Оздоровление атмосферы городов что это

Экологию 12 городов России возьмут под усиленную охрану

Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть фото Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть картинку Оздоровление атмосферы городов что это. Картинка про Оздоровление атмосферы городов что это. Фото Оздоровление атмосферы городов что это

Эксперимент по квотированию вредных выбросов в атмосферу 12 крупных промцентров может пройти в России в 2020-2024 годах.

Законопроект о порядке его проведения Государственная Дума намерена рассмотреть во втором чтении сегодня, 16 июля.

Для улучшения экологической ситуации планируется на пять лет снизить и жестко ограничить промышленные выбросы в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце, Чите.

Минприроды РФ собираются поручить создание единой информационной системы мониторинга качества воздуха в перечисленных городах, разработку требований к мероприятиям по снижению выбросов и норм для проведения расчетов загрязнения.

В перечень квотируемых объектов будут включаться влияющие на территории эксперимента объекты. Перечень объектов, влияющих на превышение гигиенических нормативов качества воздуха, составит Росприроднадзор при участии Роспотребнадзора и уполномоченных органов власти регионов.

Для каждой территории, включенной в эксперимент, правительство РФ утвердит комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть фото Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть картинку Оздоровление атмосферы городов что это. Картинка про Оздоровление атмосферы городов что это. Фото Оздоровление атмосферы городов что это

Между тем, по данным Росстата, в 2018 году только 3 из 12 городов, в которых собираются провести эксперимент, по прежнему относятся к промцентрам с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы — Чита, Новокузнецк и Магнитогорск.

Прочие случаи сверхвысокого загрязнения воздуха зафиксированы в других населенных пунктах — Барнауле, Улан-Удэ, Оренбурге, Петровске-Забайкальском, Самаре, Новосибирске, Казани, Архангельске и Кемерово.

Источник

Экологические проблемы в Казахстане и пути их решения

Экологические проблемы в Казахстане и пути их решения

За все блага цивилизации человечество расплачивается своим здоровьем. На сегодня экологическая проблема для нас самая острая — речь идет о выживании. Экологические проблемы Казахстана и пути их решения находятся в общем ряду этой глобальной задачи.

Экологические проблемы Казахстана

Воздух, вода, земля — наше естественное окружение. Сегодня их состояние оценивается как катастрофическое, планета переживает экологический кризис.

Какие главные экологические проблемы Казахстана:

Казахстан — крупнейшая страна в Центральной Азии, но по обеспеченности водными ресурсами оказалась в самом тяжелом положении. Сказались такие факторы:

Запасов воды в то время в республике хватило бы для орошения 10 млн гектаров, фактически она шла на 50–60 млн. В результате — катастрофическая ситуация с некоторыми природными водоемами.

Экологическая проблема Аральского моря имеет много последствий. Концентрация соли в воде возросла в 14 раз. Бывшее дно моря — это огромные солончаки, причем соль с их поверхности разносится ветром на сотни километров и вызывает эрозию земель, находящихся далеко отсюда.

Увеличилась концентрация в воде не только соли, но и ядовитых веществ, которые стекали с удобряемых сельскохозяйственных земель в реки. Это погубило промысловый лов рыбы в озере — с 1980-х годов он перестал существовать. Раньше здесь водилось 32 вида рыб в несметных количествах. Истории известны поразительные факты: в годы гражданской войны в этих краях сушеной рыбой топили паровозные котлы, когда не хватало угля.

Прекратилось судоходство, закрылись рыбозаводы и рыбоконсервные комбинаты. Социальные последствия этого — сокращение рабочих мест. Ушло озеро — упал уровень грунтовых вод. Пригодные для обработки земли превращаются в пустыни. Зеленые оазисы без воды гибнут, с ними исчезают птицы и животные. Так все взаимозависимо в природных экосистемах.

Раньше в озере был промысловый лов редких видов рыб — сазана и судака, причем сазана добывали почти половину всего, что в Союзе. Причина обмеления — реки приносят меньше воды. На них построены плотины для гидроэлектростанций, перекрывающие русло. В одно из водохранилищ даже отводилась вода из самого озера.

Медленно убивают Балхаш промышленные выбросы и сточные воды из городов на его берегах. Балхашский медеплавильный завод разместил сотни тысяч тонн отходов недалеко от озера. Из них в воды поступает диоксид серы и около десятка видов опасных тяжелых металлов. Тысячи тонн ядовитой пыли от производства тоже ежегодно оседают в водах озера.

Экологические проблемы Казахстана: пути их решения

Проблемы экологии во всем мире не являются местными, решить их у себя не может ни одна отдельно взятая страна. И решение самых насущных вопросов состояния экологии в Казахстане не зависит только от его усилий.

Исследователи изучили и предложили пути решения возникших проблем. Но существуют причины, которые мешают осуществить их в полной мере. Хотя практические шаги для их реализации предпринимаются:

Но эти системы дорогие, составляют до 20% стоимости всего производства. При строительстве их пытаются всячески удешевить, а это сказывается на качестве очистки выбросов.

Замена же фильтров на старых производствах натыкается на другие препятствия — невозможность нести такие расходы и нежелание искать резервы. Оздоровлению атмосферы городов может способствовать уменьшение или очищение выхлопных газов автомобильного транспорта, замена его устаревших видов на более экологические.

Но Узбекистан и Туркменистан, которые тоже берут воду из этих рек, намерены увеличивать выращивание хлопка. И уменьшить потребление воды они не могут: вода необходима населению.

Это позволило скапливать воды Сырдарьи, повышать уровень в озере. За несколько лет наметились позитивные результаты: экосистема оживает, началось разведение промысловых сортов рыбы.

На их основании все прикаспийские страны должны принять единые нормативные и правовые документы. Только их выполнение снизит техногенное воздействие на экосистему уникального озера.

Экологические проблемы Казахстана как высокоразвитой индустриальной страны накапливались десятилетиями. Для оздоровления своих ресурсов Казахстан участвует во многих региональных и международных организациях, занятых проблемами экологии. Достаточно ли этого, покажет время.

Источник

Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха в городах

Одной из острейших экологических проблем современности по-прежнему остаётся проблема охраны атмосферного воздуха от загрязнений. 15 лет, прошедшие после конференции в Рио-де – Жанейро, мало изменили ситуацию в данном вопросе, в том числе и в Российской Федерации.

По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2006 году», результаты наблюдений, проводившихся Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) показывают, что уровень загрязнения атмосферы в городах остается высоким. В 69% городов, где проводятся наблюдения, уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. В 2006 г. 65 млн. чел. проживали в 206 городах, где средние за год концентрации одного или нескольких веществ превышали ПДК. Средние за год концентрации взвешенных веществ были выше ПДК в 64 городах, бенз(а)пирена – в 160 городах, диоксида азота – в 102 городах, формальдегида – в 125 городах.

В целом по России 38% городского населения проживает на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы, а 55% (58,2 млн. чел.) – в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферы.

Основная причина такого явления, на наш взгляд, кроется в несовершенстве системы организации воздухоохранной деятельности в стране, в ослаблении государственного экологического контроля, в пробелах в существующем законодательстве, и в отстранении от конкретной экологической деятельности органов местного самоуправления.
И в федеральном, и в региональном законодательстве какие – либо полномочия органов местного самоуправления в области контроля и управления выбросами загрязняющих веществ в атмосферу не предусмотрены.

В государственной системе управления охраной окружающей среды и природопользованием регулярно проводятся реорганизации, никак не способствующие развитию природоохранной деятельности, ликвидирован внебюджетный экологический фонд, практически упразднена экологическая экспертиза проектов промышленных предприятий.

В стране приостановлен оперативный экологический контроль автотранспорта, находящегося в личном пользовании граждан, который ранее проводился на стационарных постах ГАИ.

По данным вышеназванного Государственного доклада, в настоящее время в стране насчитывается 32,5.миллионов единиц автомобилей, которыми выбрасывается в атмосферу 15,2 млн. т. загрязняющих веществ.

В личной собственности граждан находится до 80% автотранспортных средств или 26 млн. единиц. Проведя упрощённый расчёт и принимая в среднем ежегодный пробег одного автомобиля 25000 км и удельный расход топлива 12 л на 100 км, общая масса продуктов сгорания топлива, поступающих в атмосферу, составит более 60 млн. т, из которых третью часть составляют опасные для здоровья вещества и которые являются фактически не контролируемыми выбросами.

Упразднён государственный контроль качества топлива на автозаправочных станциях (АЗС). В прошлом такой контроль осуществлялся органами Госстандарта.
Таким образом, основной источник загрязнения атмосферного воздуха в городах — автотранспорт и автотранспортная инфраструктура в настоящее время оказались бесконтрольными.

Мониторинг состояния атмосферы возложен на Росгидромет, с чем тот справляется довольно успешно. Но по его данным мы оцениваем только качественное состояние атмосферы в любое время суток, недели, года. Росгидромет не призван определять источник выброса, следовательно, по его данным невозможно предъявить претензии за сверхнормативное загрязнение атмосферы или принять меры по ограничению выбросов.

В соответствии с Федеральным законодательством организация охраны атмосферы и экологический контроль источников выбросов загрязняющих веществ возложены на специально уполномоченный государственный орган (в настоящее время на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору – Ростехнадзор). Несколько месяцев тому назад право экологического контроля возложено и на исполнительные органы Государственной власти субъектов Федерации. Полномочия органов местного самоуправления по-прежнему не определены. В законодательстве предусмотрена возможность делегирования полномочий в области охраны окружающей среды органам местного самоуправления, однако это положение пока не реализовывается.

Проследим ситуацию на примере города Тольятти.

В Тольятти имеются 7 постов наблюдения загрязнения атмосферы системы Росгидромета, и Тольяттинская гидрометеорологическая обсерватория (ГМО) регулярно выдает информацию о содержании вредных веществ в атмосферном воздухе по всем трём районам города. Согласно отчёту ГМО по муниципальному контракту №513, представленному в городскую Думу, в городской атмосфере ежегодно имеют место превышение предельно допустимых среднесуточных концентраций загрязняющих веществ: по пыли в 2,7 раза, по аммиаку в 1,8 раза, формальдегиду – в 3,7 раза, по фтористому водороду в 1,2 раза, по бенз(а)пирену (токсическое вещество 1 класса опасности) в1,8 раза, по оксиду азота имеет место устойчивая концентрация на уровне 1 ПДК. Комплексный индекс загрязнения атмосферы города составил 10,1 и свидетельствует о высоком уровне загрязнения атмосферного воздуха.

Масса выбросов от стационарных источников промышленных предприятий города составляет 45-50 тыс. т. в год, а масса выбросов от автотранспорта по оценкам составляет 120-150 тыс. т. (в городе около 250 тыс. единиц автотранспортных средств, в том числе в личном пользовании жителей около 200 тыс. шт., плюс транзитный транспорт). Таким образом, в атмосферу города ежегодно поступает порядка 150-180 тыс. т. вредных веществ, опасных для здоровья жителей и окружающей природной среды.

Рассмотрим, как осуществляется оперативный контроль и управление выбросами.

Как отмечалось выше, выбросы от автотранспортных средств практически не контролируются за исключением крупных автотранспортных предприятий, на которых ежедневно проверяется службой самого предприятия качество выхлопных газов перед выходом транспорта на линию. Но такого транспорта едва ли наберётся 10% от его общего количества в городе. Периодичность контроля автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан, на содержание окиси углерода (СО) в выхлопных газах при прохождении техосмотра составляет от одного года до 3-х лет в зависимости от возраста машины. То есть оперативный контроль выбросов автотранспорта отсутствует. К тому же в городе не работает система регулирования движения транспорта в периоды неблагоприятных метеорологических условий, когда в приземном слое атмосферы накапливается максимальное количество вредных примесей.

Из 500 предприятий-загрязнителей атмосферы только на 4-х крупных промышленных предприятиях (АВТОВАЗ, КуйбышевАзот, ТОАЗ, ТольяттиКаучук) имеются специализированные управленческие структуры по охране окружающей среды, лаборатории по контролю выбросов в атмосферу и сбросов в водоёмы. Но (подчеркнём!) это ведомственные структуры. А государственная лаборатория по контролю источников выбросов в городе отсутствует. При Управлении по технологическому и экологическому надзору по Самарской области такая лаборатория есть – одна на всю область. Работает эта лаборатория по плану и по договорам с предприятиями для подтверждения объёмов и качественного состава выбросов преимущественно от стационарных источников. Как правило, замеры проводятся при устоявшемся технологическом режиме, поэтому такой контроль оперативным назвать невозможно.

С целью осуществления оперативного контроля за выбросами промпредприятий при существовавшей ранее Тольяттинской Государственной инспекции по охране окружающей среды за счёт средств местного бюджета была создана группа контроля экстремально высоких загрязнений атмосферного воздуха (группа ЭВЗ). Эффективность работы этой группы была минимальной из-за отсутствия при инспекции аккредитованной лаборатории по контролю источников выбросов, отсутствия транспортных средств для обеспечения оперативности контроля и проблем с финансированием.

В настоящее время Тольяттинская Государственная инспекция по охране окружающей среды упразднена, и группа ЭВЗ прекратила своё существование. В составе Тольяттинского отдела Управления Ростехнадзора по Самарской области работают только 2 штатных инспектора, осуществляющие экологический контроль выбросов в атмосферу и в области обращения с отходами, которые не имеют никакого технического оснащения для осуществления своих контрольных функций.

Ожидается создание Тольяттинской службы экологического контроля Министерства экологии и природопользования Самарской области. Однако вызывает сомнение, что это будет полнокровная, технически оснащённая служба экологического контроля.

На фоне реорганизации государственных природоохранных структура девальвирована роль природоохранной службы и Мэрии г. Тольятти.
В 1992 году Главный эколог города был избран по открытому городскому конкурсу и работал в ранге заместителя главы городской администрации. Ныне Управление экологии и природопользования входит в состав Департамента городского хозяйства и экологии, который в свою очередь подчиняется одному из заместителей Мэра.

Прекратил свою деятельность городской экологический совет, приостановлено действие решения городской Думы ( 1995 г.) о договорах на комплексное природопользование, не ведётся работа по внедрению международных стандартов ГОСТ Р ИСО14000 «Системы управления окружающей средой», отсутствует целевая экологическая программа и городская экологическая политика (срок действия Концепции экологической безопасности г. Тольятти, принятой городской Думой в 1995 г., завершился.)

Всё это не могло не сказаться на качестве атмосферного воздуха, чем дышит население нашего мегаполиса. Для оздоровления атмосферы в городах необходимы кардинальные меры на всех уровнях власти.

Какими могут быть эти меры?

Первостепенной задачей является наделение на законодательном уровне органов местного самоуправления широкими полномочиями в области контроля источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Это могут сделать представительные органы власти субъектов Федерации на основании своих полномочий или Государственная Дума.

В случае решения этого главного и принципиального вопроса природоохранные службы городов должны быть оснащены современными измерительными комплексами (лабораториями) для контроля источников выбросов и транспортными средствами. В городах необходимо провести инвентаризацию предприятий, имеющих источники выбросов ЗВ в атмосферу, и ввести обязательную регистрацию в городских природоохранных службах проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (проектов ПДВ), предоставить право городским администрациям выдавать разрешения на выбросы, организовать муниципальный контроль за их исполнением. Ввести ежемесячный накопительный учёт выбросов по каждому из приоритетных для данного города загрязняющих веществ с публикацией отчёта в средства массовой информации с указанием предприятий загрязнителей.

Для контроля не санкционированных промышленных выбросов по периметру крупных промышленных предприятий установить автоматизированные посты наблюдения за качеством атмосферы. Ввести муниципальный контроль за состоянием и соответствием нормативным требованиям санитарно-защитных зон предприятий согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 (редакция 2007 г.)

С целью организации эффективного контроль выбросов автотранспорта обратиться к Федеральному собранию и Президенту Российской Федерации с предложением о восстановлении оперативного контроля качественных характеристик выбросов автотранспортных средств силами ГАИ и топлива на автозаправочных станциях, а так же о восстановлении экологических фондов для финансирования служб муниципального экологического контроля и природоохранной деятельности предприятий.

Источниками формирования экологических фондов могли бы быть природоохранные платежи предприятий, отчисления от суммы акциза за торговлю нефтепродуктами.

Учитывая, что основным источником загрязнения атмосферы в городах является автотранспорт, находящийся в личном пользовании граждан, было бы своевременным рассмотреть вопрос об экологическом сборе с транспортных средств, находящегося в собственности у населения (с оставлением суммы этого сбора в муниципальном бюджете) при одновременном сокращении размера налога с владельцев автотранспорта. Даже при минимальной сумме такого сбора не более 100 рублей его общая сумма составила бы для г. Тольятти 20-25 млн. руб. в год, что было бы вполне достаточно для создания и финансирования деятельности службы муниципального контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города.
Представительные органы власти субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы в Государственной Думе (в том числе и Губернская Дума Самарской области). Поэтому при позитивном отношении к реально существующей проблеме оздоровления атмосферы в российских годах она может быть успешно решена.

Но главным звеном в воздухоохранном механизме в городах должны быть органы местного самоуправления, подотчетные о своей деятельности перед населением. И необходимо населению предоставить право самому наводить чистоту и в атмосфере своего города.

Источник

Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть фото Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть картинку Оздоровление атмосферы городов что это. Картинка про Оздоровление атмосферы городов что это. Фото Оздоровление атмосферы городов что это

Совет Федерации одобрил закон о генетической паспортизации семян

В России с 1 сентября 2024 года введут генетическую паспортизацию семян. Это позволит защитить права правообладателей, выявить генно-модифицированные организмы в семенах и посевах, препятствовать нелегальной продаже некачественной продукции. Выдавать удостоверения будут аккредитованные органы по заявкам физлиц, индивидуальных предпринимателей и компаний. Чтобы получить сертификат, нужно будет провести сортовые испытания и проверку на наличие ГМО.

Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть фото Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть картинку Оздоровление атмосферы городов что это. Картинка про Оздоровление атмосферы городов что это. Фото Оздоровление атмосферы городов что это

Живые и искусственные ёлки: какие вредят экологии больше и что с ними делать после Нового года

Около 48% россиян выбирают искусственные деревья для праздников. Но это не всегда лучше для природы — всё зависит от того, сколько лет человек будет использовать одну и ту же ёлку.

Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть фото Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть картинку Оздоровление атмосферы городов что это. Картинка про Оздоровление атмосферы городов что это. Фото Оздоровление атмосферы городов что это

Производителей семян хотят обязать оформлять удостоверения о качестве

Правительство хочет обязать производителей семян сельскохозяйственных растений оформлять удостоверения о качестве их продукции. Соответствующий законопроект Госдума приняла во втором чтении 21 декабря.

Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть фото Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть картинку Оздоровление атмосферы городов что это. Картинка про Оздоровление атмосферы городов что это. Фото Оздоровление атмосферы городов что это

Ученые разработали подход для точной оценки качества окружающей среды

На основе данных о качестве воды, воздуха и почвы новый алгоритм создает карту со всеми параметрами

Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть фото Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть картинку Оздоровление атмосферы городов что это. Картинка про Оздоровление атмосферы городов что это. Фото Оздоровление атмосферы городов что это

«Ёлка желаний» дарит веру в чудеса

Каждый год Всероссийский благотворительный проект «Мечтай со мной» проводит акцию «Ёлка желаний». Её цель – подарить веру в чудеса детям, находящимся в трудной ситуации. На сегодняшний день акция исполнила уже более 20 тысяч желаний по всей России.

Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть фото Оздоровление атмосферы городов что это. Смотреть картинку Оздоровление атмосферы городов что это. Картинка про Оздоровление атмосферы городов что это. Фото Оздоровление атмосферы городов что это

Ученые выяснили, какой генетический механизм приводит к ожирению

Согласно исследованию, ведущую роль при ожирении играют микроРНК – небольшие некодирующие молекулы РНК, которые регулируют экспрессию определенных генов. Группа ученых из Барселонского университета выяснила, что они также могут предотвратить рост жировой ткани, связанной с ожирением.

Источник

Экология городской среды, методы ее оздоровления.

Городская среда представляет собой совокупность антропогенных объектов, компонентов природной среды, природно-антропогенных и при­родных объектов. В последние десятилетия обострились экологические проблемы городской среды. К ним относятся: химическое, физическое и биологическое загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и растительного покрова. Отдельной Проблемой является удаление и переработка городского мусора и отходов производства. В процессе развития городов возникают природно-техногенные опасности для геологической среды (подтопления, карстово-суффозионные провалы, техногенные физические поля). Некачественные архитектурно-планиро­вочные решения в ходе создания искусственной городской среды приводят к появлению видеозагрязнения (видеоэкология).

Причиной возникновения экологических проблем городской среды яв­ляются: территориальный рост городов, увеличение числа агломераций, появление огромных урбанизированных районов. Серьезной причиной для крупнейших городов мира является высокая плотность населения.

, в январе 2002 г. принят новый федеральный закон «Об охране окружающей среды:

*соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

• обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспе­чения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружаю­щей среды и экологической безопасности;

• ответственность органов государственной власти РФ и ее субъек­тов, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной ок­ружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов, почв значи­тельно превышает установленные нормативы, растут площади земель, отчуждаемых под размещение отходов. Все это отрицательно сказывается на здоровье населения, особенно детей. Возникает необходимость принятия соответствующих мер по оздоровлению и охране городской среды. Оздо­ровление городской среды предполагает улучшение качества окружающей среды и санитарно-гигиенических условий жизни населения.

Федеральные целевые программы в области охраны окружающейсреды. Согласно ст.15 Закона ООС [10] планирование, разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды осуществляются в составе федеральных программ в области экологического развития РФ и це­левых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ. Фе­деральные целевые программы других направлений жизнедеятельности общества тоже имеют косвенное отношение к охране окружающей среды. В качестве примера следует назвать федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», которая включает вопросы экологии и безопасности дорожного движения. Целевая федеральная программа «Жилище» (2002-2010 гг.) содержит вопросы вне­дрения энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальное хозяй­ство, использование экологически чистых материалов.

В настоящее время разработана, утверждена постановлением Прави­тельства РФ №860 от 7.12.01 г. и осуществляется федеральная целевая про­грамма «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)» [31]. Рас­смотрим основные положения этой программы.

Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)» в рамках отдельных программ включает:

• мероприятия по решению долгосрочных наиболее важных проблем федерального значения;

• мероприятия, направленные на научно-методическое, технологиче­ское и нормативно-правовое обеспечение решения экологических и природно-ресурсных проблем;

• текущие работы, связанные с решением программных задач в рам­ках деятельности министерств и ведомств.

Целевые программы в области охраныокружающей среды субъек­тов РФ разрабатываются в рамках федеральных программ и могут само­стоятельно решать конкретные экологические проблемы субъекта. Целе­вые программы субъектов РФ учитывают их географические, природные, Социально-экономические и другие особенности.

Для оздоровления городской среды наиболее эффективна разработка и реализация программ регионального уровня

Первая региональная программа в области охраны окружающей среды разработана для г. Москвы в 1994 г. [32]. Программа включает проведение целевых природоохранных мероприятий до 2005 г. Основные цели про­граммы следующие:.

• объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от всех видов источников не должны превышать уровня 1994-1995 гг.;

• снижение водопотребления и сокращение сбросов загрязняющих веществ;

• утилизация и переработка 95% промышленных отходов.

Например, к природоохранным мероприятиям по снижению негатив­ного влияния автотранспортного комплекса, который вносит основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города, относятся:

• отказ от использования бензинов, содержащих тетраэтилсвинец, переход к использованию на территории Москвы моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками;

• применение альтернативных видов топлива, организация работы по
переводу городского автотранспорта на сжатый природный газ;

• оснащение муниципального автотранспорта средствами нейтрали­зации отработавших газов и фильтрами-нейтрализаторами;

• создание и совершенствование современной системы технического
обслуживания, ремонта и хранения автомобилей;

• сбор, утилизация и вторичное использование отходов от автотранс­портной деятельности.

Региональной экологической программой, проводимой в г. Омске, яв­ляется «Программа мониторинга грунтовых вод на территории г. Омска» (1999-2005 гг.). ………………………………………………………………

Охрана природных компонентов, восстановление и создание благо­приятных санитарно-гигиенических и экологических условий и, в ко­нечном итоге, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности является основной задачей экологического благоустройства жилых территорий. Оно является частью экологических программ по оздоровлению городской среды и безусловно является важным этапом в экологизации жилищно-коммунального хозяйства города.

Эксплуатационные организации должны способствовать проведению городской экологической политики на местах путем реализации комплексных мероприятий по стабилизации экологической обстановки и снижения загрязнения среды до установленных нормативов. В пределах жилых территорий основные задачи, определяющие сущность эколо­гического благоустройства, включают в себя:

• обеспечение оптимальных микроклиматических условий;

• охрану атмосферного воздуха от загрязнения;

• защиту жилых территорий от городских шумов;

• санитарную очистку территории.

Обеспечение оптимальных микроклиматических условий в пределах жилой застройки во многом определяется ландшафтно-климатическими характеристиками местности, архитектурно-планировочными решениями жилой застройки и благоустройства территорий.

Наряду с инсоляцией жилых помещений обязательно должна инсолироваться и территория жилой застройки. Нормы и правила обеспечения инсо­ляции на жилой территории, прежде всего, касаются мест, непосредственно используемых населением: детских игровых площадок, пешеходных дорожек и аллей, площадок отдыха, хозяйственных площадок и др. Они учтены на стадии разработки проектов застройки, но в процессе эксплуатации за счет дополнительной посадки или напротив вырубки деревьев, переноса площадок, корректировки трасс пешеходных путей нарушаются.

Аэрация жилых территорий обеспечивается не только клима­тическими факторами, но и определенными приемами их планировки и застройки, озеленения и благоустройства. Все мероприятия по регулированию ветрового режима должны быть направлены на создания благоприятных скоростей ветра в пределах жилой застройки от 0,5 до 5,0 м/с И прежде всего на участках детских дошкольных и школьных учреждений, зон отдыха, в направлении пешеходных коммуникаций. Одним из наиболее эффективных приемов формирования оптимальных ветровых режимов средствами благоустройства является комплекс мероприятий, включающий создание ветрозащитных полос, или наоборот, аэрационных зеленых коридоров для усиления проветривания, создание условий для горизонтального и вертикального проветривания, посредством под­бора ассортимента зеленых насаждений, создание искусственных открытых водоемов, обеспечивающих формирование микроциркуляции воз­душных масс, снижение доли твердых покрытий и др.

Основными источниками загрязнения воздуха жилых территорий явля­ются промышленные предприятия, отопительные котельные и автомобиль­ный транспорт. Состояние воздушного бассейна территорий, на которых располагается жилая застройка, в значительной мере предопределяется функционально-планировочной организацией территории города, разрабо­танной на стадии генерального плана. Для снижения воздействия предпри­ятий, загрязняющих вредными выбросами атмосферу, создаются санитарно-защитные зоны между селитьбой и промышленными предприятиями, шири­на которых определяется санитарными нормами и правилами. Принятые решения по взаимному расположению селитебных и промышленных рай­онов уточняются на стадии проектов детальной планировки и проектов за­стройки. По требованию эксплуатационных организаций при соответст­вующем обосновании и поддержке органов санэпиднадзора нормативная ширина санитарно-защитной зоны может быть увеличена при расположе­нии промышленных предприятий с наветренной стороны по отношению к эксплуатируемым жилым территориям.

В целях снижения загрязнения атмосферного воздуха отопительные ко­тельные, работающие на твердом и жидком топливе, необходимо переводить на газ и предусматривать их вынос с жилых территорий в коммунальные рай­оны при проведении реконструкции жилых микрорайонов и кварталов.

Значительную долю (до 87%) загрязнения атмосферного воздуха в пределах жилых территорий вносит автотранспорт. Для защиты населе­ния от воздействия выхлопных газов автомобильного транспорта, пере­двигающегося на прилегающих к жилым территориям магистралям, можно рекомендовать мероприятия административно-организацион­ного (запрещение или ограничение движения и, в частности, грузового), инженерно-транспортного (организация непрерывного движения) и градостроительного характера (устройство пыле- и газозащитных зеленых полос вдоль напряженных транспортных артерий). Непросматриваемые полосы древесно-кустарниковых насаждений, устойчивых к воздействи­ям выхлопных газов автомобилей и пыли, существенно (до 10%) снижа­ют уровень загазованности примагистральных территорий.

Следует учитывать, что массовая парковка и хранение автомобилей на придомовых территориях особенно ухудшает состояние приземного (до 2 м) слоя атмосферы, что пагубно сказывается на здоровье детей и престарелых, значительную часть своего времени проводящих возле до­ма. Основными эколого-ориентированными мероприятиями в этом случае могут стать меры административного характера, запрещающие парковку и предложения по строительству подземных, многоярусных гаражей, позволяющих решить эту проблему.

На зашумленность межмагистральных территорий, в пределах которых располагаются жилые территории, в значительной части оказывают приемы, их планировки и застройки. Зонирование застройки по отношению к ис­точнику шума с организацией вдоль транспортной магистрали в первом эшелоне учреждений культурно-бытового, торгового и коммунального на­значения, административно-хозяйственных предприятий позволяет снизить уровень шума на 10 — 25 дБА и разместить в пределах зоны акустического комфорта с уровнем шума до 55 дБА значительную часть жилых зданий, детские дошкольные и школьные учреждения. Однако воспользоваться только территориальными разрывами и зонированием для создания оптимального шумового режима на территории застройки невозможно, так как зона дискомфорта примагистральных территорий простирается на сотни метров. В этом случае следует дополнительно использовать размещение спе­циальных шумозащитных полос, позволяющих обеспечить дополнительно снижение уровня шума на 2 — 5 дБА.

Особенно трудные проблемы по улучшению экологического состоя­ния возникают в районах со сложившейся застройкой, где практически невозможно их решить без комплексной реконструкции кварталов, пу­тем преобразования старой переуплотненной застройки в современные жилые образования, обеспечивающие комфортные условия проживания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *