Овс диагноз что это

Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?

Овс диагноз что это. Смотреть фото Овс диагноз что это. Смотреть картинку Овс диагноз что это. Картинка про Овс диагноз что это. Фото Овс диагноз что это Ирина Польшина
Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха ;

2. Дети с нарушением зрения ;

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

А теперь давайте рассмотрим некоторые категории детей с ОВЗ более подробно.

5. Дети с умственной отсталостью нуждаются в специализированном учреждении.

6. Задержка психического развития (ЗПР)-нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально- волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР относится к разряду слабо выраженных отклонений в психическом развитие и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Поэтому чрезвычайно важно вовремя оказать помощь ребенку с ЗПР. Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогический коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-волевой и когнитивной сфер. Суть её заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом. Если психокоррекции недостаточно, её подкрепляют медикаментозным лечением. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже об умственной отсталости.

7. Ранний детский аутизм (РДА) является врожденным синдромом, для которого характерен особый тип нарушения психического развития. Критериями постановки данного диагноза являются трудности коммуникации, т. е. аутизм как таковой – стереотипное поведение ребенка, особая задержка и нарушение развития речи, прежде всего ее коммуникативной функции, раннее проявление (до 2,5 лет) указанных расстройств.

Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях,являются:

а) выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими;

б) эмоциональная холодность или безразличие к близким;

в) страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке;

г) однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.

Обычно выделяют три основные области,в которых аутизм проявляется особенно ярко:

• речь и коммуникация;

• воображение, эмоциональная сфера.

Формирование навыков коммуникации является важной целью коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом. Главная задача педагога – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе. Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям. Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего». Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения. В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком. В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Овс диагноз что это. Смотреть фото Овс диагноз что это. Смотреть картинку Овс диагноз что это. Картинка про Овс диагноз что это. Фото Овс диагноз что этоФотозарисовка «Какие разные цветы» Фотозарисовка «Какие разные цветы» Воспитатель: Назарова Т. А. Цветы чисты, красивы и невинны, И дарят сил прилив и красоту. И ощущаю я.

Овс диагноз что это. Смотреть фото Овс диагноз что это. Смотреть картинку Овс диагноз что это. Картинка про Овс диагноз что это. Фото Овс диагноз что этоФотоотчет «Вот какие мы большие» Фотоотчет «Вот какие мы большие» Татьяна Плюхина В 2-2,5 года каждый ребенок может одеваться сам! Если взрослые помогут ему овладеть процессами.

Овс диагноз что это. Смотреть фото Овс диагноз что это. Смотреть картинку Овс диагноз что это. Картинка про Овс диагноз что это. Фото Овс диагноз что этоКонсультация для родителей «Какие они, наши дети» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Какие они, наши дети». Не.

Овс диагноз что это. Смотреть фото Овс диагноз что это. Смотреть картинку Овс диагноз что это. Картинка про Овс диагноз что это. Фото Овс диагноз что этоЛэпбук «Рыбы: какие они» Использование лэпбуков в работе с воспитанниками позволяет воспитателю дошкольного образования с помощью игровых заданий познакомить с.

Овс диагноз что это. Смотреть фото Овс диагноз что это. Смотреть картинку Овс диагноз что это. Картинка про Овс диагноз что это. Фото Овс диагноз что этоПедагогический проект «Ох, какие сказки!» Вид проекта: творческий, взросло-детский. Участники проекта: дети, родители группы, специалисты детского сада. Срок реализации проекта:.

Овс диагноз что это. Смотреть фото Овс диагноз что это. Смотреть картинку Овс диагноз что это. Картинка про Овс диагноз что это. Фото Овс диагноз что этоПротокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Сценарий досуга «Вот какие у нас девочки, вот какие мальчики» Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации досуга с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий.

Источник

Окклюзия вены сетчатки (ОВС)

Окклюзия вены сетчатки (ОВС) – это заболевание глаз, которое может привести к внезапной потере зрения.

ОВС занимает второе место среди причин потери зрения вследствие поражения сосудов сетчатки. У пациентов с ОВС может отмечаться нечеткость зрения, пятна перед глазами (известные как плавающие мушки), искажение зрения и даже внезапная и полная его потеря.
Существует два основных типа ОВС:

ОВВС возникает при тромбозе одной или нескольких ветвей центральной вены сетчатки и встречается в шесть раз чаще, чем ОЦВС.

Во всем мире от ОВС страдает 16,4 миллиона человек, среди которых 13,9 миллионов человек больны ОВВС и 2,5 миллиона ОЦВС. Несмотря на то, что риск развития ОВС с возрастом увеличивается, многие пациенты с данной патологией все еще находятся в трудоспособном возрасте. Согласно статистике, каждый шестой пациент с ОВС моложе 55 лет.

Окклюзия вен сетчатки, которая может привести к серьезному нарушению зрения

ОВС возникает в случае тромбоза вен сетчатки, светочувствительной нервной ткани, выстилающей поверхность задней части глаза. Если тромбоз не будет устранен, он может привести к ряду осложнений. Одним из таких осложнений является недостаточное поступление кислорода к сетчатке, что приводит к повышенному образованию белка под названием фактор роста эндотелия сосудов (VEGF). Это может повлечь за собой образование новых патологических несовершенных кровеносных сосудов, из которых отмечается пропотевание жидкости, что вызывает отек сетчатки в зоне макулы, центральной части сетчатки, ответственной за способность видеть мелкие предметы. Подобные изменения приводят к снижению зрения, а также его искажению и появлению пятен перед глазами. Это может случиться на любой стадии ОВС. Ключевая причина развития ОВС не до конца изучена, но существуют различные факторы, которые могут способствовать риску образования тромбов в венах сетчатки: возрастные изменения, высокое артериальное давление в анамнезе, глаукома, сахарный диабет, высокий уровень холестерина, сердечно-сосудистые заболевания и курение.

Раннее выявление ОВС крайне важно для обеспечения наилучшего исхода

Поздняя диагностика и несвоевременное начало терапии может привести к необратимому повреждению сетчатки, которое может ограничить возможность улучшения зрения у пациента. В случаях внезапной или постепенной потери зрения необходимо проводить обязательное обследование сетчатки с помощью офтальмоскопа. Направив пучок света в заднюю часть глаза, врач сможет рассмотреть через зрачок мелкие сосуды в задней части глаза. Если у пациента развилась ОВС, то на глазном дне будут визуализироваться расширенные и вздутые вены, а также кровоизлияния в сетчатку.

Благодаря правильному лечению пациенты смогут восстановить свое зрение
В настоящее время Анти-VEGF терапия стала стандартным и патогенетически обоснованным методом лечения ОВС, который позволяет пациентам не только сохранять, но и восстанавливать зрение.

В 2013 году анти-VEGF терапия компании «Байер» была впервые одобрена для лечения отека макулы вследствие окклюзии центральной вены сетчатки (ОЦВС). В настоящее время данное вещество одобрено к применению во многих странах мира, включая РФ, и используется для лечения как ОЦВС, так и ОВВС.

Источник

Что такое расстройство обсессивно-компульсивное? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Бачило Е. В., психиатра со стажем в 11 лет.

Овс диагноз что это. Смотреть фото Овс диагноз что это. Смотреть картинку Овс диагноз что это. Картинка про Овс диагноз что это. Фото Овс диагноз что этоОвс диагноз что это. Смотреть фото Овс диагноз что это. Смотреть картинку Овс диагноз что это. Картинка про Овс диагноз что это. Фото Овс диагноз что это

Определение болезни. Причины заболевания

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — психическое расстройство, которое характеризуется наличием в клинической картине навязчивых мыслей (обсессии) и навязчивых действий (компульсии).

Как часто встречается обсессивно-компульсивное расстройство

Данные в отношении распространенности ОКР весьма противоречивы. По некоторым данным, распространенность варьирует в пределах 1-3%. [1]

У кого бывает ОКР

ОКР в равной степени страдают мужчины и женщины. Заболевание обычно начинается в подростковом или юношеском возрасте.

Причины ОКР

Точных данных в отношении причин возникновения обсессивно-компульсивного расстройства нет. Вместе с тем, выделяют несколько групп гипотез этиологических факторов.

Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства

Как уже отмечалось выше, основные симптомы заболевания проявляются в виде навязчивых мыслей и компульсивных действий. [5] Эти навязчивости воспринимаются пациентами, как что-то психологически непонятное, чуждое, иррациональное.

Компульсивные действия — это стереотипные, повторяющиеся поступки, которые иногда приобретают характер ритуалов, выполняющих защитную функцию и снимающих чрезмерное тревожное напряжение. Значительная часть компульсий связана с очисткой от загрязнения (в целом ряде случаев — навязчивое мытье рук), а также повторными проверками для того, чтобы получить гарантии того, что потенциально опасная ситуация не возникнет. Отметим, что обычно в основе такого поведения лежит боязнь опасности, которая «ожидается» самим человеком или которую он может причинить другому. [5]

Овс диагноз что это. Смотреть фото Овс диагноз что это. Смотреть картинку Овс диагноз что это. Картинка про Овс диагноз что это. Фото Овс диагноз что это

К наиболее часто встречающимся проявлениям ОКР относят:

Отметим, что проявления, описанные выше, носят постоянный и болезненный для данного человека характер.

Патогенез обсессивно-компульсивного расстройства

Как уже отмечалось выше, существуют разные подходы к объяснению обсессивно-компульсивного расстройства. На сегодняшний день наиболее распространена и признана нейротрансмиттерная теория. Суть этой теории состоит в том, что имеется связь обсессивно-компульсивного расстройства с нарушениями коммуникации между определенными областями коры головного мозга и базальными ганглиями.

Овс диагноз что это. Смотреть фото Овс диагноз что это. Смотреть картинку Овс диагноз что это. Картинка про Овс диагноз что это. Фото Овс диагноз что это

Обозначенные структуры взаимодействуют посредством серотонина. Так, ученые считают, что при ОКР наблюдается недостаточный уровень серотонина ввиду усиленного обратного захвата (нейронами), что препятствует передаче импульса следующему нейрону. [7] [8] В целом же необходимо сказать, что патогенез данного расстройства достаточно сложен и до конца не изучен.

Классификация и стадии развития обсессивно-компульсивного расстройства

Навязчивые мысли (обсессии) могут выражаться по-разному: аритмомания, навязчивые репродукции, ономатомания.

В рамках обсессивно-компульсивных расстройств могут обнаруживаться различные варианты компульсий. Они могут быть в виде простых символических действий. Последнее выражается в том, что пациенты формируют некие «запреты» (табу) на совершение каких-либо действий. Так, например, пациент считает шаги с тем, чтобы узнать, ждет его неудача или успех. Или пациент должен ходить только по правой стороне улицы и открывать дверь только правой рукой. Другим вариантом могут быть стереотипные акты самоповреждения: выдергивание волос на собственном теле, выдергивание волос и их поедание, выщипывание собственных ресниц по болезненным соображениям. Однако стоит отметить, что в целом ряде случаев (как, например, в последнем) необходима четкая и глубокая дифференциальная диагностика с другими психическими расстройствами, которую проводит врач. Также могут встречаться навязчивые влечения, которые возникают эпизодически, никаким образом не мотивированы и пугают пациентов и которые обычно не реализуются, поскольку встречают активное противодействие со стороны человека. Возникают навязчивые влечения внезапно, неожиданно, в ситуациях, когда могут возникать и адекватные побуждения. [9]

Осложнения обсессивно-компульсивного расстройства

Осложнения течения обсессивно-компульсивного расстройства связаны с присоединением других психических расстройств. Например, при длительно не поддающихся коррекции навязчивостях могут возникать депрессивные расстройства, тревожные расстройства, суицидальные мысли. Это связано с тем, что человек не может избавиться от ОКР. Также нередки случаи злоупотребления транквилизаторами, алкоголем, другими психоактивными веществами, что, безусловно, будет утяжелять течение. Нельзя не сказать о низком качестве жизни пациентов с выраженными навязчивостями. Они мешают нормальному социальному функционированию, снижают работоспособность, нарушают коммуникативные функции.

Диагностика обсессивно-компульсивного расстройства

Как врач ставит диагноз обсессивно-компульсивного расстройства

Диагностика ОКР основывается на сегодняшний день на Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10). Ниже рассмотрим, какие признаки характерны и необходимы для постановки диагноза «Обсессивно-компульсивное расстройство».

В МКБ-10 имеются следующие диагнозы, обозначающие рассматриваемое нами расстройство:

Общими диагностическими критериями для постановки диагноза служат:

Так, диагноз «ОКР. Преимущественно навязчивые мысли или размышления» выставляется в случае наличия только обозначенных мыслей; мысли должны принимать форму идей, психических образов или импульсов к действию почти всегда неприятных для конкретного субъекта.

Диагноз «ОКР. Преимущественно компульсивные действия» выставляется в случае преобладания компульсий; в основе поведения лежит страх, а компульсивное действие (фактически ритуал) есть символическая и бесплодная попытка предотвратить опасность, при этом она может занимать большое количество времени, по несколько часов в день.

Смешанная форма выставляется, когда обсессии и компульсии выражены одинаково. [10]

Рассмотренные выше диагнозы ставятся на основании глубокого клинического интервью, осмотра пациента и сбора анамнеза. Отметим, что научно доказанных лабораторных исследований, нацеленных исключительно на выявление ОКР, на сегодняшний день в рутинной практике не существует. Одним из валидных психодиагностических инструментов выявления навязчивых состояний является шкала Йеля-Брауна. Это профессиональный инструмент, который используется специалистами для определения степени выраженности симптоматики вне зависимости от формы навязчивых мыслей или действий.

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства

В плане терапии обсессивно-компульсивных расстройств будем исходить из принципов доказательной медицины. Лечение, основанное на этих принципах, является наиболее проверенным, эффективным и безопасным.

Медикаментозное лечение

В целом терапия рассматриваемых расстройств проводится антидепрессивными препаратами. В случае, если диагноз поставлен впервые, целесообразнее всего использовать монотерапию антидепрессантами. В случае, если такой вариант оказывается неэффективным, можно прибегнуть к препаратам из других групп. В любом случае, терапия должна проводиться при тщательном наблюдении у врача. Обычно лечение проводят амбулаторно, в осложненных случаях — в стационаре. [11]

Психотерапевтическое лечение

Одним из методов терапии является психотерапия. [12] В настоящее время доказанной эффективностью обладает когнитивно-поведенческая терапия и ее различные направления. [1] На сегодняшний день доказано, что когнитивная психотерапия сравнима по эффективности с лекарственными препаратами и превосходит плацебо при обсессивно-компульсивном расстройстве легкой степени. Также отмечено, что психотерапия может быть использована для усиления действия медикаментозной терапии, особенно в случаях тяжело поддающихся лечению расстройств. В терапии ОКР применяют как индивидуальные формы работы, так и работу в группе, а также семейную психотерапию. Следует сказать, что терапия рассматриваемого расстройства должна проводиться длительно, в течение не менее 1 года. Несмотря на то, что улучшение наступает значительно раньше (в течение 8-12 недель и ранее), прекращать терапию категорически нельзя. [13]

Терапия ОКР у детей и подростков в общем соответствует алгоритмам терапии взрослых. Немедикаментозные методы в основном основаны на психосоциальных вмешательствах, использовании семейного психообразования и психотерапии. Используется когнитивно-поведенческая терапия, включая экспозицию и профилактику реакции, что считается наиболее эффективными методами. [14] Последнее состоит в целенаправленном и последовательном соприкосновении человека с ОКР с избегаемыми им стимулами и сознательном замедлении возникновения при этом патологических реакций.

Прогноз. Профилактика

Возможно ли полное выздоровление

Для обсессивно-компульсивного расстройства характерна хронизация процесса. Стоит отметить, что у целого ряда лиц с этим расстройством возможно длительное стабильное состояние, особенно это характерно для пациентов, имеющих какой-либо один тип проявления навязчивостей (например, арифмомания). В данном случае отмечают смягчение симптоматики, а также хорошую социальную адаптацию.

Легкие проявления ОКР обычно протекают на амбулаторном уровне. В большинстве случаев улучшение наступает приблизительно к концу первого года. Тяжелые случаи обсессивно-компульсивных расстройств, которые имеют в своей структуре многочисленные навязчивости, ритуалы, осложнение фобиями, могут быть достаточно стойкими, резистентными к терапии, а также могут обнаруживаться тенденции к рецидивированию. Этому могут способствовать повторение или возникновение новых психотравмирующих ситуаций, переутомление, общее ослабление организма, недостаточный сон, умственные перегрузки.

Специфической профилактики ОКР не существует, поскольку не установлена точная причина его возникновения. Поэтому рекомендации по профилактике носят достаточно общий характер. Профилактика ОКР делится на первичную и вторичную.

К первичной профилактике относятся мероприятия, направленные на предотвращение развития симптомов ОКР. Для этого рекомендуется профилацировать психотравмирующие ситуации в семейных условиях и на работе, уделить особое внимание воспитанию ребенка.

Что нужно сделать после окончания лечения

Вторичная профилактика нацелена собственно на предотвращение повторного возникновения симптомов обсессивно-компульсивного расстройства. Для этого используют целый ряд методов:

Следует особо отметить в качестве профилактической меры периодические консультации и/или осмотр у врача. Это может быть профилактический осмотр, который дети с подросткового возраста проходят ежегодно, для контроля своего психического состояния. Также это периодические консультации у врача людей, которые страдали ранее обсессивно-компульсивным расстройством. Доктор поможет своевременно выявить отклонения, если таковые имеются, и назначить терапию, что будет помогать эффективнее справляться с расстройством и профилацировать его появление впоследствии.

Источник

Овс диагноз что это

Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус.

Бесплатные занятия с логопедом

Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?

Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».

Понятие «инвалид»

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181).

1. Основные виды стойких расстройств функций организма

2. Основные категории жизнедеятельности человека

К ним относятся способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности. Ограничения в каждой из этих категорий могут быть выражены в разной степени.

I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;

II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;

III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.

Присвоение группы инвалидности

На основе этих критериев МСЭ присваивает группу инвалидности.

Первая группа — нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Вторая группа — нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Третья группа — нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Рекомендации ПМПК

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *