осужден за дачу взятки
Бывшему замглавы ПФР дали 4 года строгого режима за взятку
Московский Лефортовский суд приговорил бывшего заместителя главы ПФР Алексея Иванова к четырем годам колонии строго режима за получение взятки в размере 4,5 млн руб., сообщили РБК в пресс-службе суда.
Иванова признали виновным по ч. 6 ст. 290 УК (получение должностным лицом взятки в особо крупном размере). Кроме реального срока в колонии ему также запретили занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, сроком на три года.
«В настоящее время обжаловать приговор не намерены, ожидаем вступления его в законную силу», — сообщил РБК адвокат Иванова Александр Зинуров.
Также приговор вынесли второму фигуранту дела о взятке, директору департамента ООО «Техносерв менеджмент» Алексею Копейкину. Его признали виновным в даче взятки (ч. 5 ст. 291 УК) и также назначили четыре года колонии строгого режима.
Приговор был вынесен еще 1 сентября, однако известно о нем стало только сейчас. Как пояснил источник ТАСС, заседание проходило в закрытом режиме.
Иванов с 2016 года занимал должность советника председателя правления ПФР, до этого работал в коммерческих структурах. С апреля 2017 года стал заместителем главы фонда, курировал вопросы информационных технологий, телекоммуникаций, информационной безопасности.
Иванова задержали в июле 2019 года. Занимавший тогда должность председателя правления ПФР Антон Дроздов написал положительную характеристику своему заместителю, указав, что он зарекомендовал себя «способным руководителем, добросовестным работником». Дроздов также отметил, что Иванову был согласован допуск к гостайне.
В августе Иванова уволили в связи с утратой доверия. Свою вину бывший замглавы ПФР полностью признал.
В октябре 2020 года СК возбудил дело против бывшего совладельца Промсвязьбанка Алексея Ананьева, которого подозревали в даче взяток руководящим работникам ПФР за покровительство при заключении госконтрактов. Следствие полагало, что Ананьев «посадил на место советника председателя правления ПФР своего подчиненного по «Техносерву» Алексея Иванова» (Ананьев был бенефициаром и руководителем группы компаний «Техносерв»). Источник РБК утверждал, что Иванов отвечал перед бизнесменом «за работу всей схемы с госконтрактами».
Что взять со взяточника
Коррупционными в России считаются более 50 статей Уголовного кодекса. Некоторые из них – получение взятки, дача взятки – учитываются как коррупционные безусловно. Для других – мошенничества или растраты – необходимо доказать именно корыстные или коррупционные мотивы, а также то, что в преступлении участвовало должностное лицо.
Кто же принимает решение о том, маркировать преступление в карточке как коррупционное или нет? Ответ: следователь. Правильность заполнения статистической карточки за ним проверяет его руководство и надзирающий прокурор. Из экспертных интервью мы знаем, что иногда – например, при расследовании тех же злоупотреблений должностным положением – коррупционный умысел в отношении чиновника доказать не удается. Тогда преступление могут не маркировать как коррупционное в статистике.
Мало дел на миллион
В 2018 г., по данным судебного департамента при Верховном суде, за преступления коррупционной направленности было осуждено 9862 человека. И больше половины из них – за взятки: 28% за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК), 15% – за дачу взятки (ст. 291) и 12% – за получение взятки (ст. 290). Остальное пришлось в основном на все виды мошенничества (19%) и растрату (12%).
Получение взятки – мало изменяющееся во времени преступление. По ст. 290 почти все десятилетие расследовалось по 5000–6000 дел в год – и успешно: почти все расследуемые дела (89–91%) направлялись в суд. Это связано с технологией выявления таких преступлений. Получение и дача взятки на языке криминологии – преступление без жертвы: если обмен взятки на покупаемую услугу или благо проходит успешно, то ни одна из сторон обмена не заинтересована сообщать о преступлении. В России, так же как и во всем мире, типовым способом выявления и раскрытия такого преступления является мероприятие, часто напоминающее провокацию. Сотрудничающий с правоохранительными органами человек, добровольно участвующий в оперативном эксперименте, передает взятку. В отношении такого взяткодателя также проводится проверка или иногда даже возбуждается уголовное дело, но, поскольку уголовный закон освобождает таких лиц от уголовной ответственности, проверка или дело прекращается.
Дача взятки в начале 2010-х гг. не была столь же массовым преступлением, как ее получение. Но уже в середине десятилетия число расследованных и направленных в суд дел увеличилось вдвое. Зачастую это могли быть преступления, связанные с небольшими суммами и также спровоцированные низовыми чиновниками, сотрудниками ГИБДД и проч.
Мы рассказывали (см. «Ведомости» от 4.12.2014), что в 2014 г. власти даже озаботились тем, что излишне сурово наказывают мелких коррупционеров. В 2015 г., на пике производства уголовных дел по этой статье, среди всех осужденных по основному составу за дачу взятки почти половина (47%) получили судимость за взятку до 1000 руб. и еще 39% – это те, кто дали взятку от 1000 до 10 000 руб. Доля взяткодателей, посуливших более существенные деньги, составляла в 2015 г. 13%.
Что же случилось в 2017 г. и почему число обвиняемых в получении и даче взятки снизилось вдвое? Взятый еще в 2014 г. курс на снижение наказания за разные размеры взяток был окончательно реализован. В середине 2016 г. составы как получения, так и дачи взяток до 10 000 руб. были выделены в отдельное преступление «мелкое взяточничество». Разумно ожидать, что это снизило число осужденных по двум крупным составам – «получение взятки» и «дача взятки», но снижение стало повсеместным. До выделения отдельного состава по мелкому взяточничеству суды осуждали за дачу и получение взяток более 7500 человек в год, а в 2018 г. – менее 5500.
Получателям взяток (в силу того что среди них сейчас нет мелких коррупционеров) суды стали почти в 2 раза чаще давать реальный срок заключения: 38% в 2018 г. против 20% в 2015 г. Но послабление по размерам штрафных санкций тоже нашло отражение в практике. Суды стали реже наказывать штрафом по более жестким статьям и чаще штрафовать мелких взяточников. Размеры штрафов значительно уменьшились для получателей взяток: средний размер штрафа в 2015 г. составлял 5,7 млн руб., в 2018 г. он снизился до 2,8 млн. Напротив, для крупных взяткодателей после введения отдельного состава мелкого взяточничества штрафы возросли. Что же касается мелкого взяточничества, то оно все чаще наказывается малыми штрафами. Если за второе полугодие 2016 г. средний размер штрафа за мелкое взяточничество составлял 30 000 руб., то в 2018 г. – 18 000 руб.
Изменение политики в отношении взяточничества и выделение отдельного состава преступления по мелким взяткам привели к снижению числа расследуемых эпизодов и числа осужденных. Посыл дебатов середины 2010-х гг. «хватит осуждать только учителей и врачей» был услышан. Одновременно сменилась политика в отношении санкций – за получение взяток свыше 10 000 руб. осужденные в 2 раза чаще стали получать в качестве наказания реальный срок заключения. Но штрафы, наложенные судами на взяткополучателей, также снизились.
Автор — научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге
Наказание за дачу и получение взятки предлагают смягчить
30 января в Госдуму внесен законопроект № 376666-7, которым предлагается смягчить наказание за преступления коррупционной направленности и мошенничество в сфере компьютерной информации (предусмотренные ст. 159.6, 169, 170.1, 204, 204.1, 204.2, 290, 291, 291.1, 291.2, 292 и 304 УК РФ). Авторы поправок считают возможным исключить из них назначение таких видов наказаний, как арест, ограничение и лишение свободы, заменив их принудительными работами.
Как указано в пояснительной записке, принятие закона будет способствовать «снижению численности осужденных за указанные преступления, находящихся в местах лишения свободы и под арестом, восстановлению социальной справедливости в глазах общества, а также окажет положительное влияние с точки зрения воспитательной функции и профилактики правонарушений».
Другими целями законопроекта являются сокращение расходов бюджета на содержание заключенных и увеличение доходов за счет удержания части заработной платы осужденных к принудительным работам в доход государства. Авторы поправок поясняют, что за последние 10 лет расходы на уголовно-исполнительную систему выросли почти на 66%, при этом численность заключенных сократилась почти на треть: в 2008 г. годовое содержание одного заключенного обходилось в 149 тыс. руб., а на 2018 г. – 363,4 тыс. руб. Подчеркивается, что в случае принятия законопроекта высвобождаемые средства могут быть направлены на усиление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Как отметил адвокат Ленинградской областной коллегии адвокатов Дмитрий Салыкин, предлагаемые в УК РФ изменения, безусловно, должны достичь заявленных целей в части снижения численности осужденных за названные преступления, содержащихся в местах лишения свободы (особенно за взяточничество), а также в части поступления дополнительных доходов в бюджет за счет удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и налагаемых наказаний в виде крупных штрафов.
«Но наиболее значимый эффект предлагаемые законопроектом изменения, безусловно, произведут в правоприменительной практике и исключительно положительно скажутся на объеме и качестве доказательственной базы по уголовным делам рассматриваемых категорий: следователи и оперативные сотрудники лишатся действенного рычага получения нужных им показаний – применения меры пресечения, связанной с изоляцией от общества», – считает адвокат.
Эксперт пояснил, что, по смыслу закона, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 108 УПК РФ мера пресечения в виде заключения под стражу не может применяться в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, наказание за которое не предусматривает лишения свободы. «Таким образом, правоохранители лишатся возможности заниматься привычным им шантажом и угрожать заключением под стражу в обмен на “нужные” и признательные показания. Преследуемые лица получат реальную возможность безбоязненно защищаться законными способами, а не оговаривать себя и других лиц под страхом оказаться за решеткой. В этом смысле предлагаемые ко внесению поправки в Уголовный кодекс будут иметь еще больший эффект, чем принятая ранее ч. 1.1. ст. 108 УПК РФ о невозможности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в преступлениях экономической направленности, совершенных в сфере предпринимательства, а в свете сказанного – удачно между собой гармонировать, обеспечивая возможность более эффективной реализации прав на защиту», – заключил Дмитрий Салыкин.
В то же время управляющий партнер юридической фирмы LDD Заур Алескеров считает, что предложения по исключению наказания в виде лишения свободы возможно и приведут к снижению расходов бюджета по содержанию заключенных, но повлекут за собой увеличение числа преступлений, связанных со взятками, коммерческим подкупом и т.д.
Также он отметил, что не совсем понятна логика авторов поправок: «Чем отличается мошенничество в сфере компьютерной информации от простого мошенничества? И там, и тут – умысел на причинение имущественного вреда. Аналогичная ситуация и с сутью ст. 304 и ст. 163 УК РФ».
Эксперт согласился с тем, что, действительно, можно исключить лишение свободы за незначительные по характеру преступления (ст. 204.2 и 2912. УК РФ), но общая тенденция, предусмотренная в нормах Уголовного кодекса, должна быть сохранена. Также он заметил, что законопроектом не учитывается то обстоятельство, что крупные взяточники могут легко возместить любой штраф.
«Одни из основных причин необычайного распространения коррупции сегодня в России – это низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни, оторванность законодательства от реальных условий общественной жизни. Положения законопроекта носят отрывочный, субъективный характер, полностью игнорируя системный анализ механизма возникновения коррупциогенности и степень противоправного деяния», – констатировал Заур Алескеров.
ВС обобщил практику привлечения к ответственности за взятки от имени юрлиц
Верховный Суд опубликовал Обзор судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юрлица»), за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г. За это время суды общей юрисдикции рассмотрели 1363 дела этой категории. Субъектами административных правонарушений были коммерческие, а в ряде случаев – некоммерческие организации (например, бюджетные учреждения).
Как отмечается в обзоре, в подавляющем большинстве случаев объективная сторона административного правонарушения выражалась в незаконной передаче денежных средств от имени и в интересах юрлица должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации. При этом незаконное вознаграждение от имени и в интересах юрлица предлагалось, обещалось и передавалось за осуществление ряда действий (бездействия). Среди них, например, непривлечение к ответственности за нарушения требований законодательства; предоставление преимуществ в ходе разрешительных процедур; содействие в заключении различных договоров, в том числе госконтрактов; подписание актов приемки выполненных работ, услуг, товаров по договорам; неприменение мер принудительного исполнения. Всего обзор ВС РФ включает 11 правовых позиций.
По мнению адвоката АП г. Москвы Святослава Паца, обзор направлен на формирование практики, в соответствии с которой дача взятки и коммерческий подкуп должны стать экономически невыгодными, а привлечение к уголовной ответственности гражданина-взяткодателя не должно влечь полное или частичное освобождение от ответственности юрлица, в интересах которого совершалось преступление.
В п. 1 обзора отмечено, что входящие в состав административного правонарушения по ст. 19.28 КоАП действия признаются совершенными от имени юрлица, если совершившее их физлицо представляет организацию в силу закона, иного правового акта, устава организации или доверенности (в том числе является должностным лицом юрлица или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации).
Если же физическое лицо не связано с юрлицом трудовыми, договорными или иными отношениями, оно может быть признано действующим в интересах этой организации, если незаконные действия совершены им по указанию, с ведома или одобрения лиц, уполномоченных действовать от имени юрлица. В обязательном порядке необходимо доказать наличие экономической или иной заинтересованности организации в совершении действий (бездействии), за которые незаконно передано, предложено или обещано денежное вознаграждение; оказаны, предложены или обещаны услуги имущественного характера либо предоставлены, предложены или обещаны имущественные права.
Святослав Пац отметил, что в рассматриваемом разъяснении Верховный Суд РФ акцентирует внимание нижестоящих судов на необходимости установления, была ли заинтересована организация в совершении преступления гражданином, совершалось ли преступление законным представителем, иным представителем организации, с их ведома или одобрения.
Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян добавила, что при этом гражданин, непосредственно обещающий либо передающий вознаграждение, должен быть связан с организацией, в интересах которой действует. «В этой части текущая судебная практика несколько размытая, так как позволяет установить взаимосвязь между гражданином и организацией не только на основании письменных документов (например, устава, доверенности, трудового договора либо иного гражданско-правового договора), а еще и по тому основанию, что в соответствии с некоторыми сведениями данный гражданин действует по указанию, с ведома или одобрения лиц, действующих от организации. Полагаю, что соответствующее указание на такие обстоятельства носит предположительный характер, создающий, в свою очередь, определенные трудности в доказывании», – убеждена эксперт.
Адвокат добавила, что в новой редакции исследуемой статьи предусмотрена возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности не только в случае, когда действия совершаются в интересах этого юрлица, но и в случае, когда они совершаются в интересах иных организаций, связанных с ним.
Юрист юридической фирмы «Борениус» Артем Берлин назвал верным такое разъяснение Верховного Суда, поскольку суды склонны автоматически вменять ст. 19.28 КоАП любому юрлицу, чей сотрудник уличен во взятке. «ВС РФ же ориентирует на выявление заинтересованности, которая позволяет утверждать, что взятка дана от имени компании», – полагает он.
Исходя из п. 2 незаконное встречное удовлетворение за совершение в интересах организации должностным лицом действий (бездействие), связанных с занимаемым им служебным положением, должно быть явным, адресованным конкретному лицу и недвусмысленным. Под предложением денежного вознаграждения, услуг, прав следует понимать выраженное в любой форме и любыми средствами сообщение физлица, действующего от имени или в интересах юрлица, о возможной передаче такого вознаграждения/оказании услуг/предоставлении прав должностному лицу незамедлительно или в будущем. Таким обещанием следует признавать добровольное обязательство физического лица, действующего от имени или в интересах юрлица, передать должностному лицу денежное вознаграждение, права, оказать услуги. При этом в обзоре указано, что незаконные предложение или обещание денежного вознаграждения, услуг, прав не могут оцениваться как административное правонарушение, представляющее собой меньшую степень общественной опасности по сравнению с их фактической передачей или оказанием.
Как следует из п. 3 документа, под незаконным оказанием услуг имущественного характера в рамках ч. 1 ст. 19.28 КоАП следует понимать предоставление любых имущественных выгод (например, передачу автотранспорта для временного использования, осуществление ремонта, освобождение от имущественных обязательств).
В следующем пункте отмечено, если незаконные передача денежного вознаграждения, оказание имущественных услуг или предоставление имущественных прав в рамках одной договоренности осуществлялись в несколько этапов или систематически, то для квалификации этих действий по соответствующей части ст. 19.28 КоАП следует исходить из общей суммы переданного, оказанного или предоставленного встречного удовлетворения. В таких случаях подсудность дела об административном правонарушении определяется по последнему месту передачи такого удовлетворения.
Согласно п. 5 обзора в случаях незаконного предложения или обещания вознаграждения от имени или в интересах юрлица без указания его конкретной суммы организация привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ.
В соответствии с п. 6 документа отсутствие обвинительного приговора в отношении физического лица, действующего от имени или в интересах юрлица, само по себе не препятствует привлечению последнего к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.
В следующем пункте отмечено, что привлечение физических лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юрлицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие незаконные действия, от административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.
«В рассматриваемом случае особо ретивым борцам с коррупцией указывается, что если судом установлено, что должностное лицо или представитель организации способствовали выявлению, раскрытию и расследованию коррупционного преступления, а тем более – если у организации вымогалась взятка (коммерческий подкуп), то такая организация не подлежит привлечению к административной ответственности», – полагает Святослав Пац.
Как следует из п. 8 обзора, в ходатайстве о наложении ареста на денежные средства или иное имущество юрлица в целях исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, должно быть указано конкретное имущество. Речь идет, к примеру, о денежных средствах, находящихся на конкретном банковском счете юрлица. Кроме того, должна быть обоснована необходимость применения такой меры.
В п. 9 отмечено, что ч. 3 ст. 3.5 КоАП закрепляет максимальный размер административного штрафа, который может быть назначен судьей по ст. 19.28 Кодекса. Вместе с тем минимальные размеры такого штрафа установлены в санкциях соответствующих частей ст. 19.28 КоАП. В частности, если при назначении административного наказания по ч. 1 размер штрафа, исчисляемый исходя из кратности размера взятки, не может быть меньше 1 млн руб. При наличии исключительных обстоятельств судья вправе назначить наказание в виде административного штрафа в размере не менее половины суммы, предусмотренной в санкции.
Как указано в п. 10 обзора, административная ответственность по ст. 19.28 КоАП установлена в виде административного штрафа с применением дополнительного наказания в виде конфискации денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. При отсутствии в материалах дела данных о предмете административного правонарушения либо когда из них следует, что последний не изымался, материалы возвращаются прокурору для устранения выявленных недостатков.
Дополнительное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения должно быть назначено и тогда, когда последний был приобщен к материалам уголовного дела или обращен в доход государства по приговору суда. Вопрос о конфискации в таком случае разрешается в рамках исполнительного производства. В ситуации, когда дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (например, при незаконном обещании денежного вознаграждения предмет административного правонарушения может отсутствовать), назначению подлежит только административный штраф.
У Святослава Паца вызвало удивление такое разъяснение Верховного Суда. «ВС РФ фактически санкционирует двойное применение конфискации предмета взятки: даже если в рамках уголовного дела предмет взятки обращен в доход государства, высшая судебная инстанция обязывает нижестоящие суды применять дополнительное административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения. Тем самым государство дважды обогащается за счет взяткодателя на денежный эквивалент предмета взятки: в рамках производства по делам об административных правонарушениях и в рамках уголовного судопроизводства. Полагаю, разумность такого подхода к наказанию коррупционеров и соответствие предлагаемого ограничения права собственности конституционным гарантиям ее неприкосновенности будут рано или поздно оценены Конституционным Судом», – прокомментировал адвокат.
Из п. 11 документа следует, что основания для освобождения юрлица от административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП, установлены примечанием 5 к этой статье. При этом освобождение физического лица от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному в примечании к ст. 291 УК РФ, не является достаточным основанием для освобождения юрлица от административной ответственности. Для этого должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с административным правонарушением.
Артем Берлин отметил, что, исходя из разъяснения, освобождение физлица от уголовной ответственности за взятку в связи с активным способствованием расследованию не влечет автоматического освобождения юрлица по аналогичному основанию. «Это довольно спорное решение, учитывая, что соответствующие примечания к ст. 291 УК и ст. 19.28 КоАП сформулированы почти идентично, а ответственность по последней статье подразумевает действия того же субъекта, который привлекается к уголовной ответственности. Более того, комментируя эту позицию, Верховный Суд приводит три примера, и все они – об освобождении от ответственности. Таким образом, неясно, в каких случаях Суд все же считает необходимым привлекать к ответственности юридическое лицо при освобождении физического лица», – убежден эксперт.
Памятка об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды преступлений, связанных со взяткой:
получение взятки (статья 290);
дача взятки (статья 291);
посредничество во взяточничестве (статья 291.1.);
мелкое взяточничество (статья 291.2.);
коммерческий подкуп (статья 204);
посредничество в коммерческом подкупе (статья 204.1.);
мелкий коммерческий подкуп (статья 204.2.).
Кроме этого, статья 19.28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ) предусматривает ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 290. Получение взятки
Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе
штраф в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
Получение должностным лицом взятки в значительном размере (сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышает 25 тысяч рублей)
штраф в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие)
штраф в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой статьи 290, если они совершены:
а)группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере,
штраф в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой статьи 290, совершенные в особо крупном размере
штраф в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.
2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Статья 291. Дача взятки
Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу)
штраф в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
Дача взятки должностному лицу лично или через посредника в значительном размере (сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышает 25 тысяч рублей)
штраф в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.
Дача взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие)
штраф в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Совершение преступления: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в крупном размере (свыше 150 тысяч руб.)
штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
Совершение преступления в особо крупном размере (свыше одного миллиона рублей)
штраф в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве
Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере
штраф в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового
Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения
штраф в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Посредничество во взяточничестве, совершенное: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в крупном размере(свыше 150 тысяч руб.)
штраф в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или в размере от пятидесятикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (свыше одного миллиона рублей)
штраф в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
Обещание или предложение посредничества во взяточничестве
штраф в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Статья 291.2. Мелкое взяточничество
Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей
штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
Те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1, 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации
штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 204. Коммерческий подкуп
Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию)
штраф в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.
Деяния, предусмотренные частью первой статьи 204, совершенные в значительном размере
штраф в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Деяния, предусмотренные частью первой статьи 204, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
в) в крупном размере
штраф в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей статьи 204, совершенные в особо крупном размере
штраф в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию)
штраф в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.
Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере
штраф в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Деяния, предусмотренные частью пятой статьи 204, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
в) совершены за незаконные действия (бездействие);
г) совершены в крупном размере
штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
штраф в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.
Статья 204.1. Посредничество в коммерческом подкупе
Посредничество в коммерческом подкупе, то есть непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа, в значительном размере
штраф в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.
Посредничество в коммерческом подкупе, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
в) в крупном размере,
штраф в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Посредничество в коммерческом подкупе, совершенное в особо крупном размере
штраф в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.
Обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе
штраф в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Статья 204.2. Мелкий коммерческий подкуп
Коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей
штраф в размере до ста пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.
То же деяние, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 204, 204.1, 204.2 Уголовного кодекса Российской Федерации
штраф в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
Примечание. Лицо, совершившее передачу предмета мелкого коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о передаче предмета подкупа.
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением
штраф на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав
Действия, совершенные в крупном размере (сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей)
штраф на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав
Действия, совершенные в особо крупном размере (сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать миллионов рублей)
штраф на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.