены исключительно для удобства жильцов.
Гаражи или конюшни?
И вот еще слово об удобстве: к началу XX века собственные выезды и, соответственно, конюшни во дворах превратились в крайне дорогое удовольствие, доступное немногим ретроградам из старых аристократов. Молодые же богатеи с удовольствием пересаживались на автомобили, и во дворах кое-где, сперва робко, потом все смелее, стали появляться гаражи: на месте конюшен и каретных сараев при перестройке дома или просто в первых дворах при строительстве новых.
Двор для игры или для отдыха? Нет, двор для дров и мусора
Если нынче стараются использовать дворы для отдыха жильцов и детских игр, озеленять и благоустраивать, то раньше зелени во дворах было немного. При особняках мог быть собственный сад, немногие доходные дома из самых дорогих работали над оформлением «первых» дворов – фонтаны и клумбы, может быть – скамьи. О детских играх во дворе не было и речи: для детей из богатых семей были доступны прогулки с боннами и гувернантками в городских садах и скверах, а бедные слонялись по дворам и улицам.
Чаще всего дворы были мощеные или вытоптанные, с подсобными помещениями, выходами флигелей, дровяными сараями, котельными и прачечными. Некоторые дворы были проходными, и в глубине кварталов могли таиться какие-то мастерские, маленькие кустарные производства, даже курятники и голубятни. Были и дворы-колодцы, некоторые из которых вообще не имели никакого входа и использовались для того, чтобы на черных лестницах и в технических помещениях было хоть какое-то дневное освещение.
Вообще в городе было не так уж много зеленых зон, и расположение около них не было чем-то сильно влияющим на качество жилья. Престижные районы были не видовыми, а сословными – ближе к историческому центру и особнякам высшей знати земля была дороже и жилье престижнее, а подальше – и форс не тот, и земля куда дешевле. Поэтому тягу к зелени и свежему воздуху петербуржцы удовлетворяли на дачах, которые в те времена строились как раз там, где сейчас расположены престижные районы жилого строительства – с видом на зелень и на воду.
Добавиться в друзья можно вот тут
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:
Как менялись квартиры в Петербурге с XIX века по сегодняшний день? Доходные дома со швейцарами, советские общежития и хрущевки
«Петербургская Недвижимость» предлагает программу покупки жилья «Квартира в зачет». Горожане могут обменять старую квартиру на новую — с увеличенной площадью, эргономичной планировкой и современными технологиями строительства.
Компания полностью организовывает процесс продажи недвижимости: клиенту не нужно самостоятельно размещать объявления или искать покупателей. Стоимость новой квартиры фиксируется на весь период продажи старой, независимо от роста цен. В программе участвует 15 жилых комплексов от Setl Group в разных районах Петербурга.
«Петербургская Недвижимость» — один из ведущих брокеров на рынке первичного жилья Петербурга и Ленобласти. Компания входит в инвестиционно-строительный холдинг Setl Group.
Как выглядели петербургские квартиры конца XIX века и зачем были нужны швейцары в доходных домах, как в советское время проектировали жилье без ванных и кухонь и почему архитекторы делали низкие потолки в хрущевках?
Вместе с «Петербургской Недвижимостью» «Бумага» узнала у историка архитектуры, краеведа и эксперта по недвижимости, как в Петербурге менялись планировки квартир с дореволюционных времен до современности.
Алексей Шишкин
Краевед, автор рассылки «Бумаги» об истории петербургских домов
— С точки зрения планировки, петербургские квартиры прошли огромную эволюцию. Расцвет квартирного промысла и строительства доходных домов пришелся на конец XIX — начало XX столетия. К тому времени существовало огромное разнообразие квартир — правда, они были не на продажу, а в аренду.
Основным отличием было обилие квартир с так называемой анфиладной планировкой. Они напоминали дворцовые покои, в которых можно было идти через сплошной коридор, состоящий из комнат. Череда помещений могла быть очень длинной — вплоть до десяти и более комнат подряд.
Анфиладная планировка была, как правило, в больших барских квартирах, расположенных на втором и третьем этажах доходных домов на дорогих улицах. Но были и другие варианты: например, многокомнатные квартиры, которые сегодня мы бы назвали общежитием коридорного типа. Там был длинный коридор, откуда двери вели во множество комнат. Это считалось одной квартирой, но сдавалась она покомнатно.
Ближе к концу XIX столетия, практически в эпоху модерна, появляются рационально спланированные квартиры — не слишком большие, рассчитанные прежде всего на удобство перемещения из одной комнаты в другую. Там было правильное соединение комнат: чтобы, условно говоря, кухня с одной стороны соединялась со столовой, с другой — с комнатой кухарки, с третьей — с черной лестницей, по которой заносились припасы.
В среднем до революции в арендной квартире для среднего класса было от четырех до шести комнат. Но тех, кто мог позволить себе отдельное жилье, было не так уж много. Снимать отдельные однокомнатные квартиры было непринято — отдавали предпочтение комнатам в многокомнатных квартирах.
Двушки и однушки появляются только в начале ХХ века и остаются достаточно редким явлением. Пример — доходный дом Дурдина на Обводном канале, который считается одной из первых петербургских семиэтажек и одним из первых домов с однокомнатными квартирами.
В большинстве дореволюционных доходных домов этажи не были типовыми. До начала ХХ века они планировались так, как архитектор или домовладелец представляли себе планировку на каждом этаже.
Только к концу XIX века архитектор Шретер первым вводит этот прием в Петербурге в одном из доходных домов на Николаевской улице — нынешней улице Марата: он строит дом, в котором на всех этажах были одинаковые квартиры. Это было удобно сразу по нескольким причинам. Во-первых, появились сквозные вертикальные коммуникации — стояки. Во-вторых — возможность гораздо проще рассчитывать потенциальную прибыль при строительстве доходных домов.
В советское время — в эпоху обобществления быта — проводили самые невероятные планировочные эксперименты. Например, практиковался повсеместный отказ от кухонь в пользу общественных столовых и фабрик-кухонь, а также отказ от ванных комнат в пользу общественных бань. Власти и архитекторы экспериментировали как с новым строительством, так и в старом фонде. Уменьшение метражей, уплотнение квартир — параллельно шли самые разные процессы.
Ближе к 1940-м годам начался процесс, который назывался «сталинской нормализацией быта». Тогда стали возвращаться к тому, что надо делать отдельные ванные и кухни, а квартиры необходимо планировать не исходя из идеалистических представлений [о быте], а исходя из того, как будет удобно жить новому среднему классу.
Тогда же появились многосерийные дома, которые сотнями строились во всех районах Ленинграда. В итоге они превратились в знаменитые типовые серии, которые были характерны скорее для эпохи панельного домостроения. В послевоенную эпоху планировки во многом были завязаны на технологический процесс строительства.
Ксения Малич
Историк архитектуры, научный сотрудник Эрмитажа
— Типичный жилой дом времен расцвета петербургского домостроения — это 6-7-этажное здание, иногда с открытым двором, иногда — на участке сложного нерегулярного очертания.
В отличие от западноевропейских городов, где существовала «горизонтальная» сегрегация (бедные слои населения селились на окраинах), в Петербурге часто сегрегация была вертикальная. Первый этаж занимали магазины и конторы. Затем — господский второй этаж: здесь арендовали роскошные просторные квартиры банкиры, промышленники, генералы. Дальше — этажи чиновников и служащих, а комнаты на верхних этажах, сдавались, например, разночинцам.
В новых домах появлялись самые последние, революционные для начала [ХХ] века технические достижения — лифты, горячее водоснабжение, паровое отопление и электричество и даже централизованная система вентиляции. На парадных лестницах топили камины. Швейцар знал всех жильцов, следил за квартирами во время отъезда хозяев и чем-то напоминал главного администратора хорошего дорогого отеля. В квартирах было много подсобных помещений: комнаты для прислуги, просторные кладовые.
В знаменитом доме на Каменноостровском проспекте, построенном по проекту братьев Бенуа для Первого Российского страхового общества, была собственная котельная, мусоросжигательная печь и снеготаялка, телефоны, автомобильные гаражи. И это далеко не единственный пример подобной развитой инфраструктуры. Домовые хозяйства обслуживал отдельный штат швейцаров и дворников.
После революции 1917 года зодчим предстояло придумать, какая архитектура будет оформлять жизнь нового человека и соответствовать разработанным «положениям об обобществлении быта».
Был короткий эксперимент с домами-коммунами. Из квартир выводились все зоны, связанные с хозяйственными заботами. На нижних этажах были устроены столовая, автоматическая прачечная, овощехранилище. В ресторане можно было заказать еду с собой. Работал также закрытый магазин-распределитель и медпункт. Кухни в квартирах не были даже запланированы. Вместо них — ниши со встроенными электрическими плитками для разогрева готовой еды и бак с водой для мытья посуды. В общественной зоне были библиотека, детский сад, музей, зал на 500 мест с киноустановкой и эстрадой.
Аналогов советским домам-коммунам на тот момент не было. Да и для советской России эксперимент оказался настолько радикален, что не получил дальнейшего развития. Было построено всего несколько зданий, в Ленинграде — лишь два. Один из них — Дом политкаторжан на Троицкой площади.
Расчеты на то, что людей сможет объединить коллективный быт, себя не оправдали. Постепенно квартиры расширили за счет общественных зон, а после войны в квартирах были устроены полноценные кухни.
«Сталинские» дома чаще всего создавались по индивидуальным проектам, с хорошей высотой потолков, встроенными кладовыми, удобными планировками. Но уже тогда было очевидно, что для решения жилищной проблемы необходимо разрабатывать типовые решения, основанные на индустриальном методе производства строительных элементов. Начались эксперименты с крупноблочным и панельным строительством.
Первые шаги были сделаны еще до Хрущева и его знаменитого доклада «О широком внедрении индустриальных методов, улучшении и снижении стоимости строительства». Но настоящая революция происходит в эпоху оттепели. Сначала закупаются запатентованные линии производства панелей французской фирмы Camus, затем появляются домостроительные комбинаты. У каждого комбината были свои типовые серии, но в целом все архитекторы и инженеры были ограничены одними и теми же обстоятельствами: размерами типовых элементов и невероятной экономией. Не хватало металла, бетона, любое улучшение давалось архитекторам с боем.
Высота стандартной панели была около 2,5 м, поэтому потолки низкие. В стране еще не было налажено производство лифтов в достаточном количестве, что ограничивало высоту дома.
Пространство в новых серийных домах было распределено очень скупо, исходя из норматива 9 квадратных метров на человека. Крохотные прихожая, ванная, кухня буквально «выкраивались». Каждый сантиметр был на вес золота, поэтому расчеты проводились очень внимательно — вплоть до того, сколько сантиметров нужно человеку, чтобы помыть руки или вытереться полотенцем.
С усовершенствованием строительной индустрии нормативы менялись, в квартирах появлялось всё больше удобств — встроенных систем хранения, более широких подоконников, лоджий. Но планировка всё равно оставляла желать лучшего, да и малогабаритность редко удавалось преодолеть.
Ольга Трошева
Руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»
— Если говорить про массовый сегмент, то в последнее десятилетие мы наблюдали, как рационализировались метражи. После кризиса 2008 года планомерно снижалась средняя площадь квартир: в общем по рынку она сократилась метров на пять-семь. В последние годы значительных колебаний уже нет.
Прежде всего это делалось для сокращения бюджета покупки. Потому что разница в 10 метров — это миллион рублей, если брать цену 100 тысяч за квадратный метр. Площадь квартиры сократилась за счет оптимизации коридоров, работы с площадью комнат. При этом в квартирах тщательно прорабатываются места хранения: например, в коридоре обязательно должен поместиться полноценный шкаф.
Стали появляться такие форматы, как «евро» — с кухнями-гостиными. В однокомнатной квартире при таком формате спальню размещают в маленькой комнате, а в большой — делают кухню-гостиную. Там человек может поместить небольшую кухню, диван, телевизор — и у него получится такая функциональная комната.
Есть и большие квартиры [в евроформате]. В них, как правило, увеличена площадь общих пространств и оптимизирована площадь спален: условно, детская — 10–12 метров, родительская — побольше. Тут мы также имеем просторную кухню-гостиную для общего сбора и досуга. Таким образом, в 60–65 метрах можно сделать почти трешку. В объектах более высокого класса — бизнес, премиум — площади всех помещений, соответственно, больше.
Санузлы в небольших квартирах, как правило, совмещенные. В больших семейных квартирах важно наличие достаточного количества ванных комнат. Если это 100-метровая квартира с тремя спальнями и большой кухней-гостиной, то, конечно же, должны быть гостевой и хозяйский санузел.
Возможность перепланировки очень важна — особенно при строительстве недвижимости в премиальном сегменте. Там минимизируется количество несущих стен внутри квартиры, чтобы при необходимости покупатели могли оформить квартиру на свой вкус.
В комфорт-классе 60–70 % квартир идут с отделкой. Застройщик организовывает пространство так, чтобы у покупателя не появилось желания что-то переделать. Отделка, как правило, предлагается в спокойных, нейтральных цветах, позволяющих по-разному оформить интерьер квартиры.
Сейчас примерно 70 % спроса — на однокомнатные квартиры и студии. Среди однокомнатных ходовые метражи — 32–38 метров. Формат студии также очень популярен. Классический метраж — 24–26 метров. Санузел там, безусловно, совмещенный: в нем компактно помещаются и стиральная машина, и раковина, и иногда даже ванная. Соответственно, комната — 16–18 метров: в ней есть ниша-кухня и пространство для дивана, телевизора, стола.