переоформление комнаты в общежитии
Переоформление коммунальной квартиры в отдельную
Коммунальная квартира из двух комнат принадлежит одному физическому лицу. Договор купли-продажи на каждую комнату с 1/2 долей мест общего пользования в двухкомнатной коммунальной квартире. На каждую комнату имеется кадастровый номер. Два свидетельства о государственной регистрации права. Как перевести коммунальную квартиру в отдельную?
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с этим законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим законом сведений.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
На первом этапе владелец комнат составляет заявление об объединении комнат в единую квартиру, в котором указывает не только собственные данные, но и сведения обо всех объединяемых комнатах, обо всех документах, которые подтверждают право собственности на эти комнаты, и обо всех будущих параметрах своего нового жилья. На втором этапе необходимо заказать технический план объединенного жилья. После этого следует обратиться в Росреестр или МФЦ для постановки объединенной квартиры на кадастровый государственный учет.
В п. 1 ч. 11 ст. 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» говорится, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании правоустанавливающего документа на исходный или измененный объект недвижимости, если право на такой объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Таким образом, имеющиеся доли в квартире зарегистрированы под уникальными кадастровыми номерами. В результате их слияния образуется новый объект недвижимости, которому должен быть присвоен новый уникальный кадастровый номер. Для регистрации нового объекта недвижимости необходимо составить соглашение и засвидетельствовать его у нотариуса, представив правоподтверждающие документы. После получения нового кадастрового паспорта необходимо получить новое свидетельство о праве собственности, где произошло уже объединение комнат в отдельную квартиру.
После полученного свидетельства о праве собственности можно обратиться за формированием единого лицевого счета.
Как правильно продать или купить комнату в коммунальной квартире и общежитии
Поскольку уведомить сособственников не всегда удается (например, они живут далеко или их местонахождение неизвестно), сложилась практика продажи комнаты через дарение: сначала оформляется договор дарения части комнаты, после чего, владелец продает комнату полностью одаренному ранее гражданину, получив его согласие и не заботясь о получении отказа от других собственников.
Материал подготовлен при помощи юриста бюро «Деловой фарватер» Марины Емельянцевой, адвоката «Бородин и Партнеры» Олеси Спиричевой, юриста адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Тамаза Мстояна, управляющего партнера коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимира Старинского.
Удостоверенный договор нотариус отдает покупателю и продавцу, которые вправе сами подать документы на регистрацию права собственности в МФЦ. Если же это делать через нотариуса, то нужно быть готовым доплатить примерно 5 тысяч рублей, не считая пошлины.
Еще один важный нюанс, что в связи с новыми изменениями в законодательство, которые призваны уменьшить случаи мошенничества на рынке при продаже долей, теперь все сделки по продаже подобных площадей проходят через нотариуса.
Кстати, извещение других собственников можно направить через нотариуса. Если в определенный период нотариусу не поступает никаких ответов от собственников других комнат, заключается договор купли-продажи с «посторонним» лицом (не другим собственником), удостоверяется и подается на регистрацию. Документ о праве собственности оформляется через 3-4 дня после подачи. В Москве услуги нотариусов, включая госпошлину, могут обойтись в 25 тысяч рублей.
Так, в случае решения о продаже своей комнаты ее владелец должен направить другим собственникам извещение. Это документ, в котором указывается цена, характеристики комнаты, адрес. Другие сособственники вправе в 30-дневный срок после получения извещения либо отказаться, либо купить жилплощадь.
Если срок истек, и никто из сособственников не согласился на покупку, то владелец вправе продать ее любому третьему лицу.
В случае с покупкой квартиры, покупателю лучше запросить нотариально-удостоверенные отказы от покупки других сособственников.
Еще один принципиально важный момент: владелец не имеет права продать комнату дешевле той цены, которую озвучил другим собственникам в извещении. В противном случае, он обязан направить новое извещение сособственника с указанием новой цены. При этом закон ничего не говорит по поводу продажи за большую цену.
Оформить комнату в общежитии в собственность можно только тогда, когда оно находилась в жилом доме, принадлежащем государственному или муниципальному предприятиям, а потом была передана в ведение органов местного самоуправления, и с жильцами был заключен договор социального найма.
Отличие общежития от коммунальной квартиры заключается в том, что общежитие предполагает лишь временное проживание. Приватизация такого жилья стала доступна в 2007 году, когда его разрешили получать в собственность и распоряжаться. Процедура покупки комнаты в общежитии аналогична приобретению жилья в коммунальной квартире.
И в том, и в другом случае важно понимать, что получится продать только ту комнату, которая находится в собственности, то есть приватизирована. Естественно, продавать площадь, которая принадлежит по договору социального найма, нельзя, сначала ее нужно приватизировать. Покупателю же нужно попросить продавца предоставить подтверждение, которым является выписка из ЕГРП.
Продажа комнаты в общежитии: документы для сделки в 2021 году, подводные камни
Комнаты в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду муниципального владения или государственных учреждений. По своему назначению это временное жилье, предоставляемое гражданам на период их обучения, службы или работы. В соответствии с этим составляется договор найма жилого помещения в общежитии.
Но по стечению обстоятельств граждане могут продолжать проживать в общежитии и после того, как трудовые отношения, на основании которых жилье предоставлено, уже прекращены.
В этом случае возникает вопрос, а можно ли продать комнату в общежитии и как это сделать?
Продажу такого недвижимого имущества нельзя назвать простой и быстрой. Ведь ее невозможно осуществить без приватизации комнаты.
Приватизации подлежат жилые помещения, находящиеся в государственном или муниципальном фонде и предоставленные гражданам по договору социального найма (ст.2 Закона от 04.07.1991 № 1541-1, гл.8 ЖК). Поэтому общежитие должно располагаться в жилом доме, собственником которого является государственное или муниципальное предприятие, или же переданном в собственность муниципалитета. Только в этом случае проживающие в нем граждане смогут воспользоваться правом на приватизацию комнаты (ст.18 Закона № 1541-1).
Перед тем, как приступать к продаже комнаты, необходимо:
Документ будет передан в орган Росреестра для государственной регистрации перехода права собственности. В завершение вы получите выписку из ЕГРН, где в строке собственник будет указаны ваши данные.
Сделка по продаже комнаты должна быть совершена в присутствии нотариуса.
Преимущественное право покупки комнаты
По своей сути комната в общежитии представляет собой жилое помещение с местами общего пользования, делимые с другими соседями. Ситуация аналогична коммунальной квартире, поэтому при продаже вступают в силу нормы ст. 42 ЖК РФ. Где сказано, что собственники других комнат имеют преимущественное право выкупить продаваемую комнату.
Руководствуясь этой нормой, продавец обязан в письменной форме уведомить соседей о продаже своей жилплощади. Это можно сделать личным вручением, направлением по почте с уведомлением о получении или нотариально.
В уведомлении обязательно должна быть указана цена комнаты и изложены основные условия сделки. Причем в случае отказа всех соседей от покупки продать третьему лицу за цену, ниже указанной в уведомлении, нельзя.
Для соблюдения законодательных норм на принятие решения соседям отводится 30 календарных дней от даты получения уведомления. Ранее этой даты можно искать другого покупателя только при наличии письменных отказов от покупки всех соседей.
На покупку могут заявиться несколько соседей одновременно. Тогда будет действовать принцип предложения лучшей цены или оформление сделки с тем, кто выразил свое желание раньше. Это остается на усмотрение продавца.
Алгоритм продажи комнаты в общежитии
При продаже комнаты в общежитии следует придерживаться следующего порядка действий:
Продать комнату в общежитии можно самостоятельно или обратиться за помощью в риэлторское агентство, но тогда придется оплатить их услуги.
Необходимые документы для продажи комнаты в общежитии в 2021 году
Чтобы оформить договор купли-продажи комнаты в общежитии, продавцу потребуется иметь на руках следующие документы:
Подводные камни при покупки комнаты в общежитии:
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:
Пошаговая инструкция по продаже комнаты в общежитии
Нередко владельцы комнат в общежитиях интересуются тем, можно ли продать такую недвижимость, и как это лучше сделать.
Покупатели зачастую сомневаются в рентабельности такой покупки. Тем не менее, эти сделки на рынке недвижимости являются стандартными и имеют свои плюсы и минусы.
В статье рассказано, какие требования предъявляются к недвижимости, как продать такую жилплощадь, а также советы, как можно реализовать жилье быстро и выгодно.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Общие правила и требования к недвижимости
Общежития – это жилые помещения, которые отличаются от квартир большей мобильностью. Их приобретают, когда необходимо оформить временное проживание, или – когда получение (приобретение) отдельной квартиры невозможно.
Такие комнаты могут принадлежать к специализированному жилому фонду. Исчерпывающий перечень таких объектов и их признаков дан в главе 9 ЖК РФ. Помещения, которые принадлежат к нему, не подлежат приватизации и участию в имущественных сделках.
Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
Специализированный фонд использует комнаты в общежитиях для следующих нужд:
В купле-продаже могут участвовать только комнаты в общежитиях, которые были переданы муниципалитетом или ведомством в собственность проживающих в них граждан, участвовавших в приватизации.
Комната обязательно должна быть приватизирована, или иным образом оформлена в собственность, и отнесена к жилому фонду. На неё должен быть оформлен пакет документации, с отдельным кадастровым паспортом. У жилого помещения должен быть самостоятельный (автономный) кадастровый номер и почтовый адрес. Без перечисленных признаков объект не может считаться правоспособным для участия в сделке.
Инструкция, как продать жилплощадь
Алгоритм такой сделки состоит из следующих обязательных шагов, которые выполняются последовательно, или допускают вариации, в зависимости от предпочтений продавца или обстоятельств, сопутствующих сделке. Пошаговые действия следующие:
Что делать в первую очередь: подготовка необходимых документов
Если собственник жилья добросовестно оформлял документацию, то у него уже должно быть несколько базовых документов, к которым относится правоустанавливающий документ. Им может быть:
Кроме правоустанавливающего документа, который собственник получал при вступлении в права собственности, на комнату должны быть оформлен правоудостоверяющий документ – выписка из ЕГРН.
Выписка из ЕГРН предоставляется Росреестром при регистрации сделки. Если этот документы отсутствуют, нужно обратиться в МФЦ за его повторным получением. Он будет подготовлен не позднее одного календарного месяца, его стоимость составляет 250 рублей.
Остальная документация рассчитана на то, чтобы покупатель мог проверить отсутствие ареста и долгов по коммунальным платежам, а также отсутствие жильцов, которые могут претендовать на помещение. Для оформления сделки она не требуется.
Уведомление соседей
Согласно статье 250 ГК РФ соседи по общежитию имеют право преимущественной покупки комнаты. Сделка со сторонним покупателем может состояться только тогда, когда соседи дадут нотариально удостоверенное согласие на продажу, отказавшись от права преимущественной покупки комнаты. Это обязательство распространяется только на собственников комнат.
Как оформить сделку без согласия соседей?
Если соседи по общаге дали отказ в оформлении официального нотариального разрешения на продажу, то продавец может уведомить их заказным письмом с уведомлением о получении почтового отправления. Такой алгоритм состоит из следующих шагов:
Эта услуга будет платной, её ценообразование складывается из стоимости:
После того как письма разосланы, сделку можно проводить не раньше одного месяца. Если покупателем является один из соседей, уведомление не требуется.
Договор с компанией по работе с недвижимостью
По своему усмотрению продавец может заключить договор услуг с компанией по работе с недвижимостью, или с частнопрактикующим риэлтором. В этом случае все последующие действия будут организованы специалистом в сфере недвижимости.
Однако за них придётся уплатить фиксированную сумму, которая в зависимости от стоимости комнаты может составлять 50-100 тысяч рублей, и больше. Или передать посреднику 5-10% стоимости объекта, установленной для сделки.
По преимуществу оплата за услугу риэлтора взимается только после того, как подписан договор. Расчет происходит из средств покупателя.
Поиск покупателей
Если собственник недвижимости решил заняться сделкой самостоятельно, то ему придётся подать объявление о купле-продаже жилья:
Организация просмотров
Продавец принимает звонки и договаривается о времени просмотров квартиры. В назначенное время приходят потенциальные покупатели, которым он обязан:
В случае оформления договора услуг, просмотры организовывает уполномоченный представитель компании.
Заключение ПДКП
После того как покупатель найден, целесообразно, но не обязательно, оформить ПДКП. Этот договор оформляется с целью:
Документ регулируется нормами статьи 429 ГК РФ. Получение задатка регулируется нормами статьи 380, 381 ГК РФ.
Какой порядок заключения основного договора купли-продажи?
Основной договор составляется сторонами сделки в письменной форме, соответственно нормам статей 549 ГК РФ, 550—552, 554—558 ГК РФ. Обязательно нужно указать:
Здесь же обязательно даётся предмет договора, в котором содержатся сведения о сторонах и параметры комнаты, участвующей в сделке. А далее вносятся существенные реквизиты ДКП:
Документ исполняется в трёх экземплярах. Подписи не ставятся. Такой договор у юриста может стоить 5-10 тысяч рублей. Бесплатно его можно подготовить самостоятельно, воспользовавшись бланком договора, внеся в него требующиеся данные.
Нотариальное удостоверение — нужно ли, сколько стоит?
Сделки с недвижимостью, находящейся в долевой собственности, удостоверяются нотариально. Нотариус может составить типовой договор и удостоверить его. За подготовку документа придётся заплатить деньги порядка 5-7 тысяч.
Если он составляется самостоятельно, юристом или риэлтором, то предоставлять его нотариусу следует без подписей. Подписи ставятся в присутствии нотариуса, о чём он делает удостоверительную запись. За удостоверение ДКП взимается пошлина, которая составляет 0,6% общей стоимости недвижимости. С близких родственников взимается о,3%.
Регистрация в Росреестре
Сделка считается совершённой после подписания договора, но вступает в силу только после проведения регистрации. Для регистрации сторонам следует обратиться в МФЦ, и передать составленные и удостоверенные экземпляры договоров (3 экземпляра), с приложением заявления от покупателя и пакета документов, подготовленных для сделки.
Так как договор удостоверялся нотариально, с покупателя не взимается регистрационная пошлина. А срок регистрации сокращается до 3 дней, не считая времени, требующегося для работы МФЦ (получение и передача документации). Завершение регистрационных действий означает переход права собственности к покупателю.
Советы, как можно реализовать жилье быстро и выгодно
Эффективность сделки зависит от многих факторов. Для того чтобы они вели к достижению цели, продавцу можно посоветовать следующее:
При назначении просмотра, в предварительной беседе, следует определить серьёзность намерений и сразу отказать в просмотре лицам, которые не планируют совершать покупку в настоящий момент. На покупателей с материнским капиталом или расчётом на ипотеку, делать ставку не следует, ведь площади в комнаты может быть недостаточно для положительного решения ПФР. А банки неохотно предоставляют кредит на комнату в общежитии.
Комнату в общежитии продать можно, если она оформлена в собственность. Сделка оформляется стандартным образом, с учётом некоторых нюансов, предусмотренных для долевой собственности. Нужно обратить внимание на подготовку комнаты и её правоспособности к сделке, от этого зависит эффективность достижения результата.
Как приватизировать жилье?
У жены есть комната в общежитии по договору социального найма. Хотим ее приватизировать и продать. Расскажите, какие шаги предпринять и какие подводные камни нас ждут.
С уважением,
Максим Н.
По общему правилу приватизация помещений в общежитиях запрещена. Но существуют исключения, и ваш случай может быть как раз таким. Расскажу, как это выяснить и что делать, если приватизировать комнату все-таки можно.
Когда можно приватизировать комнату в общежитии
По закону комната в общежитии — это специализированный жилой фонд, которые предназначен для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Вообще приватизировать такие помещения нельзя. Но если жилой дом, в котором находится комната, передадут в муниципальную собственность, можно обратиться к администрации с просьбой о приватизации комнаты на общих основаниях.
Поэтому если общежитие, в котором находится ваша комната, прежний собственник передал в ведение органов местного самоуправления, которые и заключили с вашей супругой договор социального найма, то вы сможете приватизировать комнату.
Чтобы узнать это, отправьте запрос в местную администрацию и запросите выписку из реестра муниципального имущества. Запрос можно сделать при посещении администрации или по почте. Установленной формы у этого документа нет, можно писать в свободной, главное, чтобы было понятно, в отношении какого объекта вам нужна информация.
Если в выписке будет указано, что общежитие принадлежит муниципалитету, можно собирать пакет документов для приватизации. Если оно принадлежит заводу или другой организации, которая давала комнаты в этом общежитии, — увы, приватизировать не получится.
Документы для приватизации
Если приватизировать комнату можно, то вам понадобятся следующие документы.
Договор социального найма на приватизируемое жилое помещение.
Ордер или выписка из распоряжения органа исполнительной власти о предоставлении комнаты. Если потеряли ордер, можно получить копию распоряжения органа исполнительной власти в городском архиве.
Выписка из лицевого счета или из домовой книги по прежнему адресу регистрации, если прописались в общежитии после 21 июля 1991 года.
Документ о том, что вы не воспользовались правом на приватизацию по другому месту жительства, в случае если прописались в общежитии после 21 июля 1991 года. За период с 21 июля 1991 года по 31 января 1998 года этот документ могут выдавать БТИ, жилищный отдел местной администрации или другой уполномоченный орган. Чтобы узнать точно, кто выдает, обратитесь в местную администрацию. Например, в Москве документы с такими сведениями выдает департамент городского имущества.
Документы с информацией за периоды после 31 января 1998 года выдает Росреестр.
Нотариально удостоверенный отказ от участия в приватизации с согласием на приватизацию помещения на выбранного члена семьи в случае, если в комнате прописано несколько человек, а приватизируют на одного. Такой отказ дает каждый член семьи. Если в помещении прописаны несовершеннолетние дети, они обязательные участники приватизации. Если хотите исключить их из приватизации, понадобится получить разрешение органов опеки и попечительства. Такое согласие опека дает крайне неохотно и только при условии, что на ребенка будет оформлено право собственности на другое жилье. Причем не хуже и не меньше того, от приватизации которого ребенка отстраняют.
Выписка из лицевого счета или справка о составе семьи. Из нее видно, кто зарегистрирован в приватизируемом помещении.
Кадастровый и технический паспорта, если в Росреестре нет сведений о помещении или были неузаконенные перепланировки. Их можно заказать в БТИ.
Заявление о передаче помещения вам в собственность. Его заполняют при подаче документов. Образец есть в администрации вашего города или на ее официальном сайте.
Организация, в которую вы обратитесь за получением услуги, может запросить и другие документы — это зависит от конкретного случая. Поэтому дать исчерпывающий список заранее невозможно. Собранные документы можно сдать в МФЦ или непосредственно в администрацию вашего муниципального образования.
Документы на приватизацию будут рассматривать до двух месяцев и в итоге выдадут договор о передаче помещения в собственность или отказ. Отказать могут, например, если была незаконная перепланировка, дом признали аварийным или в комплекте есть не все документы.
Если причины отказа можно устранить — допустим, приложить недостающие документы или вернуть помещение в первоначальный вид, — можете подать заявление снова после устранения нарушений. Если дом признали аварийным, то приватизировать комнату не получится.
Муниципалитет заключит с вами договор о передаче помещения и передаст право собственности на комнату. На основании него у вас появится право собственности на помещение. Но только после того, как зарегистрируете это право в Росреестре — при посещении или через интернет-портал. Подать заявление о регистрации права можно также в МФЦ. Приложите все подписанные экземпляры договора и документы, которые вам вернет администрация, а также квитанцию с уплаченной госпошлиной — 2000 рублей. Госпошлину за заключение договора не взимают — это бесплатная услуга.
Подводные камни
Основная проблема может возникнуть, если предыдущий собственник передал ваше общежитие в ведение органов местного самоуправления, но администрация его в муниципальную собственность не приняла. Такое бывает.
Права на приватизацию занимаемого жилого помещения вас не лишат, но трудности при оформлении возникнут. Возможно, в этом случае придется собирать дополнительные документы, а то и вовсе обращаться в суд.
Еще один нюанс: если вы уже участвовали в приватизации, второй раз бесплатно получить жилье от государства будет нельзя.
И это повод оценить, стоит ли вообще участвовать в приватизации комнаты в общежитии. Если у вас или вашей супруги в последующем появится вариант приватизации полноценной квартиры, вы не сможете им воспользоваться, поскольку потратите свое право на получение жилья в собственность сейчас.
Если у вас есть несовершеннолетние дети, которые примут участие в приватизации, продать комнату вы сможете только с согласия органов опеки и попечительства. А они дадут согласие, только если взамен на ребенка будет оформлено другое жилье.
И если приватизацию будете оформлять в общую долевую собственность, последующую сделку купли-продажи придется удостоверять у нотариуса. А это дополнительные расходы.
Не торопитесь с решением и взвесьте все за и против. В 2017 году приватизация жилья официально стала бессрочной.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.