описание комнаты раскольникова цитаты
Интерьер и его значение в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты
В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. Но у Достоевского, в отличии от Гоголя, в описании интерьеров прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.
Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.
В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.
Комната Раскольникова
Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.
Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
Мать Родиона Раскольникова считает что одной из причин меланхолии сына является именно его квартира:
Комната Сони Мармеладовой
Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам.
Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично.
Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод:
Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.
Квартира Мармеладовых
Квартира старухи-процентщицы
Старуха-процентщица Алена Ивановна проживает вместе со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, которую она бьет и держит в качестве рабыни. Их квартира состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:
Как и в большинстве помещений описанных в романе, в гостиной поклены желтые обои:
В этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик, несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой:
Номер Свидригайлова
Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.
Квартира следователя Порфирий Петровича
Квартиру следователя ведущему дело о убийстве старухи Достоевский описывает довольно скупо, но из сцены первой встречи с Раскольниковым можно сделать вывод, что квартира имеет отдельную прихожую и довольно большую жилую комнату в которой свободно размещаются сам Порфирий Петрович, Заметов, Разумихин и Раскольников:
Из мебели автор упоминает: стул, диван и стол. При этом, в отличии от других квартир описанных в романе, в комнате Порфирия Петровича ничто не говорит о бедности или запущенности. На полу даже лежит ковер:
Кабинет Порфирия Петровича
Лестницы
Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Так, во второй части романа автор описывает как соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа:
Комната Раскольникова в романе «Преступление и наказание», описание каморки (жилище, квартира)
Родион Раскольников. Художник П. Боклевский |
Жилище Родиона Раскольникова является одной из важных деталей в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
В этой статье представлена цитатная характеристика комнаты Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание в цитатах каморки, жилища, квартиры героя.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Комната Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание в цитатах (каморка, жилище, квартира)
«. молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке. » (часть 1 глава I)
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.» (часть 1 глава I)
«Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать.» (часть 2 глава VI)
«. там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца. » (часть 1 глава V)
«. дурная квартира. точно гроб. » (часть 3 глава III)
«. тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова. » (часть 2 глава V)
«. ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору. » (часть 1 глава III)
«Вся его комната была такого размера, что можно было снять крюк, не вставая с постели.» (снять крюк (замок) с двери, часть 2 глава I)
«. с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.» (часть 1 глава III)
«. поражена была бедною обстановкой Раскольникова. » (впечатление Сони от каморки, часть 3 глава IV)
Из мебели в комнате Раскольникова имеются три старых стула, стол, большая софа (диван) и маленький столик:
«Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более опуститься и обнеряшиться. » (часть 1 глава III)
«. лежавшего на мизерном грязном своем диване. » (часть 2 глава V)
«. он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку. » (часть 1 глава III)
«. с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями. » (часть 1 глава III)
«Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками. » (часть 2 глава IV)
«Он оглядел эти желтоватые, обшарканные обои, эту пыль, свою кушетку. » (часть 5 глава V)
«Там, в самом углу, внизу, в одном месте были разодраны отставшие от стены обои. » (часть 2 глава I)
«. вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном, в третьем часу.» (часть 2 глава I)
«Он подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст, и не было видно стучавших. Налево, во флигеле, виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью. За окнами было вывешено белье. Всё это он знал наизусть. Он отвернулся и сел на диван.» (часть 5 глава V)
«. я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик. » (мать Раскольникова, часть 3 глава III)
По данным исследователей, прототип дома, в котором жил Раскольников, сохранился до наших времен. «Дом Раскольникова» сейчас можно найти в Санкт-Петербурге по адресу: Гражданская улица, дом 19 (на углу Столярного переулка).
Это была цитатная характеристика комнаты Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах каморки, жилища, квартиры героя.
Место жительства героя
Действие книги начинается в Санкт-Петербурге на пересечении Гражданской улицы и Столярного переулка. Здание, где жил Раскольников, построено в 1831 году архитектором Егором Цолликофером. Оно сохранилось до наших дней — в 70-х годах прошлого века здание реконструировали и снесли подсобные помещения. Теперь у него 4 этажа. На доме висит памятная табличка, и находится барельеф с изображением писателя. Это место сейчас можно назвать культурным наследием, сюда водят на экскурсии туристов и поклонников творчества Достоевского.
Комната Родиона
По заверению автора, главный герой романа вынужден был находиться в тесных и убогих условиях. Он снимал крошечную комнату у старухи-процентщицы, которой задолжал кругленькую сумму за ее съем. Заходя к себе домой, Раскольников должен пройти мимо кухни хозяйки, что его постоянно расстраивало. Все герои романа живут в гнетущей обстановке, которая не дает им развиваться и идти дальше. Противопоставление героя и его жилища — яркий прием, который Федор Достоевский нередко использовал. Судя по описанию, можно понять, что клетушка обставлена весьма аскетично:
На столе лежат рукописи и тетради, на которых скопилось много пыли, так как их давно не открывали.
В комнате обои отходят от стен, у героя нет даже одеяла — он укрывается старой одеждой. Это описание служит для того, чтобы передать нищету, в которой жил Родион. Даже Соня Мармеладова, придя в гости к студенту, была поражена атмосферой комнаты.
В противовес этому комната старухи-процентщицы предстает в более выгодном свете: в ней немного устаревшая, но отлично сохранившаяся мебель. Желтые обои, растения, в помещении убрано. Раскольников о комнате хозяйки: «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире». Эта цитата из текста характеризует процентщицу с иной стороны.
Родион Раскольников с лютой ненавистью относится к месту, где ему приходится жить. Его не радует ни вид из окна комнаты, ни интерьер. Постоянно слышатся пьяные крики на улице, герой не имеет элементарных условий для ведения быта и гигиены. Долг хозяйке квартиры постоянно накапливается. Все это в совокупности создает невероятно гнетущую обстановку. В произведении есть немало отрицательных синонимов к слову «комната»:
Жильем это помещение никто не называет — ни автор, ни литературный герой. По описанию места жительства читатель может понять, что эта комната очень маленькая. Она болотом засасывает Родиона в свою глубь. Он становится все более меланхоличным, что отмечает даже его мать. Раскольников не ходит в университет и сутками лежит на старом продавленном диване. Дни, проведенные в каморке, сливаются в один, герой уже с трудом их различает.
Общий беспорядок, старые рукописи, обшарпанная мебель подчеркивают тоску Раскольникова. Комната словно поглотила его, сделала своим рабом, давит и угнетает ежеминутно.
Достоевский описывает жилье своих героев, противопоставляя «хорошего собою» Родиона его унылой и затхлой каморке. Жизнь в комнате превращается для квартиранта в круг печали — он отгораживается от людей, перестает даже выходить на кухню, каждый день бездействует, лежа на диване.
Желтый цвет как символ печали
Стоит отметить интересный факт — в романе Достоевский уделяет особое внимание желтому цвету в интерьере. Так, у Раскольникова в каморке желтые обои, у хозяина квартиры — желтая мебель. Этот цвет, казалось бы, имеет положительное значение — символ света, добра, солнца. Но в романе все перевернуто с ног на голову: автор с помощью желтых красок усугубляет и добавляет трагичности в описание помещений.
В процессе чтения можно заметить, что яркие цвета в книге напрочь отсутствуют. В XIX веке существовало понятие «желтый дом», обозначающее психиатрические лечебницы для душевнобольных. Может быть, у Достоевского в романе весь Петербург сошел с ума?
В романе преобладают невыразительные и тоскливые тона. Здесь даже желтый не яркий, а грязный, унылый и безжизненный. Это элемент, благодаря которому автор передает болезненность обстановки, подавленное состояние Родиона.
В произведении «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского комната главного героя служит отражением его плохого душевного состояния. Мрачная, запустевшая и давно не убранная, она соответствует гнетущему состоянию квартиранта. Таким же образом писатель представляет парадную и лестницу — они гнетущие, серые и унылые. Да и весь Петербург у автора именно такой — неприступный, молчаливый, враждебный.
В романе мало описаний положительных качеств людей и обстановки, которая их окружает.
Но каждая глава пропитана негативом, который все больше подталкивает молодого человека к совершению преступления.
Комната Раскольникова. Цитаты из романа
В романе Достоевского «Преступление и наказание» интерьеры изображены в мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Так, главный герой романа, бывший студент Родион Раскольников, проживает в нищенской комнате, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.
По данным исследователей, прототип дома, в котором жил Раскольников, сохранился до наших времен. «Дом Раскольникова» сейчас можно найти в Санкт-Петербурге на углу Столярного переулка по адресу: Гражданская улица, дом 19.
Описывая комнату главного героя, писатель подчеркивает запустение и безжизненность жилища, вызывающего страх и угнетение. Мертвенность комнаты дополняет большой слой пыли на книгах и тетрадях, лежащих на столе. В этой желтой комнатушке нет жизни. Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения.
Цитаты из романа описывающие комнату Раскольникова
Родион Раскольников снимает комнату № 14 в доме Шиля в Петербурге в Столярном переулке (С-м переулке):
Хозяйкой этого жилища является госпожа Зарницына, которая проживает рядом:
Комната Раскольникова находится на верхнем 5-м этаже. Это небольшая комната, больше похожая на шкаф, шесть шагов в длину с очень низким потолком:
Комната настолько мала, что можно, не вставая с постели, открыть дверь:
В романе эту комнату называют каморкой, морской каютой, углом, шкафом, сундуком, гробом:
На стенах в комнате Раскольникова поклеены желтые обои с белыми цветочками. Обои выглядят старыми, «обшарканными». Яркий жизнеутверждающий, солнечный цвет из-за отсутствия ухода превратился в тусклый, грязный, унылый цвет, свидетельствующий о безжизненности героя:
Даже Соня Мармеладова, снимающая похожую комнату, была поражена бедностью обстановки Раскольникова:
Брать у Раскольникова было нечего, и он даже не запирал двери:
Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
В комнате есть окно с видом на внутренний двор, через которое по начам доносятся вопли пьяных посетителей питейных заведений:
Сам Раскольников ненавидел свою комнату и называет конурой:
Бедная комната Раскольникова отрицательно влияет на его психологическое состояние:
По словам матери Раскольникова, комната наполовину виновата в его «меланхолии», с чем соглашается и сам Раскольников: