описание фасада здания пример
Основные типы отделки фасадов зданий и их характеристика
Понятие фасад знакомо всем – это внешняя часть здания, облагороженная теми или иными материалами Понятие фасад знакомо всем – это внешняя часть здания, облагороженная теми или иными материалами. При этом выбор материалов для оформления на современном рынке достаточно широк и все они имеют свои недостатки и сильные стороны. Рассмотрим возможные варианты отделки.
Что такое фасад в наше время развитого строительства знает каждый. Декорирование внешнего вида дома представляет собой визитную карточку владельцев строения.
Отделка выполняет декоративную функцию и влияет на эксплуатационные характеристики. Соответственно, продумать все нюансы предстоит на этапе проектирования. Еще одно условие, обязательное для выполнения – гармоничное сочетание фасадов зданий с внешней средой.
Декорирование внешнего вида дома представляет собой визитную карточку владельцев строения
Виды и описания фасадов
Рассмотрим описание фасадов разного типа, выполненных из различных материалов и с применением разных технологий. В современном мире выделяется несколько типов отделки, имеющих наибольшую популярность:
Отделка фасадными кассетами
Главные фасады могут быть задекорированы специальными кассетами. В итоге получается долговечный и практичный вентилируемый фасад, облагороженный оцинкованной сталью с полимерным покрытием. Цветовая гамма кассет может быть различной, монтаж отличается простотой.
Главные фасады могут быть задекорированы специальными кассетами
Отделка штукатуркой
Значение слова фасад с штукатуркой понятно каждому. Представленная отделка украшает и утепляет здание, дает возможность создать фактурные поверхности. Главная функция штукатурки – выравнивание поверхностей стен. Для выполнения этой задачи используют разные строительные смеси: известковый раствор, цементно-песчаный состав, гипс. Для получения эффектного покрытия придется использовать растворы хорошего качества и определенных характеристик.
Применение сайдинга
Главные фасады часто отделывают при помощи сайдинга, отличающегося разнообразием цветовой гаммы и фактур. Материал дает возможность выполнять любые дизайнерские задумки и надежно защищает дом от плохих погодных условий.
Чаще всего из различных типов сайдинга применяется виниловый, по внешнему виду похожий на обшивку фасада, но по качеству в значительной мере превосходящий ее. К такого вида изделию не пристает грязь, также оно не гниет и не ржавеет.
Главные фасады часто отделывают при помощи сайдинга, отличающегося разнообразием цветовой гаммы и фактур
Применение камня
Для отделки дома часто выбирается камень, считающийся одним из наиболее долговечных и эстетически красивых материалов. Облицовка идет сплошняком или выборочно, процесс трудоемкий и затратный, но результат того стоит. Важно подходить к процессу отделки камнем серьезно, иначе, некачественная отделка быстро разрушится и может начать загнивать.
Применение керамогранита
Облагораживание дома можно вести с применением такого облицовочного материала как керамогранит. Внешний вид здания после отделки становится стильным и благородным. Присутствие обрешетки обеспечивает то, что материал отлично справляется с усадкой дома, керамогранит просто немного сместится, но не более того.
Сэндвич-панели для отделки
Отделка дома сендвич-панелями дает привлекательный внешний облик и обеспечение строения хорошей теплоизоляцией. Материал представляет собой 2 листа жесткого металла, объединенные слоем утеплителя. Прочность изделия достигается проведением прессования. Декоративная поверхность панели может быть профилированной, декорированной, гладкой.
Отделка дома сендвич-панелями дает привлекательный внешний облик и обеспечение строения хорошей теплоизоляцией
Применение лицевого кирпича
Лицевой кирпич по некоторым своим параметрам отличается от стандартного строительного. Материал производится под давлением, дышит, не боится огня и хорошо сохраняет тепло.
Облицовка фасада дома идет по некоторым правилам. Кладку выполняют выше 70 сантиметров от грунта и обязательно после проведения гидроизоляции. Самостоятельно выполнить отделку материалом бывает достаточно сложно.
Отделка фасада дома сайдингом (видео)
Достоинства и недостатки типов отделки
У каждой отделки дома есть свои достоинства и недостатки. Перед тем как остановиться на том или ином варианте, следует понять, подойдут ли технические характеристики изделия вашему фасаду и климатическим условиям.
Характеристики штукатурки
Материал для облицовки дома изготавливают из воды, песка, цемента. Из плюсов выделяются:
Минус – материал подвержен растрескиванию при высоких температурах.
Перед тем как остановиться на том или ином варианте, следует понять, подойдут ли технические характеристики изделия вашему фасаду и климатическим условиям
Отделка камнем
Из плюсов выделяются следующие черты:
Минус только один – высокая стоимость изделия.
Применение сайдинга
Определение «сайдинг» в современном мире знакомо многим. На данный момент целесообразно использовать пвх-продукцию, отличающуюся более низкой ценой в сравнении с алюминиевой. Плюсы и того и другого варианта следующие:
Из минусов стоит выделить сложность монтажа, между конструктивными элементами должны оставаться достаточно широкие зазоры, что способствует проникновению в них насекомых. Сам сайдинг нельзя назвать прочным, он достаточно хрупкий.
Сайдинг нельзя назвать прочным, он достаточно хрупкий
Отделка кирпичом
Отделка зданий кирпичом идет с применением материала с гладкой поверхностью. Он обладает целым рядом плюсов:
Минус только один – цена.
Мнение специалистов
Вне зависимости от выбора отделки перед началом работ следует подготовить поверхность стен. Фасад очищают с применением особых средств для мойки. Кислотные вещества помогают устранить следы солей и краски, щелочные избавят от биологической грязи.
Выбор отделочного материала должен идти согласно собственным предпочтениям. Специалисты отмечают, что создание аристократичного и благородного внешнего вида здания возможно при использовании натурального камня. Более бюджетным, но не менее привлекательным вариантом станет искусственный камень. Традиционные варианты отделки – клинкер и кирпич. Самый востребованный тип вентилируемого фасада – отделка сендвич-панелями.
Специалисты отмечают, что создание аристократичного и благородного внешнего вида здания возможно при использовании натурального камня
Фасад строения может быть выполнен из различных материалов, обладающих теми или иными характеристиками. Выбор того или иного варианта идет согласно личным возможностям и предпочтениям, но стоит заранее рассчитать затраты на отделку и понять, подойдет ли облицовка вашему дому. При соблюдении технологии нанесения отделка, а соответственно, и фасад будет радовать вас в течение долгого времени привлекательным внешним видом и хорошими техническими характеристиками.
Отделка фасада своими руками (видео)
Разнообразие фасадов зданий
Внешние стены любого дома требует отделки. Особенно нуждаются в создании привлекательного фасада здания, которые возведены каркасно-щитовым методом или из других дешевых строительных материалов. Облицовка придаст оригинальности дому и подчеркнет изысканный вкус владельца.
Виды и описания фасадов
Фасад – это внешний облик дома, потому различают несколько видов:
В некоторых случаях разные виды фасадов могут размещаться на одной стене. Например, когда главный вход выходит к проезжей части. В старинных дворцах или домах богатых людей перед главным фасадом обустраивали парк, и потому он автоматично становился парковым.
Для чего нужны фасады
Внешняя облицовка выполняет большое количество функций. Одна из них, конечно же, эстетическая. Правильно подобранные материалы, комбинации цветов и оттенков в сочетании с флористическим дизайном создает впечатление о жильцах дома. Кроме того, фасад выполняет ряд других функций:
Лицевой фасад
Под этим названием скрывается общий вид дома, то есть должным образом отделанные внешние стены. Лицевой фасад может быть:
Облицовку подбирают под общедомовой стиль, то есть окна, двери, декоративные элементы гармонировали друг с другом.
Материалы для отделки фасадов
Производители строительных материалов постоянно изготавливают новые отделки, потому приходя в магазин нужно определиться с образом, который владелец хочет воплотить в жизнь. В качестве облицовки выбирают:
Каждый из этих материалов имеет преимущества и недостатки. Не стоит покупать первый попавшийся или тот, который использовал кто-то из знакомых. Изучив все положительные и негативные моменты, определяются, что нужно в конкретной ситуации.
Применение керамогранита
Этот материал не так давно появился на прилавках строительных магазинов, но большое количество положительных аспектов выдвигают его в сегмент популярных:
К недостаткам относят высокую стоимость и большой вес плит. Но если сравнивать с отделкой из натурального камня, то керамогранит немного легче.
Отделка лицевым кирпичом
Облицовочный кирпич по праву считается популярным и известным способом облицовки архитектурного строения. Современные производители изготавливают отделочный материал из разных компонентов, потому различают такие виды:
Материал прекрасно защищает фасад от внешних негативных влияний, и сохранит тепло внутри помещений. Каждый вид имеет оригинальный внешний вид, по чтобы построить стену из облицовочного кирпича нужно обладать минимальными навыками кладки. Если таковых нет, то лучше нанять профессиональную бригаду.
Отделка камнем
Каменная отделка может быть:
Несмотря на преимущества и недостатки как искусственной, так и натуральной отделки материалы все равно пользуются спросом для облицовки, поскольку создает барьер от негативного воздействия внешних факторов.
Применение сайдинга
В первую очередь сайдинг выбирают в качестве отделки за его доступную цену. Кроме того, облицовка имеет и другие преимущества:
Есть у этого материала несколько существенных недостатков, потому отнестись к покупке сайдинга серьезно:
Выбирают сайдинг для облицовки домов, лоджий, балконов, гаражей и промышленных строений. Специальные доборные элементы, помогают с легкостью задекорировать окно.
Отделка штукатуркой
Этот способ отделки можно назвать одним из самых старых. Ранее фасад покрывали «шубой», раствор набрасывали на внешние стены и не разравнивали, таким образом, получался слой одинаковой толщины с небольшими неровностями.
Сейчас с помощью штукатурки создают неординарные узоры по типу:
Как и раньше, штукатурка защищает основную конструкцию от разрушительного воздействия внешней среды. Но сегодня разработаны составы, которые легко наносятся на любые поверхности. Обрабатывают даже асимметричные фасады.
Отделка фасадными кассетами
Это металлические или композитные элементы, которые быстро устанавливаются на сооружение по принципу вентилируемого фасада. Детали имеют правильную геометрическую форму и загнутые края, которые помогают сделать отделку сплошной.
Конструкция имеет небольшой вес, потому может являться отделкой для сооружений с длительным сроком эксплуатации и спорными прочностными характеристиками. Фасадные кассеты выступают универсальным материалом, потому как подходят для облицовки строений разного назначения:
Вместе с фасадными кассетами применяют остекление, что делает внешний вид фасада более легким и воздушным.
Сэндвич-панели
Это современный способ отделки дома. Состоит такой элемент из трех слоев:
Сэндвич-панели решают сразу две проблемы – утепление и облицовка. Нет необходимости покупать два разных материала и заниматься укладкой сначала одного, а потом монтировать другой. Также панели выступают барьером перед негативными факторами и помогают уменьшить количество шумов, попадающих с улицы в дом.
Главный фасад
Термин главный фасад означает сторону строения, где находиться главный вход. Чаще всего эту стену пытаются приукрасить разными декоративными элементами. Для этого используют:
Все это называется архитектурный декор. Раньше его изготавливали из гипса, который имел большой вес и сильно нагружал основную конструкцию. Сейчас производят элементы из пенопалст, что делает декор легким и практичным.
Сухой и мокрый фасад
Профессионалы различают два вида фасадов:
Подходящими материалами для обустройства сухого фасада являются:
Виды конструкций
Сухой фасад можно обустроить 2 способами. Конструкции отличаются наличием вентилируемого зазора. Потому выделяют такие конструкции, как:
Достоинства и недостатки типов отделки
Выбирая тот или иной способ обустройства фасада нужно взвесить все за и против, а потом подбирать подходящий вариант. Начнем с мокрого фасада. Это тип отделки выполняется самостоятельно без сложных схем и планов. Достаточно приобрести утеплитель, приклеить его. Затем закрепить армирующую сетку при помощи клея и выровнять полученный слой.
Дальше приступают к декорированию. Подойдет и штукатурка, и плитка. Но есть несколько недостатков, например, погодные условия. Для работы с растворами нужна сухая, безветренная, но пасмурная погода. Температура воздуха не может опускаться ниже +5 и подниматься выше +25 градусов.
Теперь рассмотрим сухой вентилируемый фасад. Основным преимуществом считается наличие зазора. Вентилировать помогает воздух, который спокойно циркулирует в полученном пространстве. Благодаря этому влага не скапливается на поверхности стены или утеплителя, потому увеличивается срок эксплуатации материалов. Из недостатков отмечают стоимость. Металлические профили обойдутся дорого.
Невентилируемый сухой фасад подойдет не всем строениям. Например, деревянная конструкция не сможет выдержать влаги, которая скапливается под облицовкой. Материал начнет гнить и быстро придет в непригодность, а в помещениях постоянно присутствует сырость и развиваются грибки.
Подборка фотографий фасадов частных домов
#ostrarch
Портфолио
Архитектурно-художественное описание фасада здания
Двухэтажное кирпичное здание на высоких полуподвалах с оштукатуренным декором, построено в стиле эклектики с элементами неоренессанса начала 1880-ых годов.
Здание угловое, Г-образной конфигурации в плане. Расположено в строчной застройке квартала, ограниченного: ул. Красноармейская, ул. Чкалова, ул. Шаумяна, пер. Яновского, пр. Первомайский.
Объемно-пространственное решение представлено двумя большими объемами, которые симметричны относительно соединяющей их башни и образуют угол в 85°. Башня полукруглая в плане и слегка выступает из целого объема здания, подчеркивая острый угол улицы. Ее завершение решено сложным шатровым покрытием со средней опорой, которая образует шпиль.
Всего здание имеет пять обозреваемых фасадов: три дворовых и два равнозначно главных, поскольку доминирующая входная группа расположена в башне. Здание с западной стороны имеет пристройку, которая стилистически дублирует башню. Фасады выполнены из красного полнотелого кирпича и украшены оштукатуренным декором. Цоколь облицован песчаником.
Вертикально, пластические формы главных фасадов решены двумя слегка выступающими симметричными раскреповками, с рустованными углами (русты чередуются длинные с короткими) на первом и втором этажах. На втором этаже расположены небольшие деревянные балконы, прямоугольные в плане, с коваными ограждениями (абстрактные ажурные мотивы), увенчанными деревянными профилированными перилами. Они расположены на раскреповках и по одному между ними. Плоскость фасадов между раскреповками оформлена декоративными лопатками, обозначенными в простенках первого и второго этажей, которые в плоскости с наличниками слегка выдаются вперед. Они украшены профилированными киматиями нишами на всю глубину.
Горизонтально, пластические формы главных фасадов можно разделить на четыре уровня. Так как рельеф площадки сложный и имеет большие перепады высот, нижний цокольный уровень с востока на запад сходит на нет. Цоколь облицован отесанными модульными блоками песчаника и несколько выступает вперед, по отношению к верхним объемам здания. Оформление проемов на этом уровне очень сдержано и акцентируется лишь крупными замками, которые не выдаются вперед. Цоколь вверху обрамлен профилированной киматиями тягой. Она тянется вдоль главных фасадов, включая башню, как и все пояски, тяги и карнизы фасадов и башни. Уровень первого этажа вверху ограничен пояском и выше профилированным киматиями межэтажным карнизом, покрытым листовой сталью с цинковой пленкой. В нижней части окон этого уровня размещен небольшой профилированный подоконный карниз, который вместе с подоконной стенкой (с небольшой профилированной киматиями базой), слегка выдающейся вперед, тянется вдоль главных фасадов и башни, он также покрыт листовой сталью с цинковой пленкой. Уровень второго этажа очерчен пояском и выше венчающим карнизом. Карниз состоит из двух частей: поддерживающая представлена выносной плитой, сильно выступающей вперед, нависая над нижними элементами декора; венчающая представлена профилированной киматиями тягой. Плоскость стены между пояском и карнизом, т.е. фризовый пояс, пластически обработан двухступенчатыми нишами, которые чередуются парными простыми кронштейнами. Выступающий карниз и плоскость стены соединяются раскрепованной тягой, профилированной киматиями. В нижней части окон этого уровня размещен небольшой профилированный подоконный карниз, который вместе с подоконной стенкой, слегка выдающейся вперед представлен в виде тумбочки и покрыт листовой сталью с цинковой пленкой (с небольшой профилированной киматиями базой), в отличие от уровня первого этажа. Верхний завершающий уровень представлен маленькими аттиками над раскреповками и башней в сочетании с парапетом. Пластическая форма аттиков дублирует фриз, однако ниши здесь чередуются небольшими выступающими столбиками, которые имеют небольшую профилированную киматиями базу. Обрамление вверху представлено небольшим карнизом. Парапет выполнен в виде столбиков, повторяющих выступы на аттиках, соединенных кованными ажурными ограждениями.
Как сказано выше, доминирующая входная группа расположена в полуциркульном объеме башне. Она представлена: дверным проемом, врезанным в башню, обрамленным рустованными наличниками с замками 1/7 ширины окна, которые в плоскости с подоконной стенкой слегка выдаются вперед; полукруглыми в плане ступенями из того же песчаника; и в завершении устроена маркиза корзинного типа. Элемент заполнения исторически представлял собой дверной блок, деревянный, который состоял из коробки, двух филенчатых полотен и фрамуги.
Со стороны южного фасада, в пристройке, располагается еще одна входная группа. Она представлена: дверным проемом, врезанным в фасад, обрамленным рустованными наличниками с замками 1/7 ширины окна, которые в плоскости с подоконной стенкой слегка выдаются вперед; прямоугольными в плане ступенями из того же песчаника; и в завершении исторически была устроена маркиза корзинного типа. Элемент заполнения дверного проема, дверной блок, деревянный, который состоит из коробки, двух филенчатых полотен и фрамуги.
Оконные проемы главных фасадов прямоугольные, распределены равномерно. Ширина простенков равна ширине оконных проемов. Пропорция окон второго этажа 2,1 квадрата, а первого этажа и цоколя 1,9 квадрата. Элементы заполнения оконных проемов, оконные блоки, деревянные, которые состоят из коробки, двух створок, фрамуги и форточки.
Балконные двери стилистически дублируют заполнения оконных проемов. Они представлены: дверными блоками, деревянными, которые состоят из коробки, двух застекленных полотен и фрамуги.
Оформление оконных проемов цоколя, как сказано выше, очень сдержано. Уровень первого этажа выглядит иначе. Здесь оконные проемы с трех сторон обрамлены ступенчатыми рустованными наличниками с замками 1/7 ширины окна, которые в плоскости с подоконной стенкой слегка выдаются вперед. Оформление оконных проемов башни отличается упрошенной формой. Второй этаж более богат декоративными элементами. Оконные проемы с двух сторон обрамлены наличниками с замками 1/8 ширины окна, которые в плоскости с подоконной стенкой слегка выдаются вперед. Они украшены неглубокими расширяющимися наружу нишами. Пустую оштукатуренную перемычку, венчает небольшой профилированный киматиями раскреповывающийся карниз, который поддерживают стилизованные кронштейны. Эти элементы поддерживают лучковые фронтоны сложного профиля с пустым тимпаном, покрытые листовой сталью с цинковой пленкой под небольшим уклоном.
Оконные проемы дворовых фасадов прямоугольные, идентичны оконным проемам главных фасадов, за исключением одного полуциркульного на западном фасаде между первых и вторым этажами. Его пропорция 3,6 квадрата. Поскольку западная стена относится к соседнему зданию, окно стилистически отличается. Элемент заполнения оконного проема, оконный блок, деревянный, который состоит из коробки, трех створок и фрамуги.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».