Овердрайв на автомате что это и как включается
АКПП вашего автомобиля имеет несколько режимов работы. Некоторыми режимами вы управляете «механически», при помощи селектора, другими режимами вы управляете «электрически», с помощью переключателей.
Переключение скоростей АКПП может производить как самостоятельно, так и с помощью электронного управления.
P – parking (парковка). В этом режиме производится блокировка входного вала АКПП. Как следствие, из-за применения дифференциала, вращение ведущих колес возможно только в РАЗНЫЕ стороны. Попытка буксировки автомобиля в этом режиме приведет к выходу АКПП из строя. Если вы останавливаетесь на крутом подъеме или спуске то для уменьшения нагрузки на элементы механизма парковки необходимо пользоваться ручным тормозом. Ручник следует поднимать перед постановкой автомобиля на P. Снимать с ручника следует уже после перемещения селектора АКПП в любой из режимов движения.
Примечание по опыту эксплуатации
Случайные, кратковременные, включения этого режима во время движения обычно не приводят к поломке, но ни к чему хорошему не ведут (возможно просто повезло).
R — rear, задняя передача. Включение задней передачи дополнительно сигнализируется звуковым сигналом в приборной панели.
N — neutral, нейтраль. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. Нейтральный режим предназначен исключительно для буксировки. Переключение в этот режим во время движения и движение накатом допускается только если скорость автомобиля будет, в последствии, погашена вплоть до полной остановки. Переключение из режима N в режим D во время движения приводит к сильному износу АКПП и запрещено производителем.
Примечание по опыту эксплуатации
Речь именно о износе, поэтому, если в процессе эксплуатации случаются описанные ситуации, обычно ни к чему фатальному они не приводят. Но если это стало постоянной практикой — ждите скорого отказа АКПП.
D — нормальный режим движения вперед. Начало движения с первой передачи, вторая, третья (четвертая).
2 — режим движения на пониженных передачах. Начало движения с первой, затем движение только на второй. Переключения на высшие передачи не происходит. Дополнительное отличие от режима D в том, что в этом режиме гидротрансформатор становится «более жёстким», т.е. происходит более жёсткая связь колес с двигателем, чем в режиме D.
Примечание по опыту эксплуатации
Исходя из последней особенности разгон до 100 км/ч (на первых двух передачах) в режиме 2 более эффективен чем в режиме D. Торможение двигателем также более эффективно. Также, в этом режиме, на второй передаче, более эффективно преодоление сложных дорожных условий, таких как гололед, раскисшая грязь, снежные заносы, т.к. связь с двигателем более жёсткая и, в случае срыва одного из колес, переключения на высшую передачу не произойдет. В режиме L при преодолении подобных «условий» очень просто «перегазовать» и сорвать колёса в букс.
L — движение только на первой (низшей) передаче. Этот режим позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется на крутых спусках, подъемах, бездорожье. Производителем запрещено переключение в режим L из режимов D и 2, включить этот режим можно только при нажатии на педаль рабочей тормозной системы. Т.е. при использовании этого режима начинать движение нужно именно с него.
Примечание по опыту эксплуатации
Режим примечателен тем, что позволяет «вытолкать» застрявший автомобиль без посторонней помощи. Собственно, это возможно в любом режиме, но если «продолжение дороги» имеет уклон, автомобиль пойдет накатом а АКПП будет послушно переключать скорости не создавая помех движению. В режиме же L, когда движение ограниченно 1-ой передачей, вы имеете все шансы его «поймать».
O/D — Over Drive. Включение режима овердрайв, отдельной кнопкой на селекторе АКПП, разрешает использование 4-ой передачи АКПП и режима «мягкой блокировки» гидротрансформатора, что эквивалентно 5-ой (прямой) передаче на МКПП. На движение в пределах 1-2-3 передач влияния не оказывает. Обычно Overdrive включают всегда, так как вследствие этого сокращаются потребление топлива и шум двигателя. Отключать режим Overdrive рекомендуется при передвижении в сложных дорожных условиях (частые изменения рельефа) или с существенной нагрузкой (багаж, пассажиры, прицеп).
Отключение режима приводит к минимизации переключений АКПП (отсюда ресурс АКПП), и высоким оборотам двигателя на большой скорости (отсюда расход). При движении на скоростях до 60-65 км/ч влияния на расход не оказывает. Движение с отключенным режимом позволяет эффективно оттормозиться двигателем до скорости около 60 км/ч.
Примечание по опыту эксплуатации
Осторожно! Отключение режима во время движения с большой скоростью на скользком покрытии может привести к потере сцепления ведущих колес с дорогой.
Эффективен способ обгона с отключением OverDrive без использования KickDown. При движении 90 км/ч обороты
2000 (мягкая блокировка) при отключении
3000 (третья передача), что дает ощутимый запас мощности, когда не нужны обороты
5000 в режиме KickDown (с вероятностью срыва колес на скользком покрытии и низким КПД ушатанной АКПП). Кстати максимальная скорость
180 км/ч на АКПП ограниченно именно тем, что компьютер просто отключает режим OverDrive.
MANU — зимний (или «экономный»), включается кнопкой возле селектора АКПП.
Этот режим предназначен для эксплуатации зимой. При нажатой кнопке MANU переключения в той-же последовательности, как и в нормальном режиме, однако переключение на высшую передачу произойдет при меньших оборотах, чем в обычном режиме (при одинаковом положении педали газа). За счет этого на колёсах всегда момент меньше, чем в нормальном режиме, соответсвенно меньше вероятность срыва колеса в букс. Если вы включите MANU и поставите селектор АКПП в положение 2, то машина будет трогаться не с первой, а со второй передачи, что позволяет начать движение без пробуксовки колес на скользком покрытии, затем можно переключиться в режим D.
Примечание по опыту эксплуатации
В этом режиме очень «неохотно» выполняется режим KickDown, так как зима не время гарцевать, автомобиль до последнего будет сопротивляться и пытаться ускориться на текущей передаче.
Экономии топлива летом в этом режиме можно добиться только если ездить в правом ряду с «тупежом» на старте и отставания от «основной» массы. Если в режиме MANU вы будете «тянуться» за остальными машинами, расход останется прежний, а то и увеличится.
PWR — активный (или «спортивный»), включается кнопкой возле селектора АКПП.
Режим активной езды. В этом режиме переключение на следующую передачу происходит при более высоких оборотах (при одинаковом положении педали газа). Двигатель послушно работает в области высоких оборотов без «хитрых манипуляций» педалью газа.
Примечание по опыту эксплуатации
В этом режиме вход в KickDown более «интеллектуален». Компьютер видимо сравнивает кратковременный выигрыш в мощности на пониженной передаче и потери от времени переключения на пониженную, а затем обратно на высокую, при достижении отсечки. Поэтому АКПП может «сбросить» не две передачи, а одну, а возможно и вообще пытаться вытянуть на текущей передаче.
KickDown — «тапка в пол». Режим включается во время движения при «утапливании» педали газа практически до ограничения в виде пола автомобиля. При этом, с небольшой заминкой, происходит переход на одну-две передачи ниже, двигатель оказывается в области самых мощных оборотов
5000. Ощущается толчок (а на GE так и «пинок») в спину и ваш болид пытается разогнаться всеми доступными ему лошадиными силами. Не используйте этот режим на скользком и сыпучем покрытии, т.к. вероятность потери сцепления ведущими колёсами очень велика.
Всё о режиме Overdrive на АКПП
Появление автоматической трансмиссии стало огромным шагом вперёд в деле повышения комфорта вождения. Но первые прототипы таких коробок были несовершенными, поэтому конструкторы постоянно работают над улучшением их рабочих характеристик, одновременно заботясь о снижении расхода горючего.
В настоящее время наиболее востребованной является четырёхступенчатая автоматическая коробка, поскольку она имеет ограниченное количество режимов работы, существенно упрощающей для новичков овладение навыками обращение с этим агрегатом.
Впрочем, наличие дополнительных к базовым режимов не является чем-то исключительным – практически все простые АКПП оснащаются нестандартными режимами, используемыми в соответствующих ситуациях. Режим Овердрайв трудно назвать стандартным, но он не относится и к экзотическим, поскольку присутствует на очень многих коробках.
Рассмотрим, для чего он нужен и в каких случаях используется.
Функции Овердрайва
Чтобы разобраться, что означает режим Овердрайв, необходимо уяснить, какие задачи ставили конструкторы при его создании. Не секрет, что коробка-автомат имеет гораздо более сложную конструкцию, чем её механический собрат. Поэтому в целом надёжность такой трансмиссии изначально ниже, даже чисто теоретически. А значит, перед разработчиками стоит важная задача снижения эксплуатационных нагрузок на этот агрегат. Одним из способов решить эту задачу является добавление щадящих режимов работы, позволяющих увеличить общий ресурс и трансмиссии, и силового агрегата. Режим Overdrive как раз и является таким средством.
Его основное предназначение – выбор наиболее оптимального режима передвижения с учётом текущей скорости ТС и величины крутящего момента коленвала. Задействование режима позволяет существенно уменьшить нагрузку на механические узлы трансмиссии, что теоретически должно также уменьшить расход горючего.
Типичная коробка-автомат оснащается четырьмя ступенями, при этом третья скорость считается прямой, поскольку её передаточное число равно единице. В механической коробке её аналогом можно назвать четвертую передачу.
Если в АКПП присутствует режим Овердрайв, то имеется и четвёртая скорость, обозначаемая символами O/D. В МКПП её аналогом является пятая передача с передаточным числом, меньшим единицы. Это означает, что данная передача является повышающей, то есть выходной вал трансмиссии вращается со скоростью, превышающей обороты коленвала.
На автомобилях, оснащённых механической КПП, оптимальный режим включения повышающей передачи – достижение скоростей порядка 80-90-100 км/час. При этом достигается экономия топлива за счёт увеличения выходного крутящего момента. В коробке-автомате водитель практически не влияет на процесс переключения передач, поэтому и появилась кнопка O/D, позволяющая использовать режим перехода на повышенную передачу.
Сама кнопка имеет два варианта месторасположения:
При включённом режиме АКПП будет переключаться на 4-ю передачу при достижении автомобилем высоких скоростей, или при незначительном нажатии водителем педали акселератора. Как только повышенная передача включится, произойдёт блокировка гидротрансформатора.
Но поскольку коробка-автомат эксплуатируется в совершенно иных режимах, чем механика, в действительности переключение на четвёртую происходит на гораздо меньших скоростях, порядка 50 км/час.
В этой связи у многих автовладельцев возникает вопрос, насколько целесообразным будет использование кнопки Овердрайв на АКПП при езде преимущественно в городских условиях. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Когда следует выключать Овердрайв
Поскольку водитель имеет возможность включать/выключать данный режим по собственному усмотрению, используя кнопку O/D on (включено)/off (выключено), расположенную обычно на рычаге селектора, ему нужно знать, как работает Овердрайв, когда от этого режима будет польза, а когда его использование бесполезно.
Отметим, что включать Overdrive всегда нужно только кнопкой, а вот выключение может происходить и в автоматическом режиме, если резко придавить педаль акселератора до упора. Такое действие включит режим Kick Down, заставляющий коробку-автомат перейти на более низкую передачу. В данном режиме Овердрайв будет заблокирован.
Многие водители испытывают затруднение с определением того, включен ли в данный момент Overdrive или он сейчас не используется, поскольку на рычаг селектора ориентироваться не имеет смысла. Но зато вполне можно узнать об этом по индикации на панели приборов. Так, надпись «O/D off» свидетельствует о том, что трансмиссия независимо от скоростного режима автомобиля использовать повышающую передачу не намерена.
Повторное нажатие кнопки отменит запрет на режим, при этом на дисплее загорится надпись «O/D on», а АКПП включит 4-ю передачу, как только для этого будут созданы подходящие условия (при достижении скорости в 50-55 км/час водитель немного сбавит обороты).
Рассмотрим, как правильно пользоваться кнопкой Овердрайв. Выключение данного режима рекомендовано в следующих ситуациях:
Overdrive в городе
Следует ли задействовать повышенную передачу при поездках в пределах города? Мнения специалистов здесь разделились, причём аргументация обеих сторон звучит вполне убедительно и обоснованно, так что решение придётся принимать самостоятельно.
Сторонники выключения данного режима объясняют свою позицию так: дорожные условия в современных городах таковы, что двигаться с равномерной и относительно высокой скоростью сколь-нибудь продолжительное время невозможно. Этому препятствует плотный трафик и наличие регулируемых светофоров, сильно влияющих на скоростной режим на определённых участках дороги. А значит, коробке приходится постоянно переключаться, и при включенном режиме это приведёт к частым блокировкам гидротрансформатора. А это – ускоренный износ этого узла и повышение расхода горючего, возникающее на ровном месте.
Адепты использования Overdrive считают, что последний аргумент их противников несостоятелен. Дело в том, что, независимо от включения или выключения кнопки O/D, автоматической трансмиссии всё равно придётся использовать частые переключения передач. А в этом случае расход горючего по любому вырастет по сравнению с движением по автостраде, независимо от времени года и предпочтительного стиля вождения автовладельца. Поэтому даже кратковременное включение повышенной передачи будет способствовать экономии топлива.
Как работает АКПП при включенной 4-й передаче
Если на дисплее горит надпись, свидетельствующая о включённом Овердрайве, автомобиль при разгоне будет последовательно переключаться с первой по четвёртую ступень. Но как только будет достигнута повышающая передача, гидротрансформатор окажется заблокированным. Этот момент хорошо ощутим благодаря лёгкому толчку – именно по нему большинство водителей определяет момент перехода машины на повышающую передачу.
Строго говоря, это не совсем правильное суждение, поскольку причина толчка – не переход в Овердрайв, однако на большой скорости блокировка гидротрансформатора может быть вызвана именно этой причиной. Разблокировка ГТ происходит при торможении автомобиля, вместе с переходом АКПП на низшие передачи.
Автопроизводители рекомендуют использовать в следующих ситуациях:
Режим Overdrive и расход топлива
Во время ознакомления с принципом работы Овердрайва мы утверждали, что его использование позволяет экономить горючее. Как показывает практика, данный эффект носит скорее демонстративный характер, свидетельствуя о том, что топлива расходуется действительно меньше.
То есть водитель при грамотном использовании режима, предполагающим своевременное его включение/выключение, может немного сэкономить, но рассчитывать на солидное уменьшение не стоит. Так что любые мифы о влиянии Овердрайва на расходование горючего следует воспринимать с немалой толикой скептицизма. Экономия есть, но незначительная.
Достоинства и недостатки режима Overdrive
Хотя повышающая передача в автоматических трансмиссиях появилась относительно давно, страсти по этому поводу бушуют по сей день. Одни считают это полезным приобретением, другие – против использования Овердрайва. Попробуем разложить всё по полочкам, и начнём с перечисления преимуществ наличия данного режима:
Но есть и немало минусов:
Из вышесказанного можно сделать вывод, что применение ОД не всегда является благом. К счастью, этот режим трансмиссии не является штатным, поэтому водитель сам решает, когда его использовать, а когда – нет. В любом случае его отсутствие уменьшает функциональность автоматической коробки.
Но и без него, если быть до конца честным, вы потеряете совсем немного.
Аналог Овердрайва
Водителям с минимальным стажем использовать Овердрайв не следует – их опыта явно недостаточно для того, чтобы понять, в каких случаях следует нажать на кнопку, а когда этого делать не нужно. Для новичков любая дорожная обстановка является сложной, поэтому решения нужно принимать быстро, любая задержка чревата неприятностями. В том числе и связанная с включением режима ОД. Так что следует больше полагаться на автоматику, управляемую бортовым компьютером, чем на свои небольшие навыки.
То же самое касается и режима Kick Down, являющегося своеобразным антагонистом Овердрайва. Хотя как раз новичкам свойственно полагать, что это родственные режимы. На самом деле аналогов у этого режима нет, а пользоваться им нужно умеючи.
Основные режимы и для чего нужна кнопка овердрайв на автомате
А знаете ли вы для чего нужна кнопка овердрайв на автомате? У автовладельцев, которые имеют машину с АКПП, многие кнопки на селекторе так и остаются незадействованными. Работают только рычагом переключения скоростей.
Я часто спрашивал у своих друзей и тех, кто ставил автомобиль на ремонт у меня, что такое overdrive на АКПП. И скажу, что знает ответ лишь пятая часть тех, кто имеет какой-либо автотранспорт. Но прежде, чем вы побежите испытывать эту клавишу на автомате в деле, необходимо узнать для чего она нужна и целесообразно ли включать Овердрайв при поездках в городских условиях.
Для чего нужен Овердрайв на АКПП
Автовладельцы механической коробки знают, что пятая скорость является повышающей передачей, когда вторичный вал вращается быстрее первичного. Эта скорость помогает сэкономить расход топлива. На автомате нет такой скорости, но есть заменитель. Надеюсь, многие уже догадались, к чему я веду?
Теперь, вы знаете, что такое Овердрайв. Это и есть повышающая передача на автомате, похожая на пятую скорость на МКПП. Но есть люди, которые знают, что четвертая скорость по сути является повышающей передачей на автомате, и не понимают, для чего нужно устанавливать отдельную функцию «Овердрайв» в виде кнопки.
Внимание! Переход на повышающую передачу у транспортных средств с механикой начинается с 80 км/ч, а на автомате такой переход происходит по достижении 50 км/ч.
Например, при езде по трассе, машине нужно разогнаться и постепенно переключить скорости с первой по четвертую, чтобы перейти на повышающую передачу. Это заставит двигатель потратить наибольшее количество горючего, чем в том случае, когда кнопка на автомате была бы включена.
При нажатии «Overdrive» сразу включается блокировка «бублика», и коробка переходит на повышающую передачу. Автомату не нужно больше переключать скорость за скоростью, чтобы перейти в нужный режим.
Отсюда мы сделаем вывод о том, Овердрайв нужен:
Соответственно он экономит расход горючего и делает передвижение комфортным. По сути Овердрайв на автомате является аналогом пятой передачи на механической коробке.
Режим Overdrive на АКПП, как пользоваться
Ну вот теперь можно переходить к практической части. Однако, прежде чем это делать скажите, вы знали, что означает на мониторе приборной панели мигающая надпись «O\D Off»?
Если не знали, то не следует нажимать на кнопку «OverDrive» на автомате. Дело в том, что при появлении данной надписи, автовладелец даже если сильно захочет, не сможет включить режим «OverDrive». Так как ЭБУ коробки, чтобы сохранить здоровье автомата, блокирует его от воздействия человека.
А знаете зачем электронный компьютер машины это делает? Давайте посмотрим на инструкцию по использованию Овердрайв на автомате и в каких условиях его нельзя нажимать.
Потому что функция умеет автоматически отключаться и действий со стороны водителя по отключению не требует. Соответственно, чтобы сэкономить топливо, на длинных участках дороги без пробок и светофоров (если вы живете в мегаполисе или просто большом городе), включение режима будет полезным.
Теперь вы знаете, как пользоваться кнопкой «Овердрайв» на коробке автомат. Давайте посмотрим, когда ее нельзя включать.
Когда следует выключать Овердрайв
Не следует пользоваться Овердрайвом, когда нет необходимости в ускорении. Например, автомобиль может набирать высокую скорость, когда буксирует груз. В этом случае включение режима только повредит коробке.
А также не рекомендую его включать в следующих случаях:
Внимание! Много споров возникает о включении Овердрайва во время обгона. Я скажу так: ни в коем случае! Аргументы: включение этой функции требует убрать руку с рулевого колеса тем самым создать опасность аварийной ситуации. Если автовладелец новичок, он может довести обороты двигателя до красной черты, тем самым убивая устройство.
Стоит ли деактивировать режим OverDrive в городе
Я уже писал об этом в предыдущем блоке. Этот блок является небольшим добавлением для новичков, кто побежит сломя голову использовать функцию в городских условиях ради сохранения горючего.
Используйте функцию Овердрайв на автомате в ранние утренние часы или ночью, когда на дорогах никого нет. Но в условиях пробок или вереницы перекрестков с пешеходными переходами – включение в городе 5-й скорости вообще не рекомендуется.
Переключение в Овердрайв на автомате, а затем резкое нажатие педали тормоза приведет к износу гидротрансформатора в коробке. Часто включение и отключение клавиши приводит к поломке автомата.
Режим OverDrive и расход топлива
Сейчас многие скажут, что разница в расходе топлива незначительна и можно не использовать кнопку Овердрайв на коробке передач. Да, в городских условиях решает водитель, стоит ли ему использовать эту кнопку или нет.
Но на автомагистрали расход топлива увеличивается без включенной кнопки. Поэтому можете пробовать все: ехать без Овердрайва и посмотреть каким будет расход. А потом нажать на клавишу и замерить количество потраченного бензина или дизеля.
Насколько я помню: все-таки на сильную экономию не стоит рассчитывать. В этом случае лучше покупать автомобиль с вариаторной коробкой передач. Такие машины созданы для городского движения и являются экономичными, в отличие от прожорливых автоматов.
А вы уже пробовали режим Овердрайв на автомате? Сможете написать в комментариях сколько топлива сэкономили?
Почему не работает кнопка «Овердрайв»
Кнопка на АКПП «Овердрайв» может выходить из строя. Например, при включенном режиме экран на приборной панели не отображает информацию о том, что Овердрайв включен. Но если выключена кнопка, то загорается лампочка.
Если нажатие кнопки не гасит сигнал «O\D off», значит неисправна клавиша. Причины выхода из строя:
В последнем случае необходимо как можно быстрее обратиться в сервис-центр для диагностики. Самостоятельно проверить не получится. Понадобится сканер и специальное программное обеспечение. Поэтому при невозможности включить клавишу обращайтесь сразу к опытным механикам на СТО.
Как работает АКПП при включенной 4-й передаче
При нажатии на клавишу гидротрансформатор АКПП блокируется. Водитель ощущает небольшой толчок. Не следует связывать толчок с переходом в Овердрайв. Последний происходит из-за блокировки ГДТ.
Если автомашина начинает тормозной путь, то «бублик» разблокируется. После этого начинается переход на понижающую передачу. То же самое происходит при снижении скорости ниже 50 км/ч.
Достоинства и недостатки режима «OverDrive»
Прежде, чем начать говорить о положительных и отрицательных сторонах режима, хочу узнать: а что для вас значит режим Овердрайв. Принесла ли эта кнопка какие-то изменения в манеру вождения авто? Напишите в комментариях.
А теперь поговорим о достоинствах Овердрайв на АКПП:
Однако есть и недостатки у этой кнопки. Они более существенны, чем положительные черты режима.
Регулярные включения и отключения гидротрансформатора приводят к быстрому износу узлов автомата. Масло перегревается, быстрее теряет свои химические свойства и не выполняет функции смазки и защиты от износа механических деталей.
Что вы сможете сказать о достоинствах и недостатках этого режима?
Аналог Овердрайва
У Овердрайва нет аналогов. Хотя многие новички путают кик-даун с овердравом. В целом режимы похожи. Я не рекомендую тем автовладельцам, у которых нет стажа вождения, использовать эту клавишу. Так как такие водители могут не только навредить машине, но и создать аварийную ситуацию на дороге.
Внимание! Совет новичкам. Лучше пользуйтесь услугами бортового компьютера, если впервые сели за машину с автоматом. Так как у вас пока еще нет наработанных навыков для опытного вождения.
А также новичкам следует помнить, что совершать обгоны или другие маневры можно только в том случае, если вы полностью спрогнозировали ситуацию на дороге. Если же человек за рулем не уверен, что сможет перестроиться на другую полосу, либо видит большое скопление транспортных средств впереди себя, то лучше оставаться на той же полосе, где находится.
Кикдаун возможен только на пониженных оборотах. Авто входит в этот режим посредством полного утопления педали газа в пол. Причем сделать нужно это резко и быстро. Если переключиться в этот режим не на максимальной передаче, то скорость будет повышаться постепенно, в отличие от Овердрайва.
Каким режимом автоматической коробки чаще пользуетесь вы при обгоне автомобиля: кикдауном или овердрайвом?
Заключение
Overdrive на АКПП является помощником для водителей на автомагистралях. Но в тяжелых условиях эксплуатации не следует использовать эту кнопку.
Расскажите в комментариях, какой у вас стаж вождения, когда купили себе машину с автоматической коробкой передач? А также, что для вас значит кнопка «Овердрайв» на селекторе.
Если понравилась статья – ставьте лайки, пишите в комментариях, о чем еще хотите прочитать.