Омологация колеса что это
Омологация шин
КОЛЕСО – единственная деталь, соединяющая автомобиль с дорогой!
А в случае премиальных и спортивных автомобилей, только шины, одобренные автопроизводителем, способны передать всю технологическую мощь, заложенную инженерами, в пятно контакта.
Так ли это на самом деле? Давайте разберемся:
Шины, одобренные для установки в качестве заводской комплектации, носят маркировку омологации. Производителей, поставляющих омологированные шины на конвейер, можно сосчитать по пальцам: Michelin, Pirelli, Bridgestone, Dunlop, Continental (ТОП-5).
Чаще всего, в России можно встретить омологацию на шинах премиальных европейских авто: BMW, Mercedes, AUDI, Porsche (остальные значительно реже).
Чем отличается омологированная шина от стандартной модели?
Всем: от шины к шине, от омологации к омологации могут быть изменены:
— структура и материалы каркаса шины,
— состав резиновой смеси,
— рисунок протектора (редко),
— индексы нагрузки и скорости,
— место производства.
Все изменения в шине точно выверены, протестированы и одобрены производителем. Процесс омологации не быстрый, может занимать до 3 лет и привести к тому, что стандартная модель шины уже была обновлена, а омологации на нее еще нет.
Маркировки омологации шин*:
* — BMW, MINI
* BMW M – BMW M3, Z4M, M5, M6, M8
a – AUDI, VW
A – Toyota Auris
AM6 – Ford USA
AM8, AM9, AMP, AMS, AMX, AMR — Aston Martin
AO, AO1 – AUDI
B, B1, BC, BL – Bentley
CH — Chrysler (C1 – Chrysler Viper)
DC — Daimler/Chrysler
FI – FIAT
FO – Ford
HO — Honda
J, J1, J2, JRS — Jaguar
K1, K2, F, F01, F02 – Ferrari
L – Lamborghini
LR, LR0 – Land Rover
MO = Mercedes Original – Mercedes-Benz
MO1 – Mercedes-Benz AMG
MOE –Mercedes-Benz ( RunFLAT)
MC – McLaren
MGT – Maserati
MI – Mitsubishi
N0, N1, N2, N3, N4, N5, N6 – Porsche
OP – Opel
PE – Peugeot
RE – Renault
RO1, RO2, RO3 – AUDI Quattro RS4, RS6, R8
SE – Seat
SK – Skoda
T0 — Tesla
VOL — VOLVO
VW – Volkswagen (VO – Volkswagen Tuareg)
* список омологаций постоянно обновляется, появляются новые бренды автомобилей и поколения шин
На примере Porsche: маркировки N0 1-2-3-4 обозначают поколения омологации, когда производитель вносит модификации в уже существующую модель шины. Но, иногда, дополнительные символы носят совсем другой характер.
C1 – выделяет омологацию на конкретную модель Chrysler Viper
M0E = M0Extended – шины на Mercedes Benz с технологией RunFlat
Что запрещает омологация?
Категорически запрещается устанавливать на один автомобиль шины:
— c омологацией и без,
— c разными омологациями (например мешать N0 и N1),
— устанавливать омологированные шины на модели авто, на которые они не предназначены.
Омологация: требование или рекомендация?
Омологация – это лишь настоятельная рекомендация автопроизводителя по выбору шин. История та же, что и с оригинальными запчастями OEM с конвейера. Рекомендуется, но выбор остается за владельцем авто.
Омологация — что это за зверь?
Говоря языком «правильным», омологация — результат подбора и рекомендаций автопроизводителя в отношении автомобильных шин с определенным потенциалом и оптимально подходящими параметрами для конкретной модели автомобиля.
Говоря языком простым: автопроизводитель на этапе разработки, либо уже после выпуска решает сотрудничать с компанией-производителем шин. Он (автопроизводитель) составляет техническое задание, где указывает требуемые характеристики:
— время преодоления круга;
— стабильная управляемость;
— управляемость на мокром покрытии;
— торможение на мокром покрытии;
— продольное аквапланирование;
— поперечное аквапланирование;
— сопротивление качению;
— масса;
— комфорт;
— уровень шума;
— ходимость;
— управляемость на сухом покрытии.
Модель по данному ТЗ может создаваться «с нуля», либо может дорабатываться уже существующая. И только после прохождения испытаний и получения одобрения от автопроизводителя на шину можно ставить маркировку под автомобиль.
То есть на выходе получаем шину адаптированную к техническим особенностям автомобиля, которая обеспечивает максимально возможные характеристики при езде на нем. И по большей части, именно омологированные шины устанавливаются на автомобиль на заводе, в, так называемой, оригинальной комплектации.
Extended – шины с технологией RunFlat
Обозначения от 0 до 6 рядом с буквой N могут встретиться на шинах, омологированных для Porsche. Они показывают, сколько раз данная модель была одобрена автопроизводителем. N0 – самая первая омологация, при улучшении дизайна шина с маркировкой N0 приобретает маркировку N1. Чем больше это число, тем большее количество раз покрышка была модифицирована разработчиком.
Наличие маркировки об соответствующей омологации является гарантией для владельца, что данные шины позволят реализовать всю мощь автомобиля на дороге и вынести жесточайшие нагрузки без рисков безопасности в экстренных ситуациях. Помимо идеальных характеристик для авто, чья омологация стоит на боковине, учитывают особенности настройки подвески автомобиля — это позволяет улучшить показатели пробега в отличие от шин без омологаций, которые предусматривают стандартные настройки. Омологация своего рода идеальный ключ для корректного функционирования электронных систем ACC, ABS, ASR, BAS, ESP, EDS, ISA, TPMS.
Иногда омологация просто необходима. Например, с изменением положения двигателя (переднее, центральное, заднее) значительно меняется распределение массы, что влияет на пятно контакта и динамику. Сюда уже не поставишь шину, рассчитанную на стандартные характеристики — и машине вред и возможность потерять управление появляется.
Но у шин с омологацией зачастую стоят ограничения на использование таких шин на других автомобилях.
Порой 2 шины одной модели: имеющая омологацию и без нее, — значительно отличаются друг от друга. Ярким примером служит MICHELIN Pilot Alpin 4. У шины с омологацией на Porshe отличается даже рисунок протектора!
А ниже на рисунке представлены шины P Zero* одного типоразмера 305/30 R20, омологированные под Audi, Porsche, Lamborghini и Ferrari. Отличия есть в дизайне протектора и ширине профиле. Так как шаг ширины профиля равняется 10 мм, расхождения в этих пределах не меняют размерность, и она у всех шин считается одинаковой.
Компания Pirelli — одна из первых в сегменте оригинальной комплектации для автомобилей престижных и премиальных марок. Pirelli производит омологированные шины для таких марок как: Aston Martin, Audi, Bentley, Jaguar, Land Rover, Maserati, Porsche, Volvo.Premium + Prestige.
Есть ли запреты, связанные с омологацией?
Категорически запрещается устанавливать на один автомобиль шины:
— c омологацией и без,
— c разными омологациями (например мешать N0 и N1),
Нежелательно устанавливать омологированные шины на модели авто, на которые они не предназначены.
Омологация – это лишь настоятельная рекомендация автопроизводителя по выбору шин. Рекомендуется, но выбор всегда остается за владельцем автомобиля.
Омологированные шины: что это такое, кому они нужны, а кому противопоказаны
Омологация шин — это процесс разработки шин строго под конкретный автомобиль с учетом его характеристик. Как отвертка, пила и ножницы будут справляться со своими задачами лучше универсального швейцарского ножа, так и омологированные шины позволят автомобилю без остатка раскрыть весь заложенный в него потенциал. В этом посте мы расскажем, каким образом происходит процесс омологации, какие требования предъявляют партнеры к компании «Мишлен» и разумно ли установить на свой авто шины с омологацией под другую машину.
Испортить хороший автомобиль относительно нетрудно: залейте сомнительный дешевый бензин с безымянной АЗС, поменяйте рекомендованное масло на самый бюджетный аналог, да еще и не с теми допусками, вставьте изрядно пожившие свечи с черным масляным нагаром, а главное — вместо качественных или хотя бы штатных заводских шин смонтируйте старые истертые шины неизвестного производителя.
К счастью, такие экзекуции со своей машиной ни один здравомыслящий автомобилист никогда не совершит. По частям да, но всё вместе — ни за что. И это правильно, ведь каждое требование к горюче-смазочным материалам и шинам в том числе является результатом долгой исследовательской работы и испытаний, проводимых автопроизводителем. Чем мощнее и дороже автомобиль, тем строже требования к расходникам, что объясняется сложностью двигателя и высокими заявленными динамическими характеристиками. Чтобы гарантированно раскрыть весь потенциал премиального авто, разумно заправляться на рекомендованной сети АЗС, заливать масло рекомендованного бренда и, если существует такая опция, устанавливать рекомендованные, то есть омологированные шины, созданные специально для вашей машины.
Что такое омологация и как она появилась
Цикл разработки автомобиля — от принятия решения о выпуске до начала серийного производства — в среднем занимает 5-6 лет. Это очень большой срок, но уже в самом начале производитель знает приблизительные характеристики будущей машины: максимальная скорость, управляемость, поведение на различных покрытия, эффективность торможения — всё это рассчитывается в рамках компьютерного моделирования. Однако на эти параметры в реальности могут сильно влиять установленные на автомобиль шины.
Чтобы новый авто, только что вышедший из ворот завода, сразу же соответствовал просчитанным и заявленным характеристикам, производитель тщательно подбирает шины, которыми будет комплектоваться новая модель. Обычно автоконцерны имеют действующие договоры с производителями шин, поэтому выбор будущих колес ограничивается всего несколькими моделями. Однако если автопроизводителя не устраивает имеющийся модельный ряд или он считает, что обычные серийные шины не дают раскрыть весь потенциал автомобиля (если речь идет о премиальных и спортивных марках), то он может направить шинникам запрос на омологированные шины под конкретную модель — шины из имеющегося или будущего модельного ряда, доработанные с учетом всех физических и динамических качеств автомобиля.
Стандартные шины, даже высокого класса, делаются максимально универсальными, но всё же с соблюдением высоких стандартов и характеристик. В свою очередь автомобили бывают совершенно разными — разной длины, массы, с разной развесовкой, расположением двигателя, приводом и типом подвески, с разной мощностью двигателя. Стандартная шина по ряду характеристик будет уступать шине специализированной, омологированной для определенной машины.
Несмотря на странное звучание в русском языке, навевающее мысли о косметических процедурах омоложения, слово «омологация» (греческого происхождения) присутствует в разных языках и везде значит одно и то же: «соответствие». Иными словами, омологированные шины — это шины, соответствующие автомобилю. Не просто совместимые, как любые шины подходящего типоразмера, а именно соответствующие как оригинальные, как «вторая половинка», как «единственные и неповторимые».
Омологированные шины, они же шины OE (Original Equipment, «оригинальное оборудование для установки на заводе»), как класс появились несколько десятков лет назад. До этого у автобрендов просто не было потребности в каких-то специальных шинах, но как только спорткары стали достаточно быстрыми, а премиальные машины достаточно тихими и мягкими, оказалось, что стандартные шины могут не дотягивать до возможностей авто — попросту не справляться с мощностью двигателя, остротой управления и мягкостью подвески.
Омологированная шина выступает дополнительной гарантией того, что автомобиль будет соответствовать заявленным характеристикам, причем как после продажи в автосалоне, так и после замены изношенных шин на такой же новый омологированный комплект. Если ранее своим имиджем в глазах клиентов были в первую очередь озабочены премиальные марки, для которых недопустимо, чтобы сторонние шины превратили дорогой спорткар в желе на колесах, то в последние годы запрос на омологацию поступает даже от производителей массовых моделей, например, от Renault и Volkswagen.
Но забота о поведении автомобиля — не единственная причина роста спроса на омологацию. Если по результатам тестов автомобиль демонстрирует наилучшие результаты именно с омологированной шиной, то такая шина закономерно становится лучшим кандидатом на установку в будущем после износа первого комплекта. Автовладельцы избавляются от головной боли по поводу выбора шин, а официальные сервисы смогут рекомендовать клиентам наиболее подходящие шины.
Как происходит омологация шин
Процесс создания омологированных шин по сложности немногим уступает разработке целого автомобиля — испытания и доработки шины могут растянуться на два-три года. Для покупателей это совершенно незаметный процесс, потому что шины разрабатываются параллельно с самим автомобилем.
После того, как автопроизводитель принял решение, что для новой модели ему необходимы особые шины, он отправляет запрос шинному бренду — например, нам в «Мишлен», как это делают Porsche, Mercedes-Benz или BMW. В запросе раскрываются подробности об автомобиле, а также заявляются качества, которым он должен соответствовать с омологированными шинами. В интернете из уст в уста передают список из следующих показателей: управляемость на сухом и мокром асфальте, поперечное и продольное аквапланирование, время прохождения круга, управляемость, сопротивление качению, масса, акустический комфорт и мягкость. На самом деле в заявке на омологацию перечисляются далеко не все эти параметры
Обычно заказчик обозначает всего несколько критичных характеристик в зависимости от идеологии и целевой аудитории будущего автомобиля. Для машины со спортивным, «драйверским» духом требуется отличная управляемость, скорость прохождения круга и масса шины, а для представительского седана премиального уровня важнее мягкость хода и тишина. Так Audi чаще запрашивает улучшения ходимости, шумности и сопротивления качению, BMW — повышение управляемости и уменьшение массы, а Mercedes-Benz — мягкость хода и экономичность.
После заключения договора на создание омологированных шин между шинниками и автомобильными инженерами начинается плотное сотрудничество. Сперва производитель шин подбирает основу будущей шины — наиболее соответствующую требованиям обычную модель. Она тщательно испытывается, после чего намечаются точки доработок: это может быть как смена состава резины, так и существенная доработка протектора и профиля шины.
Работа над омологацией может идти с обеих сторон: изменяется не только сама шина, но и подвеска автомобиля. Каждый новый прототип раз за разом проходит полный цикл испытаний (о том, как испытываются шины, мы уже писали). Лучшее — враг хорошего, поэтому если результаты определенного прототипа весьма хороши, производитель всё равно старается доработать шину, сделав ее идеальной. Количество прототипов может исчисляться десятками и сотнями.
Около семи лет назад нам поступил запрос на производство омологированных шин для нового Ford Focus RS. Это спортивный автомобиль, участвующий в профессиональных заездах, поэтому на разработку омологации «Мишлен» потребовалось порядка двух лет, и инженерам «Мишлен» пришлось немало потрудиться. В результате для гоночных трасс мы создали MICHELIN Pilot Sport Cup 2 235/35 R19. Наши инженеры сделали 100 прототипов и 500 тестовых единиц, прежде чем была шина окончательно сертифицирована. А для создания MICHELIN Pilot Super Sport 235/35 R19 мы испытали 500 прототипов с разными характеристиками и 1000 тестовых шин!
Протектор всех шин MICHELIN Pilot Sport Cup 2 изготовлен с применением двух различных составов резиновой смеси. Такая же технология используется и при производстве шины MICHELIN Pilot Super Sport, которую можно эксплуатировать как на дорогах общего пользования, так и на гоночных трассах. MICHELIN Pilot Sport Cup 2 производится из тех же материалов, что и гоночные шины.
Технология Variable Contact Patch 2.0 позволяет сохранить площадь контакта протектора с дорожной поверхностью. Она остается постоянной за счет изменяемой геометрии шины, что обеспечивает абсолютный контроль над автомобилем. При прохождении поворотов форма пятна контакта может измениться, сохраняя площадь фрагмента шины, контактирующую с дорогой.
Маркировка омологированных шин
Узнать, имеет ли шина омологацию, можно по маркировке в ее описании или на боковине (символы сразу после названия). Метка омологации состоит из одной-двух букв и цифры. Большие ничего на шине не будет говорить о том, что она предназначена для конкретной марки или автомобиля, поэтому не ищите на этикетке или боковине упоминания Porsche или BMW. Список кодов омологации, можно представить в виде такой таблицы:
Вопросы и ответы об омологированных шинах
Вопрос: Я купил десятилетний автомобиль, который выпускался с омологированными шинами. Есть шанс найти новые омологированные шины для старых машин?
Ответ: На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Дело в том, что не «шинники», а именно автопроизводитель в договоре об омологации обозначает, сколько времени должны выпускаться омологированные шины уже после снятия машины с производства. В течение нескольких лет после ухода авто с конвейера продолжится выпуск запчастей для осуществления послегарантийного обслуживания. Этот срок может составлять и десять, и двадцать лет, в зависимости от пожеланий производителя. Но OE-шины не считаются запчастью, так как они предназначены для первичной комплектации автомобиля на заводе.
Соответственно, едва ли кто-то сможет сказать вам заранее, продолжается ли выпуск омологированных шин для устаревший автомобиль. Просто посмотрите предложения в шинных центрах и по возможности узнайте дату производства шин. Даже если они хранились на складе три-четыре года, это не катастрофа — мифы о «лежалых» шинах мы развеяли в нашем прошлом посте.
Вопрос: Можно ли поменять омологированные шины на обычные?
Ответ: В случае с большинством автомобилей среднего класса — да, вы можете со временем заменить омологированные шины на любые другие, это не возбраняется и не лишает вас гарантии. Но есть и исключения: для премиальных машин типа Audi RS, BMW M и Mercedes-Benz AMG производители прямо не рекомендуют менять омологированный комплект на любой другой. Вполне объяснимо: при мощности движков этих авто крайне нежелательно терять качество сцепления с дорогой из-за смены шин.
Некоторые дилеры грозят лишением гарантии за использование неомологированных шин, но на самом деле в России по закону нельзя снять автомобиль с заводской гарантии за установку совместимых шин соответствующего требованиям производителя типоразмера. А вот если вы заключили с автосалоном договор на расширенную гарантию (к которой производитель не имеет отношения), то в нём могут быть указаны любые правила, в том числе в отношение шин.
Вопрос: Можно ли установить омологированные шины от другого автомобиля?
Ответ: Если соблюдать требования закона, то есть устанавливать шины по сезону и попарно на каждую ось, то да, вы можете смонтировать омологированные шины от другого авто. Но в этом не просто нет смысла, такая процедура может быть опасна в случае с некоторыми строгими маркировками.
Омологированные шины не универсальны, их характеристики затачивались под определенную подвеску, определенную развесовку, определенный двигатель. Омологированная шина на несовместимых автомобилях может повести себя неоднозначно. Так омологации для более-менее массовых моделей, таких как Audi, BMW, Mercedes-Benz допустимо ставить на другие авто. А вот узкоспециализированные шины для Ferrari (K1/K2) и Dodge Viper (C1) прямо не рекомендуется монтировать на что-то, отличное от моделей этих марок.
Вопрос: Можно ли сочетать омологированные и обычные шины на разных осях?
Ответ: Пункт 5.5 ПДД России запрещает эксплуатацию автомобиля, на одной оси которого установлены шины с разным рисунком протектора, разной размерности, разной сезонности, с шипами и без. Если же устанавливать шины попарно на каждую ось, то можно сочетать омологированные и неомологированные шины в одном автомобиле. Но делать это нежелательно, потому что омологированные шины разрабатываются не просто так, а по причине высоких характеристик и высоких требований машины. Если вы просто ждете доставки новой пары омологированных шин, а тем временем две-три недели ездите с другой совместимой парой, то ничего страшного. Но использовать разные шины на разных осях постоянно всё же не следует: это небезопасно.
Если в автомобиле омологированные шины установлены только на одну ось, постарайтесь не гонять между рядами, не пытайтесь дойти до точки аквапланирования и в целом ведите себя за рулем осторожней, чем обычно. Омологированная пара только на одной оси может привести к заносу из-за разного уровня сцепления с дорогой на разных осях — срыву передних колес или заносу кормы при резких маневрах на большой скорости.
Вопрос: Почему омологированные шины делают только для премиальных автомобилей, а не массовых марок, ведь это выгоднее?
Ответ: Основная разница между стандартными и омологированными шинами в поведении на дороге проявляется в экстремальных режимах, то есть на высоких скоростях и при крутых маневрах (хотя разница в акустическом комфорте заметна всегда). При езде с разрешенными в городе скоростями и толкании в пробках требования к шинам совсем не те, чем при заездах на треках. Поэтому нет особого смысла разрабатывать шину критических параметров для тихоходного хэтчбека с маленьким атмосферным двигателем — водитель просто не почувствует разницы со стандартной шиной.
К тому же омологация стоит денег, так как такие шины появляются в результате долгой разработки и испытаний, а поставляться они будут только вместе с несколькими моделями автомобилей (или вовсе с одной единственной моделью). Значит, в конечном итоге потребитель заплатит не только за сами шины, но и за их создание, хотя собственно омологированный комплект всего на несколько процентов дороже обычного того же типоразмера. Покупатели премиальных автомобилей готовы к «лишним» тратам, тогда как производители массовых авто стараются сэкономить буквально на всём, чтобы сохранить конкурентоспособность.
Омологированные шины — это лучшие шины для лучших автотомобилей. На их разработку уходят годы, испытываются сотни прототипов, а в результате вы получаете комплект, раскрывающий все возможности автомобиля, заложенные производителем. Если вы цените не только свой автомобиль, но свой комфорт и безопасность, по возможности выбирайте именно омологированные шины (если они выпускаются для вашей машины).
Что такое омологированные шины и зачем их покупать?
Современный автомобиль, особенно когда речь заходит о премиум-сегменте, во многом превосходит и корабль «Восток-1» Юрия Гагарина. Современные кроссоверы на гоночной трассе не уступают спортивным седанам десятилетней давности, а спортивные седаны способны пройти круг быстрее иного суперкара прошлого. Массовые же модели демонстрируют завидную надежность управления, о которой раньше не приходилось и мечтать.
Составляющих у столь быстрого прогресса много, но основных три: развитие металлургии, электроники и шинной промышленности. Сваренные из новейших сортов стали кузова жестче и легче, продвинутая электроника обеспечивает совершенно иной уровень активной безопасности, а шины последних моделей — запредельный для недавнего прошлого уровень сцепления с дорогой. Из этих трех составляющих добровольно ухудшить владелец может только третью. Ослабить металл кузова своего автомобиля можно, только попав в аварию, да и вынимать из машины часть электроники никто не станет. А вот поставить на нее неподходящие или даже устаревшие шины — вполне.
Современные покрышки обеспечивают высокий уровень сцепления, снижают расход топлива и уровень шума, а порой и увеличивают плавность хода. Однако порой установка шин другого производителя того же ценового сегмента в корне меняет характер автомобиля. Неизвестно откуда появляется склонность к заносу, машина начинает замечать колею или жестко проходить неровности. Причем такое изменение характера может происходить, даже когда на премиальном автомобиле меняешь одни премиальные шины на другие. Дело вовсе не в том, что вам продали контрафактные покрышки, и даже не в том, что шины смонтировали на диске неправильно. Зачастую все упирается в отсутствие у шин омологации для использования на автомобиле конкретной модели.
Омологированными называют шины, которые разрабатываются с учетом технического задания автопроизводителя. Проще говоря, создатели покрышек знают обо всех особенностях конкретной машины и задают шинам такие характеристики, которые обеспечивали бы автомобилю именно то поведение, которого от него ждут технические инженеры компании-автопроизводителя. Возможность плотно работать с шинниками позволяет инженерам автомобильных компаний находить идеальное соответствие между автомобилем и шинами, то есть выразить характер автомобиля и обеспечить ему возможность продемонстрировать на дороге все, на что он способен. В итоге получаются шины, которые будут установлены на него на конвейере или впоследствии предложены официальным дилером.
С одной стороны, это позволяет делать автомобили на правильных шинах еще совершеннее, а с другой, делает машины все более чувствительными к резине. Сначала эта тенденция стала видна в сегменте спортивных машин — установка не омологированных шин делала автомобиль куда менее точным во всех реакциях. В последние годы чувствительность к шинам все ярче проявляется и у массовых моделей. Конечно, далеко не всегда точный инструмент превращается в подобие кувалды, но то, что установка не омологированных шин зачастую меняет поведение автомобиля в худшую сторону, — неоднократно подтвержденный на независимых испытаниях факт.
Особенно внимательно относятся к омологации в сегментах премиум, люксовом и спортивном. Шины должны обеспечивать премиальным моделям именно тот характер, которого от них ждет клиент. Порой некоторые бренды и вовсе начинают работать с тем или иным производителем на эксклюзивной основе. Так, для первичной комплектации Maserati, Lamborghini, McLaren и Pagani используются только шины Pirelli, а Aston Martin, Bentley, Ferrari и Porsche используют итальянские покрышки в подавляющем большинстве случаев. Но не стоит думать, что омологированные покрышки — удел лишь производителей люксовых и спортивных машин. Та же компания Pirelli плотно сотрудничает еще и с Alfa Romeo, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Jaguar и Land Rover, а всего у итальянцев 3300 омологаций для разных моделей разных производителей.
Зачем вообще переплачивать за шины от именитого производителя?
Шинная промышленность появилась практически сразу вслед за автомобильной — мягкие резиновые покрышки обеспечивали куда больший комфорт, чем деревянные или стальные ободья колес. Поэтому не удивительно, что история многих шинных производителей насчитывает десятки лет, а наследие больше, чем у иных автомобильных брендов. Однако шинная индустрия — высокотехнологичная отрасль, в которой на одной истории далеко не уедешь. Результат определяют компетенции, экспертиза и ноу-хау.
Как и любая другая отрасль, предлагающая клиенту товары, в шинной индустрии существует три больших сегмента: премиальный, средний и бюджетный. По традиции их обозначают буквами А, B и C. К первому, как правило, относятся шины топовых мировых брендов. Они имеют такие модификации/технологии, как run flat (усиленная боковина, позволяющая продолжать движение при проколе) и seal inside (дополнительный слой на внутренней поверхности шины, обеспечивающий самогерметизацию при проколе).
Шины А-сегмента разрабатываются для более дорогих и мощных моделей, способных развивать более высокие скорости, а также устанавливаются на автомобиле массового сегмента. Практически во всех случаях речь идет о шинах от премиальных производителей с многолетней историей, успехами в автоспорте и многочисленными омологациями. При этом нужно понимать, что о переплате за бренд речи не идет. Так как в этом сегменте высокую роль играют безопасность и комфорт, в премиальных покрышках применены все возможные технологии по подавлению шума, сопротивлению аквапланированию (всплыванию над поверхностью мокрого асфальта) летом и обеспечению максимального сцепления на снегу и льду зимой.
К шинам B-сегмента относятся покрышки средней ценовой категории как премиальных производителей, так и брендов с меньшей историей. Например, у Pirelli в данной категории есть бренд Formula. Также иногда в эту категорию попадают шины А-сегмента, которые производятся пять лет и больше или не имеют технологий run flat или seal inside, а следовательно, и стоят дешевле.
Наконец, С-сегмент — это, как правило, шины от локальных брендов, главным, а зачастую и единственным преимуществом которых является цена. Ранее небольшие производители имели преимущество в том, что предлагали шины компактных размеров — с посадочным диаметром 14 и 15 дюймов, но и оно осталось в прошлом. Сейчас даже малоразмерные шины можно найти и у премиум-брендов. Например, у той же компании Pirelli есть летняя модель Cinturato P1 и зимняя шина Cinturato Winter с такими посадочными диаметрами в гамме.
Естественно, у любого покупателя возникает вопрос: а нужно ли платить за премиум или можно сэкономить и приобрести шины более доступного сегмента? Как правило, вся разница между резиной А- и B-сегмента проявляется в сложных дорожных условиях. Особенно это заметно на мокрой дороге или при активной езде, когда идет повышение нагрузки на резину. Еще заметнее эти различия зимой. На морозе резине крайне важно оставаться мягкой и сохранять свою эластичность, шипам — плотно сидеть в своих посадочных местах и не обмерзать, а ламелям — создавать дополнительные кромки упоров, увеличивать площадь контактирующей поверхности, а также сохранять снег в протекторе для увеличения сцепления на снежных поверхностях, ведь о снег коэффициент трения гораздо выше. Премиальные производители имеют возможность инвестировать в развитие технологий во всех направлениях.
Если мы возьмем шину Pirelli Ice Zero 2 — первую в истории и единственную на данный момент зимнюю шину, омологированную для Lamborghini, — то найдем ноу-хау в каждой области. Резиновая смесь в области шипа оптимизирована для лучшего его крепления, по обеим сторонам от каждого шипа расположены «контейнеры» для ледяной крошки, которую нарезает шип, предотвращающие образование наледи, а рисунок протектора призван обеспечивать сцепление не только на льду, но и на сухом и мокром асфальте.
Естественно, разработка всех этих ноу-хау стоит денег, что отражается и на итоговой цене шины. Но в случае с автомобильными шинами покупатель может быть всегда уверен, что высокая цена премиальных покрышек — это не сила бренда, красивый дизайн или престиж, а технологии и безопасность.