Олицетворение сравнение эпитеты что это такое
Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет
O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)
Олицетворение и метафора
А бывают неповторимые, авторские олицетворения:
И резвая задумается радость.
Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно ( «за окном злится буря» ). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Зачем нужно олицетворение и где его используют
Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:
Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:
Дело мастера боится.
Морда просит кирпича.
Олицетворение и эпитеты
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню
Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: « Горные вершины спят во тьме ночной ». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.
Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова
Олицетворение. Примеры из литературы
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Изобразительно-выразительные средства языка
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Изобразительно-выразительные средства языка.
2. Роль эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол в предложениях и текстах.
Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.
Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.
Литота – это образное выражение, состоящее в преуменьшении размеров, значения изображаемого предмета или явления.
Метафора – Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение).
Олицетворение – разновидность метафоры, наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека.
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого.
Эпитет – образное определение предмета или действия.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Отгадайте загадку Бориса Заходера:
Конечно, вы догадались, что речь идёт о снеге. Как вам удалось определить правильный ответ? Поэт создал образ снега, сравнив его с мухами. Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, небу приписано действие человека: оно нахмурилось, оно не в духе.
Слова или обороты, употреблённые в переносном значении, называются тропами.
К основным тропам относятся: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола.
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение). Например, рыжие волосы иногда называют огненными, потому что они похожи на цвет огня. Когда человека переполняют разные чувства, говорят: палитра чувств, радуга чувств.
Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека. В тексте загадки небу приписаны действия человека: нахмурилось небо.
У слова барабанить прямое значение – бить в барабан, а переносное – часто и дробно стучать. В стихотворных текстах можно найти олицетворение барабанит дождь:
Барабанят капли по крыше,
Ходит ветер серой волной.
Барабанщик из дому вышел
Под весенний дождь проливной. (Владислав Крапивин)
В этом тексте и ветру приписаны свойства человека, он ходит.
Эпитет – это образное определение предмета или действия.
Например, человека, который много работает, многое умеет, много знает, не устаёт, не ошибается, называют человек-компьютер.
Чаще всего эпитеты используют в художественных текстах.
Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.
Необычность, выразительность придаёт тексту Владимира Маяковского гипербола:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
Выразительным средством языка является сравнение. Людям свойственно сравнивать предметы по размеру, цвету, функции и другим признакам.
Вот пример стихотворения Николая Заболоцкого «Голос в телефоне»:
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Как отличить сравнение и метафору? Метафора – это скрытое сравнение. Рассмотрим примеры: бронзовый подсвечник – бронза загара – загар как бронза. Бронзовый подсвечник – это подсвечник, сделанный из бронзы. Слово бронзовый употреблено в прямом значении. Бронза загара – это загар, похожий по цвету на бронзу. Это метафора. Загар как бронза – это сравнение. В сравнении есть элемент, указывающий на сравнение, – это слово как. На сравнение могут указывать слова похож, подобен, словно, будто, точно. У метафоры таких слов нет.
В одном тексте могут использоваться различные средства выразительности. Рассмотрим пример – отрывок из текста Бориса Васильева: «Мы испуганно заспешили домой. Но не успели сделать и сотни шагов, как из взорванного громом неба на нас обрушились потоки воды. Упругие струи, будто резиновые шланги, хлестали нас по голове и по спине, возле самых ног змеились молнии, что-то лопалось в траве, и ежесекундно, бушуя в неистовой злобе, ревел гром». В этом тексте есть и метафоры, и олицетворения, и сравнение. Вместе они создают картину грозы, которую каждый читатель представляет очень ярко, как будто сам был её свидетелем.
Если нам нужно сообщить информацию, факты, мы избегаем образных средств. Мы говорим: наступает ночь.
А если необходимо рассказать собеседнику так, чтобы он представил всю картину события, то прибегаем к изобразительно-выразительным средствам. Например, как это сделал Михаил Шолохов: Неслышно, серой волчицей придёт с востока ночь.
Установление соответствия между элементами двух множеств
Определите, какие средства выразительности использованы в предложениях.
Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)
Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)
Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)
Для правильного выполнения задания нужно найти слова, употреблённые в переносном значении.
1. Забормотал спросонок гром… Грому приписаны действия человека. Это олицетворение.
2. Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. Брюхо сравнивается с самоваром. Ищем показатель сравнения – слово похожим. Это сравнение. Кроме того, Н. Гоголь преувеличивает размер брюха. Это гипербола.
3. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. Облака сравниваются с горами. Показатель сравнения – слово чем. Это сравнение.
Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)
Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)
Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)
Добавление подписи к изображениям.
Выберите наиболее подходящий вариант подписи к фотографии. Название должно передавать образ.
Дельфины – наши лучшие друзья.
Анализируем варианты. Название должно отражать все элементы изображения: героя (дельфин), его настроение (весёлый), действия (трюк с мячом).
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?
Презентация «Выразительные средства речи»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выразительные средства речи: Сравнение Олицетворение Метафора Эпитет
Выразительные средства речи: Сравнение Олицетворение Метафора Эпитет
Пример сравнения: Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребенок…
Сравнение Сопоставление одного предмета с другим называется сравнением. Сравнение придает описанию особую наглядность, изобразительность. Сравнение часто присоединяется союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО и другими.
Найдите сравнения: Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. С. Есенин А подушка, как лягушка, ускакала от меня. К. Чуковский
Кленовый лист напоминает нам янтарь… Н. Заболоцкий Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка… В. Луговской Найдите сравнения:
Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Белая позёмка. С. Я. Маршак Найдите сравнения:
Иногда солнце восходит, как золотой шар, иногда как белое видение в густой осенней мгле, а иной раз как большой искристый алмаз. К. Паустовский Найдите сравнения:
Жужжало подобно пчеле; Завертелся волчком; Мчится быстрее ветра; Улыбка похожа на солнечный свет. Примеры сравнения:
Выразительные средства речи: Сравнение Олицетворение Метафора Эпитет
Пример олицетворения: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами…
Олицетворение Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живого существа называется олицетворением. При олицетворении неодушевленным предметам приписывают действия, которые часто доступны лишь людям.
Примеры олицетворения: Зима недаром злиться, Прошла её пора… Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. Тютчев
Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши… К. Бальмонт Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Вдруг за тучей прогремело, принахмурилась земля… Ф. Тютчев Найдите олицетворения:
Лишь где-нибудь в проруби зыбко Играет и дышит вода… С. Я. Маршак Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. А. Фет Найдите олицетворения:
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. А. С. Пушкин Найдите олицетворения:
Выразительные средства речи: Сравнение Олицетворение Метафора Эпитет
Пример метафоры: Выглянул цветочек В полутьме лесной – Маленький разведчик, Посланный весной. Ёмкий образ
Метафора Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства называется метафорой. Метафора в краткой форме позволяет создать ёмкий образ.
Хвост по математике
Примеры метафор: Золото волос, гребень петуха, куча проблем, верхушка общества, хвост по математике и т. д. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. С. Есенин
Высокая гора, мачты сосен, интересные новости, хвост поезда, зигзаг судьбы, детская улыбка, корень зла, острая иголка. Вокруг белеющих прудов Кусты в пушистых полушубках… С. Я. Маршак Найдите метафоры:
Найдите метафору: Рыхлый снег темнеет в марте. Тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте И по карте на стене. С. Я. Маршак
Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своём минутном торжестве! Ф. Тютчев Найдите метафору:
В государстве ромашек, у края, Где ручей, задыхаясь, поёт… Н. Заболоцкий Найдите метафору:
Выразительные средства речи: Сравнение Олицетворение Метафора Эпитет
весёлое золотистое ласковое приветливое улыбающиеся жгучее восходящее
Эпитет ОБРАЗное определение предмета называется эпитетом. Эпитеты отвечают на вопрос КАКОЙ? Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, часто как ЦВЕТопись.
Ветер вольный, жгучий, заунывный, игривый, ласковый, легкокрылый, неуёмный, шаловливый… Дождь бесконечный, грибной, долгожданный, затяжной, моросящий, проливной, слепой… Примеры эпитетов:
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду… Примеры эпитетов:
Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. А. С. Пушкин Седое небо надо мной И лес, раскрытый, обнажённый. И. Бунин Примеры эпитетов:
Золотой браслет; Чугунный ковш; Каменное здание; Чёрствая булка; Старая женщина; Голубая лента; Золотой луч; Чугунный грохот; Каменное сердце; Чёрствая душа; Старая история; Голубая мечта; Простые определения и эпитеты:
Румяный вечер, розовый цвет, зелёная тоска, тяжёлый камень, капризное море, горячая вода, холодный взгляд, длинная зима, короткая верёвка, кипящая вода, кипящая вода в реке. Найдите эпитеты:
Слёзы Корабль Характер Тучи Подберите к словам эпитеты:
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана. М. Ю. Лермонтов Из-за леса, леса тёмного Подымалась красна зорюшка… С. Есенин Найдите эпитеты:
Грустная картина: Степь да небеса, Голая равнина, Чахлые леса. Д. Минаев Найдите эпитеты:
А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер! В. Лебедев-Кумач На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна… М. Ю. Лермонтов Найдите эпитеты:
Выразительные средства речи: Сравнение Олицетворение Метафора Эпитет
Найдите в отрывках различные художественные приемы: Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Заплакала сосулька холодными слезами. Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля.
Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть век не желтеет, Но век не свежа. Ф. Тютчев Найдите художественные приемы:
Какие выразительные (художественные) приемы использовал Н. Сладков?? Зацвела ива. Каждый ивовый барашек похож на пухового желтого цыпленка: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец. Щелкнешь – золотой дымок запалит. Понюхаешь – мед!
Сказка про одуванчик. Взмахнуло золотым рукавом – брызнули солнечные пылинки. И засветились на лугах, по обочинам дороги маленькие желтые огоньки – одуванчики. От удовольствия засмеялось солнце: «На меня похожи!»
Сказка про одуванчик А сердитая зима спряталась в глухом, дремучем лесу, в сыром и холодном овраге. Смотрит, а в зеленой траве светятся миллионы маленьких солнышек. Разозлилась зима, махнула серебряным рукавом и запорошила снегом желтенькие огоньки.
Сказка про одуванчик С тех пор одуванчики так и щеголяют: то в желтом платье, то в белой пушистой шубке.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-523778
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.