Овос что это в экологии

Оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment ) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учёта общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Содержание

Участники ОВОС

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учётом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Процедура

Требования к разработчику

Принципы ОВОС

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

Этапы проведения ОВОС

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

Источник

Овос что это в экологии

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment ) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценка программ.

Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» [1] для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Содержание

Участники ОВОС

В процедуре ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Процедура

Требования к разработчику

Принципы ОВОС

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

Этапы проведения ОВОС

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

Источник

Оценка воздействия на окружающую среду

Активная позиция общественности способна предотвратить появление МСЗ законным способом. Каждый человек имеет право принять участие в процедуре ОВОС (Оценки воздействия на окружающую среду) и через этот механизм остановить планы по строительству МСЗ.

Что такое ОВОС

Основные этапы ОВОС

На первом этапе инициатор строительства МСЗ уведомляет общественность о своих намерениях, проводит предварительную оценку воздействия завода на окружающую среду и составляет техническое задание на проведение ОВОС.

Далее в соответствии с техническим заданием проводится детальная оценка воздействия МСЗ на окружающую среду и готовится проект ОВОС.

На третьем этапе организуются общественные обсуждения и готовится финальный вариант ОВОС, который вместе со всеми замечаниями и предложениями отправляется на экологическую экспертизу.

Как стать участником ОВОС?

Уведомление о проведении ОВОС

Общественность информируют о проведении ОВОС через официальные издания (СМИ) федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.

В публикации должны быть сведения о конкретном месте строительства МСЗ, контакты компании-инициатора проекта, сроки проведения ОВОС, дата и место размещения технического задания (ТЗ), а также информация об органе власти, ответственном за организацию общественных обсуждений.

Чтобы не пропустить эту важную публикацию, необходимо заранее найти официальные издания и следить за новостями.

На этом этапе компания может нарушить процедуру и опубликовать информацию в СМИ, которые не относятся к официальным изданиям, или выпустить специальные «сокращённые» тиражи. В таких случаях необходимо обратиться в прокуратуру, потребовать провести проверку и обеспечить соблюдение требований законодательства при первоначальном информировании граждан. Прокуратуру нужно попросить «внести представление об устранении нарушений закона» в адрес компании. Именно такую формулировку рекомендуем вам использовать, когда будете составлять письмо в надзорный орган.

Техническое задание на проведение ОВОС

Что такое проект ОВОС

Доступ к проекту ОВОС

Как читать проект ОВОС

Начать чтение ОВОС рекомендуем с конца, то есть с резюме, где кратко изложены основные положения.

Если у вас появились дополнительные вопросы, ознакомьтесь с оглавлением ОВОС и попытайтесь найти интересующую вас тему.

Читая ОВОС, оцените, насколько правдиво, полно и объективно представлена информация об МСЗ в документе.

Отметьте положения и тезисы, которые, по вашему мнению, представлены в документе некорректно либо отсутствуют вовсе.

Обязательно зафиксируйте свои замечания в письменном виде, направьте их инициатору строительства МСЗ и потребуйте включить в материалы ОВОС.

Что должен содержать проект ОВОС

— Детальное описание характеристик МСЗ (технология, мощность, выбросы, сбросы, отходы и прочее);
— Рассмотрение альтернативных технологий обращения с отходами, альтернативных площадок для строительства МСЗ и «нулевой вариант» (отказ от строительства МСЗ);
— Обоснование причины выбора МСЗ с экологической точки зрения;
— Анализ текущего состояния окружающей среды в районе строительства МСЗ, а также в местах нахождения альтернативных площадок;
— Оценка воздействия МСЗ на разные компоненты окружающей среды (воздух, воду, почвы, растительность и так далее) в районе строительства МСЗ, а также в местах нахождения альтернативных площадок;
— Оценка риска экологического загрязнения от МСЗ и масштаба его распространения с последствиями для здоровья населения;
— Предложения по экологическому контролю за МСЗ по всем возможным выбросам и сбросам опасных веществ.

Если указанных положений нет в проекте ОВОС или у вас возникли дополнительные замечания к документу, обязательно направьте их инициатору строительства МСЗ в письменном виде и потребуйте включить в материалы ОВОС

Зачем оставлять комментарии к ОВОС

Что такое общественные обсуждения

Что такое общественные слушания?

Кто может участвовать в общественных слушаниях

В слушаниях может участвовать любой гражданин или общественная организация. Никаких ограничений по месту жительства или месту нахождения нет.

Информация о дате и месте проведения общественных слушаний (как и других форм общественных обсуждений) должна быть опубликована в официальных источниках не позднее чем за 30 дней до их проведения.

Общественные слушания ведёт представитель власти или компании-инициатора строительства МСЗ либо другое уполномоченное лицо. Слушания начинаются с презентации проекта МСЗ. В ней поясняется, почему выбраны конкретные технология и место строительства, рассказывается об уже существующем загрязнении и о том, какой ущерб окружающей среде будет нанесён при строительстве и эксплуатации завода. После презентации общественные организации и граждане могут задать свои вопросы.

На слушаниях составляется протокол, в котором чётко фиксируются основные вопросы обсуждения и выступления участников. Если во время слушаний выявляется проблема, по которой невозможно прийти к согласию, или обнаруживаются грубые нарушения закона, необходимо составить лист разногласий и тоже приложить его к протоколу.

Протокол подписывается тремя сторонами: компанией-инициатором, представителями власти и общественности. Затем он вместе с остальной документацией подаётся на экологическую экспертизу.

На что влияют слушания

Что делать на слушаниях

Сам факт вашего присутствия на слушаниях – уже большое дело. Это покажет, что общественность контролирует действия властей и не позволит им незаметно навязать населению грязную технологию мусоросжигания. На слушаниях советуем вести аудио- и видеозапись всего происходящего. Крайне важно выступить на слушаниях лично и высказать свои замечания к проекту. Замечания лучше иметь при себе в письменном виде и после выступления передать их ведущему слушаний, чтобы он приложил их к протоколу. Перед подписанием протокола необходимо добиваться, чтобы ваши выступления были отражены в документе, а письменные замечания – приобщены к протоколу как приложения.

Также рекомендуем вам заранее найти единомышленников, позвать на слушания соседей, друзей. Если вы будете выражать свой протест группой, это даст больший эффект. Одному человеку сложнее отстоять свою позицию (хотя идти одному, конечно, тоже нужно), особенно на фоне «проплаченной» и «заинтересованной» массовки.

Свой протест вы можете выразить не только выступлением – сделайте плакат с надписью «Я против МСЗ» или другой ёмкой фразой, выражающей ваше отношение к проекту. Поднимите её, когда инициатор строительства завода или чиновники будут рассказывать о преимуществах и безопасности сжигания отходов. Ей же можно поддержать выступающих против завода. Нет никаких запретов на проявление своей позиции на слушаниях. Главное – держаться в рамках приличий. Соблюдайте закон, но будьте креативны.

Нарушения на общественных слушаниях

Организаторы слушаний могут нарушить правила их проведения разными способами: не допускать пришедших в зал, целенаправленно перебивать граждан и экспертов, отказать в выступлении, не разрешать участвовать в подписании протокола. Также они могут пригласить на слушания подставных экспертов и провокаторов.

Если происходят такие нарушения, вызовите полицию. После слушаний у вас есть все основания подать в прокуратуру или суд заявление о признании действий по организации и проведению общественных слушаний незаконными, протокола общественных слушаний — недействительным, а общественных слушаний — несостоявшимися.

В некоторых случаях можно требовать признания общественных слушаний несостоявшимися прямо в зале их проведения. Если к началу слушаний уже очевидно, что подготовка к ним велась с грубыми нарушениями: не вовремя или не в официальных СМИ опубликовали сообщения об ОВОС и слушаниях, проект ОВОС не был обнародован или был неполным, не всех пустили в зал — нужно объявить об этом вслух прямо на слушаниях, а затем потребовать у организаторов признать слушания несостоявшимися и занести это в протокол. Есть успешные примеры, когда такие действия граждан давали эффект (особенно в случаях, когда заявление поддерживается большинством участников слушаний).

Что делать, если на слушаниях будут провокации

Подача дополнительных комментариев к ОВОС

Окончательный вариант ОВОС

Узнай, чем занимается Гринпис Узнай Твоя помощь поддержит нашу работу Помоги Помоги

Источник

Овос что это в экологии

от 16 мая 2000 года N 372

Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации

____________________________________________________________________
Не применяется с 1 сентября 2021 года на основании
приказа Минприроды России от 1 декабря 2020 года N 999
____________________________________________________________________

— Примечание изготовителя базы данных.

— Примечание изготовителя базы данных.

В целях реализации Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации

3. Управлению государственной экологической экспертизы (Чегасов) обеспечить строгое соблюдение обусловленных указанным в пункте 1 документом требований по проведению оценки воздействия на окружающую среду.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Председателя Госкомэкологии России А.Ф.Порядина.

в Министерстве юстиции

регистрационный N 2302

Приложение
к приказу Госкомэкологии
от 16.05.2000 N 372

ПОЛОЖЕНИЕ
об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду в Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

1.2. Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

1.3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством Российской Федерации в соответствии с видами и (или) конкретными характеристиками намечаемой деятельности, в установленном порядке.

1.4. Правовую основу проведения оценки воздействия на окружающую среду составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договора и соглашения, стороной которых является Российская Федерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии.

1.5. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранения данных неопределенностей.

1.6. Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

— информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

— выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

— решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

II. Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду

2.1. При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).

2.2. Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы).

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.

2.3. Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

2.4. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также «нулевого варианта» (отказ от деятельности).

2.5. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

2.6. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы).

2.7. Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу).

2.8. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основной для проведения мониторинга, послепроектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

2.9. В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляются с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

III. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду

3.1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

3.1.1. В ходе первого этапа заказчик:

— подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;

— информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 настоящего Положения;

— проводит предварительную оценку по основным положениям пункта 3.2.2 и документирует ее результаты;

— проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.

В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:

— о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;

— о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;

— о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.

— наименование и адрес заказчика (исполнителя);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *