Овинник что это такое
Овинник
Овинник | |
---|---|
Овинник. Рисунок Ивана Билибина Дух, живущий в овине (на гумне) | |
Мифология: | Славянская |
В иных культурах: | Обиньмурт (удм.) |
Ови́нник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) — в традиционных народных верованиях восточных славян дух, живущий в овине (на гумне).
Овинник имеет вид громадного чёрного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами. Однако, он может иметь и другие обличия: в зависимости от географического местоположения: в Смоленской области овинник показывается в обличии барана, а в Костромской может принимать вид покойника.
Содержание
Место обитания
Место обитания овинника — овин (гумно). Впрочем, он может совершать «вылазки», например, в баню: в гости к баннику или в любое другое место двора. В дом овинник никогда не заходит: не может, так как дом является «зоной ответственности» домового, который сильнее овинника. [1]
Характер
На Севере России, в Белоруссии, Вологодчине и т. д. подходы к определению характера овинника и возможности его ублажить несколько отличаются. Но в целом взгляды сходятся: овинник имеет очень сложный характер, его непросто задобрить, и в целом он достаточно враждебен по отношению к человеку. Впрочем, это вполне объясняется тем, что овины, в которых для сушки зерна применялся открытый огонь, часто сгорали, лишая крестьянские семьи пропитания, а, порой, и всего имущества вместе с домом: ведь от горящего овина часто начинали полыхать и соседние строения. Овинник очень любит бороться, может меряться силами с банником, а может и с человеком, только подобная борьба часто заканчивается не в пользу последнего.
Деятельность
Овинник — тем не менее один из «домовых» духов, хотя и самый свирепый, и главной его функцией является хозяйствование на «зоне ответственности», то есть на гумне. Он смотрит за порядками кладки снопов, за тем, как и когда затоплять овин. Следит, чтобы хлеба не сушили во время сильных ветров. Не позволяет гуменник топить овины и в заветные дни — большие праздники, особенно на Воздвиженьев день и Покров: по старинным деревенским традициям в эти дни овины должны отдыхать. В случае, если крестьянином-крестьянкой будут нарушены эти, веками сложившиеся законы, последствия могут быть самыми печальными: вплоть до смерти «виновника». Впрочем, овинник любит пакостить и без причины. Если ему удаётся навредить мужикам, он хохочет, хлопает в ладоши или лает по-собачьи. [2]
Взаимоотношения с человеком
Приметы, обычаи, интересные особенности
В ночь на Васильев день (в канун Нового года) девушки гадали на то, когда начнётся и какой будет семейная жизнь. К окну сушила они подставляли оголённые ягодицы и ждали: если погладит мохнатой рукой — семейная жизнь будет в достатке, гладкой — в бедности, если же гуменник и вовсе не дотронется до гадающей, то это значило, что и в этом году ей не суждено выйти замуж. Существовал и более презентабельный вариант данного гадания — в сушило подставляли руку, а не ягодицы. Овинника можно увидеть во время светлой заутрени Христова дня.
Овинник
Овинник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) – в традиционных народных верованиях восточных славян дух, живущий в овине (на гумне).
Овинник имеет вид громадного черного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами. Однако, он может иметь и другие обличия в зависимости от географического положения: в Смоленской области овинник показывается в обличии барана, а в Костромской – может принимать вид покойника.
Постоянное место обитания овинника – овин, но он может совершать «вылазки», например, в баню: в гости к баннику или в любое другое место двора. В дом овинник никогда не заходит: не может, так как боится домового, который сильнее овинника.
Овинник очень любит бороться, может меряться силами с банником, а может и с человеком, только подобная борьба часто заканчивается не в пользу последнего.
Овинник – один из «домовых» духов. Он смотрит за порядками кладки снопов, следит, чтобы хлеба не сушили во время сильных ветров. Не позволяет гуменник топить овины в заветные дни – большие праздники, особенно на Воздвиженьев день и Покров: по старинным деревенским традициям в эти дни овины должны отдыхать.
В случае, если крестьянином или крестьянкой будут нарушены эти веками складывавшиеся законы, последствия могут быть самыми печальными, вплоть до смерти «виновника». Впрочем, овинник любит пакостить и без причины. Если ему удается навредить мужикам, он хохочет, хлопает в ладоши или лает по-собачьи.
Характер овинника весьма противоречив. Его непросто задобрить, и в целом он достаточно враждебен по отношению к человеку. Впрочем, это вполне объясняется тем, что овины, в которых для сушки зерна применялся открытый огонь, часто сгорали, лишая крестьянские семьи пропитания, а, порой, и всего имущества вместе с домом: ведь от горящего овина часто начинали полыхать и соседние строения.
Овинник может, например, выступать рачительным и бережливым хозяином: охранять овин от всякой нечисти и помогать намолотить побольше зерна. По ночам он переносит снопы на ток, довеивает зерно, стережет солому. Считалось даже, что овинник добрый и милостивый, он способен защитить человека от упырей и чертей, если ему помолиться. Рассказывают, будто однажды овинник до первых петухов дрался со старухой-упырицей, напавшей на парня, и отстоял его. В другой быличке овинник защищает человека от происков банника: «А вот один мужик овин сушил. А там рожь или овес, или пшеница, чтобы сохло. Все у него там сушится, уже положил дров. Приходит сосед, кум, приходит с уздой:
– Пошел я, надо лошадь привязать. Потом к тебе зайду.
– Ну, ладно, заходи, – говорит.
А когда сосед ушел, вышел этот овинник, подовинник-то и говорит:
– Это к тебе не кум приходил, а банник из бани. А ты принеси еще кочергу. Чтобы было две кочерги. Да кочерги в печку положи. Две кочерги накали, так одной-то ты его и поджигай этой кочергой, а то нам с тобой его не одолеть, он нас сильней.
Ну, „кум“ пришел, набрал пучочек соломы и поджигает. Мужик говорит:
– Да что ты делаешь, ты же солому поджигаешь!
А «кум» еще пучок соломы берет и еще хотел поджечь. Мужик-то выхватил кочергу, она накалилась, красная. Да давай водить ему по рылу и везде. А подовинник его тоже. Банник выскочил и удрал. Подовинник сказал мужику:
– Вот, а если бы я тебя не предупредил? Вот какой кум-то к тебе приходил».
По другим представлениям, овинник труслив и убегает от человека. Однако если рассердится, то может подпалить овин.
Крестьяне старались не ссориться с овинником, умилостивить его всевозможными способами: более опытные начинают топить только после того, как попросят у «хозяина гумна» позволения, благодарят по окончании сезона. В именинные дни гуменника, ему приносят пироги и петуха. Петуху на пороге отрубают голову, кровью окропляют все углы овина.
В канун Нового года девушки гадали на то, когда начнется и какой будет семейная жизнь. К окну сушила они подставляли оголенные ягодицы и ждали: если погладит мохнатой рукой – семейная жизнь будет в достатке, гладкой – в бедности, если же гуменник и вовсе не дотронется до гадающей, то это значило, что и в этом году ей не суждено выйти замуж.
Женский овинный дух – жареница – также живет в овине у печки. Говорят, будто она излучает свет и огонь – «вся так и горит, и светится». Ее, по поверьям, можно видеть в полдень на огороде или гороховом поле.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Овинник, рижник, гуменник
Овинник, рижник, гуменник Представления о духах хозяйственных помещений, где обрабатывался и хранился урожай, развиты у восточных славян довольно слабо и известны не везде. Больше других распространены поверья о мифологических покровителях овина — первоначально ямы с
Овинник, рижник, гуменник
Овинник, рижник, гуменник
Представления о духах хозяйственных помещений, где обрабатывался и хранился урожай, развиты у восточных славян довольно слабо и известны не везде. Больше других распространены поверья о мифологических покровителях овина — первоначально ямы с настилом, в которой разводили огонь для сушки снопов, а позднее — большого сарая с очагом или печью. В Древней Руси овин был местом поклонения огню, о чем свидетельствуют источники: «молятся огневи под овином…» [150].
В одних местах считали, что овинник — это огромный черный кот с горящими глазами, и живет он в яме для огня под настилом. В других его представляли очень высоким мужиком с длинными всклоченными волосами цвета пепла и дыма. Увидеть овинника можно на Пасху во время заутрени: он сидит в кострище в углу настила.
Характер овинника в народных поверьях весьма противоречив. Он может, например, выступать рачительным и бережливым хозяином: охраняет овин от всякой нечисти и помогает намолотить побольше зерна. По ночам он переносит снопы на ток, довеивает зерно, стережет солому. Считалось даже, что овинник добрый и милостивый, он способен защитить человека от упырей и чертей, если ему помолиться. Рассказывают, будто однажды овинник до первых петухов дрался со старухой-упырицей, напавшей на парня, и отстоял его. В другой быличке овинник защищает человека от происков банника.
А вот один мужик овин сушил. А там рожь или овес, или пшеница, чтобы сохло. Все у него там сушится, уже положил дров. Приходит сосед, кум, приходит с уздой:
— Пошел я, надо лошадь привязать. Потом к тебе зайду.
— Ну, ладно, заходи, — говорит.
А когда сосед ушел, вышел этот овинник, подовинник-то и говорит:
— Это к тебе не кум приходил, а банник из бани. А ты принеси еще кочергу. Чтобы было две кочерги. Да кочерги в печку положи. Две кочерги накали, так одной-то ты его и поджигай этой кочергой, а то нам с тобой его не одолеть, он нас сильней.
Ну, «кум» пришел, набрал пучочек соломы и поджигает. Мужик говорит:
— Да что ты делаешь, ты же солому поджигаешь!
А «кум» еще пучок соломы берет и еще хотел поджечь. Мужик-то выхватил кочергу, она накалилась, красная. Да давай водить ему по рылу и везде. А подовинник его тоже. Банник выскочил и удрал. Подовинник сказал мужику:
— Вот, а если бы я тебя не предупредил? Вот какой кум-то к тебе приходил.
Когда первый раз в сезоне затапливали овин, к овиннику обращались с просьбой охранить его от напастей. Затем перед каждой очередной топкой у него просили позволения. По окончании сушки снопов вставали лицом к овину, снимали шапку, кланялись и говорили: «Спасибо, батюшко овинник, послужил ты нынешней осенью верой и правдой». Чтобы задобрить овинника, ему приносили жертвы: в день св. Козьмы и Дамиана (14 ноября ст. ст.) хозяин приносил в овин пирог и петуха. Петуху отрубал голову и ноги и бросал их на крышу избы, чтобы велись куры, а кровью кропил по всем углам овина. В некоторых местностях в этот день в овин приносили горшок специально сваренной для овинника каши или просто приходили его поздравить. Полагали, что, увидев овинника, нельзя креститься, иначе он сожжет всю усадьбу.
Женский овинный дух жареница также живет в овине у печки. Говорят, будто она излучает свет и огонь — «вся так и горит, и светится». Ее, по поверьям, можно видеть в полдень на огороде или гороховом поле.
Гуменник, как и овинник, может встать на защиту человека, когда ему грозит опасность от более злобных демонов.
За мужиком гнался упырь. Мужик успел добежать до гумна и взмолился: «Дядя гуменник, не продай, дядюшка, в бедности, поборись с проклятым еретиком, за эту службу весь я твой душой и телом». Гуменник схватил упыря и, невидимый, стал с ним бороться. Мужик не смел шептать молитвы, чтобы не обезоружить гуменника. С криком петуха упырь исчез, и мужик остался цел.
С гуменником связаны святочные гадания. Под Новый год ходили слушать на гумно: если слышны звуки, как будто гребут зерно, — хорошо будешь жить, если же послышится, что метут метлой по пустому гумну, — жизнь будет бедная.
Я видел рижника. Пошел раз поздно вечером портянки мыть, а он перебегал в гумнах — лохматый пес, черный. Так я портянки бросил и побежал. Он страшный гораздо, в гумнах и жил.
Те, кто молотит по ночам, слышат, как ригачник бегает по току — площадке для молотьбы. Иногда считали, что рижник и рижница — муж и жена, и у них есть дети. О том, как один крестьянин видел рожающую жену рижника, рассказывает быличка.
Рижная баба в риге сидит, волосы длинные. Вот сосед пошел однажды, да не вовремя. Там рижница рожать собралась. У ней и муж есть. Сосед рассказывал: «Я закрыл дверь и ухожу. А второй раз прихожу, а рижник говорит: «Ты хорошо сделал, что мою жену не тронул, и я тебе ничего не сделаю плохого».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Овинник
Овинник Овинник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) – в традиционных народных верованиях восточных славян дух, живущий в овине (на гумне).Овинник имеет вид громадного черного кота, величиною с дворовую
ГУМЕННИК
ГУМЕННИК Среди крестьян Костромской губернии столь же злым духом, даже, пожалуй, самым злым из всех считался гуменник (овинник). Если он рассердится и залютует, то на овин (загон, где держали овец) рукой махни. По поверьям, овинника можно задобрить, для чего следует принести
Овинник :: Общие сведения
Овинник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, овинный дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) – домашний дух, живущий в овине (на гумне), оберегающий его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти, часто даёт хороший примолот. Олицетворение овинного огня и овина в целом.
Согласно народным поверьям, овинник обычно имеет вид сердитого, угрюмого и молчаливого старика; человекоподобного существа, с ног до головы облепленного мякиной и паутиной; похожего на кота или на медведя лохматого тёмного (чёрного) существа с горящими разноцветными глазами, измазанного сажей, и т.п. Кроме того, он может принимать облик громадного (размером с дворовую собаку) чёрного кота с горящими глазами, а также медведя, барана или собаки. Иногда считалось, что овинник может показаться покойником. По некоторым поверьям, овинник нередко принимает и человеческий облик (чаще всего – облик кого-либо из домочадцев, членов семьи); в этом случае он иногда бывает очень высокого или, наоборот, очень низкого для человека роста и имеет всклокоченные, «дымные» волосы и зычный, «толстый» голос. Кроме того, по народному убеждению, «овинник умеет лаять по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего».
Живёт овинник, по народному убеждению, в овинной сушилке, где разводят теплины, в самом дальнем углу подлаза, «в нижней части строений, где разводят теплины и днём пекут деревенские ребята картошку». Во многих местах верили, что овинник, подобно другим домашним духам, живёт не один, а вместе со своей супругой или подругой – овинницей; обращаясь к ним, их обычно уважительно величали «подовинникбатюшка и подовинница-матушка».
Согласно народным поверьям, овинник – полновластный хозяин овина – всегда «следит за работой» и нередко сам трудится в овине, обычно при этом принимая облик крестьянина (например, хозяина дома). Считалось, что он оберегает овин и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти; часто даёт хороший примолот; подметает гумно, обмолачивает снопы, веет зерно; обеспечивает необходимый для просушки зерна сквозняк и т.п.
Однако, по мнению крестьян, если овинник бывает сердит на хозяев, то всячески вредит им. Так, по поверью, овинник может сжечь овин, закинув между колосниками уголь, если рассердится на хозяев за то, что они сушили снопы во время сильных ветров. Может он сжечь овин и в том случае, если хозяева мешали ему или не выказывали должного уважения, нарушали особые запреты, связанные с овином, или даже пытались выжить его, овинника, с его любимого места у огня. Считалось также, что овинник очень не любит, когда его стараются увидеть или упоминают попусту: в этом случае он может раскидать все снопы, грабли, молотила по всему овину и вообще устроить страшный беспорядок.
О злых проказах овинника в самых разных местах ходили разные рассказы. Так, в Брянских лесах (в Орловской губернии) рассказывали такой случай с бабой, в Чистый понедельник зашедшей в овин трепать лён для пряжи: только она успела войти, как кто-то «затопал, что лошадь, и захохотал так, что волосы на голове встали дыбом»; однако смелая баба осталась и продолжала трепать лён столь долго, что родные хватились её и стали искать, однако не нашли. Как настала пора мять пеньку, вся семья пошла в овин и увидела на гребне висящую кожу той бабы, и при этом вся кожа была цела, «и можно было различить на ней и лицо, и волосы, и следы пальцев на руках и ногах». На Смоленщине рассказывали про мужика, который вздумал сушить овин на Михайлов день: овинник, рассердившись на него за это, вынес его из подлаза и на его глазах подложил под каждый угол овина головешки с огнём, при этом столь застращав виновного, что он за один год поседел, как лунь.
Согласно народным поверьям, овинник ревностно следит за тем, чтобы овин не топили в неустановленные, праздничные дни, и особенно в те дни, когда овин именовался «именинником». Такими праздниками считались в народе дни Фёклы Заревницы (7.Х), Воздвиженья (27.IX) и Покрова (14.Х); нередко к ним причислялся и день Кузьмы и Демьяна (14.XI). В эти дни овин «отдыхал», а молотильщиков, «овинного хозяина» и даже сам овин угощали, чаще всего кашей и пирогами; при этом пироги и кашу для овинника оставляли в подлазе. В дар овиннику приносили и петуха, которому отрубали голову у входа в овин и кровью его кропили по всем углам. Тех же, кто в эти праздники нарушает запрет на работу и топит овин, овинник, по народному убеждению, жестоко накажет: спалит овин и погубит находящихся в нем людей, «согнёт в дугу» работающего в овине хозяина и т.д.
«Овинным праздником» считались и дни начала и окончания работ в овине. Так, например, при первом просушивании овина хозяева обращались к овиннику с просьбой охранять овин от напастей; при этом первый привезённый с поля сноп бросали в огонь как дар «хозяину» овина. Начиная топить овин, во многих местах прежде просили у «хозяина» позволения. В день окончания работ в овине овиннику приносили угощения; в некоторых местах при этом низко кланялись и говорили: «Спасибо, батюшко-овинник, послужил ты нынче верой и правдой!» или «Спасибо, хозяинушко батюшко, что подсобил обмолотиться!» В Сибири после завершения работ в овине оставляли не только гостинцы, но и необмолоченный сноп в дар «суседку-овинному ».
В некоторых местах люди, опасаясь овинника, старались не топить овин поодиночке; ночевать же в овине часто опасались даже хозяева. Чужие же люди и вовсе не должны были заходить в овин ночью и тем более ночевать в нём. Согласно поверьям, овинник вообще очень не любит, когда в овин приходят посторонние, и пугает их: лает по-собачьи, хлопает в ладоши, хохочет и т.д. может уморить угаром. Но ещё больше он не любит ночлежников, особенно тех, кто у него «не попросился», и может даже задавить человека, если тот один ночует в овине.
Однако в некоторых местах верили, что если попроситься у овинника, то в овине можно ночевать совершенно свободно: овинник не тронет и даже защитит человека от нечистой силы. Так, про овинника говорили, что «он, батюшка, чужому не выдаст, только помолиться ему: «Овинный батюшко, побереги, постереги от всякого зла, от всякого супостата раба Божия»»; иногда считали, что он «такой же, как домовой». Известно несколько быличек, в которых овинник спасает хозяина от преследующего его покойника-еретика: он прячет попросившего его о помощи хозяина и до утра дерется с покойником, не подпуская его к человеку. Вообще овинника, по народному убеждению, «часто бороться охотка берёт». Так, считалось, что он очень не любит банника и часто дерётся с ним; нередко дерётся с враждебной человеку нечистой силой (например, с упырем), не впуская её в овин. В некоторых местах рассказывали, как овинник, желая побороться, «из пазухи овина покойником кажется» и зовёт: «Давай и обратаемся!»
Согласно народным поверьям, овинник «ведает будущее» и может предсказывать девушкам судьбу, если они ночью в какой-нибудь праздник (обычно на святки, чаще же всего – на Васильев вечер) гадают в овине или у овина. Одно из таких гаданий совершалось следующим образом: девушка (обычно ночью, в полночь, между вторыми и третьими петухами) подходила к овину, задирала юбку, становилась задом к окну, в которое делалась насадка хлеба, и говорила: «Овинник-родимчик, суждено ли мне в нынешнем году замуж идти?»; считалось, что если овинник прикоснется к обнажённому девичьему заду мохнатой рукой, девушка в этот же год выйдет замуж за богатого, если голой рукой – выйдет за бедного, а если нс прикоснется вовсе – останется «в девках». При гадании иногда также клали руку в окно овина или заходили в овин, задавая тот же вопрос и ожидая прикосновения овинника.
Деревенские овины – это строения, сгорающие едва ли не каждую осень, так как без огня овин не высушишь, а сухие снопы горят легко; но при этом овинников, которых хозяева овина нередко винили в пожаре, огонь, по народному убеждению, не трогает. Так, повсеместно считалось, что обычного пожара овинник не боится: он поселяется на печь или на обгорелое бревно и ждёт, когда хозяева построят новый овин, в который он может вселиться. Однако при этом считалось, что овинник может погибнуть в огне, если овин загорелся от молнии, и другой овинник на таком месте уже никогда не поселится.
Излюбленным временем у овинников считалась полночь, время между вторыми и третьими петухами; в это время, по поверьям, его можно увидеть ненароком или даже специально. Вообще считалось, что увидеть овинника (как и домового, и вообще нечистую силу) можно на Пасху, обычно через хомут, хомут и борону, три бороны и т.д. Однако одним из самых надёжных способов увидеть овинника, как и другого домашнего духа, считался такой: спустившись на третью ступень внутренней лестницы, ведущей в хлев, нагнуться и посмотреть промеж ног. При этом, однако, видеть его считали нежелательным, полагая, что овинник может рассердиться на подглядывающих за ним хозяев и сжечь овин или по-другому навредить домочадцам.
Овинник в славянской и русской мифологии
Кто такой овинник, где он живёт и как выглядит в реальной жизни? Фото овинника.
Чего бояться, если увидишь овинника? Как наказывает живущий в овине дух овинник?
Как вызвать и задобрить овинника? Как с ним общаться?
Как рисовать карандашом овинника (пошагово)?
Овинник – дух овина, мифическое существо
Древние славяне верили, что рядом с человеком обитает множество мифических существ.
Многие из духов по своей природе добрые и помогают человеку. Но есть среди них и вредные, злобные, которые всеми силами стараются навредить роду людскому.
Вот, например, мифическое существо Овинник. Этот дух относится к домашним и считается одним из самых вредных.
По поверьям древних славян, Овинник очень любит доставлять хозяевам дома мелкие неприятности, а поэтому его необходимо постоянно задабривать.
Как выглядит, где живет Овинник
Единого представления о том, как выглядит Овинник, у древних славян не было, да и называли это мифическое существо по-разному: Гуменник, Овинный, Жихарь, овинный Батюшка, Овиннушко, Царь овинный. В разных регионах его представляли то в виде огромного черного кота с огромными глазами, то в виде барана или собаки.
Овинник может явиться и в обличии медведя, а некоторые утверждают, что он представал в облике умершего родственника. Считается, что в таком случае он стремится что-то передать хозяевам, подсказать им, как надо правильно поступить.
Однако, чаще Овинник выглядит как бесформенное существо с телом, полностью покрытым грязной засаленной шерстью, и глазами, светящимися в темноте, как у кошки. По поверьям, живет Овинник в дальнем углу овина или сарая, где лежат снопы, и поглядывает оттуда на людей, когда хочет, чтобы его увидели.
Случается, что Овинник совершает «вылазки», и заходит в баню – в гости к Баннику, или во двор – проведать Дворового, да силой с ними помериться. Вот только в избу дух никогда не заходит, поскольку в доме хозяйничает Домовой – самый сильный и влиятельный из всех домашних мифических существ.
Несмотря на собственную неопрятность, порядок в сарае Овинник требует соблюдать, тщательно следя светящимися глазами за всем, что происходит в его владениях. Он наблюдает за укладкой снопов, за тем, как, когда и правильно ли топится овин.
Овинный Батюшка строго следит, чтобы не занимались сушкой во время сильного ветра, поскольку в такую погоду любая искра может поджечь снопы, и огонь перекинется на дома, спалив их и оставив людей без жилья.
Не разрешает Царь овинный топить овины и в праздники, а особенно – на Воздвиженье и Покров, поскольку по старинным народным традициям, овины должны отдыхать в эти дни.
Крестьяне на Руси верили – если эти законы овинного Батюшки будут нарушены, то последствия для нарушителя могут быть самыми печальными, вплоть до смерти.
Впрочем, Овинник любит делать пакости и без причины. Если ему удается навредить людям, он радуется – хлопает в ладоши, издает разные звуки или по-собачьи подвывает.
Тем не менее, если хозяин ведет себя правильно, если он работает и не ленится, то Овинник ему помогает. Древние славяне верили, что Гуменник даже снопы может переложить по своему усмотрению, если человек сделал это неправильно или по неопытности.
Также Овинник предотвращал разные неприятности. Так, если приближался ветер, он не давал разжечь печь и противиться этому не стоило. Если же человек не желал прислушиваться к советам и не понимал подсказок, овинный Батюшка мог рассердиться.
Об этом свидетельствовали шорохи, падения снопов, хлопки, звуки, похожие на лай собаки. Если же и это не помогало, Овинник мог даже толкнуть нерадивого хозяина, ударить его.
Заходить в овин в любое время, просто, когда захочется, было нельзя. Все работы следовало проводить до заката, а потом надо было закрыть дверь и даже близко к постройке не подходить. Если нарушить правило, можно было лишиться жизни.
В мифологии славян встречаются упоминания о Рижной бабе – женском воплощении Овинника. Считается, что это произошло, когда крестьяне начали заменять овины на более безопасные риги.
Рижная баба – не жена Овинника. У нее есть свой муж Рижник и дети. Отвечает она не только за порядок в сарае, но и помогает получить более богатый урожай. Она более добрая, чем Овинник, но и к ней иногда надо было долго искать подход.
Как задобрить Овинника
Овинник с женщинами дела не имел. Общаться с ним можно было только мужчине, главе семейства.
Проверенный способ задобрить овинного духа – провести ритуал принесения в жертву петуха. Сначала птице отрубали голову, а затем кровью окропляли все углы сарая, овина.
Однако это надо было делать не чаще, чем раз в год, перед сбором урожая, либо в том случае, если Овинник начинал сильно вредничать. А вообще, регулярно следовало приносить в сарай пироги и другие угощения, подчеркивая тем самым уважение к овинному Царю.
Народные поверья про Овинника
Как и многим домашним духам, Овиннику отводилась большая роль, когда приходило время проводить гадания на Рождество и Святки.
Обычно, обращались к мифическому существу незамужние девушки. Чтобы задать вопрос Овиннику, надо было в полночь на Рождество или в Васильев день подойти к овину, протянуть руку и спросить: «Выйду ли я замуж в этом году?».
Если реакции никакой не будет, – значит, свадьбы не предвидится, и еще год в девках ходить придется. Если ладонь погладит что-то мохнатое, – значит, свадьба состоится и муж будет богатый.
Если же к ладони прикоснется что-то гладкое, – значит, выйдет девушка замуж в течение года, но муж у нее будет бедным.
Несмотря на то, что Овинник считается самым свирепым из домашних духов в славянской мифологии, без него невозможно поддерживать порядок в хозяйстве. Поэтому на Руси его уважали, почитали и никогда не изгоняли.